Научная статья на тему 'Специфика передачи информационных поводов через различные каналы коммуникации'

Специфика передачи информационных поводов через различные каналы коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический дискурс / политическая лингвистика / политическая конфликтология / вооруженные конфликты / повестка дня / СВО / специальные военные операции / восприятие информации / информационные потоки / журналистика / медиалингвистика / СМИ / средства массовой информации / медиадискурс / медиа-тексты / язык СМИ / языковые средства / Интернет / интернет-пространство / интернет-коммуникация / интернет-технологии / интернет-дискурс / интернет-тексты / интернет-ресурсы / телеграм-каналы / political discourse / political linguistics / political conflictology / armed conflicts / agenda / SMO / special military operations / perception of information / information streams / journalism / media linguistics / mass media / media discourse / media texts / mass media language / language means / Internet / Internet space / Internet communication / Internet technologies / Internet discourse / Internet texts / Internet resources / Telegram channels

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полина Викторовна Горбань

Данная статья представляет собой актуальное исследование, которое вносит общий вклад в понимание специфики распространения информационных поводов через различные каналы связи и оказываемое ими влияние на общественное мнение и восприятие вооруженных конфликтов. Эмпирическая база исследования находится в рамках актуального вооруженного конфликта на Украине. Автор проводит сравнительный анализ распространения инфоповодов в государственном СМИ (РИА «Новости») и новых медиа (Telegram-каналы) с целью определить ключевые отличия и возможные общие закономерности. Исследование построено на количественном анализе материалов, содержащих заранее отобранные ключевые слова. Также среди задач исследования выдвинута цель определить, насколько качественно медиа удовлетворяют потребность аудитории в информированности по событиям в рамках вооруженного конфликта. Популярность событий в глазах аудитории может быть выявлена по статистическим всплескам по нескольким параметрам: число поисковых запросов, количество материалов в официальных СМИ и новых медиа. Новые медиа предоставляют авторам возможность транслировать информацию в режиме реального времени, что, как следствие, способствует увеличению уровня информационного шума и количества дублирующей друг друга однотипной информации. Результаты проведенного исследования имеют практическую ценность в области политической и медиакоммуникации. Полученные выводы могут быть востребованы специалистами для более эффективного использования каналов коммуникации и разработки стратегий информационной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specificity of Dissemination of Informational Occasions Through Various Communication Channels

This article is an urgent study that makes a general contribution to understanding the specificity of dis-semination of informational occasions through various communication channels and their impact on public opinion and perception of armed conflicts. The empirical base of the study lies within the framework of the current armed conflict in Ukraine. The author conducts a comparative analysis of the dissemination of informational occasions in the state media (RIA Novosti) and new media (Telegram channels) in order to identify key differences and possible common patterns. The study is based on a quantitative analysis of materials containing pre-selected keywords. Also, among the objectives of the study, an aim was put forward to determine how well the media satisfy the audience's need for knowledge of affairs within the framework of the armed conflict. The popularity of events in the eyes of the audience can be revealed by statistical spikes in several parameters: the number of search queries and the number of materials in official and new media. New media provide authors with the opportunity to spread information in real time, which, as a result, contributes to an increase in the level of information noise and the amount of duplicate information of the same type. The results of the conducted research have practical value in the field of political and media communication. The findings may be in demand by specialists for more effective use of communication channels and the development of strategies of the information policy of the state.

Текст научной работы на тему «Специфика передачи информационных поводов через различные каналы коммуникации»

Политическая лингвистика. 2024. № 2 (104). Political Linguistics. 2024. No 2 (104).

УДК 81 '42:81 '38:81 '27

ББКШ105.51+Ш105.551.5+Ш100.621 ГРНТИ 19.21.07; 19.01.11 Код ВАК5.9.9

Полина Викторовна Горбань

независимый эксперт, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], SPIN-код: 5107-0343, https://orcid.org/0009-0004-4276-9704

Специфика передачи информационных поводов через различные каналы коммуникации

АННОТАЦИЯ. Данная статья представляет собой актуальное исследование, которое вносит общий вклад в понимание специфики распространения информационных поводов через различные каналы связи и оказываемое ими влияние на общественное мнение и восприятие вооруженных конфликтов. Эмпирическая база исследования находится в рамках актуального вооруженного конфликта на Украине. Автор проводит сравнительный анализ распространения инфоповодов в государственном СМИ (РИА «Новости») и новых медиа (Telegram-каналы) с целью определить ключевые отличия и возможные общие закономерности. Исследование построено на количественном анализе материалов, содержащих заранее отобранные ключевые слова. Также среди задач исследования выдвинута цель определить, насколько качественно медиа удовлетворяют потребность аудитории в информированности по событиям в рамках вооруженного конфликта. Популярность событий в глазах аудитории может быть выявлена по статистическим всплескам по нескольким параметрам: число поисковых запросов, количество материалов в официальных СМИ и новых медиа. Новые медиа предоставляют авторам возможность транслировать информацию в режиме реального времени, что, как следствие, способствует увеличению уровня информационного шума и количества дублирующей друг друга однотипной информации. Результаты проведенного исследования имеют практическую ценность в области политической и медиакоммуникации. Полученные выводы могут быть востребованы специалистами для более эффективного использования каналов коммуникации и разработки стратегий информационной политики государства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политический дискурс, политическая лингвистика, политическая конфликтология, вооруженные конфликты, повестка дня, СВО, специальные военные операции, восприятие информации, информационные потоки, журналистика, медиалингвистика, СМИ, средства массовой информации, медиадискурс, медиа-тексты, язык СМИ, языковые средства, Интернет, интернет-пространство, интернет-коммуникация, интернет-технологии, интернет-дискурс, интернет-тексты, интернет-ресурсы, телеграм-каналы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Горбань Полина Викторовна, независимый эксперт, г. Санкт-Петербург, Россия; email: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Горбань, П. В. Специфика передачи информационных поводов через различные каналы коммуникации / П. В. Горбань. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2024. — № 2 (104). — С. 54-65.

