Научная статья на тему 'Специфика личностной деформации женщины-руководителя'

Специфика личностной деформации женщины-руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
729
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / WOMAN-LEADER / CAREER ORIENTATIONS / PERSONAL SPECIFIC FEATURES / GENDER ASPECT OF PROFESSIONAL DEFORMATION / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION AND DYSFUNCTIONALISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кошенова М. И.

В статье рассматривается проблема деформации личности женщины под влиянием выполнения роли руководителя. Отражены результаты исследования, направленного на выявление роли психологического пола в деструктивных процессах профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE PERSONAL DEFORMATION OF A WOMAN-LEADER

The article analyses the problem of the deformation of the personality of a woman under the influence of the leading role. The results of the research aimed at the role of psychological gender in destructive processes of professionalisation are exposed.

Текст научной работы на тему «Специфика личностной деформации женщины-руководителя»

Изменения в психоэмоциональных характеристиках в экспериментальной и контрольной группах до и после коррекции по методике ММРІ

70-1

60

50-

40-

балл

30

20

100-

4Pd 6 Pa 8 Sc

шкалы

Библиографический список

1. Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. - СПб.: Речь, 2007.

2. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): - М.: Издательский центр «Академия»,2003.

3. Беличева, С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. - М.,1989.

4. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М.: «Прогресс», «Уни-верс», 1994.

5. Налчаджан, А.А. Социально- психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1988.

6. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. - М. 1994.

7. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела - СПб.: «Речь», 2001.

8. Козюля, В.Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков, краткое руководство. 2-е изд. Серия. - М.: «Форум», 1995. - Вып. 8.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

□ эк.гр.

□ кон.гр.

Рис.2. Данные методики ММРІ, по шкалам: 4 - Психопатия (Pd);

6 - Паранойяльностъ (Ра);

8 - Шизоидность (Se). * (р<0,05)

УДК 159.923

М.И. Кошенова, канд.психол. наук, декан факультета психологии , КФ ГОУВПО «НГПУ», г. Куйбышев, E-mail:valery.gafarov@gmail. com

СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ

В статье рассматривается проблема деформации личности женщины под влиянием выполнения роли руководителя. Отражены результаты исследования, направленного на выявление роли психологического пола в деструктивных процессах профессионализации.

Ключевые слова: женщина-руководитель, карьерные ориентации, личностные особенности, гендерный аспект профессиональной деформации, синдром эмоционального выгорания, профессиональная самореализация и дисфункциональность.

В современном мире на профессиональную деятельность большинство людей тратит большую часть своей жизни, и это в равной степени справедливо как для мужчин, так и для женщин, во всяком случае, в России. Профессиональная деятельность определяет и сферу интересов, и качество жизни, и личностные характеристики. Человек не только позиционирует себя как представитель определенной профессии, но и приобретает те личностные характеристики, которые позволяют ему быть более или менее, но успешным, в избранном профессиональном поле. Руководитель в ходе исполнения своей профессиональной роли, так же, как и любой другой субъект процесса трудовой деятельности, подвержен как формирующему, так и деформирующему влиянию собственной профессии на личность. В то же время профессиональной деформации руководителя посвящено не так уж много работ, при этом, как правило, основной акцент ставится лишь на формировании мотива власти, расширения доминантности на все сферы жизни и появления синдрома эмоционального выгорания.

Феномен женского руководства в отечественной науке исследован в еще меньшей степени. Зарубежные исследования чаще сводились к определению способностей, которыми должна обладать женщина, чтобы стать руководителем по мужской модели, выявлению бесчисленного количества стилей руководства женщины-управленца и их эффективности или же обсуждению и изучению проблемы «стеклянного по-

толка» («glass ceiling»), препятствующего адекватной самореализации женщины-руководителя, отечественные - чаще ограничивались изучением ролевого конфликта работающей женщины или выявлением личностных характеристик успешной женщины-менджера (даже в монографии Т.В. Бендас «Гендерная психология лидерства» (2000) проблема деформации не становится предметом исследования).

