Специфика развития лесной отрасли в Пермском крае в условиях действия фактора ВТО и экономических санкций
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ ФАКТОР ВТО
В связи со вступлением России в ВТО сформировалась практика внедрения принципов проектного финансирования и государственно-частного партнерства во всех отраслях экономики, в том числе на региональном уровне. Снижение тарифной защиты ряда секторов экономики, ограничения по объему и механизмам поддержки основных отраслей народного хозяйства, а также ряд условий взаимодействия в области таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, сектора услуг, субсидирования, интеллектуальной собственности, транспарентности, регулирования экспорта, ставшие основными условиями вступления России в ВТО, подвергли лесную отрасль в той или иной степени влиянию всего спектра ограничений. Помимо этого, с 2014 г. вступили в действие экономические санкции, в том или ином виде оказавшие влияние на динамику и темпы развития лесного комплекса в части, как минимум, зависимости российского рынка от экспорта лесной продукции.
В связи с этим авторам представилось целесообразным рассмотреть специфику воздействия на лесную отрасль Пермского края фактора ВТО и экономических санкций, учитывая тот факт, что лесопромышленный комплекс занимает одну из ключевых позиций в развитии экономики данного региона.
В качестве методологической основы исследования авторами использован отраслевой анализ, проведенный на основании данных официальной статистики органов исполнительной власти Пермского края, регионов Приволжского федерального округа (далее - ПФО),
■о
я
Свердловской и Челябинской областей, а также компаративный анализ в части оценки конкурентоспособности отрасли в целом, выявления основных рисков и разработки мер по их минимизации.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Вопрос вступления России в ВТО достаточно широко раскрыт в работах целого ряда исследователей: В.А. Череш-нева, А.И. Татаркина [13; 14], В.И. Тарасова [17], А.А. Шишкина [18], М.И. Гельванов-ского [1] и др. Однако не вполне исследованными являются проблемы развития отдельных отраслей экономики, как на региональном уровне, так и на уровне страны в целом.
Отдельные вопросы развития лесной промышленности в зарубежных странах и в РФ рассматривались в трудах многих ученых [5; 10; 11]: В.М. Котлякова, Д.И. Люри [4], Р.Ю. Селименкова [15], О.Ю. Затыниной [2], Д.Д. Мамадалиева [7], А.Г. Мясникова [8] и др. Особенности развития лесной отрасли на региональном уровне раскрыты в работах И.С. Зиновьевой [3], Н.Н. Левицкой [6], К.В. Незнакиной [9], В.Г. Прудского [12], А.В. Сидорюка [16]. Не вполне изученными представляются вопросы развития лесной отрасли в региональном аспекте, с учетом природно-климатических, административных, социально-экономических особенностей субъекта. Авторами рассматривается вопрос современного развития лесной промышленности в Пермском крае с учетом действия фактора ВТО и экономических санкций, а также анализируется развитие лесной отрасли в регионах, имеющих схожую с Пермским краем отраслевую структуру промышленности (Челябинская и Свердловская области) и регионах ПФО. В этой связи методологической основой данного исследования послужил отраслевой анализ в части оценки развития лесной промышленности во всей совокупности секторов и подотраслей, а также компаративный анализ в части оценки развития лесной отрасли в других регионах.
^ ПЫТКИН Александр Николаевич
Доктор экономических наук, профессор, директор
Институт экономики Уральского отделения РАН (Пермский филиал) 614000, РФ, г. Пермь, ул. Ленина, 13 Тел.: (342) 212-06-56 E-mail: putkin@permonline.ru
^ УРАСОВА Анна Александровна
Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
Пермский государственный
национальный исследовательский
университет
614006, РФ, г. Пермь,
ул. Генкеля, 5
Тел.: (342) 239-66-89
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопроса развития лесной отрасли в Пермском крае в условиях членства России в ВТО, действия экономических санкций. Авторы ставят своей целью выявить особенности развития лесного комплекса на региональном уровне в условиях существования фактора ВТО и действия экономических санкций, а также разработать принципы региональной политики в отношении лесного комплекса на основе оценки конкурентоспособности регионального рынка. Методологической основой работы послужил отраслевой анализ лесной промышленности региона, а также компаративный анализ для оценки конкурентоспособности лесной отрасли в субъектах Приволжского федерального округа и регионах, имеющих сходную с Пермским краем отраслевую структуру промышленности (Челябинская и Свердловская области). Полученные авторами результаты могут быть использованы в работе органов исполнительной власти в качестве основы для формирования региональной промышленной стратегии.
