Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ" (НА ПРИМЕРЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ N+1, NATIONAL GEOGRAPHIC РОССИЯ, "ВОКРУГ СВЕТА")'

СПЕЦИФИКА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ" (НА ПРИМЕРЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ N+1, NATIONAL GEOGRAPHIC РОССИЯ, "ВОКРУГ СВЕТА") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
384
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / "ВКОНТАКТЕ" / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / МЕДИА-ВИЗУАЛЬНОСТЬ / ЖАНРЫ / ФОРМАТЫ / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сынбулатова Алиса Рамилевна

В статье рассматривается специфика контента сообществ социальной сети «ВКонтакте», направленных на популяризацию науки. В ходе исследования кратко выделяются основные черты, присущие социальным медиа в целом. Разрабатывается методика поиска и выбора тематических научно-популярных групп и публичных страниц «ВКонтакте». Проводится анализ контента официальных сообществ таких научно-популярных изданий, как National Geographic Россия, «Вокруг света», а также портала N+1. Публикации в данных сообществах исследуются с точки зрения жанровых признаков, формата, тематического охвата и количественных показателей. В результате, автор выделяет тенденции, присущие популяризации научного знания в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ "ВКОНТАКТЕ" (НА ПРИМЕРЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ N+1, NATIONAL GEOGRAPHIC РОССИЯ, "ВОКРУГ СВЕТА")»

УДК 316.472.4

СПЕЦИФИКА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» (НА ПРИМЕРЕ ОФИЦИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ N+1, NATIONAL GEOGRAPHIC РОССИЯ, «ВОКРУГ СВЕТА»)

А. Р. Сынбулатова

Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск

В статье рассматривается специфика контента сообществ социальной сети «ВКон-такте», направленных на популяризацию науки. В 'ходе исследования кратко выделяются основные черты, присущие социальным медиа в целом. Разрабатывается методика поиска и выбора тематических научно-популярных групп и публичных страниц «ВКон-такте». Проводится анализ контента официальных сообществ таких научно-популярных издании, как National Geographic Россия, «Вокруг света», а также портала N+1. Публикации в данных сообществах исследуются с точки зрения жанровых признаков, формата, тематического охвата и количественных показателей. В результате, автор выделяет тенденции, присущие популяризации научного знания в социальных сетях.

Ключевые слова: социальная сеть, «ВКонтакте», популяризация, медиа-визуаль-ность, жанры, форматы, аудитория.

Социальные сети сегодня являются важнейшей медиаплощадкой с большим количеством пользователей. Они предлагают аудитории инструменты для визуализации сложного контента, который характерен в том числе для сферы популяризации науки. В. Д. Винник выделяет среди возможностей социальных сетей тот факт, что контент может добавляться самими пользователями, при этом подписчикам доступны функции обмена информацией между собой. Как показало дальнейшее исследование, в сфере научно-популярной журналистки данный фактор не всегда может играть положительную роль, так как во многих сообществах, позиционирующих себя научно-популярными, присутствует неуникальный или непроверенный контент [6]. Важным в популяризации науки становится тот факт, что наиболее распространенный формат публикаций в соцсе-тях - дополнение текстовых сообщений фото, видео и аудиофайлами.

В рассматриваемой нами сети «ВКонтакте» наряду с привычными группами и сообществами предоставлена возможность составлять события, которые также являются публичными страницами [10].

Важным инструментом при ориентировании в информационном поле социальных сетей является фолксономия; в частности, использование тегов [11].

Значимый элемент, присущий социальным медиа выделяет исследователь Е. Батаева. Она вводит термин медиа-визуальность - совокупность визуальных образов, видеоинформации, транслирующихся для массовой аудитории с помощью новейшего технологического оборудования [4].

Целью нашего исследования стал анализ характерных особенностей материалов, публикуемых в тематических сообществах социальной сети «ВКонтакте», направленных на популяризацию науки. Для исследования был выбран данный ресурс, так как он остается самой популярной социальной сетью в России. По статистике, его ежемесячная аудитория составляет более 90 млн пользователей [3]. В результате опроса, проведенного А. Морозовой, было установлено, что «ВКонтакте» используют почти 99 % из 500 респондентов [9].

