Inf. about the author: Asadulaev Idris Amayevich, Head of the Youth and Sports Department at the Muftiate of the Republic of Dagestan. Address: 367000, Makhachkala, ul., Dahadaeva, 136.
Recived: 14. 01. 2023. Accepted: 22.03.2023. References
Aimerr F.K. (2016). Cultural imperialism: sources, content, modern models. Tula. 306 p. (In Rus.).
Bessonov B.N. (1978). Ideology of spiritual suppression. M.. 44 p. (In Rus.). Bessonov B.N. (2017). Propaganda and manipulation as instruments of spiritual enslavement. M. 264 p. (In Rus.).
Karin V.V. (2016). TV, radio, Internet pages of history. M. 258 p. (In Rus.). Kiselev A. G. (2012). Theory and practice of mass media: society - mass media -power. Moscow: Unity-Dana 431 p. (In Rus.).
Kovaleva M. M. (2000). Domestic journalism: questions of theory and history / M. M. Kovaleva. Yekaterinburg: Ural Publishing House.un-ta. 108 p. (In Rus.).
Nazaykin A.N. (2004). How to manipulate journalists. M. 240 p. (In Rus.). Sharkov F.I. (2015). Information and communication paradigm of statehood development: civilizational, supra-cultural and supra-religious aspects// Islam in the Modern World.11(3):175-182. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2016). Factors of harmonization of ethno-confessional communications in modern Russia// Islam in the modern world. 12(4):171-182. (In Rus.).
Shustrov T.I. (2018). An inconvenient history of the world. M. 320 p. (In Rus.). Tofman K.P., Blumenau D.I. (2017). Information and information flows. Moscow: Kladez, 240 p. (In Rus.).
Ulyanova A.D. (2015). Informatization of society. M. 180 p. (In Rus.). Voroshilov V.V. (2004). Journalism basic course. St. Petersburg. 704 p. (In Rus.). Zharkov E.A. (2016). The role of the media in migration processes. M. 224 p. (In
Rus.).
■ ■ ■ Специфика интернет-СМИ Дагестана в формировании общественного мнения
Алиханов Ш.М.
Представительство Муфтията в южном территориальном округе Республики Дагестан. Дербент. Российская Федерация.
Аннотация. Благодаря развитию Интернета происходит становление СМИ нового типа. Электронные СМИ вытесняют на рынке традиционные СМИ. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают читателей, число которых быстро растет. В связи с этим в Интернете формируется новый класс журналистов, а сетевая (онлайновая) журналистика развивается со своими особыми приемами и методами.
Появление средств массовой информации нового типа требует от СМИ беспристрастной и правдивой передачи идей и информации, чтобы помочь государству и гражданам создать адекватную и полную картину мира и стать платформой для открытого диалога внутри общества. Интернет-СМИ больше, чем классическим СМИ удается влиять на формирование общественного мнения. В сделана попытка проанализировать методы воздействия интернет-СМИ на общественное мнение. В связи с этим тема, рассматриваемая в данном исследовании, может внести определенный вклад в изучение интернет-СМИ и анализ влияния онлайн-журналистики на сознание людей.
В многонациональной републике Дагестан при использовании интернет-СМИ для формирования общественного мнения появляется своя специфика. Это, прежде всего связано с тем, что способы и методы использования интернет-СМИ населением, говорящем на многих языках, приходится вступать в коммуникацию не на родном языке. При этом не все возрасные группы в равной степени владеют русским и/или иностранными языками.
Ключевые слова: средства массовой информации, общественное мнение, Интернет-СМИ
Для цитирования: Алиханов Ш.М. Специфика интернет-СМИ Дагестана в формировании общественного мнения // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №1. 2023. С.17-32.
Сведения об авторе: Полномочный представитель Муфтията в южном территориальном округе Республики Дагестан. Адрес: 367000, Дагестан, г. Дербент, ул. Гагарина, 42.
Статья поступила в редакцию: 08. 01. 2023. Принята к печати: 17.03.2023.
Интернет сделал коммуникацию трансграничной. То, что происходит на одном конце света, доходит до другого за считанные секунды. Всемирная информационная сеть позволяет выстроить свое собственное, идеальное «окно», через которое участник коммуникации смотрит на происходящие в мире события.
