Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
Self-Development and Life Satisfaction In Adolescence Svetlana V. Jaremtchuk
Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia 17/2, Kirova str., Komsomolsk-na-Amure, 681000, Russia E-mail: [email protected]
Ekaterina F. Novgorodova
Amur State University of Humanities and Pedagogy, Russia 17/2, Kirova str., Komsomolsk-na-Amure, 681000, Russia E-mail: [email protected]
The article presents results of the investigation, which is aimed at the study of self-development and life satisfaction of the modern youth. The sample consisted of 315 respondents, 137 males and 178 females aged from 16 to 23. The article views such aspects of self-development as self-acceptance and self-perfection, which were studied with the help of self-acceptance scale «Questionnaire of self-attitude» by V. V. Stolin and «Questionnaire of perfectionism» by N. G. Garanian and A. B. Kholmogorova. The study shows that life satisfaction is positively interconnected with self-acceptance and negatively interconnected with perfectionist tendencies of the youth. The results of the study allow to regard perfectionism and
self-acceptance as oppositely directed tendencies of self-development during adolescence.
Key words: self-development, self-acceptance, perfectionism, life
satisfaction.
References
1. Rean A. A. Akmeologiya lichnosti (Personality's Akmeo-logy). Psikhol. zhurn. (Psychological Journal), 2000, no. 3, pp. 88-95 (in Russian).
2. Selezneva E. V. Samorazvitie lichnosti kak akmeolog-icheskaya kategoriya (Personality's self-development as acmeological category), Akmeologiya (Acmeology), 2002, № 1, pp. 18-25 (in Russian).
3. Larskikh M. V. Fenomen konstruktivnogoperfektsionizma v kontekste akmeologii. (Phenomenon of constructive perfectionism in context of acmeology) Akmeologiya (Acmeology), 2013, no. 4 (48), pp. 67-72 (in Russian).
4. Bodalev A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya (Top in adult person's development : characteristics and performance conditions). Moscow, 1998, 168 p. (in Russian).
5. Maralov V. G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya (Basics of self-knowledge and self-development). Moscow, 2004. 256 p. (in Russian).
УДК 159: 316.6
СПЕЦИФИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Е. Н. Комарова
Комарова Екатерина Николаевна - старший преподаватель, кафедра социальной психологии, Ивановский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]
Изложены основные идеи исследования процессов самоактуализации и переживания субъективного благополучия. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на случайной выборке (N = 226 человек в возрасте от 16 до 67 лет) с применением диагностического инструментария: методики «диагностика самоактуализации личности» (А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной); «Шкалы субъективного благополучия» (М. В. Соколовой); специально разработанной авторской анкеты, вопросы которой направлены на изучение субъективного восприятия своей реализованности в различных сферах жизнедеятельности, метод - тестирование. Установлена специфика предпочтения личностью с разным соотношением самоактуализации и субъективного благополучия определенных сфер жизнедеятельности для своей реализации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в возможности использования полученных выводов в психокоррекционной и психопрофилактической работе, связанной с удовлетворением потребности личности в самореализации. Полученные результаты можно использовать для разра-
ботки тренинговых программ и при чтении курсов социальной психологии и психологии личности.
Ключевые слова: самоактуализация, субъективное благополучие, самореализация.
Введение
Исследование процессов самоактуализации и переживания субъективного благополучия подводит нас к следующему, казалось бы, очевидному предположению: чем выше человек оценивает свою самоактуализацию, тем более он благополучен. Но на начальных этапах нашего анализа мы выявили, что не у всех людей субъективное благополучие положительно связано с самоактуализацией, т. е. достаточно высокие оценки по шкале «самоактуализация», но в то же время низкие показатели субъективного благополучия. Одной из главных задач нашего исследования, которое направлено на изучение взаимосвязи самоактуализации с ощущением субъективного благополучия, становится определение основных причин, которые влияют на подобное соотноше-
© Комарова Е. Н., 2015
Е. Н. Комарова. Специфика самореализации личности в различных сферах
ние. Особый интерес связан с тем, какие именно сферы жизнедеятельности личности с разным соотношением самоактуализации и субъективного благополучия являются предпочтительными для реализации.
