ББК 63.3
YAK 93/94:620.3 (47+57)
Е.А. ХРОМОВ
Y.A. KHROMOV
СПЕУИФИКА КАДРОВОГО ПОТЕНУИААА СОВНАРХОЗОВ СИБИРИ В 1957-1962 ГОДАХ
SPECIFIC FEATURES OF PERSONNEL POTENTIAL OF SIBERIAN COUNCILS OF NATIONAL ECONOMY 1957-1962
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Системный анализ развития индустриальной политики на региональном уровне во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. (на материалах регионов Сибири)», проект № 11-06-90736 - моб_ст
This research received funding from the Russian Foundation for Fundamental Research
(№ 11-06-90736 - mob_st)
В статье рассматривается специфика кадрового потенциала совнархозов Сибири в 1957-1962 гг. в условиях предоставления региональной власти больших прав и выработки ими собственной хозяйственной политики. При этом автор анализирует личную роль председателей совнархозов, их взаимодействие с партийными и советскими органами на местах в рамках общего механизма отстаивания региональных хозяйственных интересов. Изучается проблема комплектования руководящего и исполнительного состава совнархозов Сибири.
This article discusses the specific features of personnel potential of the Siberian economic councils in 1957-1962 in the context of providing regional authorities more rights and working out their own economic policies. The author analyzes the personal contribution of economic council chairmen and their interaction with the Party and local authorities within the framework of the overall mechanism of settling regional economic interests. The problem of staffing and executive management of the economic councils of Siberia is considered.
Ключевые слова: совнархозы Сибири, кадровый состав, реформа управления промышленностью и строительством 1957 г., индустриальное развитие.
Key words: Siberian councils of national economy, personnel, reform of industry and construction management in 1957, industrial development.
Начавшаяся в конце 1950-х гг. позднеиндустриальная модернизация в стране вызвала необходимость создания центральными властями эффективного механизма социально-экономического развития. Одной из ключевых проблем в условиях начавшегося трансформационного процесса и регионализации производственной сферы стал поиск реальных субъектов модернизации, способных вызвать сдвиги в базовых институтах советской хозяйственной системы на местном уровне с целью предоставления регионам возможности для развития собственного промышленно-производственного потенциала.
Рациональным решением в этой ситуации стала качественная перестройка организации управления отраслями народного хозяйства и замена её новой системой управления, основанной на Советах народного хозяйства как главных хозяйственных субъектах, призванных «интенсифицировать развитие самых прогрессивных отраслей экономики» [27, с. 69]. Наиболее эффективно новая система управления могла проявить себя в регионах Сибири, так как именно у этих территорий имелся большой ресурсный, промышленно-производственный потенциал.
В этой связи актуальным является рассмотрение специфики кадрового потенциала совнархозов Сибири в 1957-1962 гг. в условиях предоставления региональной власти больших прав и выработки ими собственной хозяйственной политики. Необходимо определить: имели ли совнархозы Сибири не только собственные интересы и цели, но и стратегические проекты социально-экономического развития территорий. Обладали ли при этом сильным кадровым составом, политической волей, сильными управленческими позициями и рычагами для реализации поставленных целей.
В отечественной историографии не имеется специальных работ, по-свящённых рассмотрению кадрового состава формировавшихся в конце 1950-х гг. Советов народного хозяйства. В историографии проблемы можно выделить работы А.Г. Осипова, О.А. Смолкина, В.И. Мерцалова, А.В. Чухно, С.И. Подольского [15; 17, с. 34; 19; 20, с. 3; 25, с. 51-52; 34, с. 14].
Следует сделать вывод, что проблема кадрового состава совнархозов Сибири в недостаточной степени исследована. Кадровый вопрос если и рассматривается, то как небольшой сюжет в рамках общих работ по функционированию совнархозов. При этом на сегодняшний момент уже имеются хорошие источниковые возможности её детального изучения.
Особое значение в изучении проблемы совнархозов Сибири является привлечение большого числа источников, находящихся как в центральных (РГАСПИ, РГАНИ, ГАРФ), так и местных архивах. Наиболее значимыми архивными источниками центральных архивов (ГАРФ и РГАЭ) являются стенограммы совещаний председателей совнархозов при Госплане РСФСР и СССР, содержащие ценную информацию, характеризующую позиции председателей региональных совнархозов по вопросу управленческого потенциала новых хозяйственных структур. Одним из актуальных вопросов изучения кадрового корпуса Советов народного хозяйства и, в частности, председателей данных структур является привлечение крупного комплекса источников личного происхождения.
Таким образом, именно данный комплекс материалов всесторонне позволит осветить специфические хозяйственные цели и интересы руководящего аппарата сибирских совнархозов в отношении управляемого экономического района, их соответствие центральным хозяйственным интересам и планам. При этом появится возможность раскрыть проблему комплектования руководящего и исполнительно состава совнархозов Сибири.
