Научная статья на тему 'Специфика современной культуротворческой деятельности'

Специфика современной культуротворческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1705
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / CULTURE / CULTURE-CREATION ACTIVITY / VALUES / MASS CULTURE / ELITE CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Романова Н. В.

В статье рассматривается культуротворческая деятельность как специфическая форма культурной практики, направленная на порождение ценностных доминант в системе определенного антропологического типа. Рассмотрена аксиология классического культуротворчества, проанализирована специфика культуротворческой деятельности в современной социокультурной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC OF MODERN CULTURE-CREATION ACTIVITY

The article deals with the culture-creation activity as specific form of cultural practice, which is focused on creation valuable dominants in the system of certain anthropological type. In the research the axiology of a classical culture-creation is considered, specifics of culture-creation activity in modern sociocultural system are analyzed.

Текст научной работы на тему «Специфика современной культуротворческой деятельности»

УДК 124.5 ГРНТИ 13.01.11 Код ВАК 24.00.01

Н. В. Романова

Луганск, Украина

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура, культуротворческая деятельность, ценности, массовая культура, элитарная культура.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается культуротворческая деятельность как специфическая форма культурной практики, направленная на порождение ценностных доминант в системе определенного антропологического типа. Рассмотрена аксиология классического куль-туротворчества, проанализирована специфика культуротворческой деятельности в современной социокультурной системе.

N. V. Romanova

Lugansk, Ukraine

SPECIFIC OF MODERN CULTURE-CREATION ACTIVITY

KEY WORDS: culture, culture-creation activity, values, mass culture, elite culture.

ABSTRACT: The article deals with the culture-creation activity as specific form of cultural practice, which is focused on creation valuable dominants in the system of certain anthropological type. In the research the axiology of a classical culture-creation is considered, specifics of culture-creation activity in modern sociocultural system are analyzed.

Процессы культуротворчества в современном мире сущностно определены нестабильностью, постоянными изменениями и кризисами. Поскольку постмодернистское мировоззрение отождествляет культурные формы со знаково-

символическими, творчество в системе культуры понимается как создания новых знаковых форм, отличающихся от предыдущих в основном количественно, а не качественно. Всевозрастающие потоки информации, с одной стороны, усложняют культурное самоопределения, предлагая множество форм социокультурной деятельности, а, с другой стороны, унифицируют и стандартизируют эту деятельность, поскольку регулятивно-манипулятивные стратегии СМИ ориентируются на впечатляющие, шокирующие, экспрессивные и т.п. информационные явления, гомогенизируя их структуру от программ новостей до обсуждения политических событий.

Трансформация аксиологической системы культуры в условиях интенсивных процессов глобализации сопровожда-

ется значительным влиянием масс-медиа на формировании ценностных ориентаций общества. Негативные последствия этого влияния можно увидеть уже сейчас: «мозаичность» и фрагментарность индивидуального сознания, редуцирование представлений к простейшим формам восприятия, массовое потребление, замена реальных ценностей жизни виртуальными. Целью статьи является рассмотрение особенностей современной культуротворческой деятельности и ее основных форм.

Общество как система не возможна без деятельности, основанием которой является культурное наследование, а вхождение человека в социум конституировано культуротворческой деятельностью. Каждый индивид, социализируясь и воссоздавая культуру социума через свою активность, воссоздает ее по-своему, создает новую вариацию наследования [5. С. 213221]. Однако эта вариация представляет собой депривацию, отклонение от культурных моделей (норм, правил, ритуалов), совокупность которых и составляет основу

культурной системы общества. Является ли значимой для общества исключительно только сама модель и ее ценностные формы или обладают значимостью так же и сами отклонения от этой модели - это определяется доминирующим в обществе типом культуротворческой деятельности.

Исторический тип культуротворче-ства манифестирует себя в системе определенного антропологического типа, выступающего как высшая моделирующая система в структуре ценностных ориентаций [6. С. 333-360]. Идеал человека системно определяет собой направленность (вектор) социокультурной деятельности, дифференцируясь на частные ценности в зависимости от предметных областей этой деятельности, а социокультурная деятельность, в свою очередь, представляет собой создание человека - социально адаптированного индивида, которой включен в ту или иную систему ценностей. Наиболее общими типами ценностных ориентаций культурно-интегративного характера, на наш взгляд, являются ценностные ориентации двух культурных надсистем: традиционной и инновационно-креативной (новаторской) [8. С. 73-76].