Polina V. Gorban'

Independent Expert, Saint Petersburg, Russia, [email protected], SPIN: 5107-0343, https://orcid.org/0009-0004-4276-9704

The Specificity of Dissemination of Informational Occasions Through Various Communication Channels

ABSTRACT. This article is an urgent study that makes a general contribution to understanding the specificity of dissemination of informational occasions through various communication channels and their impact on public opinion and perception of armed conflicts. The empirical base of the study lies within the framework of the current armed conflict in Ukraine. The author conducts a comparative analysis of the dissemination of informational occasions in the state media (RIA Novosti) and new media (Telegram channels) in order to identify key differences and possible common patterns. The study is based on a quantitative analysis of materials containing pre-selected keywords. Also, among the objectives of the study, an aim was put forward to determine how well the media satisfy the audience's need for knowledge of affairs within the framework of the armed conflict. The popularity of events in the eyes of the audience can be revealed by statistical spikes in several parameters: the number of search queries and the number of materials in official and new media. New media provide authors with the opportunity to spread information in real time, which, as a result, contributes to an increase in the level of information noise and the amount of duplicate information of the same type. The results of the conducted research have practical value in the field ofpolitical and media communication. The findings may be in demand by specialists for more effective use of communication channels and the development of strategies of the information policy of the state.

KEYWORDS: political discourse, political linguistics, political conflictology, armed conflicts, agenda, SMO, special military operations, perception of information, information streams, journalism, media linguistics, mass media, media discourse, media texts, mass media language, language means, Internet, Internet space, Internet communication, Internet technologies, Internet discourse, Internet texts, Internet resources, Telegram channels.

© Горбань П. В., 2024

AUTHOR'S INFORMATION: Gorban' Polina Viktorovna, Independent Expert, Saint Petersburg, Russia.

FOR CITATION: Gorban'P. V. (2024). The Specificity of Dissemination of Informational Occasions Through Various Communication Channels. In Political Linguistics. No 2 (104), pp. 54-65. (In Russ.).

Современное цифровое общество усилило борьбу за внимание аудитории. Как следствие, возросла роль скорости распространения информации. Будучи одними из наиболее значимых событий, вооруженные конфликты неизбежно занимают центральные позиции в повестке дня, поэтому способы передачи данных о них имеют существенное значение для интерпретации и понимания происходящих геополитических и общественных процессов. Необходимо учитывать, что специфика освещения вооруженного конфликта может кардинально отличаться в зависимости от выбранного канала коммуникации.

В представленной статье автор проводит комплексное исследование, направленное на выявление особенностей передачи информации в зависимости от канала коммуникации. Цель данной статьи заключается в выявлении основных трендов и закономерностей формирования повестки дня в разных каналах передачи информации в контексте освещения вооруженных конфликтов. Автор проводит исследование числовых показателей передачи информационных поводов с целью анализа степени удовлетворенности потребности аудитории в информировании. С целью определения наиболее важных для аудитории аспектов конфликта в статье проведен анализ трендов по поисковым запросам пользователей, публикациям в РИА «Новости» и в русскоязычном сегменте «Telegram» в период проведения специальной военной операции на Украине (далее — СВО).

Актуальность данного исследования состоит в новом взгляде на анализ освещения информационных поводов в период вооруженного конфликта. Автор учитывает как противоположные по своей сути типы медиа, так и использует количественные показатели. В статье представлено сравнение официальных СМИ, которые, как правило, выступают в роли государственных или корпоративных каналов информации, и новых медиа, представляющих собой онлайн-плат-формы без конкретного единственного владельца. Автор проводит количественный анализ русскоязычного сегмента «Teleg-ram», который в современной действительности выступает в качестве свободного канала распространения информации, не подверженного цензуре. Использование цифровых показателей по поисковым запросам пользователей и числу публикаций в официальных СМИ и новых медиа позволяет бо-

лее наглядно проследить зависимость между вниманием аудитории к тому или иному событию и ответной реакцией со стороны каналов информации. Детальное изучение способов отработки информационных поводов в период вооруженных конфликтов и оценка их эффективности является важной задачей, так как способствует обнаружению тактик и стратегий, используемых для контроля над информацией и манипуляции общественным мнением.

Автор исследует роль журналистики в формировании повестки дня относительно вооруженных конфликтов, а также анализирует факторы и механизмы, которые влияют на определение тем и проблем, выносимых на первый план.

Отдельную благодарность автор выражает команде сервиса аналитики Telegram-каналов TGStat.ru за помощь в сборе статистических данных по русскоязычному сегменту аудитории мессенджера Telegram.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ

Современное информационное общество сталкивается с постоянно нарастающим потоком информации. В подобной ситуации освещение информационных поводов и направление их в нужном векторе становится ключевым инструментов достижения целей коммуникации. Как и прежде, значительная роль в определении повестки дня и, как следствие, в формировании общественного мнения, отведена средствам массовой информации.

Повестку дня можно охарактеризовать как перечень событий и тем, которые определяются как наиболее важные и интересные для обсуждения и освещения в средствах массовой информации. Понятие «повестка дня» имеет глубокие корни в теории массовой коммуникации и является предметом изучения многих теоретиков.

Ряд российских ученых определяют повестку дня как ключевое явление, поскольку формируемая СМИ парадигма определяет вектор политической жизни страны. К исследователям с такой позицией можно отнести Д. Ольшанского и В. Пенькова [Ольшанский, Пеньков 2005]. С.С. Лушанкин отмечает, что «категория „повестка дня" в современной науке имеет как минимум три модели: медиа повестка, образованная главным образом СМК; общественная повестка, образованная обыденными людьми; политическая повестка, образованная политическими акторами,

главным образом органами власти разных уровней» [Лушанкин 2017: 458].

Распространена позиция о том, что СМИ не говорят, что конкретно аудитории следует думать, но указывают на то, о чем следует думать и на чем концентрировать свое внимание. Фундаментальный труд М. Мак-Комбса и Д. Шоу [McCombs, Shaw 1972: 176187] выдвигает и доказывает тезис о том, что именно пресса формирует «повестку дня», т. е. определяет наиболее важные вопросы для общества. В связи с наличием у людей потребности в ориентации и осведомленности о событиях в окружающем мире, СМИ, по мнению авторов, и смогли взять на себя роль создателя повестки дня. Теория агенды-сеттеров является одной из ключевых теорий, связанных с понятием «повестка дня».

