Научная статья на тему 'Специфика проявления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семье и в детском доме'

Специфика проявления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семье и в детском доме Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
643
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПОДРОСТКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Елена Анатольевна

В статье поднимается проблема изучения одиночества у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в различных условиях (семья и детский дом). Определяется роль условий воспитания, влияющих на возникновение одиночества, специфика проявления данного состояния у подростков с ЗПР по сравнению с нормой, проблема выявления данного состояния, дана программа, направленная на преодоление одиночества у подростков с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в семье и в детском доме»

334

Таблица 2

Количественная характеристика ответов испытуемых на вопросы анкеты

«Беседа об одиночестве»

Вопросы анкеты Ответы испытуемых, объединенные в смысловые блоки Подростки с ЗПР Подростки с НУР

Воспитывающиеся в детском доме, .. -- % Воспитывающиеся в семье,% Воспитывающиеся в детском доме,% Воспитывающиеся в семье,%

1 2 3 4 5 6

В каких ситуациях человек чувствует себя одиноким? Ссоры с друзьями/ близкими или отсутствие друзей/близких 25 - (52) 20-(32,3) 28 - (46,7) 22-(32,4)

Отсутствие общения, внимания, понимания 16-(33,3) 25 - (40,3) 18-(30) 23 -(33,8)

Уединение 1 -(2,1) 7-(11,3) 6-(10) 13 — (19,1)

Разное 1 -(2,1) 3 - (4,8) 2-(3,3) 2 - (2,9)

Затруднились ответить 5-(10,5) 7 —(11,3) 6 — (Ю) 8-(11,8)

Кто чаще чувствует себя одиноко дети или взрослые? Дети 20-(41,7) 34-(54,8) 30 - (50) 36-(52,9)

Взрослые 15-(31,3) 15-(24,2) 18-(30) 20 - (29,4)

Дети и взрослые 6-(12,5) 9-(14,5) 4-(6,7) 4-(5,9)

Затруднились ответить 7-(14,5) 4-(6,4) 8-(13,3) 8 - (11,8)

Кого можно назвать одиноким человеком? Связь одиночества с отсутствием семьи и друзей 22-(45,8) 20-(32,3) 30-(50) 19-(27,9)

Связь одиночества с личностными особенностями, переживаниями 14-(29,2) 26-(41,9) 23 -(38,3) 20 - (29,4)

Связь одиночества с возрастом 4-(8,3) 8-(12,9) 2-(3,3) 9-(13,2)

Разное 5-(10,4) 8-(12.9) 1 -(1,7) 13 - (19,1)

Затруднились ответить 3-(6,3) 0 4-(6,7) 7-(10,3)

Е. А. Селиванова

1 2 3 4 5 6

Может ли человек одиноко себя чувствовать в семье? Да 20-(41,7) 30 - (48,4) 30-(50) 33-(48,5)

Нет 26 - (54,2) 27-(43,5) 20-(40) 29 - (42,7)

Затруднились ответить 2-(4,1) 5-(8,1) 10-(10) 6-(8,8)

Может ли ребенок почувствовать себя одиноко среди других людей? Да 19-(39,6) 25 - (40,3) 32-(53,3) 45-(66,2)

Нет 26 - (54,2) 30 - (48,4) 20-(33,3) 15-(22)

Затруднились ответить 3 - (6,2) 7-(П,3) 8-(13,4) 8 —(11,8)

В каких ситуациях ты чувствовал себя одиноким? Ссоры с друзьями/ близкими ИЛИ отсутствий' II > .'И X 19-(39,6) 12-(19,4) 23-(38,3) 12-(17,6)

Отсутствие общения, внимания, понимания 14-(29,2) 32-(51,6) 10 -(16,7) 16-(23,5)

Уединение 2-(4,2) 7 — (11,3) 10-(16,7) 18-(26,5)

Разное 6-(12,5) 3 - (4,8) 7 —(11,7) 5-(7,4)

Никогда не чувствовал себя одиноко 3 - (6,3) 6-(9,7) 8 -(13,3) 11-(16,2)

Затруднились ответить 4-(8,2) 2-(3,2) 2-(3,3) 6-(8,8)

Что нужно для того, чтобы одинокий человек стал не одиноким? Друзья 16-(33,3) 11-(17.7) 20-(33,3) 18-(26,5)

Общение 13-(27) 26-(41,9) 15-(25) 21 -(30,9)

Развлечения 6 -(12,5) 8-(12,9) 10-(16,7) 9 —(13,2)

Работа над собой 5-(10,4) 10-(16,2) 8-(13,3) 11 - (16,2)

Семья 3 — (6,4) 5 -(8,1) 3-(5) 1 —(1,5)

Затруднились ответить 5-(10,4) 2-(3,2) 4-(6,7) 8 —(11,7)

и>

и>

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ПОДРОСТКОВ С ЗПР...

