УДК 821 (410).09 «17»
ББК 83.3 (4Вел)
Н 27
Напцок Б.Р.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: bella@ maykop. ru
Специфика образа «готического» злодея в романе М.Г. Льюиса «Монах»
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются специфические особенности образа «готического» злодея в произведении М.Г. Льюиса. Анализируются портретные и психологические характеристики главного героя «Монаха», основные проблемы - добра и зла, преступления и наказания, веры и религии, одиночества и свободы, любви и страсти, исследуется система «готических» мотивов - тайны происхождения героя, непреодолимого рока, инцеста, преследования, общения с дьяволом. Используются методы историко-литературного, текстологического, культурологического исследования художественных произведений. Научная и практическая значимость и актуальность работы определяются малоизучен-ностью системы образов «готического» произведения. Главными становятся выводы о том, что Льюис наделяет «готического» злодея диалектикой души, которая выражается в бесконечной борьбе противоречивых чувств; автор изображает не традиционного «готического», а рефлексирующего, страстного и противоречивого злодея, в душе и мыслях которого происходит борьба Добра и Зла; в результате герой приходит к неразрешимому конфликту, который непременно связан с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей и его нравственным падением.
Ключевые слова:
«Готическая» традиция, поэтика «готического» романа, образ «готического» злодея, система образов, трансформация героя, психологический анализ, трагизм сюжета.
Naptsok B.R.
Candidate ofPhilology, Associate Professor ofLiterature and Journalism Department, Adyghe State University, e-mail: bella@ maykop. ru
Specifics of an image of the «Gothic» villain in the novel «Monk» by M.G. Lewis
Abstract:
The paper focuses on specific features of an image of the «Gothic» villain in work of M.G. Lewis «Monk». An analysis is made of portrait and psychological characteristics of the main hero of «Monk», and the main problems of the good and evil, a crime and punishment, belief and religion, loneliness and freedom, love and passion. A study is made of the system of «Gothic» motives: secrets of an origin of the hero, irresistible fate, an incest, prosecution and communication with a devil. Methods of historical literary, textual and culturological research of literary works are used. The scientific and practical importance and relevance
of work are defined by poor study of system of images of «Gothic» work. The main are conclusions that Lewis provides the «Gothic» villain with the dialectics of soul which is expressed in infinite fight of mixed feelings. The author does not portray the traditional «Gothic», but reflexing, passionate and contradictory villain, in soul and thoughts of whom there is a fight of the Good and Evil. As a result, the hero comes to irresolvable conflict which is by all means connected with the victims, death of these or those indisputable humanistic values and his moral falling.
Keywords:
«Gothic» tradition, poetics of the «Gothic» novel, image of the «Gothic» villain, system of images, transformation of the hero, psychological analysis, tragic element of a plot.
Роман «Монах» М. Г. Льюиса - самое сенсационное «готическое» произведение XVIII века, ознаменовавшее переход от Просвещения к романтизму [1:173]. Представляя типологический жанровый образец, автор развивает тематический и арсенальный планы «готики», преобразует элементы «готической» поэтики и при этом осуществляет эволюционную трансформацию образа «готического» злодея. Льюис создает своего рода повествовательный лабиринт и планомерно соединяет в единый «готический» узел разнородные события, чтобы найти выход к доминирующей идее романа - об абсурдности бытия и непознаваемости правящих миром стихийных законов, основанных на безграничном универсальном мировом зле.
Историческое время в романе «Монах» условно и не конкретно. Несмотря на косвенное указание автора на XV столетие, это могла быть любая более поздняя эпоха, вплоть до современного автору XVIII века. Ведь проблема монастырей как жестоких, угнетающих и растлевающих личность религиозных учреждений была актуальной со времен Инквизиции.
В центре композиционной структуры романа «Монах» - основной сюжет с вариациями - история совращения дьяволом, нравственного падения и гибели аббата капуцинского монастыря Амбро-сио. Суть драматического характера главного героя задана цитатой (эпиграфом) и аллюзиями из трагикомедии У. Шекспира «Мера за меру». Вслед за классиком Льюис показывает механизм саморазруше-
ния личности молодого священника, возвеличенного толпой. Его монах Амбро-сио имеет несколько общих черт с шекспировским Анжело: гипертрофированную религиозность, ригоризм, ханжество, лицемерие, тщеславие. Оба героя приходят к сходному финалу: ненасытная жажда страсти делает их преступниками.