Теоретический анализ проблемы
В процессе теоретического анализа мы столкнулись с неоднозначной трактовкой термина «самоактуализация» и употребления его в качестве синонима понятия «самореализация», в связи с этим предпринята попытка четкого разграничения данных понятий.
Н. С. Козлова определяет самореализацию как результат и основу планирования будущих личностных перспектив. С ее точки зрения, воплощение собственного Я возможно только в объективных условиях внешнего мира и это сопровождается переживанием личностью факта этого воплощения [1, с. 67.].
Н. Е. Харламенкова разводит понятия «самореализация» и «самоактуализация» в рамках проблемы самоутверждения личности. Самоактуализация понимается ею как тенденция, как внутренняя сила, способствующая развитию индивида от простого к сложному, продвижению от зависимого существования к независимому, переходу от фиксации и ригидности к возможности изменения и свободе выражения. Самореализация трактуется как спонтанное раскрытие и приложение своих потенциальных возможностей. Самореализуемость оценивается в том, насколько человек ощущает себя состоявшимся в проекции на определенный возрастной интервал. Предметом реализации являются дарования, способности и таланты; самореализация - механизм развития личности. По мнению автора, любое определение самоактуализации обязательно предполагает и самореализацию, поскольку это - стремление актуализировать, сохранять и расширять самого себя [2].
И с точки зрения Л. А. Коростылевой существуют значительные различия в данных понятиях: самоактуализация - это всегда актуализация, т. е. выражение себя, своей истинной природы вовне, а самореализация - осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом [3].
Итак, существуют две точки зрения: а) первая разграничивает эти понятия; б) вторая трактует самоактуализацию как процесс, включающий в себя и реализацию личности. Мы пришли к мнению, что самоактуализация - часть самореализации, является как начальным, так и конечным его компонентом, предполагая непрерывность осознания личностью своей жизнедеятельности. При этом следует учитывать, что процесс самореализации
происходит благодаря тому, что личность является субъектом собственной жизнедеятельности [4].
Перед тем, как рассмотреть взаимосвязь данных понятий, остановимся на понимании субъективного благополучия в субъективной науке. Понятие благополучия зачастую смешивается с понятием удовлетворенности. Р. М. Шамионов рассматривает благополучие, определяя его как отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [5]. Таким образом, субъективное благополучие представляет собой интегральное социально-психологическое образование, которое включает в себя оценку и отношение человека к себе и к своей жизни.
На наш взгляд, существует тесная связь между самоактуализацией, самореализацией и субъективным благополучием личности. Последнее зависит от оценки личности самореализованности, но самоактуализация является начальным необходимым условием самореализации и, следовательно, должна быть связана с итоговым переживанием субъективного благополучия.
Остановимся на результатах эмпирического исследования, которое позволило нам определить основные сферы жизнедеятельности личности, где лица с разным соотношением самоактуализации и субъективного благополучия ощущают потенциал для дальнейшего развития.
Выборка, методики исследования
Эмпирическую базу исследования составили 226 человек в возрасте от 15 до 74 лет, подобранных методом случайной выборки из различных регионов Российской Федерации (Москва, Кострома, Иваново и Ивановская область). В качестве основных методов получения эмпирических данных применялись: «Диагностики самоактуализации личности» (А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной); «Шкала субъективного благополучия» (М. В. Соколовой); специально разработанная анкета, состоящая из восьми вопросов, которые направлены на изучение восприятия своего потенциала в основных сферах жизнедеятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Первым этапом нашего исследования было уточнение различий между лицами, у которых самоактуализация и субъективное благополучие соотносятся по-разному (разделение на группы происходило на основании тестовых норм методики А. В. Лазукина и «Шкалы субъективного благополучия»), в результате мы выделили две группы. К первой относятся лица с высокими
Психология социального развития
153
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
показателями самоактуализации и субъективного благополучия и наоборот. Вторую группу составляют лица с высоким уровнем самоактуализации и низким уровнем субъективного благополучия и наоборот.