Пожалуй, среди немногочисленных, но весьма популярных работ, в определенной мере освещающих этот аспект, выделяются статьи Э.Игли, в которых представлен анализ внутриличностного конфликта между гендерной и лидерским ролями, содержащими противоположные предписания [2; 3], работа английских исследовательниц С. Уолш и К.Кессел (1995), изучавших гендерный менеджмент и выявивших непродуктивные психологические защиты [4], и эмпирическое исследование Э. Джонс и Т. Питман, изучивших женские модели инграциации [цит. по 5], которые по сути являются ма-нипулятивными, а, следовательно, разрушительными для самого манипулятора. Анализ этих работ показывает, что риски профессиональной деформации значительно выше у руководителей женского пола, так как женщина вынуждена не только демонстрировать более высокие способности, чем мужчины, чтобы продвигаться по карьерной лестнице, но и проявлять сверхфункционирование на работе (по времени и усилиям), активно применять «маски» и использовать неконструктивные стратегии в межличностном взаимодействии и

защитных копингах, отказываться от личностной идентичности. Очевидно, что данные выводы, полученные на западноевропейских и американской выборках во многом справедливы и для российских женщин, но, учитывая тот факт, что гендер является социальным конструктом, мы вправе предположить, что другие культурные условия (в данном случае условия самореализации женщин в российском политическом и управленческом контексте, в рамках гендерных предписаний, задаваемых этносом) могут вносить существенные коррективы. В то же время большинство эмпирических исследований, проведенных в России по исследованию женского лидерства и руководства, выполнено либо на студенческих выборках (а это весьма специфическая категория в части социального ролевого функционирования), либо через сопоставление личностных характеристик мужчин и женщин, занимающих управленческие посты.

Для выявления специфики профессиональной деформации женщин-руководителей нами было проведено экспериментальное исследование с лицами 32-42 лет, имеющими различный профессиональный статус. В эксперименте принимали участие руководители (первая группа состояла из женщин, вторая группа - из мужчин) различных уровней, реализующие свою деятельность в сфере «человек-человек», и имеющие стаж работы в должности управленца не менее 5 лет, а также женщины, не имеющие руководящего статуса, с высшим образованием, из тех же организаций и учреждений, того же возраста, что и руководители. В общей сложности в эксперименте приняли участие 90 человек, из них 30 женщин-руководителей, 30 мужчин-руководителей и 30 женщин-под-чиненных. Первые составили экспериментальную группу, а мужчины-руководители и женщины-подчиненные - контрольные группы.

Констатирующий эксперимент предусматривал проведение блока психодиагностических методик, которые позволяют выявить как признаки деформации, так и личностные особенности. В диагностический блок было включено 4 методики: 1. тест «Якоря карьеры» Э. Шейна, позволяющий выявить структуры карьерных ориентаций личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры, 2. методика «Диагностики

межличностных отношений» Т. Лири, позволяющая выявить самооценку преобладающего типа взаимоотношений; 3. методика «Синдром эмоционального выгорания» В.В. Бойко, позволяющая выявить не только эмоциональное неблагополучие, но и его дисфункциональные следствия для исполнения профессиональной деятельности и отношений с сотрудниками; 4. Опросник БР1, форма В, предназначенный для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, в том числе, протекания психической деятельности по мужскому или женскому типу.

Для проверки достоверности полученных результатов применялись такие методы математической статистики, как 1-критерий Стъюдента и коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Анализ данных теста «Якоря карьеры» Э. Шейна позволил выявить, что женщины-руководители имеют более высокие показатели (р < 0,001) по карьерной ориентации «интеграция стилей жизни», т.е., сознательно стремятся сбалансировать карьеру, саморазвитие и семью. Были выявлены статистически достоверные различия (р < 0,01) по карьерной ориентации «автономия», что подтверждает положение о том, женщинам-руководителям приходится более яростно отстаивать свои права и самобытность, чтобы опровергнуть представление об их непригодности для лидерской роли. У мужчин-руководителей более высокие показатели (р < 0,05) по карьерной ориентации «стабильность работы и места жительства». Это свидетельствует о том, что мужчины в большей степени связывают себя с конкретной организацией и географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая усилия в карьерный рост, а сбережения в свой дом, и меняют работу только тогда, когда это не сопровождается «срыванием с места». Вполне возможно, что этот