Функциональные возможности «ВКонтакте» и доступ широкого круга подписчиков позволяют нам рассматривать данную социальную платформу как релевантный канал для распространения научно-популярных знаний. «ВКонтакте» предоставляет простым пользователям, администраторам сообществ, а также верифицированным источникам возможность публиковать как собственные сообщения, так и репосты с других страниц и ссылки на сторонние ресурсы. Поэтому зачастую сообщества «ВКонтакте» используются именно в качестве дополнительной площадки, а не первоисточника сообщений. Широкий выбор инструментов медиавизуальности облегчает подачу научно-популярных текстов, а также скорость и обширность их распространения.

В исследовании тематических групп мы ориентировались на сервис по определению самых популярных сообществ «ВКонтакте»: vktoppost.ru. Данный сервис обновляется раз в несколько суток и имеет фильтр, который позволяет удобно искать интересующие нас сообщества по различным показателям (см. рис. 1).

Непосредственно в самом «ВКонтакте» поиск осуществляется через специальную отведенную систему. В ней поиск происходит либо по названию, либо в разделе популярных сообществ. Из этого следует, что не все группы оказываются охвачены подобным методом поиска, а только популярные и с большим количеством подписчиков.

При анализе групп и публичных страниц на научно-популярную тему мы ориентировались на следующие показатели: название; наличие самопозиционирования создателей сообщества с точки зрения науки; обобщенная характеристика подписчиков (количественные и социально-демографические показатели); тип авторства.

Название является важным для нас по нескольким причинам. Во-первых, это основной инструмент поиска сообществ по интересам. Во-вторых, название группы является ее «лицом», то есть представляет собой элемент позиционирования. Если, к примеру, в названии группы используется слово «Наука», мы предполагаем наличие в ней тематических постов, направленных на популяризацию знаний, и качественных медиатекстов.

Охват за сутки Посещаемость за сутки

Среднее

_ штгк /■"гц г

Наименование сооошестаа

к

п

Количество кол-ю участников постое

Е СУТКИ

посегн-

ПЦДЕШС-

1 Ьс1епее|Наука

2 Наука н Техника

3 Наука и Факты

4 Нт-ТесЬ Наука и техника

5 Интеллектуариум нзу

6 Наука и факты | Что будет, если..

7 ПостНаука

8 ВЕСТН Няука

9 НАУКА

10

Наука и

Фак1ы(ЭЕСперняенты'01Р*Мелнцнна*Лайфхак)

5 395 ¿1,0 1 701 802 1 256 191 ОМ} г«»>

4 860 734 25.1 1 908 494 1 318 425 1.4!) ,"в°%)

4 339 143 9.6 2 037 743 1 022 324 С1.М) (ИЧ)

1 820 656 14,0 605 884 0.52> 398 880 (Ы!4)

1 532 893 20.5 № 223 060 пИф

1 485 530 23.2 354 099 <1.441 245 280

382 19,0 65 934 54 694 <ВЭД

116 864 9.8

238 547 15.2

228 534 20.9 15 395 9 014

от 18

тели мул;. жен ]

чнков (ич&г» лет

?со11елеага щжси^ж ломтет^лан лв:епгмлей :

йг^зш кз . посеситб-т!)

18 198 17 078 10 683

а,т| ¡9(^1 доч

45 354 41287 34 906

■:1.Г) (114) (12«0

88 276 73 223 32 458

<;.Я) ЛТК} ;]-»

6 189 4 74 6 4 490

«-II (Год гэн)

2.436 2 363 3 038

О Л] )ПЦ ГМ№)

2 062 1 981 3108

ij.il) [Ж»

3 770 1 638 £51

ОЛ] !5!Ч) ,ЧР%)

6 867

(??«)

7 737 ши.)

55 329 (0!*.)

1 655

1 295 873

(«И)

879

Г1Щ

[5§Ч>

178

МЭ]

141

ГТО)

5$ сшм

120

Рис. 1.