Быстрые темпы распространения и популярность интернета обусловлены следующими характерными особенностями:
1. Отсутствие централизованной организационной структуры, благодаря чему информация в сети распространяется самопроизвольно, подобно распространению слухов.
2. Значительное снижение стоимости создания контента (от англ. content - «содержание, содержимое». Контентом называют и тексты, и аудио- и видеофайлы, графические изображения, анимацию. Контент - это те данные, которые поступают из разных источников, в виде текстовых сообщений.
3. Беспрецедентная оперативность распространения информации.
4. Безграничность распространения информации и широкий охват аудитории.
5. Увеличение количества читателей, за счет распространения доступа к интернету. По данным одного из соцопросов, ежедневно более 70% пользователей интернета знакомятся на интернет-страницах с новостями.
6. Информационное равенство, позволившее интернет-пользователям вне зависимости от социального положения получить круглосуточный доступ к разнообразной информации, обмениваться данными и выражать свою гражданскую позицию, становясь субъектами коммуникации и политических процессов.
7. Коммуникация в интернете отличается своей интерактивностью.
8. Круглосуточный доступ к информации формирует у интернет-пользователя чувство постоянной всеобщей вовлеченности. Просматривая в любое время и в любом месте с планшета или смартфона новости, читатели делятся впечатлениями, обсуждают прочитанное с другими читателями, оставляют комментарии, сами становятся авторами новостей, создавая сообщения и отправляя их, а также фотографии и видеозаписи с мест происшествий в редакцию.
9. Направленность воздействия на определенную узкоспециализированную целевую аудиторию, что позволяет построить максимально эффективную коммуникацию.
Осознав потенциал и мощности интернета и появляющиеся новые технологии, средства массовой информации в 90-х годах ХХ века начали запускать электронные версии изданий, при этом многие издания перестали выходить в бумажном виде.
Если 10 лет назад всемирная паутина рассматривалась только как источник информации, то сегодня мы можем констатировать факт рождения нового типа СМИ - новых сетевых медиа или новых средств массовой информации. Миллионы людей ежедневно получают информацию из глобальной сети Интернет. За период своего становления электронные издания претерпели множество нововведений и меняются практически каждый день, причиной этому послужил тот факт, что Интернет стал более доступным для рядового гражданина, а вместе с ним и новости из него. Следовательно, в наши дни роль журналиста, который являлся первым источником новостей, существенно изменилась.
Согласно Закону о СМИ, правовой статус интернет-издания закреплен в следующей формулировке: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)»1. Это означает, что на журналистскую
1 http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812 (дата обращения: 15.05.2022)
деятельность в электронных изданиях СМИ распространяются все те же правовые нормы, которые действуют и на печатные издания, теле- или радиоканалы.
В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ «под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом». Согласно статье 8 Закона о СМИ, регистрация является добровольной; однако без нее сайт не может получить статус средства массовой информации.
Недавние законодательные поправки узаконили статус блогера. Под него попадает сайт с аудиторией более 3000 посетителей в день. Присвоением официального статуса «блогер» тому или иному сайту в обязательном порядке занимается Роскомнадзор России, уведомляя владельца сайта о включении Интернет-ресурса в реестр блогеров. В связи с этим важно отметить, что электронные издания СМИ не попадают в категорию блогеров, независимо от количества посещаемости его пользователями
Современные интернет-издания СМИ имеют свои уникальные особенности. Существуют три основные особенности, которые отличают этот тип новых медиа от других:
1. Гипертекстуальность - возможность связать несколько публикаций, между собой с помощью гиперссылок. Только технические возможности сайта позволяют это сделать.
2. Интерактивность - это двустороннее взаимодействие пользователя сайта читателя или зрителя. Это может быть синхронная онлайн-беседа (стрим) в виде переписки или заранее подготовленные ответы на популярные комментарии. Доступ к Интернету дал возможность появлению социальных сетей в которых впервые двустороннее общение происходит уже в одной и той же физической среде, то есть не «газета-почта», а «Интернет и Интернет». Это общение может принимать синхронный, сетевой характер.
3. Мультимедийность - это объединение нескольких каналов информации в одно целое. Например, в конце статьи часто можно встретить видео, а видеотрансляции из радиостудии стали обычным делом [Засурский 2001:219].