Другой фундаментальной теорией в рассматриваемом вопросе выступает теория рамок (framing theory), разработанная Э. Гофманом [Goffman 1974, 1981] и Дж. Лакоффом [Lakoff 1980, 1987], суть которой заключается в том, что люди используют рамки (структуры или схемы), помогающие классифицировать и понимать информацию. Рамки функционируют как своего рода фильтры, оказывающие влияние на восприятие и интерпретацию событий и сообщений, определяют точку зрения индивида, его убеждения и ценности. Некоторые современные исследователи, например Дж. Кляйн и Дж. Амис [Klein, Amis 2021], определяют фрейм как выбор некоторых аспектов воспринимаемой реальности с последующим акцентированием внимания на них. Фреймы могут упростить и сузить проблемные аспекты общества таким образом, чтобы в конечном счете мобилизовать потенциальных сторонников конкретной позиции и демобилизовать ее антагонистов. Теория рамок предполагает, что СМИ не только выбирают темы для освещения, но также определяют способы интерпретации и контекст.

С распространением сети Интернет и появлением новых медиа у аудитории появилась возможность формировать собственную «повестку дня», что оказывает влияние на работу редакций. Порой новые медиа выступают в роли подконтрольных традиционным СМИ механизмов, т. е. поддерживают создаваемую общими усилиями «повестку дня». Также важно понимать, что, в отличие от традиционных СМИ, основной массив информации в новых медиа направлен на привлечение внимания и выполнение развлекательной функции, что способствует увеличению числа публикаций с маловажной по своей значимости информации. А.Ю. Гар-

бузняк отмечает, что в новых медиа «новостей-курьезов среди второстепенных тем большинство. Они создают информационный шум и могут заглушить общественно значимые темы, которые на их фоне выглядят „скучными"» [Гарбузняк 2020: 225]. Помимо этого, проведенный автором статьи эмпирический анализ доказывает, что повестка дня, транслируемая в новых медиа, формируется на политическом уровне. Это, в свою очередь, стирает отличия между новыми медиа и традиционными СМИ. Важно понимать, что политическая повестка влияет только на повестку объектов, то есть на то, о чем следует говорить. Интерпретации могут отличаться в зависимости от того, на какую аудиторию они направлены. С.С. Лушанкин подчеркивает, что «категория „повестка дня" обретает свой смысл лишь будучи привязанной к конкретному набору акторов и конкретному историческому этапу» [Лушанкин 2017: 458], т. е/ исключительно в связке с политической повесткой.

К. Сомервилл полагает, что «даже самые нейтральные и осторожные средства массовой информации обладают своими фильтрами для публикаций, что часто базируется на глубоко укоренившихся ценностях внутри редакции, поддерживаемых непосредственно журналистами или обществом, в котором СМИ функционирует» [Somerville 2016]. Автор также убежден, что в журналистском понимании фреймы выступают как способ для вписывания репортажей и материалов в простой контекст, который позволил бы аудитории понимать, как интерпретировать информацию в соответствии с существующей системой ценностей.

В периоды вооруженных конфликтов распространена практика манипуляции информацией. Одна из основных форм — пропаганда, представляющая систематическое искажение фактов и использование эмоциональных аргументов для убеждения аудитории в правильности конкретной точки зрения. Чаще всего пропаганда используется для оправдания действий государства, формирования образа врага и увеличения поддержки со стороны населения. Медиафрей-мы влияют на мнения, подчеркивая конкретные традиции, факты и другую информацию, усиливая актуальность перечисленного. Существуют случаи вмешательства журналистов в непредвзятую постановку конфликта, что может проявляться в рассуждениях о последствиях политических и вооруженных конфликтов, в экспрессивном оформлении новостей путем сопоставления акторов, а также в журналистских интерпретациях и анализе политических разногласий сторон. Также жур-

налисты могут вмешаться, добавив прямые комментарии в новостной репортаж или высказав свою позицию по вопросу, отдавая большее предпочтение и одобрение одной из сторон [Bartholome, Lecheler, Vreese 2018: 1690-1702].

Другая форма манипуляции информацией - цензура и контроль деятельности СМИ. Данный метод может быть использован как для ограничения доступа журналистов к определенным локациям с целью сокрытия информации, так и для подавления негативной информации. Например, правительство Башара Асада ограничивало доступ журналистов к определенным районам, чтобы скрыть гуманитарные кризисы и нарушения прав человека во время военных действий в Сирии [Reporters without borders 2013]. Также к способу манипуляции информацией можно отнести распространение ложных новостей и дезинформации. Стороны конфликта могут создавать и транслировать фейковые сообщения с целью дискредитации противника или разжигания паники среди населения. Работы таких теоретиков, как Эдвард Бер-нейс [Бернейс 2022], Уолтер Липпман [Липп-ман 2023] и Гарольд Ласвель [Ласвель 1929], предоставляют теоретическую базу для общего понимания механизмов манипуляции информацией в периоды вооруженных конфликтов.

В эпоху цифровизации распространение фейков стало еще более быстрым и эффективным для их создателя. Е.Л. Вартанова и А.В. Вырковский отмечают, что «развитие новых медиа значительно разнообразили набор видов и форм медиатекстов, присутствующих в медийной среде, а мультимедийные возможности количественно и качественно изменили конфликтный дискурс, представленный в медиа. Однако еще более важным свойством новых медиа стала интерактивность, которая и позволила формировать колоссальные по объему корпусы пользовательских материалов (постов, так называемых реакций — комментариев, репостов, лайков), сопровождающих конфликт и часто порождающих его» [Вартанова, Вырковский 2023: 326].

В контексте вооруженных конфликтов значимость медиа в формировании повестки дня только возрастает. Военные конфликты всегда привлекали внимание общественности и неизменно остаются одним из ключевых элементов, определяющих повестку дня государства. В период конфликта стороны могут использовать СМИ как инструмент пропаганды и манипуляции общественным

мнением, а также с целью демонстрации своей силы и решимости. Одним из ярких примеров может выступать освещение войны в Ираке в 2003 г., когда СМИ выступали в качестве инструмента оправдания военных действий и создания определенного образа конфликта [Gunter 2009: 45].

МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология исследования, описанного в рамках текущей статьи, включает ряд этапов. В первую очередь, автором были определены ключевые слова, связанные с вооруженным конфликтом, в последующем использованные для количественного анализа данных. Отобранные ключевые слова связаны с рядом событий в рамках СВО, странами и другими военными темами и представляют собой наиболее вероятные и наиболее частые для поиска ключевые запросы. Из выборки были исключены ключевые слова, относящиеся к узкопрофильной тематике и требующие от аудитории специальной профессиональной подготовки.