Оценка социально-демографических показателей подписчиков сообществ позволяет нам определить целевую аудиторию публикуемой информации. В десяти самых популярных тематических сообществах подавляющее количество посетителей являются старше 18 лет. Минимальный процент совершеннолетних посетителей - 77 %. Максимальный, 97 % - у сообщества «Интеллектуариум | наука и образование». Так как большинство посетителей совершеннолетние люди, предполагается, что они владеют, как минимум,

средним уровнем образования. Значит, в теории, контент сообществ может содержать термины, факты из школьной программы различных наук, при этом быть доступным широкому кругу подписчиков.

Примечательным является также факт, что по тендерному признаку нет какой-либо определяемой зависимости. Перевес в сторону посетителей того или другого пола может быть существенным, как например, в случае с сообществом «Наука и Техника» (82 % мужчин против 18 % женщин), либо, наоборот, может практически отсутствовать, как в сообществе «ПостНаука» (49 % мужчин и 51 % женщин). На основании этого сделаем вывод, что научно-популярный контент, за небольшим исключением, не зависит от тендерных показателей и является общедоступным и интересным как мужчинам, так и женщинам. Специфика контента в данном случае зависит не столько от сферы популяризации науки как таковой, сколько от конкретной направленности и политики отдельно взятой группы.

В семи из десяти данных групп любой посетитель может предложить новость для публикации. При этом большинство контактов в указанных группах направлены исключительно на рекламу. В опубликованных постах крайне редко указывают автора, что ставит под вопрос уникальность или достоверность информации. Это, на наш взгляд, должно являться важнейшим фактором в сфере, которая направлена на распространение знаний об окружающем мире.

Таким образом, после рассмотрения вышеперечисленных пунктов, мы предполагаем, что контент в данных группах: А) Не является уникальным и мы не можем четко определить его источники. Исключением являются верифицированные группы профессиональных научно-популярных СМИ, как например, «ПостНаука». Б) Контент в данных группах направлен на широкий круг подписчиков со средним школьным образованием, как минимум. При этом контент популярных сообществ на тему науки, природы и технологий нельзя назвать качественным или профессиональным. Чаще всего, публикации в подобных группах представляет собой либо перепост из других сообществ, либо посты, не позволяющие определить их авторство или достоверность. В большом объеме в некоторых сообществах представлена реклама, но она практически не касается информации о мероприятиях в сфере популяризации науки.

Так как научно-популярный контент в социальных сетях не ограничивается тематическими пабликами и группами, мы отдельно выделяем верифицированные группы научно-популярных СМИ. Среди самых известных и популярных мы выделяем официальные сообщества «ВКонтакте»: N+1 (144 803 подписчиков), National Geographic Россия (1 412 820 подписчиков), «Вокруг света» (152 693 подписчиков). Мы проанализировали все посты, опубликованные в данных сообществах с 1 по 7 марта 2018 года (за неделю). Всего было исследовано 369 постов.

1. Формат подачи материалов

А) Фотографии и рисунки. Фотографии в научно-популярных сообществах представляют самый распространенный иллюстративный метод. Такая форма подачи материала позволяет сразу предоставить читателю основную идею, о чем публикуется в сообщении, даже без необходимости вчитываться в него. Как правило, текстовое сообщение сопровождается фотографией природы или же объекта, о котором идет речь в сообщении. Большой популярностью пользуются изображения животных. Реже встречаются графики или схематичные изображения каких-либо процессов, которые, как правило, относятся к сфере физики или химии.

Б) Гиф-изображения. Такой способ иллюстрирования позволяет увидеть изображаемый объект в динамике, что добавляет возможности для более обширного и подробного показа научного явления или факта. В ходе исследования мы выяснили, что в сообществе National Geographic Россия за неделю не было ни одного поста с гиф-изображением.

В сообществе «Вокруг света» был один подобный иллюстративный материал за неделю. Активнее всего используют гиф-изображения в сообществе N+1. За неделю наблюдения было замечено 27 постов с динамичной иллюстрацией. При этом такие гиф-изображения носят, как правило, не информативный, а развлекательный характер. Они короткие и динамичные, но из-за недостаточной длины и отсутствия подробностей не могут служить полноценным иллюстративным материалом.

