го образа исполняемого произведения. В момент анализа, фор- в жизни». Одним словом, ребенок, завершая работу над произ-
мирующего, например, образ произведения «Родина», по сло- ведением совершает поступок, формирующий, по словам прак-
вам ребенка, «происходит что-то большое, главное и важное тикующих психологов, акт «завершенного гештальта».
Библиографический список
1. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - 2008 [Э/р]. - Р/д: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/113-mehanizmyi-pererabotki-predstavleniy-15706.html
2. Петрова, Л.И. О работе над координационной функцией в процессе речевого тренинга // Сборник научных трудов III международного междисциплинарного конгрессс «Голос». - М., 2011.
3. Аникеева, З.И. Современные методы диагностики и комплексного лечения заболеваний респираторного тракта у профессионалов голоса в амбулаторных условиях / под ред. Л.Б. Рудина. - М., 2011.
4. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.,1994.
5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л., 1947.
6. Выготский, Л.С. Психология искусства. - М., 1986.
7. Тагильцева, Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей // Известия уральского государственного университет. - 2009. - Сер. 1.
Проблемы образования науки и культуры.
8. Силантьева, И.И. Вокальное искусство в контексте практической психологии // Вокальное образование начала XX века: юбилейный сборник науч. трудов. - М., 2008.
9. Вокальная школа Петербургской консерватории. Страницы истории: сборник науч. статей. - СПб., 2008.
10. Вопросы вокальной педагогики: сборник статей / под ред. Л.Б. Дмитриева. - Л., 1982. - Вып. 6.
11. Зи, Ненси. Искусство дыхания. Шесть простых уроков для достижения успеха, здоровья и процветания / пер. с англ. Е. Винецкой. -Киев; М., 2003.
12. Луканин, В.М. Мой метод работы с певцами. - Л., 1972.
13. Ниши, К. Энергетическое дыхание. - СПб., 2001.
14. Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению. - М., 1998.
15. Сонки, С.М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов дыхания и гортани. - М., 1885.
16. Фучито Сальваторе, Бейер Барнет Дж. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо / пер. с нем. Шведе Е.Е. - СПб., 2005.
Bibliography
1. Maklakov, A.G. Obthaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. - 2008 [Eh/r]. - R/d: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/ 113-mehanizmyi-pererabotki-predstavleniy-15706.html
2. Petrova, L.I. O rabote nad koordinacionnoyj funkcieyj v processe rechevogo treninga // Sbornik nauchnihkh trudov III mezhdunarodnogo mezhdisciplinarnogo kongresss «Golos». - M., 2011.
3. Anikeeva, Z.I. Sovremennihe metodih diagnostiki i kompleksnogo lecheniya zabolevaniyj respiratornogo trakta u professionalov golosa v ambulatornihkh usloviyakh / pod red. L.B. Rudina. - M., 2011.
4. Yung, K.G. Problemih dushi nashego vremeni. - M.,1994.
5. Teplov, B.M. Psikhologiya muzihkaljnihkh sposobnosteyj. - M.; L., 1947.
6. Vihgotskiyj, L.S. Psikhologiya iskusstva. - M., 1986.
7. Tagiljceva, N.G. Iskusstvo v razvitii samosoznaniya deteyj // Izvestiya uraljskogo gosudarstvennogo universitet. - 2009. - Ser. 1. Problemih
obrazovaniya nauki i kuljturih.
8. Silantjeva, I.I. Vokaljnoe iskusstvo v kontekste prakticheskoyj psikhologii // Vokaljnoe obrazovanie nachala XX veka: yubileyjnihyj sbornik nauch. trudov. - M., 2008.
9. Vokaljnaya shkola Peterburgskoyj konservatorii. Stranicih istorii: sbornik nauch. stateyj. - SPb., 2008.
10. Voprosih vokaljnoyj pedagogiki: sbornik stateyj / pod red. L.B. Dmitrieva. - L., 1982. - Vihp. 6.
11. Zi, Nensi. Iskusstvo dihkhaniya. Shestj prostihkh urokov dlya dostizheniya uspekha, zdorovjya i procvetaniya / per. s angl. E. Vineckoyj. -Kiev; M., 2003.