В интернет-изданиях СМИ в той или иной степени представлены все три типа жанров: информационный, аналитический и художественно-публицистический. Большинство интернет-СМИ используют в своих выпусках информационно-аналитические жанры. Сначала новость оперативно доводится до аудитории, а затем, спустя некоторое время, даются комментарии и оценка этим событиям. Есть также исключительно новостные СМИ, ярким представителем которых является интернет-издание «Лента.ру».
Интернет-издания призваны выполнять функцию СМИ в Интернете так же, как и печатные издания. Электронные издания так же, как и печатные издания, руководствуются теми же принципами журналистики. Но хотелось отметить, что не все сайты можно считать интернет-изданиями - статус СМИ издание получает только после его добровольной регистрации. Однако традиционные печатные и эфирные СМИ обычно имеют свои собственные веб-страницы, иногда полностью повторяющие содержание печатных выпусков, иногда содержащие только анонсы статей. По жанрам интернет-издания не отличаются от печатных: существуют новостные сайты, литературные, научно-популярные, детские, женские и др. Есть интернет-издания, которые вещают периодически (раз в день, неделю, месяц), в то время как другие (обычно новостные сайты) постоянно обновляются по мере появления новых материалов. Среди известных интернет-изданий числятся: Gаzеtа.ru, Lеntа.ru, Lifе.ru.
Также различают веб-издания по их сходству с традиционными аналогами [Корнилов 1999:206].
1. Интернет-газеты - часто обновляемые издания, специализирующиеся в основном на информационных жанрах.
2. Интернет-журналы - тематические издания аналитического и / или развлекательного характера.
3. Интернет-радио - онлайн-радиостанции.
4. Интернет-телевидение - развивающееся интерактивное телевидение.
5. Информационные агентства - ресурсы, доставляющие информацию с телетайпных лент.
Таким образом, большая часть исследователей сходятся во мнении, что электронные издания можно разделить на две категории -исключительно сетевые-СМИ и онлайн-версии уже знакомых традиционных СМИ. Что касается деления интернет-изданий на группы по другим критериям, они условны и противоречив, поэтому требуют детального изучения.
Исходя из этого, универсальную типологию предлагает М. М. Лукина: Интернет-СМИ делятся на три большие группы:
• эквивалентные копии традиционных СМИ или их электронные версии;
• модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ, которые возникли на основе своих оффлайн-прототипов, но не копируют их, а проводят собственную информационную политику, имеют собственную, отличную от «родительской», схему вещания, соответствующую выбранному каналу;
• медиапроекты, не имеющие офлайновых прототипов [Лукина :51].
Веб-издания также можно классифицировать на основе
доминирующих технологий:
1) информационные (вещательные) технологии. Задача издания -информировать посетителей (новостные ленты, сборники обзоров, дневники);
2) интерактивные технологии - издание ориентировано на максимально возможное включение посетителей в журналистский процесс (форумы, чаты и т. п.);
3) коммуникационные технологии - организация веб-сообществ сайтов;
4) фото, аудио, видео технологии - используются визуальные и аудиоканалы публикации и взаимодействия (фоторепортажи, слайд-фильмы, радио, телевидение);
5) анимационные flash технологии - в качестве носителя информации используется интерактивная векторная графика в формате flash.
Оперативность, быстрая публикация новостной информации, несомненно, является неоспоримым преимуществом Интернет-СМИ, с которым, хотя и с трудом, может конкурировать в этом отношении только телевидение. Однако даже самому оперативному телеканалу нужно время для монтажа, а Интернет, имея повсюду корреспондентов, практически мгновенно реагирует на события. Это стало особенно очевидным после появления таких блогов, как Live Journal, когда у каждого человека появилась реальная возможность создать свое собственное маленькое СМИ, управляемое с домашнего компьютера или мобильного телефона.
В то же время интернет-издания имеют большое количество спорных признаков. Среди них: периодичность, объем интернет-издания, и т. д. Разница периодичности в сети заключается, прежде всего, в резком сокращении времени публикации. Количество ежедневных и еженедельных публикаций по отношению к их общему количеству в процентном выражении во много раз превышает такое же соотношение в печатной прессе. Сложнее определить периодичность издания, в котором один раздел обновляется ежедневно, другой - еженедельно, третий раз в месяц, а четвертый хранит публикации в течение нескольких месяцев или даже лет. Среди всех видов периодичности интернет-изданий наибольшую распространенность имеет еженедельная.
