шения и в умеренной степени авторитарную гиперсоциализацию, заинтересованы в делах и планах своего ребенка, стараются помочь ему, сочувствуют, регламентируют жизнь ребенка, где все разделено на хорошее и плохое, дозволенное и недозволенное, ребенка учат ориентироваться в своем поведении на то, что скажут или подумают другие, как оценят его поступок, имеют средний уровень педагогической компетенции.
Родители с преобладанием с низкого уровня терпимого отношения к субъектам образовательного процесса (34%) проявляют авторитаризм как нежелание встать на точку зрения ребенка, преобладание различных вариантов наказания от физического до изощренного психологического подавления, родитель пристально контролирует социальные достижения, индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства, поскольку воспринимает его плохим, неприспособленным, неудачливым, открытым для дурных влияний, преобладает негативное антиципирующее пророчество относительно настоящего и будущего ребенка, ребенку не доверяют, досадуют на его неуспешность и неумелость, испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, чем инфантилизируют ребенка, приписывают ему личную, социальную несостоятельность, в связи с чем стараются оградить ребенка от трудностей жизни и, следовательно, инвалидизируют ребенка, имеют низкий уровень педагогической компетенции.
Использование данных методик в комплексе других диагностических процедур в логике возрастных границ и психологических особенностей воспитанника, взрослого поможет выявить образовательные запросы семьи, а выявленные показатели могут стать стимульным материалом для отдельного педагога или образовательного учреждения в целом с целью проектирования такого уровня сотрудничества, который бы позволил учесть интересы всех сторон образовательного пространства.
И. Ю. Чурикова
СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ
В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКОЛЕНИЙ
В статье рассматриваются два эмпирических исследования, посвященные особенностям самооценки лиц средней взрослости (36—60 лет): первое исследование было проведено в 80-х гг. прошлого века, второе _ спустя двадцать лет. Анализируются выявленные отличия в содержании, уровневых характеристиках и структурной организации самооценки современных людей средней взрослости в сравнении с их сверстниками 20-летней давности. Обсуждается проблема влияния конкретно-исторических, социально-экономических условий на особенности самооценки людей средней взрослости.
The results of two empiric research works are submitted, devoted to specifics of self-esteem of persons of a middle adult age (36-60). The first one was conducted in the 1980s, and the second took place 20 years later. The revealed differences in the maintenance, characteristics and the structural organization of a self-estimation of modern persons of a middle adult in comparison with their contemporaries of 20-years prescription are analyzed. The problem of influence of concrete historical, social and economic conditions on feature of a self-estimation of persons of a middle adult is discussed.
Средняя взрослость - возрастной этап приблизительно с 35 до 60 лет, с одной стороны, признается периодом расцвета в карьере, семейной жизни, в творческих достижениях, периодом достижения личностной зрелости и реализации своих возможностей; с другой - рассматривается, как время наибольшей тревоги, депрессий, кризисов и стрессов [1]. Такая неоднозначная трактовка данного возрастного этапа зависит не только от событийной структуры прошедшего жизненного пути и наличной жизненной ситуации, но и от того, как сам человек воспринимает и оценивает свое прошлое, свои достижения и упущения, свой потенциал, личностные качества и способности. Таким образом, речь идет о самооценке человека среднего возраста, которая может обусловливать разное восприятие к собственной жизни и своему «Я», иногда весьма далекое от реальности.