Мы выявили, что большинство подростков и в норме и с ЗПР, воспитывающиеся в разных условиях (детский дом и семья) считают, что одиночество чаще испытывают дети, чем взрослые. Это связано с проекцией их собственных переживаний. Описывая одинокого человека, воспитанники детских домов чаще связывают его одиночество с отсутствием близких и друзей, причем это особенно отмечается у подростков с ЗПР. Подростки, воспитывающиеся в семье, чаще говорят о личностных особенностях («замкнутый, нерешительный, спокойный, застенчивый, малоразговорчивый») одинокого человека. Подростки с ЗПР видят в одиночестве лишь негативные моменты («страх; никому не нужен, тоска»), в то время как некоторые подростки с нормальным развитием, особенно старшие подростки видят в одиночестве и положительные моменты («можно посмотреть телевизор, подумать обо всем»). Что касается одиночества в семье, то мнения подростков разделились, часть из них считает, что в семье можно почувствовать себя одинокого, часть, - что нельзя.

Мы выявили, что большинство нормально развивающихся подростков, воспитывающихся как в семье, так и в детском доме, отрицают «одиночество в толпе». Это говорит о том, что они реже испытывают данное состояние в коллективе, по сравнению с их сверстниками, имеющими ЗПР. Это обусловлено недоразвитием коммуникативной сферы подростков с ЗПР. Их неумение общаться приводит к тому, что даже в коллективе они чувствуют себя одиноко. Среди причин, вызывающих одиночество, большинство воспитанников детских домов и с ЗПР и с нормальным развитием указывают ссоры с друзьями близкими или отсутствие друзей и близких.

Это говорит о влиянии условий социальной депривации на возникновение одиночества, об ограничении социальных контактов с близкими. Также одиночество у подростков, воспитывающихся в детском доме, возникает по причине недоразвития коммуникативной сферы, в частности неумении общаться со сверстниками, конфликтности и агрессивности отношений, что характерно для большинства воспитанников детских домов с разным уровнем интеллектуального развития. У семейных подростков в качестве основной причины одиночества выступает отсутствие общения, внимания, понимания со стороны родных и друзей.

Одиночество подростки испытывают не только в неблагополучных, неполных, асоциальных семьях, но и в благополучных, полных, состоятельных семьях. Здесь роль играет именно общение с родными, поддержка с их стороны, эмоциональное принятие, участие в жизни ребенка, которых зачастую не хватает многим подросткам. Данное состояние подростки испытывают также находясь в уединении («когда один дома», «никого нет рядом»). Причем чаще упоминают данные ситуации подростки с ЗПР, воспитывающиеся в разных условиях.

Выявленные различия между подростками, воспитывающимися в одинаковых условиях (семья или детский дом), но имеющих разный уровень интеллекта, говорят о недостаточно четком понимании подростками с ЗПР феномена одиночества. Они зачастую подменяют понятия одиночество и уединение, то есть понимают одиночество не как эмоциональное, а как физическое состояние, что творит о недостаточном их интеллектуальном развитии.

Общим в высказываниях подростков, имеющих разный уровень интеллектуального развития и воспитывающихся в разных условиях является то, что все они считают, что одиночество можно преодолеть. Они называют различные способы борьбы с одиночеством, которые можно определить в следующие смысловые блоки: «Друзья», «Общение», «Развлечения», «Работа над собой», «Семья». Наибольшее число высказываний относится к первому и второму блокам, наименьшее - к блоку «Семья» (не зависимо от условий воспитаний и от уровня интеллектуального развития подростков).

Таким образом, можно отметить специфику понимания и переживания одиночества у подростков с ЗПР по сравнению с нормой. Они недостаточно четко понимают данный феномен в силу своих интеллектуальных особенностей, видят в нем лишь отрицательные стороны, хотя переживают данное состояние наряду с нормально развивающимися подростками.

Основной причиной одиночества подростков с разным уровнем интеллектуального развития, воспитывающихся в детском доме, является недоразвитие коммуникативной сферы, которое особенно ярко проявляется у подростков с ЗПР. Непродуктивное, конфликтное, поверхностное общение и приводит к тому, что многие из них испытывают' одиночество.

