УДК 378.14.02 + 159.9-051 ББК Ю969 + Ч448.027:Ю9
СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
А.А. Алимов
Балашовский институт Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, г. Балашов
Представлены результаты исследования специфики становления и развития смысловой установки в учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению «Психология». Рассмотрены три уровня развития смысловой установки студентов: уровень случайного выбора профессионально-учебной деятельности; уровень операциональной, целевой и мотивационной установок, уровень смысловой установки. Продемонстрировано, что уровень развития установки учащихся определяет преобразование их учебной деятельности. Развитие учебной деятельности происходит по трем этапам: обучение, учение и профессионально-учебная деятельность. Показано, что в условиях традиционного обучения становление смысловой установки студентов-психологов носит стихийный характер.
Ключевые слова: смысловая установка студентов, целевая установка студентов, профессионально-учебная деятельность, ценностно-смысловая сфера личности, установочная регуляция профессионально-учебной деятельности, модель развития смысловой профессиональной установки студентов.
Введение
Профессиональная учебная деятельность студентов-психологов в последнее время широко представлена в психологических исследованиях.
Все эти исследования связаны с решением двух задач:
1) определение метода организации образовательного процесса, в рамках которого осуществляется изучение психологии (Гладких, 2012; Егорова, 2003);
2) изменение отношения учащихся к объективному содержанию выбранной профессии (Донцов, Белокрылова, 1999; Леонтьев, 2001).
Однако считаем необходимым выделить третью задачу, связанную с тем, что учебная деятельность студентов в определенных условиях сохраняет целевую направленность, устойчивость к различным помехам. Решение этой задачи возможно в рамках изучения роли установки студентов как внутреннего механизма учебной деятельности.
В психологических исследованиях можно обнаружить разные подходы к пониманию установки.
В исследованиях представителей зарубежной психологии изучается роль установки в научении поведению, в когнитивном позна-
нии. Так, в психодинамическом подходе изучение установки связано с выявлением направленности бессознательных влечений индивида (Фрейд, 2015). В гуманистической психологии развивается идея о том, что изменяемое поведение учащихся определяет возникновение у них новой установки (Майерс, 2007; Чалдини, 2001 и др.).
В психологических исследованиях представителей отечественной психологии установка изучается как механизм управления активностью субъекта деятельности.
Так, в основополагающих в рассматриваемой проблеме работах Д.Н. Узнадзе доказывалось, что установка опосредствует стимулирующее воздействие внешних условий и уравновешивает отношения субъекта со средой (Узнадзе, 2001). Установка может выступать как позиция индивида в деятельности (Выготский, 2000) либо может рассматриваться как механизм, обеспечивающий устойчивость деятельности человека (Асмолов, 2007).
Изучения установки в контексте определения различных аспектов учебной деятельности осуществляется в основном в исследовании готовности детей к школьному обучению, либо готовности студентов к будущей
профессии. В то же время такого рода проблемы исследования готовности к профессиональной деятельности применительно к освоению студентами профессии психолога мало изучены, а изучение развития установки студентов-психологов в профессиональном учении представлено буквально единичными исследованиями.
С нашей точки зрения, установка студентов-психологов является одним из механизмов регуляции и стабилизации их учебной деятельности.
В ходе исследования была разработана эмпирическая модель развития смысловой профессиональной установки студентов. В этой модели представлены три уровня развития смысловой установки:
1) первый уровень представлен уровнем установки случайного выбора профессии, на котором установка проявляется в выборе обучения на факультете психологии высшего учебного заведения как продолжения школьной линии обучения, а не выбором собственно профессионального учения;
2) второй уровень включает в себя три вида установок:
• операциональные установки, выявляющие стремление студентов к согласованию своих действий с действиями других;
• целевые установки, определяющие включенность учебной деятельности в жизненное пространство студентов;
• мотивационные установки, участвующие в создании образа «Я» психолога;
3) уровень смысловой установки студентов-психологов, который обеспечивает осуществление смысловой регуляции учебной деятельности студентов.
