Pozhidaeva Ekaterina Yurjevna SPECIFICITY OF DESIGNING ..
pedagogical sciences
УДК 372.8; 378
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0069
СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
© 2019
Пожидаева Екатерина Юрьевна, кандидат педагогических наук старший преподаватель кафедры физики, информатики и математики Курский государственный медицинский университет (305004, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье актуализируется проблема преподавания дисциплин «Математика» и «Информатика» для иностранных студентов медицинского вуза. Автор рассматривает решение данной проблемы через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов. В статье представлены основные концепты проектирования образовательных маршрутов, их классификация и сущностное обоснование с позиций компетентностного подхода при решении профессионально ориентированных задач с привлечением потенциала математического и информационного знания. Выявлена специфика профессионального образования с привлечением потенциала математизации и информатизации научного знания, заключающаяся в: формировании образовательной политики, удовлетворяющей международным стандартам; регулировании механизмов функционирования образования и науки на международном рынке; совершенствовании системы образования в рамках индивидуальной перспективы развития студентов, что является особенно востребованным для иностранных граждан, обучающихся по образовательным программам российских вузов. В статье отражены основные аспекты проектирования индивидуальной образовательной траектории иностранных студентов, обучающихся в медицинских вузах России, в процессе преподавания математики и информатики. Выявлены концепты и ключевые идеи различных типов индивидуальных маршрутов: адаптивных типов, а также типов маршрутов развивающей и созидательной направленности.
Ключевые слова: математика, информатика, иностранные студенты, медицинский вуз, индивидуальная образовательная траектория.
SPECIFICITY OF DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FOREIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS AND INFORMATICS
© 2019
Pozhidaeva Ekaterina Yurjevna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher of Department of physics, computer science and mathematics Kursk State Medical University (305004, Russia, Kursk, K. Marksa street, 3, e-mail:[email protected])
Abstract. The article actualizes the problem of teaching disciplines «Mathematics» and «Informatics» for foreign students of a medical college. The author considers the solution of this problem through designing individual educational routes for students. The article presents the main concepts of the design of educational routes, their classification and essential justification from the perspective of the competence approach in solving professionally oriented problems involving the potential of mathematical and informational knowledge.
Keywords: mathematics, informatics, foreign students, medical high school, individual educational trajectory.
Введение. На современном этапе развития высшего профессионального образования, одной из наиболее значимых тенденций становится экспорт образовательных услуг, предопределяющий так называемое продвижение образовательных результатов на международный рынок труда и услуг. В контексте функционирования современной системы образования данный аспект трансформационных инноваций прослеживается в привлечении к обучению в образовательных учреждениях высшего образования иностранных студентов. Данная тенденция охватывает все ступени профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура) и его отрасли (в том числе и область медицины), чем способствует международному сотрудничеству стран в условиях глобализационных изменений.
Данный аспект организации высшего образования обусловлен, в свою очередь, особой спецификой современной области профессионального образования и является своеобразным средством решений специализированных проблем:
-формирование образовательной политики, удовлетворяющей международным стандартам;
-регулирование механизмов функционирования образования и науки на международном рынке;
-совершенствование системы образования в рамках индивидуальной перспективы развития студентов, что является особенно востребованным для иностранных граждан, обучающихся по образовательным программам российских вузов [1].
Цель исследования. Специфика проектирования индивидуального маршрута иностранного студента связа-
на с особой организацией образовательного пространства и образовательной среды, в рамках которых происходит не только раскрытие адаптационного потенциала студента к социокультурным особенностям иноязычного окружающего пространства, но и развитие собственной стратегии обучения, направленной как на усвоение собственно технологий образовательной деятельности в рамках преподавания на неродном языке и усвоения в данных условиях основ фундаментальных дисциплин и дисциплин специализаций, так и на освоение языка специализации (релевантной терминологии, понятий и пр.). Помимо этих особенностей, наблюдается и повышение актуальности проблемы специализации научного знания, что наиболее важно для студентов медицинских вузов. Становится важной проблема математизации и информатизации научного знания, требующая индивидуализации образовательной траектории для иностранных студентов с целью формирования должного уровня их профессиональной компетентности, что и составило цель нашего исследования.
