ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-11-135-142 УДК 614.2
СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Р.Г. Макиев 1, Т.Б. Свиридова 2 : , А.С. Лутиков 3, Е.А. Голдина4
l, 2, 3 4 Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия.
1 http://orcid.org/0000-0002-2180-6885;
2 http://orcid.org/0000-0002-9918-5118;
3 hltp^rad: 0000-0003-1877-5747;
4 https://orcid: 0000-0002-8287-2958.
И Автор для корреспонденции: Свиридова Т.Б.
АННОТАЦИЯ
Специфика разработки дополнительных профессиональных программ с учётом профессиональных стандартов и квалификационных требований актуальна в современном мире, где важность обучения и повышения квалификации медицинских специалистов является необходимостью, закрепленной в нормативно-правовой базе.
Таким образом, научные разработки в данной области не только актуальны, но и имеют высокую практическую значимость для улучшения системы профессионального обучения и повышения квалификации медицинских специалистов. Цель исследования: провести сравнительный анализ содержания профессиональных стандартов и квалификационных требований для актуализации тематики и наполнения программ дополнительного профессионального образования в соответствии с выявленным дефицитом знаний, умений, навыков.
Материалы и методы. Сравнительный анализ трудовых функций и трудовых действий в профессиональном стандарте «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья». Использовали метод сравнительного анализа. Результаты. Представлены результаты анализа программ повышения квалификации по специальности «Управление сестринской деятельностью» и специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Определены трудовые функции, не вошедшие в профессиональный стандарт, сформулированы компетенции и даны рекомендации по разработке дополнительных профессиональных программ с учётом недостающих трудовых функций.
Выводы. Для эффективной разработки программ повышения квалификации необходимо применять интегрированный подход, который включает в себя и рассмотрение, и определение трудовых функций, не вошедших в профессиональный стандарт, разработку перечня профессиональных компетенций, с учетом требований максимально широкого спектра нормативно-правовых документов, определяющих содержание труда специалистов на должностях категории руководителей медицинских организаций, а также регулярное обновление данных программ для их соответствия растущим требованиям профессиональной деятельности медицинских работников.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, организация здравоохранения, система подготовки медицинских специалистов, профессиональные стандарты, квалификационные требования, компетенции.
Для цитирования: Макиев Р.Г., Свиридова Т.Б., Лутиков А.С., Голдина Е.А. Специфика разработки дополнительных профессиональных программ с учетом профессиональных стандартов и квалификационных требований. Менеджер здравоохранения. 2024; 11:135-142. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-11-135-142
«КС
Введение
современном обществе приоритеты в области образования претерпевают значительные трансформации, указывая на необходимость адаптации к постоянно меняющейся нормативно-правовой, социальной, политической и экономической среде. Развитие медицинского образования и повышение
© Макиев Р.Г, Свиридова Т.Б., Лутиков А.С, Голдина Е.А, 2024 г.
квалификации являются ключевым элементом современного здравоохранения. Стремительные изменения в стандартах и технологиях в области медицины требуют систематического обновления и совершенствования знаний и навыков у медицинских специалистов. В этом контексте разработка дополнительных профессиональных программ в соответствии с профессиональными
№11 Manager /Менеджер
2024 Zdravoochranenia / здравоохранения
стандартами и квалификационными требованиями становится все более актуальной задачей для образовательных организаций.
Основный аспект этого процесса заключается в переориентации образовательной системы с традиционной модели, основанной на заучивании информации, к системе, где главенствующую роль играют компетенции и навыки. Этот переход предполагает осмысление того, как формируется современная модель образования, и определяет новые ориентиры для развития общества.
Одной из особенностей разработки дополнительных профессиональных программ с учетом профессиональных стандартов является необходимость определения компетенций, которые должны быть развиты у слушателей программ ДПО. Компетенции определяют уровень знаний, умений и навыков, необходимых специалистам для выполнения определенных профессиональных задач.
«В связи с этим становится явной необходимость преобразования системы высшего медицинского образования в России, включая философию и ценности медицинского образования, цели, технологические характеристики деятельности, а также методы оценки результативности и качества» [1].