JEL classification
L52, L73, R13
^ Aleksandr N. PYTKIN
Dr. Sc. (Econ.), Professor, Director
Institute of Economics in Perm (Ural Branch of the Russian Academy of Sciences) 614000, RF, Perm, Lenina St., 13 Phone: (342) 212-06-56 E-mail: putkin@permonline.ru
The Specifics of the Forest Sector Development in Perm Kray Under the WTO Factor and Economic Sanctions
Таблица 1 - Динамика объемов производства ОАО«Соликамскбумпром»
в Пермском крае, 2010-2014 гг.*
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014
Бумага различных сортов, тыс. т 445, 99 446, 31 427,36 401,26 415,5
Газетная бумага, тыс. т 435, 62 436,00 361,94 389,37 352,7
^ Anna A. URASOVA
Cand. Sc. (Econ.), Sr. Lecturer of State and Municipal Governance Dept.
Perm State National Research University 614006, RF, Perm, Genkelya St., 5 Phone: (342) 239-66-89
Источник: ОАО «Соликамскбумпром». URL: www.solbum.ru/company/4holders/solbum/.
Keywords
FOREST INDUSTRY WOOD-PROCESSING INDUSTRY PULP AND PAPER INDUSTRY ECONOMIC SANCTIONS FACTOR OF THE WTO
Abstract
The article discusses the issues of forest industry development in Perm kray in conditions of Russia's membership in the WTO and the problem of economic sanctions. The authors aim to identify the special features of the forest industry development at regional level under the factor of the WTO and existing economic sanctions, and to discover the main principles of regional policy in relation to the forest industry based on the evaluation of regional market competitiveness. The methodological basis of the paper comprises the analysis of the region's forest industry, as well as comparative analysis to estimate the competitiveness of the forest industry in the subjects of the Volga Federal District and regions which have sectoral structure of industry similar to Perm kray's (Chelyabinsk and Sverdlovsk oblasts). The obtained results can be used by executive authorities as the basis for formulation of the regional industrial strategy.
JEL classification
L52, L73, R13
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Лесопромышленный комплекс в Пермском крае включает лесозаготовку, деревообработку, мебельную промышленность и целлюлозно-бумажную промышленность. Определяющими подотраслями в регионе являются целлюлозно-бумажная отрасль и лесозаготовка. Расчетная лесосека в крае составляет около 17 млн куб. м, из которых 12 млн куб. м, расположеных в труднодоступных территориях. Ежегодная вырубка составляет около 5 млн куб. м1. Отраслеобразующими предприятиями в данной сфере можно назвать: ООО «Красновишерский ДСК», ГП «Пермская целлюлозно-бумажная компания», ГП «Краснокамская бумажная фабрика Гознака», ЦБК «Кама», Пермская печатная фабрика - филиал ФГУП «ГОЗНАК», ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Коче-волес» и др.
Необходимо отметить, что до 2001 г. лесопромышленный комплекс находился в глубоком кризисе (за исключением целлюлозно-бумажной отрасли). В настоящее время основные кризисные явления преодолены, но тем не менее сохраняются проблемы, связанные с недостатком инвестирования в лесную отрасль (особенно в конечные отрасли, обладающие наибольшей добавленной стоимостью); несбалансированным использованием лесных ресурсов в целом (на должном уровне используется хвойное сырье, недостаточно развиты технологии по переработке отходов лиственных лесов); неразвитостью транспортной инфраструктуры края.
