УДК 373:821.161.1
СПЕЦИФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА РАССКАЗОВ В. ПЬЕЦУХА В ВЫПУСКНОМ КЛАССЕ
SENIOR STUDENTS' INDEPENDENT ANALYSIS OF V. PYETSUKH'S STORIES
© И.В. Рогожина Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© I.V. Rogoszhina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Современная русская проза вызывает интерес у школьников разного возраста. Работа на занятиях, посвященных изучению или знакомству с ними, может быть эффективной и личностно значащей для учащихся при условии учета не только их мнений и оценок, но и опоры на современные литературоведческие категории. Использование современных педагогических технологий и системы заданий для самостоятельного восприятия и анализа текста предполагает такую организацию работы школьников, которая позволяет им получить новый, личностно значащий эстетический и нравственный опыт.
The modern Russian prose can be interesting for students of different age. Class work aimed at either studying the book or just its introduction can be efficient and provide personal feedback in case students' opinions and judgments are taken into consideration and categories of literature theory are employed as well. Modern pedagogic techniques and tasks for independent text perception and analysis help students gain new aesthetic and moral personally significant experience.
Ключевые слова: современная русская проза; своеобразие художественных образов пространства и времени, самостоятельный анализ текста учащимися; современные педагогические технологии; лич-ностно значащий эстетический и нравственный опыт.
Keywords: modern Russian prose; the chronotope features; students' independent text analysis; modern pedagogic techniques; aesthetic and moral personally significant experience.
Сегодня, как и сто пятьдесят лет назад, учителя, методисты и литературные критики спорят о целесообразности изучения в школе остросовременной литературы. Одни считают, что учащимся должны предлагаться только отобранные временем, высокохудожественные произведения с их неоспоримой нравственно-эстетической значимостью. Другие полагают, что знакомство с произведениями, сюжеты и герои которых узнаваемы и уже потому интересны учащимся, способствует формированию не только устойчивого интереса к художественной литературе, но и осознанной потребности в вербальном выражении и обсуждении множества возникающих перед человеком бытовых, социальных и нравст-
венно-эстетических вопросов. Во все времена подростки и юноши решают сложные проблемы взаимоотношений с окружающими их людьми, с обществом в целом, и именно новейшая литература, вбирающая в себя широкий спектр эмоциональных оценок событий, близких учащимся, может помочь им увереннее пройти неизбежный и нелегкий путь социализации в современном мире.
Одной из главных задач курса литературы в школе является систематизация представлений учащихся об истории развития литературы, поэтому обращение к творческим поискам и свершениям рубежа ХХ-ХХ1 вв. является необходимым условием создания более полного и объективного
представления у школьников об историко-литературном процессе.
Можно использовать различные пути включения произведений современных авторов в круг чтения учащихся, начиная уже с 5-6 класса.
Первый, традиционный - организация диалога с духовно-нравственной литературной традицией ХХ в. Обязательным условием возникновения такого диалога является, как мы полагаем, установка: не пытаться все понять и вымерить разумом, больше доверять чувству, стараться воспринимать поэтический текст сердцем (впрочем, это противоречит обычной школьной необходимости «понять»). Препарируя каждый раз художественное произведение силой своего интеллекта, мы уничтожаем тайну очарования литературного произведения.
Уроки-диалоги, насыщенные новой эстетической информацией, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения, проходят, как правило, при широком использовании современных педагогических технологий (групповых, развития критического мышления, коммуникативно-мыслительной игры, оценочных и творческих мастерских и др.), а также в рамках нетрадиционных форм урока («панорама», «кон -ференция», «редакционный совет», «работа над сценарием литературной или литературно-музыкальной композиции» и др.).
Другой путь включения произведений современных авторов в круг чтения учащихся связан с осуществлением учащимися учебной деятельности в рамках личностно-ориентированных и исследовательских технологий.
Учащиеся старшего подросткового возраста (8-9 классы) в рамках указанных технологий могут обращаться к рассказам Т. Толстой («Соня», «На золотом крыльце сидели» и др.), А. Геласимова («Нежный возраст» и др.). В. Киршина («Рассольники»), Б. Екимова («Пасхальный рассказ со взрывом»). С интересом реагируют учащиеся на
предложение рассмотреть нравственную проблематику современной прозы: взрослый мир и мир детства, проблемы свободы и порабощения сознания, образ подростка, проблема взаимоотношений в семье, поиска гармонии, трагедия разрыва естественных человеческих связей и т. д.
Интерес старшеклассников вызывает, по нашим наблюдениям, и литературоведческий аспект анализа текстов современных произведений: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность изображения предметного мира, смысл названия, взаимосвязь названия, подзаголовка и эпиграфа, роль символических образов и образов-метафор, сознательные проекции сюжетов и образов на литературные первоисточники, жанр пасхального рассказа, детектива, путешествия, антиутопии, ирония как способ изображения и т. д.
