УДК 373.2
СПЕЦИФИКА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Елена Васильевна Корепанова
заведующий кафедрой педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент
[email protected] Татьяна Владимировна Рассказова
магистрант [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрена роль и особенности поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в пространстве ДОО.
Ключевые слова: дошкольный возраст,ребенок дошкольного возраста, общение в дошкольном возрасте, дошкольное образование, игровая деятельность, поисково-исследовательская деятельность.
Важнейшее значение для развития личности ребенка-дошкольника имеет усвоение им представлений об объективно существующей действительности [5; 7]. Дети, овладевая практическими способами предметного взаимодействия с окружающей средой, способствуют становлению собственного мировоззрения и личностного роста [5; 7]. Особая роль в этом отводится поисково-исследовательской деятельности, проходящей в форме эксперимента. В процессе экспериментальной деятельности дошкольники изучают различные объекты живой и неживой природы,с целью выявления их взаимосвязей.
Опыты и эксперименты,проходящие в занимательной форме, побуждают дошкольников к самостоятельному поиску причин, способов, проявлению творческой активности. В процессе экспериментальной деятельности у детей обеспечивается развитие познавательной активности как собственной, так и активности, механизмом которойявляется психолого-педагогическое сопровождение педагогом [2; 6; 8].
Исследовательская деятельность в детском саду может использоваться педагогами в различных видах организованной и самостоятельной деятельности детей. Дошкольникам нравится вместе с воспитателями совершать свои первые открытия. Поисково-исследовательская деятельность побуждает детей дошкольноговозраста к исследованию природы, формируятем самым познавательную активность, аследовательно, оказывая развивающее воздействие на когнитивные процессы ребенка.
Дети дошкольного возраста испытывают неподдельный интерес кразличным видам экспериментирования, потому что в этом возрасте у них преобладает наглядно-действенное и наглядно-образноемышление, и поисково-исследовательская деятельность является механизмом развития когнитивных процессов ребенка. Объединяя игровой процесс с разнообразными исследованиями, педагоги получают возможность сделать процесс обучения в детском саду наиболее интересным, эффективным и результативным. Дошкольники, участвуя в процессе опытно-экспериментальной деятельности,имеют возможность приобретения таких учебных навыков, как:
четко формулировать цели, выдвигать гипотезы, решать проблему опытным путем, делая соответствующие выводы [2]. Для педагога становится значимо необходимым грамотно составить алгоритм ведения поисково-исследовательской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольника[4].
В ходе исследовательской деятельности у ребенка-дошкольника возникает необходимость выполнения операций анализа, сравнения, классификации, обобщения, в результате чего интенсивно идет развитие интеллектуальной сферы дошкольника. Кроме того, поисково-исследовательская деятельность оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу дошкольника; развитие его творческих способностей; формирование трудовых навыков и здоровьесбережение.Во время поисково-исследовательской деятельности у детей создается позитивно-эмоционально-волевой фон психических состояний.
Игры -занятия, в процессепоисково-исследовательской деятельности, являются одновременно и играми по речевому развитию, что хорошо прослеживается на всех этапах проведения эксперимента: когда выдвигается гипотеза, формулируется цель, в ходе алгоритма действий проведения самого эксперимента, при обобщении и обработке результатов, подведении итогов, в словесном рассказе о полном ходе исследования [6; 9]. Общаясь в процессе экспериментальной деятельности, у детей дошкольного возраста развивается также диалогическая речь, формируется умение четкого выражения своих мыслей, дети в это время учатся работать сообща, уступая и помогая друг другу, отстаивая свою точку зрения, и учитывая, и принимая мнение товарища. В процессе обыгрывания и постановки проблемных ситуаций, во время проведения эксперимента, педагог и ребенок находятсяв непрерывном диалоге. Организованная совместная деятельность детей с педагогом,в свою очередь, развивает у дошкольников творческие способности [4].
Приоритет поисково-исследовательской деятельности, перед другими видами деятельности дошкольникаявляется то, что она даёт детям
объективныепредставления о существенных и специфическихсвойствах объекта или явления изучения. [1; 3].
Из всего представленноговыше, можно сделать вывод о том, что для детей дошкольного возраста поисково-исследовательскаядеятельность может быть рассмотрена ведущейдеятельностью наряду с сюжетно-ролевой игрой. Экспериментирование дает возможность удовлетворить потребность детей впознании объективно существующей реальности, впечатлений, что, в свою очередь, способствует развитию познавательной сферы ребенка.
Список литературы:
1. Балясина О.Г., Корепанова Е.В. Инновационные технологии в практике дошкольного образовательного учреждения // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 201.
2. Егорова Н.Н. Корепанова Е.В. Особенности проведения экспериментального исследования с детьми дошкольного возраста // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 134
3. Каширина Н.В., Корепанова Е.В., Щугорева Н.В. Внедрениеинновационныхпедагогическихтехнологийвпрактикуобразовательно йдеятельности// Наука и Образование.2020. Т. 3. № 4. С. 200.
4. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.Е. Диалогическоеобщениевпсихологическомсопровожденииучебнойдеятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им В.И. Вернадского. 2020. № 4 (78). С. 91-99.
5. Корепанова Е.В., Комель Д.В. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста в русле тенденций развития современного образования // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 172.
6. Корепанова Е.В., Манохина Н.С. Игра как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста// Наука и Образование. 2022. Т.5. № 2.
7. Корепанова Е.В., Подгорнова С.Ф. Педагогические задачи дошкольного образования//Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 175
8. Корепанова Е.В., Честных А.С. К вопросу исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования детей // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 2. С. 22
9. Фролова Ю.М., Куляева Н.А., Корепанова Е.В. Педагогическаякомпетентностьродителейввоспитаниисамостоятельностидетей дошкольноговозраста // Наука и Образование.2020. Т. 3. № 2. С. 289.
UDC 373.2
THE SPECIFICS OF THE SEARCH AND RESEARCH ACTIVITIES
OF PRESCHOOL CHILDREN
ElenaV. Korepanova
HeadoftheDepartment of Pedagogy and Psychology Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
[email protected] Tatiana V. Rasskazova master student [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Adstract. The article considers the role and features of the search and research activities of preschool children in the pre-school education space.
Key words: preschool age, preschool child, communication at preschool age, preschool education, play activities, search and research activities.