12. Lukanin, V.M. Moyj metod rabotih s pevcami. - L., 1972.
13. Nishi, K. Ehnergeticheskoe dihkhanie. - SPb., 2001.
14. Pryanishnikov, I.P. Sovetih obuchayuthimsya peniyu. - M., 1998.
15. Sonki, S.M. Teoriya postanovki golosa v svyazi s fiziologieyj organov dihkhaniya i gortani. - M., 1885.
16. Fuchito Saljvatore, Beyjer Barnet Dzh. Iskusstvo peniya i vokaljnaya metodika Ehnriko Karuzo / per. s nem. Shvede E.E. - SPb., 2005.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 159.99 Kostenko M.A., Kostenko N.B. SPECIFICS OF THE MOTIVATIONAL ENVIRONMENT OF THE CHILDREN'S HOTLINE STAFF. Major factors of increase of motivation of work of the stuff of a children's hotline are allocated and analyzed in the article, the characteristic of features of the motivational environment of service is given.
Key words: psychosocial help, children in a difficult life situation, children's hotline, motivation, motivational theories, motivational environment.
М.А. Костенко, канд. социол. наук, доц. Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Н.Б. Костенко, канд. психол. наук, доц. Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ
В статье выделяются и анализируются основные факторы повышения мотивации труда персонала службы детского телефона доверия, дается характеристика особенностей мотивационной среды службы.
Ключевые слова: мотивация, мотивационные теории, мотивационная среда, психосоциальная помощь, дети в трудной жизненной ситуации, служба детского телефона доверия.
В контексте модернизации системы социальной помощи ключевых мест занимает служба детского телефона доверия как детям в трудной жизненной ситуации появился ряд новых ин- первичное звено раннего выявления детского социально-психо-ституций - служб помощи семьи и детям в кризисе, где одно из логического неблагополучия. В международной практике это
давно стало инструментом, вошедшим в повседневную жизнь. Не случайно Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Правительству России «создать общую, бесплатную, телефонную 24-х часовую службу с трехзначным телефонным номером для входящих звонков для удовлетворения в первую очередь потребностей детей» [1, с. 5].
На сегодня в Российской Федерации действует около 300 служб экстренной психологической помощи, оказывающих консультативную помощь детям, некоторые из них успешно работают более 10 лет. Это службы разной ведомственной принадлежности, в том числе есть те, которые работают при некоммерческих организациях [1, с. 78]. Часть из них специализируется на определенном круге проблем - например, наркологическая помощь или помощь детям с расстройствами психики. Как правило, действующие службы имеют территориальную локализацию и работают с жителями города или района.
Устойчивый интерес к исследованию проблемы мотивации в деятельности специалистов помогающих профессий объясняется тем, что этот фактор во многом определяет эффективность и результативность работы как самого специалиста, так и в целом системы помощи людям в трудной жизненной ситуации [2, с. 22]. Очевидно, для совершенствования деятельности и управления службами детских телефонов доверия принципиальное значение имеет проблема мотивации труда персонала службы, которая в основе своей носит социально-психологический характер.
Понятие «мотивация» в широком смысле рассматривается как побуждения, вызывающие активность субъекта и определяющие ее направленность. Данное понятие используется в различных областях психологии, социологии и менеджмента, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Существует множество мотивационных теорий, но ни одна из них не может в полной мере комплексно объяснить все потребности и мотивы поведения человека в процессе его деятельности. Поэтому в практической деятельности необходимо исходить из необходимости интегрирования наиболее результативных теорий в зависимости от условий труда, особенностей персонала и т.д. Рассмотрим некоторые мотивационные теории, которые в различной степени могут быть полезны для понимания и практического применения особенностей мотивации профессиональной деятельности персонала службы детского телефона доверия.
В настоящее время особую популярность приобрели мотивационные теории двухосновных групп [2, с. 32-56]: содержательные (объясняют поведение человека мотивами, в основе которых лежат те или иные потребности человека) и процессуальные (устанавливают тот или иной набор факторов, взаимодействующих между собой в процессе формирования мотивов поведения и деятельности личности). В составе группы содержательных мотивационных теорий обычно относят теории А. Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. Герцберга, к процессуальным мотивационным теориям относят теорию ожиданий В. Врума, теорию справедливости и модель Портера-Лоурера.
Специфика деятельности труда специалистов помогающих профессий такова, что во-первых, имеется мало возможностей для расширения финансовых и административных мотивационных методов, во-вторых, работа с людьми в трудной жизненной ситуации требует значительного личного участия сотрудника и наличия у него высоких моральных качеств, а в-третьих, сложно увидеть (замерить) результат своего труда.