Однако в Дагестане республиканским интернет-СМИ не всегда удается оперативно подавать важную для общества информацию. К примеру, на сайте «РИА Дагестан» 11 мая 2021 г. была опубликована новость о том, что между футбольными клубами «Анжи» и «Махачкала» состоится матч. Причем новость была подана фактически за 2 часа до начала игры1.
1https://www.riadagestan.ru/news/sports/anzhi_i_makhachkala_sygrayut_v_stolichnom_derbi/ (дата
обращения: 11.05.2022)
Для республиканского информационного агентства непозволительно несвоевременно выдавать информацию, учитывая тот факт, что в данном конкретном случае речь идет об известном в республике футбольном клубе (Анжи), который имеет большую аудиторию фанатов среди жителей республики.
Аналогичным образом, лишь день спустя (12 мая), агентством «РИА Дагестан» была подана новость о результате встреч двух команд1.
Следует отметить, что подобных примеров несвоевременного освещения актуальных событий, происходящих в республике на сайте «РИА Дагестан» немало. Возможно, это обусловлено загруженностью журналистов, работающих в редакции. Однако данное явление, с точки зрения исследуемой нами темы, называется методом манипулирования со временем подачи информации. Время подачи информации существенно влияет на ее оценку и усвоение обществом.
В истории между матчем двух дагестанских футбольных клубов, приведенным нами выше, самым примечательным остается то, что на нем присутствовал врио Главы республики Сергей Меликов. Однако республиканское информационное агентство «Дагестан» об этом умолчало. Налицо факт замалчивания, либо избирательной подачи материала.
В свою очередь республиканское издание «Молодежь Дагестана», которое призвано, исходя из названия, удовлетворять информационные потребности молодой категории людей, опубликовало новость о матче между клубами «Анжи» и «Махачкала»2 Материал вышел на сайте издания в день проведения матча. В нем представлено подробное описание того, как проходила игра, даны интервью наставников двух команд, представлена турнирная таблица лиги, в которой выступают дагестанские клубы, а также упоминается о визите на матч руководителя республики Сергея Меликова, который обратился с напутственными словами к футболистам, и получил памятную футболку от президента «Анжи» Османа Кадиева.
Как видно из примера, «Молодежь Дагестана» учитывает интересы своей аудитории. Однако изданию, ввиду интереса со стороны дагестанцев к данному виду спорта, следует публиковать также и анонсы о предстоящих играх. Тем самым, редакция имеет шанс приобрести немалую аудиторию футбольных фанатов указанных в примере клубов.
Для наглядности приведем еще один пример манипуляции временем подачи информации дагестанскими Интернет СМИ. После нашумевшей истории со стрелком в школе №175 в г. Казани, Минпросвещения РФ
1https://www.riadagestan.ru/news/fc_anzhi/match_anzhi_i_fk_makhachkala_zavershilsya_rezultativnoy_nichey/ (дата обращения: 12.05.2022)
2 https://www.md-gazeta.ru/news/97785 (дата обращения: 11.05.2022)
направило в регионы рекомендации по усилению мер безопасности в школах, колледжах и детских садах. Информация об этом опубликована на сайте ведомства 11 мая 2021 г.1.
Несмотря на актуальность данной новости, на сайте «РИА Дагестан» она появилась под заголовком «Минпросвещения призвало школы актуализировать планы по безопасности» лишь 3 дня спустя, т.е. 14 мая2. Причем до публикации данной новости, 13 мая на сайте «РИА Дагестан» был опубликован материал об аналогичных рекомендациях регионального Министерства образования и науки, которое, в свою очередь, получило их (рекомендации) от федерального ведомства3.
Следует отметить, что из всех дагестанских СМИ, наиболее оперативно опубликовало новость об этом событии республиканское печатное издание «Дагестанская правда». Материал под заголовком «Минобрнауки Дагестана направило во все школы рекомендации по усилению мер безопасности»4 был опубликован на сайте газеты 12 мая 2021 г. Тем самым, древнейшее дагестанское СМИ в очередной раз подтвердило, что является одним из основных рупоров вещания общественно-политических событий в регионе.
