СЕРВИС / SERVICES
УДК 791.43-252.5
DOI: 10.24411/2413-693X^018-10404
Специфика работы продюсера анимационного фильма
КОСИНОВА Марина Ивановна
Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент; kosimarina@yandex.ru
Аннотация. Предметом исследования является работа продюсера анимационного фильма на трех основных этапах - подготовительном, производственном и этапе постпродакшн. Цель статьи - проанализировав работу продюсера, выявить функциональный круг его обязанностей, составить алгоритм действий, очертить связи продюсера с другими участниками проекта. В статье рассмотрены такие аспекты подготовительного период как создание детального плана работы, разработка руководства по визуальному стилю, подбор актеров для озвучания персонажей, создание раскадровки, аниматика, привлечение композитора, предварительная работа с дистрибьюторами. Также изучена деятельность продюсера на этапе производства, включающая контроль за развитием истории и производственным дизайном, следованием расписанию и нахождением в рамках бюджета, наблюдение за общим статусом проекта, рекламную деятельность и продвижение проекта. Рассмотрены основные этапы создания 3D анимации, такие как разработка макета, моделирование и построение сцены, анимация, детализация персонажей, наложение визуальных эффектов, освещение и компоновка. Кроме этого, автор рассматривает работу специалистов по скульптингу, риггингу, текстурированию, рендерингу. Изучен этап пострподакшн, работа продюсера с постродакшн-менеджером, композитором, звукорежиссером, музыкальным редактором. Рассмотрены такие аспекты деятельности продюсера как координация связи производственного отдела с редакторским, организация световых и цветовых проб, цветовая коррекция, озвучание, создание копий фильма, продвижение проекта, создание архива для хранения и дальнейшего использования аудио и визуальных результатов труда творческой команды, создание титров, контроль качества готового материала. Исследуются связи продюсера с другими представителями аудиовизуального бизнеса - с заказчиком анимационной продукции, производителями потребительских товаров, маркетинговыми и рекламными агентствами, дистрибьюторами. Приводится документация, составляемая продюсером. В статье обозначены рекомендации по оптимизации работы продюсера анимационного фильма.
Ключевые слова: продюсер, анимационный фильм, анимация, подготовительный период, производственный период, постпродакшн
Для цитирования: Косинова М.И. Специфика работы продюсера анимационного фильма // Сервис Plus. 2018. Т. 12. №4. С. 38-46. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10404.
Статья поступила в редакцию: 23.10.2018.
Статья принята к публикации: 23.11.2018.
2018 Vol. 12 Iss. 4 SERVICEpius
SCIENTIFIC JOURNAL
www.philosoph.rj
Специфика работы продюсера анимационного фильма
Specificity of work of the animated film producer
Marina I. KOSINOVA
State University of Management, Moscow, Russia; Cand. Sci. (Philosophy), Prof., kosimarina@yandex.ru
Abstract. The subject of the research is work of animation film producer at three main stages - preparatory, production and post-production. The purpose of the article is to analyze the work of the producer, to identify the functional range of his duties, to make an algorithm of actions, to outline the relationship of producer with other participants of the project. The article deals with such aspects of the preparatory period as the creation of a detailed work plan, the development of a guide to the visual style, the selection of actors for the voice characters, the creation of storyboards, animatics, the involvement of the composer, preliminary work with distributors. The activities of the producer at the production stage, including control over the development of history and production design, following the schedule and finding within the budget, monitoring the overall status of the project, advertising and promotion of the project, were also studied. The main stages of creating 3D animation, such as the development of layout, modeling and construction of the scene, animation, detailing characters, overlay visual effects, lighting and layout In addition, the author considers the work of specialists in sculpting, rigging, texturing, rendering. Studied stage, post-production, the work of producer with post-production manager, composer, sound designer, music editor. The author considers such aspects of the activities of producer as coordination of the connection of the production Department from editorial, the organization of light and color samples, color correction, dubbing, creation of copies of the film, the progress of the project, the creation of an archive for storage and future use of audio and visual performance teams, creating titles, and quality control of the finished material. The author explores the connections of producer with other representatives of audiovisual business - with the customer of animation production, producers of consumer goods, marketing and advertising agencies, distributors are investigated. The documentation compiled by the producer is given. The article outlines recommendations for optimizing the work of the producer of the animated film.
