© 2007 г. Д. Малышев
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СЛУЖБЫ ИНФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ РАДИОСТАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ «ЭХА РОСТОВА»)
Значение новостей на региональном радио трудно недооценить. Во-первых, из всех средств массовой информации радио - самое оперативное. Это особенно важно для региональных радиостанций, которые ориентируются на город, где иногда просто не может быть иных оперативных средств информирования населения [1, с. 79]. Во-вторых, радио - самое универсальное СМИ. Выпуски новостей на радио, в отличие от того же телевидения, характеризуются разнообразием подаваемой тематики. В любом выпуске на телевидении мы увидим что-нибудь о политике, что-то о макроэкономике, думскую хронику, репортаж о культуре и, наконец, спортивный блок в конце. На радио же в течение одного трехминутного выпуска можно охватить гораздо больше тем и направлений [2, с. 175].
Новости на радио - это поток информации. В целом он создает панораму происходящих событий, если же рассматривать его временные рамки шире - живое движение, беспрерывный конвейер новостей [4, с. 82].
Радиостанция «Эхо Ростова» как сетевой партнер «Эха Москвы» сделала своим бизнесом распространение эксклюзивной и оперативной информации в регионе. Выпуски новостей здесь выходят пять раз в день: 8.45, 11.45, 13.00, 14.00 и 18.45, а со спортивным блоком - «спорт-курьер» (он выходит со вторника по пятницу в 13.30) - шесть раз. Есть выпуски объемом в 5 и 13 минут. Большие информационные программы выходят в эфире утром, днем и вечером. В промежутках между ними звучат краткие выпуски новостей. В выходные дни в эфир выходит только один 13-минутный выпуск - в 14.00. Это так называемая итоговая информационная программа.
В начале каждого часа регионального вещания звучат 9-секундные позывные «Радио „Эхо Ростова" -эхо твоего города». После этого берет слово ведущий информационной программы. Он в течение примерно 10-15 секунд называет время, приветствует слушателей, представляет себя и звукооператора и объявляет начало большой информационной программы. Затем после 8-секундной шапки ведущий программы анонсирует на музыке главные темы выпуска. Это занимает от 30 секунд до минуты. Еще одна отбивка в несколько секунд, и музыка смолкает, зачитывается первая новость выпуска, предваряемая репликой «Подробней на эти и некоторые другие темы» (или «Эти и другие новости подробней»).
Текст новостей читается без музыки. Однако в звуковом оформлении большого информационного выпуска используется звуковые разбивки длительностью 2-3 секунды, музыкально-словесные разбивки «Вы слушаете информационную программу „Эха"» и «Вы любите новости свежими - вы слушаете „Эхо"» - 6 секунд. В конце последнего сообщения звучит музыкально-словесная отбивка «Информационная программа Эха», после чего ведущий знакомит на музыкальной подкладке с прогнозом погоды.
Таким образом оформляются 13-минутные новости. Краткий выпуск имеет музыкальную подложку на протяжении всего времени. Зато в нем отсутствуют какие-либо специальные средства, отделяющие одну новость от другой. В качестве разбивки используется повышение музыкального фона в течение нескольких секунд громкости музыкального фона.
Краткое изложение важнейших тем предваряет каждый большой выпуск. Эти заголовки, или по аналогии с газетными материалами - «лиды», выполняют двоякую роль: с одной стороны, кратко информируют слушателя о сути выпуска, с другой стороны - «цепляют», интригуют его, заставляя слушать всю программу или хотя бы ее часть.
Директор службы информации «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев советует при составлении «лидов» действовать, как работники бывшей советской торговли, которые всегда придерживали под прилавком какие-то ценные товары, так называемый «дефицит» [3 с 28]. Иными словами, в заголовках должна остаться некая недоговоренность. При этом «лиды» не искажают действительности и вполне кор -ректны.
На практике, в условиях дефицита времени, составить «идеальный» заголовок весьма непросто. Вот несколько самых удачных, на взгляд автора данной работы, примеров, прозвучавших в свое время в выпусках «Эха Ростова»:
Незаконное строительство остановлено в прибрежной зоне реки Дон под Ростовом. (8 сентября 2004 г.)