Материала и методы исследования. Вопросы индивидуального проектирования образовательных маршрутов широко исследуются на сегодняшний день и представлены в научной и специальной литературе с различных сторон и позиций.
Так, анализ индивидуальной образовательной траектории иностранного студента в контексте выражения его субъектной позиции рассмотрен в работах Т. Л. Быковой. В рамках специфики этимологии данного понятия эта проблема была изучена Н. Ю. Шапошниковой. Как потенциалу образования будущего проектированию индивидуального образовательного маршрута было уде-
педагогические науки
Пожидаева Екатерина Юрьевна СПЕЦИФИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ...
лено внимание таких ученых как Ф. Г. Мухаметзянова, Р. В. Забиров и др. [2; 3].
Вопросам проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучения иностранных студентов в контексте освоения различных дисциплин (в том числе математики и информатики) уделено огромное внимание таких ученых как Д. Г. Арсеньев, О. В. Дорохова, Т. Е. Кузнецова и др. [4; 5].
Таким образом, ученые отмечают, что проектирование индивидуального образовательного маршрута иностранного студента представляет собой персональный путь реализации его личностного потенциала в образовании (в той профессиональной области, в которой самореализуется и самоактуализируется иностранный гражданин как субъект образовательного процесса в новом для него межкультурном пространстве).
Результаты исследования и их обсуждение. Говоря об индивидуализации образовательной траектории освоения иностранными студентами медицинского вуза таких областей как математика и информатика, необходимо отметить, что специфика проектирования данной траектории должна отражать следующие аспекты:
-освоение языка специализации в рамках преподавания дисциплин на неродном языке, а также в контексте математизации и информатизации научного знания в области медицины;
-достижение должного уровня элементарной грамотности, подразумевающей развитие способностей иностранных студентов универсальные математические методы и методы работы с информацией в учебно-познавательной деятельности для использования получаемых результатов в решении проблем познавательного характера на основе небольшого числа заданных критериев;
-достижение необходимого уровня функциональной грамотности, заключающейся в способности иностранных студентов применять математические методы и методы информатики, а также работы с информацией в решении профессионально-ориентированных задач и ситуаций в области профессионально-ориентированного поля медицинской отрасли;
-формирование компетентности иностранного студента как будущего представителя медицинской профессии способного применять математическое знание и знание информатики в контексте универсальных методов деятельности (которые в свою очередь основаны на научных математических идеях, принципах, концепциях математизации и информатизации профессионального медицинского знания) для продуцирования системы знаний в результате собственной профессионально-ориентированной деятельности;
-формирование коммуникативной компетентности, основанной на усвоении норм и правил функционирования межкультурного пространства.
Результатом индивидуальной образовательной траектории, проектируемой на основе учета данных аспектов, будет выступать достижение должного уровня образованности, представляющей собой своеобразный синтез компетентностей, формируемой с учетом освоения элементарной и функциональной математической и информационной грамотности.
Данный результат, по мнению ряда исследователей, достигается за счет формирования определенного уровня коммуникативно-профессионально-информационной компетентности иностранного студента, что является следствием сопровождения достаточной степенью содержания и объема, а также обеспеченностью реализации процесса информатизации [6; 7].
В связи с этим эскалационную значимость приобретает смещение акцента образовательной технологии с логико-знаковых форм передачи математического и информационного знания, а также знания информационных технологий на ассоциативные, эффективность которых увеличивается в контексте реализации индивидуальных образовательных траекторий обучения и
является более адаптированной для естественного восприятия [8].
Тем не менее, остается очень высоко значимым аспект творческой начальной профессиональной самореализации, самостоятельного синтеза нового знания на основе развиваемой познавательной активности иностранного студента. Данный аспект также существенно влияет на специфику проектирования индивидуального образовательного маршрута студента, что выражается в достижении переходных и конечных результатов профессионального образования (Таблица 1).
Таблица 1 - Специфика проектирования образовательной траектории в процессе творческого компетент-ностного подхода преподавания математики и информатики в медицинском вузе
JVe Концепт Ключевая идея Маршрут Специфика и результаты
1. «Я знаю» Я знаю, а значит, осознаю математическую и информационную модель деятельности и продуцирования профессионального знания в медицинской области. Маршрут адаптивного Использование знаний математики и информатики для актуальной социокультурной ситуации, опосредующей достижение элементарной грамотности. Приобретение б процессе освоения общепредметных знаний и умений позиции познания. приобретения
2. «Я умею» Я умею. а значит, представляю, как применить модель математизированного и ин форм ади он ного знания к любым социальным н произв одств енным процессам в медицинской области. Маршрут развивающей направленности. Широкое развитие возможностей, способностей и всего творческого потенциала студента. Понимание сущности процессов, происходящих в социальной медицинской сфере и процессов, характеризующих медицинское технологическое производство.
