УДК 159.955
СПЕЦИФИКА ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КРИТИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТА ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЭФФЕКТА КОНТРАСТА
© М.В. Гудкова
В статье представлено экспериментальное исследование взаимодействия процессуальных и операциональных компонентов критического социального мышления субъекта. Раскрыто понимание эффектов критического мышления как способа влияния на мыслительные процессы субъекта при решении им социальных проблем на примере эффекта контраста. Делаются выводы о закономерностях протекания мыслительных процессов, направленных на преодоление воздействий эффектов критического мышления.
Ключевые слова: критическое социальное мышление; эффекты критического мышления; контраст-подсказки; процессуальность; операциональность.
В современном обществе резко увеличивается количество информации, воздействующей на субъекта, поэтому часто происходит некритическое ее усвоение и некритическое отношение к ней (А. В. Брушлинский, Я. А. Пономарев, Л.М. Попов, В.В. Селиванов, О.К. Тихомиров, Д.В. Ушаков и др.). В этих условиях неизбежно растет число случаев психологического манипулирования общественным и индивидуальным сознанием (А.С. Байрамов, Н.Б. Березанская, В.В. Знаков, Л.М. Попов, А.О. Прохоров, Л.А. Росто-вецкая, А.О. Руслина, О.К. Тихомиров и др.). Одними из наиболее распространенных средств влияния на личность, исследуемых в западной психологии, являются эффекты критического мышления, которые исследуются Д. Халперн, Р. Чалдини и др. Эффекты критического мышления представляют собой логическое и целенаправленное организуемое психологическое воздействие субъекта на другого субъекта. Такого рода воздействие способно влиять на «свободное» протекание мыслительных процессов человека, способно изменять мотивы, поведение, оценки, мнения и отношения личности на окружающую ее действительность [1, 2].
Социальное мышление личности (К.А. Абульханова) - это функциональный механизм сознания, позволяющий субъекту адекватно соотносить себя с постоянно меняющейся действительностью. Функциональными образующими социального мышления являются процедуры проблематиза-ции, интерпретации, репрезентации и категоризации, которые помогают субъекту соотносить себя с постоянно меняющейся дейст-
вительностью, разрешать существующие в жизни противоречия, проявлять высокий уровень активности, что характеризует человека как субъекта жизни [3].
Вопрос соотношения процессуального и операционального компонентов социального мышления является конкретизацией более общей проблемы соотношения недизъюнктивного психического процесса с продуктами, образованиями, формирующимися в ходе его развертывания. Общие механизмы обычного мыслительного процесса и мышления «социального» принципиально схожи при качественных различиях в познавательных объектах. Однако «социальное» мышление, по мнению В.В. Селиванова, отличается достаточно абстрактной системой категорий, которые призваны отразить сложные социальные явления, психический мир личности и т. д. [4]. Процессуальный аспект мышления (мышление как процесс) составляют процессы анализа, синтеза, обобщения и т. д. Операционный пласт мышления (мышление как деятельность) характеризует познавательную мотивацию, цели, мыслительные операции (действия) субъекта и т. д. Именно в процессуальном плане происходит становление и определение тех мыслительных операций (умственных действий, например, способов интерпретации, репрезентации, схем категоризации познаваемого материала), которые должны быть сформированы субъектом, использованы и развиты для решения той или иной мыслительной задачи (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Селиванов, К.А. Славская и др.).
Изучение критического мышления как компонента социального мышления, становится актуальным, потому что обеспечивает раскрытие механизмов воздействия на личностные структуры субъекта через функционирование когнитивного плана мышления [5-7]. На наш взгляд, при этом целесообразно выделить один из подвидов социального мышления - критическое социальное мышление.
Основной целью нашего исследования явилось исследование процессуальных и операциональных характеристик критического мышления как компонента социального мышления субъекта в условиях действия различных эффектов критического мышления.
Понятие «эффект», в рамках исследования критического мышления субъекта в западной психологии, используется и как средство (прием) воздействия на мыслительную активность субъекта, и как результат (следствие) тех причин, которые возникли после такого воздействия [2]. Одним из основных эффектов критического мышления, рассматриваемых в западной психологии Р. Чалдини, является эффект контраста. Он используется практически во всех отношениях человеческой деятельности, т. к. разрешение жизненных ситуаций, решение социальных проблем предполагает нахождение оптимального решения при заданной противоположности [1].
