УДК 159.9 ББК: 88.8
@ В.Н. ДРУЖИНИНА. 2019
СПЕЦИФИКА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
SPECIFICITY OF PERSONALITY ORIENTATION OF CADETS OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA NAMED AFTER V.Y. KIKOT
ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА ДРУЖИНИНА,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя лейтенант полиции Email: [email protected]
VALERIA NIKOLAEVNA DRUZHININA,
adjunct of faculty of preparation of scientific and pedagogical and scientific personnel of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia
police lieutenant Email: [email protected]
Научный руководитель: Профессор кафедры юридической психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор психологических наук — Агапов Валерий Сергеевич Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: В.Н. ДРУЖИНИНА. Специфика направленности личности курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 13—15.
Аннотация. В статье рассматривается специфика направленности личности курсантов на основе проведенного эмпирического исследования. Представлен анализ деятельности Университета, а так же определена его роль в воспитания курсантов, как самостоятельной профессиональной единицы системы органов внутренних дел. В заключении автором предлагается собственная программа по улучшению профессиональной подготовки курсантов и слушателей.
Ключевые слова: направленность личности, профессионально-личностное становление курсантов, профессиональная направленность, профессиональная среда
Annotation. The article deals with the specificity of personality orientation of cadets on the basis of empirical research. The analysis of activity of University is presented, and also its role in education of cadets as independent professional unit of system of law-enforcement bodies is defined. In conclusion, the author proposes his own program to improve the professional training of cadets and trainees.
Key words: personal orientation, personal and professional development of students, professional orientation, vocational environment, orientation questionnaire B. Bass
Личность сотрудника органов внутренних дел обладает индивидуальными, социальными, психофизиологическими и другими качествами, проявляющимися в ее ценностных ориентациях и поступках [1]. Повышенные требования предъявляются к сотрудникам правоохранительных органов так как они являются элементом системы органов правопорядка, воздействуя на законодательную сферу
государственного управления, а так же на правоохранительную систему в целом.
Исследователями установлено, что профессиональная направленность — это сложное системное образование личности, но попытки выявления его качественного своеобразия, структуры и содержания нередко сводились, главным образом, к подбору некоторых признаков (желания, стремления, мировоззре-
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES
ние, мотивы, цели, планы и т.д.), которые, однако, не имели системного характера. Важным является тот факт, что структурные элементы направленности личности находят внешнее выражение в познании индивидом самого себя и других, а так же в деятельности, в интеграции системы «Мы» [2].
Отличительные психологические черты личности курсантов образовательных организаций системы МВД, дефиринцируются на основании требований профессиональной деятельности. В процессе данной деятельности формируются и развиваются профессионально важные качества личности и ее направленность. Профессиональная среда образовательной организации системы МВД создает необходимые условия для формирования позитивной направленности личности курсантов на решение оперативно-служебных задач. Однако, у курсантов отсутствует профессиональная готовность к выполнению служебных обязанностей, в качестве самостоятельной единицы подразделения полиции. Практика профессиональной подготовки курсантов свидетельствует о недостаточном изучении специфики направленности личности курсантов.
Эмпирическую базу исследования составили курсанты 4 курса (п=25) Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, в том числе 3 командира отделения учебных взводов. Методика исследования: ориентаци-онная анкета Б. Басса [3].
Далее обратимся к результатам эмпирического исследования. Выявлено, что все командиры отделений имеют направленность на себя. Как правило, курсанты с указанной направленностью склонны к соперничеству и обладают такими чертами как: властность, раздражительность и инровертированность. Данный факт объясняется тем, что получая определенные властные полномочия на 1—2 курсе обучения, у командиров отделений вырабатывается завышенный уровень самооценки личности, в результате чего, происходит неадекватный анализ своей профессиональной деятельности. Пользуясь своими полномочиями, они заставляют подчиненных в отделении работать на результат формальных статистических показателей.
