СПЕЦИФИКА РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КРУТИКОВА ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Анализ реальных процессов развития и роста в современных условиях и привел к утверждению человеческого капитала в качестве основного производительного и социального фактора развития современной экономики и общества. Человеческий капитал в свободной экономике в условиях глобализации неизбежно перетекает в лучшие условия для своего функционирования. Человеческий капитал, как определяющий фактор конкурентных преимуществ, на уровне региона рассматривается как качество населения (местного сообщества). Региональный рынок труда и занятости в Тамбовской области обладают специфическими чертами, определяющими узкое приложение рабочей силы и убывающее ее качество. Усугубляют ситуацию аграрная специфика производства, слабая производственная и социальная инфраструктура, а также продолжающийся демографический спад. Как следствие - низкий уровень доходов населения, отток квалифицированных кадров и непривлекательность региона для трудовых мигрантов. Решение многих проблем будет в комплексном социально-экономическом развитии, предусмотренном стратегическим планированием. Огромную важность приобретают целевые программы, ориентированные на повышение престижа аграрной отрасли и привлечение специалистов соответствующего профиля. Развитие человеческого капитала является одной из стратегических целей Тамбовского региона и муниципальных образований в его составе. Разработка стратегии развития человеческого капитала является важным направлением деятельности территориальных органов власти и менеджмента корпораций. В сложившихся условиях особое значение приобретает их взаимодействие, а еще лучше - партнерство. Именно человеческий капитал определяет возможность создания и реализации конкурентных преимуществ региона и города, способность к созданию постиндустриальной экономики и элементов новой экономики (инновационной и информационной).
Ключевые слова: рынок труда, занятость, региональный человеческий капитал.
Законы рынка труда и трудовое законодательство должны обеспечивать разнообразные рынки приложения рабочей силы работниками соответствующей квалификации, экономика дает им материальное обеспечение, а общество идет по пути к процветанию. Содержание нетрудоспособных и безработных в социально ориентированном государстве не представляется ему в тягость: оно позволяет содержать освобожденных от труда, предоставляет им необходимую поддержку.
На современном российском рынке труда не действуют в полную силу многие рыночные механизмы, поэтому можно сказать, что пока государство должно взять на себя роль регулирования рынка труда, учитывая условия развития отечественной экономики. Другими словами, необходима четкая государственная политика занятости. Ее отсутствие порождает новые негативные тенденции на российском рынке труда. В первую очередь, это потеря квалифицированных кадров, неравномерное распределение человеческого капитала по ре-
гионам и отраслям и, как следствие - снижение производительности труда по сравнению с мировыми показателями.
Современное состояние напряженности рынка труда свидетельствует, что основная причина многих социально-экономических проблем кроется в сохранении неблагоприятных макроэкономических условий занятости. Требуются новые подходы в решении проблем занятости и безработицы на государственном и региональном уровне. Для этого требуется активное включение занятости в макроэкономическую политику. Эффективность решения проблемы зависит от структурной политики, развития отраслей, инвестиционных, финансовых программ, политики доходов и народного образования должна оцениваться с позиций их воздействия на трудовую сферу и занятость.
Важно учитывать, что рынок труда трансформирует занятость, оставаясь при этом под большим влиянием ее особенностей. Анализ ситуации рынка труда Тамбовской области помог определить ос-
V. V. KRUTIKOVA
68
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
новные проблемы рынка труда и социально-экономического развития региона:
- общая численность населения с начала 90-х гг. ХХ в. сокращается;
- снижение численности в большей степени объясняется оттоком мигрантов и меньшей мере -естественной убылью;
- уровень рождаемости на 1000 чел. населения несколько выше, чем в среднем по стране, но так же перекрывается высокой смертностью, что увеличивает естественную убыль населения;
- половозрастная структура неблагоприятна в плане воспроизводства населения, так как в ней преобладают 40-летние женщины, в то время как соотношение мужчин и женщин фертильного возраста достаточно для обеспечения естественного прироста [1];
- численность и доля трудоспособных в общей численности населения вполне обеспечивают собственными трудовыми ресурсами функционирующее производство, но уже в ближайшее десятилетие удельный вес жителей старших возрастов будет увеличиваться;
- занятость населения специфична: низкая доля работающих при снижающейся безработице, велика скрытая безработица и неофициальная занятость, значительно приложение труда в подсобном домашнем хозяйстве;
- доходы населения значительно ниже среднероссийского уровня и недостаточны как для воспроизводства рабочей силы и обеспечения ее функционирования, так и для улучшения качества трудовых ресурсов;
- усиливается отток молодежи и ухудшается профессиональная структура населения;
- недостаток местных бюджетных средств не позволяет развивать необходимую для улучшения качества рабочей силы и уровня воспроизводства человеческих ресурсов социальную инфраструктуру;
- все еще большое значение имеет стабильная, но низкооплачиваемая работа, что, в свою очередь, сдерживает развитие человеческого капитала.