«Формирование парадигмы образования с ориентацией на критерии, направленные на качество образовательной системы, и способствуют развитию профессиональной компетентности личности» [2]. Компетентность определяется, как обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, понимание ответственности за свои действия.
Компетентностный подход нацеливает преподавателя высшей школы на совершенствование образовательного процесса, поиск новых приемов, методов, методик и технологий при обучении студентов и слушателей, а также на непрерывное их самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование. И в рамках непрерывного профессионального образования это становится возможным и реальным [3].
Цель исследования: провести сравнительный анализ содержания профессиональных стандартов и квалификационных требований для актуализации тематики и наполнения программ дополнительного профессионального образования в соответствии с выявленным дефицитом знаний, умений, навыков.
Материалы и методы
Для анализа трудовых функций и трудовых действий мы выбрали профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», чтобы внести все необходимые изменения и дополнения в программы повышения квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и по специальности «Управление сестринской деятельностью». Использовали метод сравнительного анализа.
Все компетенции, которые необходимы медицинским специалистам для выполнения работы, должны быть заложены в профессиональных стандартах. Идеи профессиональной стандартизации возникали еще в конце ХХ века, но первые стандарты прошли процедуру утверждения в 2013 году [4]. Сущность профессионального стандарта -«... характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [5].
«Для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов с высшим и средним медицинским образованием, профессиональные стандарты служат ориентиром при разработке федеральных государственных образовательных программ, профессиональных программ дополнительного образования, в том числе программ циклов повышения квалификации и учебных материалов, наполняющих эти программы» [6].
Разработка дополнительных профессиональных программ является сложным и ответственным процессом, который требует глубокого понимания требований работодателей и запросов медицинских специалистов. «Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [7].
Квалификационные требования также имеют большое значение при разработке дополнительных профессиональных программ. Они определяют минимальный уровень базовой и профессиональной подготовки, необходимый для получения
определенной квалификации или профессионального уровня.
Таким образом, разработка дополнительных профессиональных программ, отвечающих требованиям и соответствующих наполнению профессиональных стандартов и квалификационных требований, является важным условием успешности таких программ. Только при соблюдении данных факторов можно гарантировать высокую эффективность и актуальность обучения, а также повышение конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Мы провели анализ профессиональных программ повышения квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и по специальности «Управление сестринской деятельностью» на соответствие трудовых функций и трудовых действий в профессиональном стандарте «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».
Анализ строился на требованиях к специальностям «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и «Управление сестринской деятельностью», а также должностям, по которым может осуществлять трудовую деятельность медицинский работник по данным специальностям, отраженных в приказах Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», Минздрава России от 02.05.2023 № 206н (ред. от 19.02.2024) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием», Минздрава России от 2 мая 2023 г. № 205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
При анализе также учитывались требования приказа Миздравсоцразвития РФ от 5 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», как документа, определяющего объём фактически исполняемой работы и трудовых функций сотрудников медицинских организаций на должностях, соответствующих наименованиям вышеназванных нормативно-правовых актов.
Предварительный анализ содержания требований к наименованиям базовой группы должности (профессии) или специальности не выявил существенных различий в перечне должностей, которые может занимать специалист по анализируемым
специальностям. Также незначительные различия имеются к квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, желающим занимать должности по специальностям «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью».
Для анализа соответствия требований приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н содержанию деятельности, предусмотренному приказом Миздравсоцразвития РФ от 5 мая 2012 года № 502н, сравнивались трудовые действия, наполняющие трудовые функции Профессионального стандарта, трудовым действиям члена врачебной комиссии, которым в соответствии с занимаемой должностью является медицинский работник-специалист по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью», и занимающий одну из должностей в соответствии с приказом Минздрава России от 2 мая 2023 г. № 205н, в том числе с учетом предъявляемых Профессиональным стандартом требований к перечню знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых действий.