Дальнейший анализ был проведен с сохранением формулировок по всем источникам: «Яндекс Подбор слов»1 — с целью понимания общего числа поисковых запросов за определенный период времени, связанных с вооруженным конфликтом; РИА «Новости»2 — проведен анализ выборки архивных записей с целью понимания числа официальных публикаций; сервис аналитики Telegram-каналов TGStat.ru3 — анализ числа публикаций в открытых каналах мессендже-ра с разбивкой поиска по двум направлениям: общее число публикаций по всему Telegram (критерии поиска: язык контента — русский; учитываются удаленные публикации и репосты) и более узкая выборка (критерии поиска: язык контента — русский; только оригинальные посты, без учета репостов; география источника — Россия; удаленные посты не учитываются). В последующем данные по различным источникам были сопоставлены между собой для выявления общих тенденций и закономерностей.

В рамках исследования использованы ключевые слова, отражающие события в период с 24 февраля 2022 г. по начало января 2023 г. Для чистоты исследования были проанализированы показатели предшествующего и последующего событию месяца. Подобное определение временного отрезка выборки преследовало цель понять, связан ли всплеск количественных показа-

1 Яндекс Подбор слов. URL: https://wordstat.yandex.ru (дата обращения: 23.10.2023).

2 РИА «Новости». Архив новостей. URL: https://ria.ru/search/?query= (дата обращения: 23.10.2023).

3 TGStat. Аналитика публикаций в Telegram. URL: https://tgstat.ru/search (дата обращения: 23.10.2023).

57

телей поисковых запросов аудитории с информационным поводом и его освещением в официальных или новых медиа или же интерес аудитории стабилен и не подвержен внешнему дополнительному влиянию. Анализ данных о количестве упоминаний ключевых слов в поисковых запросах, публикациях в РИА «Новости» и сообщениях в Telegram позволяет определить, насколько тема вооруженных конфликтов актуальна для общества.

В качестве завершающего этапа исследования проведена интерпретация полученных результатов, а также сделаны выводы о том, как вооруженные конфликты определяют повестку дня в различных медиаканалах. Проведенное исследование имеет ряд ограничений, например, отсутствие категоризации публикаций по объему или формату (информационно-новостные и аналитические публикации). Автор не проводил дополнительную проверку публикаций в новых медиа на соответствие официальной позиции МО РФ. С целью минимизации дезинформации из выборки были исключены удаленные публикации, репосты, а также публикации, которые были сделаны Telegram-каналами, зарегистрированными где-либо, кроме России. Несмотря на наличие ограничений, исследование наглядно показывает общую заинтересованность аудитории в динамике проведения СВО в общем и особое внимание изданий к освещению ряда событий в рамках данного вооруженного конфликта.

Представляется целесообразным привести короткие информационные справки по источникам, отобранным для анализа. По

данным Федеральной службы государствен-

i

ной статистики , численность населения Российской Федерации на 1 января 2022 года составляет 146 980 061 человек, среди них 109 982 396 — городское население, а 36 997 665 — сельское население.

По данным ключевой статистики «Яндекса» в 2024 году2, аудитория поисковой сети в России составляет 99,78 млн пользователей в месяц. Предположительно, систе-

мы поисковой сети отвечают на 1,6 миллиардов запросов в день. В октябре 2023 г. ежемесячный охват «Яндекс» составил 78,9 % населения России.

По данным, опубликованным на официальном сайте РИА «Новости»3, издание является флагманским информационным ресурсом медиагруппы «Россия сегодня» и лидером по цитируемости среди российских СМИ. Ежедневная аудитория сайта ria.ru составляет порядка 4,5 миллионов пользователей. Совокупная аудитория РИА «Новости» в социальных сетях составляет порядка 9 миллионов подписчиков. В марте 2020 г. сайт ria.ru установил абсолютный рекорд по аудитории — 95 миллионов пользователей в месяц. По данным сервиса аналитики SimilarWeb4, в декабре 2023 г. общее количество визитов сайта ria.ru за месяц составило 108,9 миллионов пользователей. По данным отчета по анализу аудитории Telegram5, проведенного компанией Media-scope в апреле 2023 г., Telegram-канал РИА «Новости» занимает четвертую позицию в топ-10 Telegram-каналов 2023 г.

Летом 2022 года мессенджер Telegram перешел отметку в 700 миллионов активных пользователей в месяц6. По данным исследования аудитории Telegram за 2023 год7, проведенного среди более 50 000 респондентов в период с 29 марта по 12 апреля 2023 года сервисом аналитики Telegram-каналов TGStat.ru, ежемесячно мессендже-ром пользуются более 75 миллионов пользователей. В русскоязычном секторе Telegram представлено более 700 тысяч каналов. Больше половины пользователей регулярно читают до 10 каналов. 3,7 % респондентов читают на регулярной основе более 50 каналов. 85 % респондентов узнают новости из каналов в Telegram, что также свидетельствует об изменении в работе редакций традиционных медиа, когда под влиянием потребностей аудитории СМИ публикуют новости в коротком формате сначала в социальных сетях, а затем на своих официальных сайтах. По данным исследования, каждый

1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/12781 (дата обращения: 19.12.2023).

2 Статистика Яндекса в 2024 году. Инклиент. URL: https://inclient.ru/yandex-stats/#2024 (дата обращения: 19.12.2023).

3 Сайт РИА Новости установил абсолютный рекорд посещаемости. РИА Новости. 02.04.2020. URL: https://ria.ru/20200402/1569498413.html (дата обращения: 19.12.2023).

4 Анализ сайта ria.ru за декабрь 2023 года. SimilarWeb. URL: https://www.similarweb.com/ru/website/ ria.ru/#overview (дата обращения: 12.01.2023).

5 Аудитория Telegram. Отчет по данным Mediascope. Апрель 2023. URL: https://mediascope. net/upload/iblock/9fb/3nfdyfloew36u7oqs3fip8loz14yad4g/Telegram_Otchet_Mediascope.pdf (дата обращения: 12.01.2023).

6 Telegram, информация для прессы. URL: https://telegram.org/press (дата обращения: 08.08.2023).

7 Исследование аудитории Telegram, 2023. TGStat. URL: https://tgstat.ru/research-2023 (дата обращения 08.08.2023).

второй пользователь подписан на канал о политике, а каждый третий — на один из каналов, освещающих динамику проведения специальной военной операции на Украине. На первом месте в рейтинге доверия аудитории к источнику информации занимают Telegram-каналы (68 % опрошенных), в то время как газетам и телевидению доверяют менее 10 % опрошенных (5 % и 8 % соответственно).