В выборке курсантов 12% имеют направленность на дело. Данный факт может объяс-
няться тем, что им важно получение одобрения от взвода, они направлены на помощь людям, с которыми они обучаются и решение их проблем. 87% курсантов анализируемой выборки направлены на общение. Данная категория курсантов, конечной целью преследует исключительно взаимодействие с «одно-взводниками», не умея самостоятельно организовать учебно-профессиональную деятельность, т.е. продукт их деятельности заключается в потребности общения и взаимодействия в учебном взводе. Следует подчеркнуть, что 1% курсантов анализируемой выборки направлен на себя. Данные курсанты демонстрируют превосходство своей личности в учебном взводе, пытаясь выбиться в лидеры. В процессе профессиональной деятельности они работают только для того, чтобы в лучшем свете выглядеть перед командирами отделений и «выслужиться».
Таким образом, анализ эмпирических данных показал, что большая часть курсантов анализируемой выборки имеет ориентацию на общение. Их личность направлена на решение оперативно-служебных задач коллективным путем, в связи с ярко-выраженной зависимостью от взвода.
Период обучения курсантов играет наиболее значимую роль в связи с тем, что данный период характеризуется процессом становления личности профессионала, а так же его самоопределения служебной деятельности. Роль университета заключается в формировании высшего автономного уровня системы ценностей и мотивационного аспекта деятельности. На различных этапах обучения руководство университета, институтов и факультетов, входящих в него, совместно с профессорско-преподавательским составом реализуют работу, направленную на профессиональное и патриотическое воспитание личности курсантов. Данная программа проводится в форме мастер-классов, тематических круглых столов, конференций, разнообразных конкурсов, встреч с ветеранами сотрудников органов внутренних дел, а так же действующими сотрудниками.
Воспитательное воздействие традиций состоит в том, что они помогают личному составу познать славный путь, пройденный полицией, проникнуться уважением к трудной и
14
№ 1/2019
почетной службе в органах. Пропаганда традиций помогает осознать значение деятельности полиции для построения правового общества в нашей стране и, в конечном счете, повышает качество работы органов внутренних дел в целом.
Однако необходимо отметить, что основной причиной не высокого процентного показателя направленности личности курсантов на дело является отсутствие опыта полученного в реальных практических ситуациях. Начиная с 3-го курса обучения, в отдельно выделенные дни (в соответствии с учебным планом), курсантам предлагается посещение территориальных подразделений полиции, с целью приобретения таких профессиональных навыков, которые бы вырабатывали данную направленность, в ходе выполнения поставленных руководителем практики задач. Их необходимо приобщать к совместным выездам в суд, изучению методических рекомендаций (в соответствии с профилем подготовки), а так же составлению проектов процессуальных документов
Помимо этого, важно отметить, что на основе личного опыта гражданина, создается его мнение и отношение, к правоохранительной системе, которое так же подвержено периодической деформации. Оно может носить как позитивную, так и негативную реакцию последствий взаимодействия с сотрудником
органов внутренних дел. В том случае, если личность сотрудника полиции направлена на дело, то отношение гражданского населения не будет носить негативный характер, в связи с полной отдачей в исполнении профессиональных обязанностей.
Таким образом, подводя итог анализа и систематизации теоретического аспекта, можно сделать вывод о том, что отличительные психологические черты личности сотрудников ОВД, обусловлены становлением в процессе получения профессионального образования, социально-профессиональной направленностью деятельности, а также дифференцируются на основании личностной и социально-профессиональной рефлексии, что может находить отражение во мнении социума.
Список литературы
1. Гонтарь С.А. О концепции профессиональной направленности личности сотрудника ОВД, Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999, № 2 (10).
2. Иващенко, А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Я-концепция личности в отечественной психологии: монография. М.: МГСА, 2000.155 с.
3. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с. (с. 28—31).
4. Кибанов А.Я.. Управление персоналом организации М.: ИНФРА-М, 2005. 638 с.