Для исследования влияния личностных особенностей на проявление одиночества, мы провели изучение самооценки и коммуникативных склонностей у подростков со средним и высоким уровнем одиночества. Мы выявили, что самооценка у подростков с ЗПР не отличается от самооценки нормально развивающихся подростков, испытывающих одиночество. Однако у одиноких подростков, воспитывающихся в семье, самооценка ниже, чем у их сверстников из детского дома. Таким образом, подростки, испытывающие одиночество, воспитывающиеся в семьях более критично оценивают себя, нежели воспитанники детских домов, что говорит о не достаточном развитии самосознания последних.

При изучении коммуникативных склонностей мы выявили, что у подростков, испытывающих одиночество, с ЗПР уровень коммуникативных склонностей ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Данные результаты говорят об особенностях развития сферы общения подростков с ЗПР, в частности о конфликтных взаимоотношениях, поверхностности контактов, эмоциональной их обедненность. При сравнении результатов в группах подростков, воспитывающихся в разных условиях, мы выявили, что у одиноких подростков, воспитывающихся в семье, уровень коммуни-

кативных склонностей выше, чем у их сверстников из детского дома. Это говорит о недостаточном общении и трудностях межличностных взаимоотношениях среди воспитанников детского дома.

На основе полученных в ходе эмпирического исследования результатов, практического опыта работы с подростками и анализа литературы по проблеме исследования мы разработали программу преодоления одиночества у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома и семьи (табл. 3)

Таблица 3

Программа преодоления одиночества

1 2 3

Ты не одинок Что такое одиночество Я не один Пути преодоления одиночества Повышение уровня жизненного оптимизма, осознание своей уникальности и неповторимости, снижение уровня фрустрации, знакомство со способами преодоления одиночества.

В мире эмоций Эмоции человека Наши чувства Мое настроение Формирование представлений об эмоциональной сфере человека, знакомство с различными способами проявления эмоциональных реакций, рефлексия собственного эмоционального состояния.

Наше общение Правила общения Средства общения Учимся общаться Знакомство со средствами общения, определение комфортной дистанции для общения, отработка невербальных средств общения.

Окончание таблицы

1 2 3

Мой мир Кто я такой Я глазами других Мы взрослеем Осознание своей индивидуальности, признание уникальности и неповторимости другого человека, повышение самооценки на основе самораскрытия и самопринятия.

Учимся сотрудничать Сплочение и доверие Как избежать конфликтов Мы - команда Повышение коммуникативной компетентности, развитие навыков взаимодействия с другими людьми, обучение способам разрешения споров и конфликтов, развитие ответственности за свои поступки.

Мое будущее Мой день Моя жизнь Мое будущее в моих руках Осмысление своей жизни, развитие способности к целеполаганию, проектирование жизненных планов.

Основные нормативы: возрастные границы - от 11 до 17 лет; оптимальная численность группы - 10-12 человек; продолжительность занятий - 45 минут, всего 36 занятий, рассчитанных на учебный год с частотой проведения раз в неделю.

Разработанную программу мы апробировали на двух выборках подростков с ЗПР, испытывающих одиночество. Одну группу составили подростки с ЗПР, воспитывающиеся в условиях детского дома, - 12 человек, другую - их сверстники с ЗПР, воспитывающиеся в семье - 10 человек.

Эффективность коррекционных занятий мы отслеживали по результатам диагностики на начало и конец учебного года, представленным в табл. 4,5. Динамику результатов диагностики мы отметили жирным шрифтом.

Таблица 4

Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в детском доме

ФИО Результаты первичной диагностики Результаты повторной диагностики

Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень диночества) Уровень коммуника- тивных склонностей Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень диночества) Уровень коммуникативных Склонностей

О.А. Низкий, 43 Средний, 37 Низкий, 1 Средний, 57 Средний, 28 Ниже среднего, 2

Э. А. Средний, 50 Средний, 31 Низкий, 1 Средний, 56 Низкий, 17 Средний, 3

И.Щ. Средний, 49 Средний, 25 Ниже Среднего2 Средний, 50 Средний, 23 Ниже Среднего, 2

