НАСЛЕДИЕ
Марина Додонова
Специфика охраны нематериального культурного наследия на территории Российской Федерации
Статья посвящена проблеме защиты и актуализации нематериального культурного наследия (НКН) на территории Российской Федерации. Важность НКН как уникального способа трансформации исторического и культурного опыта предков для построения культурной идентичности признается большинством стран мира. С момента утверждения Конвенции по охране нематериального культурного наследия в 2003 г. ЮНЕСКО поддерживает страны, ратифицировавшие конвенцию, в деле защиты нематериального культурного наследия. Участие в программах ЮНЕСКО позволяет использовать международный потенциал для поиска оптимальных способов защиты НКН, однако пока Российская Федерация не является государством - участником конвенции. Автор анализирует эффективность мер, самостоятельно предпринимаемых правительством по охране НКН, и обосновывает важность ратификации конвенции для России.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, историко-культурное наследие, нормативная база охраны наследия, культура, ЮНЕСКО, Российская Федерация, сохранение нематериального наследия, российское наследие
В условиях глобализации нематериальное культурное наследие (НКН) играет важную роль в сохранении уникальных культурных кодов и форм культурного взаимодействия между людьми. С другой стороны, нематериальное культурное наследия само нуждается в сохранении, так как процессы глобализации приводят к его исчезновению.
Конвенция об охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 2003 г. [5] - документ, регламентирующий охрану и актуализацию НКН
Додонова Марина Анатольевна,
бакалавр по направлению «Менеджмент управления социокультурными проектами», МВШСЭН (Москва), с1ос1опоуатапка@таИ ги
5 5
Ф (О
И %
О в
й-
на международном уровне. Среди государств, до сих пор не ратифицировавших конвенцию, находится и Российская Федерация, на территории которой имеются свои особенности охраны нематериального культурного на-11 следия. Цель статьи - поиск ответа на вопрос: эффек-р тивны ли меры, самостоятельно принимаемые прави-
тельством РФ для охраны традиционной культуры и фольклора?
Первенство в понимании важности и необходимости охраны нематериального культурного наследия принадлежит ЮНЕСКО - Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. До 2003 года в рамках ее деятельности были предприняты шаги по введению международной охраны традиционной культуры и фольклора. Однако единый международный акт, регламентирующий деятельность по охране НКН, был принят 17 октября 2003 г. и вступил в силу 20 апреля 2006-го.
Согласно конвенции, под «нематериальным культурным наследием» понимаются «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия». Важно так же отметить, что «принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами, а также устойчивого развития» [5, ст. 2, п. 1].
НКН проявляется как «а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; Ь) исполнительские искусства; с) обычаи, обряды, празднества; ё) зна-
ния и обычаи, относящиеся к природе и Вселенной; e) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами» [5].
По состоянию на 1 марта 2016 г. в рамках VI сессии Генеральной ассамблеи государств - участников конвенции об охране нематериального культурного наследия государствами-участниками являются 166 стран [15]. Их обязанность - охрана нематериального культурного наследия, как на международном, так и на национальном уровне. После подачи заявки государством-членом и ее одобрения комитетом ЮНЕСКО берет под свою охрану и включает в список нематериального культурного наследия человечества те объекты, которые нуждаются в срочной охране и представляют уникальную ценность, а также предоставляет международную помощь. В рамках оказания международной помощи ЮНЕСКО может содействовать охране и защите в следующих формах: «... а) проводить исследования, касающиеся различных аспектов охраны; b) предоставлять услуги экспертов и носителей нематериального культурного наследия; с) подготавливать любой необходимый персонал; d) разрабатывать нормативные и другие меры; e) создавать и обеспечивать функционирование инфраструктур; f) предоставлять оборудование и ноу-хау; g) обеспечивать другие формы финансовой и технической помощи, включая в определенных случаях предоставление займов под низкие проценты и пожертвований» [5, ст. 21].
Под защитой конвенции ЮНЕСКО о защите нематериального культурного наследия на данный момент находятся 470 объектов в 117 государствах по всему миру [16]. Наибольшее количество объектов нематериального культурного наследия, находящихся под защитой ЮНЕСКО, приходится на территорию стран Азии (Китай - 39, Япония - 21, Республика Корея - 19, Монголия - 14) и Юго-Восточной Европы (Испания - 16,
5 5
« ^
Ф (О
И £
о в
^ и ай О
о в.