Становление установки студентов-психологов происходит в процессе развития учебной деятельности, включающем в себя следующие этапы:
Социально-демографические характеристики
1) обучение, не связанное со смысложиз-ненными ориентациями студентов, в рамках которого активность студентов проявляется в процессах адаптации и в формальном отношении к обучению;
2) учение, обусловленное изменением отношения студентов к учебной деятельности, в рамках которого содержание учебной активности составляют процессы индивидуализации, познавательный интерес, научная увлеченность языком психологии;
3) профессионально-учебная деятельность, выявляющая личностный смысл учебных действий, и в рамках которой содержанием профессионально-учебной активности студентов являются процессы интеграции, общее положительное отношение студентов к своей деятельности (Алимов, 2014).
Выборка и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе социально-гуманитарного факультета Балашовского института Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чер-нышеского в период 2014-2015 гг. Всего в экспериментальном исследовании участвовали 109 студентов 1-4 курсов, обучающихся по очной форме обучения по направлению «Психология» (профиль подготовки - «Практическая психология образования») (табл. 1).
В исследовании использовались следующие методики эмпирического исследования:
1) проективные рисуночные методики «Образ себя как психолога», «Образ психологии», «Место психологии в образовательном пространстве», с помощью которых изучалось отношение студентов-психологов к профессионально-учебной деятельности (Алимов, 2014);
2) анкетирование по разработанной Г.М. Белокрыловой, А.И. Донцовым анкете, направленное на изучение становления представлений студентов-психологов о профес-
Таблица 1
зрки участников эмпирического исследования
№ Образовательный статус Численность студентов Гендерные характеристики Возраст
1 Студенты-психологи 1 курса 29 11 юношей (38 %) 18 девушек (б2 %) 17,3 ± 0,6
2 Студенты-психологи 2 курса 27 10 юношей ( 37 %) 17 девушек ( 63 %) 18,4 ± 0,2
3 Студенты-психологи 3 курса 26 9 юношей (35 %) 17 девушек (65 %) 19,3 ± 0,2
4 Студенты-психологи 4 курса 27 11 юношей (41 %) 16 девушек (59 %) 20,3± 0,2
сионально-учебной деятельности (Донцов, Белокрылова, 1999);
3) тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, применявшийся для изучения изменения содержания отношений студентов-психологов к учебной деятельности (Леонтьев, 1992);
4) самоактуализационный тест Л.Я. Гоз-мана и М.В. Кроза для выявления наличия включенности учебной деятельности в систему жизненных отношений студентов-психологов (Гозман, 1995). Для обработки полученных данных использовались компьютерные статистические программы Excel в составе стандартного приложения Microsoft Office и пакет статистических программ SPSS. В связи с целью исследования основным методом статистического анализа первичных данных психологической диагностики по вышеперечисленным методикам являлся метод ранговой корреляции с использованием критерия rs Спирмена.
Результаты исследования
Эмпирическое исследование осуществлялось по трем последовательным сериям.
Первую серию исследования составило изучение содержания представлений студентов о профессиональной деятельности психолога.
Обобщение результатов исследования с помощью рисунков «Образ себя как психолога», «Образ психологии», «Место психологии в образовательном пространстве», а также
данных анкетирования позволило выделить 3 группы студентов с различным уровнем представлений о будущей профессии (табл. 2).
Анализ результатов анкетирования и рисунков студентов, отнесенных к первой группе испытуемых, позволил обнаружить направленность таких студентов на житейскую сторону содержания профессиональной деятельности психолога. Психолог, по их мнению, является практиком, специфика профессиональной деятельности которого является психологическая помощь людям («Психолог -это врач, священник и учитель в одном лице»). Изображения психологии выполнялись главным образом метафорически, в виде солнца, камина, цветов, «кубика Рубика», Бога и т. п. В некоторых изображениях образ себя как психолога был представлен аналогичными внешними атрибутами профессии.
Такие изображения символизируют ориентацию студентов на престиж профессии и отражают эмоциональное отношение учащихся к будущей профессиональной деятельности, тенденцию к постижению лишь ее практической стороны.
Сопоставление полученных результатов с содержанием разработанной эмпирической модели развития установки студентов-психологов позволяет утверждать, что у студентов преобладает установка случайного выбора.
