Uzbekistan and Tajikistan legally was fixed the beginning of migration process, and also was taken decision about nationalization of lands, water, land bowels and forests.
This process defined land division, guaranteeing living wage for farmers in overpopulated and seldom occupied districts.
There is also defined social economic migration causes into new long fallow lands of Vakhsh (Hissar valley), Kulyab, Uratyube, Panjakent and Ferghana valleys.
The centre of migration committee was established at the Central committee of Tajik Republic. There were made a lot of blunder and errors such as was broken volunteer principle and in migration choice by separate parties, soviet and administrative organs which raised discontent among farmers.
On the basis of vivid examples of migration result, there is shown the volume of watered and deserted lands and norms of land division for intermediate farmers.
There was created favorable conditions for decision of villages’ problems by holding elections among farmers to authority organs which strengthened confidence and changed their social economic attitude.
Ходжаева Мубина Джалоловна,-к.п.н., доцент кафедры русского языка ТГУПБП
Элмуродова Садбарг,-ст.пр. каф.пед. ХГУ им. академика Б.Гафурова
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ
УЧЕНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ МОТИВОВ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
На современном этапе школьная ученическая организация им. Исмоила Сомони имеет немаловажное значение в трудовом воспитании подрастающего поколения. Организуя воспитательный процесс, способствующий формированию социально-ценностных мотивов для трудовой деятельности, педагог должен включать школьников в контекст реальных общественных и производственных отношений, условий протекания трудовой деятельности человека. В этой связи были
организованы и осуществлены мероприятия, направленные на актуализацию у школьников осознания социальной и личностной необходимости их активного участия в учёбе и труде, на формирование у них умения правильно сочетать собственные возможности с условиями обучения и различного вида труда, выбирать возможные и целесообразные варианты поведения в различных жизненных и производственных ситуациях. В рамках этих мероприятий создавались условия, позволяющие:
- побуждать школьников к желаемому поведению, придавать ему определённые качества в результате целенаправленного воздействия;
- прекращать или сдерживать негативное поведение школьников, целенаправленно устраняя нежелательные реакции.
Школьники, участвуя в этих мероприятиях, оказывались вынужденными анализировать поведение людей в различных жизненных и производственных ситуациях, моделируемых школьными ученическими организациями и педагогами, выбирать правильные решения и составлять последовательность необходимых для их осуществления действий, участвовать в производительном труде и творческой деятельности.
Вместе с активизацией деятельности школьной ученической организации, в экспериментальных школах несколько увеличились функции классных руководителей.
С другой стороны, классные руководители постоянно общались с преподавателями и руководителями кружков, анализируя с ними успешность работы и учёбы школьников, их творческие возможности и готовность к трудовой деятельности, вели систематическую работу с родителями, обсуждая с ними особенности и возможности их детей, способствуя установлению правильного стиля отношений в семье, привлекая родителей к участию в воспитательных мероприятиях школы.
В общеобразовательной школе № 22 г. Худжанда создан стенд «В помощь родителям», где имеются материалы по истории школы, о режиме школьника, советы педагогов, психологов и врачей о профессиональной ориентации, рекомендательные списки книг по воспитанию детей в семье.
В настоящее время большинство родителей осознанно стремятся к тому, чтобы их сыновья и дочери выросли всесторонне развитыми людьми, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Однако в семейном воспитании многие нередко допускают серьёзные ошибки, что отрицательно влияет на эффективность обучения и воспитания детей в школе. Это чаще всего обусловлено педагогической неподготовленностью семьи, что учитывает эта школа. Классные руководители и многие учителя являются ближайшими и активными помощниками родителей по поднятию их педагогической культуры и привлечению к работе с учащимися.
Талантливый учёный, профессор Марьенко И.С., пишет: «Люди доверяют учителю, уважают его честность, ценят его образованность, с интересом слушают его слово, идут к педагогу с волнующими их вопросами. Сама жизнь ставит учителя в позицию агитатора, пропагандиста. Одновременно он выполняет большую роль по воспитанию родителей, повышению их политического и педагогического уровня. В этом и состоит народность учителя». (Марьенко И.С. «Организация и руководство воспитательной работой в школе». М. «:Просвещение»,1974. с. 97.).