В) Видео. Данный формат представления контента является наиболее информативным и познавательным, так как совмещает динамичное изображение со звуком. Он встретился нам лишь в двух публикациях сообщества N+1. Малое количество видео-изображений в научно-популярных сообществах можно объяснить тем фактом, что полноценное видео, по сути, само может являться отдельным материалом СМИ. Так как визуальная составляющая в сообществах является средством привлечения внимания к ссылке на соответствующий материал, то авторам нет необходимости вставлять полноценный видеоролик.

2. Основные темы и жанры, представленные в сообществах

Исходя из вышеперечисленных форматов подачи материала, мы можем обозначить следующие жанры, встречающиеся в социальных сетях:

Пост, содержащий ссылку на материал портала. Он сопровождается фото-, гиф-, или (крайне редко) видео-иллюстрацией. Таких материалов во всех группах подавляющее большинство.

Формат, встречающийся нам в сообществе N+1 - пост со ссылкой, которая открывает полноценный лонгрид прямо в «ВКонтакте» без перехода на сайт N+1. Подобные лонгриды оснащены фотографиями, гиф-изображениями, схемами, в тексте также встречаются химические формулы, форматирование текста, при котором выделяется важная информация, присутствуют гиперссылки.

Отдельно мы решили выделить рубрику, которую можно условно назвать «интересный факт». Такой пост представляет небольшое сообщение о каком-либо субъекте или явлении мира, которое сопровождается иллюстрацией. Вся предусмотренная автором информация передаётся в двух-трех небольших предложениях. Из-за отсутствия ссылки для перехода на сайт, такие публикации обычно собирают большее количество лайков.

Еще одна рубрика - подборка новостей за неделю. В группе N+1 в воскресенье публикуется дайджест со специальным тегом, в котором выделяются самые важные или главные, по мнению администрации, материалы. Каждая ссылка находится в отдельном посте. В группе National Geographic Россия по итогам неделю публикуют подборку самых читаемых материалов за неделю, в одном посте. Таким образом, любому читателю предоставляется возможность быстро оценить самые важные новости без необходимости изучать всю ленту сообщества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе National Geographic Россия встречаются репосты сообщений из официальной группы WWF России - Всемирного фонда дикой природы. Других репостов за время исследования мы не заметили.

Классическое жанровое разнообразие журналистских материалов не может быть представлено в данных сообществах, так как все публикации представляют собой подобие лидер-абзаца с заголовком или без него и ссылку на материал. Некоторые из подобных постов можно отнести к короткой новостной заметке, но большинство из них являются стандартным сообщением на стене социального сообщества. При этом на самих сайтах открываемые материалы предстают в широком разнообразии жанров. Среди них встречаются расширенные заметки, статьи, репортажи, очерки, фотогалереи и подборки, лонгриды, листиклы (рекомендации), тесты, на сайте «Вокруг света» встречается рубрика «вопрос-ответ». До публикации в социальных сетях от данных материалов доходят лишь небольшие фрагменты, по которым сделать вывод о принадлежности к тому или иному жанру без перехода на сайт практически невозможно.

3. Возможность комментирования

Во всех исследованных сообществах подписчики имеют возможность оставить комментарии. При этом нами было замечено отсутствие модерации, так как некоторые комментарии содержат спам или неинформативные сообщения подписчиков в виде смайлов и стикеров.

Среди материалов, относящихся к научно-популярной сфере, иногда встречаются те, которые соприкасаются с другими сферами жизни, в частности, с политикой. Такие посты, как показало исследование, вызывают оживленные дискуссии. Например, материал в группе N+1 про послание президента России на тему военных разработок. Данная дискуссия в преддверии выборов Президента состояла из 46 комментариев, что является значительным показателем для проанализированных нами сообществ.

Новость о том, что Президент России объявил об успешных испытаниях крылатой ядерной ракеты. Данная публикация вызвала 62 комментария.

