СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ В РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЕ, ЭКСПАНСИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ
Е. Г. СМОЛЬЯНИНОВА
В предлагаемой статье представлена история зарождения и развития отечественных предпринимательских сетей на потребительском рынке России. Рассмотрены вопросы освоения розничными торговыми сетями региональных рынков.
Ключевые слова: предпринимательская сеть, мультиформатные предпринимательские сети, ценовая и ассортиментная политика предпринимательских сетей.
В постсоветской российской экономике возникло и получило развитие много новых институтов, заимствованных у развитых рыночных стран. К их числу можно отнести корпорации, предпринимательские союзы, биржи, коммерческие банки и многое другое. На этом фоне наибольшую динамику и развитие продемонстрировали сетевые формы организации розничной торговли продуктами питания, которые появились в середине 1990-х гг. К настоящему времени уже можно говорить о некоторой истории этих явлений, которая однако пока не получила адекватного отражения в отечественной экономической теории и в экономической истории.
Торговые предпринимательские сети стали закономерным результатом перехода к рыночной экономике. На Западе их формирование выстраивалось постепенно по мере совершенствования форм и методов торговли. Массовое распространение сетей пришлось лишь на середину ХХ в., в то время как отдельные форматы магазинов самообслуживания появились в более ранние периоды.
Важнейшие принципы работы предпринимательских сетей родились в США в процессе возникновения будущей легендарной империи Woolwort:h. В 1879 г. в розничной торговле произошла революция - был основан первый магазин самообслуживания для эконом-класса, где впервые не было прилавка. Товары располагались прямо в торговом зале, не было даже консультантов. Впрочем, была еще одна инновация - дискаунт - товары продавались по низким фиксированным ценам [2].
Зарождение российских сетей продуктовых магазинов относится к середине 1990-х гг. Именно тогда появились первые сети розничной торговли, которые и по сей день являются крупнейшими на
рынке: Перекресток (1995), Седьмой континент (1994) и др. Помимо федеральных ритейлеров, здесь были представлены и региональные сети. При этом уже в этом списке обнаруживается значительный территориальный разброс: Виктория - Калининград, Мария Ра - Барнаул, Корзинка - Липецк.
Появление сетевых супермаркетов стало значительным событием на российском потребительском рынке. Развитие шло стремительно. Если на Западе рождение продуктовых сетей, прежде всего, связывалось с новой формой магазинов самообслуживания, то для России сама идея самообслуживания была знакома. Другое дело - разнообразие ассортимента, качество товаров и обслуживания, которые были недоступны и незнакомы массовому советскому потребителю. В 1990-х гг. значительная часть населения пользовалась оптовыми и мелкооптовыми продуктовыми рынками. Супермаркеты демонстрировали новый образ жизни, воскресные походы за продуктами и сопутствующими товарами зачастую превращались в, своего рода, экскурсионную программу и развлечение для всей семьи. В тот период сетевая торговля в основном концентрировалась в столичных городах, но и здесь они занимали весьма небольшую долю в общем товарообороте: в 1997 г. - всего 1,7 %.
В начале 2000-х гг. сети продолжили свое развитие, как за счет расширения лидеров и появления новых отечественных групп, так и за счет прихода западных торговых представителей с солидной репутацией. Это, прежде всего, насчитывавшие уже почти полувековую историю сети Groupe Auchan SA (основанная в 1961 г., Франция), Metro AG 1964 г., Германия), Billa (1953 г., Австрия). При этом Metro занимала здесь особое место, поскольку
компания позиционировала себя на продовольственном рынке в основном как предприятие мелкооптовой торговли. «Ашан» и «Билла» определили рынок территориально достаточно широко, распространяя его на регионы Центральной России («Билла») и даже Европейской России («Ашан») с включением Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Северного Кавказа.