Для реализации цели нашего исследования была разработана экспериментальная задача следующего содержания: «Надо ли запретить усыновление российских детей иностранными гражданами?» По ходу решения основной задачи испытуемым предъявлялись контраст-подсказки. При изучении воздействия эффекта контраста на процессуальные характеристики мышления учитывалось, прежде всего, принятие / отвержение испытуемым вспомогательных задач (контраст-подсказок). Всего было разработано 2 блока контраст-подсказок, в каждый блок входило по 8 контраст-подсказок. Контраст-подсказки, в отличие от традиционно применяемой методики подсказок для изучения мышления (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлин-ский), представляли собой блок всей информации (отрицательной или положительной), отдаленной от первоначального решения задачи испытуемого, что по-особому стимулировало мыслительную активность субъекта:
либо давало возможность субъекту увидеть многоаспектность исследуемой социальной задачи, либо блокировало первоначальное решение и стимулировало на принятие другого решения.
Основной этап лабораторного эксперимента состоял из трех этапов (общая выборка -125 человек). Все испытуемые или окончили высшие учебные заведения, или обучались в них в момент эксперимента. Возрастной разброс: от 19 до 45 лет. Из них 74 - женщины, 51 - мужчина. Профессиональная представленность: психологи, педагоги, экономисты, юристы, военнослужащие, медицинские работники.
На первом этапе мы предлагали испытуемым свободно высказаться на поставленный вопрос. На втором этапе мы формировали эффект контраста, предлагали испытуемым контраст-подсказки с учетом их первоначального мнения. На третьем этапе мы использовали второе действие эффекта контраста: снова задавали контраст-подсказки, но уже противоположные по отношению к предыдущим.
Исследование процессуального и операционального компонента критического социального мышления субъекта, которое проводится в нашей работе, требовало специального метода, который позволяет выявлять функционирование мыслительных процессов субъекта. Таким методом является микросе-мантический анализ процесса мышления, детально разработанный А. В. Брушлинским и его сотрудниками и направленный на изучение микродинамики мыслительных процессов [8]. С помощью метода микросеман-тического анализа протоколов испытуемых мы исследовали изменения следующих параметров мыслительного процесса: уровня анализа через синтез, уровня прогноза искомого, уровня соотношения условий и требования задачи. Дифференцируя показатели в протоколах, мы разработали и выделили уровни по каждому параметру.
Так, проведя экспериментальное исследование, у нас образовалось три типа испытуемых. Первый тип - испытуемые, подверженные воздействию эффекта контраста, их количество составило 32 % (40 человек). Второй тип - испытуемые, не подверженные действию эффекта - 16,8 % (21 человек). Третий тип - испытуемые, частично подвер-
женные воздействию эффекта контраста, т. е. такие субъекты, которым для обнаружения эффекта потребовалось большее количество времени - 51,2 % (64 человека).
В итоге испытуемые первого типа постоянно на протяжении всего эксперимента придерживались однозначного решения задачи, при этом они меняли свое первоначальное мнение и шли «на поводу» контраст-подсказок. Подверженность субъектов эффекту контраста объясняется низким уровнем обобщений условий и требованием основной задачи, их мыслительный поиск находился на фазе - «ненаправленного анализа через синтез». Прогноз искомого был крайне свернут, формировалась операционная схема в контексте одной проблемы (например, в качестве условий задачи выделялось усыновление иностранными гражданами, а в качестве требования: либо запретить, либо разрешить усыновление иностранными гражданами). Испытуемые пытались найти решение путем наименьшего сопротивления - принять эффект контраста за окончательный ответ, т. к. он несет в себе обоснованную информацию и новые знания. Их подверженность обусловлена стагнацией основных параметров мыслительного процесса, в частности основного механизма мышления как процесса - анализа через синтез, где после действия эффекта контраста мыслительный процесс испытуемых не превышает 1 и 2 уровней, т. е. ненаправленного анализа через синтез.