достаточно парадоксальный факт связан со спецификой малого города, где сам факт «привязки» человека к руководящей должности обеспечивает широкий круг социального признания, причем не только в сфере производственной деятельности, а личные контакты достаточно часто позволяют добиться конкретных результатов в большей степени, чем профессиональная компетентность. Кроме того, готовность женщин-руководителей (выполняющих тем не менее функцию «хранительниц домашнего очага») к перемене места работы и места жительства для обеспечения профессионального роста, вероятно, может рассматриваться как вынужденная готовность к большим рискам для обеспечения конкурентоспособности в традиционно мужской сфере деятельности.

Сравнительный анализ результатов методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири позволил определить, что женщины-руководители имеют достоверно более высокие значения (р < 0,05) по шкале «агрессивность», чем руководители-мужчины. Мы полагаем, что такое явное противоречие гендерным предписаниям, спровоцировано неравноценными условиями продвижения по карьерной лестнице, необходимостью прикладывать более интенсивные усилия для достижения статуса управленца (руководитель, управленец -слова мужского рода не только с точки зрения грамматики, но и с точки зрения массового сознания).

Любопытен тот факт, что по опроснику БИ не выявлено достоверных отличий по показателям маскулинности-фемин-ности (средние показатели женщин-руководителей - 5,14, мужчин - 6, 16), т.е., и мужчины, и женщины, занимающие руководящие посты, могут быть охарактеризованы как андро-гины, что, видимо, и позволяет им достигать определенного карьерного роста, так как управленческая деятельность все же предъявляет повышенные требования к умению использовать разные стратегии в сфере межличностных отношений.

Изучение личностных особенностей при помощи опросника БРІ позволило выявить наличие достоверных различий между группами по шкале «невротичность», где достоверно более высокие результаты у женщин-руководителей (р < 0,05). Это может свидетельствовать о выраженном невротическом синдроме астенического типа с психосоматическими нарушениями. Мы полагаем, что женщина-руководитель, испытывает большие перегрузки (чаще прибегают к неэффективным или компенсаторным стилям управления, выше риск ролевого конфликта, больше груз домашних забот). Также достоверно более высокие показатели обнаружены у жен-щин-руководителей по шкале «эмоциональная лабильность» (р < 0,01), что указывает на меньшую устойчивость их эмоционального состояния, проявляющуюся в колебаниях настроения, раздражимости, недостаточной саморегуляции, а, следовательно, в менее сформированном умении владеть собой.

На основании полученных данных по методике «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко можно говорить о формирования у руководителей обоих полов симптомов «переживания психотравмирующих обстоятельств», «эмоциональнонравственной дезориентации», «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» и «редукции профессиональных обязанностей». Все это, скорее всего, связано со спецификой профессиональной деятельности руководителей, которые ежедневно находятся в стрессовой ситуации и сталкиваются с массой проблем. И в то же время именно у жен-щин-руководителей показатели симптома «редукция профессиональной обязанности» (фаза сопротивления) и симптомов «эмоционального дефицита» и «эмоциональной отстраненности» (фаза истощения) значительно выше, чем у мужчин; они в большей степени стремятся облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, чаще испытывают отрицательные, а не положительные эмоции, испытывают чувство, что не в состоянии эмоционально помогать другим, что приводит почти к полному исключению эмоций из профессиональной деятельности (их проявлять «и не должно, и не возможно»). Если для мужчин при формировании синдрома эмоционального выгорания в большей степени ха-

рактерно избирательное отношение к партнерам и подчиненным с делением их на «достойных» или «недостойных уважения», включение самооправдания для своей необъективности и непродуктивных стратегий взаимодействия (симптом «эмоционально-нравственной дезоринтации» в интерпретации В. Бойко), то для женщин характерно своеобразное «эмоциональное замораживание, выхолащивание». Таким

образом, управленческая деятельность становится для женщины деформирующим фактором, приводящим к более интенсивному эмоциональному истощению и высокому уровню невротизации (см.: БИ), то есть эмоциональная защита - «выгорание» самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.