В начале романа Льюиса представлен главный герой - молодой настоятель церкви Капуцинов Амбросио, ставший духовным наставником и кумиром Мадрида. Его еженедельные проповеди собирают многочисленную паству, «он словно заворожил жителей» столицы Испании. Аббат привлекал к себе прихожан внешним благообразием, даром красноречия, а главное - своей безупречной репутацией. Горожане Мадрида называли его святым, а монахи утверждали, что его им даровала Пресвятая Дева [2: 28]. Выступая в соборе публично, монах наслаждается славой и гордится своим умением воздействовать на прихожан. Однако «тем сильнее в его натуре скажется деструктивное начало, обусловленное глубоким внутренним конфликтом между естеством, плотью и полной неподготовленностью справиться с ее могуществом» [3: 109].
Некая тайна, запечатленная в облике монаха Амбросио, со временем должна открыться читателю. С одной стороны, описывается внешняя красота героя: Облик монаха был благороден и исполнен властного достоинства. Его отличал высокий рост, а лицо было необыкновенно красивым - орлиный нос, большие
темные сверкающие глаза, черные, почти сходящиеся у переносья брови... Безмятежность одевала его гладкое, без единой морщины чело, черты дышали душевным спокойствием [2: 29]. С другой стороны, улавливается определенное несоответствие внешнего и внутреннего: ...в его глазах и манерах чудилась суровость, внушавшая всем благоговейный страх, и мало кто мог выдержать его взор - огненный и пронзительный [2: 29]. Такое амбивалентное описание внешности Ам-бросио позволяет автору подчеркнуть двойственность его натуры. Намек на потенциальную злодейскую сущность персонажа появляется в связи с отмеченной в портретной характеристике Ам-бросио традиционной «готической» деталью - «огненным», «пронзительным» или «страшным» взглядом.
История происхождения героя, изложенная в романе, загадочна и таинственна. Младенцем его подкинули к дверям монастыря, и родители были неизвестны. Он был воспитан в обители, которую никогда не покидал. Позже автор дополняет биографию монаха фактом, который будет важен для дальнейшего развития действия: Амбросио не был сиротой, а по какой-то неизвестной причине был оставлен родителями на попечение родственника, который решил отдать его в руки своего друга, настоятеля капуцинского монастыря. Это обстоятельство, касающееся происхождения монаха, делает возможным появление в романе членов его семьи.
Неоднократное обращение Льюиса в романе к характеристике героя дает возможность понять его личность, природную натуру: По натуре он вовсе не был робок, но его воспитывали в таком сильном страхе, что боязливость стала частью его характера. Если бы он провел юность в миру, то в нем открылось бы немало высоких и мужественных достоинств. Он был рожден предприимчивым, твердым и бесстрашным, с сердцем воина, и мог бы блистать во главе армии. В
его натуре не было недостатка благородства. Несчастные всегда находили в нем доброжелательного слушателя. Способности у него были быстрые и недюжинные, его разум отличали острота, глубина и рассудительность. Наделенный всем этим, он мог бы стать украшением родной страны [2: 188 - 189].
Природные достоинства, цельность характера Амбросио в других условиях позволили бы ему стать выдающейся личностью. Однако монастырь, в который он попадает, подавляет в нем лучшие качества, сдерживает развитие его внутреннего потенциала: «Монахи же, искореняя его достоинства и обедняя чувства, позволили всем присущим ему порокам расцвести пышным цветом. Ему разрешали гордыню, тщеславие, честолюбие и презрительность» [2: 189].
Льюис дает социальную мотивировку поступкам героя в форме доверительного разговора с «проницательным» читателем, в котором описывается темное монастырское общество, убившее в Амбросио индивидуальность. Короткие авторские комментарии дают понять читателю, что благочестивое поведение Амбросио -это лишь маска, поза, под которыми скрывается его лицемерная, ханжеская натура. Демонстрируя незаурядный талант проповедника, он с внешним достоинством воспринимает восторженное поклонение и фанатичную преданность прихожан. Однако в душе монах наслаждается своей славой и величием и ощущает превосходство над толпой. Показателен эпизод с Амбросио после проповеди. Личина благочестия отбрасывается, когда аббат остается один в келье. Поклонение толпы вызывает в нем тщеславный восторг и, он с гордостью ощущает себя выше всех прочих смертных [2: 45].