АНАЛИЗ

Далее (см. табл. 1) представлены результаты аналитики по ключевым словам на основе данных по трем источникам: поисковая сеть «Яндекс»; сайт РИА «Новости» (ria.ru) и русскоязычный сегмент мессендже-ра Telegram (разделение на два подсегмен-та).

Дополнительно рассмотрено абсолютное число запросов в поисковой системе «Яндекс» с более специфичной конкретизацией ключевых слов по тематике военных действий (табл. 2). Также представлено число материалов, опубликованных на сайте ria.ru по аналогичным ключевым словам.

ОБСУЖДЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проанализируем разницу в подходе к освещению информационных поводов на примере нескольких событий. Наиболее активно в русскоязычном сегменте Telegram освещались события, связанные с вводом войск Российской Федерации на территорию Украины, массовым убийством мирного населения в Буче после ухода из города российских военных и объявлением частичной мобилизации в Российской Федерации. Всего о вводе войск Российской Федерации на территорию Украины1 (24 февраля 2022 г.) и соответствующих ключевым словам «Россия Украина», «спецоперация» и «ВСУ» за период с 01.01.2022 по 31.03.2022 в РИА «Новости» было выложено 31 588 публикаций, в русскоязычном сегменте Telegram данное значение составляет 989 466 публикаций. За этот же период число поисковых запросов составило порядка 34 млн запросов.

Всего о массовом убийстве мирного населения в Буче после ухода из города российских военных2 (3-5 апреля 2022 г.) за пе-

риод с 01.01.2022 по 31.03.2022 в РИА «Новости» было сделано 584 публикации, в русскоязычном сегменте Telegram — 133 790 публикаций. При этом важно отметить, что события в Буче являются наглядным примером чистой заинтересованности со стороны аудитории: до момента совершения массового убийства пользователями было сделано 244 634 поисковых запросов по ключевому слову «Буча», число публикаций в РИА «Новости» составило 16, а в русскоязычном сегменте Telegram — 4422. Telegram-каналы освещали события в Буче еще до момента совершения массового убийства, поскольку город представлял собой зону интересов ВС РФ. В период совершения массового убийства (01.04.2022—30.04.2022) в сравнении с предыдущим анализируемым периодом (01.03.2022—31.03.2022) число поисковых запросов пользователей выросло почти в 6 раз, число публикаций в РИА «Новости» — в 31,5 раза, число публикаций в русскоязычном сегменте Telegram — в 28 раз. При анализе данного события можно говорить о том, что, несмотря на кажущееся малое число публикаций в официальных СМИ в относительно спокойные периоды, в непосредственный период общественно значимого события увеличение числа публикаций как в официальных СМИ, так и в новых медиа является примерно равным.

Абсолютные показатели были достигнуты в связи с объявлением частичной моби-

3

лизации в Российской Федерации (21 сентября 2022 года). За период с 01.09.2022 по 30.09.2022 пользователями было сделано 49 932 853 поисковых запроса, что является рекордным значением по всем анализируемым событиям. Для сравнения, вторым по популярности среди поисковых запросов в проведенном исследовании стал запрос «Россия Украина» за период с 01.03.2022 по 31.03.2022 — 13 537 944 поисковых запроса. Данное значение в 3,7 раз меньше результатов по запросу «мобилизация». Интерес аудитории к событиям, связанным с частичной мобилизацией, не снизился даже в последующий период с 01.10.2022 по 31.10.2022 и составил 27 601 502 поисковых запроса. По мнению автора, подобный интерес со стороны аудитории может быть связан с увеличением ощущения неизбеж-

1 Обращение Президента Российской Федерации. 24 февраля 2022 года. Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67843 (дата обращения: 23.10.2023).

2 Минобороны РФ опровергло данные Киева о массовых убийствах в Буче. Радио Спутник. 3 апреля 2022 года. URL: https://radiosputnik.ria.ru/20220403/minoborony-1781557929.html (дата обращения: 23.10.2023).

3 Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209210001 (дата обращения: 23.10.2023).

Таблица 1. Анализ ключевых слов по основным каналам коммуникации (поисковая сеть «Яндекс»; сайт РИА «Новости» ria.ru; все публикации в Telegram и выборка по русскоязычному сегменту мессенджера Telegram) за период с января 2022 г. по февраль 2023 г.

Период Ключевое слово Яндекс РИА Новости TG TG (RU) Период Ключевое слово Яндекс РИА Новости TG TG (RU)

01.01022 -31.01.22 Указ о признании ЛНР и ДНР 83 54 4 429 2 324 01.01.22-31.01.22 ВСУ 71 027 223 10 128 4 240

01.02.22 -28.02.22 38 183 1 683 57 785 34 221 01.02.22-28.02.22 819 665 1 122 114 718 45 249

01.03.22-31.03.22 3 841 1 411 8 266 4 484 01.03.22-31.03.22 1 632 315 1 453 306 827 141 927

01.01.22-31.01.22 Россия Украина 1 106 521 3 472 113 460 62 986 01.01.22-31.01.22 спец операция 29 577 81 7 180 2 876

01.02.22 -28.02.22 12 092 202 8 888 369 861 191 723 01.02.22-28.02.22 703 543 518 38 067 21 430

01.03.22-31.03.22 13 537 944 12 724 706 947 372 609 01.03.22-31.03.22 4 223 560 3 107 250 349 146 426

01.02.22-28.02.22 Закон о фейках 0 29 284 132 01.02.22-28.02.22 Пытки солдат РФ 664 5 53 30

01.03.22 -31.03.22 87 383 97 14 802 9 059 01.03.22-31.03.22 10 328 15 1 711 962

01.04.22-30.04.22 12215 26 2 074 1 232 01.04.22-30.04.22 2014 15 644 312

01.05.22-31.05.22 732 791 77 25 799 13 518 01.05.22-31.05.22 348 214 144 25 631 12 006

0 тз о\ fi)

1

(Г р

F

ZI

о

■С

о о ж fi) я

л s

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж р

ho о ho

ю ho

о

0 сл

1

о> сл

СП

01.06.22 -30.06.22 Остров Змеиный 378 773 56 17 439 7 882 01.06.22-30.06.22 Лисичанск 598 244 391 65 430 33 765

01.07.22-31.07.22 287 194 21 12 991 6 134 01.07.22-31.07.22 497 151 381 62 088 32616