В отличие от испытуемых, не подверженных воздействию эффекта, у второго типа испытуемых высокий уровень рефлексии способствовал рациональному, а не эмоциональному видению проблемы. Направленный анализ через синтез приводил к высоким уровням обобщения условий и требований задачи (например: в качестве условий задачи рассматривалось усыновление как одна из форм создания полноценной семьи, иностранные граждане как родители российских детей-сирот, положение детей-сирот в России и др.; основным отношением задачи являлось рассмотрение многоаспектности и совершенствования процесса усыновления как одного из способов функционирования семьи, способствующей развитию гармоничной и целостной личности ребенка). Таким образом, испытуемые, разворачивая свои
мыслительные процессы по ходу решения социальной задачи, отражали более существенные свойства оцениваемого объекта, проводили более тонкую дифференциацию данной содержательной области и, обобщая по более существенным основаниям, были способны проанализировать противоположные стороны исследуемого явления. Формирование промежуточных путей решения, появление ответов с ограничительными включениями являются подтверждением недизъ-юнктивности решения данной социальной проблемы. Уровневые характеристики данных испытуемых не опускаются ниже 4, 5 уровня.
Третий тип испытуемых - субъекты, частично подверженные воздействию эффекта контраста. Испытуемые этой категории на первом этапе эксперимента либо придерживались однозначного решения, либо выражали сомнение, на втором этапе эксперимента -меняли мнение на противоположное либо усиливали свое мнение, отрицая возможность других путей решения социальной задачи (как у испытуемых первой категории). Однако на третьем этапе эксперимента мыслительный процесс испытуемых стал более развернутым: ими осуществлялся анализ
всех контраст-подсказок как одного целого, т. е. уже формировалось понимание неоднозначности решения социальной задачи. Мыслительная деятельность, через направленный анализ, через синтез формировала объединение классов: информации, которая была преподнесена за весь ход экспериментального исследования (контраст-подсказки) и информации, которая была у испытуемых. Четкие, сформированные операционные схемы в виде сравнительно-сопоставительных обоснований (двух блоков преподнесенной информации в виде контраст-подсказок) и классификационных схем приводили к формированию у испытуемых (хотя и на последнем этапе эксперимента) понимания неоднозначности решения данной проблемной ситуации. Возросший уровень рефлексии обеспечивал это понимание. Они отчетливо начали осознавать необходимость учета и другой стороны. В этот момент и появилась необходимость формулирования ответа с ограничительными включениями или промежуточного пути решения. Их мыслительный поиск постепенно приобретал все более обобщенный
характер (как у испытуемых второй категории) за счет действия направленного анализа через синтез. Таким образом, достигнутый уровень обобщения компонентов основной задачи позволяет выявить новые аспекты в контраст-подсказках. Последние, в свою очередь, включаются в мыслительную активность, обогащая ее новыми составляющими, значительно расширяют поиск нахождения искомого.
Зависимость обнаружения / не обнаружения эффектов критического мышления от изменения выбранных нами параметров мыслительного процесса подтверждается результатами корреляционного анализа, проведенного методом ранговой корреляции Спирмена. Мы получили статистически значимые коэффициенты корреляции зависимости реализации эффекта контраста от изменения исследуемых параметров мыслительных процессов: 1) характера развертывания анализа через синтез (г = - 0,73; р < 0,01) - на первом этапе действия эффекта контраста, (г, = - 0,83; р < 0,01) - на втором этапе действия эффекта контраста (что означает - чем выше уровень функционирования анализа через синтез, тем меньше подверженность субъекта влиянию эффекта контраста); 2) уровня прогноза искомого (г, = - 0,65; р < 0,01) - на первом этапе, (г, = - 0,78; р < 0,01) - на втором этапе; 3) уровня соотношения условий и требований задачи (г, = - 0,66; р < 0,01) - на первом этапе, (г, = - 0,80; р < 0,01) - на втором этапе.
Основные итоги исследования можно выразить в следующих выводах.
1. Мыслительные процессы критического социального мышлении субъекта, не подверженного эффектам критического мышления, характеризуются более сложными и существенными операционными схемами анализа в процессе прогнозирования искомого; активным включением в процесс мыслительного поиска большего числа альтернативных переменных социальной задачи.
2. Эффекты критического мышления формируются в критическом мышлении как логически построенные модели, цель которых целенаправленно воздействовать на мыслительную активность субъекта.
3. В мыслительном процессе субъектов,
подверженных воздействиям эффектов критического мышления, превалирует уровень сформированных операций (умственных
действий) мышления, процессуальные компоненты не развернуты, мыслительный процесс осуществляется на уровне ненаправленного анализа через синтез. При решении социальной задачи субъектом вскрываются очевидные, ситуативно-обусловленные свойства и отношения познаваемого объекта.