В процессе анализа специфики реализации личности в различных сферах жизнедеятельности с разным уровнем самоактуализации и субъективного благополучия мы применили новый статистический подход в исследовании: выявления частоты встречаемости корреляционных связей разных аспектов самоактуализации с восприятием своей реализованности в разных сферах жизнедеятельности. Приведем основные результаты данной работы.
У первой группы по частоте встречаемости выделяются такие сферы, как социальная, семейная и здоровье, во второй можно выделить сексуальную и профессиональную сферы. Совпадение показателей самоактуализации и субъективного благополучия позволяет респондентам ощутить свою реализацию на совершенно другом уровне (доминирование социальной сферы и здоровья). Когда показатели самоактуализации и субъективного благополучия не совпадают, то у респондентов возникает ряд затруднений и их реализация ограничивается только сексуальной и профессиональной сферами.
Следующим шагом стало разделение первой группы на три: с высокими, низкими и средними показателями самоактуализации и субъективного благополучия. Группа с высокими показателями субъективно считает успешными сферами своей реализации социальную и сферу физической привлекательности. Наименьшее количество корреляционных связей между разными аспектами самоактуализации и ощущением своих возможностей в разных сферах было выявлено в творческой. Лица со средними оценками самоактуализации и субъективного благополучия считают себя успешными в сексуальной и сфере физического здоровья, но не в волевой сфере. Группа испытуемых с низкими баллами считают перспективными сферы физического здоровья, физической формы и волевую, но не считают себя реализовавшимися в семейной сфере.
Рассмотрим группу с «разнонаправленными» показателями, где респонденты поделились на две выборки: с высокими показателями самоактуализации личности и низкими - субъективного благополучия и наоборот.
Респонденты первой выборки реализуются в таких сферах, как волевая, творческая и сфера физического здоровья, а второй воспринимают себя более успешными в волевой и творческой сферах.
Заключение
Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов: респонденты с разным соотношением самоактуализации и субъективного благополучия считают, что могут актуализировать свой
потенциал в различных сферах. Респонденты с низкими показателями субъективного благополучия и самоактуализации личностно ориентированы - ведущими являются сферы физического здоровья, привлекательности, творческая и волевая. Можно сказать, что, когда человек направлен на себя, то у него низкие уровни самоактулизация и субъективного благополучия. Для того чтобы скорректировать эти процессы, личность необходимо переориентировать с данных сфер на те, которые в значительной степени связаны с взаимодействием с другими людьми (например, на семейную, социальную, профессиональную), таким образом, у личности повысятся уровни и его самоактуализации и субъективного благополучия.
Библиографический список
1. КозловаН. С. Социально-психологические детерминанты восприятия реализованности личностного потенциала : дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 2009. 240 с.
2. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М., 2007. 384 с.
3. Коросшылева Л. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005. 222 с.
4. Сушков И. Р. Психологические отношения человека в социальной системе. М., 2008. 412 c.
5. Шамионов Р. М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 2. С. 72-81.
Specific Features of Personal Self-Realization in Various Spheres of Life with Different Levels of Self-Actualization and Subjective Well-Being
Ekaterina N. Komarova
Ivanovo State University
7A, Ermaka str., Ivanovo, 153025, Russia
E-mail: [email protected]
The article covers major ideas of the study of processes of self-actualization of experiencing subjective well-being. It presents the results of the empirical study, which was made on a random sample (n=226, aged from 16 to 67 years) with application of the following diagnostic toolset: «Diagnostics of personal self-actualization» (by A. V. Lazukin, adapted by N. F. Kalina); «Subjective well-being scale» (M. V. Sokolova); specially designed questionnaire with questions aimed at studying subjective perception of one's actualization in different spheres of life activities (by E. N. Komarova); testing method. The article reveals the specific of personal preferences with different correlation of self-actualization and subjective well-being in certain spheres of life activity for one's realization. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the possibility of using the obtained research results in psychological correction and prophylaxis linked to satisfaction of the personal need in self-realization. The obtained results can be used for development of training programs and courses on social psychology and psychology of personality.