Около полутора тысячи скинхедов, по данным социологов, базируется в Ростовской области. О них уже снимают кино. (6 октября 2004 г.)
Геннадий Зюганов едва не замерз на улицах Новочеркасска: главного коммуниста страны не пустили в театр. (15 декабря 2004 г.)
Бывают и принципиально другие ситуации: когда происходит что-то экстраординарное, чрезвычайное. В этих случаях не стоит скрывать сути, и в заголовке в лаконичной форме излагается все самое главное.
Около двух тысяч ростовчан остались без тепла и горячей воды. Причина - крупная авария на теплотрассе в Первомайском районе города. (30 ноября 2004 г.)
Новые подробности пожара в детском саду Таганрога. По предварительной версии, имел место поджог. (3 декабря 2004 г.)
Так или иначе, любой заголовок звучит 6-8 секунд и содержит по возможности 1-3 строчки (10-15 слов). Хотя анонс придумывается к каждой новости, в начале выпуска читаются пять-шесть - какие ведущий посчитает наиболее важными. Их совокупность представляет собой мини-выпуск самых актуальных новостей часа.
Новостная программа состоит из отдельных произведений разных информационных жанров. В выпусках «Эха Ростова» можно обнаружить информационное сообщение, метеосводку, радиоотчет, репортаж, обзор печати, интервью и корреспонденцию. Одни встречаются чаще, другие реже.
Радиосообщения заполняют значительную часть «эховского» эфира. Из всех жанров радиожурналистики радиосообщение ближе всего стоит к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом? Важнейшее качество радиосообщения -оперативность.
В эфире звучат радиосообщения разных видов.
Хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом: как правило, оно звучит 15-20 секунд. Из хроникальных заметок состоят преимущественно короткие выпуски новостей, когда в течение 4-5 минут слушателям предлагаются 8-12 сообщений.
Хронометраж радиосообщения может увеличиться и даже «перевалить» за минуту, если используется документальная запись, сделанная на месте события либо по телефону. В этом случае с информационным сообщением выступают очевидцы, специалисты и эксперты. Они поясняют происшедшее. Такая радиоинформация напоминает краткий репортаж.
Структура радиосообщения зависит от задачи -оперативно сообщить важную новость. Поэтому особое значение приобретает здесь первая фраза, которая должна привлечь внимание аудитории. Для этого следует вычленить главное и вынести его в начало.
Кроме правила «первой фразы», есть еще несколько правил, которые служба информации «Эха Ростова» старается неукоснительно соблюдать при написании новостей:
- писать короткими фразами;
- использовать минимум числительных, большие числа округлять;
- не увлекаться аббревиатурами;
- не применять иносказаний;
- избегать малоизвестных географических названий, «привязывая» к общеизвестным;
- ограничивать употребление специальных терминов. Если же используются, то с обязательным пояснением.
Эти правила продиктованы желанием облегчить восприятие информации на слух: слушатель не может вернуться к тем фрагментам, которые он не вполне понял, как если бы он читал печатные СМИ. Нет на радио и той подсказки в виде «живой картинки», которая существует на телевидении.
При написании новостей приходится искать баланс между определенной строгостью языка, которую требует работа с информацией, и вольностью разговорной речи. Без нее не обойтись, если хочешь сделать новость понятной самому широкому кругу слушателей.
В отличие от радиозаметки, жанр репортажа дает больше свободы в обращении с языком. В практике службы информации «Эхо Ростова» применяются два способа изготовления репортажа. Первый: корреспондент выходит в прямой эфир с места события, напри-
мер со стадиона или главной площади города, где проходят соревнования (концерт, митинг и пр.). Второй: радиожурналист предварительно записывает репортаж в студии, используя тот материал, который он смог собрать на выезде. В отличие от других радиостанций, в частности государственных, «Эхо Ростова» не применяет в репортажах интершум и звуковую подкладку. Акцент делается прежде всего на информационную составляющую.