Служба Детского телефона доверия (ДТД) - специфичная организация, которая объединяет в себе особенности, характерные для социальных учреждений вообще и имеет свои собственные отличия. Такая специфика определяет и развитие мотивационной среды для сотрудников Телефона доверия: деятельность ДТД как и любой социальной службы, не нацелена на извлечение материальной прибыли, а эффективность работы не очевидна и трудно измерима. Как правило, оплата труда телефонных консультантов не велика, а работа волонтеров и/или стажеров и вовсе бесплатна.
Деятельность специалиста помогающей профессии (персонал службы ДТД) связана в первую очередь с личностью самого специалиста, поэтому психологический аспект мотивации труда специалистов ДТД рассматривается с точки зрения поведения определенных психологических типов личности в процессе по-
мощи детям и их родителям. Здесь проявляются сугубо индивидуальные особенности конкретного человека, что особенно важно при рассмотрении компетенций и способностей, присущих каждой конкретного специалиста ДТД в отдельности.
Мотивационная среда службы ДТД - это условия, которые оказывают влияние на успешную деятельность всех сотрудников ТД по достижению поставленных целей и результата. Основное воздействие на факторы мотивации оказывает сам персонал службы, т.к. является системообразующим фактором организации труда в целом. Кадровая структура и его потенциал по уровню образования, возрастному критерию, полу и другим демографическим признакам во многом характеризует, во-первых, потребности специалистов и, соответственно, мотивы, побуждающие их к труду, а во-вторых, политику руководства по удовлетворению этих потребностей наряду с достижением целей и задач деятельности. Квалификация специалистов влияет на качественный уровень предлагаемых услуг помощи абонентам (конечный продукт деятельности службы ТД) и одновременно на такую составляющую фактора социально-психологической безопасности, как потребность в обучении при недостаточном уровне образования, а также работник при недостаточной степени квалификации в работе, например, со сложной техникой или освоении новых технологий и т.д.
Специфику формирования той или иной мотивирующей среды, как было отмечено, во многом определяют особенности труда телефонных консультантов: сменная работа (в т.ч. в ночную смену); как правило, почасовая оплата труда; аритимичный характер труда (нагрузка в течение смены неравномерная), изолированность от коллег во время смены, высокая персональная ответственность за результаты консультирования и социально-психологическое состояние клиента (абонента) и т.д. Работа консультанта индивидуальная. Она заключается в выслушивании, консультировании, информировании абонента. При необходимости абоненту может быть оказана неотложная психотерапевтическая помощь.
Также можно выделить особенности психических процессов и личностных качеств консультанта Телефона доверия. Так сенсорная деятельность отличается в разных видах труда по нагрузке на тот или иной анализатор (или их комплекс). У работника Телефона доверия ведущим является слуховой анализатор, т.к. всю информацию об абоненте консультант получает только на слух. Он слышит речь абонента, распознает невербальные сигналы, обращает внимание на фон, на котором звучит голос собеседника, на сигналы обратной связи, т.е. поле восприятия у телефонного консультанта ограничено. Кроме того, в работе консультанта ТД большая нагрузка ложится на речевой аппарат, а другие виды двигательной активности почти полностью отсутствуют.
Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы у консультантов детского телефона доверия заключаются в том, что «эмоции коллективного труда» в деятельности консультанта ТД отсутствуют, т.к. он общается с абонентом один на один и несет всю ответственность за результат работы. Телефонному консультированию присущи такие эмоциональные эффекты как «настроение сегодняшнего дня», «профессиональные эмоции, возникающие в процессе самой работы», которые обусловлены особым взаимодействием двух людей. Поэтому важнейшими профессиональными особенностями эмоционально-волевой сферы телефонного консультанта являются эмоциональная устойчивость и умение обеспечивать в диалоге свое эмоциональное присутствие без эмоциональной вовлеченности в ситуацию.
Таким образом, добиться желаемого уровня результативности работы персонала ДТД можно двумя основными путями: подобрать человека с заданным уровнем внутренней мотивации или воспользоваться внешней с помощью стимулов.
В психологическом процессе формирования мотивации у консультантов детского Телефона доверия (и как следствие -повышение эффективности работы) на первое место выходят социокультурные мотивы, которые согласно теории потребностей А. Маслоу [3] проявляются в удовлетворении высших потребностей, таких как самовыражение, уважение и общение.
Эффективность мотивации определяется в итоге по общим конечным результатам, т.е. по высокому качеству предоставляемых услуг экстренной психологической помощи детям и их родителям (лицам их заменяющим). Согласно теории предпочтения и ожидания В. Врума и Э. Диси [4, с. 123-128] для специали-
ста ДТД желаемое благо — это эффективная помощь обратившемуся и/или его семье в решении конкретной трудной жизненной ситуации, защита прав ребенка.