4. В мыслительном процессе субъектов, не подверженных воздействиям эффектов критического мышления, преобладает процессуальный состав мышления. Направленный анализ через синтез, высокий уровень обобщения условий и требования задачи, новая операционная схема анализа определяют устойчивость человека к эффектам критического мышления. Операционные схемы включаются в новые отношения, происходит обобщение альтернативных операционных схем, формируются промежуточные пути решения задачи.
5. Распознавание эффектов критического мышления достигается именно развертыванием мыслительных процессов, их усложнением, особенно благодаря действию основного механизма мышления - анализа через синтез.
6. Значительна роль критического социального мышления и в практическом применении. Полученные в исследовании результаты и данные могут быть направлены на формирование человека как субъекта жизни. В психологическом консультировании, зная особенности функционирования мыслительных процессов в критическом социальном мышлении, психологу-практику легче будет направлять мыслительную активность клиента, помогать ему выделять разнообразные стороны переживаемого социального объекта, рассматривать альтернативные точки зрения как имеющие место быть, снимать категоричность за счет формирования промежуточных путей решения, формировать рефлексивность. Также знания о критическом социальном мышлении необходимы и для людей юридической профессии, т. к. их практика предполагает постоянное нахождение альтернативных моментов ситуации, умение объективно их сопоставить и принять решение. Людям педагогических профессий, основная цель которых формировать гармоничную и полноценную личность, необходимо уметь разносторонне преподносить информацию, побуждать учеников высказывать
свою точку зрения и анализировать противоположное мнение другого, учить предвидеть последствия развития разнообразных сторон ситуации и т. д.
Таким образом, по нашему мнению, критическое социальное мышление - это подвид социального мышления, характеризующийся большей рефлексивностью и направленностью личности на осознание социальных проблем и противоречий, ориентированный на распознавание эффектов критического мышления за счет актуализации высоких уровней функционирования процессуальных характеристик мышления.
1. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2003.
2. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. Москва; Воронеж, 1999.
4. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Смоленск, 2003.
5. Гудкова М.В. Когнитивная динамическая модель эффекта контраста // Актуальные проблемы современной психологии. Смоленск, 2005. Вып. 4. С. 35-39.
6. John F. Kihlstrom and Nancy Cantor. Social intelligence // Handbook of intelligence. Cambridge, 2000. Р. 358-379.
7. Schustack M. W. Thinking about causality // The psychology of human thought / eds. by R.J. Sternberg, E.E. Smith. Cambridge, 2000. Р. 92-115.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
Поступила в редакцию 25.10.2009 г.
Gudkova M.V. Specifics of the interaction between processual and operational components of critical social thinking under influence of the effect of contrast. In the article an experimental investigation of the interaction between processual and operational components of critical social thinking has been presented. The comprehension of the critical thinking effects as a way of the influence on thinking processes while solving social problems under on the example of the effect of contrast has been disclosed. Some conclusions about conformity of the thinking processes directed at the overcoming of the influence of the critical thinking effects are made.
Key words: critical social thinking; effects of critical thinking; contrast-prompting; processuality; operationality.
УДК 154.3
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ КАК ОСНОВА ИХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
© А.В. Гулин, С. Д. Зайцева, К.И. Засядько
Рассмотрен один из аспектов проблемы психолого-педагогической адаптации подростков с дефектами коммуникативной функции: изучены психологические особенности нервно-психической устойчивости учащихся учреждений начального профессионального образования со слуховой диспер-цепцией и ее влияние на уровень их нервно-психологической адаптации. В результате исследования установлено выраженное снижение адаптационно-психологических возможностей учащихся подростков с нарушением коммуникативной функции по сравнению с их сверстниками без затруднений в речевом общении. Данные, полученные в работе, свидетельствуют о настоятельной необходимости разработки новых подходов к оказанию психолого-педагогической помощи такой категории подростков.
Ключевые слова: психолого-педагогическая адаптация; подростки; дефект коммуникационной функции; нервно-психическая устойчивость.
В последние годы прослеживается отчетливая тенденция к росту числа подростков, имеющих отклонения в развитии и поведении, по различным причинам не вписывающихся в современную социально-экономическую, культурно-нравственную и образовательную ситуацию, дезадаптированных в
социально-психологическом отношении и нуждающихся в психологической помощи и психолого-педагогической реабилитации.
Особенно много таких подростков обучается в условиях учреждений начального профессионального образования (НПО). Так, по данным исследований, проведенных в от-