В сообществе National Geographic Россия одна фотография затопленной колокольни Никольского собора, без ссылки на какой-либо материал, вызвала в комментариях дискуссию на тему российского общества и политики (47 откликов от аудитории).

Таким образом, можно сделать вывод, что даже в научно-популярных сообществах подписчиков интересуют важные общественно-политические новости и темы.

Самое большое количество комментариев за время нашего исследования было у материала, посвященному Дню кошек в России, который проводится 1 марта. Публикацию сопроводили 64 комментария, в которых подписчики публиковали фотографии своих домашних питомцев. Это позволяет отметить значимость такого явления коммуникативного процесса в социальных сетях как партиципарность. Исследователь Е. Вартанова выделяет это как один из важнейших принципов, лежащих в основе социальных медиа. Информационный обмен представляется как равный процесс, в котором потребители и создатели контента выступают наравне друг с другом [5].

4. Тематика сообществ (раздел научной сферы)

В целом, нет четкого тематического распределения среди тематических сфер данных сообществ. Все они позиционируют себя как научно-популярные издания с широким кругом тем. N+1 позиционирует себя как «научно-популярное издание о прогрессе во всех его проявлениях» [1]. Главные темы, которые освещает издание National Geographic: наука, путешествия, природа, приключения [2]. Издание «Вокруг света» специализируется на теме путешествий, «исторических событий, знаменитых людях, научных открытиях и технических достижениях» [8]. При этом на основании материалов можно сделать вывод, что N+1 больше тяготеет к сфере естественных наук и открытий, National Geographic Россия - к природе, «Вокруг света» - к путешествиям, культуре и истории. Иногда одна и та же новость может встретиться во всех трех данных группах.

5. Объем публикаций

Посты в верифицированных научно-популярных сообществах отличаются малым количеством текстовой информации. В среднем, пост составляет текстовое сопровождение от двух-трех строк до пяти-шести. В некоторых случаях текст материала, отображаемого в ссылке, совпадает с текстом непосредственно в опубликованном сообщении. Также часто встречается подобный формат: текст в сообщении соцсети продолжает текст опубликованной ссылки. Таким образом, пост не является полноценной публикацией, а становится второстепенным дополнением к контенту издания или портала.

Самые длинные текстовые сообщения - в сообществе N+1, нередко они составляют по шесть-семь строк. Самые обширный текстовый пост, проанализированный в нашем исследовании («Известно, что снижение температуры работы современных автомобильных двигателей делает неэффективными катализаторы, которые используются в конвертерах для окисления угарного газа в выхлопах. В поисках нового эффективного катализатора,

который мог бы работать при температурах около 150 градусов, американские химики обнаружили материал, который окисляет угарный газ до углексилого при температурах в районе комнатной. И хотя максимальный выход реакции оксиления с использованием такого материала пока не превосходит 33 процентов, ученые полагают, что на его основе можно будет получить действительно эффективный катализатор») содержит 624 знака. Для сравнения, сообщения «Вокруг света» содержат малое количество текста, иногда представляя собой лишь заголовок, служащий для привлечения внимания подписчиков. Пример: «Есть ли белые дыры?» - всего 20 знаков. Сопровождают текст лишь ссылка на сайт и иллюстрация.

6. Авторство публикаций

В сообществе National Geographic Россия публикуется авторство фотографий. Остальные посты в других сообществах не сопровождаются авторской подписью, для прочтения полноценного текста и идентификации автора, необходимо перейти на сайт.

7. Периодичность наполнения

В целом, можно отметить, что количество опубликованных постов варьируется в определённых рамках. Минимальное количество сообщений - семь - было опубликовано в сообществе N+1 в воскресенье, 4 марта. При этом данные посты являются подборкой главных новостей за неделю, поэтому учитывать их кажется нам не совсем репрезентативным. В остальные дни минимальным показателем является 13 сообщений. Максимум -21. Всего за неделю опубликовано 111 постов, что дает в среднем 15,8 публикаций в день. Если не учитывать воскресную подборку новостей, то данный показатель становится 17,3 публикации в день.