Несмотря на то, что в психологических исследованиях изучению самооценки в рамках психологии жизненного пути уделяется весьма значительное внимание, проблема ее возрастной динамики на этапе взрослости остается удивительно мало исследованной. По замечанию Д. Де-мо [2], большинство данных по возрастной динамике самооценки получены при работе с выборками испытуемых от 12-13 до 18-22 лет, информации о ее развитии до и после указанных лет очень мало. В отечественной психологии обна-
© Чурикова И. Ю., 2008
руживается та же картина. Имеющиеся сведения нередко настолько противоречивы, что Р. Уайли
[3], проанализировав литературу по данной теме, выдвинула гипотезу об отсутствии какой-либо закономерности в возрастной изменчивости самооценки. Тем не менее исследователи не оставляют попыток обнаружить некоторые общие характеристики динамики самооценки на протяжении всего жизненного пути, в том числе и на этапе взрослости, а также выявить факторы ее индивидуальной изменчивости или стабильности
[4]. Однако и эти исследования оставляют открытым вопрос: обусловлены ли выявленные особенности самооценки фактором возраста, когорты, временем измерения или зависят от личностных особенностей субъекта и характера проживания им жизни? Цель настоящего исследования состояла в попытке ответить на вопрос о влиянии конкретно-исторических, социально-экономических
условии на содержательные и уровневые характеристики самооценки лиц среднего взрослости. Глубокие перемены, происходящие в России с середины 80-х гг. XX в., создавая особый контекст в развитии индивида, позволяют наметить пути исследования поставленного вопроса.
Предпринятое эмпирическое исследование было посвящено сравнительному анализу особенностей самооценки людей средней взрослости (35-55/60 лет), который осуществлялся между двумя выборками: первая выборка - 100 человек, исследование проходило в 1983-1984 гг. (результаты исследования представлены в работах [5]), вторая выборка - 110 человек (2007-2008 гг.). Анализ осуществлялся по методикам: «Кто Я?» (Kuhn, McPartland), «Лист прилагательных», модифицированному варианту методики Дембо - Рубинштейн (подробное описание методик - [6]).
Содержание самоописаний двух выборок
Таблица 1
№ Категории Выборка 2007 2008 гг. Выборка 1983 1984 гг.
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
1 Личностные характеристики 43.8 32.7 24.1 23.4
2 Увлечения, интересы 10.3 9.4 10.3 13.8
3 Семья и отношение в ней 7.2 7.3 14.8 12.3
4 Стиль жизни, отношение к ней 7.1 7.1 1.3 1.3
5 Деловая сфера 5.9 И 13.3 12.8
6 Вкусы, предпочтения 4.6 3.5 5.8 3.3
7 Внешность 4.0 3.2 1.6 1.6
8 Социальные роли 2.7 2.7 1.7 2.8
9 Социальные контакты 2.2 2.7 9.1 10.1
10 Анализ жизненного пути 2.1 2.0 0.4 0.5
11 Стремления, желания 2.1 1.3 1.2 1.2
12 Пол 1.6 1.9 3.2 2.1
13 Человек 1.5 4.0 1.4 2.1
14 Интеллектуальные характеристики 1.5 4.0 0.6 1.1
15 Быт, домашние дела 1.2 0.1 5.1 1.6
16 Здоровье 0.3 0.6 1.0 1.1
17 Социальный статус/происхождение 0.3 0.5 0.8 1.1
18 Ценности жизни 0.3 0.5 0.8 0.5
19 Место жительства 0.3 0.4 0.3 0.7
20 Страх, опасения 0.3 0.2 0.1 -
21 Гражданство 0.2 1.3 0.4 0.5
22 Религия 0.2 0.2 - -
23 Членство в организациях 0.1 - 1.2 3.3
24 Возраст 0.1 - 0.4 0.4
25 Звания, награды 0.1 - 0.1 0.4
26 Фамилия, имя - 1.6 0.2 0.7
27 Национальность - 0.4 0.4 0.4
28 Материальное благополучие - 0.2 0.4 0.5
29 Участник Великой Отечественной войны - - - 0.4
30 Ответы, связанные с ситуацией проведения теста - 1.0 - -
31 Другие ответы - 0.2 - -
Результаты и обсуждение
Полученные результаты показывают, что в фокус самооценивания участников исследования, проведенного в 2007-2008 гг., как и в выборке 80-х гг., попадают сферы, наиболее приоритетные для всего жизненного цикла: «личностные характеристики», «семья и отношения в ней», «увлечения, интересы», «деловая сфера», «социальные контакты», однако меняется значение и частота упоминания этих сфер (см. табл. 1). Число указаний на свои личностные особенности, интеллектуальные характеристики, увлечения, внешность, а также описание стиля жизни и отношения к ней значительно возрастает, в то время как упоминание социальных контактов, домашних дел, профессиональной деятельности заметно снижается. Ряд категорий исчезает из самоописаний (у мужчин - «членство в организациях», «возраст» и др.), другие, наоборот, появляются («религия»). Изменяется также конкретное наполнение и раскрытие называемых сфер жизнедеятельности и личностных проявлений.