Рассмотрение специфики кадрового потенциала совнархозов Сибири в 1957-1962 гг. производится на примере Красноярского и Томского Советов народного хозяйства. Объясняется это возможностью наглядно показать различия кадрового и управленческого потенциала двух типов совнархозов. В соответствии с уровнем промышленного развития решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Красноярский совнархоз был отнесён к первой группе совнархозов, Томский совнархоз - к третьей [19, с. 50].
С середины 1950-х гг. партийные руководители начинают активно защищать и отстаивать свои региональные интересы, предпринимают действия по ограничению влияния руководства отраслевых министерств и ведомств [16, с. 106].
На правительственном уровне была осознана необходимость в новых методах и формах, способных обеспечить переход от централизованной системы управления к её децентрализации и регионализации.
10 мая 1957 г. на седьмой сессии Верховного Совета СССР был принят Закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» [21, с. 343-347] и введена система совнархозов. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1957 г. всего в Сибири было создано 18 совнархозов [12, с. 243].
В соответствии с уровнем промышленного развития, количеством рабочих и технического вооружения решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР сибирские совнархозы, как впрочем, и все совнархозы в РСФСР, были
разделены на четыре группы [19, с. 50]. К примеру, в Сибири в первую группу вошли Кемеровский, Новосибирский, Иркутский, во вторую группу - Омский, в третью - Томский, Читинский, в четвертую - Тюменская область.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1957 г. региональные совнархозы были наделены большим объёмом прав и полномочий. Кроме функций по выполнению государственных планов они получили возможность собственного планирования, анализа экономических проблем региона, управления техническим уровнем отраслей промышленности, руководства финансовой сферой и формирования руководящего и исполнительного кадрового корпуса промышленной сферы территории [1, с. 409].
Территории Сибири, в которых были сформированы совнархозы, расширили свои хозяйственные возможности по стратегическому социально-экономическому планированию собственного индустриального развития, а самое главное - получили управленческие рычаги реализации выдвигаемых целей. При этом хозяйственные позиции регионов усиливались попытками руководства сибирских совнархозов ещё более расширить объем своих прав [22, л. 1, 46].
Красноярский край в конце 1950-х гг. являлся промышленно развитым регионом Восточной Сибири. Промышленность региона представляла собой комплекс интенсивно развивающихся отраслей производства - цветная и чёрная металлургия, машиностроение, химическое производство, энергетика, деревообрабатывающая промышленность и т.д. [13, с. 2]. Территория обладала перспективными сырьевыми и энергетическими ресурсами для дальнейшего развития производства. Необходимо отметить, что ещё на стадии обсуждения реформы региональные руководители жёстко отстаивали позицию создания самостоятельного Красноярского экономического административного района и совнархоза в его границах [14, с. 2; 24, с. 4; 33, с. 2]. В итоге Постановлением Совета Министров 1 июня 1957 г. в Красноярском крае был создан самостоятельный Совет народного хозяйства [12, с. 226].
Председателем созданного Красноярского совнархоза был утверждён министр цветной металлургии СССР П.Ф. Ломако [2, с. 393]. Первый председатель совнархоза обладал большим хозяйственным и управленческим опытом. Сформировался как крепкий управленец в период Великой Отечественной войны, занимая должность народного комиссара цветной металлургии СССР. Обладал хорошими партийным статусом, являясь на тот период кандидатом в члены ЦК КПСС. В то же время П.Ф. Ломако сформировал костяк аппарата управления совнархоза из опытных специалистов, которые прибыли с ним из центра. Заместителем председателя был назначен А.Д. Бизяев, занимавший ранее должность начальника отдела оборудования в министерстве цветной металлургии, и М.Д. Воробиевский, работавший начальником главка Министерства строительства СССР [26, с. 2]. Одно из ключевых управлений совнархоза - управление цветной металлургии - также занял подчинённый бывшего министра, руководитель технического управления министерства цветной металлургии А.И. Бунин. Управление промышленности строительных материал возглавил Зубов, бывший начальник главка Министерства промышленности строительных материалов РСФСР. Остальные должности заняли местные кадры. При этом необходимо отметить, что они являлись высококвалифицированными специалистами в своих сферах.
Всего численность штата совнархоза насчитывала 750 человек. Таким образом, Красноярский совнархоз являлся одним из самых крупных в Сибири.
П.Ф. Ломако отличался технократическим стилем управления, умел привлекать высококвалифицированных специалистов в собственную команду [23, с. 86]. Председатель совнархоза сумел наладить партнёрские отношения и с партийной региональной властью. В итоге хозяйственные руководители совместно с партийной, советской властями края начали работу по составлению предварительной совместной программы его освоения.