А. Р. Низкий, 33 Средний, 34 Средний,3 Низкий, 33 Средний, 34 Средний, 3

С. С. Высокий, 67 Средний, 29 Низкий,1 Высокий, 67 Средний, 29 Средний,3

В. Г. Низкий, 28 Средний , 22 Низкий, 1 Средний, 52 Низкий, 18 Низкий, 1

А. Р. Низкий, 41 средний, 21 Средний, 3 Средний, 56 Низкий, 14 Средний, 3

Т. С. Средний, 50 Средний, 21 Высокий, 4 Средний, 50 Низкий, 17 Высокий, 4

Е. П. Средний, 48 Средний, 26 Низкий, 1 Средний, 48 Средний, 26 Ниже среднего,2

А.А Средний, 56 Средний, 27 Средний, 3 Средний, 56 Низкий, 17 Средний, 3

Окончание таблицы

ФИО Результаты первичной диагностики Результаты повторной диагностики

Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень диночества) " Уровень коммуника- тивных склонностей Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень диночества) Уровень коммуникативных Склонностей

А. К. Оч.высо-кий, 90 Средний, 28 Низкий, 1 Высокий, 70 Средний, 28 Средний,1

Б. С Средний, 47 Средний, 30 Низкий, 1 Средний, 47 Средний, 23 Ниже среднего, 2

Таблица 5

Результаты диагностики подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях семьи

ФИО Результаты первичной диагностики Результаты повторной диагностики

Самоценна (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночес тва) Уровень коммуникативных склонностей Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночества) Уровень коммуникативных Склонностей

О.К. Средний, 51 Средний, 21 Ниже среднего, 2 Средний, 51 Низкий, 14 Средний, 3

м. К. Очень высокий, 91 Средний, 26 Средний, 3 Очень высокий, 87 Средний, 26 Средний, 3

н. в. Низкий, 17 Средний, 31 Низкий, 1 Средний, 47 Низкий, 16 Ниже среднего , 2

п, и. Средний, 45 Средний, 26 Ниже среднего, 2 Средний, 51 Средний, 22 Среднего, 3

Окончание таблицы

ФИО Результаты первичной диагностики Результаты повторной диагностики

Самоценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночес тва) Уровень коммуникативных склонностей Самооценка (уровень развития) Опросник одиночества (уровень одиночества) |Уровень коммуникативных Склонностей

Б. М. Средний, 51 Средний, 22 Ниже среднего, 2 Средний, 51 Средний, 22 Средний, 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д. П. Низкий, 36 Высокий,44 Низкий 1 Средний,46 Низкий, 18 Ниже среднего,2

Ф. О. Очень высокий, 90 Средний, 25 Средний, 3 Очень высокий, 95 Средний, 25 Средний, 3

Л. н. Низкий, 31 Средний, 21 Средний, 3 Средний, 51 Низкий, 18 Высокий, 4

Е. А. Низкий, 35 Средний, 22 Средний 3 Высокий, 62 Средний, 22 Средний 3

М. д. Высокий, 60 Средний, 33 Высокий, 4 Высокий, 60 Средний, 23 Высокий, 4

В результате формирующего эксперимента мы отметили положительную динамику в изменении личности подростков, имеющих задержку психического развития воспитывающихся в разных условиях. В частности, у подростков сформировалось адекватное представление о состоянии одиночества, они научились эффективно использовать данное состояние, осознали не только отрицательные, но и положительные его стороны. У них произошли изменения в сфере самосознания: самооценка стала более адекватной, они стали более уверенными и критичными. Большинство подростков стали эмоционально стабильными, уравновешенными, спокойными, отзывчивыми. Произошли у них также изменения в коммуникативной сфере, подростки стали более общительными, доброжелательными, отзывчивыми.

Таким образом, разработанная нами программа преодоления одиночества способствовала развитию самосознания, навыков общения и преодоле-

нию одиночества у подростков, имеющих задержку психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома и семьи.

УДК 378.01

Э. Р. Рамазанова

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРСТВА ПОДРОСТКОВ С ЗПР, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

На сегодняшний день в специальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначности изменений характеристик лидерства у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома.

Исследование психологических механизмов и типов лидерства у данной категории детей дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и создает возможность для разработки научных рекомендаций по оптимизации совместной деятельности детей с ЗПР в депривационных условиях.

На первом этапе экспериментального исследования приняли участие 269 человек. Из них 76 человек - воспитанники детских домов № 2, 7 г. Челябинска и детского дома № 1 г. Каслей, в возрасте от 14 до 15 лет, имеющие диагноз задержка психического развития, 104 человека - воспитанники детских домов с нормальным интеллектом; 89 человек - подростки, обучающиеся в специальных коррекционных классах VII вида средних общеобразовательных школ № 51, 100, 55, 128 г. Челябинска в возрасте от 14 до 15 лет. Из общего числа испытуемых были выявлены подростки, являющиеся лидерами: воспитанники детских домов с ЗПР - 20 человек, воспитанники детских домов с нормальным интеллектом - 21 человек, учащиеся коррекционных классов, воспитывающиеся в условиях семьи - 23 человека.

