_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 37.0(479)
Анкваб Марина Фёдоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Абхазский государственный университет, ankvab.marina@yandex.ru, Сухум
СПЕЦИФИКА ПРИЕМОВ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности форм, методов и средств перевоспитания личности с позиции абхазской этнопедагогики. В настоящее время в Республике Абхазия, как и во всем мире, наблюдается тенденция нарушения молодежью морально-нравственных норм, общепринятых правил поведения. Общество часто оказывается неспособным найти адекватные формы взаимодействия с подростками. Автор видит причину этого в утрате былых, наработанных веками традиций воспитания. В связи с этим возникает важная социально-педагогическая проблема: выявление особенностей процесса перевоспитания молодежи на примере абхазской этнопедагогики. В качестве решения данной проблемы автор предлагает восстановить традиции и внедрить их в систему образования. Цель исследования - выявить методы и средства перевоспитания детей, существующие в абхазской народной педагогике. Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в выявлении основных приемов абхазской народной педагогики, необходимых для перевоспитания ребенка.
Ключевые слова: перевоспитание, абхазская народная педагогика, этнопедагогика абхазов, способы воспитания, методы этнопедагогики, приемы перевоспитания, абхазы, Абхазия.
В любой национальной культуре, достигшей стадии самоопределения и самопознания, важное место занимают проблемы воспитания. Многовековой опыт народов, складывающийся под влиянием самобытных условий существования и особенностей исторического развития, в результате взаимообмена и взаимодействия приобретает огромный потенциал, обогащает мировую педагогическую мысль, занимает все более прочные позиции в системе педагогических знаний. Одним из важных факторов усиления роли народной педагогики на современном этапе развития человечества является рост национального самосознания, потребность в возрождении духовной культуры. Нестабильность общественной жизни, нравственные и духовные катаклизмы заставляют искать пути их преодоления в системе педагогических представлений, основанных на народных традициях, в которых значимое место занимают непреходящие идеалы воспитания. Среди аспектов, входящих в круг интересов этнопедагогики, ведущим является перевоспитание личности - целенаправленное воздействие на человека с целью его изменения [13].
С позиции современной педагогической теории перевоспитание представляется системой «целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение вос-
питанника с нравственными и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам. Оно организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Конечная цель перевоспитания - исправление личности» [7, с. 298].
Теоретические вопросы перевоспитания начали разрабатываться еще в 20-30-х гг. (Ю. Ю. Бехтерев, М. Н. Гернет, С. В. По-знышев, Б. С. Утевский, Е. Г. Ширвиндт и др.). Большой вклад в преобразование отрицательных качеств и поведения подростка внесли такие известные педагоги прошлого, как А. С. Макаренко [Приводится по: 11], Н. К. Крупская [Приводится по: 10]. Однако не стоит умалять заслуг и современных исследователей в решении проблемы воспитания и перевоспитания молодого поколения: Г. Гусейновой [5], О. А. Легчаковой [9], И. З. Гликман [4], Л. Б. Дзержинской [6]. Интересен опыт зарубежных авторов: Н. N. Вох1ег [14], О. Cazenave [15]. Современные концепции перевоспитания строятся на методологии общей педагогики, психологии, социологии, теории управления и др. Перевоспитание можно считать специфическим процессом воспитания, обусловленным степенью запущенности педагогической личности и особенностями окру-
жающей среды. Его цели, задачи, средства и методы определяются системой воспитания личности в обществе.
В рамках этнопедагогической науки вопрос перевоспитания младших рассмотрен в трудах К. М. Арымбаевой [1], М. Я. Ах-медовой [2], А. К. Тхакушинова [12] и др. О значимости перевоспитания в середине XX в. писал абхазский ученый-педагог В. Б. Кураскуа, утверждающий, что к данному вопросу нужно относиться осторожно, особенно, если речь идет о людях с устоявшимися привычками. «Сумрачные, несловоохотливые, к новизне относятся недоверчиво, внутренне улыбаются и трудно расшифровать эту улыбку, - писал о них В. Б. Кураскуа, - очень трудный народ для перевоспитания» [8, с. 91].
