11.7. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Кодзоков Азнаур Хасанович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра физической подготовки. E-mail: Lel4993@rambler.ru
Аннотация: Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России имеет первостепенной значение и носит актуальный характер. Процесс физической подготовки базируется на систематической основе с соблюдением определённой последовательности в использовании различных средств и методов обучения. Физическая подготовка представляет составную часть образовательного процесса, а её оптимальная организация, средства, методы и формы способствуют успешному освоению знаний курсантами и слушателями. В данной статье мы провели анализ специфических характеристик физической культуры курсантов и физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России с целью выявления наиболее оптимальных и эффективных её форм. В данном исследовании мы использовали методы теоретического анализа и обобщения литературных источников, отечественных и зарубежных исследователей, системного анализа и синтеза, позволившие рассмотреть изучаемую проблему в основных показателях системы: структура, организация, системообразующие факторы и т.д.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, адаптация, компетенции, курсанты, сотрудники ОВД.
SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Kodzokov Aznaur Khasanovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North Caucasian institute of advanced studies. Department: physical training chair. E-mail: Lel4993@rambler.ru
Annotation: Physical training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation matters paramount and has relevant character. Process of physical training is based on a systematic basis with respect for a certain sequence in use of various means and methods of training. Physical training represents a component of educational process, and her optimum organization, means, methods and forms promote successful development of knowledge by cadets and listeners. In this article we have carried out the analysis of specific characteristics of physical culture of cadets and physical training of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the purpose of identification of the most optimum and her effective forms. In this research we used the methods of the theoretical analysis and synthesis of references, domestic and foreign researchers, the system analysis
and synthesis which have allowed to consider the studied problem in key indicators of system: structure, organization, backbone factors, etc.
Keywords: general physical training, special physical training, adaptation, competences, cadets, staff of Department of Internal Affairs.
Организацией учебного процесса по физической подготовке представляет собой использование определённых элементов и условий, направленных на обеспечение обучения и воспитания курсантов и слушателей, проведения учебных занятий, тренировок в секциях по видам спорта: спортивно-массовая работа и соревнования [4].
Планирование учебного процесса позволяет наметить перспективы процесса обучения курсантов и слушателей в контексте физической и психологической подготовки, чтобы в полной мере использовать средства и формы этой работы. Планирование, как процесс должно основываться на научном подходе, который предполагает [8,]:
- выбор инструментов и методов, которые максими-зируюткачество обучения и физические показатели;
- учёт объективных особенностей воспитания двигательных навыков, физических, специальных и психологических качеств.
Эффективное планирование учебного процесса обеспечивается:
- связью физической подготовки с общими задачами образовательной системы вуза;
- систематичностью обучения физической подготовке;
- сочетанием и взаимосвязью различных форм физической подготовки;
- относительно равномерным распределением общей физической нагрузки в течение каждой недели.
Связь физической подготовки с общими целями и задачами образовательной системы вуза направлена на совершенствование профессионального уровня и работоспособности курсантов и слушателей, а также наиболее полного освоения дисциплин. Ключевой целью планирования выступает учёт общих и специальных задач учебного процесса, что достигается путём соответствующего распределения времени, выделяемого на учебные и тренировочные занятия и соревнования. Таким образом, происходит оптимизация основных физических, специальных качеств и прикладных навыков, а также взаимоувязывание физического обучения и воспитания с общим образованием [5].
Процесс физической подготовки должен основываться на регулярной и систематической основе с соблюдением определённой последовательности в использовании различных средств и методов обучения, что может обеспечиваться проведением [3]:
- занятий по физической культуре не менее двух раз в неделю;
- ежеутренней физической зарядки;
- спортивных тренировок не менее двух раз в неделю.
Систематичность как категория предназначена для постепенного наращивание физических и специальных качеств и твёрдом их закреплении.