Keywords: producer, animated film, animation, preparatory period, production period, post-production
For citation: Kosinova M. I. (2018). Specificity of work of the animated film producer. Servis plus, 12(4), 38-46. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10404. (In Russ.).
Submitted: 2018/10/23.
Accepted: 2018/11/23.
Введение. Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время рынок анимационной продукции развивается, западные мультфильмы выходят в прокат, не уступая в посещаемости и кассовых сборах фильмам других жанров, в то время как российская анимация страдает из-за недостатка необходимых знаний, навыков или опыта у отечественных продюсеров. Это объясняется, во-первых, тем, что институт продюсерства был восстановлен у нас не так давно (по сравнению, например, с США) в силу политических причин. Во-вторых, тем, что опытные отечественные продюсеры, освоившие это непростое искусство - про-дюсирование - предпочитают работать или в других жанрах кинематографа или вовсе на телевидении. И в-третьих, тем, что отечественная литература располагает большим количеством работ, освещающих все
аспекты создания анимации, предназначенных для режиссеров и художников-аниматоров (например, замечательная, ставшая хрестоматийной, книга Ф. Хитрука «Профессия аниматор» [4] или энциклопедия отечественной мультипликации С. Капкова [3]). Но такая тема как продюсирование анимации, к сожалению, до сих пор не освещена российскими специалистами и исследователями в области кинематографа. Поэтому в данной работе автор опирается в основном на зарубежные издания [1,5,6].
Подготовительный период В анимации подготовительный период имеет особенно важное значение. Ведь здесь слабый замысел нельзя спасти с помощью замечательной актерской игры, как это иногда делается в художественном кино. Продюсер должен обладать большим количе-
ством знаний и навыков, которые понадобятся ему на начальном этапе работы над анимационным проектом. К началу подготовительного этапа у продюсера должен быть готов и утвержден сценарий и производственный план, с одобренным бюджетом, списком сотрудников и календарным планом, а также должна быть налажена система отслеживания и контроля.
Подготовительный период начинается с того, что менеджер по производству под руководством продюсера разрабатывает детальный план, в котором предстоящая работа будет разбита между департаментами с указанием сроков ее выполнения. Главной задачей продюсера на этом этапе является набор недостающего персонала. Работа команды во многом будет зависеть от взаимоотношений внутри нее, поэтому очень важно правильно организовать прием новых сотрудников. При прибытии нового члена необходимо познакомить его с остальным коллективом, обеспечить его организованным рабочим местом и устроить осмотр студии.
Перед началом работ, когда вся команда собрана, продюсер и режиссер устраивают собрание, на котором объявляют план и дедлайны работ, сотрудники, в свою очередь, могут задать вопросы, касающиеся производства.
В это же время продюсер встречается с заказчиком, чтобы удостовериться, что он удовлетворен проделанной в предподготовительный период работой, и утверждает даты контрольных встреч. Взаимодействие с заказчиком на этом этапе очень важно, потому что по мере того, как производство будет набирать обороты, изменения будут обходиться очень дорого.
Далее на основе утвержденной ранее стилистики проекта начинается работа по созданию руководства по визуальному стилю. Оно поможет художникам-аниматорам в течение всего процесса производства придерживаться одного выбранного стиля, что в итоге существенно повысит качество проекта. Руководство может включать в себя всего несколько предметов или быть детальным. Продюсер вместе с режиссером, исходя из сюжетной истории и бюджета, решают, что необходимо будет в него включить. Также они устанавливают количество повторного использования или переработки рисунков, что поможет сократить количество работы и сохранить время. Например, в полнометражных фильмах повторное использование рисунков локаций составляет обычно порядка 30%. Принимая во внимание эти нормы, продюсер рассчитывает необходимые финансовые затраты и время на их создание.