Резюмируя результаты проведенного анализа, можно сделать вывод, что в Профессиональном стандарте не полностью отражен и раскрыт перечень трудовых действий, определенный действующими нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения, регламентирующими деятельность медицинских работников, занимающих должности по специальностям «Управление сестринской деятельностью» или «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Одновременно с тем, необходимо отметить наличие в перечне трудовых действий трудовой функции С/01 (Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации) такого действия, как «Работа во врачебной комиссии медицинской организации». Это, а также упомянутая в трудовой функции Е/01 (Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации) «Организация деятельности врачебной комиссии в медицинской организации», единственные упоминания об участии специалистов по анализируемым специальностям в работе, регламентированной Приказом Миздравсоцразвития РФ от 5 мая 2012 года № 502н. При этом в Профессиональном стандарте не раскрывается, что именно включено в понятия «работа во врачебной комиссии и организация ее деятельности». Также обращает внимание, что
С
#хс
№11
2024
Manager
Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
трудовое действие «работа во врачебной комиссии медицинской организации» относится исключительно к специалистам, занимающим должность заведующего структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом) - врача-специалиста, а трудовое действие «Организация деятельности врачебной комиссии в медицинской организации» - к должности заместителя руководителя (начальника) медицинской организации, заместителя руководителя (начальника) обособленного подразделения медицинской организации. Исключительность упоминаний данного трудового действия, а также неопределенность его формулировки в сочетании с отсутствием в перечне умений к вышеупомянутым трудовым действиям навыков, определенных приказом № 502н, не позволяет в полной мере судить о включении в перечень
трудовых функций всего спектра действий, предусмотренных регламентом деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Тем самым, проведенный сравнительный анализ выявил дефицит трудовых действий и, возможно, трудовых функций, определённых приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н, что, в свою очередь, создает объективные предпосылки для внесения предложений о проведении пересмотра профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» с целью внесения в него актуальных дополнений и изменений.
Вторым этапом анализа стало сравнение обозначенных в Профессиональном стандарте трудовых действий перечню знаний и умений в соответствии с их наполнением по темам ДПО (см. таблицу 1).
Таблица 1
Соотношение трудовых действий требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям
и:
зхо змо
I1
эхо
Трудовые функции Трудовые действия Знания/умения
3.1. Ведение статистического учета в медицинской организации Совпадают Совпадают
3.2. Организационно- Совпадают Отсутствуют умения: методическая деятельность - Готовить презентационные материалы, информационно-и организация аналитические материалы, справки о деятельности статистического медицинской организации или ее подразделений для учета в медицинской предоставления руководителям организации. организации - Готовить материалы, статьи для печатных и электронных средств массовой информации.
3.3. Управление структурным подразделением медицинской организации Отсутствуют трудовые действия: - Участие в создании врачебной комиссии и работе врачебной комиссии. Отсутствует умение: - Организовывать работу врачебной комиссии и осуществлять деятельность в составе врачебной комиссии.
3.4. Управление организа- Отсутствуют трудовые действия: Отсутствует умение: ционно-методическим - Участие в подготовке плана - Рассчитывать потребности медицинской организации подразделением закупок по материально-техническому в ресурсах в соответствии с уровнем общественного медицинской организации снабжению медицинской деятельности. здоровья.
3.5. Управление процессами деятельности медицинской организации Отсутствуют трудовые действия: - Разработка критериев и показателей деятельности работников медицинской организации. - Участие в создании врачебной комиссии и работе врачебной комиссии. Отсутствуют умения: - Готовить презентационные материалы, информационно-аналитические материалы, справки о деятельности медицинской организации или ее подразделений для предоставления руководителю медицинской организации. - Проводить публичные выступления, в том числе пресс-конференции для средств массовой информации. - Организовывать работу врачебной комиссии и осуществлять деятельность в составе врачебной комиссии.
3.6. Управление Отсутствуют трудовые действия: Отсутствуют знания: медицинской организацией - Разработка критериев и - Основы бюджетного и налогового законодательства показателей деятельности работников Российской Федерации. медицинской организации. - Основы законодательства Российской Федерации - Формирование врачебной о государственных закупках. комиссии, консилиумов. - Принципы бюджетирования и контроля расходов. - Оценивать эффективность деятельности медицинской организации, вырабатывать варианты управленческих решений и оценивать риски, связанные с их реализацией. - Осуществлять управления рисками.
