Научная статья на тему 'Специфика профессионального самоопределения учащихся северного региона'

Специфика профессионального самоопределения учащихся северного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ИНТЕРЕСЫ / СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / PROFESSIJNAL SELF-DETERMINATION / INTERESTS / ABILIIES / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайкова С. А., Скорикова Н. И.

В статье представлены результаты исследования профессионального самоопре­деления учащихся старшего школьного возраста ХМАО-Югры, проведенного с 2007 по 2011 гг. Акцентируется внимание на комплексном подходе к организации профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifi city of professional self-determination of schoolchildren of the northern region

The article presents the results of the study of the professional self-determination of senior schoolchildren of KHMAO-Ugra, carried out from 2007 to 2011. The attention is focused on the integrated approach to the organization of the job orientation’s work.

Текст научной работы на тему «Специфика профессионального самоопределения учащихся северного региона»

УДК 377.5

С.А. Зайкова, Н.И. Скорикова

Специфика профессионального самоопределения учащихся северного региона

Аннотация. В статье представлены результаты исследования профессионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста ХМАО-Югры, проведенного с 2007 по 2011 гг. Акцентируется внимание на комплексном подходе к организации профориентационной работы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, интересы, способности, личностные особенности, старший школьный возраст, профориентация, северный регион.

S.A. Zaykova,

N.I. Skorikova

The specificity of professional self-determination of schoolchildren

of the northern region

Summary. The article presents the results of the study of the professional self-determination of senior schoolchildren of KHMAO-Ugra, carried out from 2007 to 2011. The attention is focused on the integrated approach to the organization of the job orientation's work.

Keywords: professional self-determination, interests, abilities, personality traits, senior school age, job orientation, northern region.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Это выбор жизненного пути, а иногда и выбор судьбы.

За последние десятилетия в нашей стране произошли очень серьезные социально-экономические изменения. Они привели к тому, что профессиональное самоопределение происходит в других условиях. Исчезла система распределения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. Практически за школьной скамьей возникает процесс свободного планирования карьеры. Под карьерой понимается индивидуальная последовательность поведения, связанная с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни.

В настоящее время большинство представителей современной молодежи уже не рассматривают сферу промышленности, занимав-

шую лидирующее положение в эпоху научно-технической революции, в качестве направления своих профессиональных и карьерных устремлений. Молодежь в значительной степени приходит в промышленность «по остаточному принципу», проиграв в конкурентной борьбе за возможности своей карьерной реализации в других, более престижных для нее сферах.

Проблема профессионального самоопределения представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. Данными вопросами занимались такие отечественные ученые, как Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков и др.

Однако анализ литературы выявил недостаточную изученность факторов, детерминирующих профессиональное самоопределение, и позволил обосновать необходимость разработки данного вопроса с целью оптимизации профессионального самоопределения

личности. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников, остро стоящая в юношеском возрасте, продолжает привлекать внимание многих исследователей [1; 2; 3].

Не только для современной России, но и конкретно нашего Ханты-Мансийского округа характерным является то, что прежние ценностно-нравственные, профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Эти изменения не обошли и школы округа, где выпускники оказались в ситуации неопределенности, неуверенности в своем профессиональном будущем. Поэтому проблема профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально-экономических и социокультурных преобразований.

Данная статья написана на основании результатов профориентационного тестирования, проведенного сотрудниками лаборатории психологического тестирования Югорского государственного университета за период с 2007 по 2011 гг. Всего в исследовании принимали участие 1 940 старшеклассников в возрасте 15-17 лет, учащиеся 9-11 классов из средних общеобразовательных школ городов и районов округа: Советский (483 чел.), Нягань (594 чел.), Пыть-Ях (641 чел.), Ханты-Мансийск (222 чел.).

Для реализации поставленной цели и задач был использован компьютерный тестовый комплекс «Профориентатор» (А.Г. Шмелев), состоявший из трех блоков:

I. первый блок был направлен на изучение сферы интересов старшеклассников и включал 84 вопроса на изучение профессиональных предпочтений учащихся в следующих сферах: техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа, риск;

II. второй блок состоял из 73 вопросов, направленных на определение уровня развития таких способностей учащихся, как вычисление, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание;

III. третий блок включал 50 вопросов и был ориентирован на выявление личностных

особенностей: активность, согласие, самоконтроль, эмоциональная стабильность.