Для создания руководства художники по персонажам и аниматоры дорабатывают и корректируют
работу художников-аниматоров департамента визуальной разработки, чтобы создать выдержанную в одном стиле анимацию. Обычно в руководство входят такие серии рисунков, как:
- персонажи анфас, профиль и под углом 45°;
- персонажи в движении;
- крупное изображение лиц персонажей с разными эмоциями;
- линейка персонажей, показывающая соотношение их размеров относительно друг друга;
- строение персонажей;
- фазы движения губ персонажей во время разговора.
Над локациями работают производственный дизайнер и дизайнер по локациям. В руководство входят:
- экстерьеры (крупным и общим планом);
- интерьеры;
- персонаж на фоне локации для обозначения масштабов;
- схематическая карта всех объектов.
Дизайнер по реквизиту занимается предметами,
которые персонажи будут использовать по сюжету. Это могут быть средства передвижения, оружие, мебель и пр. Руководство будет включать:
- вид спереди и сзади, а также внутри (если применимо);
- конструкция, если предмет имеет несколько
частей;
- предмет в сравнении с персонажем и на фоне локаций;
- устройство работы предмета (если применимо).
Дизайн эффектов, таких как дым, огонь или пыль, может быть включен или не включен в руководство в зависимости от сценария и бюджета.
Художники-аниматоры, работая над персонажами, локациями или реквизитом для руководства, могут рисовать их как вручную, так и с применением компьютерных программ, или используя комбинированный способ.
Арт-директор составляет цветовую палитру проекта, учитывая при этом оттенки, тона и настроение воображаемого мира. Палитра включает в себя цвет кожи, волос, одежды героев, реквизита и прочего при разном освещении и в разных состояниях (мокром или сухом, например). Этой палитрой затем будут пользоваться дизайнеры по цвету и художники фона.
Продюсер обычно делегирует контроль за руководством менеджеру по производству, который следит, чтобы вся работа по его составлению была выполнена
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Специфика работы продюсера анимационного фильма
в срок. Когда руководство готово, менеджер заносит все данные в систему отслеживания и контроля для того, чтобы все творческие сотрудники, работающие над проектом, имели к нему доступ.
Когда все необходимые изображения созданы, в зависимости от выбранной техники начинается процесс анимации. В случае рисованной анимации художнику-аниматору необходимо разбить персонажа на составные части и проиллюстрировать каждое движение, которое может быть им выполнено (обычно около 20 рисунков). Чтобы получить анимацию художник составляет образ персонажа из частей, которые собираются согласно изображаемому движению. Компьютерная анимация состоит из таких стадий, как моделирование, текстурирование, риггинг и освещение. Здесь уже художники работают в паре с техническими специалистами.
На этом этапе продюсер занимается подбором актеров для озвучивания персонажей анимационного фильма. Это очень важный момент, так как звуковая дорожка будет направлять и вдохновлять художников-аниматоров в процессе производства.
В зависимости от бюджета продюсер решает, может ли позволить привлечь к участию в проекте звезд первой величины. Затем он нанимает директора по кастингу (если у студии нет своего кастинг-департа-мента) и процесс начинается. Продюсер должен предоставить кастинг-директору лимит выделенных средств и оговорить время, имеющееся в распоряжении непосредственно для самого кастинга, а также репетиций и записи. Вместе в кастинг-директором и режиссером продюсер составляет список потенциальных претендентов на роль. Когда список составлен, кастинг-дирек-тор самостоятельно или с помощью агентств проводит несколько этапов отбора и представляет продюсеру только лучших кандидатов, которые приглашаются на репетиции в студию.
Окончательное решение продюсер принимает совместно с заказчиком и режиссером, основываясь на вокальных качествах актера, его способности оживить персонажа, доступности, звездного рейтинга и т.д. После того, как актер утвержден на роль, ему необходимо выслать для подготовки к записи следующие материалы: контракт, производственный сценарий и сценарий диалогов, художественные материалы (дизайн персонажа, ключевые локации и пр.). Продюсер определяет, какой объем работ должен выполняться за одну звукозаписывающую сессию, и кто будет во время нее помогать актеру и направлять его - режиссер, продюсер, аниматор или редактор. После завершения звукозаписывающих сессий результаты отправляются заказчику для проверки. Если он удовлетворен качеством, то за-
тем редакторы, выбирая самые удачные дубли, под руководством режиссера смонтируют ленту озвучивания (звуковую дорожку).