При планировании особую значимость необходимо придать разумному сочетанию и взаимосвязи форм физической подготовки, которые должны быть согласованы по времени, срокам и основному содержанию. Так, соревнование по атлетической гимнастике, плаванию, лёгкой атлетике, рукопашному бою целесообразно планировать на заключительный этап обучения,
4'2018
Пробелы в российском законодательстве
когда курсанты и слушатели уже более натренированы, что в свою очередь, позволит лучше закрепить результаты овладения ими учебным планом и проверить уровень их физической подготовки.
Раздел «Физическая культура» («Физическая подготовка» - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах), входящий в Базовую часть Блока 1 «Дисциплины (модули) специализации» в соответствии с ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), осваивается при очной форме обучения в объёме не менее 400 часов, при этом объём практической подготовки должен составлять не менее 360 часов (что составляет 10 зачётных единиц). В соответствии с требованиями рабочей учебной программы, составленной сообразно требованиям ФГОС ВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специа-литета), по данной дисциплине ежесеместрово проводятся зачёты (тесты), а в конце обучения предусмотрен итоговый экзамен [2].
Комплексное планирование с учётом нагрузки на занятиях по другим учебным дисциплинам предопределяет равномерное распределение еженедельной общей физической нагрузки с увязыванием по содержанию и срокам. Тренировки в секциях по видам спорта оптимально планировать в дни, когда не проводятся учебные занятия.
С учётом местных условий обеспечивается конкретность и реалистичное планирование учебных занятий. К местным условиям относятся [7]:
- уровень физической подготовленности курсантов и слушателей;
- материально-техническое обеспечение занятий;
- место расположения учебного подразделения.
Необходимость учёта местных условий вызвана
планированием сезонных разделов физической подготовки (плавание, лыжная подготовка, горно-высотная подготовка, ускоренное передвижение) в наиболее благоприятные сроки.
Вместе с тем большое значение имеет подготовка профессорско-преподавательского состава, которая предполагает постоянную работу по наращиванию знаний, повышению профессионального мастерства и наиболее эффективной организаций занятий по физическому воспитанию и подготовке. Деятельность профессорско-преподавательского состава должна быть ориентирована на всестороннее духовное и физическое развитие личности и строится на основе базовых принципов: демократизации, гуманизации, непрерывности обучения, взаимодействия. Преподаватели по физической подготовке также должны обладать высоким уровнем спортивного мастерства, физической подготовленностью, владеть начальными медико-биологическими знаниями, хорошей речью и дикцией [4].
Основой профессионализма преподавателя является психолого-педагогическая подготовка. Высокий уровень квалификации преподавателя обеспечивает хорошую физическую подготовку обучаемых. Для повышения своих профессиональных качеств преподавателям необходимо, прежде всего, постоянно совершенствовать свою методику и в процессе практической деятельности развивать организаторские способности. В целом педагогическое мастерство преподавателя раскрывается на практических, теоретических, инструкторско-методических и самостоятельных занятиях.
В ходе практических занятий решаются задачи по поддержанию и повышению уровня физической подготовки руководителя учебно-тренировочного процесса, от которого зависит образцовая демонстрация всех упражнений, приёмов и действий.
Теоретические занятия направлены на изучение руководящих и регламентирующих документов и проблем физического обучения.
Инструкторско-методические занятия решают задачи подготовки преподавателей, кандидатов к проведению тренировок в спортивных секциях и соревнований [3].
Самостоятельная работа призвана совершенствовать методические знания, умения и навыки преподавателя в контексте изучения актуальных нормативных документов и стандартов по физической культуре и спорту (подготовке). Также она включает составление конспектов, совершенствование выполнения упражнений, проверку мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря.
Важным инструментом повышения квалификации преподавателя является также владение объективной информацией с целью обобщения и распространения передового опыта организации спортивных мероприятий, пропаганды достижений в физической подготовке и спорте, что будет способствовать эффективной подготовке курсантов и слушателей.
Большое значение также придаётся научно-исследовательской работе, проводимой на кафедре физической подготовки, которая должна продвигать и сближать практику физического обучения и воспитания курсантов и слушателей с требованиями образовательного процесса.
