Светиков Сергей Александрович
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Специфика праворадикальных движений в современном российском обществе
В статье рассматривается проблема радикализации настроений в обществе, вызванных различными формами социального неравенства. Проводится анализ основных отличительных черт правого радикализма, рассматриваются механизмы его развития. Доказывается взаимосвязь исходного социального напряжения, вызванного наличием неравенства, и обширного возникновения праворадикальных движений.
Ключевые слова: радикализм, экстремизм, правый радикализм, неравенство, социальная напряженность.
S.A. Svetikov, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: sociometriya@ mail.ru
Specifics of far right in modern Russian society
In the article the problem of radicalization of the moods in society caused by various forms of social inequality is considered. The analysis of the main distinctive features of far right and consideration of mechanisms of his development is carried out. The interrelation of the initial social tension caused by existence of inequality and extensive emergence of far-right movements is proved.
Key words: radicalism, extremism, far right, inequality, social tension.
Естественное социальное неравенство приводит к появлению радикальных настроений в российском обществе. В то же время в условиях современного состояния социальной системы России нарастание конфликтности зачастую приводит не к леворадикальным выступлениям, подразумевающим борьбу за справедливость и равенство, но сублимируется за счет идеологически привнесенного искусственного неравенства посредством праворадикального (в том числе религиозного) экстремизма. Имея значительный потенциал фонового недовольства уровнем жизни, члены российского общества, не обладая развитым гражданским самосознанием, начинают искать «виновников» собственного незавидного положения, формируя образ врага и воплощая его в какую-либо определенную социальную группу. Именно определением «виновников» бедственного социально-экономического положения народа и занимаются всевозможные праворадикальные движения.
Если естественное неравенство имеет под собой объективные основания, то искусственное социальное неравенство является результатом деятельности социальной группы, которая по какому-либо признаку выступает в качестве неравнозначной по отношению к другим равнопорядковым группам. В основании искусственного социального неравенства лежит принцип ущемления прав людей, принадлежащих к «неравной» группе. Примером мо-
жет служить религиозное, расовое, национальное неравенство. На настоящий момент искусственно создаваемое неравенство определяется как дискриминация и лежит вне правовых действий. Так, в Конституции РФ определено формальное равенство людей вне зависимости от принадлежности к национальности или религии [1]. Вместе с тем, в современном обществе все еще актуально противодействие таким негативным явлениям, как ксенофобия, расизм, национализм, разжигание ненависти по религиозному принципу. В связи с этим актуальным выражением отношения государства к такого рода дискриминации является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2], указывающий на преступность проявления ненависти и вражды по принципу групповой принадлежности. Существуют локальные формы искусственного неравенства, примером может являться разделение людей по принципу принадлежности к различным фанатским группам, партиям, группировкам.
Существует прямая взаимосвязь между напряженной ситуацией в обществе, вызванной естественным социальным неравенством, и трансформацией кризисных настроений в искусственные формы, что заставляет общество или отдельных заинтересованных его представителей искать «виновника» кризисной ситуации и создавать образ врага.
В настоящее время праворадикальные организации, действующие на территории России,
175
представляют собой один из основных источников экстремистской угрозы.
Основополагающими принципами праворадикализма, существенно отличающими его от леворадикализма, исследователи считают следующие: «авторитаризм - допущение возможности получения политической власти путем ее незаконного удержания или захвата определенным лицом, группировкой или партией; национализм - рассмотрение своей нации в качестве высшей ценности, а деятельности на ее благо в качестве главной заслуги (по своему характеру прямо противоположен классовому подходу социализма, поскольку призывает людей подняться над классовыми различиями ради блага нации); шовинизм - крайняя форма национализма, провозглашающая превосходство своей нации над другими нациями и право на их подчинение; расизм - учение о неравенстве человеческих рас и влиянии расовых различий на развитие человеческого общества и культуры; ксенофобия - восприятие кого-либо чужого как зла (чаще всего данный термин применяется для обозначения ненависти к иным нациям и государствам); фашизм - политическая идеология, сочетающая в себе идеи вождизма, шовинизма и ксенофобии» [3, с. 203].