После того как лента озвучивания готова, режиссер может приступить к раскадровке - фазе производства, когда художники рисуют панели рисунков, изображая на них персонажей и их действия, таким образом перенося сценарий в визуальную форму. Для этой важной фазы продюсер обязательно должен выделить достаточное количество времени, позволив тем самым режиссеру и творческой команде спокойно работать и привести историю к лучшему виду из возможных. Тем более что это последний этап, на котором изменения и переделки не выльются в большие финансовые потери. Создание раскадровки для полнометражного анимационного фильма может занять от 9 до 18 месяцев.
Процесс раскадровки обычно состоит из трех этапов. На первом художники представляют режиссеру серию маленьких изображений (около полутора квадратных сантиметров), составляющую раскадровку доверенной им части проекта. Это не занимает много времени, но позволяет понять, как видит историю художник. Режиссер может ее отправить на переделку, внеся корректировки, или одобрить. На втором этапе раскадровка изображается более подробно и в увеличенном размере. Эта версия должна не просто отображать персонажей и их действия, но они также должны быть выполнены в нужном ракурсе. Если эта раскадровка правильно иллюстрирует историю, то ее переводят на третий этап - создание чистового варианта. Чистовая раскадровка - это детальная прорисовка сцен, к ней также приписывают диалоги (если они есть) и время.
Обычно на этом этапе продюсер встречается с заказчиком для одобрения раскадровки, так как она будет основой анимационного фильма. Если заказчик доволен, то работа продолжается. Готовую раскадровку переводят в цифровой формат и накладывают на нее ленту озвучивания, так получается своеобразное слайд-шоу или аниматик, благодаря которому режиссер определяет длительность сцен по отдельности и фильма в целом. Затем каждая сцена разбивается на кадры, на каждый из которых выдается специальный бланк (лист экспозиции). В бланке должна быть указана следующая информация - номер и длительность кадра, его подробное описание (в том числе действий), имя художника-аниматора, который будет с ним работать, номер соответствующей страницы в сценарии, диалог, информация по фазам движения губ персонажей во время разговора и их мимики, описание визуальных эффектов, заметки по движению и ракурсам камеры, производственный номер.
Еще одна забота продюсера во время подготовительного периода - привлечение композиторов и певцов для написания и исполнения песен в анимационном фильме. Известный исполнитель или автор песен, работающий над саундтреком, может привлечь дополнительное внимание к проекту и увеличить количество потенциальных зрителей. Если бюджет проекта не может позволить известных артистов, то продюсер вместе с музыкальным директором ищет кандидатов через агентства. Когда подходящий человек найден, продюсер с одобрения заказчика, заключает с ним договор и снабжает необходимыми материалами о проекте, чтобы тот мог начать работу над саундтреком.
Если производственная компания не берет дистрибуцию и продвижение проекта на себя, то подготовительный период - самое время для продюсера начинать вести переговоры с возможными партнерами в этих сферах. Раннее привлечение дистрибьюторов хорошо тем, что их вклад в проект увеличивается, и, следовательно, их заинтересованность в его успешности возрастает. К тому же помимо дополнительных финансовых вложений они могут повысить уровень осведомленности о проекте среди потенциальных зрителей, что в будущем поможет увеличить кассовые сборы. Чем успешнее проект пройдет в прокате, тем выше его перспективы на вторичных рынках - таких как выпуск на DVD, показ на телеканалах, интернет-дистрибуция.
При выборе дистрибьютора продюсер должен руководствоваться такими факторами, как количество других проектов, находящихся в работе у дистрибьютора и его опыт в сфере анимационных проектов. В зависимости от размера дистрибьюторской компании и времени ее привлечения к проекту могут быть заключены различные соглашения. Если партнерство начинается на этапе разработки, то дистрибьютор обычно делает большие финансовые вложения в проект и имеет право влиять на его художественную составляющую, также он получит определенный процент от сборов. Если же дистрибьютор присоединяется, когда проект уже близиться к завершению, то его вложения будут значительно меньше, и он вряд ли может рассчитывать на какой-либо процент помимо платы за маркетинг и дистрибуцию. Также существует и промежуточный вариант между этими типами соглашений.