Ценностные ориентации в системе традиционной культуры формируются вокруг рекурсивного воспроизведения культурных моделей. Высший антропологический тип здесь - это человек, который полностью остается в пределах культурного канона общества и не противопоставляет свои индивидуальные ценности ценностям коллектива. Общей ценностной ориентацией, характерной для обществ с выраженной традиционной культуротворческой деятельностью (архаического, древневосточного, античного и средневекового), является реализация культурных моделей посредством традиционного воспроизведения традиционного содержания. Культура в традиционном обществе полностью зависит от традиции как принципа культурогенеза, а субъект культуротворче-ства в ней является деперсонифицирован-ным и представляет собой весь существующий социум, бессознательно и сознательно соотнося девиации своего индиви-

дуального воспроизведения культурных моделей к традиционным формам. Поэтому для традиционных культур в первую очередь значимыми являются не индивидуалистские (персоналистические), а социальные ценностные ориентации. Представления о мире и обществе в традиционной культуре в первую очередь репрезентируются через мифологически-религиозный дискурс, который легитимирует традиционное воспроизводство культуры и выступает как основная форма выражения ценностных ориентаций.

Однако уже в рамках традиционной культуры образуется такое отношение к ценности культурных моделей, которое концентрирует не на наследовании традициям, а на интерпретации традиции, творческого (новаторского) отношения к ней. Эта ценностная ориентация наиболее проявила себя в античности, когда в полисах Древней Греции возникает понимание ценности творчества, а творчество легитимируется как традиционный феномен. Однако следует подчеркнуть, что даже творческий характер культурных артефактов античности определен традиционной мифологической картиной мира и конституирован традиционными ритуалами. Интерпретация здесь важна, но важна она не сама по себе, а именно как интерпретация традиции, ее реактуализация, переосмысление ее традиционной ценности в новых условиях. Сакрально-ритуальное повторение мифа здесь превращается в социальноритуальное. Ярким примером этого может быть античный театр, возникший из ритуальных праздников (дионисийских мистерий).

Творчество как самоценный, независимый от традиции феномен, выходит на первый план в структуре инновационно-креативной культуры. Общей ценностной ориентацией, характерной для обществ с инновационно-креативной культурой (ренессансного, нововременного и современного) и является само творчество, то есть стремление к созданию новых техник, форм деятельности и поведения, к кардинальным преобразованиям общественного и естественного бытия, уникаль-

ной и неповторимой индивидуальности. В этой системе ценностных ориентаций формируется и развивается индивидуализм и персонализм, манифестирующие себя в создании субъективных ценностей, личных ценностных ориентаций. Высшим антропологическим типом является в данной культуре является человек индивидуальный (уникальная личность), а для аксиологический репрезентации представлений о мире в первую очередь используются политический, художественный и научный дискурсы. Интерпретация фундируется уже не традицией, а преодолением традиций, а переосмысление как реактуализация традиционных тем сменяется преобразованием как созданием новых тем. Однако такой критерий творчества в культуротворческой деятельности постепенно приводит к формальной экспликации и манифестации ценностей инновационнокреативной культуры, поскольку содержательно культуротворчество не может не осуществляться как опирающаяся на традиции (в том числе и в отрицании этих традиций) деятельность. Творчество как одна из традиционных форм общества возможна лишь в том случае, если общество придерживается традиций, однако творчество, которое зиждется на отрицании традиций, противоречит своей социальной сущности. Соответствующая этому противоречию формализация культуротворчест-ва (сведение к формальным, структурным новациям) приводит к кризису, который характерен для ценностной ориентации современной культуры.

Специфика современной культуротворческой деятельности заключается в том, что в ее основании лежит всеобъемлющий кризис аксиологии инновационнокреативной культуры: кризис рациональных, индивидуальных и креативных ценностей, выразившийся в появлении примитивной массовой культуры и противостоящей ей излишне усложненной и зачастую бессмысленной элитарной культуры [7. С. 110-129], распаде и негации классических социальных институтов [19. С. 9194] и возникновении глобальных проблем человечества [16. С. 687-688; 17]. Как от-

мечает И. Бестужев-Лада: «Культура теряет свое рациональное, конструктивное, полезное для общества значение, превращается в антикультуру, иррациональную, деструктивную, подталкивающую человечество к развернувшейся перед ним пропасти» [2. С. 29]. Основной формой кризиса инновационно-креативной культуры является деструкция ценности творчества, который привел к распаду культуры на массовую и элитарную [9. С. 50-60]. Базовые аксиологические характеристики как традиционного, так и креативного культуро-творчества сохраняются, но на их фоне возникают массовая и элитарная культура, соответственно упрощая и усложняя ценностно-смысловые тезаурусы и культурные модели.