Анализ самоописаний показывает, что, как и раньше, развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его «Я» [7]: личное «Я», «Я» как член семьи и «Я» как работник, профессионал («Я - хороший человек, работник и незаменимый семьянин», как написал один из наших респондентов). Вместе с тем наблюдаются и некоторые изменения: особую акцентированность приобретает тема лич-
ного «Я», характеристика своего индивидуального стиля жизни; в целом становится больше оценочных суждений (у мужчин - 44,1%, у женщин - 45,9%; в то время как в выборке 80-х -29,2% и 33,3% соответственно), среди которых меньше встречается негативных оценок; в большей степени выражена ориентированность на будущее, целеустремленность и оптимизм.
Ранее указывалось, что, отвечая на вопрос «Кто Я?», респонденты нередко заменяют его вопросом «Какой Я?» [8]. Методика «Лист прилагательных» дает возможность получить более полные и детальные ответы на данный вопрос.
Сравнение полученного «автопортрета » современных людей в возрасте средней взрослости с «автопортретом» респондентов того же возраста, исследуемых более двадцати лет назад (табл. 2), обнаруживает как общие, так и отличительные черты. Следует отметить, что современные мужчины, так же как и опрошенные ранее, наиболее часто приписывали себе следующие позитивные черты: «самостоятельный», «трудолюбивый», «работоспособный», а большинство женщин считали себя общительными, отзывчивыми и добросовестными. Я-образы респондентов оказались достаточно похожими и в своей негативной части: они чаще всего характеризуют себя как вспыльчивых и раздражительных; женщины, кроме того, считают себя, как и раньше, обидчивыми и тревожными, а мужчины - упрямыми. Однако «автопортрет» современных взрослых обнаруживает большее разнообразие, боль-
Женский % Общий % Мужской %
Заботливый 64 Честный 75 Самостоятельный 71
Добрый Общительный 63 62 Добросовестный Уважительный 74 73 Трудолюбивый Работоспособный 67 67
св м Преданный 61 Отзывчивый 70 Любознательный 67
* Ю Исполнительный 68 Серьезный 61
а и Обидчивый 53 Дружелюбный 64
§ я Он 5? С Грустный Утомленный Тревожный Неуверенный 47 46 38 35 Дисциплинированный Доверчивый Доброжелательный 63 62 61 Упрямый 46
Неорганизованный 35 Вспыльчивый Раздражительный 43 41
Женский % Общий % Мужской %
св Общительный 68 Деликатный 65 Работоспособный 67
¡4 * Женственный 63 Трудолюбивый 63
Ю Я « Добросовестный Отзывчивый 61 61 Упрямый Вспыльчивый 36 30 Самостоятельный 63
л Раздражительный 26 Властный 33
8 и Обидчивый 37 Ленивый 33
Тревожный 25
Таблица 2
Перечень черт, наиболее часто отбираемых респондентами двух выборок из «Листа прилагательных» (приводится процент выбравших данную черту)
шую индивидуализированность. Если в первой выборке в общем «автопортрете» испытуемых можно было выделить девять качеств, которые выбирали более 60%, то в настоящее время -только одно. Из общего «автопортрета» исчезли такие качества, как «честный», «уважительный», «дружелюбный», «доброжелательный», «исполнительный», «дисциплинированный», «доверчивый»; из женского - «заботливый», «добрый», «преданный»; из мужского - «любознательный», «серьезный». Как видим, наибольшие изменения коснулись качеств, направленных на другого: респонденты стали меньше приписывать свойства, так или иначе отражающие их гуманное и дружественное отношение к другим людям. В то же время женщины стали чаще как наиболее точную характеристику их Я-образа выбирать качества, характеризующие их внешний облик (например, 63% из них выбрали качество «женственность»; 45,76% ~ «привлекательный»; 42,37% -«красивый») и интеллектуальные характеристики (качество «умный» выбрали 49,15% женщин).