н
Франция - 15, Хорватия - 15) [16]. Наибольшее количество объектов было взято под защиту в 2008-2009 гг. (19,1% в 2008 г., 18,5% в 2009-м).
X о
Несмотря на то что Россия не является государством-участником конвенции (2003 г.), на ее территории находятся два объекта, которые включены в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
В 1997 г. на 29 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение о создании международного знака отличия «Шедевр устного и нематериального наследия человечества». Кандидаты должны были представлять исключительную ценность с исторической, художественной и других точек зрения и отбирались на конкурсной основе. Россия приняла участие в программе, и по результатам отбора в 2001 г. в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества вошла культура семейских, а в 2005 г. -якутский героический эпос «Олонхо». После принятия Конвенции об охране нематериального культурного наследия в 2003 г. году и ее вступления в силу в 2006-м программа «Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества» прекратила свое существование, но ее лауреаты, находящиеся на грани исчезновения и нуждающиеся в срочных мерах по охране и спасению, были включены в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Оба объекта — культурное пространство и устная культура семейских Тарбагатайского района Бурятии и «Олонхо», якутский героический эпос, — были включены в список в 2008 г [16].
Однако сегодня последующее включение объектов нематериального культурного наследия, находящихся на территории РФ, невозможно, так как право подачи
заявки на проведение данной процедуры принадлежит только государствам - членам конвенции.
25 ноября 2003 г. в Москве было проведено заседание Совета по культуре и искусству при президенте РФ, на котором присутствовал генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. На этом заседании президент РФ Владимир Путин заявил о том, что усилия, предпринимаемые международным сообществом по сохранению мирового культурного наследия, недостаточны, при этом подчеркнул необходимость заботы о собственном нематериальном наследии, объясняя тем самым отказ от ратификации конвенции (2003 г.) [10].
Однако разработка собственной концепции сохранения и развития НКН народов Российской Федерации началась только в 2008 г. в Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ. Рабочей группе предстояло решить вопросы о создании единой терминологии для трактовки «нематериального культурного наследия», структуры и составляющих концепции и внесении в целевую программу «Культура России» на 2006-2010 гг. изменений, связанных с финансированием и организацией мероприятий в сфере народного творчества, фольклора и прикладного искусства. Приказ «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы» [8] вступил в силу 17 декабря 2008 г. В целом российская концепция апеллирует к конвенции ЮНЕСКО (2003 г.) и заимствует данные в ней положения и определения.
После утверждения концепции (2008 г.) был создан электронный каталог объектов НКН народов РФ [7], внесены изменения в закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [11]. Был осущест-
<и (О
И £
о в
^ и ай О
о в.
н
§ * влен также ряд мероприятий по охране и продвижению НКН РФ. Тем не менее поддержки, предоставляемой государством, оказалось недостаточно. В 2013 г. Григорий Ивлиев, занимавший на тот момент пост заместителя министра культуры, сообщил о важности ратификации конвенции ЮНЕСКО об охране НКН для России и выступил с предложением о принятии конвенции в Государственной думе [4]. Однако конвенция так и не была ратифицирована.
Согласно распоряжению правительства РФ от 29.02.2016 №326-р «Об утверждении стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [11], сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры - одно из приоритетных направлений стратегии. Культурное пространство и традиционная культура рассматриваются как «факторы национальной безопасности и территориальной целостности РФ», поэтому в целях его сохранения предусматривается «стимулирование и поощрение государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев» [11, отдел III]. В «целях сохранения культурного наследия и создания условий для развития культуры предполагается в том числе и сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел» [11, отдел III].
Однако фактической поддержки НКН со стороны министерства культуры недостаточно. Согласно отчету о финансировании федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» [9], доля финансирования мероприятий, связанных с поддержкой народного творчества и НКН России, включая поддержку проектов, направленных на сохранение НКН, научное
и информационное обеспечение проектов в сфере народного творчества, формирование единого электронного каталога объектов НКН народов РФ и т. д., составляет примерно 0,76% от финансирования всей программы. Для сравнения: доля финансирования мер по сохранению материального культурного наследия, включая реставрацию, обеспечение сохранности музейного фонда, развитие инфраструктурного обеспечения деятельности по сохранению объектов культурного наследия и т. д., - это 31% бюджета всей программы.