Испытуемые второй группы считают
Таблица 2
Показатели ориентированности студентов в содержании профессиональной деятельности психолога
№ Студенты Доля численности всей выборки студентов в группе, % (N=109) Характер ориентированности в профессии психолога
1 Первая группа: - студенты 1 курса - студенты 2 курса - студенты 3 курса - студенты 4 курса 26-89 15-55 7-27 3-11 Житейские представления. Образ себя как психолога представлен внешними атрибутами профессии
2 Вторая группа: - студенты 1 курса - студенты 2 курса - студенты 3 курса - студенты 4 курса 3-11 9-33 13-50 17-63 Открытие предметности профессионально-учебной деятельности. Профессиональные знания выступают основой будущей профессиональной деятельности
3 Третья группа: - студенты 1 курса - студенты 2 курса - студенты 3 курса - студенты 4 курса 3-2 6-23 7-26 Объективные отношения внешнего и внутреннего плана учебной деятельности. Осознанное отношение к собственной жизни, к жизненной перспективе
психологию наукой, которая, по мнению студентов, направлена на изучение различных «психологических явлений и процессов», «психики», «человеческих взаимоотношений» и др. Актуальными проблемами психологии назывались проблемы личности, межличностных взаимоотношений, проблемы наркозависимости, семейных отношений и многие другие. Направленность учащихся на содержание учебной деятельности подтверждается и характером изображений студентами образа психологии: в виде книги, учебника и ситуации учения. С этим согласуются и изображения студентами себя как психолога: использование сюжетного описания собственных действий, обращенных к окружающим людям (изображения себя как беседующего либо иным образом взаимодействующего с взрослыми и детьми).
Сопоставление полученных результатов испытуемых второй группы с содержанием эмпирической модели развития установки студентов, позволяют предположить о формировании у них на этом этапе обучения профессии операциональной и целевой установок в учебно-профессиональной деятельности.
Анализ ответов испытуемых третьей группы позволил отметить существенный сдвиг в ориентации студентов-психологов на содержание предметных профессиональных
отношений психолога в четком осмысленном отражении его профессиональных намерений. В представлениях таких студентов основным средством профессиональной деятельности психолога выступают профессиональные знания и умения. Подобные изменения в ориентации студентов на ценности профессиональной деятельности иллюстрируются различными по содержанию изображениями образа психологии, отличающимися многоплановостью, структурированностью, выделением различных аспектов профессиональной деятельности и направлений работы.
Сопоставление полученных результатов анкетирования учащихся с содержанием эмпирической модели развития установки студентов-психологов, позволяет говорить о становлении у них смысловой профессиональной установки в учебной деятельности.
В ходе второй серии исследования изучалась специфика содержания ценностных ори-ентаций студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности с помощью самоактуализационного теста Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза (табл. 3).
Анализ результатов тестирования показал, что ориентация студентов на объективную сторону профессии психолога начинается на втором курсе обучения и связана с получением ими новых психологических знаний. По
Таблица 3
Структура выборки студентов с высокими шкальными показателями по тесту самоактуализации
Процентная доля числа студентов с высокими показателями
Шкалы теста по шкалам теста
1 курс (п=29) 2 курс (п=27) 3 курс (п=26) 4 курс (п=27)
Ориентация во времени 42 29 44 53
Поддержка 85 49 43 70
Ценностная ориентация 85 62 76 74
Гибкость поведения 85 41 46 32
Сензитивность - 49 58 70
Спонтанность 28 27 58 53
Самоуважение 71 68 79 70
Самопринятие 57 35 58 74
Представления о природе человека 42 49 58 70
Синергия 42 56 73 74
Принятие агрессии 28 21 44 32
Контактность 42 31 52 70
Познавательные потребности 57 37 50 74
Креативность 42 35 44 53
Примечание. В таблице представлены удельные показатели доли численности студентов с высокими показателями по шкалам теста (в % от общей численности соответствующей выборки). Аналогичного рода показатели удельного веста численности а студентов с низкими значениями по шкалам методики в таблице не представлены.
мере увеличения периода учебной деятельности численность студентов с высокими показателями по шкалам теста заметно возрастает. Такого рода данные свидетельствуют о том, что по ходу профессионального учения происходит развитие способности к продуманным, целенаправленным действиям, наблюдается высокая степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире. Студенты более осознанно начинают воспринимать свой жизненный и профессиональный путь, привыкают ориентироваться на свое будущее, связанное с профессией психолога.
Третья серия эмпирического исследования предполагала изучение содержания отношений студентов-психологов к профессионально-учебной деятельности с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО, табл. 4).