Наличие трех экспериментальных групп необходимо нам для того, чтобы определить и сравнить особенности влияния социальной депривации и интеллектуального дефекта на формирование лидерства.

Первым этапом эмпирического исследования являлось наблюдение за реальным поведением воспитанников детских домов и учащихся общеобразовательных классов по схеме, предложенной Соколовой Е. С.

Схема наблюдения за поведением

Критерии наблюдения Частота и мера проявления

Управляет собой и воздействует на эмоциональное состояние группы

Решает проблемы, преодолевает трудности

Эффективно работает с группой

Слушает других

Стремится выражать свои чувства

Разрешает конфликтные ситуации

Стремится понять другого человека, его настроение

Устанавливает со всеми хорошие личные отношения

Выражает потребность и готовность брать на себя ответственность

Проявляет действия, направленные на сплочение коллектива

Проявляет компетентность

Обладает организаторскими способностями

Проявляет независимость в суждениях

Проявляет творческую активность, выдвигает идеи

Проявляет готовность общаться и открытость в общении

Проявляет психологическую избирательность

Проявляет наблюдательность

Проявляет толерантность и тактичность

Проявляет сочувствие и сострадание

Активно участвует во всех мероприятиях

Анализ наблюдения позволил определить подростков, обладающих лидерскими качествами и выделить 4 модели лидерского поведения: организаторское, инициирующее, эмоциональное и лидерство в доверительных отношениях.

Организаторское лидерство характеризуется способностью личности эффективно работать в разных ситуациях, творчески использовать свои знания и весь личный опыт в решении организаторских задач.

Инициирующее лидерство характеризуется способностью личности реализовывать свой интеллектуальный и креативный потенциал, при этом ока-

зывая ведущее влияние на интеллектуальную интеграцию группы (класса), формирование единого мнения при решении групповой задачи.

Эмоциональное лидерство - характеризуется большим числом эмоциональных контактов в группе (классе), формированием доброжелательности в отношениях со всеми членами группы.

Лидерство в доверительных отношениях подразумевает узкое и диадное общение, в основе которого лежит сопереживание.

Вторым этапом эмпирического исследования являлось определение выборки лидеров путем применения метода социометрии. Так критерием организаторского лидерства выступала способность к выполнению функций организатора, которая определялась, через количество выборов на вопрос: «Кто из вашей группы (класса) может лучше всех организовать какое-либо мероприятие?». Критерием инициирующего лидерства выступал интеллектуальный и креативный потенциал личности: «Чья идея проведения какого-либо мероприятия будет самой лучшей?». Эмоциональное лидерство оценивалось по параметру привлекательности в общении: «С кем из детского дома (класса) тебе больше всего приятно общаться». Критерием лидерства в доверительных отношениях выступало личное доверие, желание поделиться: «Кому из детского дома (класса) ты доверил бы свои сокровенные мысли?».

Респондентам предлагалось ответить на перечисленные вопросы и назвать последовательно трех человек, которые, по их мнению, наиболее соответствует критериям, обозначенным в вопросах.

Часть испытуемых обнаружила соотношение показателей организаторского и инициирующего лидерства при отсутствии выборов или их незначительному количеству по двум типам эмоционального лидерства. Другая часть испытуемых обнаружила соотношение показателей эмоционального лидерства и лидерства в доверительных отношениях при отсутствии выборов или незначительному количеству по организаторскому и инициирующему типам лидерства.

Это позволило сгруппировать подростков по принципу соотношения типов лидерства в три группы.

1. Деловые лидеры - группу составили подростки, которые имели в социометрии наибольшее количество выборов (более 30% от коллектива) по параметрам организаторского и/или инициирующего лидерства.

2. Эмоциональные лидеры - группу составили подростки, которые имели в социометрии более 30% выборов от коллектива по параметрам эмоционального лидерства и/или лидерства в доверительных отношениях.

3. Универсальные лидеры - подростки, имеющие в социометрии выборов более 30 % от коллектива по всем 4 параметрам.

Третий этап эмпирического исследования предполагал изучение личностных характеристик подростков являющихся лидерами и не являющих-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.