Производственный период
Производственный период - один из самых сложных, это время, когда способности и нервы продюсера будут проверены на прочность. На этом этапе ему необходимо не только поддерживать и контролировать весь производственный процесс, оставаться в рамках
бюджета и графика, но и максимально быстро решать все возникающие проблемы, потому что задержки в производстве выльются в большие финансовые потери.
К началу производственного этапа необходимо иметь готовый сценарий и утвержденные визуальный и анимационный стили. Все необходимые сотрудники должны быть набраны. Они должны пройти тренировку на используемой в производстве технике и компьютерных программах, предварительно протестированных.
Очень важно на протяжении всего производственного периода сохранять баланс между выполнением недельных квот и сохранением надлежащего качества работы творческой команды.
При работе над полнометражным проектом продюсер обычно поручает ассоциативному продюсеру или производственному менеджеру контроль за выполнением квот, организацию необходимого инвентаря и пр., а сам в это время сосредотачивается на следующих направлениях: контроль за развитием истории и производственным дизайном, следование расписанию и нахождение в рамках бюджета, наблюдение за общим статусом проекта, общение с заказчиком и доведение до команды его замечаний (если имеются), начало рекламной деятельности и продвижения проекта.
Условно задачи продюсера можно разделить на внутренние, связанные с производством проекта, и внешние, связанные с его успешным выходом и продвижением. Если на предыдущих этапах продюсер был больше сосредоточен на внутренних задачах, то на этом этапе, когда история и дизайн уже утверждены и пущены в производство, продюсер смещает свой фокус на внешний, в то же время продолжая посещать ключевые встречи с режиссером и главами департаментов и ежедневно следить за развитием проекта.
Итак, продюсер начинает тесно взаимодействовать с такими группами как производители потребительских товаров, маркетинговые и рекламные агентства. Вместе с режиссером продюсер отбирает и предоставляет материалы для изготовления постеров, тизеров и трейлеров. Вместе с представителями маркетинговых и рекламных компаний продюсер работает над стратегиями и кампаниями по продвижению проекта. Задачей продюсера также является обеспечение этих групп новыми художественными материалами проекта по мере их появления, для этого можно использовать систему отслеживания и контроля, предоставив им таким образом доступ ко всему необходимому контенту.
Кроме этого, для рекламной кампании обычно необходим пресс-пакет. Он включает в себя такие
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Специфика работы продюсера анимационного фильма
материалы, как ключевые кадры проекта, портреты членов команды и их биография, интервью с актерами, озвучивающими героев, творческой командой, кадры сотрудников в процессе производства, синопсис и дата выхода проекта, информация о студии, веселые истории, произошедшие в процессе подготовки или создания проекта и др.
Продюсер участвует в анализе результатов маркетинговых исследований рынка и тестовых показов. На их основании возможно даже внесение некоторых изменений в дизайн и внешний вид персонажей. Что бывает нелегко осуществить, так как продюсеру и здесь нужно соблюсти баланс между режиссерским видением и коммерческой стороной.
Присутствие в интернете - необходимое на сегодняшний день условие успешного продвижения проекта. Для этого продюсер может заказать создание вебсайта, посвященного проекту, где бы посетители смогли найти информацию о предстоящем мультфильме, познакомиться с его главными героями, посмотреть кадры и видеоролики. Если проект направлен на детскую аудиторию, то разумно будет разместить на сайте развлекательные и развивающие мини-игры с героями фильма. На основе данных по посещению сайта продюсер может составить портрет своего потенциального зрителя. Помимо специального веб-сайта можно также создать фан-страницу проекта в социальных сетях, что обеспечит хорошее оповещение при минимальных финансовых затратах.
Мерчендайзинг, т.е. производство сопутствующей продукции, еще один хороший инструмент продвижения анимационного проекта. Правда он требует большого количества времени и средств. Если продюсер хочет его использовать, то ему необходимо начинать работать над этим как минимум за 18-20 месяцев до даты релиза, так как производство товаров требует времени. Подходящим выбором для анимационного фильма будут такие предметы как игрушки, книги, одежда, школьные принадлежности и пр.