Монах обращается со словами к портрету Богоматери, висящему в келье. Он пристально смотрит на святой лик, которому поклонялся в течение двух лет. Очевидно, что со временем восхищение рели-
гиозным образом переросло в чувственное желание, которое Амбросио пытается отогнать от себя, так как понимает, к чему может привести нарушение священных христианских заповедей. Детальность описания душевного состояния Амбросио в романе дает возможность автору подготовить почву для последующего нравственного падения героя. Льюис последовательно стремится показать процесс искушения монаха: от сомнений в праведности существования и христианских добродетелях до укоренения Зла в душе.
Избегая однолинейности в трактовке характера персонажа, Льюис изначально не изображает Амбросио «готическим» злодеем, жрецом Зла, а показывает его внутреннюю борьбу сначала с самим собой, а вслед за тем с темными силами, которые пытаются завладеть его душой и телом. В этой связи в сюжет произведения органично вводится еще один персонаж - юный послушник Росарио, который на самом деле оказывается переодетой девушкой, Матильдой. Наступает поворотный момент в жизни монаха - момент искушения. Он должен сделать выбор: нарушить монастырский устав и оставить Матильду или сохранить верность религиозным принципам.
Амбросио выбирает первое и тем самым обрекает себя на душевные муки. Он еще не догадывается, что Матильда - не обычная женщина, а суккуб, посланный Дьяволом. Сон, который он видит ночью, является своего рода предостережением от искушения: ожившая фигура Мадонны сошла с холста и призналась ему в вечной любви. Амбросио предчувствует, что присутствие Матильды в монастыре приведет его к гибели и настаивает на ее уходе.
Важную композиционную роль играет в романе эпизод совращения монаха. В этот переломный момент начинается путь героя к открытой связи со Злом. На первый взгляд, нравственное падение Амбросио происходит непроизвольно, он все-таки попадает под власть любовных
чар Матильды, не подозревая, что вступает в связь с силами Дьявола. Амбросио со стыдом боится разоблачения, его любовная связь становится тайной, которой он тяготится. Матильда перестает быть для него предметом влечения и становится сначала соучастницей его грехопадения, а затем и идеологом плотской страсти. По существу, история падения Амбросио представляет собой серию его последовательных отступлений в долгих спорах с Матильдой (Росарио). Она всегда предъявляет строго аргументированные софистические построения, которым монаху трудно противостоять [4: 174].
В эротических сценах, впервые введенных М. Г. Льюисом в «готический» роман, демонстрируется не только мастерство соблазнения, которым искусно владеет Матильда, но и пробуждение в Амбросио сильного плотского начала, подчиняющего себе волю и разум. Суккуб вводит его в искушение, демонстрирует свою соблазнительную красоту, вызывает в нем чувственную, почти животную страсть. Монах открывает в себе другого человека, его мужское естество, многие годы активно подавляемое монастырем, теперь заявляет о себе. Однако он не может смириться со своим отступничеством от библейской заповеди: «Не прелюбодействуй». Муки совести, боязнь разоблачения приводят Амбросио к мысли о том, что из религиозного кумира с доброй славой он может стать предметом позора и презрения.
Льюис психологически достоверно изображает героя, переживающего кардинальную душевную трансформацию. После напряженной внутренней борьбы, связанной с переживаниями, укорами совести, приступом страха, падший монах понимает, что прощение невозможно, поэтому решает изменить свои взгляды на жизнь. Осознавая, что утратил ореол святости, Амбросио больше заботится о собственной репутации, нежели о вероотступничестве. Стараясь оправдаться, он обрекает себя на гибель души и встает на
путь преступлений. Он забывает о неотвратимости и тяжести божественного наказания. Льюис детально показывает процесс внедрения Зла в душу человека. Тонкий психологический анализ позволяет писателю раскрыть душевные состояния героя, предшествующие его нравственной гибели, обстоятельно описать этапы его падения. Сначала происходит отступление аббата от своих принципов, затем
- сознательное восприятие им Зла, и наконец он заключает союз с темными силами, с Дьяволом, что ставит его в разряд «готических» злодеев.