Массовая культура приходит на смену народной культуре, функционирующей вокруг традиций и через традиции. Массовая культура ориентируется не на индивидуальное уникальное творчество, а на процессы экстенсивного потребления, определенные модой и рыночными законами отношений между массовым спросом и соответствующим ему предложением. Это потребление определено средним массовым стандартом, рассчитанным на воздействие на как можно более широкие массы, и выступает одновременно и как возможность человека свободно удовлетворять свои потребности, выбирая из множества вариантов предложения, и как тотальное подчинение человека искусственно формируемым потребностям. Генеральным аксиологическим принципом массовой культуры является массовое стереотипное производства, и на основе его ценностных моделей формируются другие виды артефактов.

Современная массовая культура является специфически организованной индустрией культурного производства, артефакты которой циркулируют по каналам массовой коммуникации и предназначен-ны для потребления миллиоными людей. Массовая культура обладает амбивалентной природой, поскольку, с одной стороны, позволяет ознакомиться с шедеврами высокой культуры и получить доступ к

высоким технологиям широким массам людей, а, с другой стороны, стандартизирует и примитивизирует восприятие этих масс с целью расширения возможностей потребления. И в первую очередь массовая культура активно воздействует на подсознательные пласты людской психики, стимулируя телесные и эгоистичные желания и инстинкты.

Сущность массовой культуры определяет и ее антропологический идеал - человека массового, потребляющего, одномерного. Эмоциональность у массового человека доминирует над рациональностью, на первое место выходит импульсивность, заменяя сдержанность, поскольку процесс потребления экстенсивнее, если человек руководствуется эмоциями, а не умом. Одномерность массового человека связана со стереотипностью его массовых ценностей и гиперболизацией его выхолощенной уникальности, фоном которой служат эти самые массовые бессодержательные ценности, а не сложные традиционные социальные и религиозные тезаурусы [14. С. 390-400].

Наряду с массовой культурой и элитарная культура представляет собой проявление кризиса креативных ценностей. Однако если массовая культура стремится стандартизировать и унифицировать содержание творчества, то элитарная культура скорее направлена на сверхусложнение творчества, на творчество ради творчества. Однако такая интенция разрушает содержательную ценность творчества, классическую аксиологию творения на основе образца и идеала, в результате чего сверхуникальность артефактов подобного творчество делает их просто-напросто бессмысленными: «Отныне нами правит пустота, однако такая пустота, которая не является ни трагической, ни апокалипсической» [11. С. 24].

Для элитарной культуры в аспекте культуротворчества характерно позиционирование объектов в неожиданном ценностно-смысловом контексте, постулируя такую «интерпретации» как обладающую неповторимым уникальным содержанием. При этом это содержание оформляется с

помощью новой, референциально усложненной семантики, которая требует от индивидов специальной подготовки и обширного культурного кругозора. Создавая особые культурные языки, доступные лишь узкому кругу избранных и призванные усложнить коммуникацию настолько, чтобы обыденное сознание оказалось в принципе неспособным адекватно декоди-фицировать язык элитарной культуры и расшифровать ее значения и ценности, элитарная культура апеллируюта к избранному меньшинству своих субъектов, которые, в большинстве случаев выступают одновременно и как ее адресанты-творцы, и как ее адресаты-реципиенты, тем самым идеологически и коммуникативно противопоставляя себя масштабности массовой культуры. Оперируя подчеркнуто субъективными и отстраненными от обычной реальности интерпретациями повседневного и обыденного, представители элитарной культуры сводят освоение реальности к мысленному эксперименту над ней, что часто выражается в преобразовании реальности вместо ее отражения, деформации реальности вместо подражания и домысливании содержания вместо его осмысления. Для современной элитарной культуры особенно характерен личный эпатаж. Личность постулируется как настолько уникальная сущность, что ее не с чем сравнить, ее содержание невозможно уловить и помыслить. Но если невозможно логическое представление, то возможна интуитивная экспрессия, что и приводит к выражению уникальности посредством эпатажного поведения [18. С. 31-32].

