Н.А. Яковенко
Специфика рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из административных правоотношений
В ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации устанавливается наряду с гражданским, уголовным и конституционным судопроизводством административное судопроизводство. Однако в настоящий период в России, несмотря на имеющиеся юридические предпосылки, административное судопроизводство не выделено в самостоятельную ветвь, административные суды не созданы, хотя в юридической литературе научно обоснованы причины их формирования. Необходимость существования отдельной процессуальной формы для разрешения административно-правовых споров связана с потребностью установления дополнительных гарантий судебной защиты участников спорного административного правоотношения.
Под административным судопроизводством следует понимать форму организации и деятельности суда по разрешению административно-правовых споров [1]. В настоящее время в Российской Федерации споры, вытекающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Арбитражные суды в Российской Федерации специализируются на разрешении правовых конфликтов, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они призваны обеспечивать судебную защиту предпринимателей и реализацию принципов рыночной экономики через формируемую арбитражно-судебную практику.
В существующей совокупности правовых конфликтов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности легко обнаруживаются две различные группы:
а) споры, возникающие из гражданско-правовых отношений;
б) споры, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений.
Последняя группа дел рассматривается арбитражными судами в порядке административного
судопроизводства. Таким образом, в настоящее время арбитражные суды стали субъектами административного судопроизводства.
В свою очередь споры, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений, также делятся на две группы. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [2] выделяются: дела об административных правонарушениях (гл. 22-29 Кодекса об административных правонарушениях РФ [3]) и дела, возбуждаемые по жалобам лиц, привлеченных к административной ответственности, на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ).
Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в силу этой нормы дела по правонарушениям, которые предусмотрены перечисленными в ней статьями КоАП РФ, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Обращает на себя внимание тот факт, что если в прошлом многие из названных в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ правонарушений были подведомственны органам исполнительной власти, которые своими постановлениями подвергали виновных административно-правовым санкциям, то теперь административные наказания за совершение таких правонарушений назначаются арбитражными судами при осуществлении правосудия, что свидетельствует о важном шаге в направлении дальнейшего развития административного судопроизводства.
В силу ч. 1 ст. 202 и ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в его гл. 25 и в КоАП РФ.
Судам при рассмотрении дел, отнесенных КоАП РФ к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения гл. 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Так, ст. 29 АПК устанавливает лишь общий перечень споров, относящихся к экономическим, которые арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, когда федеральным законом рассмотрение таких дел отнесено к компетенции арбитражных судов;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, когда федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, когда федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
Большинство споров, в основе которых лежит норма публичного права, а требование заинтересованного в урегулировании спора лица носит имущественный характер, возникает в связи с реализацией положений административно-правовых прав и обязанностей, изменяющих объем имущественных прав и обязанностей граждан и их объединений. Поэтому, несмотря на то, что закон по общему правилу указывает нам на необходимость урегулирования данных отношений правилами об исковом производстве, административное производство имеет свои существенные особенности.
Дело в том, что административное судопроизводство не укладывается в стандартную схему искового производства, где истец и ответчик не просто процессуально равны, но это процессуальное равенство основано на равенстве их правового статуса как субъектов гражданских (частных) правоотношений. Отсюда берут свои начала общие функциональные принципы гражданского (искового) судопроизводства: состязательность, диспозитивность, процессуальное равноправие сторон.
Статус же участников административных (публично-правовых) отношений заранее не одинаков. Один из участников является органом, осуществляющим властные полномочия, другой участник этих правоотношений - лицо, обязанное подчиниться воле властного субъекта, т.е. исполнить его требования и указания. Поэтому спор между такими лицами выпадает из классической схемы искового производства и подлежит регулированию в ином порядке, предусматривающем большее количество процессуальных гарантий для наиболее слабой (с правовой точки зрения) стороны властных правоотношений.
Рассматривая специфику административного производства, можно выделить следующие особенности. Согласно ст. 4 АПК формой обращения заинтересованных лиц за защитой своих прав в случае спора, возникающего из административных и иных публично-правовых отношений, является заявление. То есть законодатель официально отказался от иска как формы обращения в суд.
Второй важной особенностью является необходимость более тщательной досудебной подготовки дела. По-иному в административном производстве действует правило о распределении бремени доказывания ряда обстоятельств, входящих в предмет доказывания по таким делам.
Особенностью административного судопроизводства в арбитражных судах является требование закона об исключительно профессиональном составе арбитражного суда. Так, согласно ст. 17 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в первой инстанции коллегиально в составе трех судей. Иные дела по спорам, возникающим из административных правоотношений, рассматриваются в первой инстанции, как правило, единолично. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей.
Обладают рядом особенностей примирительные процедуры при рассмотрении споров, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений.
Специфичны и сроки рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из административных правоотношений. В арбитражных судах действует правило об ускоренной (сокращенной) процедуре рассмотрения таких дел. То есть для скорейшего устранения состояния правовой неопределенности в системе публично-правовых отношений законодатель устанавливает сокращенные процессуальные сроки рассмотрения административно-правовых споров в арбитражных судах.
Так, в арбитражном суде первой инстанции дела об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня поступления соответствующего заявления в суд. В эти же сроки подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Дела по заявлениям о привлечении субъектов предпринимательских отношений к административной ответственности подлежат рассмотрению в арбитражном суде в течение 15 дней.
Остальные административно-правовые споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде первой инстанции в течение двух месяцев.
Литература
1. Иванов А.В. Деятельность арбитражных судов Российской Федерации по рассмотрению дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений // Антология научной мысли: К 10-летию Российской академии правосудия: Сборник статей / Отв. ред. В.В. Ершов, Н.А. Тузов. М.: Статут, 2008.
2. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. 19 апреля.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.