Характер главного героя усложняется. Его трансформация происходит не мгновенно, а постепенно - от развернутой характеристики последствий монастырского воспитания, культивировавшего в нем уродливые, ущербные качества, до его вступления на путь Зла, греха и преступлений и превращения в «готического» злодея. В душе Амбросио долгое время происходит трагическое противостояние Добра Злу, духовности - лицемерию, веры
- идолопоклонству, возвышенной любви -похоти, смелости - трусости. В итоге ведущим свойством героя становится разъедающий его порок - это сладострастие, в основе которого лежит первозданная энергия животного. Стремление к удовлетворению своих желаний приводит к разрастанию в нем мстительности по отношению к тем, кто препятствует осуществлению его намерений. Льюис не только смело живописует гибель человеческой души, подвергшейся натиску Зла и ему уступившей, но и вступает в доверительный разговор с проницательным читателем, показывая, как монах стал сначала жрецом, а потом жертвой Дьявола. При этом писатель постоянно социально мотивирует поступки и поведение своего героя.
Не случайно в своем романе «Монах» Льюис постепенно раскрывает тайну происхождения Матильды. Наделив ее сверхъестественной силой, он отчасти лишает вины Амбросио. Именно демонизм
героини, поначалу выраженный в эротических соблазнах, становится одной из причин грехопадения монаха. Показательным является эпизод, в котором Матильда готова помочь Амбросио завоевать Антонию. По меньшей мере странное поведение для любящей женщины, но не для демона или злого духа. Точнее всего для льюисовской Матильды подходит определение «сук-куб» - нечистая сила, воплощающаяся в женском обличье с тем, чтобы вступать в половую связь с людьми.
Матильда говорит о своем опекуне, который передал ей знания по натурфилософии, спиритизму, алхимии, черной магии: искушение демоном или суккубом в этом эпизоде достигает кульминационной точки. В диалоге Матильды и Амбросио происходит противостояние (оставшейся) веры в Господа Бога и сил Дьявола. Это своего рода драматизированный спор между двумя оппонентами о душе человеческой. Суккуб сознательно толкает Амбросио на преступления против его близких родственников (о существовании которых он не знал) - убийство матери и насилие над сестрой.
Амбросио некоторое время пытается противостоять Матильде. В нем еще живет средневековое дуалистическое представление о мире как сатанинском и божественном, гибельном для души христианина - и допустимом, когда есть вера в милосердие Божье. Однако суккуб его соблазняет, показывая в зеркале спальню Антонии. Амбросио добровольно и сознательно отдается во власть Зла, что соответствует известной в народе трактовке взаимоотношений человека с дьяволом. Аббат понимает, что становится грешником, который не заслуживает прощения: «Судьба его была решена. Нигде он не видел возможности спасения» [2: 216].
Эпизод искушения и совращения завершается встречей со Злом в лице Демона: Очарованный видением, столь противным его ожиданиям, Амбросио созерцал духа с изумлением и восторгом. Од-
нако, как ни прекрасен был вид демона, он заметил необузданное буйство в его глазах и печать неизъяснимой меланхолии на его лице, выдававшую в нем падшего ангела и внушавшую зревшим его тайный ужас [2: 219]. Все его христианские представления о Люцифере как о силе Зла, противостоящей Богу, оказываются несостоятельными.
Амбросио, ставший свидетелем магического обряда, словно окаменел от блаженства, тревоги и удивления [2:219]. Матильда вручает монаху мирт Люцифера. Получив талисман от сил Зла, Амбросио вступает в открытый союз с ними. В нем происходит коренной внутренний перелом. Он понимает, как быстро и далеко ушел он путем греха. Амбросио совершает сначала убийство доньи Эльвиры. Борьба с самим собой, муки совести постепенно ослабевают, и он свыкается с мыслью о том, что не только грешник, но и преступник. Увлеченный красотой Антонии и охваченный маниакальной страстью к ней, монах сначала уничтожает ее морально, потом физически. Не найдя оправдания своему злодеянию, он начинает обвинять девушку в том, что она своей ангельской красотой и чистотой соблазнила его и ввергла в грех.
Трагическое вытекает из сущности характеров и положений и обретает в «готическом» романе Льюиса максимальную глубину: Смятение монаха, его попытка спрятаться, бегство, окровавленная одежда изобличили в нем убийцу Антонии. Но когда в нем узнали безупречного Амбросио, «святого», кумира Мадрида, все окаменели от изумления и едва сумели убедить себя, что зрение их не обманывает [2: 305]. Аббат не пытался оправдываться и хранил молчание. Вместе с Матильдой, одетой в одежду послушника, он был тайно отвезен в тюрьму Инквизиции.