Менеджер / Мапедег № 11
здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
Резюмируя результаты проведенного анализа, можно сделать вывод, что в Профессиональном стандарте не полностью отражен и раскрыт перечень трудовых действий, определенный действующими нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения, регламентирующими деятельность медицинских работников, занимающих должности по специальностям «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью». Одновременно с тем, необходимо отметить наличие в перечне трудовых действий трудовой функции С/01 (Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации) такого действия, как «Работа во врачебной комиссии медицинской организации». Это, а также упомянутая в трудовой функции Е/01 (Проектирование и организация процессов деятельности медицинской организации) «Организация деятельности врачебной комиссии в медицинской организации», единственные упоминания об участии специалистов по анализируемым специальностям в работе, регламентированной Приказом Миздрав-соцразвития РФ от 5 мая 2012 года № 502н. При этом в Профессиональном стандарте не раскрывается, что именно включено в понятия работа во врачебной комиссии и организация ее деятельности.
Также, обращает внимание, что трудовое действие «Работа во врачебной комиссии медицинской организации» относится исключительно к специалистам, занимающим должность заведующего структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом) - врача-специалиста, а трудовое действие «Организация деятельности врачебной комиссии в медицинской организации» - к должности заместителя руководителя (начальника) медицинской организации, заместителя руководителя (начальника) обособленного подразделения медицинской организации. Исключительность упоминаний данного трудового действия, а также неопределенность его формулировки в сочетании с отсутствием в перечне умений к вышеупомянутым трудовым действиям навыков, определенных приказом № 502н, не позволяет в полной мере судить о включении в перечень трудовых функций всего спектра действий, предусмотренных регламентом деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
Тем самым, проведенный сравнительный анализ выявил дефицит трудовых действий и, возможно, трудовых функций, определённых приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
7 ноября 2017 г. № 768н, что, в свою очередь, создает объективные предпосылки для внесения предложений о проведении пересмотра профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» с целью внесения в него актуальных дополнений и изменений.
В результате проведенного анализа соотношения требований к знаниям и умениям перечня трудовых действий, наполняющих трудовые функции профессионального стандарта выявлен ряд несоответствий, когда трудовые функции не подкреплены требованиями по наличию соответствующих знаний или умений и, наоборот, наличие избыточных знаний, не соотносящихся с трудовыми действиями по отдельным трудовым функциям. Выявленные несоответствия в очередной раз свидетельствуют о наличии объективных предпосылок к пересмотру профессионального стандарта в части содержания. Практическое применение действующего профессионального стандарта не позволяет в полной мере формировать должностные инструкции и, как следствие, предъявлять мотивированные требования к содержанию как объема и ассортимента должностных обязанностей, так и к уровню профессионально значимых знаний и умений у лиц, занимающих должности в соответствии со специальностями «Общественное здоровье и организация здравоохранения» и «Управление сестринской деятельностью».
Таким образом, проведенное исследование наглядно демонстрирует несовершенство имеющейся в настоящее время нормативно-правовой базы в области регламентации деятельности специалистов в организации и управлении учреждением здравоохранения. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми различными нормативно-правовыми актами к содержанию труда медицинских работников руководящего звена медицинской организации приводит, в сою очередь, к несовершенству программ подготовки специалистов по общественному здоровью и управлению сестринской деятельностью.
В профессиональных стандартах компетенции в явном виде не выражены, поэтому формализация компетенций осуществляется на основе анализа трудовых функций, представленных в них. При формировании перечня профессиональных компетенций, качественное изменение которых осуществляется в результате реализации программ, должны быть также сформулированы критерии для оценки уровня освоения этих компетенций.
С
#хс
Роль профессиональных стандартов в разработке программ ДПО заключается в нескольких аспектах. Во-первых, профессиональные стандарты определяют квалификационные требования к специалистам. Они позволяют определить, какие знания и навыки необходимы для успешной работы в данной сфере.
Во-вторых, профессиональные стандарты являются ориентиром для разработчиков программ ДПО. Эти стандарты определяют компетенции, которые должны достичь слушатели программы, и помогают составить учебный план и рабочую программу обучения в соответствии с этими требованиями.