На этапе производства большую роль играет редакторский департамент. На основе экспозиционных листов он создает черновик проекта - документ, в котором в утвержденном порядке собраны все сцены с их описанием, длительностью, информацией о диалогах и заметками режиссера. Во время производства редакторы постоянно обновляют черновик, поэтому продюсеру, чтобы быть в курсе всего процесса, необходимо часто контактировать с этим департаментом.
При двухмерной анимации на этапе производ-
ства художники-аниматоры под руководством режиссера изображают сначала все ключевые фазы сцены (персонажей и реквизит), а аниматоры затем, опираясь на раскадровку и черновик проекта, прорисовывают промежуточные фазы, совмещают со слоями локаций и фиксируют каждый кадр с помощью фотографий или сканирования. Благодаря компьютерным программам художники могут такие операции, как циклические движения или раскрашивание, поручить технике.
Если выбран трехмерный вид анимации, то процесс производства будет состоять из таких этапов как создание макета, моделирование и построение сцены, анимация, детализация персонажей, наложение визуальных эффектов, освещение и компоновка.
«Используя низко полигональные модели или блоки геометрии вместо реалистичных декораций и персонажей, - говорит П. Гулати, - художник-макетчик отвечает за композицию кадра и предоставление аниматорам черновой анимации в качестве ориентира. Они занимаются изготовлением 3D версии того, что ранее на бумаге нарисовали художники-раскадровщики. На этом этапе режиссёр утверждает движение камеры, глубину резкости и построение моделей, составляющих виртуальную съёмочную площадку и декорации. Именно после этого на заключительной стадии макетирования вся ответственность по воссозданию утверждённых декораций, предметов реквизита и моделей персонажей возляжет на отдел 3D-моделирования. Работая в тесном сотрудничестве с художниками-постановщиками фильма, ответственными лицами по части визуальных эффектов и анимации, моделеры превращают двухмерный художественный замысел и слепленные по старинке макеты в высоко детализированные 3D-модели с тщательно выверенной топологией. Затем они оказывают содействие техническим аниматорам и энвелоперам, к которым в дальнейшем переходит модель для доработки — они в свою очередь добавляют в неё скелет и настраивают оболочку кожи. После этого модель может быть передана обратно мо-делеру, который продолжит работать над скульптингом выражений лица и каких-либо специфичных форм напряжённых мышечных состояний, если они потребуются» [1].
Скульптинг1 - это скульптурное, или 3D-моде-лирование, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются с помощью специального программного обеспечения, посредством инструментов которого возможно производить различного рода манипуляции над 3d моде-
1 Цифровая скульптура // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цифровая_скульптура (дата обращения: 02.11.2018).
СЕРВИС püts 2018 Том 12 №4
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
www.philosoph.ru
лями, как если бы скульптор работал над обычной глиной или камнем.
После утверждения модели она предоставляется в распоряжение специалистов по риггингу и тек-стурированию. «Риггинг в 3D анимации - это процесс подготовки персонажа к анимации, включающий создание и размещение внутри трёхмерной модели рига (от англ. Rig - оснастка), виртуального «скелета» - набора «костей» или «суставов» (bones, joints), установления иерархической зависимости между ними и значений возможных трансформаций для каждой из этих костей» [2]. Текстурирование, т.е. создание текстуры, позволяет придать поверхности объемного объекта определенные свойства, делающие этот объект максимально реалистичным.
Названные выше специалисты завершают заключительные этапы подготовки модели для анимации и рендеринга. Рендеринг или отрисовка (англ. Rendering - «визуализация») - термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы2.
Затем модель будет двигаться дальше по производственному конвейеру. Если в процессе работы возникнут какие-то ошибки моделирования, занимающийся постановкой света человек отправит модель обратно для доработки.
На протяжении всего периода производства продюсер совместно с режиссером и главами департаментов организуют собрания, на которых они обсуждают прогресс проекта и качество его художественной и технической составляющих, разбирают отдельные сцены и определяют, что выполнено хорошо, что требуется доработать, а что переделать.