В Красноярском крае совнархоз активно начал поддерживать реализацию проекта - строительство гидроэлектростанции на р. Енисей, в районе г. Красноярска, который к моменту начала функционирования совнархоза находился под угрозой закрытия [31, л. 47-53; 32, л. 338]. В итоге активных согласованных действий руководства совнархоза и партийных властей региона удалось отстоять дальнейшую реализацию этого проекта, который дал толчок индустриальному взрыву в регионе. При реализации проекта проявились лоббистские возможности председателя совнархоза на центральном уровне, а также способность работать в краевой команде совместно с партийным руководством на достижение общих хозяйственных интересов [23, с. 177].
Но не во всех сибирских регионах создание совнархозов приводило к интенсификации индустриального развития. В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в Томском административном экономическом районе.
В конце 1950-х гг. Томская область представляла собой аграрно-индустриальные территории с неразвитым промышленным сектором. Экономический облик области определяли главным образом лесная отрасль, которая являлась ведущей в области, рыбная промышленность и машиностроение [3, л. 76; 11, с. 3; 18, с. 13-14]. Согласно Постановлению Совета Министров, 1 июня 1957 г. был образован Томский совнархоз [7, л. 8], председателем которого был назначен Н.С. Гридин [7, л. 20].
В отличие от председателя Красноярского совнархоза Н.С. Гридин не являлся крупным хозяйственником, а был партийным и хозяйственным функционером. В период Великой Отечественной войны находился на должности секретаря ЦК Литвы по кадрам, перед назначением на должность занимал пост заместителя министра лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР по кадрам [5, л. 3]. У назначенного председателя совнархоза отсутствовал опыт управления хозяйственными комплексами.
Костяк аппарата управления совнархоза был сформирован в основном из местных кадров. К примеру, Первым заместителем председателя был утверждён Н.А. Быков, директор завода п/я № 690, заместителем председателя по снабжению - М.И. Лаптев, директор пятого подшипникового завода г. Томска, заместителем председателя по лесной промышленности - Г.М. Асланов, начальник комбината «Томлеспром», заместителем председателя по строительству - З.М. Протусевич, переведённый из Пермского совнархоза [4, л. 2]. В процессе комплектации кадров проявилась проблема нехватки хороших специалистов и кадровая текучесть. Всего за два года деятельности совнархоза сменилось пять начальников управлений и отделов [4, л. 7]. Можно констатировать, что кадровый состав томского совнархоза не способен был решить стратегические социально-экономические задачи территории.
Всего в Томском совнархозе в соответствии со спецификой промышленной сферы было создано десять функциональных отделов и шесть управлений [6, л. 4]. Штатная численность совнархоза составляла 200 человек [4, л. 2]. Таким образом, Томский совнархоз являлся средним по размерам в РСФСР.
Отличительной особенностью взаимоотношений между хозяйственной и партийной властью в регионах с подобными совнархозами являлась определённая зависимость аппарата совнархозов от аппаратов обкомов территорий. Стенограммы заседаний томского совнархоза показывают, что при решении даже не крупных вопросов аппаратные кадры руководствовались мнением областного комитета [9, л. 32; 10, л. 7, 25]. Это сковывало инициативу и оперативность управления промышленностью экономического района.
С организацией совнархоза в административных границах Томской области хозяйственные руководители начинают все активнее выдвигать на центральном уровне стратегические варианты развития. Суть их заключалась в развёртывании в районе новых крупных территориально-производственных комплексов по добыче и переработке чёрных и цветных металлов [28, л. 205]. При этом выдвигаемые проекты были внесены партийными и хозяйственны-
ми властями 3 декабря 1958 г. в «Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг.» по области [8, л. 4, 4 об; 29, л. 377, 388]. В итоге предпринятые руководством совнархоза мероприятия в период с 1957 по 1962 гг. по продвижению горнометаллургических проектов так и остались без поддержки Госплана [30, л. 90]. Эти обстоятельства привели к снижению темпов экономического развития, слабому изменению социальной и урбани-зационной структуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что в системе совнархозов Сибири существовали различные типы данных систем. В крупные экономические районы назначались высококвалифицированные опытные кадры обычно соответствующих отраслей промышленности, развитых в регионах. Они обладали возможностью подбирать собственную кадровую команду, как из бывших подчинённых в центре, так и на местах. Имели возможность на равных взаимодействовать с партийными властями, отстаивать собственную позицию. Обладали серьёзными неформальными связями в центральных хозяйственных органах. Совокупность этих факторов приводила к устойчивому развитию тех экономических районов, совнархозы которых они возглавляли.