С начала 2000-х гг. началось активное продвижение столичных ритейлеров в регионы. В основном объектом их интереса стали крупные города: Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Нижний Новгород. В тот период западные компании еще слабо работали в этом направлении. Такие сети, как «Пятерочка», «Копейка», «Дикси», «Лента» активно расширили свое представительство в Санкт-Петербурге. Наметилось встречное расширение и выход некоторых региональных сетей на федеральный уровень («Монетка», «Виктория»). Отметим, что «Виктория», наряду с «Лентой» и «Копейкой», вошла в первую сотню рейтинга Forbes 200 крупнейших частных компаний России 2007 г. [2]
В этот период стали происходить серьезные изменения в организации форм обслуживания и переход к мультиформатности сетей. В розничной магазинной торговле обычно выделяют традиционные прилавочные магазины и магазины самообслуживания, которые условно подразделяются на ми-нимаркеты (бентамы) (90-300 м2), универсамы и супермаркеты (400-2000 м2) и гипермаркеты (свыше 3000 м2). По ценовой и ассортиментной политике, как правило, рассматриваются «классический» супермаркет, «экономичный» супермаркет, «мягкий» дискаунтер, «классический» дискаунтер. Формат магазинов наиболее ярко представлен в сетях, где наиболее четко сформулирована маркетинговая политика. Так, изначально к «классическим» супермаркетам относились магазины ТД «Перекресток», «Седьмой континент», «Бин»: им были свойственны высокое качество товаров, большой ассортимент (5000-12000 наименований), сравнительно высокие цены и хороший уровень обслуживания. Формату «экономичного» супермаркета в наибольшей степени соответствовали супермаркеты сети «Рамстор», где цены, как правило, были ниже, чем в «классических». Как «мягкие» дискаунтеры себя позиционировали «Мини-перекресток» и «Копейка». Их главные принципы - ограниченный ассортимент товаров из наиболее продаваемых марок (1500-2000 наименований), упрощенная выкладка товаров, минимум персонала и низкие цены.
В 2000 г. начинает активно развиваться новый формат магазинов - универсамы «бентам» или «магазин у дома». Эти относительно небольшие мага-
зины, располагающиеся ближе к потребителю, нежели супермаркеты, при относительно меньшем ассортименте товаров (до 4000 наименований) были призваны обеспечивать высокое качество обслуживания [2].
Однако по мере развития выявилась тенденция перехода к мультиформатности, действующая сразу в нескольких направлениях. Так, компания «Ашан», позиционировавшая себя как «классический» супермаркет, осуществила движение одновременно по направлению к гипермаркетам и дискаунтерам, выступающим под брендом «Атак». Сеть «Дикси», изначально представляющая сеть дискаунтеров, приступила к созданию магазинов других форматов: супермаркетов и гипермаркетов. Этому переходу способствовали слияния и поглощения, происходящие по мере усиления конкуренции на рынке. Образованный в 2006 г. холдинг «Х5 Retail Group» в наибольшей степени выразил эту тенденцию, одновременно развивая сеть «экономичных» супермаркетов сети «Пятерочка», но также супермаркеты и гипермаркеты «Перекрестка». Наибольшие изменения продемонстрировал вошедший в группу Х5 Retail «Седьмой континент», отказавшийся от первоначально принятого формата «классический» супермаркет, и выступивший сразу в трех форматах: супермаркет, гипермаркет и «магазин у дома». «Metro Group Russia», изначально ориентированная на корпоративных клиентов, стала открывать сеть гипермаркетов в проекте «Реал», а «Лента» - сеть «магазинов у дома». Кроме того, заметно усилилась работа, направленная в сторону охвата различных категорий покупателей, выведения на рынок новых брендов.
Такие изменения стали результатом усиления конкуренции на сетевом продовольственном рынке. Приход на российский рынок западных компаний, обладавших значительным опытом и финансовыми возможностями, создала серьезную угрозу отечественным сетям. Их экспансия сопровождалась демпингом за счет высокого товарооборота, низкой торговой наценки и крупных закупок у поставщиков. Этому также способствовала гибкая система скидок, высокий уровень технической оснащенности, продвинутые маркетинговые технологии, привлечение лучших специалистов за счет более высокого уровня оплаты труда, ориентация на корпоративных клиентов. Безусловно, они имели проблемы с неразвитостью отечественной законодательной базы, недостаточностью транспортной инфраструктуры и т. п. Но при этом объемы продаж российских и западных компаний по объему были несопоставимы: Обороты Auchan и AVA уже в 2000 г. составляли 22,5 млрд долл. и 10,3 млрд марок соответст-
венно, в то время как оборот «Седьмого континента» в 2000 г. достигал всего около 120 млн долл. Помимо того, что рост конкуренции вынудил российских ритейлеров прибегнуть к ряду мер, направленных на совершенствование внутренней организации, стали осуществляться первые усилия по направлению к консолидации и институциализации российского торгового бизнеса, а также движение по освоению региональных рынков [2].