1 Информация Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. URL: http://priroda.permkrai.ru/.
Хочется отметить деятельность на территории края ОАО «Соликамскбумпром» (табл. 1).
Из всей произведенной ОАО «Соликамскбумпром» газетной бумаги около 20% реализуется на рынке России, около 70% - на зарубежных рынках. Свыше 50 стран мира являются потребителями бумаги данного предприятия.
Тенденции в развитии данного предприятия отражают динамику развития лесной отрасли в целом. А именно, рост производства в 2010-2011 гг. сменился резким сокращением в 2012-2013 гг., которое связано со снижением спроса на продукцию, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Кроме того, наблюдалось снижение финансовых показателей, связанных с остановкой линии по производству офсетной бумаги на ЦБК «Кама».
Наибольшую долю в лесопромышленном комплексе Пермского края имеет целлюлозно-бумажное производство (более 70%). В целом для лесопромышленного комплекса характерен низкий уровень инвестиций (менее 1%), большая часть которых поступает в целлюлозно-бумажные производства.
Если рассматривать отдельные отрасли, то прежде всего необходимо обратить внимание на целлюлозно-бумажное производство (рис. 1).
Производственные показатели в данной отрасли неуклонно снижаются (порядка 0,4% ежегодно), что связано с низкой рентабельностью отрасли в целом (износ основных фондов, применение устаревших технологий), с недостатком инвестирования.
Кроме того, заслуживает отдельного рассмотрения деревообрабатывающее производство в крае (рис. 2).
2010
2011
2012
2013
Рис. 1. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность в структуре объема отгруженной продукции в Пермском крае в 2010-2013 гг.
Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
1,5
0,5
2010
2011
2012
2013
Рис. 2. Обработка древесины и производство изделий из дерева в структуре объема отгруженной продукции в Пермском крае в 2010-2013 гг.
Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
Таблица 2 - Влияние фактора ВТО на развитие лесной отрасли
Отрасль лесной промышленности Уровень конкурентоспособности Влияние фактора ВТО Внутренние причины
Обработка древесины и производство изделий из дерева На внутреннем рынке - устойчивая; на мировом -средняя Снижение ставок ввозных пошлин на продукцию переработки древесины к 2016, 2017 гг. Мощная и разнообразная сырьевая база
Целлюлозно-бумажное производство На внутреннем рынке - достаточная; на мировом -средняя Влияние фактора ВТО не выявлено Высокий износ основных фондов и применение устаревших технологий
Мебельная промышленность На внутреннем рынке - устойчивая; на мировом -средняя Сокращение ввозных таможенных пошлин на мебель, рост импортной продукции и потеря российскими производителями порядка 15% доли рынка Невысокая стоимость сырья и относительно низкие затраты на оплату труда (до вступления в ВТО)
Лесозаготовка На внутреннем рынке - устойчивая; на мировом -средняя Ужесточение экологических требований к отрасли Нелегальная заготовка древесины, наносящая экологический ущерб; слабый уровень развития инфраструктуры
Низкая рентабельность данной отрасли также обусловлена износом основных фондов, а кроме того, отсутствием производств по глубокой переработке древесины, что делает продукцию фактически неконкурентоспособной, несмотря на наличие большого количества ресурсов.
Таким образом, необходимо отметить асимметричное развитие лесопромышленного комплекса в Пермском крае (в пользу целлюлозно-бумажного производства и лесозаготовки), что без должного уровня инвестирования чревато кризисными явлениями. В этой связи необходимо выявить причины сложившейся в отрасли ситуации, определить факторы, на нее влияющие, и разработать предложения по изменению существующего положения.