3. «Я создаю» Я создаю, а значит, я умею реализовать и информационных оптимальных путей социального или профессионального развития медицинской отрасли. Маршрут созидательн о й направленности. Развитие способностей, возможностей студента как будущего профессионала, целенаправленное их использование для преобразования, построения себя, собственного образования. профессионального самосовершенствования. Творческий опыт профессиональной самореализации на этапе
4. «Я стремлюсь» Я стремлюсь, а значит, пользуюсь информационных управлении и регулировании различных ситуаций в профессиональной медицинской деятельности. профессионального образования. Должный уровень сформировано ста
Выводы. Таким образом, считаем необходимым еще раз отметить, что необходимость проектирования индивидуальной образовательной траектории для иностранных студентов в процессе изучения дисциплин «Математика» и «Информатика» способствует не только более успешной адаптации студентов данной категории к условиям социокультурного образовательного пространства, но и самовыражению личности студента при достижении поставленных образовательных задач.
В таком ракурсе студент становится способным выполнять самостоятельное продвижение в образовательном пространстве, ориентируясь на основные ступени начальной профессиональной и личностной самореализации: приобретение необходимых знаний, творческий самостоятельный синтез нового профессионально-ориентированного знания, творческое самоопределение, осознание персонального креативного профессионального пути.
Только в данном случае индивидуальная образовательная траектория может быть позиционирована как персональный путь иностранного студента при условии реализации его личностного потенциала, который олицетворяет в этих условиях совокупность познавательных, организационно-деятельностных, творческих, коммуникативных и др. способностей личности, обеспечивающих систематический профессиональный рост.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Быкова, Т. Л. Индивидуальные образовательные траектории иностранного студента как выражение субъектной позиции / Т. Л. Быкова // Вестник Башкирского университета. — 2012. — №2. — С. 1103-1110.
2. Мухаметзянова, Ф. Г. Проектирование индивидуальной образовательной траектории и маршрута студента вуза-будущего бакалавра / Ф. Г. Мухаметзянова, Р. В. Забиров // Казанский педагогиче-
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)
265
Pozhidaeva Ekaterina Yurjevna SPECIFICITY OF DESIGNING ...
pedagogical sciences
ский журнал. - 2015. - №4-1. - С. 130-134.
3. Шапошникова, Н. Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия /Н. Ю. Шапошникова //Педагогическое образование в России. - 2015. - №5. - С. 39-44.
4. Арсеньев, Д. Г. Проблемы обучения иностранных студентов / Д. Г. Арсеньев, О. В. Дорохова, А. И. Сурыгин и др. - СПб.: СПбГПУ, 2004. - 63 с.
5. Афанасьева, С. Г. Содержание технологии обучения профессионально-творческого саморазвития студентов при изучении высшей математики /С. Г. Афанасьева //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011. - Т. 13. № 4(4). - С. 1225-1227.
6. Берестнева, О. Г. Компетентностно-ориентированное образование: от технологии обучения к технологии развития человека / О. Г. Берестнева, Л. И. Иванкина, О. М. Марухина //Известия Томского политехнического университета, 2011. - Т. 319. № 6. - 172-176.
7. Кузьминов, В. И. Особенности преподавания математики и информатики иностранным студентам на предвузовском этапе обучения [Электронный ресурс] / В. И. Кузьминов, С. В. Шмелева // Вестник РУДН. - 2017. - С. 298-230. - Режим доступа: http://elib.bsu. by/bitstream/123456789/36615/1/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C %D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2.pdf
8. Кузьминов, В. И. Информационно-образовательная среда пред-вузовского обучения иностранных студентов / В. И. Кузьминов, А. И. Громов, Е. Т. Хачатурова //Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». -М.: Изд-во РУДН, 2007. - № 1. - С. 28-37.
Статья поступила в редакцию 26.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019