Период Ключевое слово Яндекс РИА Новости TG TG (RU) Период Ключевое слово Яндекс РИА Новости TG TG (RU)

01.03.22-31.03.22 244 634 16 15 866 4 422 01.12.22-31.12.22 194 204 169 20 637 10 074

01.04.22 -30.04.22 Буча 1 454 858 504 129 917 122 250 01.01.23-31.01.23 Макеевка 2 642 209 211 58 628 30 030

01.05.22-31.05.22 450 64 16915 7 118 01.02.23 -28.02.23 172 966 130 19 939 9 297

01.08.22-31.08.22 Мобили зация 373 801 60 18 087 8 981 01.08.22-31.08.22 Рефе рендум 238 701 199 27 045 20 932

01.09.22 -30.09.22 49 932 853 1 303 479 031 283 010 01.09.22-30.09.22 5 398 922 1 853 278 994 145 421

01.10.22-31.10.22 27 601 502 1 428 381 029 251 581 01.10.22-31.10.22 908 109 580 42 366 24 162

01.10.22-31.10.22 3 041 962 597 127 424 61 283

01.11.22-30.11.22 Херсон 6 060 560 504 222 105 106 088

01.12.22-31.12.22 712 598 152 54 549 23 624

О

О -*

с

fi)

TI <

о

о fi)

со

о

1*0 о 1*0

о

о ■и

сл ■и I

о> сл

Таблица 2. Анализ абсолютного числа запросов в поисковой системе «Яндекс» и число публикаций на сайте РИА «Новости» ria.ru по ключевым

словам по тематике военных действий за период с января по март 2022 г.

Период Ключевое слово Абсолютное число запросов в Яндексе ria.ru (РИА Новости) (число материалов) Период Ключевое слово Абсолютное число запросов в Яндексе ria.ru (РИА Новости) (число материалов)

01.01.2022 -31.01.2022 Россия на Украине 1 106 526 3 472 01.01.2022 -31.01.2022 Что произошло на Украине 47 033 127

01.02.2022 -28.02.2022 12 092 156 8 888 01.02.2022-28.02.2022 1 079 669 225

01.03.2022-31.03.2022 13 537 928 12 724 01.03.2022-31.03.2022 630 492 242

01.01.2022-31.01.2022 Украина 8 602 209 4 385 01.01.2022-31.01.2022 Донбасс 505 338 1 138

01.02.2022 -28.02.2022 64 779 880 10319 01.02.2022 -28.02.2022 7 451 992 6 407

01.03.2022-31.03.2022 109 090 162 13 924 01.03.2022 -31.03.2022 6 453 824 6 341

01.01.2022 -31.01.2022 ЛНР 314 662 810 01.01.2022 -31.01.2022 ДНР 528 861 807

01.02.2022-28.02.2022 7 577 619 5 322 01.02.2022-28.02.2022 9 448 533 5 487

01.03.2022 -31.03.2022 2 795 024 6 623 01.03.2022 -31.03.2022 4 193 082 7 291

01.01.2022 -31.01.2022 Военные действия на Украине 0 1 024 01.01.2022 -31.01.2022 Военные действия 126 461 1 449

01.02.2022-28.02.2022 498 914 3 435 01.02.2022-28.02.2022 924 654 3 647

01.03.2022-31.03.2022 1 788 470 2 458 01.03.2022-31.03.2022 2 583 853 2 583

0 тз о\ fl)

1

(Г р

□о

=1 о

■С

О

о ж fl)

л

S

о

ж р

l\J

о

l\J

ю

о

р

СЛ I

о> сл

ности, когда причастность к происходящим на полях боевых действий событиям перестает казаться чем-то далеким. В период с 01.08.2022 по 31.10.2022 была сделана 2791 публикация в РИА «Новости» и 543 572 публикаций в русскоязычном сегменте Telegram. В период с 01.09.2022 по 30.09.2022 было сделано 283 010 публикаций в русскоязычном сегменте Telegram, что составляет рекорд для проведенного исследования для публикаций, когда дата события и временные рамки анализируемого периода совпадают.

Абсолютные показатели были достигнуты в связи с объявлением частичной мобилизации в Российской Федерации (21 сентября 2022 года). За период с 01.09.2022 по 30.09.2022 пользователями было сделано 49 932 853 поисковых запроса, что является рекордным значением по всем анализируемым событиям. Для сравнения, вторым по популярности среди поисковых запросов в проведенном исследовании стал запрос «Россия Украина» за период с 01.03.2022 по 31.03.2022 — 13 537 944 поисковых запроса. Данное значение в 3,7 раз меньше результатов по запросу «мобилизация». Интерес аудитории к событиям, связанным с частичной мобилизацией, не снизился даже в последующий период с 01.10.2022 по 31.10.2022 и составил 27 601 502 поисковых запроса. По мнению автора, подобный интерес со стороны аудитории может быть связан с увеличением ощущения неизбежности, когда причастность к происходящим на полях боевых действий событиям перестает казаться чем-то далеким. В период с 01.08.2022 по 31.10.2022 была сделана 2791 публикация в РИА «Новости» и 543 572 публикаций в русскоязычном сегменте Telegram. В период с 01.09.2022 по 30.09.2022 было сделано 283 010 публикаций в русскоязычном сегменте Telegram, что составляет рекорд для проведенного исследования для публикаций, когда дата события и временные рамки анализируемого периода совпадают.

Новые медиа и традиционные СМИ способствуют формированию общественного дискурса вокруг вооруженных конфликтов, предоставляя площадку для выражения различных точек зрения, дискуссий и анализа событий, что позволяет аудитории сформировать более глубокое и фундаментальное понимание проблемы. Из приведенных в таблице 1 данных можно предположить, что Telegram лучше удовлетворяет потребность

аудитории в информировании, особенно по узкоспециализированным направлениям, которые конкурируют с более крупными событиями в повестке дня. Тем не менее, нельзя забывать о том, что в Telegram также распространяется большое количество фей-ков и ложной информации, в то время как РИА «Новости» и другие официальные источники информации в соответствии с редакционной политикой должны работать исключительно с проверенной информацией.