Обобщая сказанное, можно отметить, что основное идеологическое отличие леворадика-лов от праворадикалов состоит в определении человеческой сущности. Если в леворадикальном движении сущность человека сводится к общественному началу, то в праворадикальной идеологии ведущую роль играет природная, биологическая (племенная) принадлежность человека [3, с. 203]. В то же время можно говорить о том, что обе радикальные ветви ограничены отсутствием понимания самоценности личности человека, в своих идеологиях они не оставляют человеку шанса возвыситься над природными и социальными данностями.
Праворадикализм является сложным феноменом, заключающим в себе несколько идеологических противоположностей. В первую очередь важен тот момент, что праворадикализм также может быть как социальным, так и политическим [3, с. 204]. Социальный праворадикализм отличается тем, что человек рассматривает себя как представителя определенной нации, расы. В подобной ситуации возникает тенденция сознания к перекладыванию своих проблем на «виновников», в качестве которых выступают прежде всего представители иной нации, расы. Само собой разумеется, что подобная идея зачастую не имеет под собой реальной почвы и проявляется спонтанно и ситуативно. Так возникают бытовые межэтнические конфликты, антисемитизм, нетерпимость к мигрантам и т.п. Стоит отметить, что социаль-
ный праворадикализм не подразумевает охват полной картины социально-политической ситуации в стране и выработку последовательной программы действий, скорее наоборот, праворадикальная идеология создает условия для сиюминутных выбросов накопившейся социальной негативной энергии посредством как общих лозунгов («Россия для русских», «Долой понаехавших»), так и конкретных массовых выступлений с целью мести (минуя правовую сферу) определенной национальной группе за гибель гражданина от рук их представителя. В то же время при переходе социального праворадикализма в политический происходит организация стихийной деятельности, формирование единой программы действий, выход на уровень социальных групп, а не только отдельных индивидов. Здесь можно выделить основное противоречие, возникающее между социальным и политическим типами праворадикализма. Носители социальной идеологии (например, скинхеды, футбольные фанаты и т.п. [4]), опираясь на реальные условия, порождают простые и понятные лозунги, позволяющие привлекать потенциальных участников, но они не способны к организованной и устойчивой деятельности в сфере политики. В то же время политические праворадикалы зачастую значительно оторваны от реальной социальной почвы и испытывают трудности в ясной, понятной для народных масс формулировкой своих идей.
Однако эти два типа праворадикализма объединены использованием ксенофобской идеи, которая воплощается в перекладывании ответственности за социальную неблагоустроенность на представителей конкретных наций и государств. М.К. Арчаков следующим образом описывает этот процесс: «...противостояние «свои» и «чужие» приводит к появлению архетипа «врага», дополняется устойчивой верой в то, что любой выпадающий из «своей» общности автоматически становится «врагом», т.е. носителем ложных идей, взглядов, идеалов, частью враждебного «чужого» мира. В силу чего при абсолютизации противостояния «свои» - «чужие» и стремлении все общественные катаклизмы объяснить враждебными происками представителей других рас, наций, религий, классов, а также в кризисных исторических ситуациях различные идеологии приобретают экстремистские черты» [5, с. 59-62].
Подобная модель весьма удобна для народных масс, т.к. позволяет без особых усилий и работы над собственными сознанием и материальной жизнью снизить стресс, вызванный неблагополучным социальным положением. Поэтому политический праворадикализм традиционно пользуется определенной социаль-
176
ной поддержкой, даже несмотря на то, что подразумевает кардинальную трансформацию государственного строя, а также социально-политической жизни, в том числе и насильственными средствами.
