УДК 37
А. Н. Тесленко
Специфика образовательно-воспитательной среды дополнительного образования
В статье раскрываются особенности образовательно-воспитательной среды дополнительного образования: добровольность вхождения ребенка в воспитательную организацию, отсутствие жестких образовательных стандартов, креативность жизнедеятельности детских объединений, диалоговый характер межличностных отношений и др. Автор рассматривает актуальные проблемы дополнительного образования детей: взаимоотношения с общеобразовательной школой, объективно подчиненная роль дополнительного образования в государственной системе социального воспитания, различное ведомственное подчинение организаций дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательно-воспитательная среда, социальное воспитание, воспитательный процесс, креативность функционирования детских сообществ, индивидуализация, диалогизация.
A. N. Teslenko
Specifics of the Educational Environment in Additional Education
In the article features of the educational environment of additional education are revealed: voluntariness of the child's entry into the educational organization, absence of tough educational standards, creativity of children's associations activity, dialogue character of the interpersonal relations, etc. The author focuses attention on a number of urgent problems of additional education: relationship with comprehensive school, an objectively subordinated role of additional education in the state system of social education, various departmental submission of the additional education organizations.
Keywords: additional education, educational environment, communities functioning, individualization, dialogization.
В сложных условиях модернизации всех сторон постсоветского общества современная школа не в силах в полной мере решить проблемы ребенка и подростка, так как реальной доминирующей целью школы является обучение и поступление ее выпускника в высшее, среднее специальное учебное заведение. Семья, которая непосредственно должна заниматься воспитанием детей, сегодня не имеет возможности выполнять свои функции, так как ее реальной доминирующей целью является поиск средств к существованию. В этих условиях компенсаторную функцию воспитания и развития личности выполняет система дополнительного образования, обладающая рядом специфических особенностей.
В качестве первой особенности дополнительного образования детей следует выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения дополнительного образования является для него добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительности участия
social education, educational process, creativity of children's
в жизни того или иного детского объединения. Многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения заказчик - исполнитель создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждения дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая их специфическая черта, как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит возможность реализации педагогом его образовательной программы, то есть количественные показатели зачастую преобладают над качественными, но рынок и конкурентная среда -не педагогические категории.
Такой принцип комплектования воспитательной организации, как добровольность, определяет необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся. Общепризнано, что мотив является результатом соотнесения в сознании индивида образа потребности и образа встреченного предмета. Следовательно, развитие у школьников мотивации участвовать в деятельности детских объединений предполагает конструирование в них таких ситуаций жизнеде-
© Тесленко А. Н., 2017
ятельности, в которых окружающие предметы порождают у детей привлекательные (подобные образам потребностей) образы вышеназванных занятий. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования должно включать, с одной стороны, непосредственное побуждение, «заражение», вовлечение ребенка в совместную деятельность, а с другой -ориентировать его на осознание значимости и ценности этих занятий.
Добровольность вхождения в воспитательную организацию в данном случае обеспечивается предоставлением возможности выбора различных форм самореализации - того или иного объединения, соответствующего интересам и наклонностям ребенка; создание возможностей перехода из одного объединения в другое и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения позволяет индивидуализировать сроки и темпы выполнения программ.
Такой объективный фактор, как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования, и то, что педагог заинтересован, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задает следующие особенности: творче-скость (креативность) жизнедеятельности детских объединений; дифференциация воспитательного процесса (разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов); индивидуализация воспитательного процесса (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования); обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка; подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками.
Креативность функционирования детских сообществ в учреждениях дополнительного образования выражается в наличии элементов исследовательской работы, конструирования, опытничества, первых проб в области искусства и литературы. Согласно завету С. Т. Шацкого, сам быт учреждений дополнительного образования организован с обилием художественных и творческих форм так, что ребенок добровольно подчиняется требованиям педагога, то есть «свободная стихия» превращается в закон жизни, принимаемый воспитанником добровольно [5].