На основе проведенного исследования можно говорить о высоком уровне заинтересованности аудитории в происходящих в рамках СВО на Украине событиях. Также об этой заинтересованности говорит и высокий интерес к событиям на Донбассе после начала СВО в сравнении с предыдущим периодом: увеличение числа поисковых запросов по ключевым словам «Украина», «Донбасс», «ЛНР», «ДНР» составило 7, 15, 24 и 18 раз соответственно. При этом примечательно, что на запрос «Что происходит на Украине», пиковое значение которого было достигнуто в феврале 2022 года и составило 1 079 669 поисковых запросов, приходится лишь 225 публикаций в РИА «Новости» и 572 публикации в русскоязычном сегменте Telegram за этот же период.

Редакции, журналисты и блогеры определяют наиболее интересные для своей аудитории темы. Критериями отбора могут быть как профессиональный опыт и экспертное мнение, так и результаты предварительных исследований, помогающие определить темы, которые должны быть включены в повестку дня на основании интереса аудитории, важности события или его влияния на общество. СМИ и новые медиа могут уделять больше внимания освещению определенных тем или событий с целью повышения их значимости в информационной повестке дня и привлечения внимания общественности. Чем больше публикаций охватывает конкретную тему, тем больше вероятность, что эта тема будет замечена аудиторией.

Федеральное государственное информационное агентство и новые медиа представляют собой две различные формы распространения информации, которые имеют свои особенности и характеристики. Государственное СМИ (в рамках данного исследования — РИА «Новости») обязано следовать определенным стандартам и принципам предоставления информации, что способствует достоверности и объективности

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209210001 (дата обращения: 23.10.2023).

распространяемых данных, а также косвенно подразумевает более высокую степень доверия со стороны общественности. В современном информационном обществе, где любой пользователь может начать транслировать информацию через социальные сети и другие онлайн-платформы, остро встает проблема недостатка фильтрации и проверки достоверности информации. Данное условие приводит к распространению непроверенных и ложных фактов, что может иметь серьезные последствия для общества.

Популярность событий в глазах аудитории может быть выявлена по статистическим всплескам по нескольким параметрам: число поисковых запросов, количество материалов в официальных СМИ и новых медиа. Резкое возрастание числа поисковых запросов может свидетельствовать о заинтересованности населения в событии и его потенциальном влиянии на привычный образ жизни, который может быть подвержен изменениям или полностью нарушен. Малое число публикаций, соответствующих ключевым запросам, в СМИ и новых медиа за предшествующий событию период может говорить о том, что заинтересованность аудитории не является частью созданной повестки дня, т. е. интерес аудитории является относительно чистым. Дальнейший мониторинг новых медиа позволяет определить темы, которые провоцируют наиболее оживленные дискуссии среди пользователей и, соответственно, формируют повестку дня в социальных сетях. Новые медиа предоставляют авторам возможность транслировать информацию в режиме реального времени, что, как следствие, способствует увеличению уровня информационного шума и количества дублирующей друг друга однотипной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика распространения информационных поводов через различные каналы коммуникации имеет свои особенности. Периоды повышенного страха и отчаяния, снижение доверия к правительству и увеличение времени, проведенного пользователями в социальных сетях, способствуют распространению ложной информации и объединению аудитории в подгруппы для поиска виновных в конфликтах и происшествиях. Всё чаще социальные сети порождают недоверие к источникам новостей и политическим акторам, вместе с тем создавая информационную перегрузку.

Новые медиа предоставляют авторам возможность распространять информацию в режиме реального времени и увеличивать

скорость взаимодействия с аудиторией, но, вместе с тем, новые медиа являются источниками «вирусного» контента и ложной информации, которые не представляется возможным оперативно проверить и предотвратить распространение с возможными негативными последствиями для общества в целом. Государственные СМИ являются трансляторами официальной подтвержденной информации, что подразумевает более высокую степень доверия со стороны общественности относительно распространяемой информации.

Одной из ключевых составляющих проведенного исследования является анализ тематики запросов и частоты их появления в поисковой выдаче и в медиа. СМИ и новые медиа формируют информационную картину аудитории, поэтому интерес к событиям в рамках СВО также может быть связан с тем, что медиа сами привлекают внимание к тем или иным проблемам. Стилистическая манера повествования также может оказывать влияние на дальнейшую реакцию со стороны аудитории: спокойно-сдержанная лексика информирует, а эмоционально окрашенная способна вызвать бурную дискуссию. Наиболее эффективные подходы медиа к формированию повестки дня и привлечению внимания аудиторий включают использование актуальных и значимых тем, а также применение эмоциональной и драматической составляющей.

Для лучшего понимания специфики распространения информационных поводов в условиях глобализации и цифровизация представляется перспективным продолжить исследование по ряду направлений, например, исследование психолингвистических механизмов воздействия на аудиторию при освещении определенных аспектов вооруженных конфликтов. Понимание того, как люди воспринимают эмоционально окрашенную и нейтральную информацию и как меняется их реакция в зависимости от тональности сообщения, может помочь в разработке более эффективных стратегий коммуникации и повышении эффективности распространения информационных поводов. Помимо перечисленного, данные исследования могут способствовать разработке механизмов противодействия распространения ложной информации в новых медиа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бернейс, Э. Пропаганда / Э. Бернейс. — Санкт-Петербург : Питер, 2022. — 224 с. — Текст : непосредственный.

2. Вартанова, Е.Л. Медиа и социальные конфликты: теоретико-методологические вызовы междисциплинарного подхода / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский. — Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета.

Филология. — 2023. — № 82. — С. 321-338. — URL: https://cyberleninka.rU/article/n/media-i-sotsialnye-konflikty-teo retiko-metodologicheskie-vyzovy-mezhdistsiplinarnogo-podhoda (дата обращения: 01.11.2023).

3. Гарбузняк, А.Ю. Новые медиа в контексте формирования повестки дня / А. Ю. Гарбузняк. — Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. — 2020. — № 3. — С. 218-229. — DOI 10.17805/zpu.2020.3.17.

4. Ласвель, Г. Техника пропаганды в мировой войне / Г. Ласвель ; сокращенный перевод с английского в обработке Н. М. Потапова с предисловием М. Гуса. — Москва, Ленинград : Государственное издательство «Отдел военной литературы», 1929. — 200 с. — Текст : непосредственный.

5. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман ; перевод с английского Е. Абаевой. — Москва : Издательство АСТ, 2023. — 448 с. — Текст : непосредственный.

6. Лушанкин, С.С. Категория «повестка дня» в структуре политического процесса: понятие «политической повестки дня» и модели ее формирования / С. С. Лушанкин. — Текст : непосредственный // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2017. — Т. 1, № 4. — С. 456-465. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kategoriya-povestka-dnya-v-strukture-politicheskogo-protsessa-ponyatie-politicheskoy-povestki-dnya-i-modeli-eyo-for mirovaniya/viewer (дата обращения: 19.12.2023).