В группе National Geographic Россия - 100 публикаций за неделю. При этом, минимальный показатель такой же, как в предыдущем случае - 13 постов в день. Максимум -16. В среднем это дает 14,2 постов за сутки. В данном случае воскресенье не выделяется из других дней по частоте публикации, таким образом, посты распределены более ровно по времени.

Самые частые публикации в сообществе «Вокруг света» - 158 постов за неделю. Данная группа отличается стабильностью публикации - в пять из семи наблюдаемых нами дней их количество составляло 23 поста. Средний показатель, соответственно, выше, чем в двух других группах - 22,6 поста в день. Воскресенье также не выделяется по количеству публикаций.

В среднем, периодичность постов за сутки не представляет какой-либо закономерности, так как иногда встречаются временные промежутки до 10 часов между двумя постами.

Таким образом, мы можем отметить, что данные группы являются довольно активными по количеству публикаций в день, контент представлен разнообразно и появляется практически в любое время суток.

8. Фолксономия (тегирование)

Из данных трех групп только National Geographic Россия использует теги. Нами они были встречены в двух случаях: тег #главноезанеделю используется в материалах, представленных в воскресном дайджесте новостей. Также в данном сообществе используется специальный тег для лонгридов.

Из этого мы можем сделать вывод, что научно-популярные сообщества не используют один из главных инструментов фолксономии, позволяющих искать и классифицировать информацию. При этом на самих порталах теги используются активно.

Выводы:

Профессиональные научно-популярные СМИ практически не используют свои официальные сообщества в социальной сети «ВКонтакте» как самостоятельную платформу для публикации и распространения научного знания. В большинстве рассмотренных

примеров посты в социальной сети являются лишь каналом распространения материалов из первоисточников (научно-популярных порталов и изданий). Практически отсутствует уникальный контент именно для социальной сети (за исключением постов формата «Интересный факт»). Становится очевидным, что они, по большей части, являются лишь упрощенным способом привлечения аудитории к существующим изданиям. Таким образом, несмотря на то, что научно-популярные издания используют свои официальные группы как дополнительный способ распространения сведений, они не стремятся сделать их полноценным источником информации, направленным на популяризацию науки.

При этом, материалы на сайтах, куда ведут публикуемые ссылки, являются полноценными текстами со множеством иллюстраций, графиками, фотографиями, видео, гиперссылками и тегами. Следовательно, можно сделать вывод, что профессиональные научно-популярные издания пока не видят социальные сети как полноценное медиапростран-ство для популяризации науки. Сообщества «ВКонтакте» в данном случае становятся инструментом расширения аудитории и обеспечения более простого и удобного доступа к материалам СМИ. Исключение составляют фотопубликации и небольшие познавательные посты.

Список литературы

1. N+1 [Электронныйресурс].-иКЬ:кЦр8://ук.сот/пр1шопе.

2. National Geographic Россия: о сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nat-geo.ru/about/.

3. АудиторияВКонтакте [Электронныйресурс]. - URL: https://vk.com/about.

4. Батаева, Е. В. Социальная визуалистика и медиа-визуальность [Текст] / Е. В. Ба-таева II Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. - 2014. -№2(173).-С. 196-204.

5. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран [Текст] /Е. Л. Вартанова. -М.: АспектПресс, 2003.

6. Винник, В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу [Текст] / В. Д. Винник II Философия науки. -2012. -№ 4 (55).

7. Воронкин, А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ [Текст] / А. С. Во-ронкин II Образовательные технологии и общество. - 2014. -№ 1.-С. 650-675.

8. Издательский дом «Вокруг света»: о компании [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.vokrugsveta.ru/company/.

9. Морозова, А. А. Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя [Текст] / А. А. Морозова II Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2017. - № 3 (25).

10. Морозова, А. А. Тематическая классификация сообществ в социальной сети «ВКонтакте» как нового средства массовой информации [Текст] / А. А. Морозова II Современная медиасфера: практика трансформации, теоретическое осмысление, институциональные перспективы: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 марта 2017 г. / редкол. С. В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2017. -С.160-166.