В связи с необходимостью учёта психолого-педагогических характеристик школьников для выработки некоторой компенсации возникающих перегрузок, в экспериментальных школах функционировала психологическая служба. В задачи психологической службы входило создание методик:
- квалифицированного набора детей в школу;
- диагностики профессиональных склонностей школьников;
- усиления мотивации школьников к трудовой деятельности;
- адаптации школьников к смене условий учёбы, производительного труда, к перегрузкам, к необходимости общения на разном уровне и т.п.;
- оказания психологической помощи школьникам, педагогам, родителям.
Параллельно с решением этих задач сотрудники службы обосновали психологическую сущность процесса формирования мотивов для трудовой деятельности и подготовили рекомендации для педагогов.
Ими исследовались, например, такие вопросы, как:
- роль нравственного идеала в формировании нравственных убеждений;
- сущность процесса формирования нравственных убеждений;
- специфика практических ситуаций, способствующих формированию общественной направленности личности;
- влияние самосознания на процесс формирования общественной направленности личности;
- мотивационная основа самовоспитания личности;
- методы диагностики направленности личности;
- внутренняя позиция старших школьников и действенные мотивы общественной и трудовой деятельности.
Поскольку в воспитательном процессе экспериментальных школ принимали участие преподаватели, педагоги, руководители кружков и родители, в школах был создан план направленной работы с ними.
Этот план предусматривал анализ, обсуждение с педагогами, психологами и родителями следующих аспектов решаемой в школах проблемы:
- психологические и педагогические факторы, способствующие целостности процессов обучения и воспитания, производительного труда, развития обучаемых в условиях формирования у них социально-ценностных мотивов для трудовой деятельности;
- методические требования к педагогическому и психологическому воздействию на обучаемых, способствующему формированию социальноценностных мотивов для трудовой деятельности;
- методики формирования благоприятных сред для развития, самореализации и самовыражения потребностей учащихся;
- методические требования к организации и проведению систем психологических и педагогических мероприятий, которые могут являться предпосылкой для интеграции всех воспитательных усилий.
В рамках этого плана были разработаны программы специальной дополнительной подготовки психологов, педагогов и родителей.
Главное в содержании программы дополнительной подготовки педагогов - это сведения об анатомо-физиологических и возрастных
индивидуальных особенностях обучаемых, о характере и особенностях протекания у них процессов высшей нервной деятельности.
Педагогам давалась информация о принципах структурнодинамического анализа личности, в ходе которого обнаруживаются отклонения физических и психических процессов на различных этапах и видах деятельности. Педагоги знакомились со схемами перехода от диагностики к корректирующим воздействиям, с возможностями преодоления микросоциально - педагогической незащищённости учащихся, со способами коррекции неадекватных методов воспитания и отрицательного воздействия среды. Им давали сведения о способах определения необходимых и допустимых физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, о модулях информационной поддержки социальной и профессиональной адаптации школьников.
Программа дополнительной подготовки сотрудников психологической службы преследовала цель дать некоторый минимум информации о педагогических основах обучения и воспитания.
Специальная подготовка родителей предусматривала включение в программу такого содержания, знакомство с которым могло позволить им активно и осознанно принять участие в процессе воспитания школьников. В ходе работы по программе родителей знакомили с педагогическими условиями, которые в состоянии обеспечить успех воспитательных функций. Им разъясняли, что доминантой воспитания обучаемых должно стать обязательное и систематическое признание их, хоть и небольших, достоинств, так как именно на этом строится процесс коррекции поведения.
Кроме того, родителям рассказывали, что в семье превалирующее положение при воспитании должно занимать их сотрудничество с детьми, родственниками, друзьями семьи, что в развитии семейных традиций, семейных отношений во главу угла должен быть поставлен коллективный анализ деятельности, направляемой на семью. Им объясняли, что именно этот элемент - коллективное сознание - больше всего влияет на процесс постепенного формирования у подростка механизма саморегуляции, способствует развитию культуры межличностных отношений.
При проведении воспитательных мероприятий использовали разные формы работы: лекции, семинары, диспуты, конкурсы, вечера и т.п.