Так, в конце 2001 г. возникла ассоциация универсамов «Столица», включившая 11 супермаркетов и ряд других магазинов, ставившая целью проведение консолидации закупок для получения более выгодных условий от поставщиков. В 2001 г. был создан российский розничный альянс (РРА), объединивший крупные розничные сети: «Перекресток», «Копейка», «Дикси», «Мегамарт», задачей которого была защита национальных торговых компаний. Практически в это же время была создана Ассоциация компаний оптовой и розничной торговли (АКОРТ), преследовавшая, по сути, лоббистские цели - «участие в налоговом и нормативном регулировании, выработка политики поведения по отношению к иностранным компаниям». В 2001 г. был создан альянс «Шесть семерок», в который вошли «Седьмой континент», СпортМастер», «Старик Хоттабыч», «АрбатПрестиж», «М.Видео», автосалоны «АвтоКей», автоцентры «МВО-Холдинг». Альянс стремился объединить сети «для борьбы со стихийными рынками, для проведения совместной маркетинговой и рекламной политики компаний, торгующих различными группами товаров, для совместного строительства и аренды торговых площадей». Нельзя сказать, что поставленные цели были реализованы. Безусловно, наиболее значимым событием стало уже упоминавшееся слияние ряда участников рынка в холдинг Х5 Retail, осуществленное под эгидой «Альфа-групп».
Надо сказать, что данная ситуация оказалась вполне сопоставима с тенденциями развития европейских сетей. Так, известный исследователь сетей супермаркетов Дж. Бивен, отмечая определенные трансформации 2000-х гг., пишет, что с 1999 г. укрупнение сетей радикально изменило динамику розничной торговли продуктами питания: при этом наблюдался рост продажи товаров непродовольственной группы; если раньше внимание было сосредоточено на гипермаркетах городских окраин, то в 2000-х гг. сети стали создавать небольшие магазины в центральных районах городов и осваивать новые места торговли - на автозаправочных станциях, усилилось движение по скупке предприятий по производству полуфабрикатов, все чаще на полках разных сетей стали появляться одинаковые товары [1].
Сходные явления наблюдаются в сетевых стратегиях российских компаний, усилившееся в условиях кризиса. В 2009 г. основной задачей торговых сетей стало снижение издержек. Произошла переориентация со строительства гипермаркетов на окраинах крупных городов к формату «магазинов у дома». Также отмечен рост продажи товаров непродовольственной группы, повышение интереса к сетям дискаунтеров, расширение предложения продукции под собственными торговыми марками. Задачи оптимизации затрат ограничивают высокие логистические издержки, недостаточность транспортной инфраструктуры. Задачи развития транспортного парка и логистики выделяют как ключевое направление развития бизнес-процессов в ближайшие годы. Еще одно из возможных решений - переориентация закупок на местных поставщиков, что отчасти может понизить расходы на логистику. В условиях снижения потребительского спроса произошла переориентация значительной части покупателей на магазины более демократичного формата, и наибольшую эффективность показали устойчивые дискаунтеры, «классические» супермаркеты активизировали работу по распространению дисконтных карт, проведению акций, распродаж и прочих форм «борьбы за кошелек потребителя». Наиболее драматично кризис отразился на сети «Мосмарт», которая стала испытывать серьезные проблемы с возвратом кредитов с осени 2008 г. Попытки экономии на закрытии проекта «Мосмарти-ки» (формат «магазины у дома», а всего их было закрыто более 50) не дали ожидаемых результатов.
Бурное развитие предпринимательских сетей на отечественном рынке, а в настоящее время они обеспечивают уже 35 % розничного товарооборота (в США - 90 %), требуют усиления регулирования их деятельности. Это объективный процесс, который происходит и в других странах. О деятельности правительственной комиссии по вопросам конкуренции на розничном продовольственном рынке Британии, активизация деятельности которой пришлась также на 2000-е гг., пишет Дж. Бивен [1]. Борьба с недобросовестной конкуренцией и монополизмом, контроль за качеством товаров и ценами, регулирование отношений с поставщиками - все эти вопросы нашли отражение в законе № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г., который в настоящее время устанавливает квоты на продажи предприятиями торговой сети в пределах муниципалитета, регулирование торговых наценок, запреты на слишком длительные отсрочки платежа, на слишком большие оптовые скидки и т. п. [3].
В настоящее время предпринимательские сети активно нацелены на завоевание региональных рынков. С этой целью необходимо рассматривать модели управления розничными торговыми сетями, ассортиментом и ценами.