Однако, есть немало случаев, когда республиканские государственные СМИ не избегают освещения резонансных событий. Наоборот, оперативно реагируют и, тем самым, позволяют решать конфликт в самом его зародыше.
В качестве примера можно привести случай, произошедший в Южном Дагестане, в городе Дербенте. Новость об этом под заголовком «Дагестанец станцевал на древнем мусульманском захоронении и оскорбил чувства верующих», была опубликована на сайте «Дагестанской правды» 16.05.2022 г.), фактически сразу после того, как инцидент произошел. Это событие также осветили ряд других республиканских СМИ5 и крупных пабликов в социальных сетях, в том числе органов власти. Видео с места событий, на котором молодой человек из Дагестана станцевал лезгинку на древнем мусульманском захоронении, расположенном в Дербенте, стало вирусно распространяться по социальным сетям и, буквально, в течение часа появилось на ряде сайтов государственных СМИ. Оно вызвало широкий резонанс и негодование
1https://edu.gov.ru/press/3700/minprosvescheniya-rossii-napravilo-v-regiony-rekomendacii-po-usileniyu-mer-bezopasnosti-v-shkolah-kolledzhah-i-detskih-sadah/ (дата обращения: 11.05.2022)
2https://www.riadagestan.ru/news/society/minprosveshcheniya_prizvalo_shkoly_aktualizirovat_plany_po_bezop asnosti/ (дата обращения: 14.05.2022)
3https://www.riadagestan.ru/news/society/minobrnauki_dagestana_rekomendovalo_rukovoditelyam_shkol_usilit _mery_bezopasnosti_v_obrazovatelnykh_uchrezhdeniyakh/ (дата обращения: 14.05.2022)
4http://dagpravda.ru/novosti/minobrnauki-dagestana-napravilo-vo-vse-shkoly-
rekomen[http://dagpravda.ru/novosti/dagestanec-stanceval-na-drevnem-musulmanskom-zahoronenii-i-oskorbil-chuvstva-verujush-ih/ (дата обращения: dacii-po-usileniju-mer-bezopasnosti/ (дата обращения: 12.05.2022)
5https://www.midag.ru/2021/05/16/zhitelej-derbenta-oskorbil-tanecz-molodogo-cheloveka-na-drevnem-musulmanskom-zahoronenii/ (дата обращения: 16.05.2022 г.)
среди жителей республики, поскольку поступок молодого человека оскорбил чувства верующих. Полиция моментально определила нарушителя, который в последствии раскаялся в содеянном и принес извинения жителям региона1. Тем самым, конфликт был исчерпан в течение нескольких часов после его появления.
Подобные примеры свидедельствуют о том, что дагестанские республиканские СМИ способны оперативно реагировать на происходящие в регионе события и освещать их в должном ракурсе с помощью своих интернет-изданий.
Такой популярности не набрали на сайте агентства РИА Дагестан более важные для республики события как, например, возможность возобновления работы банкетных залов Дагестана. В период пандемии их работа была приостановлена, и в предверии настпуления летнего сезона, являющегося основным временем проведения свадеб в регионе, правительство республики инициировало обсуждение с участием руководителей указанных заведений возможных путей решения данного вопроса. Однако новость об этом набрала всего лишь 1709 просмотров2.
Аналогично, не вызвала интерес у аудитории РИА «Дагестан» и новость федерального значения о визите в республику делегации Болгарской исламской академии. Центр является проектом, поддержанным президентом страны В. Путиным, и площадкой по подготовке высших богословских кадров в стране. Однако и эта новость набрала лишь 1049 просмотров3.
Или другой пример: на портале «Дагестанской правды» 20 мая 2021 года была опубликована новость с заголовком «У Дагнаследия новый руководитель»:
«В соответствии с Указом Главы Республики Дагестан от 18 мая 2021 года руководителем Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан назначен Мусаев Махач Абдулаевич»4.
Вместе с тем, издание упоминает, что до этого Мусаев уже временно исполнял обязанности руководителя Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан. Однако 20 мая 2021 года врио Главы Дагестана Сергей Меликов утвердил Махача Мусаева в должности руководителя Дагнаследия, освободив последнего от приставки врио.
