Научная статья на тему 'Специфика предметной области химии'

Специфика предметной области химии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
179
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ХИМИЯ / ФИЗИКА / ОБЪЕКТ / ПОНЯТИЕ / SCIENCE / CHEMISTRY / PHYSICS / CONCEPT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карпицкий Н. Н.

В статье рассматриваются химические понятия в античности и в современной науке. Автор выявляет специфику химических понятий и показывает различие между предметной областью химии и физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE SUBJECT AREA OF CHEMISTRY

This article examines the specific of chemical concepts in ancient Greece and modern science. The author reveals the specifics of chemical concepts and shows the difference between subject area of chemistry and physics.

Текст научной работы на тему «Специфика предметной области химии»

В настоящее время, как отмечает С. В. Коваленко [11, с. 55-65], понятие поля распространяется не только на физические (а также математические) субстанции, но охватывает также биологию (биополе, аура и т. п.), психологию (пси-поле, психологическое поле взаимоотношений, архетипов), информацию, историю, политику - все области знания, естественнонаучные и гуманитарные.

Поле, понимаемое как имеющее бесконечное число степеней свободы, связывает однотипные объекты в одно целое, создавая или возвращая утраченную сплошную целостность исходного состояния в создающейся и развивающейся дифференцированной целостности. Таким образом, поле создает условие целостности космоса, планеты, человечества и отдельного человека, соединяя все эти сложные полевые образования в суперсложное единство универсума.

В результате можно констатировать, что энергоинформационная парадигма и концепция полей конструктивно соединяются со сферным подходом, создавая возможность углубленного изучения и понимания развития космоса, планеты и биосферы.

Некоторые выводы. Энергия является основой существования и развития биосферы, ее разновидность (культурная биогеохимическая энергия) играет решающую роль в процессах преобразования биосферы в ноосферу. Энергия обладает универсальностью и всеобщностью, соединяет в одно целое материальный и информационные миры.

Энергосфера - это оболочка планеты, где происходят процессы поступления, накопления, преобразования, действия и утилизации различных энергий - от духовных космических до физических планетарных, частных видов энергии. Энергосфера пронизывает все другие сферы, обеспечивая их функционирование, жизнедеятельность и развитие [9, с. 97].

Введение понятия энергосферы имеет методологическое значение для развития сферного подхода, соединения его с системно-синергетическим и энергоинформационным подходами в анализе ноосферного развития. Это понятие делает систему сфер более завершенной и целостной.

Энергосфера - это вполне определенная предметная область изучения, включающая процессы преобразования энергий различных видов - сущностно-смысловых, мыслительных, психических и физических. В системе сфер энергосфера занимает уникальное место - она обеспечивает функционирование и развитие всех остальных сфер, пронизывает их потоками энергии, поддерживая их взаимосвязь и целостность. Энергосфера обеспечивает жизнедеятельность и развитие биосферы, ее преобразование в ноосферу. Ввиду такого значения энергосферы необходимо ее дальнейшее изучение и создание целостного учения.

Литература

1. Антонов Николай Павлович: Философия сознания и ноосферы. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. 280 с.

2. АУМ // Агни Йога: в 4 т. Д.: Сталкер, 1999. 480 с. Т. 3.

3. Вернадский В. И. Биосфера. М.: Наука, 1967. 376 с.

4. Вернадский В. И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358 с.

5. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

6. Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Сост. Аксенов Г.П. М.: Современник, 1993. с. 462-520.

7. Данилова В. С. Основные закономерности формирования ноосферы. М.: Academia, 2001. 176 с.

8. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы (Часть 1). Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. 158 с.

9. Жульков М. В. Понятие энергосферы и его использование в сферном подходе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5, с. 94-98.

10. Жульков М. В. Ноосферное общество как система // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов: Грамота, 2013. №3 (29): в 3-х ч. Ч. II., с 97-102.

11. Коваленко С. В. Антропологические основы ноосферогенеза: монография / С. В. Коваленко. М.: Флинта: Наука, 2005. 288 с.

12. Лесков Л. В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М., 2003. 440 с.

13. Лосев А. Ф. Бытие - Имя - Космос. М., 1993 / Сост. И ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. 958 с.