Еще одним определяющим признаком праворадикализма выступает выбор важнейшей центральной ценности учения. И здесь возникает еще одно идеологическое противоречие. В основу правого радикализма может быть положено превосходство нации или расы, что позволяет говорить о расистском либо нацистском характере праворадикалов. Но, несмотря на то что расизм может быть объединен с национализмом, не каждый сторонник праворадикального движения может соглашаться с этим. Подобные различия проявлялись, например, в дифференциации оценок событий на Украине российскими праворадикалами [6]. В то же время, как отмечают исследователи, независимо от противоречий, праворадикальная идеология может заключать в себе и расистский, и националистический компонент. Это можно объяснить, в первую очередь тем, что природа обеих идей родственна, хотя и противоречива, и объясняется таким феноменом, как этноцентризм. «Под этноцентризмом следует понимать рассмотрение своего социального окружения через призму представлений, ценностей и норм своей этнической общности с одновременным недоверием или враждебностью по отношению к представителям других этносов. Таким образом, этноцентризм как в форме расизма, так и в форме национализма, генетически близок ксенофобии. Благодаря этому праворадикальная идеология, несмотря на все многообразие своих форм, имеет единый связующий центр - ненависть к представителям других этносов» [7].
Ввиду того, что современное праворадикальное движение в России имеет сложную структуру и идеологию, можно говорить о возникновении так называемой праворадикальной среды, которая включает в себя комплекс доктрин и объединений, имеющих националистический и/или расистский характер.
На сегодняшний день в современной России сложился социально-политический феномен, спровоцированный праворадикальной деятельностью различных организаций, который исследователи определяют как праворадикальную (националистическую) среду. «Под праворадикальной средой следует понимать общность людей, в той или иной степени разделяющих ультраправые политические взгляды» [7]. Структурно праворадикальная среда многообразна, в ней представлены различные по массовости и степени организации социальные группы и политические партии, и общественно-политические движения, и даже
праворадикальные группы в социальных сетях. Несомненно, данный признак усложняет процесс ее структурирования и классификации элементов. Тем не менее, можно выделить три основных слоя в структуре праворадикальной среды: стихийный, групповой, организационный [7]. Рассмотрим подробнее их основные признаки и процесс взаимодействия между собой.
На самой поверхности праворадикальной среды возникает неорганизованный верхний стихийный слой, в состав которого входят граждане, которые интересуются и сочувствуют определенным формам идеологии национализма. Этот слой аморфен в плане организации и представляет собой стихийную праворадикальную деятельность. На данном уровне осуществляются следующие виды деятельности. В первую очередь, это получение информации об идеологии и отслеживание новостей посредством массмедийных каналов и интернет-сайтов. Сюда же можно отнести деятельность по созданию групп и пабликов в социальных сетях, посвященных праворадикальной тематике. К названному слою граждан относятся те, кто виртуально или реально поддерживает знакомство с последователями праворадикальной идеологии, а также тех, кто морально или финансово поддерживает праворадикальные организации. Кроме того, данная разновидность праворадикальной среды включает в себя граждан, однажды принявших участие в каком-либо отдельном мероприятии экстремистского характера, либо спорадически совершающих экстремистские акции, а также тех, кто периодически оказывает помощь участникам праворадикальных мероприятий как в их организации, так и в уклонении от уголовной ответственности. Зачастую посредством входа в верхний слой праворадикальной среды производится рекрутирование в движение молодежи. Исследователи описывают последствия участия молодежи в верхнем слое праворадикальной среды следующим образом: «Участие в деятельности ультраправого объединения оказывает сильное влияние на сознание молодых людей. Изменения могут касаться идеологических и ценностных установок, образа мышления, особенностей поведения в конкретной ситуации. При этом такое влияние (как и его степень) варьируется в зависимости от ряда факторов: возраста участника, длительности его пребывания в рядах ультраправого объединения, индивидуальных психологических особенностей (внушаемость, критичность мышления и т.д.)» [8, с. 65-78]. Подобная ситуация, как отмечают авторитетные исследователи, наблюдается и в процессе формирования ультраправой идеологии [9, с. 258-260]
177
На уровне второго слоя происходит процесс организации стихийных праворадикалистов. Сюда входят экстремистские группы, превосходящие молодежную националистическую культуру верхнего уровня по степени сплоченности и идеологизации. На данном уровне представлены небольшие замкнутые праворадикальные группы как политического, так и религиозного и политически-религиозного характера.