Первый и третий блоки предъявлялись без ограничения времени, а на прохождение второго блока отводилось 40 минут. На выполнение всех блоков теста «Профориентатор» у учащихся уходило 1-1,5 часов.

На основе полученных данных по всем трем блокам для каждого из учащихся подбирались наиболее подходящие направления профильного обучения:

1) естественно-научное (углубленные предметы: химия, биология, география; профессии: врач, биолог, эколог, географ, геолог, химик и т.д.);

2) физико-математическое (углубленные предметы: физика, математика, информатика; профессии: инженер, математик, технолог на производстве и т. д.);

3) технологическое (углубленные предметы: информатика, математика; сфера информационных технологий в различных вариантах - от программирования до компьютерного дизайна);

4) социально-экономическое (углубленные предметы: история, обществознание, иностранные языки, экономика, право; профессии: экономист, финансист, маркетолог, юрист, политолог, менеджер и т.д.);

5) лингвистическое (углубленные предметы: иностранные языки, русский язык и литература, обществознание; профессии: журналист, переводчик, РЯ и реклама, продажи, туризм, работа с клиентами и т. д.);

6) гуманитарное (углубленные предметы: русский язык и литература, история, культурология; профессии: филолог, историк, искусствовед, дизайнер, музыкант и т.д.)

В первом блоке тест «Профориентатор» позволил выявить у старшеклассников северного региона интересы к следующим сферам: технике, науке, искусству, общению, бизнесу, знаку, природе и риску.

Таким образом, показатели интересов с учетом дифференциации по городам у учащихся были следующими:

6,6 .

6.4 -

6,2 -

6 -

5,8 -

5,6 -

5.4 -

5.2 -

"Советский "Нягань Пыть-Ях Х-Мансийск

Рис. 1. Характеристика учащихся севе

Данные рисунка наглядно показывают, что учащиеся старших классов города Ханты-Мансийска проявляют повышенный интерес (6,5 балла) к сфере «знак». Это свидетельствует о заинтересованности школьников работой с буквами, цифрами, шифрами, кодами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками. Этим школьникам нравится изучать точные науки, такие как: алгебра, логика, информатика и гуманитарные предметы - языки, история, обществоведение. После окончания школы данные учащиеся могут работать в таких сферах деятельности, как экономическая, операторская, лингвистическая, научная. Им подойдут следующие профессии: переводчики, филологи, юристы, бухгалтеры, маркетологи, экономисты, операторы ПК, программисты, диспетчеры, секретари, библиотекари, делопроизводители, муниципальные и государственные служащие.

У старшеклассников из городов Нягань, Пыть-Ях и Советский наблюдается заинтересованность сферами «знак», «бизнес» (6,2 балла), «природа» (6,3 балла). Данные школьники способны принимать самостоятельные решения, стремятся к материальному благополучию, с интересом изучают гуманитарные предметы: обществоведение, экономика, информатика, языки. Наиболее актуальными профессиями после окончания школы для них могут

ого региона по блоку «интересы», баллы.

быть: экономисты, финансисты, менеджеры, политики, шоу-бизнес, продюсерская деятельность, РЯ&ргошойоп, а также специальности сферы торговли.

Также эти школьники интересуются работой с природными объектами, животными, растениями, микроорганизмами, природными явлениями. Их привлекает изучение таких предметов, как биология, химия. Они с удовольствием занимаются в биологических кружках, ведут дневники наблюдения. Данным учащимся после окончания школы могут быть рекомендованы научные профессии: биологи, зоологи, генетики, геологи и метеорологи; сельскохозяйственные профессии: садоводы, ветеринары, экологи, агрономы; творческие профессии: декораторы-цветоводы, ландшафтные архитекторы; инженерные профессии: охрана природы, экология и природопользование.

Важно отметить, что абсолютно все старшеклассники северного региона продемонстрировали очень низкие показатели в сфере «искусство»: Ханты-Мансийск - 5,1 балла; Нягань, Пыть-Ях и Советский - по 5,2 балла. Это может быть вызвано влиянием типа поселения на профессиональное самоопределение. Так, Ханты-Мансийск является административным центром и старшеклассники, ориентируясь на устоявшиеся представления в обществе, выбирают профессии, связанные с бизнесом, знаком, техникой и т.д. Следовательно, они слабо

заинтересованы в таких сферах деятельности, как занятие музыкальной, театральной, оформительской работой. Учащихся совершенно не привлекают профессии актера, писателя, экскурсовода, ювелира, дизайнера или культуролога.