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ВТО НА ЛЕСНУЮ ОТРАСЛЬ ПЕРМСКОГО КРАЯ
К моменту вступления России в ВТО обработка древесины и производство изделий из дерева характеризовались устойчивой конкурентоспособностью на внутреннем рынке и средней конкурентоспособностью на мировом рынке. Конкурентоспособность России в данном сегменте обусловлена мощной и разнообразной сырьевой базой, которая позволяет выпускать широкий спектр продукции. В отдельных производствах с высокой значимостью сырьевого фактора (пиломатериалы, фанера) Россия входит в число мировых лидеров рынка, в производствах с большой ролью технологических аспектов (древесные плиты) или качественных параметров (изделия из дерева) конкурентоспособность местной продукции более низкая.
В свою очередь, целлюлозно-бумажное производство (включая издательскую и полиграфическую деятельность) характеризуется достаточной конкурентоспособностью на внутреннем рынке и средней конкурентоспособностью на мировом рынке. Что касается внутреннего рынка, то местная продукция успешно конкурирует с импортной в большинстве сегментов, за исключением изделий из бумаги и картона (включая полиграфическую продукцию) и производство мелованной бумаги. На мировом рынке наиболее конкурентоспособна сырьеемкая продукция (целлюлоза, газетная бумага). Проблемой данной отрасли является высокий износ основных фондов и применение устаревших технологий (табл. 2).
В качестве негативных последствий вступления России в ВТО можно отме-
■о
я
0
<е Таблица 3 - Влияние экономических санкций на развитие лесной отрасли
är ю > Отрасль промышленности Отрицательное влияние Угрозы Перспективы развития
Z и Лесная отрасль Зависимость от ино- Снижение доли Благотворная
X странных компании; экспорта; атмосфера для раз-
< со разрыв отношений снижение доли вития внутреннего
2 с рядом зарубежных импорта рынка
k партнеров
Таблица 4 - Особенности развития лесопромышленного комплекса в регионах Приволжского федерального округа, Свердловской и Челябинской областях, основные показатели
Субъект Площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса, тыс. га Лесистость территорий, % Общий запас древесины, млн куб. м
Республика Башкортостан 6 300 39,8 821,2
Республика Марий Эл 1 373 53,5 203,8
Республика Мордовия 750 26,4 125
Республика Татарстан 1 271 17,5 198
Удмуртская Республика 2 066 46,5 328
Чувашская Республика 632 32,2 71,4
Пермский край 12 421 71,5 1 632
Кировская область 8 134 63,2 1 182,1
Нижегородская область 4 009 46,7 573,6
Оренбургская область 722 4,6 71,7
Пензенская область 950 20,5 150,3
Самарская область 757 12,8 100,2
Саратовская область 735 6,3 66,8
Ульяновская область 974 26,3 168
Свердловская область 16 031 68,6 2 108,5
Челябинская область 2 974 29,4 406,9
Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/. 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000
8 000 6 000
4 000 2 000
^ <# J> кЧз> л10 л10 л10 л10 л10 л10 л10 <5° л4* / / / / </ 4е-0 / </ </ </ </ </ </ </ </ </
^ # У # </ </ ^ / / / / / </ </
/w ,</:/ ^ sss
Рис. 3. Площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса, тыс. га
тить снижение ставок ввозных пошлин на продукцию переработки древесины. В частности, ставки на необработанные ДСП к 2017 г. снизятся с 20 до 8%, на плиты МЛФ к 2016 г. - с 15 до 5%. Тем не менее при действующих ставках значительная часть плитной продукции на внутреннем рынке - иностранного производства. Перспективой деятельности
лесопромышленного комплекса в условиях ВТО является приоритетное развитие деревообработки за счет выпуска востребованных на внутреннем и внешних рынках пиломатериалов, шпона и фанеры, плитной продукции, топливных гранул, бумаги, целлюлозы на базе построенных и строящихся современных лесоперерабатывающих заводов.