Конечной целью и ключевым фактором педагогического процесса по формированию двигательных навыков, служебных, боевых, морально-волевых и психологических качеств обучаемых является физическое совершенствование, которое подразумевает наличие высокогоуровня физической подготовленности и состояния здоровья [4,8].
Подводя итог вышесказанному, отметим, что физическая подготовка является неотъемлемой частью образовательного процесса, оптимальная организация которой способствует успешному освоению знаний курсантами и слушателями.
Список литературы:
1. Афов А.Х. Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности работников органов внутренних дели правовые принципы использования физической силы. / В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики / Сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С.19-24.
2. Бокий А.Н. Специфика организации учебно-воспитательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 22-27.
3. Броев А.Х. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России. / В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы / Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С.76-78.
4. Губжоков А.Х., Современный подход к совершенствованию физической подготовки слушателей и курсантов в системе МВД России. // Современный учёный. 2017. Т.1. №1. С.75-78.
5. Доттуев Т.И. Специфика профессиональной физической подготовки сотрудников ОВД. // В сборнике:
Развитие научных направлений в современных условиях. 2017. С.29-32.
6. Карданов А.К., Хажироков В.А. Некоторые аспекты совершенствования физической подготовки слушателей по программам профессиональной подготовки МВД России. // Современное общество и власть. 2017. № 3(13). С.90-94.
7. Кодзоков А.Х. Характеристика физической подготовки как целостной системы обучения. / В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики / Сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 78-83.
Рецензия
На статью «Специфика организации учебно-воспитательного процесса по физической подготовке в образовательных организациях МВД России»
Связь физической подготовки с общими целями и задачами образовательной системы вуза направлена на совершенствование профессионального уровня и работоспособности курсантов и слушателей, а также наиболее полного освоения дисциплин. Ключевой целью планирования выступает учёт общих и специальных задач учебного процесса, что достигается путём соответствующего распределения времени, выделяемого на учебные и тренировочные занятия и соревнования. Таким образом, происходит оптимизация основных физических, специальных качеств и прикладных навыков, а также взаимоувязывание физического обучения и воспитания с общим образованием.
При планировании особую значимость необходимо придать разумному сочетанию и взаимосвязи форм физической подготовки, которые должны быть согласованы по времени, срокам и основному содержанию. Так, соревнование по атлетической гимнастике, плаванию, лёгкой атлетике, рукопашному бою целесообразно планировать на заключительный этап обучения, когда курсанты и слушатели уже более натренированы, что в свою очередь, позволит лучше закрепить результаты овладения ими учебным планом и проверить уровень их физической подготовки.
Вместе с тем большое значение имеет подготовка профессорско-преподавательского состава, которая предполагает постоянную работу по наращиванию знаний, повышению профессионального мастерства и наиболее эффективной организации занятий по физическому воспитанию и подготовке. Деятельность профессорско-преподавательского состава должна быть ориентирована на всестороннее духовное и физическое развитие личности и строится на основе базовых принципов: демократизации, гуманизации, непрерывности обучения, взаимодействия. Преподаватели по физической подготовке также должны обладать высоким уровнем спортивного мастерства, физической подготовленностью, владеть начальными медико-биологическими знаниями, хорошей речью и дикцией.
Обоснованным представляется мысль автора о том, что важным инструментом повышения квалификации преподавателя является также владение объективной информацией с целью обобщения и распространения передового опыта организации спортивных мероприятий, пропаганды достижений в физической подготовке и спорте, что будет способствовать эффективной подготовке курсантов и слушателей.
Большое значение также придаётся научно-исследовательской работе, проводимой на кафедре физической подготовки, которая должна продвигать и
сближать практику физического обучения и воспитания курсантов и слушателей с требованиями образовательного процесса.
Таким образом, нельзя не согласиться с автором о том, что физическая подготовка является неотъемлемой частью образовательного процесса, оптимальная организация которой способствует успешному освоению знаний курсантами и слушателями.
Статья представляет научный интерес и отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Преподаватель кафедры ОПД, кандидат юридических наук, ст. лейтенант полиции Геляхова Л.А.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 73,86%