Key words: self-actualization, subjective well-being, self-realization.
154
Научный отдел
Л. И. Еремина. Соотношение креативности и социальной активности студентов
References
1. Kozlova N. S. Sotsial'no-psikhologicheskie determinanty vospriyatiya realizovannosti lichnostnogo potentsiala: dis. ... kand. psikhol. nauk(Socio-psychological determinants of realizing personal potential perception: diss. ... doct. of psychology). Ivanovo, 2009. 240 p. (in Russian).
2. Kharlamenkova N. E. Samoutverzhdenie podrostka (Teenager's assertiveness). Moscow, 2007. 384 p. (in Russian).
3. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere (Psychology of
self-realization : difficulties in professional field). St.-Petersburg, 2005. 222 p. (in Russian).
4. Sushkov I. R. Psikhologicheskie otnosheniya cheloveka v sotsial'noy sisteme (Man's psychological relationship in social system). Moscow, 2008. 412 p. (in Russian).
5. Shamionov R. M. Sootnoshenie adaptatsionnoy gotovnosti i sotsial'noy aktivnosti lichnosti (Ratio of person's adaptation readiness and social activity). Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 2012, vol. 5, no. 2, pp. 72-81 (in Russian).
УДК 316
СООТНОШЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. И. Еремина
Еремина Лариса Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Россия E-mail: [email protected]
Изложены теоретические проблемы изучения развития социальной активности и креативности студентов в аспекте социального творчества, показано и аргументировано взаимовлияние исследуемых понятий. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на базе Ульяновского государственного педагогического университета, выборку составили 90 студентов, с применением диагностического «инструментария: теста «Творческое мышление» Е. П. Торренса; теста отдаленных ассоциаций С. Медника «Вербальная креативность» (RAT), адаптированного Т. В. Галкиной, Л. Г. Алексеевой, Л. Г. Хуснутдиновой; методики «Социализированное" личности» М. И. Рожкова; метода экспертных оценок и пр. Количественный и качественный анализ результатов проводился с использованием методов математической статистики (кластерного анализа, коэффициента ранговой корреляции Спирмена). Установлена взаимосвязь креативности и социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. Определены и описаны уровни сформированности креативности и уровни развития социальной активности студентов, выделены и обоснованы соответствующие критерии, скомбинированы и аргументированы качественные показатели для их идентификации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в подготовке студентов к социально-преобразующей деятельности, в разработке и внедрении в образовательный процесс технологии развития групповой креативности студентов.
Ключевые слова: креативность, социальная активность, социальное творчество.
Введение
Определение уровня развития социальной активности является одной из актуальных проблем изучения формирования креативности сту-
дента в социально-преобразующей деятельности. Социальное творчество предполагает развитие творческой направленности, самостоятельности и инициативы студентов, формирование активной жизенной позиции, что в дальнейшем способствует выработке собственного понимания значимости социального действия, организации и реализации социально-образовательных проектов для позитивного преобразования окружающей социальной действительности. Цель исследования: выявление взаимосвязи креативности и социальной активности студентов в социальнопреобразующей деятельности.
Теоретический анализ проблемы
На основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме формирования креативности установлено, что существует многообразие подходов к определению данного феномена: в работах отечественных исследователей - Т. А. Барышевой, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Н. С. Лейтеса, А. Н. Лука, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева и др., в трудах зарубежных исследователей - М. Воллаха, Дж. Гилфорда, С. Медника, Р. Муни, Р. Стернберга, К. В. Тейлора, А. Термена, Е. П. Торренса и др. Многие исследователи рассматривают креативность в аспекте процесса творчества (свойств и характеристик протекания креативного процесса, его фиксации и описания); результата творчества (продукта творческого процесса, его качественных сторон, характеристик); характеристик (свойств) личности как принадлежности креативного типа личности, а также как креативную среду (сферу, социальный контекст, структуру), в которой осуществляется творчество.
© Еремина Л. И, 2015