Актуальность исследования. В настоящее время в Республике Абхазия, как и во всем мире, отмечается увеличение числа подростков, склонных к нарушению морально-нравственных норм, общепринятых правил поведения. Общество часто оказывается неспособным найти адекватные формы взаимодействия с подростками, преступающими черту дозволенного или даже совершившими противоправные действия, что ведет к морально-нравственной деградации, увеличению рецидивной преступности. Институты семьи и образования республики не справляются с функцией предотвращения нравственного распада подростковой среды. В связи с этим встает острая необходимость обращения к этнопедагогическим традициям народа, способным (и доказавшим свою состоятельность многовековой практикой) помочь в решении обозначеной проблемы, ответить на важный социально-педагогический вопрос: «Каковы особенности и аспекты процесса перевоспитания в контексте абхазской этнопедагогики?»
Цель статьи - выявить методы и средства перевоспитания детей, существующие в абхазской народной педагогике.
Научная новизна и теоретическая значимость анализа состоит в выявлении основных приемов абхазской народной педагогики, необходимых для перевоспитания ребенка.
Для изучения специфических особенностей абхазской народной педагогики нами были осуществлены следующие методоло-
гические подходы: логический, исторический, сущностный.
Исследовательская часть. Перевоспитание предназначено для устранения изъянов воспитания или восполнения его отсутствия. Оно служит для корректировки неверно сложившихся взглядов, суждений, оценок детей и направлено на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности. Стоит отметить, что в современной науке термин «перевоспитание» в большей степени используется применительно к подросткам. Однако у абхазов в категорию «исправляющихся» может попасть человек в любом возрасте, т. к. согласно принципам абхазской этнопедагогики человек развивается, воспитывается, самосовершенствуется и перевоспитывается до конца своих дней.
В стремлении достичь исправления объекта перевоспитания абхазская народная педагогика предусматривает наличие трех необходимых составляющих: социума, семьи и личности самого объекта перевоспитания.
Социум. При коррекции негативного поведения или черт характера, привычек социум играл первостепенную роль. Осуждение окружающими было значимым средством профилактики отрицательного в перевос-питуемом. Согласно принципам абхазской народной педагогики в воспитании младших мог принять участие абсолютно посторонний человек, а вмешательство родных и близких, соседей и рода в целом являлось совершенно естественным, обязательным, подчас крайне необходимым, и кроме того достаточно эффективным средством этнопе-дагогического воздействия. Начиная с безобидных замечаний прохожего, заканчивая прилюдным порицанием на общественных собраниях - вот далеко не полный список назидательного воздействия социума. Например, на фамильных сходах старший рода, выступая перед собравшимися, поименно называет и хвалит отличившихся юношей и девушек. Также порицаются и подлежат исправлению и перевоспитанию те, кто ведет себя неподобающе, кто погряз в пороках или не выполняет функции, соответствующие возрасту. В сферу осуждения входили разные отступления от норм быта или морали, грубость и непочтительность в отношении родителей, леность и т. д.
Феноменом, на наш взгляд, в данном контексте является искренняя заинтересованность и участие социума в судьбе каждого человека, в каждой семье. Стоит отметить, что общественное мнение является мощным стимулом для перевоспитания личности и занимает значимое место среди методов абхазской народной педагогики, а социум в целом представляет самую сильную и эффективную форму воздействия с целью перевоспитания.
Семья. Особые формы перевоспитания младших существовали в абхазской семье. Именно родные, проживающие в пределах одной патронимии, являлись первыми диагностами проявления негативных поступков или черт характера у ребенка или подростка. Естественно, в народе знали, что чем быстрее обнаружить отрицательное в человеке, тем быстрее и легче искоренить причины и предотвратить последствия. Следует отметить, что ориентиров в абхазской народной педагогике для определения критериев правильного и ложного в поведении и характере было достаточное количество, но все они являются лишь частью самого внушительного и всеобъемлющего свода табуированных правил, руководства к правильной жизни, так называемого кодекса чести абхазского народа - «Апсуара». Следование кодексу чести на протяжении многих веков доказывает его гуманистическую, высоконравственную, актуальную и необходимую и в наши дни направленность. «Апсуара» ценен и достоин изучения с целью внедрения в педагогический процесс не только в пределах Республики Абхазия.
У женщин-абхазок существовал свой арсенал средств для положительного преобразующего воздействия на воспитуемого. В основном применялся разговорный жанр: беседы, рассказы, уговоры, отвлеченный пример посторонних людей, якобы никак не связанный с объектом перевоспитания, но намекающий о неприемлемости схожей ситуации, наталкивающий воспитуемого принять правильное решение.