Недавний религиозный идол Мадрида, запятнанный самыми гнусными и чудовищными грехами, становится предметом всеобщего обсуждения и узником
Инквизиции. Финальные сцены пребывания в тюрьме и смерти Амбросио становятся логическим окончанием трагического конфликта Добра и Зла в душе героя и его внутреннего изменения в сторону Зла. С помощью психологического анализа «извне» Льюис детально раскрывает душевное состояние монаха, его размышления, чувства, переживания. Так, в застенках монах испытывает душевные муки, остротой далеко превосходившие муки физические [2: 328].
Трагичность момента подчеркивается в романе через осознание героем утраты связи с Богом и через осмысление окончательного и бесповоротного морального падения. Душа и мысль героя ведут непримиримый спор друг с другом. Он не верит, что грешник, подобный ему, может обрести прощение. Он впал в грех не по неведению, неразумие не могло послужить ему оправданием. Он видел порок в истинном его свете. До того как совершить свои преступления, он взвесил их до последней скрупулы. И все-таки совершил их [2: 329]. Амбросио не оплакивает свою вину и не пытается смягчить гнева небес, покаявшись, а отчаянно богохульствует.
Пафос трагизма в романе Льюиса снижается тем фактом, что дьявол, толкнувший человека на путь греха и преступлений, разрушивший его жизнь, предъявляет обвинения, выносит приговор и осуществляет наказание. Так автор, с одной стороны, показывает мир Зла - мистической, сверхъестественной силы -вокруг человека, а с другой стороны, явно иронизирует, решая проблему преступления и наказания.
Финальная сцена романа «Монах» не завершается прямым морально-дидактическим резюме автора. Льюис заключает мораль в описании ужасных страданий «готического» героя-злодея: замученный физической болью, палящим солнцем, насекомыми, орлами, жаждой, штормом, он медленно и страшно умирает. Однако в подобном изображении ви-
дится и некий элемент пародийности, авторской иронии. Ведь приговор злодею выносит и приводит в исполнение злой демон. Другими словами, проблема преступления и наказания решается в романе силами Зла, а не Добра. Автор утверждает не столько идею трагического соотношения Добра и Зла в мире, сколько отстаивает концепцию Зла как мистической, сверхъестественной силы, нарастающей и всепоглощающей [5: 58].
М.Г. Льюис наделяет «готического» злодея диалектикой души, которая выражается в бесконечной борьбе противоречивых чувств. Он делает душу героя по-
добной «готическому» монастырю или замку с многочисленными лабиринтами, потайными ходами и подземельями. Греша и преступая, Амбросио ищет себе оправдание для божественного прощения до самого последнего момента. Льюис изображает не обычного «готического», а сомневающегося, рефлектирующего, страстного и противоречивого злодея. В душе и мыслях монаха происходит борьба Добра и Зла. В результате он приходит к неразрешимому конфликту, который непременно связан с жертвами, с гибелью тех или иных бесспорных гуманистических ценностей и его нравственным падением.
Примечания:
1. Напцок Б.Р. «Готический» роман М.Г. Льюиса «Монах» в восприятии и оценке английских читателей и критиков конца XVIII - начала XIX века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2013. Вып. 2 (121). С. 169-174.
2. Льюис М.Г. Монах: роман / пер. с англ. И. Гуровой; предисл. В. Скороденко. М.: Ладомир, 1993. 384 с.
3. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М.: Изд-во МГУ, 1988. 232 с.
4. Peck L.F. A Life of Matthew G. Lewis. Cambridge, 1961. 358 p.
5. Irwin J.I. "Monk" Lewis. Boston, 1976. 176 p.
References:
1. Naptsok B.R. M.G. Lewis's "Gothic" novel "The Monk" in perception and assessment of English readers and critics of the late 18th century and early 19th century // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2013. Vol. 2 (121). Pp 169-174.
2. Lewis M.G. The Monk: a novel / transl. from English by I. Gurova; foreword by B. Skorodenko. M.: Ladomir, 1993. 384 pp.
3. SolovyevaNA. At the root of English Romanticism. M.: MSU publishing house, 1988.232 pp.
4. Peck L.F. A Life of Matthew G. Lewis. Cambridge, 1961. 358 pp.
5. Irwin J. M.G. «Monk» Lewis. Boston, 1976. 176 pp.