В связи с этим ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления (Роскультпроект)» Министерства культуры Российской Федерации (до 2016 г. - Государственный центр русского фольклора) в феврале 2017 г. обратился с Резолюцией [12] к Министерству культуры РФ, выражая обеспокоенность состоянием дел в области сохранения и актуализации нематериального культурного наследия. Среди них: слабость материально-технической базы центров традиционной народной культуры, сокращение финансирования центров традиционной народной культуры, отсутствие модельных стандартов деятельности центров традиционной народной культуры, отвечающих стратегии государственной культурной политики в сфере сохранения и актуализации нематериального культурного наследия, недостаток квалифицированных кадров в связи с проблемами профессионального образования [13].
На данный момент в нашей стране на федеральном уровне не принято закона о сохранении объектов нематериального культурного наследия, поэтому охрана НКН, особенно в регионах, трудно осуществима. Для некоторых народов, проживающих на территории Российской Федерации, имеющих объекты НКН, находящиеся на грани исчезновения или представляющие особую культурную и историческую ценность, отсутствие выше-
<и (О
И £
о в
^ и ай О
о в.
н
| | упомянутых законов и нежелание ратифицировать Конвенцию ЮНЕСКО об охране НКН представляется серьезным препятствием. Так, для Татарстана, включение | 2 Сабантуя в список всемирного наследия ЮНЕСКО является важным вкладом в развитие культуры региона в целом. К сожалению, несмотря на попытки осуществить это через сотрудничество с Турцией, включить Сабантуй в реестр НКН ЮНЕСКО не получится до тех пор, пока РФ не ратифицирует Конвенцию ЮНЕСКО (2003 г.).
Нежелание РФ ратифицировать Конвенцию об охране НКН (2003 г.) негативно сказывается на системе охраны НКН на территории России, проявляясь как в недостаточном финансировании проектов, связанных с поддержкой РФ и проведении исследований, так и в нехватке кадров, имеющих достаточную компетентность для работы в этой области. Положение усугубляет и то, что на государственном уровне не имеется закона, регламентирующего деятельность по сохранению НКН. Эксперты отмечают также недостаточность усилий системы образования по популяризации нематериального культурного наследия [1].
На мой взгляд, ратификация Конвенции 2003 г. об охране нематериального культурного наследия для Российской Федерации с ее колоссальным этнокультурным разнообразием и мощным потенциалом нематериального наследия является не только рекомендательной нормой, но и необходимой мерой. Представляется, что правительство не справляется с охраной НКН самостоятельно, а меры, предпринимаемые министерством культуры, эффективны не в той мере, в какой необходимы в условиях стремительного развития и изменений современной социокультурной среды. Ратификация конвенции будет способствовать дополнительной международной поддержке и популяризации НКН, сосредоточенному на территории РФ, что повысит эффектив-
ность защиты и продвижения нематериального культурного наследия.
Источники и литература:
1. Гринько И.А. Историко-культурное и природное наследие в системе основного общего образования // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2017. №2 (53). С.56-67.
2. Доклад «О предварительном исследовании по вопросу о целесообразности международного регулирования - на основе нового нормативного правового акта -охраны традиционной культуры и фольклора» от 16 мая 2001 г. // ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images//0012/001225/122585r.pdf (дата обращения 10.01.2018)
3. Каргин А.С., Костина А.В. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI // Знание. Понимание. Умение. 2008. №3. С.59-71. URL: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/sohranenie-nemateriaLnogo-kuLturnogo-nasLediya-narodov-rf-kak-prioritet-kuLturnoy-poLitiki-rossii-v-xxi-veke (дата обращения 09.01.2018)
4. Конвенцию ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия планируется ратифицировать в ГД РФ // Международный культурный центр «Городская площадь». URL: http://www.iccmoscow.ru/news/656/ (дата обращения 10.01.2018)
5. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) // ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decL_conv/conventions/cuLturaL_heritage_ conv.shtmL (дата обращения: 06.01.2018)
6. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия // ЮНЕСКО. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001897/189761r.pdf (дата обращения 09.01.2018)
7. Нематериальное культурное наследие России // Культура.РФ. URL: https:// www.cuLture.ru/traditions/cuLture-heritage?sort=-pubLishDate (дата обращения 10.01.2018)
