УДК 316.7:685.34.012
https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.5
Новицкая Варвара Викторовна
аспирант кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
СПЕЦИФИКА ИЗМЕНЕНИЯ МОДНЫХ СТАНДАРТОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению моды как культурного явления, проникшего во все сферы жизни общества. Социологический анализ феномена моды отличает изучение этого явления как особого социального института, возникновение которого обусловлено становлением современного общества с определенными, отличными от прошлого, тенденциями социального развития, поведенческими образцами, экономическим укладом и уровнем потребления. Представлены точки зрения различных социологов и социологических школ относительно обозначенного феномена. Особый акцент сделан на двойственной природе моды (неотъемлемая часть культуры, сложный социокультурный и эстетический феномен, с одной стороны, и социальный регулятор поведения индивидов и социальных групп, явление, оказывающее влияние практически на все сферы жизни общества, - с другой). Сделан вывод, что существует определенная корреляционная взаимосвязь между модой и способом устройства общества. Раскрывается содержание изменений в сфере моды, обусловленных развитием идей постмодернизма. Так, главной функцией одежды стала ее универсальность, возможность сочетаться с другими различными по стилю моделями, широкое распространение получили принципы деконструкции и полистилизма, диффузный стиль в одежде.
Ключевые слова:
мода, культура, тренд, феномен повседневности, сфера моды, молодежные субкультуры, модные стандарты, постмодернизм, диффузный стиль в одежде, принципы полистилизма и деконструкции.
Novitskaya Varvara Viktorovna
PhD student, Sociology of Communicative Systems Subdepartment, Sociology Department, Lomonosov Moscow State University
THE SPECIFIC FEATURES OF CHANGING THE FASHION STANDARDS IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL PROCESSES
Summary:
This study reviews fashion as a cultural phenomenon that has penetrated into all fields of society. A sociological analysis of fashion refers this phenomenon to a special social institution, the emergence of which is due to the creation of the modern society with certain social development trends different from the past, behavioral patterns, a certain economic structure and consumption level. The research presents the views of various sociologists and sociological schools regarding this phenomenon. The paper focuses on the dual nature of fashion (an integral part of the culture, a complex social, cultural and aesthetic phenomenon, on the one hand, and a social regulator of behavior of individuals and social groups, the phenomenon that affects almost all areas of society, on the other hand). It is concluded that there is a certain correlation between fashion and the way that society is arranged. The paper reveals the changes in the fashion industry resulting from the development of the ideas of postmodernism. Thus, the main functions of clothing become its versatility, the ability to combine it with the models of another style. Besides, the principles of deconstruction and polystylism and the diffuse clothing are widely used.
Keywords:
fashion, culture, trend, phenomenon of everyday life, field of fashion, youth subcultures, fashion standards, postmodernism, diffuse clothing, principles of poly-stylism and deconstruction.
Мода является одним из самых известных феноменов повседневности, вызывающих не только научный интерес, но также внимание простых обывателей. С одной стороны, мода - это неотъемлемая часть культуры современного мира, сложный социокультурный и эстетический феномен, обладающий разветвленной мультисемантической структурой, которая находится в постоянном коммуникативном взаимодействии как с объектами внутри собственной системы, так и с внешней средой, оказывающей непосредственное влияние путем действия различных факторов: социальных, культурных, экономических и политических. С другой стороны, мода выступает социальным регулятором поведения индивидов и социальных групп, представляет собой комплексную среду, охватывающую своим влиянием искусство, историю, политику, экономику, социокультурные процессы и научно-технические достижения, приобретая таким образом статус массового явления.
Изменения в социокультурной сфере в конце XX в. повлияли на развитие идей постмодернизма, обосновывающего переструктуризацию различных сфер жизни общества и знаменующего начало подлинной революции в сфере моды. Западные теоретики-постмодернисты Ж.Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр, И. Хасан, Ч. Дженкс и другие выделяют следующие характеристики постмодернистской эстетики: деконструкция, фрагментарность, плюрализм, полистилизм, эклектика, неопределенность, цитатность, интертекстуальность, пародийность и ирония [1, с. 81]. Развитие постмодернистской эпохи подтверждается появлением огромного числа стилей и направлений во всех видах искусства, включая моду.
Ж. Бодрийяр справедливо заметил, что «мода может пониматься как самый поверхностный и самый глубинный из социальных механизмов» [2, с. 170], ведь в связи с двойственным характером феномена моды возникает сложность определения не только внутренней сущности данного феномена и его механизмов функционирования в обществе, но и внешних факторов, детерминирующих это явление.