0
Исторически так сложилось, что РФ играет роль экспортера сырья и импортера продукции высокой степени переработки лесопромышленного комплекса. В частности, доля России в мировом экспорте круглых лесоматериалов и пиломатериалов в 2012-2014 гг. составила порядка 18 и 11% соответственно, а доля экспорта листовых древесных материалов, бумаги и картона не превышала 3%. В настоящий момент можно наблюдать положительную динамику в сокращении экспортно-сырьевой направленности лесной отрасли и развитии предприятий по переработке древесины. Кроме того, существуют предпосылки для сокращения доли импорта на внутреннем рынке целого ряда продукции: фанера клееная, ДСП, ДВП, бумага и картон, мебель. Импортозамещение в производстве данной продукции основывается на развитии собственных высокотехнологичных предприятий по глубокой переработке древесины и стимулирование спроса на продукцию отечественного производства.
Таким образом, говоря о развития лесопромышленного комплекса в целом в условиях фактора ВТО, необходимо подчеркнуть, что, даже имея преимущества в виде богатейшей сырьевой базы и быстрого развития внутреннего рынка, российские предприятия не могут эффективно развиваться и стремительно утрачивают свою конкурентоспособность на мировых рынках. Эффективность использования лесных ресурсов на сегодняшний день весьма низка: фактически заготавливается лишь примерно четверть от реально возможного объема древесины. Основной причиной этого является слабый уровень развития инфраструктуры для лесозаготовки. Реальным конкурентным преимуществом предприятий лесной отрасли является возможность поддержания относительно низких цен на готовую продукцию (от мирового уровня) за счет использования дешевых энергоресурсов и сырья, что дает возможность российским производителям занимать устойчивый сегмент мирового рынка.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ЛЕСНУЮ ОТРАСЛЬ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Говоря о влиянии экономических санкций на лесную отрасль промышленности, надо прежде всего иметь в виду третий пакет санкций, который в первую очередь повлиял на нефтегазовую отрасль (введены ограничения на постав-
Рис. 4. Лесистость территорий, %
Рис. 5. Общий запас древесины, млн куб. м
Рис. 6. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность в структуре объема отгруженной продукции, среднее значение за 2010-2013 гг., %
Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
Рис. 7. Обработка древесины, производство изделий из дерева в структуре объема отгруженной продукции, среднее значение за 2010-2013 гг., %
Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.
ку специализированного оборудования ¡5
и технологий (для разработки трудно- §
извлекаемых запасов)). Помимо этого N
санкции коснулись целого ряда других 3
отраслей промышленности, связанных 1
главным образом с взаимодействием с 55
(О
иностранными партнерами (табл. 3). Лес- 2 ная отрасль не стала исключением. 6
Нужно отметить, что напрямую санкции не коснулись производств лесопромышленного комплекса. Однако существует достаточно серьезная угроза, связанная с исполнением обязательств по текущим контрактам с иностранными контрагентами, а также с дальнейшим взаимодействием с ними.
РАЗВИТИЕ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
В условиях развития конкурентной модели экономики представляется целесообразным рассмотреть развитие лесной отрасли в субъектах, которые традиционно являются конкурентами для Пермского края, а также схожи с ним по отраслевой структуре промышленности: субъекты Приволжского федерального округа, а также Челябинская и Свердловская области. Лесная отрасль в ряде данных субъектов занимает одну из ведущих позиций (табл. 4).
В качестве основных показателей развития лесной отрасли выступают показатели, отражающие количество и качество лесных ресурсов как таковых (площадь земель лесного фонда, лесистость территорий, общий запас древесины).
По площади земель лесного фонда лидирующие позиции занимают Свердловская область, Пермский край, Кировская область и Республика Башкортостан (рис. 3). Остальные субъекты обладают гораздо меньшими ресурсами (разбег составляет более 30-40%).
По показателю «лесистость территорий» регионы выглядят достаточно равноценно (рис. 4). Можно также отметить группу отстающих субъектов (Оренбургская и Саратовская области).
По общему объему запаса древесины лидерами также являются Свердловская область, Пермский край, Кировская область и Республика Башкортостан (рис. 5). Остальные субъекты можно назвать группой отстающих.