Эти темы, а также проблемы, связанные с формированием ценностных ориен-таций юношества (поиск ответов на вопросы о загадках и тайнах человеческой души, о причинах и последствиях порывов человека к прекрасному, светлому, справедливому устройству мира), ставятся и решаются в современной поэзии и прозе чрезвычайно ярко и талантливо.
Примером таких произведений (доступных и, по нашим наблюдениям, важных для молодежи и в эстетическом, и в нравственном плане) можно назвать, например, книги Л. Петрушевской («Где я была»), В. Распутина («В ту же землю»), Ю. Буй-ды («Живем всего два раза»), Е. Гришковца (сборники рассказов «Планка» и «Следы на мне»), повести В. Маканина («Кавказский пленный», «Лаз»). Интересно отметить, что многие из школьников, имеющих вкус к чтению, сами, как правило, умеют находить в Интернете информацию о новой литературе и используют электронные средства передачи информации о них в общении друг с другом. Опыт нашей работы в гимназии
№ 1 г. Самары показывает, что эту, подсказанную самими школьниками форму организации внеклассного чтения (так же, как создание блогов в Интернете) можно и должно использовать в системе литературного образования как можно шире и интенсивнее.
Современный учащийся, безусловно, отличается от своих предшественников. Современный мир, создаваемый посредством Интернета, и характерная для него ориентация на аксиологический плюрализм, клиповость (фрагментарность), цитатность, стилевой синкретизм, культ ошибок, пародийность, языковая игра порождают значительные проблемы в становлении личности школьника. Молодой человек, в общем-то, оказывается в условиях двойных стандартов, дома и в школе утверждаются традиционные ценности, а в средствах массовой информации - другие. Поэтому очень важно постоянно напоминать ему о таких общечеловеческих ценностях, как дружба, любовь, семья, дом, Родина, труд, добро, познание, творчество. Но говорить об этом с молодыми людьми необходимо в доверительной тональности, устанавливая с ними диалог, используя область их интересов, с учетом их языка и психологии.
Предполагается, что именно занятия, посвященные знакомству с современной литературой, в старших классах школы должны научить школьника находить книги, которые могут обогатить внутренний мир человека, оставить след в его душе.
В ходе анкетирования выпускникам трех школ и гимназий г. Самары до изучения заключительной обзорной темы «Литература двух последних десятилетий» были предложены следующие вопросы: читаете ли вы художественные произведения современных отечественных авторов? Каких авторов литературного процесса двух последних десятилетий вы можете назвать? Какие художественные произведения? Знаете ли вы, о чем пишут современные отечественные
авторы? Какие проблемы они затрагивают в своих произведениях?
Обработка данных опроса позволила констатировать, что степень информированности учащихся о текущем литературном процессе чрезвычайно низка. При ответе на второй вопрос учащиеся называли преимущественно авторов современной массовой литературы. Только 11 человек из 78 назвали имена А. Солженицына (5), Л. Петрушев-ской (5), В. Пелевина (5), Т. Токаревой (3), Т. Толстой (2), Г. Щербаковой (2), С. Довла-това (1), Г. Гришковца (1), Л. Улицкой (1), иногда и их произведения. Как можно заметить, реальных современных авторов в этом списке немного.
Таким образом, в условиях коренного изменения образовательной парадигмы современная школа, к сожалению, практически не использует для целей нравственно-эстетического воздействия на молодое поколение потенциал современной отечественной прозы. Однако он достаточно велик, а открытость произведений новейшей литературы для диалога позволяет сегодня поддерживать высокую активность и самостоятельность мышления учащихся на уроке литературы.
Требования современного Стандарта литературного образования - выделять и формулировать тему, идею и проблематику изученного произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции и системы образов героев, роль изобразительно-выразительных средств и специфики авторской позиции - трудно выполнить, не используя в ходе школьного разбора литературоведческие категории, в частности, категорию хронотопа. Поэтому, завершая литературное образование школьников, необходимо особое внимание уделить тому, как понимание своеобразия созданных автором художественных образов пространства и времени помогает, с одной стороны, увидеть каждого из авторов как яркого и самобытного художника, а с другой - выяснить то важное, что автор пытается сказать читателю
помимо деклараций героев и помимо прямых авторских высказываний.
Рассмотрим возможность осмысления специфики современного литературного процесса в свете категории хронотопа на примере знакомства с творчеством одного из современных прозаиков.
Время и пространство в рассказах В. Пьецуха изображено иронично: автор постоянно и явно намеренно смешивает различные временные и пространственные координаты, резко переходит от сугубо реалистического полотна современной русской жизни к мозаичной картине с ярко выраженными постмодернистскими узорами. Рассмотрение рассказов В. Пьецуха с точки зрения хронотопа дает возможность приблизиться к пониманию того, как организована «ткань» произведений, ответить на вопрос, почему современному читателю может быть интересно его творчество. Такой подход к анализу создает у учащихся целостное представление об авторе и его творении, формирует навыки вдумчивого чтения, оказывающего благотворное влияние на нравственно-эстетическое развитие личности школьника.