По другим параметрам статистически достоверных различий между руководителями разного пола не выявлено.

Сопоставление личностного профиля женщин-руководи-телей с профилем женщин-подчиненных позволило выявить ключевые характеристики, позволяющие женщине «захватить» должность управленца.

Анализ достоверных различий позволяет утверждать, что к таким ключевым характеристикам относится структура карьерных ориентаций с доминирующими типами «менеджмент», «стабильность», «вызов» и «предпринимательство». По всем этим компонентам более высокие показатели обнаружены у женщин, занимающих руководящие посты. Руководителем становится (или имеет шанс им остаться) та женщина, которая ориентирована на интеграцию усилий других людей и способна взять на себя ответственность за конечный результат деятельности («менеджмент»), проявляет большую готовность к риску и временным неудобствам, если это открывает возможности карьерного роста («стабильность»), ориентирована на преодоление препятствий, решение трудных задач, на новизну и разнообразие, на борьбу и победу над другими («вызов»), отличается готовностью к риску и стремлением к финансовой независимости («предпринимательство»). Отсутствие достоверных различий между женщинами-руководите-лями и женщинами-подчиненными по параметру «автономия» («независимость»), с нашей точки зрения, объясняется тем, что женщины в целом в меньшей степени склонны проявлять преданность организации, но женщины, не имеющие руководящего статуса, отличаются тем, что готовы отказаться от продвижения по службе ради сохранения своей независимости, тогда как женщины-руководители в большей степени характеризуются выраженной потребностью все делать по своему, в том числе самостоятельно решать, когда, над чем и сколько работать.

Сравнение результатов, полученных по методике «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири позволило определить, что женщины-руководители имеют достоверно более высокие значения по шкалам «авторитарности» (р < 0,05) и «агрессивности» (р < 0,01), то есть, готовы проявлять не свойственные гендерной роли черты личности для того, чтобы преодолеть множество препятствий на пути к признанию их профессионализма. Причем для этого они становятся даже более агрессивными, чем мужчины-руководители. Женщины-подчиненные имеют достоверно более высокие значения по шкале «дружелюбие» (р < 0,05), что в полной мере соответствует гендерным предписаниям.

В ходе изучения личностных характеристик с помощи опросника БР1 удалось выявить наличие достоверных различий между группами по следующим шкалам:

• «общительность» (р < 0,01). Различия по данной шкале позволяют определить, что женщины-подчиненные в большей степени проявляют социальную активность и имеют потребность в общении (возможно, просто имеют для этого больший временной ресурс).

• «уравновешенность» (р < 0,05). Достоверно более высокие результаты обнаружены у женщин-подчиненных, что позволяет нам констатировать их лучшую защищенность к

воздействию стресс-факторов, основой которой является уверенность в себе, активность и оптимизм.

• «невротичность» (р < 0,001). Достоверно более высокие результаты у женщин-руководителей, это говорит о том, что у них выражен невротический синдром астенического типа с психосоматическими заболеваниями.