Третий аспект связан с оценкой качества дополнительных профессиональных программ. Они являются основой для разработки критериев оценки, по которым определяется соответствие программы ДПО профессиональным стандартам. Таким образом, профессиональные стандарты не только помогают разработать качественную программу, но и позволяют оценить ее эффективность.
Вывод
Проведенный сравнительный анализ профессиональных программ ДПО на их соответствие профессиональным стандартам и квалификационным требованиям позволил определить, что разработка программ ДПО с учетом профессиональных стандартов и квалификационных требований требует комплексного подхода и учета множества дополнительных факторов. Практические аспекты такой разработки включают не только анализ профессиональных стандартов, определение
уровня квалификации, выбор методов обучения, но и определение трудовых функций, не вошедших в профстандарт, разработку перечня профессиональных компетенций, в том числе с учетом требований максимально широкого спектра нормативно-правовых документов, определяющих содержание труда специалистов на должностях категории руководителей медицинских организаций, и периодичность обновления программ.
Только с учетом всех этих аспектов можно обеспечить адекватный уровень подготовки и повышения квалификации специалистов, соответствующий современным требованиям профессиональных сообществ, совершенствования знаний и навыков специалистов.
Одновременно с тем, следует отметить, что развитию компетентностного подхода профессиональной подготовки специалистов по управлению медицинскими организациями на современном этапе развития отечественного здравоохранения препятствует несовершенство нормативно-правовой базы, формирующей наполнение деятельности по должностям руководителей трудовыми функциями, вопреки реально соответствующим требованиям иных нормативно-правовых актов, регламентирующих их труд. Таким образом, сейчас сформировались объективные предпосылки к обсуждению в профессиональном сообществе рекомендаций о проведении пересмотра профессиональных стандартов по должностям, которые могут занимать специалисты по специальностям «Организации здравоохранения» и «Управление сестринской деятельностью».
1. Мирошниченко А.Г., Смышляева Л.Г., Сошенко И.И., Подкладова Т.Д. Высшее медицинское образование в России и за рубежом: тенденции изменений действующих национальных моделей: аналитический доклад / А.Г. Мирошниченко, Л.Г. Смышляева, И.И. Сошенко, Т.Д. Подкладова - Томск: Изд-во СибГМУ, - 2022 - 111 с. - I SBN 978-5-98591-166-4
2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под научн. ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 211 с.
3. Романова М.М, Зуйкова А.А., Берлева С.Ю. Особенности компетентностного подхода при преподавании поликлинической терапии в медицинском вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. -2018. - № 6. - С. 41-45; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1786 (Дата обращения: 03.12.2023).
4. Тарасова А.Е. Специфика разработки дополнительных профессиональных программ с учетом проф-стандартов // Методология и технология непрерывного профессионального образования. - 2020. -№ 3. С. 30-37.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.7.2020) (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 13.08.2020) // КонсультантПлюс.
Менеджер / Maneger № 11
здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2024
6. Ниязова ИМ Профессиональные стандарты как инструмент повышения эффективности управления персоналом в медицинских учреждениях // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 10. - С. 31-36.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) // КонсультантПлюс.
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017 № 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» // КонсультантПлюс.
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 № 479н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» // Кон-сультантПлюс.
ORIGINAL PAPER
THE SPECIFICS OF DEVELOPING ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS TAKING INTO ACCOUNT PROFESSIONAL STANDARDS AND QUALIFICATION REQUIREMENTS
R.G. Makiev ', T.B. Sviridova 2 : , A.S. Lutikov 3, E.A. Goldina 4
2 3 4 Federal State Budgetary Military Educational Institution of Higher Education «Military Medical Academy named after S.M. Kirov» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia.
' http://orcid.org/0000-0002-2180-6885;
2 http://orcid.org/0000-0002-9918-5118;
3 http://orcid:0000-0003-1877-5747;
4 https://orcid:0000-0002-8287-2958.
H Corresponding author: Sviridova T.B.
ANNOTATION
The specifics of developing additional professional programs taking into account professional standards and qualification requirements are relevant in the modern world, where the importance of training and advanced training of medical specialists is a necessity enshrined in the regulatory framework.
Thus, scientific developments in this field are not only relevant, but also have high practical significance for improving the system of professional training and advanced training of medical specialists.