14. Лосев А. Ф. Форма - Стиль - Выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1995. 944 с.

15. Надземное // Агни Йога: в 4 т. Д.: Сталкер, 1999. 512 с. Т. 4.

16. Налимов В. В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 344 с.

17. Оствальд В. Натур-философия. Лекции, читанные в Лейпцигском университете. М.: URSS, 2006. 340 с.

18. Сиверц ван Рейзема Я. В. (Аргутинский-Долгорукий А. И.) Философия планетаризма. Планетарный разум земной цивилизации. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2005. 592 с.

19. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: Ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с.

20. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 221 с.

21. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982. 359 с.

Карпицкий Н.Н.

Доктор философских наук, доцент, Югорский государственный университет СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ХИМИИ

Аннотация

В статье рассматриваются химические понятия в античности и в современной науке. Автор выявляет специфику химических понятий и показывает различие между предметной областью химии и физики.

Ключевые слова: наука, химия, физика, объект, понятие.

Karpitsky N.N.

doctor of philosophical sciences, associate professor, Yugra state University THE SPECIFICITY OF THE SUBJECT AREA OF CHEMISTRY

Abstract

This article examines the specific of chemical concepts in ancient Greece and modern science. The author reveals the specifics of chemical concepts and shows the difference between subject area of chemistry and physics.

Keywords: science, chemistry, physics, concept.

Первые химические теории находят еще в античности. Еще милетцы выделили четыре первоэлемента вещества: огонь, воздух, воду, землю. Учение о четырех элементах развивали Гераклит, Эмпедокл, Аристотель, и впоследствии оно стало основной теорией химии практически на два тысячелетия. В противовес концепции четырех первоэлементов Демокрит выдвинул теории атомов, которую впоследствии развивали эпикурейцы. Однако античная наука была построена на иных принципах,

123

нежели современная, была ориентирована на умозрение, а не на эксперимент, поэтому понятие элемента в античной науке носило скорее философских, чем собственно научный характер в современном понимании этого слова.

Научное познание в современном понимании направлено на анализ и обобщение массивов эмпирической информации. Философское познание, напротив, направлено не на анализ и обобщение эмпирической информации, а на умозрительное построение философской системы на основе интуитивно найденных предпосылок. В контекст философской системы становится возможным оценить значимость для человека любой научной теории и эмпирических данных контрактных наук, однако такое философское осмысление науки не ведет к приращению собственно научного знания или решению сугубо научных задач. Это не отрицает эвристического значения философии. Философская позиция ученого может стимулировать его научное творчество и даже подталкивать к научным открытиям. Однако здесь речь идет о значении философии для научного творчества ученого, но не о включении философии в методологический аппарат самой науки.

Философское понятие - соотносится с сущностью предмета, и выделяется путем смыслового обобщения всех возможных сторон или свойств данного предмета или явления. Сущность - это основное предметное содержание, которое носит умопостигаемый характер и объединяет все свойства данного предмета в нечто целое.

Научное понятие выделяется путем соотнесения с определенными свойствами предмета, попадающими в предметную область данной науки, и абстрагирования от сущности самого этого предмета и всех других его свойств, оставшихся за пределами предметной области данной науки. Научное понятие соотносится с идеальным объектом. Идеальный объект - это теоретический сконструированный объект, который соотносится только с теми свойствами предмета, которые попадают в предметную область данной науки. Предметная область науки - это область выделенных из наблюдаемого мира свойств, которые носят закономерный характер. «Наука изучает не саму действительность во всем ее многообразии, а только то, что относится к предметной области конкретной дисциплины, подчинено определенным закономерностям и подтверждается независимым наблюдателем» [1. С. 340]. Идеальный объект носит абстрактный характер, так как соотносится только с определенными свойствами предмета, будучи абстрагирован от остальных. При этом идеальный объект может еще выступать и как идеализированный объект, если он включает новые свойства, которых не может быть в наблюдаемом предмете (например, абсолютно черное тело). Т.е. идеальный объект может выделяться путем абстрагирования или путем абстрагирования и идеализации.

