Научная статья на тему 'Специфика методики становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста'

Специфика методики становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL CHILDREN'S CAREFUL ATTITUDE TO NATURE / БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / МЕТОДИКА / ДОШКОЛЬНИК / MOTIVATION COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / TECHNOLOGICAL COMPONENT / METHODS / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Дарья Сергеевна

В данной статье описана специфика методики становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, сконструированная на основе экоцентрического, ситуационного и партисипативного подходов и педагогических принципов (системности, культуросообразности, целостности, непрерывности и преемственности эмпатии, прогностичности, регионализма).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Methods of Preschool Children's Careful Attitude to Nature Forming

The article describes the specific methods of preschool children's careful attitude to nature forming, which is formed on the basis of ecocentric, situational and participative methods and such pedagogical principles as system, culture, integrity, empathy continuity and succession, prognostics, regionalism).

Текст научной работы на тему «Специфика методики становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 76.98 ББК 567

Гордеева Дарья Сергеевна

соискатель

кафедра педагогики и психологии предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Gordeeva Dariya Sergeevna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics and Psychology of Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Специфика методики становления бережного отношения к природе у

детей дошкольного возраста

Specific Methods of Preschool Children’s Careful Attitude to Nature Forming

В данной статье описана специфика методики становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, сконструированная на основе экоцентрического, ситуационного и партисипативного подходов и педагогических принципов (системности, культуросообразности, целостности, непрерывности и преемственности эмпатии, прогностичности, регионализма).

The article describes the specific methods of preschool children’s careful attitude to nature forming, which is formed on the basis of ecocentric, situational and participative methods and such pedagogical principles as system, culture, integrity, empathy continuity and succession, prognostics, regionalism).

Ключевые слова: бережное отношение к природе, мотивационный компонент, когнитивный компонент, технологический компонент, методика, дошкольник.

Key words: preschool children’s careful attitude to nature, motivation component, cognitive component, technological component, methods, preschool children.

На основе общепедагогического подхода и ретроспективного анализа состояния проблемы формирования отношения к природе, нами уточняется понятие «бережное отношение к природе дошкольников», которое представляет собой действенную, сознательную связь ребенка с объектами природы по ее сохранению, восстановлению и развитию в процессе активной практической деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей.

Педагогическая сущность данного понятия, по нашему мнению, заключается в том, что дошкольник:

• познает природу, то есть воспринимает и осмысливает ее через такие качества как красота, целостность, гармония, величие;

• посредством преподавателя и родителей расширяет свои знания об уникальности природы;

• проявляет разумное поведение в конкретной деятельности с целью преобразования природы;

• творчески взаимодействует с природой, основываясь на познавательной, эстетической и нравственной оценке объекта природы.

Проектирование методики становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста условно разделено нами на несколько этапов:

1. Анализ методики основан на: а) анализе развития педагогического процесса и формулировке проблемы; б) качественном описании предмета исследования; в) выбор методологических оснований; г) определение цели и задач проектирования, их соотнесение с целями и задачами проектируемого процесса; выборе и обосновании принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование методики [3].

2. Компоновка методики включает: а) конструирование модели с уточнением зависимости между основными компонентами исследуемого объекта; б) определение субъекта рассматриваемого процесса; в) выбор методик измерения; г) определение основных функций, содержания, методов, средств, форм моделируемого процесса; д) выявление педагогических условий, необходимых для достижения цели проектируемой методики.

Цель: разработать, научно обосновать и практически применить педагогическую стратегию становления

бережного отношения к природе у дошкольников

I г

Задачи

Развитие у детей эмоциональной связи с природой Овладение системой экологических знаний, их перевод в умения и навыки как нормы и правила поведения в природе Стимулирование самоопределения дошкольников в системе отношений «человек-природа» на основе расширения позитивного опыта Реализация творческой активности детей дошкольного возраста, выражающейся всозидаьельной деятельности

1

Принципы

Систем Культуросо Целостности Непрерывности и Эмпа Прогнос Региона

ности образности преемственности тии тичности лизма

3

Теоретико-методический блок

I

Экоцентричный подход

Ситуационный подход

Партисипативный подход

Содержательный блок (программно-методическое обеспечение)

I

I

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Технологический компонент

Рис.1. Методика становления бережного отношения к природе у дошкольников.