На третьем уровне праворадикальной среды получают проявления более устойчивые и организационно развитые общности. Здесь уже заметно различие в задачах всех трех уровней. На первом, стихийном, уровне основной задачей можно считать рекрутирование новых участников для праворадикальных организаций. Задачей второго, группового, уровня выступает оказание силового воздействия на государство и общество. На третьем же, организационном, уровне целью выступает разработка праворадикальной идеологии и стратегии политической деятельности. Таким образом, наиболее значимое влияние идеология приобретает только на третьем уровне, т.к. на верхнем уровне участники обладают лишь
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 12 дек.
2. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Самойлов С.Ф., Насиров М.Н. К проблеме различения понятий социального и политического радикализма // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2.
4. Национал-радикалы в современной России: реалии и тенденции. URL: http://www. panorama.ru/works/patr/doklad.html (дата обращения: 16.08.2016).
5. Арчаков М.К. Идеология политического экстремизма // Социум и власть. 2012. № 6(38).
6. Россия - не Украина: современные акценты национализма: сб. ст. / сост. А. Верхов-ский. М., 2014.
7. Новые тенденции и характеристика современной субкультуры участников праворадикальных групп: аналитический обзор / сост.: Е.О. Кубякин, С.Ф. Самойлов, Е.В. Гри-шай, А. В. Якуба. Краснодар, 2015.
8. Беликов С. К типологии праворадикальной молодежи // Свободная мысль. 2008. № 4.
9. Самойлов С.Ф., Плотников В. В. Концептуализация понятий социального и политического радикализма и экстремизма // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 4(30).
общими, поверхностными экстремистскими установками сознания и поведения, на среднем уровне праворадикальные группы предпочитают действовать, нежели вырабатывать теоретические концепты. Участники второго уровня выбирают и обосновывают лишь одно положение идеологии экстремизма для реализации его посредством насилия. «При этом данный выбор, с точки зрения участников экстремистской группировки, должен встретить наибольшую поддержку населения. По этой причине экстремистские группировки формируются под простыми и «злободневными» лозунгами борьбы с незаконными эмигрантами, засильем кавказцев на рынках, необходимости наказания педофилов, противодействию пропаганды гомосексуализма и т.п.» [7]. Тем не менее, отдельно стоит отметить религиозные и религиозно-политические праворадикальные организации, которые уже на втором уровне используют наиболее развитые идеологические системы.
Очевиден вывод: экстремистские организации не решают обостренные социальные проблемы, напротив, они паразитируют в напряженной ситуации и стимулируют эскалацию конфликта.
1. Constitution of the Russian Federation: approved by national vote on Dec. 12, 1993 // Rus. newsp. 1993. Dec. 12.
2. On countering extremist activity: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus»
3. Samoilov S.F., Nasirov M.N. To the problem of distinguishing the concepts of social and political radicalism // Society: politics, economics, law. 2016. № 2.
4. National radicals in modern Russia: realities and trends. URL: http://www.panorama.ru/works/ patr/doklad.html (date of access: 16.08.2016).
5. Archakov M.K. Ideology of political extremism // Social life and power. 2012. № 6(38).
6. Russia - not Ukraine: modern accents of nationalism: coll. of articles /comp. A. Verkhovsky. Moscow, 2014.
7. New trends and characteristics of the modern subculture of participants in right-wing radical groups: an analytical review / comp.: E.O. Kubyakin, S.F. Samoylov, E.V. Grishai, A.V. Yakuba. Krasnodar, 2015.
8. Belikov S. To the typology of right-wing radical youth // Free thought. 2008. № 4.
9. Samoylov S.F., Plotnikov V.V. Conceptualization of the concepts of social and political radicalism and extremism // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2015. № 4(30).
178