Современные женщины в целом менее склонны приписывать себе негативные качества: 37% (против прежних 53%) современных женщин полагают, что их характеризует обидчивость; 25% (против 38%) - тревожность; 11,9% (против прежних 46%>) утомляемость; 10,2% (против 35%) -неуверенность, 5,1% (против 47%) - грусть. Большее число женщин стали считать себя веселыми, жизнерадостными, счастливыми и в то же время - целеустремленными, самостоятельными, сильными, умными.
В индивидуальных «автопортретах» современных мужчин, наоборот, расширился список негативных качеств, включенных в Я-образ. Таким образом, обнаруживается разноплановая динамика позитивности Я-образа у женщин и мужчин: если у первых она растет, то у вторых несколько снижается, что можно проследить и по индексам самоприятия. Индекс самоприятия, т. е. отношение числа положительных черт к общему числу выбранных прилагательных, достаточно высок и составляет 0,76 (у мужчин - 0,70; в первой выборке равнялся 0,78); у женщин - 0,80 (ранее - 0,74).
Складывается впечатление, что для современных женщин средней взрослости очень важен образ «благополучной женщины»: привлекательной, женственной, счастливой, уверенной в себе, с чувством собственного достоинства, довольной своей семейной жизнью и материальным положением.
Итак, самооценка в средней взрослости с изменением социального контекста не остается константной: она меняется по содержанию, высоте и структурной организации. Выполненное исследование, конечно, не позволяет делать окончательные выводы о характере изменений самооценки
лиц средней взрослости, произошедших за последние двадцать лет, однако можно отметить некоторые общие контуры в ее динамике. Ранее, говоря о самооценке этого возрастного контингента, мы отмечали, что их позицию, грубо схематизируя, можно передать формулой: «Я оцениваю себя относительно невысоко, но я принимаю себя и доволен достигнутым». При этом указывали, что первая часть формулы точнее отражает самооценку женщин; вторая - лучше передает самоощущение мужчин, более уверенных, счастливых и довольных своей работой и семьей. Современное поколение взрослых данного возрастного периода в большей мере характеризует только вторая часть формулы: они достаточно высоко оценивают себя и свой потенциал, принимают себя, довольны собой и стремятся к большему. В современных условиях человек средней взрослости свой возраст, по-видимому, рассматривает не как период сохранения того, что достигнуто, не как время начала подведения итогов, а как старт наиболее творческого периода, сохраняя то состояние духа, которое обычно характерно для молодых -оптимизм, ощущение открытой перспективы и ценности своего «Я».
Примечания
1. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000; Ливехуд, Б. Ход жизни человека. Психология развития [Текст] / Б. Ливехуд; под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 389-410; Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2005; Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста [Текст] / Г. Шихи. СПб.: «Ювента», 1999.
2. Demo, D. H. The self-concept over time: Research issues and directions [Text] / D. H. Demo // Annual Review of Sociology. 1992. V. 18. P. 303-326.
3. Кон, И. С. Ребенок и общество [Текст] / И. С. Кон. М.: Академия, 2002.
4. Бороздина, А. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых [Текст] / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. М.: ООО «Про-ект-Ф», 2001; Robins, R. W. Global self-esteem across the life span [Text] / R. W. Robins, K. H. Trzesniewski, J. L. Tracy, S. D. Gosling, J. Potter // Psychology and Aging. 2002. V. 17. № 3. P. 423-434.
5. Бороздина, A. В. Самооценка в возрасте второй зрелости. Сообщение I [Текст] / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 45-57; Бороздина, А. В. Самооценка в возрасте второй зрелости. Сообщение II [Текст] / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. 1997. № 1. С. 27-43; Бороздина, А. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых [Текст] / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. М.: ООО «Проект-Ф», 2001.
6. Крайг, Г. Указ. соч.
7. Бороздина, А. В. Самооценка... Сообщение I; Бороздина, А. В., Самооценка в разных возрастных группах...