СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ STARBUCKS К.Р. Речкалова, магистрант
Научный руководитель: Ю.В. Румянцева, канд. экон. наук, доцент Липецкий государственный технический университет (Россия, г. Липецк)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11500
Аннотация. В данной статье анализируется корпоративная культура Starbucks как пример положительного воздействия на эффективность функционирования компании. Рассмотрены основные компоненты культуры компании. Приведены результаты исследования на основе методик Камерона и Куинна. В результате проведенного исследования была выделена специфика корпоративной культуры компании.
Ключевые слова: корпоративная культура, диагностика культуры OCAI, диагностика управленческих навыков MSAI.
В современном мире эффективное функционирование и развитие организаций (предприятий, компаний) зачастую обусловлено достигнутым в них уровнем корпоративной культуры. Одним из примеров является корпорация Starbucks, которая представляет собой не просто сеть кофеен, а целый феномен в области управления корпоративной культурой.
О культуре компании было написано немало книг, из которых можно выделить:
1) «Как чашка за чашкой строилась Starbucks» - книга Говарда Шульца, рассказывающего историю о команде страстно влюбленных в кофе людей, построивших огромную компанию на основе таких ценностей и принципов, которые редко встречаются в корпоративном мире.
2) «Дело не в кофе: корпоративная культура Starbucks» - книга президента Starbucks International Говарда Бехара о том, что компания должна рассматривать и своих сотрудников, и своих клиентов прежде всего, как людей, тогда все остальное придет само собой.
Главный смысл данных книг в том, что большое значение в деятельности любой компании имеет правильно выстроенная корпоративная культура.
Как и любая система, корпоративная культура складывается из ряда компонентов, таких как:
1) миссия, цель компании;
2) система ценностей;
3) нормы и модели поведения;
4) способы взаимодействия и разрешения конфликтов;
5) традиции и обычаи;
6) символика, лозунг, ритуалы компании [1].
Рассмотрим компоненты культуры Starbucks.
Миссия Starbucks - «Вдохновлять и питать дух - каждого человека, с каждой чашкой кофе, каждый день, в любом месте».
Говардом Ш. были написаны шесть принципов Starbucks, которых обязаны придерживаться сотрудники, в том числе относиться друг к другу с уважением и достоинством, применять самые высокие стандарты, а также работать с энтузиазмом, доставляя удовольствие клиентам. Все эти принципы нашли отражение в цели компании: «Доставлять удовольствие людям, которых обслуживает компания, и делать это с радостью».
Система ценностей, норм и моделей поведения сформировались под влияние того, что Шульц подбирал в команду единомышленников, людей, которые любят кофе и могут донести это чувство своим покупателям. Он культивировал в них те качества, которые позволили ему стать руководителем: лидерство, страсть к работе, целеустремлённость и инициативность. Почти все успешные новшества начинались с личной инициативы сотрудников, с того, что некто делал нечто, представлявшееся ему правильным. Например, так был
изобретён фрапучино и появилось обезжиренное молоко в составе напитков.
По инициативе работников также сформировались традиции, такие как:
1) партнерские форумы;
2) «рамки» с цитатами. Их история началась с Говарда Бехара;
3) единое оформление и музыка во всех кофейнях мира.
Главные символы и легенды Starbucks -это история названия компании и логотип,
которые связаны с романом Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит».
Ценности по отношению к персоналу Starbuсks сводятся к тому, что люди должны действовать самостоятельно, а не слепо исполнять свои должностные инструкции.
Проведем диагностику корпоративной культуры на основе методики К. Камерона и Р. Куинна, которая получила название ОСА1 (рис. 1).
В соответствии с методикой профиль культуры Starbucks относится к клановому типу.
В качестве следующего этапа К. Камерон и Р. Куинн предлагают провести оценку менеджеров по методике
М8А1, предполагающей определение навыков руководителя в соответствии с типологией культуры [2]. По методике МБА1 были проанализированы управленческие навыки Г. Шульца (рис. 2).
Рис. 2. График методики оценки управленческих навыков (MSAI)
Из рисунка 2 можно сделать вывод, что данный лидер наиболее приближен к культуре клана. Говоря о культуре клана, мож-
но отметить, что Шульц Г. выступает в роли наставника. Управление корпоративной культурой Шульцом заключалось в слеже-
нии за ней и её поддержании, а не в контроле над исполнением всех корпоративных ценностей и принципов.
Он создал настолько сильную культуру, что руководители, которые занимали посты после него, не смогли успешно осуществить изменения. В 2008 году темпы роста Starbucks замедлились, поэтому Шульцу пришлось возвращаться, чтобы, как обозначил сам Говард Ш., восстановить «уникальный опыт Starbucks» и исправить ошибки менеджеров.
26 июня 2018 Шульц полностью ушел из компании, удостоившись звания почётного председателя.
Таким образом, специфика корпоративной культуры Starbucks заключается в том,
Библиографический список
1. Проценко, Е.А. Корпоративная культура как один из ключевых факторов успешной деятельности компании // Факторы успеха. - 2017. - № 1 (8). - С. 54-59.
2. Колетвинова, Е.Ю. Стратегическое управление персоналом. Краткий курс: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2016. - 144 с.
SPECIFICS OF STARBUCKS CORPORATE CULTURE K.R. Rechkalova, Graduate Student
Supervisor: Yu.V. Rumyantseva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Lipetsk State Technical University (Russia, Lipetsk)
Abstract. This article analyzes the corporate culture of Starbucks as an example of a positive impact on the efficiency of the company. The main components of the company's culture are considered. The results of the study based on the method of Cameron and Quinn. As a result of the study, the specifics of the corporate culture of the company were identified.
Keywords: corporate culture, OCAI culture diagnostics, MSAI management skills diagnostics.
что она начала складываться с момента возникновения компании, при этом руководство изначально целенаправленно не занималось её формированием и развитием, а являлось источником и главным транслятором культуры.
Для формирования корпоративной культуры использовался такой метод, как лидерство.
Можно отметить, что ключевую роль в становлении культуры играло руководство, а не менеджеры по персоналу и сотрудники. Мы считаем, что этот факт должен служить примером при формировании корпоративной культуры любой компании.