Период постпродакшн
На этапе постродакшн продюсер должен следить за последними доработками и переделками, завершающими производство. Продюсер должен удостовериться, что все обязательства перед заказчиком выполнены. Он должен продолжать тесное сотрудничество с рекламными компаниями, занимаясь продвижением фильма, а также разобраться с бумажной работой - контрактами с подрядчиками, трудовыми договорами с сотрудниками.
В это время продюсер тесно взаимодействует с менеджером постпродакшена, который может присоединиться к проекту на производственном или даже подготовительном этапе. Во время производства он может координировать связь производственного отдела с редакторским, назначать световые и цветовые
пробы, подготавливать необходимые студии и лаборатории для работ по озвучанию, множительное оборудование и цифровые принтеры для создания копий фильма (если необходимо). По завершению производственного процесса постпродакшн-менеджер помогает продюсеру в работе над продвижением проекта, следит за выполнением работ касательно звукового сопровождения, цветовой коррекции. Важной задачей на этом этапе является постоянная корректировка графика работы из-за необходимости переделок и доработок, которую постпродакшн-менеджер выполняет совместно с продюсером. Также они ведут архив, следя за тем, чтобы все конечные аудио и визуальные результаты труда творческой команды были внесены в него в систематизированном виде, удобном для извлечения и использования при возникновении такой необходимости.
На этом этапе активное участие в работе над проектом будут принимать такие члены команды как звукорежиссер, композитор, музыкальный редактор и отдел редакторов по звуку. Они будут заниматься сведением музыки, шумов и звуковых эффектов. Если необходимо, то по их запросу будут приглашены актеры, озвучивающие персонажей, для записи недостающих или нуждающихся в переделке сцен.
В анимации в виду специфики производства в период постпродакшена не происходит как такового монтажа (в смысле собирания визуальной составляющей воедино), так как редакторский отдел, начиная с создания раскадровки и на протяжении всего производственного периода занимается тем, что редактирует, обновляет и добавляет по кусочкам недостающие фрагменты в утвержденное сюжетное полотно.
В идеале, когда каждая сцена доработана и утверждена, редакторы «закрывают» визуальную составляющую, что означает, что отныне никакие изменения или переделки невозможны. Но на практике режиссеры обычно до последнего поправляют и совершенствуют картинку. Поэтому продюсер и постпродакшн-менеджер должны взаимодействовать с режиссером, решая, какой процент изменений все же возможен на этой стадии.
Обычно на этом этапе устраивается несколько тестовых показов, чтобы узнать мнение целевой аудитории - об истории в целом, характерах персонажей и прочем. В зависимости от результатов в проект могут быть внесены некоторые изменения (например, добавление или удаление сцен). Продюсеру необходимо правильно выбрать время тестовых показов, так как слишком ранний показ, когда готово менее 50%
2 Рендеринг // Википедия URL: https://ш.wikipedia.org/wiki/Рендеринг (дата обращения: 02.11.2018).
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Специфика работы продюсера анимационного фильма
видеоряда, неэффективен ввиду размытой картинки будущего проекта, а поздний - делает изменения дорогостоящими.
Так как музыка - одна из ключевых составляющих анимационного фильма, продюсер должен следить за тем, чтобы между режиссером и выбранным на подготовительном этапе композитором была налажена хорошая коммуникация. От того, насколько композитор понимает режиссерскую задумку и насколько честно режиссер может высказать свое мнение по поводу музыки, будет зависеть смысловая и художественная цельность проекта, а, следовательно, его успех.
Совместно с режиссером продюсер контролирует и корректирует запись и монтаж музыки, звуковых эффектов и шумов, которые вместе образуют аудио-составляющую анимационного фильма. В зависимости от требований заказчика продюсер определяет, какая система цифрового многоканального звука будет использоваться (Dolby Digital, DTS, SDDS).
Что касается визуальной составляющей фильма, то на этапе постпродакшена она подвергнется цветовой коррекции, или используя анимационные термины - цветовому трейдингу. В процессе цветокоррекции специалисты проверяют соответствие цветов, оттенков и полутонов времени суток и освещению, а также выравнивают цветовые тона отдельных кадров, если они выбиваются из общей картины, будучи слишком светлыми или темными.
Одна из финальных обязанностей продюсера в этот период - подготовка материала для начальных и завершающих титров. В них должны быть указаны все сотрудники, принимавшие участие в создании анимационного фильма, а также производственные студии.