В регионах первыми заявили о себе такие компании, как «Пятерочка» и «Перекресток». Сейчас помимо них лидирующие позиции занимают «Метро C&C», «Магнит», «Ашан», «Х5 Retail Group». Сети оперируют во всех городах страны, используя новейшие информационные технологии и франчайзинг.
В регионах Российской Федерации такой сектор экономики, как розничная торговля, находится в стадии стремительного роста. За последние годы на отечественном розничном рынке появились десятки торговых сетей. Действительно, ритейл - весьма удобная структура и для деятельности продавцов, и для удовлетворения потребностей покупателей.
Оптовая торговля при этом не прекращает свое функционирование, а осуществляет посредничество между производителем продукции и розничным продавцом. Таким образом, развиваясь с 1994 г., региональная сетевая торговля охватила значительную географическую площадь и стала едва ли не движущей силой увеличения товарооборота во всей стране [4].
Однако любой прогресс сопряжен со множеством проблем. Одну из них можно сформулировать в виде вопроса: как при таком количестве сетевых торговых компаний вести прибыльный бизнес внутри сети, создавать новые сети и даже продвигать их на международный уровень? Для того чтобы ответить, прежде всего, следует выяснить, что представляет собой розничный рынок в России, какие бизнес-модели особенно котируются на данный момент в экономике, а главное, как происходит конкурентная борьба между компаниями одной торговой сети.
В большей части регионов розничный сектор охватывает примерно 50 % рынка. Если ранее торговые сети могли включать в себя магазины лишь одного формата, например, только гипермаркеты или дискаунтеры, то теперь они становятся мульти-форматными. Также следует отметить, что наиболее сильная концентрация розничной торговли находится в Москве и Санкт-Петербурге: эти два города являются основными звеньями для поставщиков, ориентация только на них зачастую ограничивает возможную экспансию сетей. Проблемной зоной представляется и падение покупательской способности населения. Количество магазинов и фирм на рынке растет, однако в некоторых регионах до сих пор не достигнут желаемый уровень здоровой кон-
куренции, что также тормозит развитие торговых сетей [5].
Для того чтобы предпринимательская сеть превышала уровень самоокупаемости, необходима подходящая бизнес-модель. Если проанализировать деятельность ведущих ритейлеров страны, то можно сделать вывод: залог успеха - в централизованном методе управления, что гарантирует быстрое исполнение команд, отсутствие разногласий между менеджерами одного уровня.
В России сформировалось несколько моделей управления региональными торговыми сетями.
В первую очередь следует сказать о так называемой «инвестиционной» модели. Она непопулярна и лишь частично связывает объекты торговой сети. Магазины в этом случае имеют либо единый инвестиционный центр, либо пользуются общей торговой маркой.
Более распространенной считается «холдинговая» модель. Множество российских фирм избирает для продвижения продукции именно этот вид менеджмента. Его главная особенность состоит в том, что центральный офис определяет всю закупочную политику сети. Подобный стиль управления приемлем для розничных торговцев, не имеющих распределительных центров. Холдинговая система предполагает быстрое расширение сети, ее выход на международный уровень. Это требует больших вложений, поэтому каждый магазин вынужден устанавливать достаточно высокие цены, что отрицательно сказывается на здоровой конкуренции в стране.
Самой удобной и эффективной во всех отношениях является «централизованная» модель. Общий центр определяет не только закупочные условия, но и ассортиментную, и ценовую политику. Если ритейлер владеет распределительными центрами, то такой стиль руководства - реальный шанс за короткие сроки стать лидером в конкурентной борьбе. Проблему могут представлять лишь организация дистанционного управления и создание каналов передачи информации, что вполне осуществимо в эпоху развивающихся технологий [2].
Все реже встречаются на региональном рынке сети с «лоточной» моделью управления. Центральный офис в этом случае представляет собой не чуткого надзирателя, а «жесткого» контролера. Таким образом, отдельный магазин не имеет никаких рычагов управления, и сбои в верхней системе менеджмента могут привести к задержкам в работе отдельных торговых точек.