Способы воздействия варьировались в зависимости от степени сложности причины, подтолкнувшей старших к намерению перевоспитать младшего. Этикет предписывал скромное и кроткое поведение женщины, и в большой семье, где все были как на ла-
дони у главной супружеской четы (дедушки и бабушки по отцовской линии), ругаться, громко выражая свое негодование поступком отпрыска, не представлялось возможным и этичным. Мать-абхазка не могла себе позволить подобной слабости, она знала более действенный способ выражения своего разочарования. Лишение провинившегося общения, теплого взгляда, доброго слова, улыбки, маминых объятий - нелегкое испытание для ребенка, способное заставить объект перевоспитания задуматься о причинах, повлекших подобные изменения в поведении самого близкого и родного человека, и попытаться исправиться. Грустный, поникший, отстраненный, искренне расстроенный и погруженный в тяжелые раздумья вид матери являл собой мощный толчок к осознанию, был весомым мотивом к перевоспитанию. Бесспорный культ матери в абхазском народе обуславливает значимость ее роли в педагогике этноса. Трепетное отношение к ней, почитание и любовь не могли оставить безучастным к ее переживаниям даже самого злостного нарушителя поведенческих норм и правил.
Пожалуй, самым суровым способом побуждения к перевоспитанию со стороны матери, известное абхазской этнопедагогике, являлось «проклятие - поэтический текст или формула, в основе которого заложена вера в магию слова» [3, с. 120]. Услышать его боялся любой представитель этноса, поскольку велика была вера в силу слов матери. В народе знали, что прибегнуть к подобному отчаянному шагу она могла только по причине недовольства своим ребенком, будучи спровоцированной его крайне отрицательным поведением.
Велика и уникальна роль отца в деле перевоспитания детей. В этнопедагогике абхазов родитель занимает особую, более отчужденную в контексте воспитания, в его нынешнем понимании, позицию. Его собирательный образ в назидании ребенка - немногословность, сдержанность, отстраненность, обусловленная традицией избегания. Однако в серьезных случаях, требующих его вмешательства, его участие оказывалось незаменимым. Строгий взгляд отца воздействовал крайне эффективно, что является также средством воздействия на ребенка. Можно даже предположить, рассуждая об
эффективности средств абхазской народной педагогики, что воспитание - от матери, перевоспитание - от отца.
Значимым этнопедагогическим средством перевоспитания является абхазская народная сказка, утверждающая высокие духовно-нравственные основы и формирующая позитивные приоритеты. Сказкотера-пия была известна еще в древности. Обычно к ней прибегали дедушки и бабушки в семье. Сочиняли сказки сами, с различных сторон раскрывая черты характера, привычки или поступки, ставшие причиной обращения к перевоспитанию. Главного героя сказки выбирали в зависимости от симпатий, предпочтений и возраста ребенка, для которого она предназначалась. Персонажи попадали в схожую с объектом перевоспитания ситуацию, но выходили из нее достойно и, следовательно, исправлялись. Мудрость старшего поколения поощряла самостоятельное завершение назидательной фантастической истории, нахождение правильного пути, выяснение морали. Помимо непосредственного перевоспитывающего эффекта, оказываемого на младших, данный метод способствовал их творческому и умственному развитию, имел множество других положительных свойств.
Результатом перечисленных этнопеда-гогических самобытных методов и средств воздействия со стороны семьи и общества являлась самостоятельная работа объекта перевоспитания над собой. Боязнь осуждения со стороны социума, угрызения совести, вызванные переживаниями родителей, слава сверстников, стремящихся соответствовать идеалу совершенной личности, все это способствовало осмыслению, осознанию и соответствующему позитивному изменению.
Однако стоит отметить и «точку невозврата», которая исключает идею перевоспитания, существующую в этнопедагогике абхазов. Несмотря на гуманность дидактических попыток воздействия этноса на своих членов, во все времена возникали действия
и поступки, которые не прощались народом и перевоспитанию не подлежали. Например, грубое попирание законов «Апсуара», традиций гостеприимства, женитьба без учета принципов экзогамии и т. п. В таких случаях человек считался потерянным для общества и исправительному педагогическому воздействию не подлежал. С ним прекращалось всяческое общение, либо его вовсе изгоняли.
Результаты исследования. Согласно проведенному анализу нами были сделаны следующие выводы и заключения.