Для первого знакомства с творчеством писателя на уроке стал сборник повестей и рассказов В. Пьецуха «Жизнь замечательных людей» [1]. Герои 7 рассказов из 9 -жители сельской местности. Места их обитания - сельцо Пеньки, поселок Ильинское, деревня Новый Быт, Столетово, Михальки, Углы, Савкино, территория колхоза «Луч», наконец, небольшое село на северо-западе одной из центральных областей страны.
На уроке используются многообразные типы работ: слово учителя, задающего проблемную ситуацию; индивидуальные сообщения учащихся, инсценирование, выбор и осуществление одной из форм творческой интерпретации текста, групповая работа сопоставительного характера.
Первая группа представляет в классе рассказ «А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
[1, с. 42-44], опираясь на подготовленные на предыдущем уроке задания: карту местности (дорога из Столетова в Михальки, «неподалеку от деревни Углы», в том месте, где «шоссейная дорога круто брала вправо и спускалась в пойму реки Воронки», пересекаясь с дорогой из некогда заброшенной деревушки Савкино); художе -ственный пересказ (словесное рисование) диалога «Солнечный день»; чтение по ролям диалога «Солнечный день»; результаты коллективной аналитической работы -сочинения-миниатюры «Роль «"неспешного" повествования и "объективного" описания места события в рассказе».
Вторая группа учащихся анализрова-ла рассказ «Первый день вечности» [1, с. 45-55] по плану:
• прошлое и настоящее сельца Пеньки;
• стройка вскоре после «Обратно-буржуазной революции» 1991 г.;
• четыре дня жизни Николая Сирот-
кина.
В качестве индивидуальных заданий учащиеся создали устный словесный этюд «Был конец августа, но дни стояли сухие и жаркие», устное сочинение-миниатюру «Наступил первый день вечности» и оформили таблицы «Особенности изображения художественного пространства в рассказе» и « Особенности изображения художественного времени в рассказе».
Третья группа, повествуя о прочитанном рассказе «Деревня как модель мира» [1, с. 62-70], обратила внимание на географию деревни Новый Быт («на берегу речки Махорки»), на описание одного дня из жизни деревни. Итог работы над рассказом был подведен в коллективно подготовленном сочинении-миниатюре «Наш мир единосущен, но, главное дело, незамысловат...».
Учащиеся четвертой группы, ознакомившиеся с рассказом «Вопросы реинкарнации» [1, с. 81-90], представили работы, посвященные рассмотрению особенностей
месторасположения Малых Нетопырей («недалеко от деревни Петелино, что за четыре километра» и совсем рядом со скромным кладбищем в «сельце Никифоровском Столыпинской волости Зубцовского уезда Твер -ской губернии, что в двухстах километрах»); философских проблем существования в понимании героя-повествователя («зачем существует смерть, если твое сознание ориентировано на вечность, или какого черта твое сознание ориентировано на вечность, если, как ни крути, существует смерть?»); расписания летнего дня человека, живущего на земле (труды и «проблемы реинкарнации»).
Завершило работу создание членами группы аналитических этюдов «Конкретика времени в рассказе» и «Конкретика места в рассказе».
В проанализированных на уроке рассказах В. Пьецуха возникает ситуация, когда на территории родного отечества, в наше время, в сюжетах сегодняшних и очень обыденных (где-то даже ничтожных) проявляются невероятные, фантастические, подчас гротескные образы русской и мировой культуры. Странные, на первый взгляд, сюжетные коллизии скреплены в рассказах особой ролью повествователя - неизменно прописанного в настоящем и сохраняющего «здравомысленную» тональность в самых невероятных, фантастических и анекдотических ситуациях. Авторская ирония помо-
гает обнажить алогичность современной жизни, ее абсурдность и создать собственное, присущее писателю особое представление о русском национальном характере, о «простом» человеке, может быть, даже о современном «маленьком человеке».
Своеобразие использования В. Пьецу-хом образов художественного пространства и времени, возвращение писателя в начале XXI в. к образам «униженных и оскорбленных» и создание собирательного образа повествователя, который вместе с другими персонажами является носителем ряда главных черт национального характера (и, видимо, не случайно они частенько напоминают нам наших старых знакомых - героев известных рассказов В.М. Шукшина), определяют, по мнению школьников, несомненную новизну и значимость прозы современного писателя.
В ходе самостоятельной работы над рассказами выпускники убеждаются, что ироническое, заведомо условное единство литературной традиции, исторического прошлого и реальной действительности сегодняшнего дня является у Пьецуха не только констатацией абсурдности русской жизни и российской истории, но и утверждением всеобщности, бытийности и всевременно-сти яркого, самобытного и мощного, несмотря на многочисленные «слабости», национального характера.
Литература
1. Пьецух В. Жизнь замечательных людей. М. : Глобулус, 2006. 280 с.
Сведения об авторе
Рогожина Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26. Телефон: 224-26-85.