The purpose of the study is to conduct a comparative analysis of the content of professional standards and qualification requirements for updating the subject and filling additional professional education programs in accordance with the identified lack of knowledge, skills, and abilities.
Materials and methods. Comparative analysis of labor functions and labor actions in the professional standard «Specialist in the field of healthcare and public health organization». The method of comparative analysis was used.
Results. The results of the analysis of professional development programs in the specialty Nursing Management and specialty Health Organization and public health are presented. The work functions that are not included in the professional standard are defined, competencies are formulated and recommendations are given for the development of additional professional programs taking into account the missing work functions.
Conclusions. For effective development of professional development programs, it is necessary to apply an integrated approach, which includes both consideration and definition of labor functions that are not included in the professional standard, development of a list of professional competencies, taking into account the requirements of the widest possible range of regulatory documents defining the content of the work of specialists in positions of heads of medical organizations, as well as regular updating These programs are designed to meet the growing demands of the professional activities of medical professionals.
Keywords: additional professional education, healthcare organization, system of training medical specialists, professional standards, qualification requirements, competencies.
For citation: Makiev R.G., Sviridova T.B., Lutikov A.S., Goldina E.A. The specifics of developing additional professional programs taking into account professional standards and qualification requirements. Manager Zdravookhranenia. 2024; 11:135-142. DOI: 10.21045/18110185-2024-11-135-142
№ 11
2024
Manager
Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
REFERENCES
m
эхо зЯо
t ЭХО
1. Miroshnichenko A.G., SmyshlyaevaL.G., Soshenko I.I, Podkladova T.D. Higher medical education in Russia and abroad: trends in changes in existing national models: analytical report / A.G. Miroshnichenko, L.G. Smyshlyaeva, I.I. Soshenko, T.D. Podkladova - Tomsk: Publishing House of SibSMU, - 2022 - 111 p. - I SBN 978-5-98591-166-4
2. The Bologna process: the search for commonality of European higher education systems (TUNING project) / Under the scientific editorship of V. I . Baydenko. - M.: Research Center for Quality Problems of training specialists, 2006. - 211 p.
3. Romanova M.M., Zuikova A.A., Berleva S.Yu. Features of the competence-based approach in teaching outpatient therapy at a medical university // Scientific Review. Pedagogical sciences. - 2018. - No. 6. - P. 41-45; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1786 (Date of application: 03.12.2023).
4. Tarasova A.E. Specifics of the development of additional professional programs taking into account professional standards // Methodology and technology of continuing professional education. - 2020. - No. 3. P. 30-37.
5. The Labor Code of the Russian Federation dated 12/30/2001 No. 197-FZ (as amended on 31.7.2020) (with amendments and additions, entered into force on 08/13/2020) // ConsultantPlus.
6. Niyazova I.M. Professional standards as a tool for improving the efficiency of personnel management in medical institutions // Health care manager. - 2019. - No.10. - P. 31-36.
7. Federal Law No. 273-FZ of 12/29/2012 (as amended on 12/25/2023) «On Education in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 05/01/2024) // ConsultantPlus.
8. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated November 07, 2017 No. 768n Order «On approval of the professional standard «Specialist in the field of healthcare and public health» // ConsultantPlus.
9. By Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 479n dated July 31, 2020 «On approval of the professional standard «Specialist in the organization of nursing» // ConsultantPlus.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Макиев Руслан Гайозович - д-р мед. наук, доцент, заместитель начальника академии по учебной работе федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия.
Rusian G. Makiev - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Academy for Academic Affairs of the Federal State Budgetary Military Educational Institution of Higher Education «Military Medical Academy named after S.M. Kirov» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Свиридова Татьяна Борисовна - к-т эконом. наук, доцент, заведующий кафедрой (управления сестринской деятельностью) филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия.
Tatyana B. Sviridova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Лутиков Александр Сергеевич - старший преподаватель кафедры (управления сестринской деятельностью) филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия.
Alexander S. Lutikov - Senior lecturer of the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Голдина Елена Александровна - директор медицинского колледжа филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия.
Elena A. Goldina - Director of the Medical College The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Менеджер / Meneger № 11
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2024