Из этого видно, что понятия земли, воды, огня и воздуха в античной и средневековой науке носит философский характер. Они не являются результатом выделения закономерных наблюдаемых свойств вещества в пределах строго определенной предметной области путем абстрагирования от сущности вещества и всех прочих его свойств. Напротив, они выделяются путем смыслового обобщения всех возможных свойств, которые может иметь вещество, т.е. указывают на умопостигаемую сущность, соотносимую с любыми свойствами, в том числе и такими, которые принципиально не входят в предметную область химии. Например, все четыре первоэлемента могут быть пронизаны жизнью, вода может выражать хаос, воздух - дыхание или общий ритм жизни микро и макрокосма, огонь может являть силу разума и т.д. Это утверждение верно и в отношении атомов Демокрита, который понимал их вовсе не как элементы вещества, но как элементы бытия. Именно поэтому не только вещественная, но и психическая сфера, по мнению Демокрита, состоит из атомов, а именно, душа и ее переживания. Именно поэтому современные химические знания нельзя рассматривать как опровержение античных концепций о первоэлементах, так как эти концепции имеют философский смысл, лежащий за пределами науки.

Идеальный объект, который составляет содержание научного понятия, следует отличать от объекта исследования, который ошибочно рассматривают как внеположенную сознанию материальную объективную реальность. В действительности объект исследования - это эмпирическая реальность, данная в наблюдении, измерении и эксперименте. Вопрос о соответствии этой реальности какой-то другой, объективной материальной реальности неверифицируем и носит не научный, а философский характер. Такой вопрос закономерен с позиции античной науки, но его нельзя ставить в границах современной науки. Для науки материя всего лишь иносказательное обозначение принципа объективности, которому должны соответствовать научные факты эмпирической реальности.

Конкретные эмпирические методы определенной науки фиксируют не все свойства, которые в принципе могут наблюдаться, но лишь некоторые, составляющие предметную область науки. Предмет исследования выделяется из объекта в соответствии с теми свойствами, которые нас интересуют в определенном исследовании. Он охватывает не все свойства объекта, а только те, что имеют функциональное значение для решения задачи. Например, описывая колебание маятника в лабораторных условиях, мы учитываем массу, но не силу кориолиса, однако при описании маятника Фуко сила кориолиса входит в предмет исследования. В зависимости от задач мы выделяем определенные свойства объекта и конституируем на основе них предмет исследования. Таким образом, предмет исследования постоянно видоизменяется внутри уже одной определенной науки.

В связи с эти возникает вопрос, есть ли у химии свой объект исследования, либо же химия выделяет предмет собственного исследования из объектов предметной области физики? Можно или нет говорить об особой предметной области химии?

Когда мы говорим лишь о химических элементах, то еще не выходим за пределы предметной области физики, так как различные химические элементы выделяются как модификация модели атома, обоснованной в физике. И физика тоже должна изучать химические элементы. Например, для построения их физической модели звезд необходимо изучать их химический состав. Поэтому выявлять химический объект необходимо на другом уровне, нежели на уровне анализа химических элементов.

Наряду с физическими свойствами вещи обнаруживают еще особые свойства, которые возникают только в результате взаимодействия с другим веществом или другой средой. Например, если мы одинаково раскачиваем два маятника одной массой и объема, то разница в физических условиях будет отсутствовать. Однако как только они помещаются в разную среду, допустим щелочную и кислотную, то проявляют новые свойства, вызванные взаимодействием с этой средой. Возникновение этих свойств произошло без изменения предварительных условий, фиксируемых в предметной области физики (та же масса или плотность объекта, нет новых действующих физических сил). Эти свойства потенциально были заложены в объекте наблюдения, но с позиции физика они не вычленялись из наблюдаемого объекта. Они выделяются в химии, поскольку химия включает в предметную область такие свойства, которые возникают только в результате взаимодействия между различными видами вещества даже при сохранении тех же физических условий. Иными словами, они имеют особую причину, отличную от физических причин. Это и есть химические свойства, обусловленные химическими причинами, которые составляют предметную область химии, отличную от предметной области физики.

Литература

1. Карпицкий Н.Н., Тарнапольская Г.М. Выявление границ научного знания в процессе познания и преподавания // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 12. №3(2). 2010. С. 340-342.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.