Для повышения эффективности мотивации необходимо, чтобы процесс труда персонала службы ДТД был хорошо организован, отсутствовал простой в работе службы по организационно-техническим причинам, порученная работа соответствовала уровню квалификации и профессиональной подготовки специалиста, который не должен отвлекаться на выполнение несвойственных ему функций, не соответствующих уровню его квалификации.
Работнику должны быть созданы нормальные санитарногигиенические условия труда, обеспечивающие нормальный уровень интенсивности. Большую роль играют социально-психологическая обстановка, способствующая взаимодействию исполнителей в процессе работы, появлению стимулов к высокопроизводительной и эффективной работе. Теория справедливости С. Адамса указывает на субъективность восприятия вознаграждения, причем значительную роль при ее оценке играет соотнесение с вознаграждением других лиц (коллег), выполняющих аналогичную работу [5, с. 235]. Основной постулат данной теории для практической мотивации трудовой деятельности сотрудников организаций состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Ру-
ководитель ДТД должен мотивировать своих работников на более эффективный и производительный труд, при этом как руководитель он должен обращать внимание на то, чтобы его работники не испытывали зависти друг к другу за получаемое некоторыми из них более высокое вознаграждение (моральное или/и материальное), чем остальные.
Руководителю службы Телефона доверия необходимо считаться с индивидуальными особенностями каждого консультанта, «улавливая» их мотивы и антимотивы к труду По сути дела, «совершенствование» мотивации труда сводится к выявлению мотивов, выработке мер, направленных на повышение мотивации и практической реализации мер, способствующих преодолению антимотивации.
Кроме того, согласно двухфакторной (мотивационно-гигиенической) теории мотивации Ф. Герцберга [5, с. 345] важным представляется надлежащее выполнение персоналом службы ДТД своих производственных и служебных обязанностей, соблюдение ими трудовой дисциплины, трудовая активность и творческая инициатива, постоянные меры материального и нематериального стимулирования, поскольку по настоящему способны вызвать рост производительности труда такие «мотиваторы», как достижение успеха, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, а также возможность творческой реализации и профессионального роста.
Библиографический список
1. Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером. Методические материалы: в 3 т. / под ред. М.О. Егорова, М.А. Костенко [и др.]. - М., 2011.
2. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М., 2000.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 2011.
4. Управление персоналом организации: учеб. пособие. - М., 1999.
5. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М., 2002.
Bibliography
1. Detskiyj telefon doveriya, rabotayuthiyj pod edinihm obtherossiyjskim nomerom. Metodicheskie materialih: v 3 t. / pod red. M.O. Egorova, M.A. Kostenko [i dr.]. - M., 2011.
2. Druker, P.F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke. - M., 2000.
3. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 2011.
4. Upravlenie personalom organizacii: ucheb. posobie. - M., 1999.
5. Vikhanskiyj, O.S. Menedzhment: uchebnik / O.S. Vikhanskiyj, A.I. Naumov. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 159.923
Mazelis V.V., MazelisA.L. Chernjavskaja V.S. FEEDBACK IN THE DIAGNOSIS OF STRUCTURE CONCEPTIONS
OF DOCTOR AND PATIENT INTERRELATIONS. The article discusses the role of feedback in the diagnosis of structure representations of the relationship in the «doctor-patient» together with an efficiency of FM Sciences, which made a practical contribution to the development of computer programs for the repertory and rank grid. Analysis of the structure of representations of relationships in this system performed using modified techniques.
Key words: feedback, interrelations «doctor-patient», psihosemantik, repertoire and rank grids, original computer programs.
B.B. Мазелис, психолог медицинского центра, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; А.Л. Мазелис, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. математики и моделирования Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; B.C. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, проф. психологии, директор НИИ Профессиональной педагогики и психологии, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ДИАГНОСТИКЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВРАЧА И БОЛЬНОГО
В статье представлены результаты социально-психологического исследования обратной связи о коммуникации и взаимоотношениях в системе «врач-больной» пациентов медицинских учреждений разных организационно-правовых форм выполненного по их заказу Обоснована роль обратной связи в представлениях о взаимоотношениях в системе «врач-больной». Представлены и описаны разработанные компьютерные программы для диагностики представлений о взаимоотношениях в системе «врач-больной», а также модифицированные для целей исследования методики «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Ранговые решетки».
Ключевые слова: обратная связь, взаимоотношения «врач-больной», психосемантика, репертуарные и ранговые решетки, авторские компьютерные программы.