• «реактивная агрессивность» (р < 0,001). Данные различия позволяют определить, что женщины-руководители обладают более высоким уровнем агрессивного отношения к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Анализ данных, полученных при сопоставлении всех трех групп, позволяет резюмировать, что женщина, для того чтобы стать руководителем, а также вследствие исполнения этой социальной роли, стремится быть в большей степени мужчиной, чем сам мужчина. Такое преобладание явно маскулинных характеристик, заставляет предположить, что на формирование синдрома «эмоционального выгорания» у женщин-руководителей, возможно, влияет фактор психологического пола. Проверка этой промежуточной гипотезы осуществлялась в экспериментальной группе женщин-руководите-лей. Для исследования связи между параметрами «маскулин-ности-феминности» и «синдрома эмоционального выгорания» использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Обнаруженные связи (во всех случаях обратные с вероятностью ошибки не более 5 %), позволяют нам утверждать, что на формирование «эмоционально-нравственной дезориентации», «личностной отстраненности», «психосоматических и психовегетативных нарушений», а также «депрессивности» оказывает влияние фактор психологического пола: чем более маскулинной является женщина-руководитель, тем меньше вероятность возникновения у нее симптомов «эмоционального выгорания». Протекание психических процессов по фе-минному типу, напротив, приводит женщину, осуществляющую управленческую деятельность, к интенсивному развитию СЭВ. Понятно, что женщина-руководитель сегодня уже не «мымра», как в киноповести Э.Рязанова, но «лягушачья шкура» оказывается более удачным вариантом для успешного функционирования в роли руководителя, чем роль Василисы Прекрасной (быть Василисой Премудрой, вероятно, не воспрещается). Видимо поэтому у женщин-руководителей в значительно большей степени, чем у женщин, не облеченных этим социальным статусом, выражены симптомы «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» и «расширения сферы экономии эмоций» (р < 0,001). Женщина-руководитель ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов, демонстрируя дистантность и игнорируя состояния и потребности не только коллег, но и близких.

Даже имея выраженную мотивацию на соблюдение разумного баланса между профессиональной деятельностью и семейной жизнью, женщина, с точки зрения возможности карьерного роста, должна в большей степени маскулинизироваться, что повышает риски нарушения гендерной идентичности, которая, как известно, является важной составляющей идентичности личностной.

Таким образом, согласно данным экспериментального исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Функционирование женщины в роли руководителя требует от нее не столько большей профессиональной компетентности, сколько умения взять на себя ответственность за достижение результата, готовности к преодолению препятствий и выраженной способности к конкуренции, умения проявлять агрессивность и рассматривать социальную ситуацию с позиции «выигрыша-проигрыша».

2. Женщина-руководитель в большей степени готова, чем ее коллеги-мужчины, к риску и временным неудобствам, если это открывает возможности карьерного роста, для обеспечения конкурентоспособности в традиционно мужской сфере деятельности, служит не организации, а должности, если она обеспечивает ее финансовую независимость и гарантирует дальнейшую самореализацию.

3. Женщина, способная (и часто вынужденная) «захватывать» должность управленца, должна проявить большую независимость или агрессивность, чем мужчины, претендующие на карьерный рост.

4. Формирование маскулинных качеств у женщин, наделенных властными полномочиями, способствует сохранению себя в профессии, но, видимо, приводит к нарушению личностной идентичности и повышенной невротизации, а также к «выхолащиванию» эмоций, в том числе и по отношению к близким.

5. Выраженные феминные качества у женщин-руководи-телей приводят к формированию синдрома эмоционального выгорания и, вследствие этого, к дисфункциональности производственных отношений.

6. Женщины-руководители, отличающиеся более высоким стремлением, чем мужчины, сбалансировать карьеру, саморазвитие и семью, испытывает большие перегрузки, за что расплачиваются и повышенной раздражительность, и большим эмоциональным истощением, и соматическими нарушениями.

7. Наделенные властью женщины более ответственны и закрыты, чем женщины, свободные от управленческой должности, и более прямолинейны и требовательны, чем мужчины-руководители. Также у них выше уровень агрессивности, что видимо вызвано тем, что женщинам-руководителям приходится бороться в мире мужчин и по правилам мужчин, чтобы доказать всем свою компетентность и полноценность. Вероятно, и инграциации могут являться формой скрытой агрессии.

Библиографический список

1. Бендас, Т.В. Гендерная психология лидерства. - Оренбург, ИПК ОГУ, 2000.

2. Eagly A.H. Gender and leadership style: a meta-analysis / A.H. Eagly, B.T. Johnson // Psychological bulletin. - 1990. - Vol. 108. - № 2.