Таким образом, наиболее интересными сферами для учащихся старших классов из Советского, Нягани и Пыть-Яха являются - «бизнес», «знак», «природа», а для учеников из Ханты-Мансийска показались более интересными такие сферы, как «искусство», «бизнес» и «риск».

Невостребованной для всех учащихся северного региона осталась сфера «искусство», набравшая наименьшее количество баллов.

Во втором блоке тест «Профориентатор» позволил выявить у старшеклассников северного региона уровень развития следующих способностей: вычисление, лексика, эрудиция, зрительная логика, абстрактная логика, внимание.

Таким образом, показатели структуры интеллекта с учетом дифференциации по городам у учащихся были следующими:

55.6

55.3

5

45.7

45.4 45,1

35.8

35.5

\ ^^^ Советски й ^^"Нягань Пыть-Ях Х-Мансийск

49 Х48 4>8

" 4,6 у4,6

к®

4-°

Ж

Ф4

/

Рис. 2. Характеристика учащихся северного региона по блоку «структура интеллекта», баллы.

Данные рисунка наглядно показывают, что у старшеклассников из города Нягани высоко развиты способности по шкале «вычисление» -5,5 балла. Эта шкала отражает уровень развития математических способностей. Большинство школьников склонны к оперированию числами в уме, произведению счетных операций, выявлению закономерностей в числовых рядах. Следует отметить, что указанные качества необходимы для технических и экономических профессий.

Было выявлено, что по шкале «внимание» высокий уровень (по 4,9 балла) показали старшеклассники из Ханты-Мансийска и Пыть-Яха. Они умеют концентрировать и поддерживать устойчивость внимания в процессе выполнения какого-либо задания. Данные школьники продемонстрировали среднюю сте-

пень стрессоустойчивости и развития навыков самоконтроля и самоорганизации. Учащиеся из Нягани имеют наименьшие показатели по данной шкале - 4,4 балла. Развитию внимания будет способствовать ведение дневника, соблюдение режима дня, выполнение упражнений на концентрацию внимания.

Полученные данные свидетельствуют о том, что все учащиеся северного региона имеют близкие показатели по шкале «зрительная логика», которая отражает уровень развития пространственного мышления, конструктивно-технических способностей, образного мышления и визуальной логики. Данные старшеклассники успешно могут решать геометрические, конструкторские, дизайнерские задачи (мысленно повернуть объект, построить его проекцию на плоскости и т.д.). Указанные

качества необходимы в технических и творческих профессиях.

Анализ результатов показал, что по шкале «абстрактная логика» старшеклассники из Ханты-Мансийска набрали наибольшее количество - 4,4 балла. Шкала «абстрактная логика» отражает способность логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, строить и понимать высказывания, мыслить на понятийном уровне. Указанные качества необходимы для профессий, связанных с научной деятельностью, юриспруденцией, информационными технологиями. Важно отметить, что учащиеся из Советского, Пыть-Яха и Нягани обладают низким уровнем развития абстрактной логики. Данным школьникам можно рекомендовать участвовать в общественно-культурных мероприятиях, выступать с докладами, тренироваться отвечать на дополнительные вопросы без письменной подготовки, писать планы выступлений, конспекты.

Таким образом, для учащихся старших классов из Советского наиболее высокий уровень по шкале «вычисление», «лексика», «внимание». Школьники из Нягани показали

самый высокий результат по шкале «вычисление», так же хорошо у них развита «лексика» и «зрительная логика». Старшеклассники из Пыть-Яха продемонстрировали высокий балл по шкале - «вычисление», «эрудиция», «внимание», а у учеников из Ханты-Мансийска оказались более развитыми такие способности, как «эрудиция», «абстрактная логика» и «внимание».

Исходя из полученных данных, можно заключить, что у большинства старшеклассников северного региона уровень развития способностей соответствует возрастной норме. Но пристальное внимание необходимо уделить развитию абстрактной логики, эрудиции и лексики.

Третий блок теста «Профориентатор» был направлен на выявление у старшеклассников северного региона личностных особенностей: активность, согласие, самоконтроль, эмоциональная стабильность.