Вместе с режиссером продюсер выбирает шрифт и фон для титров, который обычно стилизуют под проект. После того, как титры одобрены заказчиком, они отправляются в департамент постпродакшена, где их прикрепят к визуальному ряду.
Готовый анимационный фильм проходит несколько стадий контроля качества, во время которых продюсер определяет, соответствует ли картина техническим требованиям заказчика и проверяет ее на наличие ошибок. При отсутствии оных продюсеру остается только проконтролировать создание оговоренного количества фильмокопий и передать заказчику.
Подводя итоги работы, мы можем сказать, что поставленные в статье задачи выполнены, и цель достигнута - выявлены особенности продюсирования анимационных проектов на основных этапах работы, составлен последовательный алгоритм действий продюсера. Следует подчеркнуть, что этот алгоритм актуален для большого, сложного, «цехового» производства анимации. Скромные же независимые, короткометражные анимационные проекты, как правило, создаются куда более скромными средствами, без привлечения такого количества ресурсов и людей. В рамках данной статьи нам важно было рассмотреть именно большое, «образцово-показательное» анимационное производство, чтобы читателям был понятен достаточно сложный механизм создания анимационного продукта. Автор надеется, что данная работа положит начало исследованию такой обделенной пока вниманием со стороны российских специалистов области, как продюси-рование анимационных фильмов, и станет крупицей информации в накоплении необходимой теоретической базы.
Литература
1. Гулати, П. Что нужно знать и уметь, чтобы создать мультфильм самому // http://topviewport.com/ URL: http://topviewport.com/index.php?newsid=173 (дата обращения: 01.11.2018).
2. Ильин Ю. Риггинг 3D модели // http://www.mir3d.ru/ URL: http://www.mir3d.ru/learning/930/ (дата обращения: 02.11.2018).
3. Капков, С.В. Энциклопедия отечественной мультипликации / С.В. Капков. - М.: Алгоритм, 2006. - 810 с. - ISBN: 5-9265-0319-4.
4. Хитрук, Ф.С. Профессия — аниматор / Ф.С. Хитрук. - В 2-х тт. - М.: Гаятри, 2008.— Т. 1 - 304 с., Т. 2 -392 с. ISBN: 1 том: 978-5-9689-0137-8, 2 том: 978-5-9689-0138-5.
5. Winder С., Producing Animation (Focal Press Visual Effects and Animation) / C. Winder. - Focal Press, 2011. -726 p. - ISBN: 0240804120.
6. Mark A. Simon. Producing Independent 2D Character Animation: Making & Selling A Short Film (Focal Press Visual Effects and Animation) / Mark A. Simon. - Focal Press, 2003. - 432 p. - ISBN: 0240805135.
References:
1. Gulati P., What you need to know and be able to create a cartoon yourself. (In Russ.) Available at: http://topview-port.com/index.php?newsid=173 (Accessed on November 01, 2018).
СЕРВИС
научный журнал
'S
2018 Том 12 №4
Specificity of work of the animated film producer
2. Il'in Yu., 3D model rigging. (In Russ.) Available at: http://www.mir3d.ru/leaming/930/ (Accessed on November 02, 2018).
3. Kapkov S.V., Encyclopedia of domestic animation. Moscow: Algoritm, 2006, 810 p. ISBN: 5-9265-0319-4.
4. Hitruk, F.S. Professiya — animator / F.S. Hitruk. - V 2-h tt. - M.: Gayatri, 2008.— T. 1 - 304 s., T. 2 - 392 s. ISBN: 1 tom: 978-5-9689-0137-8, 2 tom: 978-5-9689-0138-5.
5. Winder C., Producing Animation (Focal Press Visual Effects and Animation). Focal Press, 2011, 726 p. ISBN: 0240804120.
6. Mark A. Simon, Producing Independent 2D Character Animation: Making & Selling A Short Film (Focal Press Visual Effects and Animation). Focal Press, 2003, 432 p. ISBN: 0240805135.
2018 Vol. 12 Iss. 4
SCIENTIFIC JOURNAL
SERVICE plus
www.philosoph.ru