Если репортер во время прямого включения опустил какие-нибудь детали либо необходимы пояснения, то ведущий информационной программы имеет право задать своему коллеге уточняющие вопросы. Так репортаж превращается в подобие короткого интервью, состоящего буквально из 2-3 вопросов. В положении интервьюируемого может оказаться не только журналист, но и очевидец какого-либо происшествия. При условии, что он владеет сверхактуальной на тот момент информацией, и она не вмещается в рамки обычного сообщения. Например, во время первого тура президентских выборов на Украине в ноябре 2004 г. на прямую связь со студией «Эха» выходил председатель ростовского облизбиркома Сергей Юсов, который в тот момент в составе группы международных наблюдателей находился в украинском Луганске.
Информационное радиосообщение, радиообзор печати, радиоотчет, радиоинтервью, радиорепортаж -в каждом из этих жанров постепенно увеличивается роль автора, его место в освещении событий и в структуре самого произведения. Информационные жанры начинают как бы постепенно двигаться в сторону анализа [4, с. 96].
Однако наиболее близка к аналитическим жанрам все же радиокорреспонденция. Соответственно и время звучания у нее дольше - не менее полутора-двух минут. Причем это не обязательно голый текст. Радиожурналист может включать в свой материал сразу несколько «пленок» - голоса очевидцев, экспертов. Они работают на идею, служат аргументом к выводам журналистам. По сути, задача автора корреспонденции -поведать слушателям историю, имеющую свое начало и логическое завершение. Не случайно на телевидении корреспонденцию часто называют «сюжетом». Текст у микрофона начитывает сам автор, что придает фактам, о которых идет речь, личностную окраску.
В одном ряду с корреспонденцией стоит так называемая «комментированная новость». Она состоит из двух частей: изложения фактов и последующего за ним комментария. Комментировать ее должен специалист, авторитетный человек, которому слушатели могут доверять. Подобный жанр тоже весьма ценен для службы информации, поскольку позволяет сразу же за сообщением о факте разъяснить его значение и показать его место в цепи других фактов и событий. На «Эхе Москвы» это часто используемый жанр. Причем «эховцы» приводят к одной новости сразу несколько комментариев, полученных от самых разных людей -политиков, экономистов, авторитетных журналистов. В результате удается выявить и преподнести слушателю максимально полный спектр существующих в обществе мнений и оценок.
Вслед за столичными коллегами использует этот жанр и «Эхо Ростова». В базе данных службы инфор-
мации хранится несколько сотен телефонных номеров местных политиков, экономистов, ученых, общественных и культурных деятелей, к которым в случае необходимости можно в оперативном порядке обратиться за комментарием. Эта база пополняется ежедневно.
Важнейшим фактором работы информационной службы является отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. От того, как составлен выпуск, зависит, какой предстанет для слушателя информационная картина дня [4, с. 85]. Наиболее часто встречается «жесткая» верстка: на первом месте информация из сферы политики, за ней следуют сообщения о событиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни. И уже затем идут новости из области медицины, культуры, науки. Замыкают выпуск, как правило, новости спорта.
На «Эхе» ориентируются на иной принцип верстки. Там стараются учитывать, насколько та или иная новость может быть интересна, полезна или занимательна для большинства слушателей. Не забывая при этом и об оперативности материала. Чем быстрее новость передается в эфир, тем острее и с большим вниманием ее воспринимают слушатели. Важно, чтобы в выпуске как можно больше звучало сообщений со словом «сейчас» «сегодня».
В новостном выпуске «Эха Ростова» сообщение, к примеру, о встрече губернатора с главой «Газпрома» никогда не будет стоять первым. Не исключено, что этой «паркетной новости» (обозначение политического официоза в журналистском слэнге) вообще не найдется места в программе. Другое дело, если выяснится, что на этой встрече шла речь о сокращении поставок газа в Ростовскую область, из чего можно сделать вывод, что стоимость голубого топлива для населения вырастет в регионе в ближайшее время. Подобный поворот позволяет сообщению оказаться в «лидерах». Правда, при условии, что в этот день не случится стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия, в результате которого пострадают люди. Важно помнить, что настоящая новость - это всегда неожиданность. Поэтому, если ростовский боксер Султан Ибрагимов нокаутировал американского тяжеловеса и стал претендентом на звание чемпиона мира по боксу в самой престижной категории - без ограничений по весу, - на «Эхе Ростова» это пойдет первой новостью.