11. Посов, И. А. Web-сайт для создания и обмена генерируемыми задачами по математике [Текст] / И. А. Посов II Образовательные технологии и общество. - 2010. -№3.-С. 360-373.

THE SPECIFICITY OF THE POPULARIZATION OF SCIENCE IN THE SOCIAL NETWORK «VKONTAKTE» (ON THE EXAMPLE OF OFFICIAL COMMUNITIES N + 1, NATIONAL GEOGRAPHIC RUSSIA, «VOKRUG SVETA»)

A. R. Synbulatova

ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]

The article examines the specifics of content in the social network "VKontakte" communities that aimed at the popularization of science. The study highlights briefly the main features of social media in general. A method is developedfor searching and selecting thematic popular scientific groups and public pages in "VKontakte". The author analyzes the content of official communities of such popular science magazines as National Geographic Russia, «Vokrug sveta», as well as the N + 1 portal. Publications in these communities are investigated in terms of genrefeatures,format, thematic coverage and quantitative indicators. As a result, the author highlights the tendencies inherent in the popularization of scientific knowledge in social networks.

Keywords: social network, "VKontakte", popularization, media-visuality, genres, formats, audience.

References

1. N+ 1, available at: https://vk.com/nplusone. (InRuss.).

2. National Geographic Rossiya: o sayte [=National Geographic Russia: about the site], available at: http://www.nat-geo.ru/about/. (In Russ.).

3. Auditoriya VKontakte [=VKontakte audience], available at: https://vk.com/about. (In Russ.).

4. Bataeva, E. V. (2014) Social'naya vizualistika i media-vizual'nost' [=Social visualistics and media-visuality], in: Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo [=Scientific statements of BelSU. Series: Philosophy. Sociology. Right], No. 2 (173), pp. 196204. (In Russ.).

5. Vartanova, E. L. (2003) Mediaekonomika zarubezhnyh stran [=Media economics of foreign countries], Moscow, Aspect Press. (In Russ.).

6. Vinnik, V. D. (2012) Social'nye seti kak fenomen organizacii obshchestva: sushchnost' i podhody k ispol'zovaniyu i monitoring [=Social networks as a phenomenon of the organization of society: essence and approaches to use and monitoring], in: Filosofiya nauki [=Philosophy of Science], No. 4 (55). (In Russ.).

7. Voronkin, A. S. (2014) Social'nye seti: evolyuciya, struktura, analiz [=Social networks: evolution, structure, analysis], in: Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [=Educational technologies and society], No. 1, pp. 650-675. (In Russ.).

8. Izdatel'skiy dom «Vokrug sveta»: o kompanii [=Publishing house "Around the world": about the company], available at: http://www.vokrugsveta.ru/company/. (In Russ.).

9. Morozova, A. A. (2017) Social'naya set': k voprosu o bezopasnosti pol'zovatelya [=So-cial network: to the issue of user safety], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: the problem field of media education], Chelyabinsk, No. 3 (25). (In Russ.).

10. Morozova, A. A. (2017) Tematicheskaya klassifikaciya soobshchestv v social'noj seti «VKontakte» kak novogo sredstva massovoj informacii [=Thematic classification of communities in the social network "VKontakte" as a new media], in: Sovremennaya mediasfera: prak-

tika transformacii, teoreticheskoe osmyslenie, institucional'nye perspektivy: materialy IMezh-dunar. nauch.-prakt. konf. [=Modern media sphere: the practice of transformation, theoretical comprehension, institutional perspectives: materials I Intern, scientific-practical conf.], Minsk, Center ofBSU, pp. 160-166. (In Russ.).

11. Posov, I. A. (2010) Web-sajt dlya sozdaniya i obmena generiruemymi zadachami po matematike [=Web-site for creation and exchange of generated problems in mathematics], in: Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [=Educational technologies and society], No. 3, pp. 360-373. (InRuss.).

Сынбулатова Алиса Рамилевна - магистрант, Челябинский государственный университет.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.