В России наиболее популярными считаются «холдинговая» и «централизованная» модели управления. Последняя является практически уни-
версальной и наилучшей для выхода на новые региональные рынки. Добиться экспансии нелегко, но возможно. Зачастую ей способствуют такие явления, как слияние или поглощение. Крупная торговая сеть, «захватывая» более мелкие, расширяется, становится более значимой на национальном уровне. При грамотном управлении в описанном случае создается почва для выхода на мировой рынок. То же происходит и при слиянии двух равнозначных торговых сетей. Образуя мощный тандем, розничные операторы компаний решают все внутренние проблемы посредством «внешних» успехов на региональном рынке [4].
Особый интерес представляет собой система франчайзинга на розничном рынке, которая также может рассматриваться как вид расширения и продвижения сетей в регионы. Многие компании покупают у иностранных или отечественных производителей так называемую франшизу (право на использование торговой марки) и реализуют продукцию в различных регионах страны. Примером может служить турецкая сеть «Рамстор», магазины которой прочно заняли российский рынок. Однако подобная практика применяется лишь в последние годы. Если в западных странах франчайзинг основан на новейших технологиях и законодательная база всех проектов крепка, то в России существует множество экономических и социально-правовых проблем, связанных с приобретением права продажи чужой продукции. В основном развитие франчайзинга в региональных сетях тормозят нестабильность экономики и отсутствие у розничных продавцов нужной суммы стартового капитала для заключения контракта с франшизором. Относительно перспектив роста следует сказать, что законодатели работают над усовершенствованием правовых программ, которые выведут франчайзинг в России на новый уровень. Кроме того, владельцы региональных сетей упрощают создающую немало проблем сложную структуру бухгалтерского учета [6].
Залог осуществления удачных торговых операций в регионах - грамотная ассортиментная и ценовая политика. Анализируя финансовое положение предприятия, потребности покупателей, а также стратегические задачи компании, руководитель определяется со стилем конкурентной борьбы. В региональных сетях применяются вертикальный, горизонтальный и комплексный методы изменения ассортимента продукции. Вертикальный подход основывается на непосредственном сужении или расширении ассортимента в отрасли, горизонтальный - на диверсификации набора товаров в рамках настоящей деятельности. Комплексный подход включает в себя два выше перечисленных. Россий-
ские ритейлеры избирают преимущественно горизонтальный метод, реже - вертикальный. Здоровая конкуренция на рынке не приемлет резких колебаний количества товаров.
Немаловажным является и выбор ценовой политики. Розничные торговцы, начинающие реализацию многономенклатурной продукции, чаще всего прибегают к методу под названием «снятие сливок». Устанавливая по всем регионам высокие цены на уникальные товары, предприниматели не понижают ставки, пока не упадет спрос. На начальных этапах продвижения региональных торговых сетей многие головные офисы выбирают политику заниженных цен, чтобы быстро проникнуть на рынок и завладеть покупательской аудиторией. Однако большинство ритейлеров стремится устанавливать стабильные цены, что обеспечивает и стабильную прибыль. Если говорить о перспективах в развитии ценовой политики, то региональные сети делают ставку на максимально эластичные цены, что также поддерживает здоровую конкуренцию в отрасли.
Как уже было сказано, главными центрами розничной торговли в стране до сих пор остаются Москва и Санкт-Петербург. Однако площадей для работы сетей в этих городах сейчас катастрофически не хватает, что делает региональную экспансию не только полезной, но и необходимой. Ведущие ритейлеры нацелены на Москву (более 30 % всех инвестиций розничных предпринимателей и 30 % объема продаж), Московскую область, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Эта группа регионов находится на стадии стремительного роста количества торговых точек. Им принадлежит до 40 % продаж лидирующих сетей. Остальные 30 % отданы другим регионам России с еще развивающейся инфраструктурой и экономикой в целом.
Само по себе расширение сети является выгодным делом, но на начальных этапах требует больших капиталовложений. Специалисты предприятия оценивают риск и степень рентабельности деятельности сети на выбранной территории. Одним из самых привлекательных регионов для ритейлеров на данный момент является Самарская область. Буквально за последние несколько лет товарооборот розничной торговли в Самаре увеличился в несколько раз, и сейчас объем продаж составляет около 200 млрд руб. В регионе функционируют такие сети, как «Рамстор», «Пятерочка», «Metro C&C», «Перекресток» и «Патэрсон». «Патэрсон» руководит тремя супермаркетами, «Рамстор» планирует открытие как минимум четырех торговых точек в Самаре и в Тольятти в ближайшие два года, фирма «Тамерлан» приобрела франшизу на расширение сети «Пятерочка» в Самарской области.