Другой социолог, Г. Спенсер, сторонник многих социологических школ и направлений, основоположник органистической школы, основной идеей которой было сравнение общества с организмом, также изучал феномен моды. Г. Спенсер вводит моду в разряд приличий, противопоставляя их обычаям в отношении объекта: первые определяют действия по отношению к нам самим, т. е. личную сторону нашего поведения, а вторые - по отношению к другим людям. По сути, обычаи и приличия происходят из одного источника - из необходимости упорядочивания и контроля жизнедеятельности в обществе [3]. Также между обычаем и модой существует разница в режиме кооперации - если обычай действует по принципу принуждения, то мода, наоборот, основана на добровольном начале. Этот факт вполне понятен и обусловлен тем, что «мода, по существу, есть подражание» [4].
Английский социолог выделяет два элемента происхождения моды - два вида подражания:
- Почтительное подражание, основой которого является чувство уважения к тому, кому подражают. Функционирует по принципу просачивания вниз: любые нововведения в стандартах высших слоев имитируются средними и распространяются далее по нисходящей. Такой вид подражания при любом удобном случае пытается обратиться в соревновательное подражание.
- Соревновательное подражание, возникающее из желания заявить о равенстве с объектом копирования, всегда доходит до последнего предела, дозволенного властью.
Изучение сферы моды последней трети XX в. представляется исследователю особенно интересным, поскольку данный период кардинальным образом отличается от всех существовавших ранее, ведь «в обществе широко разворачивается телекоммуникационная революция, меняющая экономическую сферу и всю сферу труда в широком смысле слова» [5, с. 17]. К тому же оформляется совершенно новая система массовых коммуникаций, в полной мере проявляется процесс глобализации. Вследствие этого, а также сексуальной революции, протекающей в 1970-е гг., претерпевают существенные изменения система ценностных ориентаций, вся сфера культуры и смыслов. Описанные события представляют собой своеобразную точку невозврата и находят отражение в изменениях всех сфер жизни общества, в том числе моды.
Междисциплинарный характер (на стыке социологии, культурологии и истории) рассматриваемой проблематики заставляет обратиться к синтезу различных методов с целью получения комплексного видения причин изменения модных стандартов в европейском социокультурном пространстве 70-90-х гг. XX столетия. В настоящей работе применены методы литературного обзора, анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный, системный, структурно-функциональный, исторический и компаративистский.
Мода становится «зеркалом эпохи, отражает настроения людей, политическую ситуацию и степень развития производства» [6, с. 42]. Она все более теряет связь со сферой культуры, но укрепляет взаимоотношения с экономикой. Коренные изменения в области моды наблюдаются не только в смене модных стандартов и увеличении скорости данного процесса, но также в структуре функционирования данного феномена как социального регулятора, поэтому необходимо грамотно разобраться в существующей ситуации последней трети XX - начала XXI в. в сфере европейской моды и правильно интерпретировать особенности и специфику изменения европейских модных стандартов [7].
Считается, что феномен моды в своем первоначальном виде возник как процесс подражания низших слоев высшим еще во времена эпохи Возрождения [8]. Однако появление моды в современном ее понимании, как массового феномена, относится лишь к XX в., который характеризуется достаточно быстрыми изменениями всех сфер жизни общества (рост производительных сил, создание и распространение принципиально новых технических средств коммуникации и транспорта, усиление географической мобильности и культурных контактов, разрушение сословных барьеров и т. п.) [9]. Исходя из этого, можно заключить, что существует определенная корреляционная взаимосвязь между модой и способом устройства общества.
Данный вывод подтвердился при рассмотрении истоков и тенденций становления европейской моды, т. е. имеет место соответствие определенных социальной структуры, культурных ценностей и личностно-поведенческих установок взаимодействующих субъектов в каждый конкретный момент времени [10]. Таким образом, полностью реализуется социокультурный подход к рассмотрению общественных изменений.
Последняя треть XX в. также не представляет собой исключения: формирование модных стандартов происходило под влиянием социокультурных, экономических и политических факторов. В это время началось становление постмодернистской эпохи, которая не могла не отра-
зиться на развитии моды: главной функцией одежды становится ее универсальность, т. е. возможность сочетаться с другими различными по стилю моделями, вне зависимости от гендерной роли ее пользователя. Именно поэтому определяющими стилями становятся «минимализм» и «унисекс». Постмодернистские идеи вывели принципы полистилизма и деконструкции на определяющий уровень, формирующий модные стандарты путем разрушения старых форм и перекомпоновки имеющихся элементов в новые эклектичные образы.