В результате было установлено, что по мере позитивного изменения отношения студентов-психологов к профессионально-учебной деятельности у них происходит повышение уровня осмысленности жизни и в целом (шкала общей осмысленности жизни), и по отдельным ее показателям (шкалы «процесс жизни», «локус контроля - Я» и «локус контроля - жизнь»). Как следствие, по мере осуществления и освоения студентами профессионально-учебной деятельности они становятся более ответственными в принятии решений, начинают воспринимать процесс учения как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, появляется уверенность в своих силах для осуществления профессиональной деятельности в будущем.
В результате применения методов математической статистики (ранговой корреляции Спирмена) была установлена положительная корреляция значений по шкале «ценностные ориентации» с показателями смысложизнен-ных ориентаций студентов-психологов
(г8=0,51 при р<0,01; ге=0,42 при р<0,05; г,=0,54 при р<0,01 и г,=0,54 при р<0,01 у студентов 1, 2, 3 и 4 курса соответственно). Следовательно, студенты в процессе обучения начинают высоко оценивать свои знания и способности, появляется стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, происходит понимание целей и задач своей профессиональной деятельности.
Кроме этого, была установлена положительная корреляция между показателями шкалы «сензитивность» и общими показателями осмысленности жизни (у студентов 2 курса гк=0,53 при р<0,01 и у студентов 3 курса -г8=0,39 при р<0,05). Такого рода корреляционная связь позволяет с определенной уверенностью говорить о том, что студенты постепенно начинают включать свою профессионально-учебную деятельность в систему жизненных отношений, а изучение психологии начинает выступать как ценность, определяющая значение профессионально-учебной деятельности в их жизни.
Выводы
В ходе исследования было выявлено, что развитие установки студентов приводит к преобразованию их учебной деятельности. Изменяется способ участия студентов в учебной деятельности: формальный подход к обучению сменяется учебной деятельностью студентов, организуемой и осуществляемой в соответствии с логикой жизненной необходимости. В дальнейшем профессионально-учебная деятельность открывается студентами как несущая в себе смыслы их жизни и создающая тем самым условия для усвоения ими профессиональных знаний как инструментария и средства этой жизненно важной деятельности.
Вместе с тем, становление смысловой установки студентов-психологов носит в основ-
Структура выборки студентов с высокими шкальными показателями по тесту смысложизненных ориентаций студентов
Таблица 4
Шкалы теста СЖО Удельный вес численности студентов с высокими показателями теста в подгруппах (в %)
1 курс (n=29) 2 курс (n=27) 3 курс (n=26) 4 курс (n=27)
Цели в жизни 71 68 76 85
Процесс жизни 57 74 79 85
Результат жизни 71 68 76 88
Локус контроля-Я 76 74 79 81
Локус контроля-жизнь 82 81 88 96
Общий показатель ОЖ 82 88 92 100
ном стихийный характер. Переход к более высоким уровням установочной регуляции учебной деятельности происходит в случае изменения ориентации студентов в системе ценностей социокультурного контекста учения. Можно утверждать, что формирование смысловой установки представляется необходимым уже на этапе вхождения учащихся в новую учебную деятельность (фактически -уже на первом году обучения).
В связи с этим возникает необходимость проведения специально организованного обучения, способствующего становлению смысловой установки студентов-психологов в учебной деятельности. Такое обучение возможно организовать в случае объединения двух направлений организации образовательного процесса.
Первое направление должно быть нацелено на создание предметных условий для развития самоценных форм активности учащихся. Развивающие задания при этом способствуют открытию предметных профессиональных действий психолога.
Второе направление обеспечивает создание коммуникативных условий, определяющих возникновение психологической общности «педагог-студенты».
Литература
1. Алимов, А.А. Психология социальной установки / А.А.Алимов. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. - 83 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: куль-
турно-историческое понимание развития человека /А.Г. Асмолов. -М.: Смысл. 2007. - 528 с.
3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. -2000. - 1008 с.
4. Гладких, С.В. Методическая система профессионально-ориентированного обучения студентов-психологов дисциплине «современные информационные технологии» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Гладких. - М., 2012. - 25 с.
5. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест (САТ) / Л.Я.Гозман, М.В.Кроз, М.В.Латинская. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 17 с.
6. Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. - 1999. -№ 2. - С. 42-49.