Как мы видим из примеров, Интернет СМИ используют сенсационность для придания событиям высокой важности и
1 https://www.instagram.com/p/CO8QGWsqmX9/ (дата обращения: 16.05.2022 г.)
2https://www.riadagestan.ru/news/company_news/vozmozhnost_vozobnovleniya_raboty_banketnykh_zalov_dag estana_obsudili_v_makhachkale/ (дата обращения: 20.05.2022 г.)
3https://www.riadagestan.ru/news/the_govemment_of_the/delegatsiya_bolgarskoy_islamskoy_akademii_posetil a_dagestan/ (дата обращения: 20.05.2022 г.)
4http://dagpravda.ru/novosti/u-dagnaslediya-novyj-rukovoditel/ (дата обращения: 20.05.2022)
уникальности, и концентрации внимания публики именно к данным событиям на фоне большого потока поступающей информации.
Есть немало случаев, когда официальные Интернет СМИ Дагестана не учитывали приведенные выше факторы и публиковали сенсационные материалы. Впоследствии это приводило к тому, что руководство издания не находило подтверждения опубликованному материалу и было вынуждено его удалить. Ярким примером служит публикация на официальной странице информационного агентства «РИА Дагестан» в социальной сети Инстаграм, на которой изображен крокодил, плавающий, якобы, в одной из рек Дагестана. Публикация была подписана следующим образом: «Пожилая жительница Кизилюртовского района завела крокодила. Животное обитает в одной из местных рек»1.
Таким образом, в результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что Интернет СМИ Республики Дагестан представлены двумя категориями - исключительно сетевые СМИ (Республиканское информационное агентство «Дагестан», не имеющее оффлайновой версии) и онлайновые версии традиционных республиканских печатных изданий («Дагестанская правда», «Молодежь Дагестана», «Новое дело» и др.).
В числе наиболее популярных методов, используемых с целью воздействия на общественное сознание, Интернет изданиями Республики Дагестан можно назвать: метод манипулирования со временем подачи информации (влияет на оценку информации и ее усвоение обществом); метод замалчиваия или избирательной подачи материала (позволяет СМИ скрыть от широких масс часть информации нежелательной для манипулятора); информационная изоляция (с помощью цензуры организации могут контролировать работу СМИ, и, тем самым, вносить в общество необходимые им идеи, формировать общественное сознание); метод сенсаций (используется не только для отвлечения общества от действительно важных событий и новостей, но и для рекламы СМИ).
В результате проведенной исследовательской работы нами было сделано ряд выводов:
- Интернет СМИ Республики Дагестан представлены двумя категориями - исключительно сетевые СМИ (Республиканское информационное агентство «Дагестан», не имеющее оффлайновой версии) и онлайновые версии традиционных республиканских печатных изданий («Дагестанская правда», «Молодежь Дагестана», «Махачкалинские известия», «Новое дело» и др.).
- Главная проблема дагестанских электронных изданий по-прежнему остается оперативность подачи актуальной информации. Это, в основном, касется материалов, связанных с республиканскими органами
1 https://www.facebook.com/photo/?fbid=969596030536547&set=a.119191672243658 (дата обращения: 29.05.2022)
власти и отдельными политиками. Во многом от оперативного освещения деятельности власти зависит имидж политиков, и соответственно, отношение общества к ним.
- В числе наиболее популярных методов, используемых с целью воздействия на общественное сознание, Интернет изданиями Республики Дагестан можно назвать:
• метод манипулирования подачи информации по времени (влияет на оценку информации и ее усвоение обществом);
• метод замалчиваия или избирательной подачи материала (позволяет СМИ скрыть от широких масс часть информации, которая является нежелательной для манипулятора);
• информационная изоляция (при помощи цензуры организации контролируют работу СМИ, и, тем самым, вносят в общество необходимые им идеи, формируя общественное сознание);
• метод сенсаций (используется не только для отвлечения общества от непосредственно важных событий и новостей, но и для рекламы СМИ).
Выводы
В ходе проведенного анализа электронных изданий выявилось, что наибольшей популярностью среди дагестанских Интернет СМИ используется метод сенсаций. Чаще всего к нему прибегают для придания событиям высокой важности и уникальности, и концентрации внимания публики именно к данным новостям на фоне большого потока поступающей информации.