Объясняет сложившуюся ситуацию в плане дальнейшего формирования эффективного рынка труда Тамбовской области специфика региона. Тамбовская область, являясь дотационной, не способствует активизации экономических преобразований. Убыль населения и отсутствие притока мигрантов ухудшают ситуацию на рынке труда, поскольку нет профессионального обновления кадров. Экономическая слабость действующего производства, преобладание перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий и узость
приложения труда на них не приносит больших заработков населению. Невостребованность молодежи и работников высшей квалификации приводит к оттоку рабочей силы в более перспективные регионы.
Таким образом, основные факторы, ухудшающие состояние занятости на рынке труда Тамбовской области являются:
- демографический спад;
- узость приложения труда (рынка труда);
- слабая работа отделений государственной службы занятости;
- неэффективная работа предприятий и как следствие - низкие заработки;
- слабая социальная инфраструктура (здравоохранение, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.) [2].
Сфера занятости определяется приложением труда и реализацией человеческого капитала, имеющего как индивидуальный, так и общественный характер. Сфера приложения общественного труда образует рынок труда - систему экономических отношений, связанных с куплей-продажей рабочей силы и созданием общественного продукта. Сфера приложения индивидуального труда представляет собой занятость работника и его интересы по поводу личного развития и материальной выгоды. Отсюда следует, что политика властей в сфере занятости должна строиться по двум генеральным направлениям:
- регулирование процессов и отношений, складывающихся на рынке труда (создание условий для наиболее полной занятости, целевая поддержка безработных и социально незащищенных, трудовое посредничество и т. д.);
- создание благоприятных условий для рациональной занятости граждан (поощрение семейных предприятий, малый бизнес в разнообразных формах и др.).
Основными целями в сфере общественного производства на рынке труда Тамбовской области являются:
1) содействие занятости населения, находящегося в трудоспособном возрасте (сокращение численности как зарегистрированных в службе занятости, так и не имеющих статуса);
2) оптимизация структуры занятости (сокращение численности людей, работающих неполное рабочее время, находящихся в служебных отпусках без оплаты или с частичной оплатой и т. д.);
3) создание условий для дополнительной занятости;
4) целевая поддержка граждан, потерявших работу, групп населения, находящихся в зоне рис-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
ка рынка труда, социально ослабленных и особо нуждающихся в социальной защите категорий населения [3].
Основной целью политики занятости вне рынка труда является содействие занятости населению в организации его производительного труда, не связанного с куплей-продажей рабочей силы. Деятельность отделения государственной службы занятости должна подчиняться целям создания закрытого рынка труда.
Следует обозначить важный момент: занятость и безработица представляют сферу деятельности не только государства, осуществляющего правовое регулирование и административный контроль. Очень важную роль в решении проблем рынка труда играют частные кадровые агентства и службы по трудоустройству. Активное взаимодействие государственных и частных структур может поменять ситуацию, сложившуюся в сфере занятости, в лучшую сторону.
Решение проблемы занятости и рынка труда невозможно только в рамках отдельных мероприятий, будь - то создание новых рабочих мест, меры по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, усовершенствование системы общественных работ и т. д. Сформулированная в России концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.
В рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется экономической целесообразностью создания и использования рабочих мест.
Стабилизация экономики Тамбовского региона проявляется в сохранении и восстановлении жизнеспособных предприятий, некапиталоемких, с быстрым оборотом капитала, с опорой на малый и средний бизнес. Такая политика в сравнительно короткие сроки обеспечит конкурентоспособное производство и наполнение регионального бюджета. Индивидуальность подхода будет проявляться в специфике функциональной специализации, ее развитости и способности к развитию. Безусловно, очередными действиями должны выступать определение приоритетов развития экономики, будь это
производственная сфера, обслуживание сельского хозяйства прилегающей территории, туризм и т. д.