3. Eagly A.H. Gender and effectiveness of leaders: a metaanalysis / A.H. Eagly, S.J. Karon, M.G. Makhijani // Psychological bulletin. - 1995. - Vol. 117. -№ 1.

4. Walsh, S. Ensuring women's psychological well-being at work: integrating clinical and organizational perspectives / S. Walsh, С. Cassell // Work and organizational psychology: european contribution of the nineties. Erlbaum. - 1995.

5. Wayne, S.J. Developing leader-member exchanges. The influence of gender and ingratiation / S.J. Wayne, R.C. Liden, R.T. Spairowe // American behavioral scientist. - 1994. - Vol. 37. - № 5.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 152.3 (082)

Д. Ю. Тарасов, соискатель кафедры психологии НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ДЕСКРИПТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ВОЕННОГО

В статье представлены результаты идеографического исследования психологических характеристик, специфичных в системе взаимосвязи мотивационных установок профессиональной деятельности с личностными свойствами испытуемых, избравших для освоения профессию «военный».

Ключевые слова: профессиональная мотивация, мотивационные установки личности, дескриптивные характеристики,

личностные свойства.

Профессиональной деятельности отводится значительная часть в жизни человека. От адекватности выбора этой деятельности и ее эффективного осуществления зависят положение человека в обществе, его материальный достаток, физическое и психическое здоровье, а главное - степень удовлетворенности человека собственной жизнью. Вместе с тем, происходящие в нашей стране изменения социально-экономической ситуации не только создают разноплановые возможности для эффективного профессионального самоопределения личности, но и выдвигают комплекс весьма сложных требований к будущим специалистам. Ключевое противоречие профессионального самоопределения личности в современных условиях обусловлено тем, что, с одной стороны, изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности вызваны развитием самого общества - возникновение новых материалов, технологий, изменение орудий и средств труда, дифференциация и интеграция трудовых функций, неизбежно приводят к изменению профессиональной деятельности и появлению новых видов профессий. В тоже время, «жизненный» цикл многих профессий колеблется в диапазоне от 5 до 15 лет, затем они либо исчезают, либо кардинально трансформируются, модифицируясь до неузнаваемости. С другой стороны, изменения индивидуальной деятельности как результата освоения средств и собственно объекта труда непосредственно связаны с профессиональным развитием личности. Очевидно, что осознанный подход к выбору профессии и стабильность этого выбора будут зависеть, в первую очередь, от степени сформированности у субъекта профессионального самоопределения определенных личностных качеств, свойств и характеристик, а так же адекватности профессиональной мотивации.

Несмотря на значительные достижения современной науки и практики в области психологии труда и профессиональной деятельности, на наличие обширного массива работ, связанных с изучением личности специалиста, в настоящее время явно недостаточно теоретических положений о влиянии устойчивых личностных свойств на выбор профессии, о личностно-мотивационных характеристиках как детерминант профессиональной деятельности, о взаимосвязи личностных свойств с профессиональной мотивацией. Анализ современных подходов к развитию деятельности дает основание полагать, что именно личностно-мотивационные характеристики способствуют возникновению и реализации потребности субъекта в достижении вершин избранной профессиональной деятельности. Влияние мотивации на эффективность профессиональной деятельности рассматривается в работах многих отечественных исследователей - А.Н. Леонтьева, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, А.Г. Асмолова, А.К. Марковой, В.Г. Леонтьева, В. С. Мерлина, В. К. Вилюнаса, Н. С. Пряжникова и др. Так, данные экспериментальных исследований, проведенных под руководством В.Г. Асеева (), А.А. Реана (1999), свидетельствуют, что положительная мотивация может в определенной мере компенсировать недостаток способностей человека. Продуктивным в изучении мотивации, на наш взгляд, является представление исследователей о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизи-рованные структуры. Структура мотивации в процессе деятельности подвержена изменениям, а значит, создание специальных условий для развития мотивации позволяет субъекту труда достичь более высоких результатов в профессиональной деятельности [1; 2; 3]. В понимании значимости профессиональной мотивации особое место отводится теории установки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.