1. Содержание этнопедагогического сопровождения воспитания способно формировать позитивные духовно-нравственные представления у детей любого возраста, предоставляет возможность воспитуемому проявить себя в различных формах деятельности, стимулировать процессы самопознания и самосовершенствования.
2. Абхазская народная сказка незаменима как средство этнопедагогического воздействия с целью перевоспитания, стимулирующее развитие познавательной и творческой активности подростков.
3. Абхазская народная педагогика предполагает использование социального вмешательства в качестве важнейшего компонента перевоспитания, основывается на личност-но-ориентированном, деятельностном, гуманистическом подходах, способствующих усвоению позитивных норм поведения.
Этнопедагогика абхазов обладает бесконечным множеством методов и средств воспитания, а также исправления его недостатков, которые могут проявиться в любой сфере нашего бытия. «Человеку свойственно ошибаться» - это было известно предкам абхазов в далеком прошлом, с учетом чего и была устроена система воспитания и обучения народа с целью сохранить свою целостность и самобытность. Широкое изучение и применение принципов абхазской народной педагогики в наши дни позволит семье и школе избежать негативных влияний современной действительности.
Библиографический список
1. Арымбаева К. М. Этнопедагогические ос- 2. Ахмедова М. Я. Проблемы народного этике-новы перевоспитания подростков девиантного та в семейном воспитании // Начальная школа. -поведения // Вестник Московского государ- 2013. - № 7. - С. 86-88.
ственного университета культуры и искусств. - 3. Басангова Т. Т. Специфика жанра прокля-2012. - № 1 (45). - С. 115-121. тий в фольклоре калмыков // Гуманитарные науки
в Сибири. - 2008. - № 4. - С. 120-123.
4. Гликман И. З. Коррекция или перевоспитание, или что делать с трудными школьниками // Инновации в образовании. - 2008. - № 12. -С. 145-162.
5. Гусейнова Г. Внеклассная работа студентов в период педагогической практики с подростками, нуждающимися в перевоспитании // Известия Кыргызской академии образования. -2014. - № 1 (29). - С. 89-92.
6. Дзержинская Л. Б. Межведомственное взаимодействие как фактор перевоспитания трудных подростков // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2012. -№ 7 (23). - С. 315-319.
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
8. Кураскуа В. Б. Абхазская национальная школа (1921-1958). - Сухум: Абхазский государственный университет, 2003. - 284 с.
9. Легчакова О. А. Воспитание и перевоспитание // Молодой ученый. - 2015. - № 24 (104). -
С. 988-990.
10. Мацкевич И. М. А. С. Макаренко и Н. К. Крупская в практическом споре о воспитании и перевоспитании молодежи // Юридическое образование и наука. - 2016. - № 1. - С. 4-9.
11. Неустроев А. Н. Педагогическое мужество и мастерство А. С. Макаренко в перевоспитании колонистов // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 7-10. - С. 89-91.
12. Тхакушинов А. К. Этнопедагогика как наука: анализ основных категорий // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2016. - № 2. - С. 119-122.
13. Anders G. The reeducation of Silicon Valley // Fast Company. - 2002. - № 57. - P. 100.
14. Boxler H. jV.Grounded practice: exploring criticalities in a job reeducation setting // Adult Education Quarterly. - 2004. - Т. 54, № 3. - P. 210-223.
15. Cazenave O. Gender, age, and reeducation: a changing emphasis in recent African novels in French, as exemplified in l'appel des arenes by Aminata Sow fall // Africa Today. - 1991. - Т. 38, № 3. - P. 54-62.
Поступила в редакцию 05.09.2016
Ankvab Marina Fedorovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of Foreign Languages Department at the Abkhazian State University, ankvab.marina@yandex.ru, Sukhum
SPECIFICS OF METHODS OF RE-EDUCATION OF A PERSONALITY IN THE ABKHAZIAN FOLK PEDAGOGY
Abstract. The article speaks about the forms and methods of re-education of the personality from a line item of the Abkhazian ethnopedagogy. Now in the Republic of Abkhazia, as well as around the world, the youth shows a tendency to violation of moral regulations, the commonly accepted rules of conduct. Society is often uncapable to find adequate forms of interaction with teenagers. The author sees the reason of it in loss of the former traditions of upbringing of ancestors acquired for centuries. With respect thereto there is almost important social and pedagogical problem: detection of features of process of re-education of youth on the example of the Abkhazian ethnopedagogics. As the solution of this problem the author offers their revival, and also their implementation in the education system. A research purpose is to reveal methods and means of re-education of children existing in the Abkhazian folk pedagogy. The scientific novelty and the theoretical importance traced in article consists in identification of the main acceptances of the Abkhazian folk pedagogy necessary for re-education of the child.