Кроме того, выдавая зачастую сенсационные материалы, дагестанские Интернет СМИ пытаются тем самым конкурировать с пользующимися в республике популярностью среди большого числа населения телеграм-каналами, которые в основном специализируются на данном методе.
Такой же популярностью среди дагестанских сетевых изданий пользуется метод изоляции. В основном к нему прибегают в случае с различными конфликтами. Зачастую, сложно сразу разобраться в конфликтной ситуации, а порой отдельные случаи требуют соответствующих оперативных действий со стороны силовиков, и, следовательно, без проведения следственных мероприятий, не представляется возможным ознакомить публику с достоверной информацией. В этой связи республиканские СМИ не всегда спешат, а иногда и вовсе не выдают подобные новости.
Однако этим пользуются ряд негосударственных СМИ Дагестана, причем их реакция бывает настолько оперативной, что в сознании общества формируется мнение о том, что власть пытается скрыть от них
что-то, и только благодаря «независимым СМИ» народ узнает о происходящем. Конечно, данная ситуация не может не влиять на формировании негативного отношения общества к власти.
Практика показывает, что спешка в освещение проблемных вопросов зачастую приводит к некорректной или неполноценной, а иногда и искаженной подаче информации.
Вместе с тем, есть немало случаев, когда республиканские государственные СМИ Дагестана не избегают освещения резонансных событий. Наоборот, оперативно на них реагируют и, тем самым, позволяют решать конфликт в самом его зародыше. Следует отметить, что это, во многом, удается им благодаря наличию у них сетевых версий изданий.
Источники
Батракова Л.Г. (2013). Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова. // Ярославский педагогический вестник. № 3. С. 85-87.
Бодрунова С.С. (2010). Современные стратегии британской политической коммуникации / С.С. Бодрунова. М.: Товарищество науч. изд. КМК. 419 с.
Бортников Н.А., Пунгина А. П.(2017). Визуальный политический интернет-мем как инструмент посцтправды / Н.А. Бортникова, А.П. Пунгина// Политика постправды в современном мире: сборник материалов по итогам Всероссийской научной конференции с международным участием «Политика постправды и популизм в современном мире» (22-23 сентября 2017 года, Санкт-Петербург) / под ред. О.В. Поповой. СПб.: Скифия-принт. 282 с.
Ворошилов В.В. (2000). Журналистика: Учебник, 2-е изд. / В.В. Ворошилов. Сакт-Петрбург: Изд-во В.А. Михайлова. 336 с.
Зелинский С.А. (2008). Информационцно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды - как проводник манипyлятивных мeтодик воздействия на подсознание и моделировавания поступков индивида и масс. / С.А. Зелинский. Санкт-Петербург: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ». 280 с.
Интернет-СМИ: теoрия и практика: учеб. пособие для студентов вузов. (2010). / под ред. М.М. Лукиной. Москва: Аспект-Пресс. 348 с.
Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана; Государственный университет высшая школа экономики. Москва. 606 с.
Колодкин Б.В. (2010). Манипулирование массовым сознанием: социально-философский анализ / Б.В. Колодкин // Сощальна фiлософiя i философiя юторш: Вюник СевНТУ, Вип. 103: Фiлософiя: зб. наук. пр. - Севастополь: Вид-во СевНТУ. С. 24-26.
Корнилов Е.А. (1999). Журналистика на рубеже тысячелетий: научное издание / Е.А. Корнилов. Текст: непосредственный // Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 224 с.
Социология: Учебник для вузов. (2002) / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана. 407 с.
Лазуткина Е.В. (2014). Новостные ресурсы Рунета: копировоние информации и основные методы защиты публикаций / Е.В. Лазуткина. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8, Литературоведение. Журналистика. № 1 (13). С. 69-76.
Лукина М.М., Фомичева И.Д. (2005). СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. - М.: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та. 87 с.
Маклюэн M. (2003). Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с анг. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, «Кучково поле» 464 с.
Медеакратия: современные теории и практики. (2013) / под ред. А. С. Пую, С. С. Бордуновой. СПб.: Изд-во СПбГУ. 352 с.
Носик А. (2002). СМИ русского Интернета: теория и практика // Мир Internet. апр. № 67.