К примеру, проводились семинары, целью которых было создание ситуаций, провоцирующих рождение оригинальных идей в ходе личностного общения разновозрастных школьников. Для этого работа семинаров строилась в виде обсуждений отдельных аспектов различных проблем общественных и производственных отношений. Кроме того, школьников знакомили с многообразием мира профессий и труда, со спецификой экономики и рынка труда, рассматривали и обсуждали с ними отдельные стороны профессиональной деятельности человека, дифференцировали процесс трудовой деятельности на отдельные компоненты, отражающие
сущность той или иной профессии, обсуждали формулы различных профессий, профессиограммы, профессионально важные качества личности.
Во внеурочное время приглашёнными профессионалами школьникам читались лекции на такие, например, темы, как: «Профессия, специальность, должность», «Профессиональный и жизненный путь личности», «Социальные проблемы труда», «Труд в жизни человека» и т.п. Особое внимание уделяли деловым играм.
В экспериментальных школах систематически организовывались экскурсии на различные предприятия. Активисты школьной ученической организации вместе с педагогами посещали предприятия городов и районов Согдийской области, такие как Кайраккумский ковровый комбинат, СП «Джавони», «Таджик- Кабул Текстайлз» и др. Каждая такая экскурсия заканчивалась коллективным обсуждением системы организации и оплаты труда на производстве. В этой связи в процессе экскурсии школьникам объясняли принципы распределения рабочего времени, показывали различные его схемы, а в ходе обсуждения после экскурсии разбирались фотографии рабочего дня различных профессионалов, суть подготовительнозаключительного, основного и вспомогательного времени, времени обслуживания рабочего места, сравнивали и обосновывали заработную плату работников различных профессий и категорий.
Организуя и проводя упомянутые выше мероприятия воспитательного характера, мы постоянно имели в виду нашу основную задачу -формирование у школьников социальных мотивов трудовой деятельности. Известно, что важной компонентой таких мотивов являются нравственные образцы, составляющие психологическую основу устойчивости личности. Однако формирование устойчивости личности не может идти простым путём прямого усвоения отдельных нравственных образцов.
Для такого усвоения нужна благоприятная «почва» - « фон». В этой связи в экспериментальных школах все мероприятия воспитательного плана как бы включались в реализуемые целостные гуманистические системы воспитания, характеризующиеся такими признаками, как:
- обеспечение восприятия педагогами и школьниками целостного образа школы (представления о её прошлом, настоящем и будущем, её месте в окружающем мире, её специфических особенностях). Эту задачу в школах решали музеи истории школы, рассказывающие об их традициях, выпускниках, основных этапах развития, педагогических успехах школ и трудовой деятельности выпускников;
- формирование у школьников представлений о характере жизни школы (показ преобладания порядка, позитивных ценностей, мажорного тона отношений, динамизма системы чередования различных жизненных фаз -повседневности и событийности в праздники).
Всё это демонстрировалось на примерах работы школьных музеев, различных кружков, клубов по интересам, организации и проведении тематических вечеров и т.п.
Покажем на конкретных примерах из жизни школьной ученической организации общеобразовательной школы № 22 г.Худжанда, как у школьников в процессе широкого привлечения их к общественно-полезной деятельности формировались социально-ценностные мотивы трудовой деятельности.
Коллектив педагогов и школьная ученическая организация приступили ещё в 1986 году к организации музея выдающегося деятеля таджикского народа Джаббора Расулова.
Мысль о создании такого музея возникла неслучайно. Джаббор Расулов внёс огромный вклад в развитие всех отраслей народного хозяйства Республики Таджикистан.
Нет урока истории, таджикского языка и литературы, основ государства и права, при проведении которых не были бы использованы экспонаты школьного музея. Самые разнообразные методы и приёмы обучения применяют учителя истории Юсупова М. и Вяхирева Е.Ф., вдумчиво включая в свои уроки материалы музея. Слава музея вышла за пределы области.
В школе проводятся экскурсии, научно-теоретические конференции, читаются доклады по материалам музея. Здесь в течение года, кроме учащихся и их родителей, бывает много гостей из районов и городов нашей области.