Кроме показателей, оценивающих количественно-качественные характеристики лесных ресурсов, необходимо также сравнить показатели, непосредственно связанные с производственной
Таблица 5 - Принципы региональной политики и расстановка приоритетов в развитии лесной отрасли Пермского края
Лесная отрасль (подотрасль, сектор) Принципы Приоритеты Результаты
Обработка древесины и производство изделий из дерева Принцип государственно-частного партнерства Создание и реализация инвестиционных проектов, связанных с открытием производств по глубокой переработке древесины Повышение конкурентоспособности продукции
Целлюлозно-бумажное производство Принцип модернизации Преодоление технической и технологической отсталости, обновление основных фондов Развитие внутреннего рынка, повышение рентабельности отрасли
Мебельная промышленность Импортозаме-щение. Принцип протекционизма Разработка мер дополнительной поддержки российских производителей Увеличение доли рынка в пользу российских производителей
Лесозаготовка Принцип оптимизации Создание в крае инфраструктурных проектов, повышающих эффективность лесозаготовок Создание эффективного механизма управления лесозаготовительной деятельностью региона
(во всей совокупности секторов и подотраслей). В частности, необходимо максимально эффективно использовать весь имеющийся ресурсный потенциал. Кроме того, стоит задуматься над разработкой инвестиционной стратегии, учитывающей принцип государственно-частного партнерства, без которого повысить рентабельность отрасли не представляется возможным. Помимо этого, традиционные приоритетные сектора в данной отрасли (лесозаготовка) необходимо оптимизировать, главным образом за счет снижения затрат (развитие инфраструктуры).
В регионе представлены почти все разновидности лесопромышленного производства, что говорит об огромном потенциале для развития на этой основе грамотной инвестиционной политики, внедрения принципов импортозамеще-ния, государственно-частного партнерства и модернизации.
частью лесного комплекса, а именно с целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей отраслями (рис. 6, 7)
Лидерами целлюлозно-бумажного производства среди анализируемых субъектов являются Республика Марий Эл, Пермский край, Пензенская область. Также можно отметить Нижегородскую, Кировскую области и Республику Удмуртия. Остальные субъекты значительно уступают по данному показателю.
Деревообрабатывающая отрасль имеет опережающее развития в Кировской области, также выделяются Республика Марий Эл, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Пензенская область. В меньшей степени выделяется Пермский край.
Таким образом, на основании двух групп показателей (показатели, оценивающие ресурсный потенциал, а также производственные показатели) можно сделать определенные выводы. В каждой из групп показателей лидерами являются разные субъекты. Сбалансированно развитыми можно назвать лишь Кировскую область и Пермский край (в обеих группах показатели выше среднего).
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ ПЕРМСКОГО КРАЯ. ВЫВОДЫ
Каждая отрасль промышленности в регионе зависит не только от предприятий и организаций, ее составляющих, но и от институциональной среды,
в которой они развиваются, а также от ресурсного потенциала. Под институциональной средой, как правило, понимают: региональную налоговую систему, инвестиционный климат, государственную поддержку и пр. Кроме того, определяющим фактором становятся федеральные установки и приоритеты, формирующие рамочные условия и принципы развития региона в целом, отдельных отраслей и секторов экономики.
Стоит подчеркнуть, что в современных условиях все субъекты нацелены на создание и реализацию государственных программ во всех сферах общественной жизни, в том числе экономической, в рамках которых реализуется объемный комплекс мер, ориентированных на достижение ряда результирующих показателей. Вместе с тем ни одна программа не может являться абсолютной, полной в условиях постоянно меняющейся экономической действительности. Частым явлением становятся корректировки выбранного стратегического подхода.
В этой связи авторами предложен и обоснован ряд принципов региональной политики, способных усовершенствовать систему управления лесной отраслью в Пермском крае, привести ее в соответствие с действующими экономическими реалиями (табл. 5).