8. Приказ от 17 декабря 2008 г. №267 «Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы» // Министерство культуры Российской Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/documents/ob_utverzhdenii_kontseptsii_sokhra354038/ (дата обращения 7.01.2018)
9. Приложение №6 к федеральной целевой программе «Культура России (20122018 годы)»: Перечень мероприятий и объемы финансирования Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» // Министерство культуры Российской Федерации. Федеральная целевая программа. URL: http:// fcpkuLtura.ru/fiLes/novoe/проект_приложение%206_316.xLs (дата обращения 10.01.2018)
10. Путин провел заседание Совета по культуре с участием гендиректора ЮНЕСКО // NEWSru.com. URL: http://www.newsru.cGm/cinema/25nov2003/jun.html (дата обращения 07.01.2018)
11. Распоряжение правительства РФ от 29.02.2016 №326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Консультант. Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/ (дата обращения: 10.01.2018)
12. Резолюция Всероссийского совещания «Центры традиционной народной культуры и перспективы их развития на 2017-2020 гг.» // ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова» Центр русского фольклора. URL: http://www.folkcentr.ru/rezolyuciya-vserossijskogo-soveshhaniya-centry-tradicionnoj-narodnoj-kultury-i-perspektivy-ix-razvitiya-na-2017-2020-gg/ (дата обращения 10.01.2018)
13. Резолюция круглого стола «Мониторинг состояния нематериального культурного наследия: кадровое обеспечение» VIII международной конференции «Перспективы развития профессионального музыкального образования» в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума (секция «Образование») // ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова» Центр русского фольклора. URL: http://www.folkcentr.ru/ rezolyuciya-kruglogo-stola-monitoring-sostoyaniya-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-kadrovoe-obespechenie/ (дата обращения 10.01.2018)
14. Шилова О.Е. Роль ЮНЕСКО в охране нематериального культурного наследия // Культура и искусство. 2014. №6(24). С.611-617. URL: http://www.nbpublish.com/ library_get_pdf.php?id=31456 (дата обращения 09.01.2018)
15. Agenda and documents of the Sixth Session of the General Assembly of the States Parties to the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. URL: https://ich.unesco.org/en/6.ga (дата обращения 09.01.2018)
16. Lists of Intangible Cultural Heritage and the Register of good safeguarding practices. URL: https://ich.unesco.org/en/lists (дата обращения 09.01.2018)
17. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organizations / Intangible Cultural Heritage. URL https://ich.unesco.org/ (дата обращения 09.01.2018)
Marina Dodonova,
Bachelor of Creative Arts Management, Moscow School of Social and Economic Sciences, dodonovamarika@mail.ru
Specificity of intangible cultural heritage safeguarding in the Russian Federation
The paper addresses the issue of safeguarding intangible cultural heritage (ICH) in the Russian Federation. The crucial importance of ICH - as a unique way to transform
historical and cultural experiences of foregoers for building cultural identity - is recognized by the majority of nations. Since the adoption of the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage in 2003, UNESCO has been supporting efforts of the countries who ratified the Convention to safeguard intangible cultural heritage. Involvement in UNESCO programs helps to harness international capacity to identify optimal ICH safeguarding practices; however, the Russian Federation has not yet become a party to the Convention. The author evaluates the effectiveness of measures taken by the government to safeguard ICH and substantiates the imperativeness of ratifying the Convention for Russia.
Keywords: intangible cultural heritage, historical and cultural heritage, legal and regulatory framework for heritage safeguarding, culture, UNESCO, the Russian Federation, intangible heritage safeguarding, Russian heritage
Анна Шишкова
Менеджмент исторических городских ландшафтов на примере Калининграда и Гданьска, Выборга и Лаппеэнранты
Основное содержание исследования составляет анализ особенностей и результатов менеджмента городского наследия. На примере сравнения российского и зарубежного опыта (Калининград и Гданьск, Выборг и Лаппеэнранта) показано влияние управления наследием на образ этих городов.
Ключевые слова: городское наследие, исторический ландшафт, управление наследием, образ города, культурная политика
Шишкова Анна Андреевна,
бакалавр по направлению «Менеджмент креативных проектов», МВШСЭН (Москва), anuta.shishkowa@yandex.ru
Сохранение исторического городского пространства - одна из важнейших составляющих в работе с культурным наследием. Городской ландшафт обладает как физическими границами, включающими в себя архитектуру, памятники, площади и садово-парковые зоны, так и символическими особенностями или социально-культурным