Несмотря на противоречие между массовой и элитарной культурами, они обнаруживают свое единство в рамках системы ценностных ориентаций постмодер-ного общества: элитарная культура стремится к рецепции у масс, а массовая культура стремится использовать ее практики и артефакты для расширения своей сферы потребления. Постмодерный эклектизм характеризуется в аксиологическом отношении безразличием и всеядностью к форме и содержанию, поскольку для по-стмодерного сознания ценным является

все. Основным методом творчества становится синтез и стилизация, а основными культурными формами распространения ценностных моделей и артефактов как массовой, так и элитарной культур становятся средства массовой информации, в первую очередь выражающие себя в массовом тиражировании. Стирая грань между копией и оригиналом, массовое тиражирование нивелируют творческую ценность культурных артефактов, в первую очередь - художественную ценность произведений искусства [3]. Ряд исследователей прямо отождествляет массовою культуру со средствами массовой информации, поскольку она невозможна без СМИ, а сами СМИ формируют соответствующее им общественное сознание и влияют на характер и содержание коммуникаций в обществе [10; 13]. Информационные медиа формируют культурное пространство таким образом, что культуротворчество невозможно без использования этих медиа: «реципиент, открывающийся этому многоголосому потоку, сам превращается в продукт масскульта. Взаимодействие между человеком и СМИ можно назвать субъект-объектным, где первый выступает пассивным объектом информационного воздействия, в то время как вторые являются активными субъектами (интерактивные СМИ, виртуальная реальность). И даже самые аскетичные представители современного общества, принципиально ограждающие себя от влияний масс-медиа, не способны в полной мере избежать последних. Не зря Ж. Бодрийяр, учитывая все-проникаемость СМИ, наделяет их вирусной силой и вирулентной заразительностью; они испускают излучение, сравнимое с облучением тел в Хиросиме, но это излучении со знаками, образами, программами, сетями, информация теперь - не знание, а то, что заставляет знать» [7. С. 235].

В современном мире СМИ не только являются необходимым каналом для передачи информации, но и создают эту информацию и окружающий ее контекст, т.е. создают ценности, которые выгодны именно СМИ. Как отмечает Н. Больц,

«вследствие того, что наши знания о реальности опосредствованы СМИ, стало нелепо отличать отображение от отображенного явления... Чем является тот или другой политик или событие - это вообще возможно понять лишь в их инсценировке. Реально происходящее становится общественным событием только через свое медийное отображение» [20. С. 26].

Формирование ценностей посредством СМИ используется информационнофинансовым тоталитаризмом. Например, правящая элита является монополистом на наиболее весомые электронные масс-медиа и информационные агентства, что позволяет эффективно использовать СМИ в целях формирование массового настроения, а также осуществлять телевизионный террор, особенно за счет навязчивой и бездуховной рекламы. Влияние информационной власти на формирование ценностей не ограничивается индивидуальным влиянием, он также осуществляется за счет социальных и групповых механизмов. Как указывает Н. Луман, в современном обществе, в отличие от традиционного, «именно СМИ генерируют социальную память и придают социальное значение происходящим событиям. Именно этим они программируют не только настоящее, но и будущее» [12. С. 174].

Понятно, что без постоянного информационного взаимодействия полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом невозможны, но при этом следует помнить, что информационно-коммуникативные процессы могут представлять реальную угрозу для развития личности и общества. В традиционных культурах иерархия ценностей формирует относительно однозначную картину мира, которая дает четкие жизненные ориентиры и стабильное понимание смысла жизни, чем, например, и объясняется привлекательность традиционных ценностей в современном информационном обществе, переживающим кризис, как экономический, так и культурный. Инновационнокреативная культура в определенном смысле так же репрезентирует однознач-

ную картину мира, однако это динамическая картина мира, которая предполагает возможность изменения культурных моделей и отказ от ценностной иерархии социальных явлений в пользу сетевого принципа ценностной организации социального пространства [15. С. 208].