Лидеры в продвижении своей продукции на региональные рынки - «Пятерочка», «Перекресток» и «Патэрсон». Эти компании добиваются желаемых результатов благодаря органичному, последовательному росту: избегают серьезных рисков, тщательно планируют программу, избирают демократичные рычаги управления, основной упор делают на грамотную ассортиментную и ценовую политику, а также на рекламную кампанию.
Перед тем как «осваивать новые территории», «Пятерочка» завоевала первенство в столице. В Москве функционируют более 150 супермаркетов этой розничной сети, также предприятие совершает операции и через супермаркеты «Карусель». Кроме того, «Пятерочка» продает франшизу в различные города России (Волгоград, Екатеринбург, Самара, Тольятти, Воронеж). «Перекресток» продвигается преимущественно в города Поволжья. В Самаре и Волгограде деятельность компании представляется особенно прибыльной. «Перекресток» построил первый гипермаркет в Саратовской области; сейчас их уже несколько. Весьма известная в столице сеть «Патэрсон» ежегодно открывает по десять универсамов в различных регионах страны. Руководители компании также нацелены на вложение средств в розничную торговлю Самарской области (сейчас в регионе действуют три универсама). Магазины сетей «Пятерочка» и «Патэрсон» уже работают в сибирских городах-миллионниках (Омск, Новосибирск), планируют расширение и в менее крупные города. Некоторые сети увеличили свой потенциал в 2009 г. за счет так называемого поглощения. Например, компания Х Retail Group приобрела «Карусель».
В конкурентной борьбе важнейшую роль играет разумное размещение торговых точек. В последние годы существовала тенденция продвижения сетей в Поволжье, где на предложенную российскими и зарубежными ритейлерами продукцию имеется наибольший спрос. В сложившейся ситуации выиграли те фирмы, которые сумели вовремя сориентироваться и реализовывать товары за пределами столичного комплекса. Подобное мастерство управления показали «Пятерочка», «Перекресток» [4].
В условиях мирового финансового кризиса российский ритейл функционировал менее активно, товарооборот резко снизился. Сейчас наступает период нового подъема. Благодаря активной экспансии сетей розничной торговли в регионы за последние два года ее оборот значительно вырос. В 2011 г. общий объем продаж увеличился почти на 13 % по сравнению с оборотом 2010 г.
Итак, стратегии и планируемые нововведения торговых сетей, связанные с управлением, сводятся к укреплению эффективности работы центра и минимизации издержек менеджмента. Для выхода на новый уровень управления необходимо усовершенствование информационной базы. Главный офис, обеспечивающий постоянную связь со всеми точками сети, контролирует постоянно меняющуюся рыночную ситуацию. С помощью максимальной автоматизации всех технологических процессов ускоряется процесс продаж, исчезает потребность в многочисленном управленческом персонале. Все это в совокупности поможет повысить прибыль. На данный момент розничная сеть занимает до 50 % регионального рынка. В ближайшие годы планируется «отдать» под этот сектор еще 20 %. Тенденция к экспансии налицо: региональные торговые сети расширяются и, осваивая новые технологии, удовлетворяют растущие потребности российского населения.
Литература
1. Бивен Дж. Войны супермаркетов. М., 2008.
2. Годунова М. Как плетутся сети в розничной торговле // Экономика России: ХХ! век. 2002. № 8. С. 21-23.
3. Дмитриев М., Юртаев А. Закон о торговле: Смерть конкуренции // Ведомости. 17.12.2009. иКЬ: http://www.vedomosti.ru
4. Магомедова А. Розничные сети завоевывают региональный рынок. иКЬ: http://www.prod-prod.ru
5. Ментюкова С., Канунников С. Магазины народного потребления // Коммерсант-Деньги. 2001. № 4. иКЬ: http://www.kommersant.ru
6. Сергеев А. В., Тихонравов В. М. Супермаркет, гипермаркет, универсам рядом с домом // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 15-18.
* * *
SPECIFICS OF ENTERPRISE NETWORKS IN RUSSIA: EMERGENCE PRECONDITIONS,
DEVELOPMENT, EXPANSION ON THE REGIONAL MARKETS
Ye. G. Smolyaninova
In this article the history of origin and development of domestic enterprise networks at the consumer market of Russia is presented. Questions of development of retail distribution networks of the regional markets are considered.
Key words: enterprise network, history of origin and development of enterprise networks, multiformat enterprise networks, price and assortment policy of enterprise networks.