Предложенные принципы позволяют говорить о необходимости формирования сбалансированного развития лесопромышленного комплекса в целом
Источники
References
1. Гельвановский М.И. Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации // Евразийская экономическая интеграция. 2012. № 1(14). С. 44-58.
2. Затынина О.Ю. Использование лесных ресурсов // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 182-183.
3. Зиновьева И.С. Формирование методики экономической оценки ущербов, причиняемых лесным ресурсам региона // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 12(058). С. 38-41.
4. Изменение природной среды России в XX веке / Ин-т географии РАН; отв. ред.: В.М. Котляков, Д.И. Люри. М.: Молнет, 2012.
5. Интенсивное устойчивое лесное хозяйство: барьеры и перспективы развития: сб. ст. / под общ. ред. Н. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: WWF России, 2013.
6. Левицкая Н.Н. Применение системы индикаторов для оценки состояния лесов Московской области // Лесоведение.
2012. № 6. С. 14-29.
7. Мамадалиев Д.Д. Модели воспроизводства лесных ресурсов и их экономическая оценка // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-2. С. 294-295.
8. Мясников А.Г. Теоретические основы рационального лесопользования // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. С. 167-170.
9. Незнакина К.В. Бизнес-процессы комплексного использования лесных ресурсов региона // Ars Administrandi. 2013. № 3. С. 94-102.
10. Примеры зарубежного опыта устойчивого лесоуправ-ления и лесопользования: сб. ст. / под общ. ред. Н. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF). М., 2012.
11. Примеры отечественного опыта устойчивого лесоу-правления и лесопользования: сб. ст. / под общ. ред. Н. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: WWF России,
2013.
12. Прудский В.Г. Методика оценки эффективности механизма комплексного использования лесных ресурсов региона // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2013. № 4(19). С. 60-65.
13. Россия в ВТО: год после вступления... : в 2 ч. / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова. М.: Экономика,
2014. (Близкая и такая неразгаданная экономика; т. II; ч. I).
14. Россия в ВТО: год после вступления. : в 2 ч. / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова. М.: Экономика, 2014. (Близкая и такая неразгаданная экономика; т. II; ч. II).
15. Селименков Р. Ю. Лесной комплекс: управление инновационным развитием. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012.
16. Сидорюк А.В. Модель управления лесными ресурсами в достижении устойчивого развития региона // Те^а Economicus. 2012. Т. 10. № 4-2. С. 120-122.
17. Тарасов В.И. Рифы на пути ВТО // Евразийская экономическая интеграция. 2013. № 3(2). С. 46-67.
18. Шишкин А.А., Анкудинов А.Б., Колесников А.М. Управление промышленным предприятием на основе критерия стоимости в условиях вступления России в ВТО. СПб.: ГУАП, 2012.
1. Gel'vanovskiy M.I. Metodologicheskie podkhody k obespecheniyu konkurentosposobnosti mezhdunarodnykh integratsionnykh gruppirovok v us-loviyakh globalizatsii [Methodological approaches to ensuring competitiveness of international integration groupings under globalization]. Evraziyskaya ekonom-icheskaya integratsiya - Eurasian Economic Integration, 2012, no. 1(14), pp. 44-58.
2. Zatynina O.Yu. Ispol'zovanie lesnykh resursov [The use of forest resources]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya - Advances in Current Natural Sciences,
2012, no. 4, pp. 182-183.
3. Zinov'eva I.S. Formirovanie metodiki ekonomicheskoy otsenki ushcher-bov, prichinyaemykh lesnym resursam regiona [Formation of the technique of economic estimates of the damage caused to forest resources of the region]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2013, no. 12(058), pp. 38-41.
4. Kotlyakov V.M., Lyuri D.I. (eds.) Izmenenie prirodnoy sredy Rossii v XX veke [Changing natural environment in Russia in the XX century). Moscow, Molnet Publ., 2012.