В общеобразовательной школе № 22 стало традицией Первый урок первоклассников проводить в музее. Члены ученической организации имени Исмоила Сомони знакомят первоклассников с историей музея, показывают им экспонаты. В музее проводятся также торжественные сборы школьной ученической организации им. Исмола Сомони и принятие новых членов в её ряды, собрания, воспитательные мероприятия.
О большой воспитательной роли музея свидетельствуют записи, оставленные его посетителями в книге отзывов.
Активное включение членов школьной ученической организации в работу музея служит одним из способов формирования социальноценностных мотивов трудовой деятельности учащихся, а также помогает воспитывать истинных патриотов, вырабатывает гордость за такие выдающиеся личности. Работа в музее знакомит учащихся с методами научного исследования, углубляет интерес и знания в области истории и литературы, поднимает уровень организованности ученических организаций, оказывает глубокое эмоциональное воздействие и, тем самым, активизирует их трудовую деятельность.
На основании данных Центра дополнительного образования Согдийской области и по нашим наблюдениям, в некоторых школах среди учащихся 5-9 классов наблюдается пассивность членов школьных ученических организаций в трудовых делах школы. Решение этой задачи в условиях школы предполагает широкую пропаганду передового
педагогического опыта и внедрение педагогических исследований в школьную практику.
Чтобы привлекать учащихся к работе в школьной ученической организации, требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о путях и формах его проявления в современной школе.
Исходя из вышеизложенного, мы остановимся на некоторых аспектах работы школьных кружков. Эстетический кружок в школе имеет важное значение в пропаганде среди учащихся понятия о трудовом воспитании. Он одновременно является ближайшим помощником школьной ученической организации по выработке трудовой направленности деятельности учащихся.
Кружки в школе ведут большую работу по пропаганде трудовых знаний, умений, навыков и формируют социальные мотивы трудовой деятельности учащихся общеобразовательных школ. Однако они не должны повторять форму и содержание проводимых занятий по труду, а должны вести интересную работу по трудовому воспитанию с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний и опыта жизни.
Обычно занятия кружка планируются на полгода или год. По нашему мнению, кружки достигают поставленной цели, если вести занятия 2 раза в неделю. Кружки организуют выставки и экскурсии.
Так, в некоторых школах городов и районов Согдийской области организованы кружки:
«Национальная вышивка», «Кройки и шитья», «Столярное дело», «Вязание», «Ведение домашнего хозяйства», «Роспись по ганчу», «Роспись по дереву» и др.
Формированию у школьников экспериментальных школ социальноценностных мотивов трудовой деятельности способствовала и организация их трудовой и профессиональной подготовки.
Остановимся на некоторых видах работы кружков.
В кружках, организованных в школьном учебно-производственном комплексе, велось обучение школьников ряду специальностей, например: электрослесарь, электромонтёр, радиомонтажник, токарь, столяр и др.
Обучение велось на двух уровнях. После первого уровня обучения школьники девятых классов получали низшие квалификационные разряды. Второй уровень обучения (более расширенный и углублённый) создавал для школьников десятых и одиннадцатых классов условия для получения более высокой квалификации. При этом, осваивая эту квалификацию, школьники зачастую принимали участие в создании товарной продукции. С нашей точки зрения, участие школьников в производстве товарной продукции помогало им лучше понять суть производственных отношений и должно было в дальнейшем способствовать их адаптации к условиям реального производства.
При специализации учащихся педагоги и школьная ученическая организация учитывают сложившиеся этнотрудовые традиции и местные природные условия.
Изучив спрос населения на предметы быта, продукты сельскохозяйственного производства, школьники начали налаживать изготовление этих предметов в учебных мастерских и на учебно-опытных участках. С учётом возможностей школ, учащиеся выбирали конкретные задания.
Помимо работы в кружках, школьникам читались лекции на такие темы, как:
- социально-психологическая структура производственного коллектива (формальные и неформальные психологические группы);
- конфликты в производственном коллективе и пути их преодоления;
- основные принципы деловых взаимоотношений в производственном коллективе;
- особенности и этика взаимоотношений в производственном коллективе.