7. Егорова, М.А. Модель профессиональной подготовки специалиста-психолога для системы образования / М.А. Егорова // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 16-21.
8. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-66.
9. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций / Д.А.Леонтьев. - М.: «Смысл», 1992. -16 с.
10. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2007. - 794 с.
11. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб: Питер, 2001. - 414 с.
12. Фрейд, З. Малое собрание сочинений / З. Фрейд. - СПб.: Азбука, 2015. - 603 с.
13. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чал-дини. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
Алимов Айдар Анварович, кандидат психологических наук, доцент, Балашовский институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (г. Балашов), [email protected]
Поступила в редакцию 12 августа 2015 г.
THE SPECIFICS OF MAKING OF NOTIONAL PROFESSIONAL ATTITUDE IN STUDYING ACTIVITY BY STUDENTS-PSYCHOLOGISTS
A.A. Alimov, Balashov institute of the Chernyshevski Saratov State University, Balashov, Russian Federation, [email protected]
There are presented the findings of the specificity of development of semantic attitude by the educational and professional activity of students-psychologists. There are reviewed three levels of development of semantic attitude by students: the level of random selection attitude by the educational and professional activity; the level of operational, objective and motivational attitude, the level of notional attitude of students-psychologists. It's found, that the level of the students attitude development causes their studying activity transformation. The development of studying activity occurs on next levels: teaching, studying and the professional and studying activity. It's shown, that making of notional attitude of students-psychologists is spontaneous in conditions of traditional teaching.
Keywords: notional attitude of students, target attitude of students, professional educational activities, person's value-semantic sphere, the attitude regulation of the professional educational activities, development model of the semantic professional attitude of students.
References
1. Alimov A.A. Psihologiya sotsialnoy ustanovki [The Psychology of the Social Attitude]. Saratov, Nauka Publ., 2014. 83 p.
2. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: kulturno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka [The Psychology of Personality: Cultural and Historical Conception of Human Development]. Moscow, Smysl Publ., 2007. 528 p.
3. Vygotskiy L.S. Psihologiya [The Psychology]. Moscow, EKSMO-Press Publ., 2000. 1008 p.
4. Gladkih S.V. Metodicheskaya sistema professionalno-orientirovannogo obucheniya studentov-psihologov distsipline "Sovremennye informacionnye tehnologii" [The Methodical System of Professionally Oriented Teaching of Students-Psychologists in the Subject "Modern Informational Technologies"], Moscow, 20l2. 25 p.
5. Gozman L.Ya., Kroz M.V., Latinskaya M.V. Samoaktualizatsionny Test (SAT) [Test of Self-Actualization]. Moscow, Russian Pedagogical Agency, 1995. 17 p.
6. Dontsov A.I. Professionalnye predstavleniya studentov-psihologov [The Professional Notion by Students-Psychologists]. Voprosypsikhologii [The Psychological Issues], 1999, no. 2, pp. 42-49.
7. Egorova M.A. Model professionalnoy podgotovki spetsialista-psihologa dlya sistemy obrazovaniya [The Model of Professional Training of the Specialist-Psychologist for the Educational System]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [The Psychological Science and Education]. 2003, no. 4, pp. 16-21.
8. Leontiev D.A. Professionalnoe samoopredelenie kak postroenie obrazov vozmozhnogo budushego [The Professional Self-Determination as the Building of Possible Future Image] "The psychological issues". 2001. no. 1, pp. 57-66.
9. Leontiev, D.A. Test smyslozhiznennyh orientaciy [Test of Notional for Life Orientations]. Moscow, "Smysl", 1992. 16 p.
10. Maiers D. Sotsialnayapsihologiya [The Social Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007. 794 p.
11. Uznadze D.N. Psihologiya ustanovki [The Psychology of Attitude]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 414 p.
12. Freud Z. Maloe sobranie sochineniy [Small Collected Works]. St. Petersburg, Aznuka Publ., 2015. 603 p.
13. Chaldini R. Psihologiya vliyaniya [The Psychology of Impact]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 288 p.
Received 12 August 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Алимов, А.А. Специфика становления смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов-психологов / А.А. Алимов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 3. - С. 44-50.
FOR CITATION
Alimov A.A. The Specifics of Making of Notional Professional Attitude in Studying Activity by Students-Psychologists. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2015, vol. 8, no. 3, pp. 44-50. (in Russ.)