5. Shmatkov N. (ed.) Intensivnoe ustoychivoe lesnoe khozyaystvo: bar'ery i pers-pektivy razvitiya [Intensive sustainable forestry: barriers and prospects for development]. Moscow, WWF Rossii, 2013.
6. Levitskaya N.N. Primenenie sistemy indikatorov dlya otsenki sostoyaniya lesov Moskovskoy oblasti [The use of a system of indicators to assess forests' condition in Moscow oblast]. Lesovedenie - Journal of Forest Science, 2012, no. 6, pp. 14-29.
7. Mamadaliev D.D. Modeli vosproizvodstva lesnykh resursov i ikh ekonom-icheskaya otsenka [Models of forest resources reproduction and their economic evaluation]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern High Technologies,
2013, no. 10-2, pp. 294-295.
8. Myasnikov A.G. Teoreticheskie osnovy ratsional'nogo lesopol'zovaniya [Theoretical foundations of sustainable forest management]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University, 2012, no. 356, pp. 167-170.
9. Neznakina K.V. Biznes-protsessy kompleksnogo ispol'zovaniya lesnykh resursov regiona [Business processes of forest resources integrated use in the region]. Ars Administrandi, 2013, no. 3, pp. 94-102.
10. Shmatkov N. (ed.) Primeryzarubezhnogo opyta ustoychivogo lesoupravleni-ya i lesopol'zovaniya [Examples of foreign experience in sustainable forest management]. Moscow, WWF Rossii, 2012.
11. Shmatkov N. (ed.) Primery otechestvennogo opyta ustoychivogo lesouprav-leniya i lesopol'zovaniya [Examples of domestic experience in sustainable forest management]. Moscow, WWF Rossii, 2013.
12. Prudskiy V.G. Metodika otsenki effektivnosti mekhanizma kompleksnogo ispol'zovaniya lesnykh resursov regiona [Methodology to assess the effectiveness of the mechanism of forest resources comprehensive utilization of the region]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Ekonomika - Bulletin of Perm State University. Economic Series, 2013, no. 4(19), pp. 60-65.
13. Chereshnev V.A., Tatarkin A.I., Fedorov M.V. (eds.) Blizkaya i takaya neraz-gadannaya ekonomika [Close and so mysterious economy]. Rossiya v VTO: god poslevstupleniya... T.II.Ch.I. [Russia and the WTO: one year after accession... Vol. II, part I]. Moscow, Ekonomika Publ., 2014.
14. Chereshnev V.A., Tatarkin A.I., Fedorov M.V. (eds.) Blizkaya i takaya neraz-gadannaya ekonomika [Close and so mysterious economy]. Rossiya v VTO: god posle vstupleniya... T. II. Ch. II. [Russia and the WTO: one year after accession... Vol. II, part II]. Moscow, Ekonomika Publ., 2014.
15. Selimenkov R. Yu. Lesnoy kompleks: upravlenie innovatsionnym razvitiem [Forest industry: management of innovative development]. Vologda, ISERT RAN Publ., 2012.
16. Sidoryuk A.V. Model' upravleniya lesnymi resursami v dostizhenii ustoychi-vogo razvitiya regiona [Forest management model to achieve sustainable development of the region]. Terra Economicus, 2012, vol. 10, no. 4-2, pp. 120-122.
17. Tarasov V.I. Rify na puti VTO [Reefs in the way to the WTO]. Evraziyskaya ekonomicheskaya integratsiya - Eurasian Economic Integration, 2013, no. 3(2), pp. 46-67.
18. Shishkin A.A., Ankudinov A.B., Kolesnikov A.M. Upravlenie promyshlennym predpriyatiem na osnove kriteriya stoimosti v usloviyakh vstupleniya Rossii v VTO [Management of an industrial enterprise on the basis of the cost criterion in conditions of Russia's accession to the WTO]. St. Petersburg, GUAP Publ., 2012.
■o я