Индивидуализация воспитательного процесса выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания социального опыта и образования, по-
строение вместе с ребенком его социализацион-ной траектории, что превращает его из объекта воспитательной деятельности в подлинного субъекта личностного развития. Данное преимущество учреждений дополнительного образования связано с отсутствием строго определенного места в государственной системе социального воспитания. В отличие от школы, которая, как правило, готовит выпускника к следующей ступени - профессиональной подготовке, для учреждения дополнительного образования детей возможен и внешне тупиковый вариант. Социальный опыт, дополнительные сведения и т. д., приобретенные в учреждениях дополнительного образования детей, не обязательно становятся основой будущей профессии, а в большей мере организуют опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности. Поэтому, как долго и насколько интенсивно ребенок осваивал дополнительную образовательную программу, уже не столь важно [3].
Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка обеспечивается включением его в деятельность. Результатом включения является состояние включенности - своеобразное начало субъектного отношения к деятельности. Включенность понимается как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты [4]. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Другими словами, состояние включенности характеризуется интериори-зацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности. В учреждениях дополнительного образования, благодаря личностно-ориентированному информированию, помощи в самоопределении и проектировании ребенком вариантов участия в совместной деятельности, которая становится для него деятельностью в полном смысле слова, то есть приобретает необходимые атрибуты: собственные для личности цель, предмет, объект, средства.
Подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками в учреждениях дополнительного образования обусловлен соотнесенностью с внешней реальностью, то есть с предметом деятель-
ности, по поводу которой и проистекает сотрудничество взрослого и ребенка. Отсюда возникает следующее требование: подростку должен быть понятен смысл совместной деятельности. Диалоговый характер отношений воспитанника с педагогом может приводить к «переворачиванию субъектности», когда ребенок сам выступает в роли инициатора, организатора, контролера. Подлинный диалог в межличностном взаимодействии базируется на коммуникативной толерантности педагога дополнительного образования. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что по отношению к странным, вызывающим, на первый взгляд, недоумение явлениям в поведения партнера доминирует стремление понять и принять эти особенности. Проявляя коммуникативную толерантность, воспитатель рассматривает эти проявления как внешние, как форму, которая не должна оказывать решающего влияния на содержание контактов, и не старается немедленно переделать воспитанника, сделать его «удобным».
Вторая особенность, которая наиболее ярко проявляется и определяется в дополнительном образовании, связана, прежде всего, со взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения. Вследствие этого дополнительное образование не является академическим, то есть ориентированным на отбор содержания на основы наук. Его содержание может, во-первых, дополнять основное в аспекте применения знаний и умений, то есть иметь практическую направленность. Во-вторых, оно может восполнять имеющиеся, с точки зрения потребностей повседневной жизни, «пробелы» в содержании основного образования (утилитарная направленность). В-третьих, оно часто имеет междисциплинарный, синтетический характер. Таким образом, сфера дополнительного образования тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования, но в процессе продвижения в направлении информационно-сетевого общества синтетический характер дополнительного образования будет все больше востребован, смещая вектор значимости в свою пользу.
Пока дополнительное образование в государственной системе социального воспитания объективно играет подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается в определении содер-
жания организуемого социального опыта и образования, а также в подстраивании порядка функционирования под режим общеобразовательной школы [1].
Третья особенность. В задачи дополнительного образования входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением школьникам возможности выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания. Для ряда детских объединений при оказании индивидуальной помощи характерна ориентация на преодоление неуспешности воспитанника в значимой для него предметно-практической или духовно-практической деятельности.
Четвертая особенность - опосредованность социального воспитания. Если воспитание (социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека [2].