Одним из основных блоков проектируемой методики становления бережного отношения к природе является содержательный блок, разработанный на основе комплексных и парциальных программ, имеющих экологическую составляющую. Проектируя содержательный состав методики становления бережного отношения к природе, мы имели введу необходимость определения мотивационного, когнитивного и технологического компонентов, способных обеспечить непрерывный процесс становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

В результате был определен следующий компонентный состав содержательного блока методики становления бережного отношения к природе у дошкольников:

1. Мотивационный компонент, обеспечивает формирование у дошкольников мотивов с одной стороны, приносить пользу обществу, а с другой стороны, не наносить ущерб природе в процессе свой жизнедеятельности.

Сформированные внутренние мотивы должны обладать следующими характеристиками: во-первых, они должны быть осознаваемыми, чтобы ребенок понимал, ради чего он выполняет деятельность, связанную с окружающем природным миром; во-вторых, они должны быть реально действующими, т.е. действительно стимулировать и направлять творческую детей - дошкольников; в-третьих, эти мотивы должны быть устойчивыми, чтобы стремление к бережному отношению к природе сохранялось у детей на разных этапах его деятельности; в-четвертых, они должны быть полифункциональными[1 ].

Мотивационный компонент находится в тесной взаимосвязи с когнитивным компонентом и направлен на формирование мотивов бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

2. Когнитивный компонент - вооружение дошкольников представлениями о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.

Когнитивный компонент научно обосновывает требования к проведению каждого учебного занятия, разрешает названную проблему не только на теоретико-методологическом уровне, но и конструирует инструментарий, с помощью которого достигается реализация содержания и целей развития бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. В результате этого когнитивная подготовка ребенка актуализируется, обретает свой объективный смысл, становится необходимой.

Содержание когнитивного компонента заключается в том, что формирование и получение знаний на уровне принятия и непринятия

происходит при активном процессе взаимодействия с объектами окружающего мира: предметными объектами природы, взрослыми, сверстниками - с опорой на основной источник познания ребенка дошкольного возраста - органы чувств и эмоции[2]. В данном блоке мы формируем представления о внутренней составляющей человека - душе, доброте, дружбе, милосердии, любви, важности семьи, честности и т.д.

Для реализации когнитивного компонента мы предлагаем использование следующих педагогических средств: игры-эксперименты, тематические занятия на их основе, игровые ситуации, художественные средства (сказки, поговорки, пословицы, высказывания мудрецов, философов), практические занятия в форме игр-тренингов при совместном участии детей и родителей. В рамках реализации данного компонента мы предлагаем использование следующих групп методов: организации практического опыта, формирования

нравственного сознания (метод организации деятельности, коллективная игра, разъяснение, беседа); доверительного взаимодействия (уважение, обсуждение).

3. Технологический компонент включает теоретическое и методическое обеспечение развития процесса становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Достижение требуемого результата в педагогике - процесс сложный и иногда трудно предсказуемый. Поэтому крайне необходимо создание педагогических технологий, раскрывающих всю систему работы с детьми, описывающих в деталях мероприятия, и которые могут воспроизводиться с достаточной точностью. В настоящее время педагогические технологии разработаны преимущественно в области дидактического аспекта обучения школьников, планируемый результат процесса относится к когнитивному компоненту, и почти не затрагиваются другие аспекты развития личности. Отсутствует анализ построения педагогической технологии применительно к дошкольному детству, и в области непрерывного экологического образования на всех ступенях

Технология - это система воспитательно-образовательной работы, нацеленная на достижение определенного конечного результата: формирования личности, обладающей экоцентрическим сознанием, понимающей меру своей ответственности за состояние среды обитания и саму жизнь на Земле. Технологический процесс осуществляется на двух уровнях. Первый из них связан с организационно - методический работой с коллективом педагогов, второй - с воспитательно-образовательной работой с дошкольниками.