Именно отбор и подача новостей создают информационную политику радиостанции.
Согласно должностной инструкции, в службе информации работают редактор и несколько штатных корреспондентов.
Редактор службы информации:
1. Отвечает за ежедневное функционирование отдела.
2. Разрабатывает творческую концепцию информационного вещания с учетом технических возможностей и штата службы, согласовывает ее с главным редактором радиостанции.
3. Ежедневно осуществляет общее административное и общее руководство службой при подготовке информационных блоков, контролирует качество новостных выпусков.
4. Контролирует своевременный выход в эфир запланированных, а также экстренных информационных выпусков, их хронометраж, наполнение, техническое и кадровое обеспечение.
5. Контролирует и утверждает верстку информационного выпуска.
6. Редактирует тексты журналистов, в случае необходимости отслушивает записанные и смонтированные «пленки» до выхода в эфир.
7. Работает в тесном контакте с ведущим выпуска для определения его содержания.
8. Обсуждает с репортерами важные сюжеты.
9. Обеспечивает регулярную связь с сотрудниками для повышения их профессионального мастерства и соответствия стилю подачи новостей, принятому на радиостанции.
10. Координирует деятельность службы с другими подразделениями радиостанции.
11. Формирует штат службы новостей с учетом штатного расписания, согласованного с генеральным директором радиостанции.
12. Контролирует обеспечение работников службы новостей необходимыми условиями труда, достаточными при существующих требованиях к количеству и качеству их работы.
13. Составляет график работы сотрудников отдела, контролирует его соблюдение.
14. Ведет учет количества и качества работы сотрудников службы новостей, своевременно предоставляет сведения для начисления заработной платы.
15. Контролирует соблюдение КЗОТа в службе информации.
Корреспонденты службы информации:
1. Осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом РФ о печати и другими нормативными документами и актами, Этическим кодексом журналистов.
2. Систематически собирают, анализирует и перерабатывает информацию, используя материалы пресс-служб, информационных агентств, печатных СМИ и пр.
3. Отвечают за достоверность, точность, полноту, своевременность и корректность предлагаемой к эфиру информации, указывают ее источник.
4. Отвечают за аккуратное ведение компьютерного архива.
5. Предлагают идеи поиска новостей.
6. Готовят репортажи и устные сообщения в соответствии с требованиями качества и оперативности.
7. Для подготовки репортажей выезжают на место событий.
8. Во время работы на выезде представляют интересы радиостанции и ее слушателей на месте событий.
9. Отвечают за сохранность звукозаписывающей техники, оргтехники и другого оборудования в редакции.
10. Исполняют свои функции согласно утвержденному графику с учетом КЗОТа.
В дополнение к корреспондентским функциям сотрудники службы информации «мониторят» местные и федеральные СМИ - печатные и электронные (ТВ, радио, интернет).
Также в их обязанности входит модерирование сайта радиостанции: обновлять курс валюты, метео-
сводку, завешивать прозвучавшие в эфире новости, а также проверять электронную почту службы информации.
Глубокая специализация по темам в службе информации «Эха Ростова» не практикуется. Каждый готов оперативно выехать на место ЧП, митинга или какого-то другого события, имеющего значение для слушателей «Эха Ростова».
Ростовский государственный университет
Литература
1. Барабанов Б. Работа службы информации на музыкальном радио // Радио: музыкальное, информационное, общественное. М., 2001.
2. Варфоломеев В. Новости на информационном радио // Радио: музыкальное, информационное, общественное. М., 2001.
3. Варфоломеев В. Как писать для радионовостей // Время работать на радио. М., 2002. С. 28.
4. Смирнов В. Формы вещания. М., 2002.
4 декабря 2006 г.