Общение и межличностные отношения занимают значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, они характеризуются интенсивностью и насыщенностью. Каждый из воспитанников стремится реализовать себя в этой сфере, часто не обладая соответствующими навыками. Поэтому содействие в установлении взаимопонимания с окружающими, преодоление стереотипов воспитанника, перенесенных им из других ситуаций, имеют характер индивидуальной помощи. Кроме того, индивидуальная помощь в учреждениях дополнительного образования направлена на решение таких проблемных ситуаций, как саморегуляция ребенка при участии в выступлениях, соревнованиях, конференциях, выставках; несформирован-ность навыков самообслуживания (туристический поход, полевая экспедиция, военные сборы, выезды спортивной команды на соревнования); нежелание или неготовность ребенка разделять нормы и ценности клубного сообщества; некомпетентность в межличностном взаимодействии.
Возможность уменьшить регуляцию поведения воспитанников обеспечивается тем, что пе-
дагог занимается с относительно немногочисленной группой воспитанников (15-16 человек), соединяя как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, следует отметить следующее: возникнув в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 г. стал и по настоящее время остается преимущественно государственным. Относительная молодость (сто лет) института внешкольного воспитания (а сами термины «дополнительное образование», «неформальное (информальное) образование детей» имеют возраст чуть больше десяти лет) вызывают у этой разновидности воспитательных организаций недостаточно определенный статус в отечественной системе социального воспитания. Смысловое наполнение понятия «дополнительное» сегодня не стало устоявшимся и продолжает уточняться.
Шестая особенность учреждений дополнительного образования заключается в том, что они имеют различное ведомственное подчинение: Министерство образования, Министерство культуры, Государственный комитет по физкультуре и спорту. Данное обстоятельство нашло отражение в нормативной основе их деятельности.
Седьмой особенностью этих воспитательных организаций можно считать разнообразие по содержанию деятельности и по организационной структуре, что ярко проявляется в делении на одно- и многопрофильные учреждения дополнительного образования.
Таким образом, специфика учреждений дополнительного образования как разновидности воспитательных организаций проявляется в том, что они
— представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;
— ведомственно подчинены нескольким республиканским министерствам;
— по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;
— во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль - дополнения;
— по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;
— призваны содействовать воспитанникам в профессиональной ориентации, организуя длительный процесс профессиональных проб;
— обеспечивают позитивную социализацию ребенка преимущественно средствами опосредованного воздействия детского объединения, предметной деятельности и диалогизации воспитательного процесса;
— педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.
Библиографический список
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» [Текст] // Казахстанская правда. - 2007. - 15 августа. С. 1-3.
2. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Юногогика [Текст] / М. И. Рожков. - М. : Владос, 2008. - 264 с.
3. Рябова, В. И. Формирование готовности детей к межкультурной коммуникации (на примере Казахстана) [Текст] / В. И. Рябова // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 3 (60). - С. 73-76.
4. Тесленко, А. Н. Педагогика и психология социализации личности [Текст] / А. Н. Тесленко. - Астана : ЕАГИ, 2011. - 375 с.
1. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения: Т. 4 [Текст] / С. Т. Шацкий. - М., 1964. - 421 с.
ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок
1. 2акоп ЯеБриЬИЫ Ка7аИ81аи «ОЬ 0Ьга70уапи» [Текз!] // Ка7аЬ51апБка]а pravda. - 2007. - 15 ау^1а. 8. 1-3.
2. ЯшИко^ М. I. Pedagogicheskoe оЬеБресИете гаЬо1у 8 шоМе7Щи: Junogogika [ТекБ^ / М. I. Я^Ико^ - М. : 2008. - 264
3. Rjabova, V. I. Formirovanie gotovnosti detej к ше7Ики1'1игпо] коттиткасп (па рптеге Kazahstana) [ТекБ^ / V. I. Rjabova // Jaros1avskij pedagogicheskij vestnik. - 2009. - № 3 (60). - 8. 73-76.
4. ТеБ1епко, А. N. Pedagogika i рБШо^уа Боаа^а-си ИсИпоБЙ [ТекБ1] / А. N. ТеБ1епко. - Astana : БАв! 2011. - 375
1. 8Иаску, 8. Т. Pedagogicheskie БосЫпепуа: Т. 4 [ТекБ^ / 8. Т. 8Иаску. - М., 1964. - 421 б.