Рассмотрим процессуальный блок структурно-функциональной модели методики становления бережного отношения к природе дошкольников.

Учитывая особенности методики экологического образования дошкольников, педагогический процесс должен отражать последовательность движения от цели к результату. В этой связи возникает необходимость научного обоснования основных методических этапов, отражающих последовательность осуществления процесса становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста[4].

Нами были выявлены три методических этапа, каждый из которых направлен на достижение конкретного результата в целостном процессе становления бережного отношения к природе дошкольников. Основными методическими этапами процесса становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста являются: ознакомительный, содержательно -деятельностный, оценочно-результативный.

Каждый из этапов направлен на реализацию процесса становления бережного отношения к природе на основе соответствующих форм, методов, средств. Отсутствие одного из этапов приводит к разрушению целостности процесса и не позволяет достигнуть итогового положительного качественного результата - высокого уровня становления базиса бережного отношения к природе в каждом из дошкольных возрастов. Все этапы имеют определенные цели, задачи, содержание, результат и ориентированы на достижение конкретного качественного результата в зависимости от возраста дошкольников (младший, средний, старший). В результате каждый дошкольник

в определенном возрасте, последовательно проходя три этапа, должен подойти к определенному уровню бережного отношения к природе.

Развитие интересов, мотивов, потребностей на ознакомительном этапе способствует целенаправленному овладению системой знаний, умений и навыков на содержательно - деятельностном этапе и последовательно обеспечивает переход к формированию позитивного опыта эмоциональноценностного, положительного отношения к природному окружению на оценочно-результативном этапе.

Основополагающими взаимосвязанными функциями данной методики являются:

1. формирование экологической культуры личности, ведётся на основе развития культуры любви к природе и ответственного отношения к ней.

2. воспитание ценностей в процессе познания мира природы.

3. комплексное воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Таким образом, сконструированная на основе экоцентрического, ситуационного и партисипативного подходов и педагогических принципов методика процесса становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста состоит из взаимосвязанных целевого, содержательного, процессуального, полифункционального и результативного компонентов.

Библиографический список

1. Никитина, Е. Ю. Междисциплинарно-партисипативный подход как методологическая основа развития умений делового общения учащихся начального профессионального образования / Е. Ю. Никитина // журнал «Профессиональное образование» / Приложение «Новые педагогические исследования». - 2006. - № 2 . - М.: ИСОМ, 2006. - С. 101 - 108.

2. Реймерс, Н. Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику [Текст] / Н. Ф. Реймерс. - М. : Рос. открытый ун-т, 1992. - 121 с.

3. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогического исследования [Текст] / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1986. - 150 с.

4. Тюмасева, З. И. Непрерывное эколого-валеологическое образование [Текст] : комплексная программа и руководство. Ч. 1. Дорога в страну чудес. Дошкольное образование (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы детского сада / З. И. Тюмасева; Челяб. гос. пед. ин-т. - Челябинск : Факел, 1995. - 118 с.

1. Nikitina, E.Yu. Participative Approach as a Methodical Basis for Primary Professional Education students’ Business Communication Skills Developing / E.Yu. Nikitina // Professional Education / New Pedagogical Principles. - 2006. - № 2 . - M.: 2006. - P. 101 - 108.

2. Reimers, N.F. Ecologization. Introduction into Ecological Problems / N.F. Reimers. - M.: Rus. Open University, 1992. - 121 p.

3. Skatkin, M.N. Methods of Pedagogical Research / M.N. Skatkin. - M.: Pedagogics, 1986. - 150 p.

4. Tyumaseva, Z.I. Continuous Ecological Education: Complex Program and Manual. Part 1. The Road to Wonderland / Z.I. Tyumaseva: ChSPU. - Chelyabinsk: Fakel, 1995. - 118 p.

BecTHUK nmy8 2010

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.