Таким образом, показатели особенностей личности с учетом дифференциации по городам у старшеклассников были следующими:

6.5 6,2 5,9

5.6

5.3 5

4.7

4.4 4,1

3.8

3.5

6,6

/и&а

6 и ч 6,1 ^^^Советский ^^"Нягань Пыть-Ях Х-Мансийск

Ф/ Ли 5-3

СО'

л*

Р

г**

аОс

Рис. 3. Характеристика учащихся северного региона по блоку «личность», баллы.

Данные рисунка наглядно показывают, что среди старшеклассников наиболее выражена такая особенность личности, как «самоконтроль», у учащихся из Пыть-Яха самый высокий показатель - 6,6 балла. Эти данные говорят о развитых волевых качествах, аккуратности, высокой ответственности при принятии серьезных решений, взвешивании альтернатив. Личностные особенности предполагают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работу со знаковыми системами, техническим проектированием, планированием. Указанные качества незаменимы в бизнесе, при управлении и организации, технических сферах, науке. Не подходят профессии, связанные с риском.

Было выявлено, что учащиеся из Ханты-Мансийска обладают высокими показателями особенности «эмоциональная стабильность» -6,1 балла. Для них характерна уравновешен-

ность, взвешенность поступков, уверенность в себе и своих действиях, спокойствие, контроль над своими эмоциями. Это профессионально важное качество для работы в экстремальных условиях, связанных с риском, а также при работе с людьми и техникой. Не стоит выбирать профессии, связанные с искусством, природой.

Анализ результатов показал, что наименьшее количество баллов всеми старшеклассниками северного региона было отдано такой особенности, как «согласие». Следовательно, их не интересуют виды деятельности, связанные с помощью людям, их обслуживанием, медицинским обеспечением, воспитанием и обучением, а также работа в команде, группе.

Таким образом, для учащихся старших классов северного региона характерны высокие показатели по шкале «самоконтроль». Кроме того, учащиеся из Ханты-Мансийска продемонстрировали высокие показатели по шкале «активность» и «эмоциональная стабильность».

Исходя из полученных данных, можно заключить, что у большинства старшеклассников северного региона уровень развития способностей личности соответствует возрастной норме. Но пристальное внимание необходимо уде -лить развитию такого качества, как «согласие». Стараться быть более отзывчивыми, развивать способность слушать и сопереживать другим людям, учиться навыкам работы в группе.

На основании проведенного профориен-тационного исследования старшеклассников северного региона можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее интересными сферами для учащихся старших классов из Советского, Нягани и Пыть-Яха являются - «бизнес», «знак», «природа», а для учеников из Ханты-Мансийска показались более интересными такие сферы, как «искусство», «бизнес» и «риск».

2. Невостребованной для всех учащихся северного региона осталась сфера «искусство», набравшая наименьшее количество баллов.

3. Для учащихся старших классов из Советского наиболее высокий уровень по шкале «вычисление», «лексика», «внимание». Школьники из Нягани показали самый высокий результат по шкале «вычисление», также у них хорошо развита «лексика» и «зрительная логика». Старшеклассники из Пыть-Яха продемонстрировали высокий балл по шкале -

«вычисление», «эрудиция», «внимание», а у учеников из Ханты-Мансийска оказались более развитыми такие способности, как «эрудиция», «абстрактная логика» и «внимание».

4. Учащиеся общеобразовательных школ города Ханты-Мансийска показали высокий уровень развитости по шкале «активность». Все старшеклассники северного региона имеют высокие показатели по шкале «самоконтроль», но в то же время очень низкие по такому качеству личности, как «согласие».

5. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обусловливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью [3].

Необходимо формировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умение соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представления о ценностях со своими реальными возможностями. Осуществлять выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключаются основные подходы в профориентации старшеклассников.

Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

Таким образом, формирование у выпускников школы гибких планов, гибких путей достижения своих профессиональных намерений, конечно, не в ущерб их устойчивости - вот тот путь, по которому должны идти думающий педагог и родители. Именно вариативность

профессиональных планов молодых людей позволит им легче перенести возможные неудачи при реализации своих намерений, более объективно оценить свои возможности, пересмотреть свои планы в связи со сложившейся жизненной ситуацией.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Наука, 2001. 376 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МО ДЕК, 2003. 480 с.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.

References

1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni. M.: Nauka, 2001. 376 s.

2. Zeer Je.F. Psihologija professional'nogo obrazovanija. M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: MODEK, 2003. 480 s.

3. Pijazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii», Voronezh: MODJeK, 1996. 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.