Keywords: re-education, Abkhazian folk pedagogy, ethnopedagogics of Abkhazians, ways of upbringing, ethnopedagogic methods, ways of re-education, Abkhazians, Abkhazia.
References
1. Arymbayeva, K. M., 2012. E'tnopedagog-icheskie osnovy perevospitaniya podrostkov devi-antnogo povedeniya [Ethnopedagogical bases of re-education of teenagers of deviant behavior]. Vest-nik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [The Bulletin of the Moscow state
University of culture and arts], 1 (45), pp. 115-121 (in Russ.).
2. Akhmedova, M. Ya., 2013. Problemy narod-nogo e'tiketa v semejnom vospitanii [Problems of national etiquette in family education]. Nachal'naya shkola [Elementary school], 7, pp. 86-88 (in Russ.).
3. Basangova, T. T., 2008. Specifika zhanra proklyatij v fol'klore kalmykov [Specifics of a genre of damnations in folklore of Kalmyks]. Gumani-tarnye nauki v Sibiri [Humanitarian sciences in Siberia], 4, pp. 120-123 (in Russ.).
4. Glikman, I. Z., 2008. Korrekciya ili perevospi-tanie, ili chto delat' s trudnymi shkol'nikami [Correction or re-education or what to do with difficult school students]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in education], 12, pp. 145-162 (in Russ.).
5. Guseynova, G., 2014. Vneklassnaya rabota studentov v period pedagogicheskoj praktiki s podrostkami, nuzhdayushhimisya v perevospitanii [Out-of-class work of students during student teaching with the teenagers needing re-education]. Izvesti-ya Kyrgyzskoj akademii obrazovaniya [News of the Kyrgyz Academy of Education], 1 (29), pp. 89-92 (in Russ.).
6. Dzerzhinskaya, L. B., 2012. Mezhvedomst-vennoe vzaimodejstvie kak faktor perevospitaniya trudnyx podrostkov [Interdepartmental interaction as factor of re-education of difficult teenagers]. Ev-ropejskij zhurnal social'nyx nauk [European Social Science Journal], 7 (23), pp. 315-319 (in Russ.).
7. Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Yu., 2005. Slovar' po pedagogike [Pedagogic dictionary]. Rostov-on-Don: Publishing center "Mart", 448 p.
8. Kuraskua, V. B., 2003. Abxazskaya nacion-al'naya shkola (1921-1958) [Abkhazian national school (1921-1958)]. Sukhum: Abkhazian State University Publ., 284 p. (in Russ.).
9. Legchakova, O. A., 2015. Vospitanie i perev-
ospitanie [Education and re-education]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 24 (104), pp. 988-990 (in Russ.).
10. Matskevich, I. M., 2016. A. S. Makarenko i N. K. Krupskaya v prakticheskom spore o vospi-tanii i perevospitanii molodezhi [A. S. Makarenko and N. K. Krupskaya in a practical dispute on education and re-education of youth]. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal education and science], 1, pp. 4 -9 (in Russ.).
11. Neustroyev, A. N., 2015. Pedagogicheskoe muzhestvo i masterstvo A. S. Makarenko v pere-vospitanii kolonistov [Pedagogical courage and A. S. Makarenko's skill in re-education of colonists]. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i texnologij [Current trends of development of science and technologies], 7-10, pp. 89-91 (in Russ.).
12. Tkhakushinov, A. K., 2016. E'tnopedagogika kak nauka: analiz osnovnyx kategorij [Ethnopeda-gogics as science: analysis of the main categories]. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo texnolo-gicheskogo universiteta [Bulletin of the Maykop State Technological University], 2, pp. 119-122 (in Russ.).
13. Anders, G., 2002. The reeducation of Silicon Valley. Fast Company, 57, p. 100.
14. Boxler, H. N., 2004. Grounded practice: exploring criticalities in a job reeducation setting. Adult Education Quarterly, T. 54, № 3, pp. 210-223.
15. Cazenave, O., 1991. Gender, age, and reeducation: a changing emphasis in recent African novels in French, as exemplified in l'appel des arenes by Am-inata Sow fall. Africa Today, T. 38, № 3, pp. 54-62.
Submitted 05.09.2016