Эффективная творческая деятельность в современных условиях уже немыслима без СМИ, поскольку вне современных технологических систем коммуникации невозможны ни согласованность действий масс, ни формирование единых идеологических и мировоззренческих установок, ни приобщение к новейшим достижениям науки. Несомненно, информационное влияние СМИ несет в себе много плюсов, преимуществ, новых возможностей, как для отдельных индивидов, так и для общества в целом. Но вместе с тем информационное влияние СМИ имеет и ряд негативных моментов (масовизация и унификация культуры, замена коллективных ценностей эгоистическими гедонистическими ценностями и пропаганда основанных на них моделей поведения, управление общественным сознанием с целью ориентации его на примитивные нормы и ценности и т.п.). Следует особенно отметить, что деятельность информационных масс-медиа проблематизирует постижение реальности, предоставляя в первую очередь ее виртуальную копию: «Индивидуальное сознание, попадая в информационный мир, оказывается как бы в зеркальном зале, стены, пол и потолок которого отражают друг друга и теряющиеся внешние воздействия столь причудливо, бесконечно и разнообразно, что лишают наблюдателя чувства реальности - и, соответственно, целого ряда иных связанных с этим чувством качеств, включая ответственность. Он начинает соотносить себя уже не с реальностью, но преимущественно (и в этом качественное отличие информационного мира от обычной ситуации!) с господствующими в его окружении мнениями об этой реальности» [4. С. 62-63].

Информационные масс-медиа радикально преобразуют как общество в целом,

так и процессы культуротворческой деятельности в частности. Существенно расширяя континуум общения, содействуя демократизации общественной жизни посредством масштабного освещения события и доступности информации, СМИ (например, Интернет) открывает человеку невиданные прежде возможности самовыражения и творчества. Но при этом СМИ порождают и негативные эффекты в организации общества, самым серьезным из которых является трансформация информационных масс-медиа в орудие манипуляции массами.

Таким образом, для современной эпохи характерен в первую очередь кризис инновационно-креативного типа культуротворческой деятельности, который вызван как изменениями в общественной практике, так и в ценностном моделировании. При этом возвращение к традиционным ценностным моделям и тезаурусам является невозможным из-за фундаментальных изменений в социальном бытии. Современная динамика культуротворчества формируется на пересечении тройного ценностного моделирования: инновационно-креативного, основанного на преодолении традиционных ценностных ориентаций; масс-медиального, развивающегося на фоне кризиса инновационнокреативных ценностных ориентаций; традиционного, подвергающего критике одновременно и инновационно-креативные, и масс-медиальные ценностные ориентации. Однако при этом и традиционная, и инновационно-креативная системы ценностных ориентаций являются зависимыми от масс-медиальной, поскольку для репрезентации своих аксиомоделей и аксиологических тезаурусов используют СМИ, и тем самым вовлекаются в аксиологическое пространство массовых коммуникаций. Таким образом, именно медиальная система СМИ представляет собой основную форму осуществления культуротворческой деятельности в пространстве современной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ - начала XXI века. - СПб.: Азбука-классика, 2007.

2. Бестужев-Лада И.В. Перспективы развития культуры в проблематике социального прогнозирования. - СПб.: ГУП, 1997.

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - М.: РГГУ, 2012.

4. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Воеводин А.П. Перформативные механизмы социальной регуляции / // Філософські дослідження. - Вип. № 12, Ч. 1.

6. Воеводин А.П. Эстетическая антропология. - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010.

7. Ильин А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). - Омск: «Амфора», 2010.

8. КаганМ.С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. Кн. 1. - СПб.: Петрополис, 2003.

9. Каган М.С. И вновь о сущности человека // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. - СПб.: «Петрополис», 2001.

10. Крото Д, Хойнс У. Медиа и идеология // Контексты современности - II. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. - С. 99-108.

11. ЛиповецкиЖ. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - СПб.: Владимир Даль, 2001 г.

12. Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005.

13. Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации // Контексты современности - II. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.

14. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества // Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. - М.: АСТ, 2003.

15. МузаД.Е. Информационное общество сквозь призму власти: NETO-кратия или новый тоталитаризм? // Філософські дослідження. - 2011. - Вип. 14.

16. Осборн Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

17. Ростошинский Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

18. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М.: Искусство, 1989.

19. Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.

20. Norbert B. Die noue Gesellschaft // Frankfurter Helfe. - 1995. - Vol. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.