мочь не только себе, но и своим сокурсникам в процессе оздо- начальной школы - смогут методически грамотно реализовать ровления. Важно и то, что данные студенты в будущем - учителя профилактические мероприятия со своими воспитанниками.
Библиографический список
1. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Санкт-Петербург, 2001.
2. Брэгг П.С. Позвоночник - ключ к здоровью. Санкт-Петербург, 2001.
3. Петрова Н.Ф. Требования к педагогу в контексте основных положений здоровьесберегающей педагогики. Вестник Академии права и управления. 2015; 38: 219-224.
4. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 113 - 115.
5. Петрова Н.Ф. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе современной школы. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6: 139 - 140.
References
1. Potapchuk A.A., Didur M.D. Osanka i fizicheskoe razvitie detej. Sankt-Peterburg, 2001.
2. Br'egg P.S. Pozvonochnik - klyuch k zdorov'yu. Sankt-Peterburg, 2001.
3. Petrova N.F. Trebovaniya k pedagogu v kontekste osnovnyh polozhenij zdorov'esberegayuschej pedagogiki. VestnikAkademiiprava iupra-vleniya. 2015; 38: 219-224.
4. Petrova N.F. Zdorov'e cheloveka kak mnogoaspektnyj fenomen. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 113 - 115.
5. Petrova N.F. Rol' zdorov'esberegayuschih tehnologij v obrazovatel'nom processe sovremennoj shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 139 - 140.
Статья поступила в редакцию 05.05.15
УДК 378
Kulibekov N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University,
E-mail: [email protected]
THE SPECIFICITY OF TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS IN CONDITIONS OF REALIZATION OF MODERN EDUCATIONAL STANDARDS. The article shows that the main role of mathematics in the professional training of a modern scholar is to create in students a holistic system of views on the nature of science and its relationship with other disciplines. The modern system of teaching mathematical knowledge needs to be competitive end use in their future profession. This requires Mathematics teachers to study in a specific field of study in the Humanities. Thus it is necessary to select activities and examples for specific specialty, to perform applied projects that require accurate mathematical training. We need to create appropriate materials integrated interdisciplinary elective courses to students from the beginning of study at a University understood the importance of mathematical training for future professional challenges.
Key words: cultural competence, professional education in the Humanities, mathematics for the Humanities.
Н.А. Кулибеков, канд. пед. наук, доц. Дагестанский государственный педагогический университет,
E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье показано, что основная роль математики в профессиональной подготовке современного гуманитария состоит в создании у студентов целостной системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами. Современная система преподавания математических знаний должна обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в будущей профессии. Для этого необходимо, чтобы преподаватели математики специализировались по конкретному направлению подготовки гуманитариев. При этом необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональное гуманитарное образование, математика для гуманитариев.
В настоящее время гуманитарное образование призвано подготовить специалистов, способных создать условия для выхода из системного кризиса современного общества. В этой связи на смену всесторонне развитой личности специалиста-гуманитария пришло понятие компетентной личности, на формирование которой направлены современные образовательные Стандарты высшего профессионального образования. В то же время, как отмечают современные исследователи, потенциал дисциплины «Математика» всё ещё недостаточно используется в образовательном процессе для развития общекультурных компетенций. При этом существующая тенденция упрощения содержания традиционного курса «математики для гуманитарных специальностей» не отвечает современным требованиям к профессиональному гуманитарному образованию, что существенно тормозит процесс развития общекультурных компетенций. При этом, несмотря на множество работ, направленных на обучение математике студентов гуманитарных специальностей и на развитие мышления в процессе изучения математики, проблема развития общекультурных компетенцийсредствамиматематикивсё ещёостаётсянерешён-ной.
В соответствии с классификацией образовательных компетенций (общекультурные и профессиональные), инвариантной для всех направлений подготовки высшего профессионального образования по новым образовательным стандартам, выделим состав компетенций, формируемых у бакалавра, например, по направлению подготовки «Психология» средствами предмета «Математика» (согласно ФГОС ВПО). В результате освоения данной дисциплины выпускник обязан приобрести следующие общекультурные компетенции:
- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- применение теоретического и эмпирического исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении профессиональных задач (ОК-5)
- профессионально профилированное использование современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12).
Но в целом, вне зависимости от гуманитарного профиля, все общекультурные компетенции, на содержание которых должна быть направлена «Математика», можно разделить на три группы:
1 группа: «направленность на понимание научной картины мира и анализ мировоззренческих проблем рациональными методами познания»;
2 группа: «направленность на интеллектуальное саморазвитие»;
3 группа: «направленность на применение фундаментальных идей математики к решению профессиональных и жизненных задач, связанных с количественными отношениями и пространственными формами» [1].
Высшая математика в высших учебных заведениях интенсивно изучается в течение первых двух лет обучения. Она определяет разностороннее развитие логического мышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности (планирование и обработка результатов экспериментов, повышение предельной точности расчетов, создание и исследование математических моделей, определение оптимальных условий существования систем и т.д.) и предопределяет профессиональные качества будущих специалистов.