Средние совнархозы со слабой промышленной базой обычно возглавляли кадровые специалисты среднего звена управленцев. В данных типах совнархозов проявлялись серьёзные кадровые проблемы с укомплектованием штатов. В отношениях с партийной властью региона наблюдалась тенденция подчинения. Как следствие возникали проблемы с оперативностью в управлении хозяйственной сферой. Серьёзным недостатком председателей подобных совнархозов явилось отсутствие возможностей неформального взаимодействия с центральными плановыми и хозяйственными структурами. В итоге регионы со слабой промышленной базой теряли возможность реализации целей своей региональной хозяйственной политики.
Литература
1. Веденеев, Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (19571987 гг.) [Текст] / Ю.А. Веденеев. - М. : Наука, 1990. - 250 с.
2. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991 гг. Историко-биографический справочник [Текст] / сост. В.И. Ивкин. - М. : РОССПЭН, 1999. - 639 с.
3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 23.
4. ГАТО. Ф. Р-1895. Оп. 1. Д. 1.
5. ГАТО. Ф. Р-1895. Оп. 1. Д. 6.
6. ГАТО. Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 9.
7. ГАТО. Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 14. Л. 20.
8. ГАТО. Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 295.
9. ГАТО. Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 402.
10. ГАТО. Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 541.
11. Иоганзен, Б. Очерк о Томской области [Текст] / Б. Иоганзен, Н. Тюменцев // Красное знамя. - 1957. - № 130. - С. 2.
12. История Сибири. С древнейших времен до наших дней : в 5 т. Т. 5 : Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму [Текст] / гл. ред. А.П. Окладников. - Л. : Наука, 1969. - 473 с.
13. Кокарев, А. Красноярский экономический район [Текст] / А. Кокарев // Красноярский рабочий. - 1957. - № 130. - С. 1.
14. Кокарев, А. Организованно провести перестройку управления [Текст] / А. Кокарев // Красноярский рабочий. - 1957. - № 130. - С. 2.
15. Крецан, А.И. Деятельность советов народного хозяйства по управлению промышленностью (на материалах Западной Сибири) [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / А.И. Крецан. - М., 1992. - 22 с.
16. Лейбович, О.Л. Реформы и модернизация в 1953-1964 гг. [Текст] / О.Л. Лей-бович. - Пермь : Изд-во Пермского ун-та, 1993. - 184 с.
17. Мерцалов, В.И. Реформа управления промышленностью и строительством 1957-1965 гг. (на материалах Восточной Сибири) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / В.И. Мерцалов. - Иркутск, 2001. - 49 с.
18. Народное хозяйство Томской области. Статистический сборник [Текст] / сост. А.Г. Горский. - Томск : ЦСУ СССР Томской области, 1957. - 187 с.
19. Осипов, А.Г. Сибирь и НТР: Исторический аспект [Текст] / А.Г. Осипов. -Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1989. - 212 с.
20. Подольский, С.И. Ленинградский совет народного хозяйства: организация, методы деятельности; отношения с партийными и советскими структурами (1957-1966) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / С.И. Подольский. -СПб., 2011. - 25 с.
21. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам [Текст] / сост. К.У. Черненко, М.С. Смиртюков ; под общ. ред. К.М. Боголюбова. - М. : Изд-во полит. литературы, 1968. - Т. 4. - 784 с.
22. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 58. Д. 738.
23. Сизов, Л.Г. Все остаётся людям [Текст] / Л.Г. Сизов. - Красноярск : Платина, 2000. - Т. 2. - Кн. 2. - 387 с.
24. Силинский, П. За единый экономический район в Восточной Сибири [Текст] / П. Силинский // Правда. - 1957. - № 93. - С. 3.
25. Смолкин, О.А. Реформирование местных органов власти и управления в 1953-1964 гг. (На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей) [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / О.А. Смолкин. - Томск, 1997. - 19 с.
26. Совнархоз Красноярского административного района (Беседа с председателе Совета народного хозяйства П.Ф. Ломако) [Текст] / П.Ф. Ломако // Красноярский рабочий. - 1997. - № 142. - С. 1.
27. Ханин, Г.И. Советское экономическое чудо: миф или реальность? [Текст] / Г.И. Ханин // Свободная мысль - XXI. - 2003. - № 12. - С. 61-76.
28. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 607. Оп. 1. Д. 2528.
29. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2668.
30. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 31. Д. 15.
31. Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК). Ф. 26. Оп. 29. Д. 1.
32. ЦХИДНИКК. Ф. 26. Оп. 33. Д. 1.
33. Чернявский, Я. Создать Красноярский экономический район [Текст] / Я. Чернявский // Красноярский рабочий. - 1957. - № 87. - С. 2.
34. Чухно, А.В. Совнархозы Зауралья (1957-1962 гг.) [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / А.В. Чухно. - Омск, 2007. - 22 с.