При этом вопросы, имеющие общечеловеческое значение (скажем, принципы мудрого поведения) рассматривались и обсуждались на семинарах и диспутах не только на примерах производственных отношений, но и других жизненных ситуаций (семейно-бытовых и др.).
Из вышеизложенного следует, что одни способы формирования социально-ценностных мотивов школьными ученическими организациями прошли проверку временем и трансформировались в более совершенные формы, с учётом требований социально-экономических перемен в республике. Другие, не выдержав требований, предъявляемых рыночной формой хозяйствования, исчезли.
С учётом специфики учебно-воспитательного процесса в экспериментальных школах, система повышения квалификации педагогов, руководителей школьных ученических организаций была организована следующим образом.
Повышение квалификации каждого педагога осуществлялось в двух направлениях: в рамках разработки им методических тем в ходе
самообразования и в рамках его личного творческого участия в инновационной деятельности коллектива.
Цель повышения квалификации при разработке методических тем в процессе самообразования - повышение мастерства педагога. Поэтому методическая тематика для разработки определялась для каждого педагога в ходе участия в эксперименте.
План такой работы представлял собой микропрограмму всей инновационной деятельности руководителей ученических организаций.
При всем многообразии путей и форм повышения квалификации педагогов, центральным звеном, организующим эту работу в экспериментальных школах, оставались методические объединения. Они, обладая достаточной самостоятельностью, взаимодействовали с городскими и районными методическими объединениями и научно-методическими советами школ.
Деятельность каждого методического объединения
регламентировалась положением, разработанным научно-методическим советом и руководством школ.
Главное, что следует подчеркнуть, говоря об организации методической работы и повышении квалификации педагогов, - это отказ от однообразия их содержания и форм, подчинение их задачам, решаемым в экспериментальном учебно-воспитательном процессе.
Следует разрабатывать и внедрять в сельских и городских школах научно-методические основы технологического образования школьников и молодёжи в новых условиях, готовить кадры, способные в разных государственных и частных структурах помогать юным гражданам достойно адаптироваться к новым условиям и конкуренции на бирже труда.
Ключевые слова: ученическая организация, социально-ценностные мотивы,
экспериментальные школы, психологическая служба, кружок, этнотрудовые традиции, технологическое образование.
Key words; pupil’s organization, social - valued motives, experimental school, psychological service, circle, ethno labor tradition, technological education.
Список использованной литературы:
1. Атутов П.Р. Политехническое образование и всестороннее развитие личности школьников. - 1977,-с.315
2. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научнотехнической революции.- М., 1974. - с.113 .
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика. -М.: Гардарики, 2004.- с. 46.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:Политиздат,1975.-с.217.
5. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Просвещение,1974.- с. 97.
Ходжаева М.Д., Элмуродова С.
Специфика организации работы школьных ученических организаций, способствующих формированию социально-ценностных мотивов для трудовой деятельности у учащихся общеобразовательных школ
На современном этапе школьная ученическая организация им. Исмоила Сомони имеет немаловажное значение в трудовом воспитании подрастающего поколения. В этой связи были организованы и осуществлены мероприятия, направленные на актуализацию у школьников осознания социальной и личностной необходимости их активного участия в учёбе и труде, на формирование у них умения правильно сочетать собственные возможности с условиями обучения и различного вида труда, выбирать возможные и целесообразные варианты поведения в различных жизненных и производственных ситуациях. Авторы отмечают благотворную роль школьного музея, кружков трудового обучения в формировании социально-
ценностных мотивов трудовой деятельности у учащихся общеобразовательных школ.
Khodjaeva M.D., Elmurodova S.
Pupil’s organization activity in forming social motives of pupil’s work activity
School pupil organization after IsmoiliSomoni plays significance role in labor education of young generation in modern time. There was organized and realized measures directed to actualization of socialand personal necessity cognition, their active participation in job and study, to get habits and skills of working in different situations, to behave oneself according various life and productive situations.
The significance of pupil’s organizations becomes high in social education of the rising generation. It helps to induce love for labour, for knowledge, to form the bases of legal and civil culture, helps in developing of creative personality and prepares true citizens of motherland.