Решающая роль математики в профессиональной подготовке современного гуманитария многогранна и состоит в создании у студентов целостной системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами. Современная система преподавания прикладных и фундаментальных математических знаний должна обязательно обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в профессии и покрывать потребности работодателей. Современные студенты должны быть готовы эффективно применять полученные знания на практике, а если их недостаточно - самостоятельно разобраться в поставленной задаче. Для этого необходимо, на наш взгляд, чтобы преподаватели математики специализировались по конкретному направлению подготовки гуманитариев. Необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки. Необходимо создавать соответствующие материалы интегрированных междисциплинарных элективных курсов, чтобы студенты с самого начала обучения в вузе понимали важность математической подготовки для дальнейшего решения профессиональных задач.
Так же важна согласованность рабочей программы с требованиями выпускающей кафедры. На различных специальностях на изучение математики стандартами образования отводится различное количество часов аудиторной и самостоятельной работы. Увеличение количества часов на изучение именно тех разделов, которые в дальнейшем должны использоваться в специальных дисциплинах, позволяет значительно повысить эффективность обучения и мотивацию студентов к изучению математики.
В условиях реализации компетентностного подхода обучение приобретает деятельностный характер; с целью формирования общекультурных компетенций в процессе обучения ма-
Библиографический список
тематике студентов гуманитарных специальностей необходимо активно использовать интерактивные формы обучения, предполагающие широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, при которых учащиеся, опираясь на полученные знания и свои возможности, самостоятельно и активно решают поставленные задачи, участвуют в дискуссиях, овладевают приёмами доказательного обоснования своего мнения [2].
Неоценимую роль играет привлечение студентов к научной работе, к работе на студенческих конференциях, написанию рефератов. Предлагаемая преподавателями тематика докладов должна содержать связь между математикой и будущей специальностью. При подготовке доклада или реферата студенты учатся работать с научной литературой и самостоятельно отбирать материал по заданной теме, развивают навыки исследования и решают реальные практические задачи, которые пригодятся им для подготовки к серьёзной последующей работе. Именно на таких конференциях, студенты младших курсов приобретают опыт общения с аудиторией, они учатся планировать публичные выступления, использовать подготовленные презентации, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Подобный публичный опыт определённо обязан формировать интерес к изучаемым математическим дисциплинам и вырабатывать практическую потребность применять полученные навыки в дальнейшем.
В процессе подготовки качественных и конкурентоспособных кадров необходима интеграция фундаментальных математических и прикладных знаний. Интенсивную интеграцию научных знаний в профессиональную подготовку специалистов целесообразно осуществлять на основе системообразующей и фундаментальной дисциплины - математики.
По мнению М.А. Кисляковой [2], только та образовательная система будет иметь успех, в которой студент сможет выбирать свой способ познания в соответствии со своими личностными особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями. Включение студента в проектирование собственной образовательной траектории означает, что обеспечивается возможность узнать собственные интеллектуальные ресурсы, происходит учёт предпочтений студента, выяснение его особенностей, студенту предоставлен выбор. В процессе развития общекультурных компетенций студент должен сам выбирать тот образовательный маршрут, который для него предпочтительнее и важнее в момент изучения математики.
В процессе эффективной реализации ФГОС ВПО должны быть созданы условия, при которых будущий профессионал-гуманитарий будет вооружён не только общекультурными компетенциями, но и приёмами критически и логически мыслить, технологиями принятия решений, умением составлять и реали-зовывать алгоритмы действий. Тем самым, компетентностный подход в образовании, в том числе и в преподавании математики, позволяет повысить эффективность результатов обучения, прежде всего, за счёт более глубокой и разносторонней основы для профессиональных знаний, вариативности их использования на основе творческого подхода.
1. Бурмистрова Н.А. Методическая система обучения математике будущих бакалавров направления «Экономика» на основе компетентностного подхода. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Красноярск, 2011.
2. Кислякова М.А. Педагогические условия развития общекультурных компетенций студентов гуманитарного вуза средствами математики. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012; 150.
References
1. Burmistrova N.A. Metodicheskaya sistema obucheniya matematike buduschih bakalavrov napravleniya «'Ekonomika» na osnove kompetentnostnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2011.
2. Kislyakova M.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya obschekul'turnyh kompetencij studentov gumanitarnogo vuza sredstvami matematiki. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2012; 150.
Статья поступила в редакцию 05.05.15
УДК 378
Kulibekova R.D. Ph. D, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, E-mail [email protected]
GIS TECHNOLOGY AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS. The article discusses the role of geographic information technologies in the process of improving the efficiency of professional training of future teachers of geography. GIS technologies provide new methods and means of information processing, providing high visibility of the display of various information, the capacity and usability of the Toolkit for the analysis of reality. This