Кроме того, при реализации программ комплексного развития муниципальных территорий, органам исполнительной власти области совместно с органами местного самоуправления предстоит обеспечить сокращение оттока человеческого капитала, его развитие и воспроизводство. В ходе реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса, предоставления грантов соответствующей категории принята программа Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная политика на 2014-2020 гг.». Эта программа интегрирована в государственную программу «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которой органами занятости реализуется мероприятие по предоставлению грантов начинающим субъектам малого предпринимательства из числа безработных граждан. Приоритет при создании рабочих мест предпринимателями отдается сельскохозяйственному, обрабатывающему производствам, строительству, бытовым услугам населению.
Значительных усилий и внимания требует работа по замещению иностранной рабочей силы нашими гражданами. Реализация мер по повышению качества рабочих мест, требований к работодателям по соблюдению конкретных обязательств по отношению к работникам объективно будут способствовать уменьшению количества иностранных граждан, прибывающих на территорию области для осуществления трудовой деятельности. Особая важность выполняемых мероприятий заключается в обеспечении притока высококвалифицированных работников. В ходе реализации государственной программы «Содействие добровольному переселению соотечественников» особое внимание по-прежнему уделяется привлечению на предприятия области квалифицированных специалистов из числа соотечественников, проживающих за пределами области [3]. Особую роль в сложившихся условиях приобретает поток беженцев из Украины, которые, вероятно, заинтересуются возможностями трудоустройства в Тамбовском регионе.
Значимое направление работы региональной службы занятости - повышение эффективности системы социального партнерства. Региональные соглашения между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и органами государственной власти области, обеспечивает совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и реализации мероприятий, способствующих наполнению рынка труда за счет внутренних трудо-
V. V. KRUTIKOVA
?0
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
вых ресурсов области. Первоочередным на этом этапе должно стать участие работодателей в улучшении социально-бытовых и жилищных условий работников, а также заинтересованность работников в повышении производительности труда.
Литература
1. Социальный атлас Тамбовской области. Независимый институт социальной политики. URL: http://www.socpol.ru
2. Крутикова В. В. Актуальные проблемы рынка труда // Управление, экономика, право и социально-культурные институты общества в условиях глобального финансово-экономического кризиса: сб. науч. труд. участников III Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. / под ред С. В. Лаптева, А. Д. Моисеева. Воронеж: Институт ИТОУР, 2009.
3. Управление труда и занятости населения Тамбовской области: официальный сайт. URL: http://tambov.regiontrud.ru
References
1. Sotsial'nyj atlas Tambovskoj oblasti. Nezavisimyj institut sotsial'noj politiki. URL: http://www.socpol.ru
2. Krutikova V. V. Аktual'nyye problemy rynka truda // Upravleniye, ekonomika, pravo i sotsial'no-kul'turniye instituty obshchestva v usloviyakh global'nogo finansovo-ekonomicheskogo krizisa: Sb. nauch. trudov uchastnikov III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2-kh chastyakh/ Pod red S. V. Lapteva, А. D. Moiseyeva. Voronezh: Institut ITOUR, 2009.
3. Upravleniye truda i zanyatosti naseleniya Tambovskoj oblasti: ofitsial'nyj sajt. URL: http:// tambov.regiontrud.ru
* * *
SPECIFICS OF LABOUR MARKET AND EMPLOYMENT IN THE TAMBOV REGION
KRUTIKOVA VICTORIA VALERYEVNA Michurinsk state agricultural university, Michurinsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The analysis of real developments and growth in modern conditions also led to the statement of the human capital as the major productive and social factor of development of modern economy and society. The human capital in free economy in conditions of globalization inevitably flows in the best conditions for the functioning. The human capital as the defining factor of competitive advantages, at the level of the region author considered as quality of the population (local community). Regional labour market and employment in the Tambov region possess the peculiar features defining the narrow application of labour and the decreasing its quality. Agrarian specifics of production, weak production and social infrastructure, and also the proceeding demographic recession aggravate a situation. As a result there is the low level of the income of the population, outflow of qualified staff and unattractiveness of the region for labour migrants. The solution of many problems will be in the complex social and economic development provided by strategic planning. Target programs focused on increase of prestige of agrarian branch and involvement of experts of the corresponding profile gained huge importance. Development of the human capital is one of strategic objectives of the Tambov region and municipalities in its structure. Development of strategy of development of the human capital is important activity of territorial authorities of the power and management of corporations. At this conjuncture their interaction is of particular importance, and even better - partnership. Human capital defines possibility of creation and realization of competitive advantages of the region and city, ability to creation of post-industrial economy and elements of new economy (innovative and information).
Key words: labour market, employment, regional human capital.
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES