ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Б.Е. Рощин *
СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
РОССИЙСКОГО ПРОЛЕТАРИАТА В УСЛОВИЯХ «ВОЕННОГО
КОММУНИЗМА»
Ключевые слова: принудительный труд, военный коммунизм, нетрудовой элемент, милитаризация труда, идеи партийных теоретиков, декреты и постановления советской власти, Кодекс законов о труде 1918 года.
In this article some principal peculiarities of legal regulation of social and labour sphere in Russia are revealed during conducting state politics was got name «war communism». From both historical and legal aspects first and foremost Soviet authority measures were directed to creation fundamental elements of system of socialist labour organization (as the historical new form of the working process organization) are considered. Fundamental principles ofpolitics «war communism» are uncovered with taking into account concrete historical conditions of that period. The attention is accented on forced character ofrealization this politics was caused in accordance with historical situation. Basic legal and normative documents which commenced and were defined the specific character of this state politics are analyzed.
Author lay down his main aim to consider specific peculiarities of such social phenomenon and the definition principle of politics «war communism» as «forced labour». Juridical and normative deeds were become legal base for organization and practical application of Russian proletariat forced labour are also analyzed in the work. Particular attention paid to ideological providing with carrying out measures. In the article author makes quotations from works ofparty theoreticians and statesmen, who creates ideological basis for formation and development necessary in that period sources of law.
Современное российское трудовое право прошло особый эволюционный путь и уходит своими корнями в историческое прошлое. Исторический опыт, как известно, не дает готовых рецептов для решения современных проблем, но дает ключ к более глубокому пониманию и объективному их осмыслению. Целью работы является краткий анализ специфических особенностей правового регулирования социально-трудовой сферы в крайне
* Старший преподаватель кафедры гражданского права и государствоведения Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. [[email protected]]
сложный период российской истории, — в период «военного коммунизма» (1918—1920 гг.). Данныш исторический период интересен тем, что позволяет изучать истоки формирования новой общественной формации. «Военный коммунизм» как первоначальная модель построения основ социализма, ознаменовавшая собой попытку государственного аппарата сосредоточить в своих руках всю полноту власти (экономической, политической, идеологической и т.п.). Октябрьская революция 1917 г. явилась колыбелью советского трудового права (как самостоятельной отрасли права), «первозданным грехом» которого стал принудительным труд, который, как элемент тоталитарного режима, в определенной степени присутствовал и на более поздних эволюционных стадиях трудового права.
Через восемь месяцев после Октябрьского революционного переворота, советское правительство было вынуждено перейти к осуществлению государственной политики, получившей название «военный коммунизм». «Военный коммунизм» — система мер экономической и социальной политики государства, направленных на удержание и сохранение государственной власти, в конкретно-исторических условиях. В достаточно сложных и часто непредсказуемых условиях объективной реальности данного периода (хозяйственный коллапс; гражданская война, сопровождаемая иностранной интервенцией) органы государственной власти вынужденно действовали в «нештатном режиме». Начало проведения данной политики ознаменовалось принятием двух важныгх декретов: 1) декрет ВЦИК и СНК «О предоставлении Народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими» (от 9 мая 1918 г.); 2) декрет «О создании Комитетов деревенской бедноты» (от 11 июня 1918 г.). Согласно первому нормативноправовому акту, комиссар продовольствия наделялся полномочиями чрезвычайного характера: 1) издавать постановления по продовольственному делу, выходящие за рамки полномочий Наркомпрода; 2) отменять акты местный организаций, противоречащие планам и действиям комиссара продовольствия; 3) применять вооруженную силу при оказании противодействия изъятию продовольственных продуктов; 4) реорганизовывать (или распускать) продотряды на местах; 5) предавать революционному суду и подвергать аресту должностныгх лиц в случаях вмешательства в данный процесс, его дезорганизации. Декрет также призышал к немедленному объединению (всех трудящихся и неимущих крестьян) для беспощадной борьбы с кулаками. Для этого, как известно, Наркомпрод организовал «Продовольственную армию» («продотряды»). Второй нормативно-правовой акт устанавливал создание комитетов деревенской бедноты (комбеды) для непосредственного сотрудничества с «продотрядами» в конфискации продо-
вольствия у зажиточных крестьян. Таким образом, в данный период государство легализовало применение внеправовых методов, «включило зеле-ныш свет» к распространению массовых нарушений прав, злоупотреблений и т. п. Несмотря на явную жестокость применяемых мер, они вполне соответствовали конкретно-историческим условиям, духу времени, партийным принципам и укладывались в рамки принципа революционной законности и морали. «При деформации рынка, при разложении предприятий, при быстром обесценивании денег, при постепенной утрате даже способов определения рентабельности, при условии, когда без всякого ее исчисления можно было смело сказать, что все предприятия стали или становятся убыточными, — при наличии всех этих обстоятельств — линия на систему военного коммунизма представлялась даже линией наименьшего сопротивления» 1. Анализ политики «военного коммунизма» позволяет выделить его основные принципы, т. е. основополагающие (господствующие) идеи данной политики:
1. Присвоение основных средств производства (путем их полной национализации). В период «военного коммунизма» процесс национализации принял массовый характер. Огосударствлению подлежали не только отдельные предприятия, а промышленность в целом. Так, декретами правительства быши национализированы: сахарная промышленность (20 мая 1918 г.); нефтяная промышленность (20 июня 1918 г.); торговый флот (23 января 1918 г.); внешняя торговля (22 апреля 1918 г.).
28 июня 1918 г. издается декрет о национализации всей крупной промышленности (в целях решительной борьбы с разрухой и укоренения диктатуры пролетариата).
2. Овладение (своего ряда огосударствление) рабочей силой. Государство предприняло шаги к установлению учета всей рабочей силы трудоспособного населения. Для преодоления хозяйственной разрухи вводилась всеобщая трудовая повинность. Для эффективного распределения рабочей силы и привлечения к соответствующим работам (в том числе в принудительном порядке) создавались, в короткие сроки, различные специальные органы: а) Главкомтруд; б) губернские, городские, уездные комитеты; в) Комитет по проведению трудовой повинности; г) специальные органы по различным видам трудовой повинности («Комснегпуть», «Цекомпривлеч-труд», «Ценчрезтопгуж» и др.).
3. Овладение процессом производства и распределения продукта. Производство всех продуктов осуществлялось непосредственно на национализированных предприятиях. Государство переходило на путь единохозяйствен-
1 Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917—1927). М., 2008. С. 67.
ного, планового централизованного управления предприятиями. «...Централизация управления народным хозяйством есть основное средство в руках победившего пролетариата для скорейшего развития производительных сил страны. Она в то же время является предпосылкой к условиям социального строительства народного хозяйства и подчинения мелких предприятий общественному хозяйству. В условиях же экономической разрухи, при необытайно тяжелом состоянии запасов сырья, топлива и предметов оборудования, усиленная централизация в этой области становится еще более необходимой и является единственной мерой предупреждения распыления народного хозяйства и сохранения его основного ядра в лице крупнейших фабрично-заводских объединений этого экономического базиса социализ-ма»1.
Ключевыми задачами производственного процесса являлись: а) повышение производительности труда; б) укрепление трудовой дисциплины. В.И. Ленин в работе «Очередные задачи советской власти» констатировал следующее: «Подъем производительности труда требует, прежде всего, обеспечения материальной основы крупной индустрии: развития производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности... Русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нациями. Учиться работать — эту задачу советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме»2. В процессе руководства производством на предприятиях вводится принцип единоначалия. «Надо научиться соединять вместе бурныш, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением — воле одного лица, советского руководителя, во имя труда»3. Для повышения производительности труда использовались как меры адресного (материального и морального) стимулирования за «трудовой героизм», так и методы политической агитации. Так, на смену «бесчеловечной» капиталистической конкуренции приходит гуманная идея организации социалистических соревнований. Одной из форм социалистического труда становится проведение добровольных коммунистических субботников, которые вскоре приобретают обязательно-принудительный характер. Следует также отметить, что рабочий контроль (введенный декретом ВЦИК от 14 ноября 1917 г. в том числе для «всеобъемлющего и вездесущего» учета и контроля за производством и распределением продукта) утратил свое значение, так как сам оказался под тотальным контролем государства. Распределение предметов потребления также
1 Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917—1927). М., 2008. С. 72.
2 Ленин В.И. О трудовом законодательстве. М., 1959. С. 222—224.
3 Там же. С. 233.
являлось исключительной функцией государства. В каждом городе и селе создавались и функционировали (под контролем соответствующих государственных органов) «потребительские коммуны». Через них осуществлялось плановое распределение предметов потребления. Формой такого распределения являлся так называемый «классовый паек», введенный повсеместно приказом Наркомпрода (19 октября 1918 г.) Согласно данному нововведению, население разбивалось на категории (причем критерии такого деления на российской территории были различны). Так, Московский Совет ввел паек, разделив все население на 4 категории: 1) рабочие, работающие в особо вредных условиях; 2) рабочие, работающие в тяжелых условиях труда; 3) рабочие, работающие в легких условиях труда, и работники умственного труда, а также домашние хозяйки; 4) лица свободных профессий; лица, живущие доходами с капиталов и предприятий; безработные, не зарегистрированные на бирже труда. «Количественные соотношения между размерами пайка были 200:150:100:50. Таким образом, связь между Нарком-продом и потребителями устанавливалась не на рынке, а в «распределителях», т.е. в государственно-кооперативных учреждениях, выдававших продукты по карточкам»1. Государство установило свой порядок распределения продукта и давало каждому гражданину столько, сколько считало целесообразным. «Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках пролетарского государства, самым могучим средством учета и контроля.»2.
4. Вынужденная необходимость временного внедрения данной системы. «Система управления, которую Ленин отвергал для нормальных, мирных условий, была единственно возможной в условиях чрезвычайных... В промышленности сложилась система административного централизма — никаких экономических стимулов, никакой прибыли и окупаемости предприятий, никакого права им распоряжаться своей продукцией, фондом заработной платы и т.п. Программа партии 1919 г. поставила в повестку дня отмену денег»3.
Социалистическая организация труда как историческиновая форма, которая по убеждениям советской власти являлась более совершенной и «высшей», чем организация труда при капитализме, требовала правового обеспечения. Новая власть практически полностью отказалась от ценностей буржуазного права. Негативное отношение к труду объяснялось сугубо классовым подходом к сущности государства и права. Согласно марксистско-ленинскому учению, право — воля экономически господствующего клас-
1 Юровский Л.Н. Указ. соч. С. 77.
2 Ленин В.И. О трудовом законодательстве. С. 183.
3 Лацис O.P. Перелом: опыт прочтения несекретных документов. М., 1999. С. 127.
са, возведенная в закон. Право — орудие угнетения пролетариата, которое, по мере уничтожения классов, должно отмереть (как и государство). Социальным регулятором в бесклассовом коммунистическом обществе должна (вместо права) стать коммунистическая мораль. Специфика правового регулирования социально-трудовой сферы данного периода (в том числе трудоправового статуса работников) заключалась в том, что широкое развитие и практическое применение получили социальные регуляторы, в том числе внеправового характера: революционная законность; целесообразность; социалистическая мораль; «классовое чутье»; революционное творчество масс и т.п. Появляются первые источники правового обеспечения социалистической организации труда, в основном, в форме декретов и постановлений ВЦИК и СНК. «Простому рабочему и крестьянину, — отмечал Ленин, — мы свои представления о политике сразу давали в форме декретов»1. К источникам также следует отнести: резолюции и решения съездов и конференций партии; решения пленумов ЦК; директивы, на основе которых функционировали различные организации (профсоюзы, комсомол и т.п.); различные подзаконные акты соответствующих ведомств (приказы, постановления, инструкции, циркуляры и т.п.).
Таким образом, при становлении новой общественно-экономической формации (социалистической) правовое регулирование общественных отношений продолжало существовать и применяться в соответствующих формах. «. Не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу начнут работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу» 2. Огромное влияние на формирование и развитие источников права оказышали не только руководящие установки РСДРП, но и соответствующие идеи, провозглашенные в работах партийныгх теоретиков (в том числе В.И. Ленина). Воплощаясь в правовые формы, данные идеи становились источниками права. Так, ленинская идея о всеобщей трудовой повинности, воплотившаяся (почти дословно) в первой Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 18), была провозглашена в работе «Удержат ли большевики государственную власть?» (октябрь 1917 г.). Ленин писал: «Кто не работает, тот не должен есть», — вот основное первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью»3. В 1918 г. принимаются основные декреты и постановления, регулирующие социально-трудовую сферу данного периода. 31 января 1918 г. принимается декрет «О биржах труда», положивший начало внедрению принципа всеобщей трудовой повин-
1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 4. Т. 33. М., 1949. С. 272.
2 Ленин В.И. Сочинения. Изд. 3. Т. 21. М., 1936. С. 435.
3 Ленин В.И. О трудовом законодательстве. С. 184.
ности. Биржи труда создавались и функционировали в целях точного учета и планомерного распределения рабочей силы во всех областях хозяйства, а также для контроля получающих пособия безработных. Наем рабочих и служащих, согласно декрету, мог осуществляться только через биржу труда. Декретом НКТ (от 3 сентября 1918 г.) «О воспрещении безработным отказываться от работы» было запрещено всем безработным, зарегистрированным на бирже, отказываться от «предлагаемой ему по специальности работы, если условия этой работы не отклоняются от норм, установленных тарифом соответствующего профессионального союза». Безработный (независимо от специальности) не имел права отказаться от работы по уборке хлеба и доставке продовольствия, а также от любой временной работы сроком не более 2 недель. Кроме того, любой безработный мог направляться в качестве чернорабочего с согласия профсоюза в другую местность, где требовалась неквалифицированная рабочая сила. За нарушение подобных норм предусматривалось наказание: от лишения выплаты пособия (сроком на 3 месяца), до лишения права регистрации в качестве безработного. На смену биржам труда приходят отделы по распределению рабочей силы. Согласно декрету СНК от 29 октября 1918 г., данные отделы (как органы НКТ) учреждались в целях точного и планомерного распределения рабочей силы в РСФСР. Местные отделы создавались в населенных пунктах с числом жителей не менее 10 000 человек (а биржи труда,для сравнения, — с числом жителей не менее 20 000 человек). Отделы осуществляли учет, регистрацию, распределение рабочей силы. Наем всех работников (во все без исключения предприятия) мог осуществляться только через данные отделы. Нарушение данной нормы предусматривало санкцию: а) лишение свободы на срок до 6 месяцев; б) штраф до 10 000 рублей. 11 декабря 1918 г. принимается инструкция НКТ «О проведении трудовой повинности». Согласно данному подзаконному акту, отбыванию трудовой повинности подлежали лица: а) живущие на нетрудовой доход; б) не имеющие определенных занятий; в) не зарегистрированные на бирже труда. В инструкции также отмечались категории граждан, не подлежащие отбыванию трудовой повинности: а) лица до 16 лет и старше 50 лет; б) учащиеся в соответствующих учреждениях; в) беременные женщины и др.
Первый КЗоТ РСФСР, принятый в декабре 1918 г., легализовал принцип всеобщей трудовой повинности и установил другие специфические особенности правового регулирования труда российского пролетариата. Кроме трудовой повинности, которая устанавливалась для всех граждан РСФСР (за исключением лиц моложе 16 лет и старше 50 лет, а также пожизненно нетрудоспособных), устанавливались 3 формы труда: а) организованное сотрудничество; б) предоставление индивидуальных услуг; в) вы-
полнение отдельной, определенной работы. Также КЗоТ 1918 г. регламентировал: порядок приема на работу, переводов и увольнений; рабочее время; вопросы оплаты труда; охрану труда и другие вопросы.
Кульминацией в развитии принципа «всеобщей трудовой повинности» стало принятие одноименного декрета «О всеобщей трудовой повинности» (от 29 января 1920 г.). Этот документ предусматривал поголовное привлечение трудоспособного населения к отбыванию различных видов трудовой повинности: дорожной, строительной, топливной и т.п., также для борьбы с форс-мажорными обстоятельствами (т.е. рабочий обязан был отбывать трудовую повинность на своем предприятии и по мере общественной необходимости принимать участие в общественно-полезных работах).
Известно, что у каждой медали — две стороны. Особенностями правового регулирования социально-трудовой сферы (в рассматриваемый период) являются своеобразные правовые контрасты. Достаточно жесткие методы управления периода «военного коммунизма» сочетались с достаточно высоким уровнем социальных гарантий, установленных законодателем. Данные гарантии сформулированы в первых нормативно-правовых актах советской власти: декрет о 8-часовом рабочем дне (от 29 октября 1917 г.); положение о страховании на случай безработицы (от 11 декабря 1917 г.); декрет о страховании на случай болезни (от 22 декабря 1917 г.); положение о социальном обеспечении трудящихся (от 31 октября 1918 г.); декрет об увеличении пенсий увечным на 100% и др. КЗоТ 1918 г. также закрепил достаточно высокий для тех лет уровень трудовыгх прав работников и охраны труда. Однако следует отметить, что в условиях системного кризиса, переживаемого страной (кризис сырья, топлива, продовольствия и т.п.), данные нормативно-правовые акты имели в большей степени декларативный характер и олицетворяли собой желание нового правительства завоевать популярность среди широких пролетарских масс. Таким образом, можно выщелить основные особенности правового регулирования труда в период «военного коммунизма»: правовые контрасты; внеправовые методы; многообразие источников (декреты, постановления, инструкции и т.п.); всеобщая трудовая повинность (в том числе применение принудительного труда); высокие социальные гарантии (в основном за счет предпринимателей); возвышение и усиление роли профсоюзов, начало их огосударствления. Так, профессиональные союзы наделялись властными (по существу государственными) полномочиями по регулированию основных правоотношений и решению ключевых вопросов социально-трудовой сферы. Профсоюзы самостоятельно разрабатышали тарифные положения, которые (зачастую минуя владельцев и руководителей предприятий) направлялись на утверждение Народного комиссариата труда, принимали участие в принудительном распределе-
нии рабочей силы, осуществляли рассмотрение жалоб работников и принимали соответствующие решения.
Оценивая систему правового регулирования труда в период «военного коммунизма» следует учшывать как позитивные, так и негативные аспекты. Безусловно, принудительный труд — негативная сторона, но он был обусловлен конкретно-исторической обстановкой и «соответствовал модели государственного казарменного социализма»1. Вместе с тем многие нормативные установления КЗоТа 1918 г. и других нормативно-правовых актов, принятых ранее, содержали позитивные начала (охрана труда; нормы о рабочем времени и времени отдыха, о вознаграждении за труд; нормы, регулирующие труд несовершеннолетних и устанавливающие социальные гарантии и т. п.), которые явились почвой для зарождения и формирования основных отраслевых институтов трудового права.
П.Е. Морозов *
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ТРУДОВОЕ ПРАВО
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ключевые слова: глобализация, рынок труда, доктрина глобализма, трудовое право, работники, работодатели, Конвенции и Рекомендации МОТ, трудовые права работников.
This article is devoted to problems of foreign labor law in the era of globalization.
Globalization — is the objective and dynamic phenomenon, which does not exist alternative. It is the process of integration in manufacturing, technology, human resources and finance. The impact of globalization on the world labor market is estimated unsynonymously .So, representatives of the doctrine of globalism in favor of the principles of neo-liberal economy, the expansion of TNCs and violation of labor rights of employees .At the same time, anti-globalists believe that the effects of globalization are negative and lead to a deterioration of legal status of employees Really, globaliz.a-tion leads, firstly, to the weakening of the state social protection of workers and their families, and secondly, to transfer production capacity of TNCs from developed countries in the third world States, and thirdly, to exacerbate tendencies to «washing out» the middle class, and fourthly, to support those political regimes that deliberately restrict the labor rights of workers and finally weakening the role of trade unions
1 Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. М., 2005. С. 40.
* Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [[email protected]]