Также социокультурный контекст постмодернистской эпохи повлиял на деконструкцию старой модели функционирования феномена моды в обществе - процесс распространения модных стандартов от элиты модной индустрии (дизайнеров, различных селебрити) к массам заменился процессом прямо противоположным, а уличная мода стала приоритетным направлением развития феномена моды в последней трети XX в.
В институте культуры - в моде деконструкция очевидна в развитии и популяризации диффузного стиля в одежде, «сочетающего несочетаемое» и выражающего, таким образом, индивидуальность человека [11]. Зарождение диффузного стиля было в массах, молодежных субкультурах, самовыражавшихся путем эпатажа, совмещая нестандартные элементы костюма. Затем это веяние заимствовали дизайнеры, представляя деконструкцию и диффузный стиль на подиумах [12]. Таким образом, распространение модных стандартов поменяло направление по сравнению с прошлым - если раньше подражали в моде элитам, то теперь подражать стали маргиналам.
Впервые деконструкция в моде и диффузный стиль в одежде были представлены в творчестве японского модельера Кензо Такада, в коллекции, где были совмещены форма кимоно и традиционные формы западной одежды. Несмотря на то что поначалу идеи Кензо не были поняты, японский новатор продолжал предлагать публике нестандартные сочетания (одежда кроя oversize, платье-свитер с рукавами «кимоно» и «летучая мышь», длинные пиджаки, соединение считавшихся несочетаемыми рисунков), развивая свой неповторимый «разрушительный» стиль, названный уже в то время «новый деконструктивизм» (Couture Destructure) [13].
Таким образом, феномен моды уже давно вызывает интерес у представителей различных социальных и гуманитарных наук, он является предметом исследования истории, культурологии, социальной антропологии, психологии, экономики и, конечно, социологии. Каждая из этих наук изучает явление моды со своей позиции, применяя собственный методологический аппарат, и раскрывает в своих теоретических концептах только те исследовательские вопросы, которые связаны с предметным полем каждой из дисциплин. Также различные науки дают различные определения моде и по-своему формулируют объект и предмет исследования.
Социологический анализ феномена моды отличает рассмотрение этого явления как особого социального института, возникновение которого обусловлено становлением современного общества с определенными, отличными от прошлого, тенденциями социального развития, поведенческими образцами, экономическим укладом и уровнем потребления.
Ссылки:
1. Наседкина Ю.В. Основные категории эстетики постмодернизма и их воплощение в современной моде // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. Т. 189. С. 81-87.
2. Бодрийяр Ж. Мода, или Феерия кода // Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. и вступ. ст. С.И. Зенкина. М., 2000. С. 170.
3. Brake M. The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures. Abingdon, 2013. 214 p.
4. Ильин А.Н. Мода как тенденция массовой культуры и ее влияние на человеческую субъектность // Вестник Омского университета. 2009. № 2. С. 25-33.
5. Полякова Н.Л. XX век в социологических теориях общества. М., 2004. 384 с.
6. Пахомова М.Г. Мода как социально-культурный феномен // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. № 3 (4). С. 42-44.
7. Перспективы психологической науки и практики : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (РГУ им. А.Н. Косыгина, 16 июня 2017 г.) / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М., 2017. 777 с.
8. Махмудова Х.Б., Костюнина М.В. Мода как элемент культуры [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум. Гуманитарные науки : электрон. сб. ст. по материалам XXXIX студенч. междунар. заоч. науч.-практ. конф. М., 2016. № 10 (38). С. 256-260. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 20.12.2017).
9. Кошелева Д.С. Мода как феномен современной европейской культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (18). С. 32-35.
10. Масленцева Н.Ю. Молодежная мода в одежде в условиях современной России: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. 135 с.
11. Johansson T., Miegel F. Do the Right Thing. Lifestyle and Identity in Contemporary Youth Culture. Stockholm, 1992.
12. Youth Cultures: A Cross-cultural Perspective / ed. by V. Amit-Talai, H. Wulff. L. ; N. Y., 1995. 239 p.
13. Chapman N. Careers in Fashion. 5th ed. L., 1999. 128 p.