7. Ольшанский, Д. В. Политический консалтинг / Д. В. Ольшанский, В. Ф. Пеньков. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 448 с. — Текст : непосредственный.

8. Bartholome, G. Towards A Typology of Conflict Frames, Journalism Studies / G. Bartholome, S. Lecheler, C. de Vreese. — Text : unmediated // Journalism Studies. — 2018. — Vol. 19. — No. 12. — P. 1689-1711. — DOI: 10.1080/1461670X.2017. 1299033.

9. Goffman, E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience / E. Goffman. — Text : unmediated // Harvard University Press. — 1974. — 586 p.

10. Goffman, E. Forms of Talk / E. Goffman. — University of Pennsylvania Press, 1981. — 335 p. — Text: unmediated.

11. Gunter, B. The Public and Media Coverage of the War on Iraq / B. Gunter. — Text : unmediated // Globalizations. — 2009. — Vol. 6. — P. 41-60. — DOI: 10.1080/14747730802692484.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Klein, J. The Dynamics of Framing: Image, Emotion, and the European Migration Crisis / J. Klein, J. M. Amis. — Text : unmediated // Academy of Management Journal. — 2021. — Vol. 64. — No. 5. — P. 1324-1354. — DOI: 10.5465/amj.2017.0510.

13. Lakoff, G. Metaphors We Live By / G. Lakoff. — Chicago ; London : The University of Chicago Press, 1980. — 242 p. — Text : unmediated.

14. Lakoff, G. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. / G. Lakoff. — Chicago ; London : The University of Chicago Press, 1987. — 632 p. — Text : un-mediated.

15. McCombs, M.E. The Agenda-Setting Function of Mass Media / M.E. McCombs, D.L. Shaw. — Text : electronic // The Public Opinion Quarterly. — 1972. — Vol. 36. — No. 2. — P. 176-187. — URL: http://www.jstor.org/stable/2747787.

16. Reporters without borders. Journalism in Syria, impossible job? — 2013. — URL: https://rsf.org/en/journalism-syria-impo ssible-job. (date of access: 19.12.2023). — Text : electronic.

17. Somerville, K. Framing conflict and war — the Cold War and after / K. Somerville. — Text : electronic // Ethical journalism network. — 2016. — URL: https://ethicaljournalismnetwork. org/framing-conflict-and-war-the-cold-war-and-after.

REFERENCES

1. Bernejs, E. (2022). Propaganda [Propaganda]. Saint Petersburg: Piter, 224 p. (In Russ.)

2. Vartanova, E.L., & Vyrkovskij, A.V. (2023). Media i so-cial'nye konflikty: teoretiko-metodologicheskie vyzovy mezh-disciplinarnogo podhoda [Media and social conflicts: theoretical and methodological challenges of an interdisciplinary approach]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologya, 82, 321-338. Retrieved November 01, 2023 from https://cyber leninka.ru/article/n/media-i-sotsialnye-konflikty-teoretiko-metodo logicheskie-vyzovy-mezhdistsiplinarnogo-podhoda (In Russ.)

3. Garbuznyak, A.Yu. (2020). Novye media v kontekste formirovaniya povestki dnya [New media in the context of agenda formation]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 3, 218-229. doi: 10.17805/zpu.2020.3.17 (In Russ.)

4. Lasswell, H. (1929). Tekhnika propagandy v mirovoj vojne [Propaganda technique in the World War] (Abridged translation from English edited by N.M. Potapov with a preface by M. Gus). Moscow, Leningrad: State Publishing House "Department of Military Literature", 200 p. (In Russ.)

5. Lippmann, W. (2023). Obshchestvennoe mnenie [Public opinion] (Translated from English by E. Abaeva). Moskva: AST, 448 p. (In Russ.)

6. Lushankin, S.S. (2017). Kategoriya "povestka dnya" v strukture politicheskogo processa: ponyatie "politicheskoj povestki dnya" i modeli eyo formirovaniya [The "agenda" category in the structure of the political process: the concept of a "political agenda" and the model of its formation]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya, 1(4), 456-465. Retrieved December 19, 2023 from https://cyberle ninka.ru/article/n/kategoriya-povestka-dnya-v-strukture-politiche skogo-protsessa-ponyatie-politicheskoy-povestki-dnya-i-modeli-eyo-formirovaniya/viewer (In Russ.)

7. Ol'shanskij, D.V., & Pen'kov, V.F. (2005). Politicheskij konsalting [Political consulting]. Saint Petersburg: Piter, 448 p. (In Russ.)

8. Bartholome, G., Lecheler, S., & de Vreese, C. (2018). Towards A Typology of Conflict Frames, Journalism Studies. Journalism Studies, 19(12), 1689-1711. doi: 10.1080/1461670X.2017. 1299033 (In Eng.)

9. Goffman, E. (1974). Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. Harvard University Press, 586 p. (In Eng.)

10. Goffman, E. (1981). Forms of Talk. University of Pennsylvania Press, 335 p. (In Eng.)

11. Gunter, B. (2009). The Public and Media Coverage of the War on Iraq. Globalizations, 6, 41-60. doi: 10.1080/14747730802 692484 (In Eng.)

12. Klein, J., & Amis, J. M. (2021). The Dynamics of Framing: Image, Emotion, and the European Migration Crisis. Academy of Management Journal, 64(5), 1324-1354. doi: 10.5465/amj.2017. 0510 (In Eng.)

13. Lakoff, G. (1980). Metaphors We Live By. Chicago; London: The University of Chicago Press, 242 p. (In Eng.)

14. Lakoff, G. (1987). Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago; London: The University of Chicago Press, 632 p. (In Eng.)

15. McCombs, M.E., & Shaw, D.L. (1972). The Agenda-Setting Function of Mass Media. The Public Opinion Quarterly, 36(2), 176-187. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/2747787.

16. Reporters without borders (2013). Journalism in Syria, impossible job? Retrieved December 19, 2023 from https://rsf.org/ en/journalism-syria-impossible-job

17. Somerville, K. (2016). Framing conflict and war — the Cold War and after. Ethical journalism network. Retrieved from https://ethicaljournalismnetwork.org/framing-conflict-and-war-the-cold-war-and-after

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.