Никонова Е.А. (2019). Жанр «Аналитическая статья» (на примере текстов англоязычной качественной прессы) / Е.А Никонова. - Текст: непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Т. 12. № 2. С. 43-47.
Раскладкина М.К. (2002). Сетевая пресса как объект коммуникативных исследований / М.К. Раскладкина. - Текст: непосредственный// Сб. научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации / Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Рстов-на-Дону: ИУБиП, Вып.1. C. 128-133.
Рябченко Н.А., Катермина В.В., Гнедаш А.А., Малышева О.П. (2018). Политический контент социальных движений в опНпе-пространстве современнх государств: методология анализа и исследовательская практика / Н.А. Рябченко, В.В. Катермина, A.A. Гнедаш, О.П. Малышева // Южно-российский журнал социальных наук. Т. 19. №3. С. 139-162.
Салемгареева Л.С. (2016). СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования /Л.С. Салемгареева. M.: Изд-во «Молодой ученый». С. 165-167.
Шарков Ф.И. (2015). Информационно-коммуникационная парадигма развития российской государственности // Ислам в современном мире. 11(3):175-182.
Шарков Ф.И. (2022). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии: монография / Ф.И. Шарков, В.В. Силкин; под общ. ред. Ф.И. Шаркова. 5-е изд. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 302 с.
Шарков Ф.И., Силкин В.В., Киреева О.Ф. (2022). Невербальные признаки образа личности: коммуникативные значения выражений лица// Вестник РУДН: Серия социология. Том 22, № 2 (2022). С. 387-403.
■ ■ ■ The specifics of Dagestan's Internet media in the formation of public opinion
Alikhanov Sh.M.
Representation of the Muftiate in the southern territorial district of the Republic of Dagestan. Derbent. Russian Federation.
Abstract. Thanks to the development of the Internet, a new type of media is being formed. Electronic media are replacing traditional media on the market. Hypertext and multimedia capabilities of electronic media attract readers, whose number is growing rapidly. In this regard, a new class of journalists is being formed on the Internet, and online journalism is developing with its own special techniques and methods. The emergence of a new type of mass media requires the media to convey ideas and information impartially and truthfully in order to help the state and citizens create an adequate and complete picture of the world and become a platform for open dialogue within society. Internet media manages to influence the formation of public opinion more than classical media. An attempt is made to analyze the methods of influence of Internet media on public opinion. In this regard, the topic considered in this study can make a certain contribution to the study of online media and the analysis of the impact of online journalism on people's consciousness.
In the multinational republic of Dagestan, when using Internet media to form public opinion, its own specifics appear. This is primarily because of the ways and methods of using Internet media by the population speaking many languages have to enter into communication not in their native language. At the same time, not all the age groups are equally proficient in Russian and/or foreign languages.
Keywords: mass media, public opinion, Internet media
For citation: Alikhanov Sh.M. The specifics of Dagestan's Internet media in the formation of public opinion. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 8. No. 1. 2023, pp. 17-32.
Inf. about the author: Authorized representative of the Muftiate in the southern territorial district of the Republic of Dagestan. Address: 367000, Dagestan, Derbent, Gagarin str., 42.
Received: 08.01.2023. Accepted: 17.03.2023. References
Batrakova L.G. (2013). Organization of people's life in the information society / L.G. Batrakova. // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No. 3. pp. 85-87. (In Rus.).
Bodrunova S.S. (2010). Modern strategies of British political communication / S.S. Bodrunova. M.: Partnership scientific publishing house of the CMC. 419 p. (In Rus.).
Bortnikov N.A., Pungina A.P. (2017). Visual political Internet meme as a tool of post-truth / N.A. Bortnikova, A.P. Pungina// The politics of post-truth in the modern world: a collection of materials on the results of the All-Russian scientific conference with international participation «The Politics of post-truth and populism in the modern world» (September 22-23, 2017, St. Petersburg) / edited by O.V. Popova. SPb.: Scythia-print. 282 p. (In Rus.).
Castels M. (2000). The Information Age: Economy, Society and Culture / M. Castels; translated from English. under the scientific editorship of O.I. Shkaratan; State University Higher School of Economics. Moscow. 606 p. (In Rus.).
Internet media: theory and practice: studies. handbook for university students. (2010). / edited by M.M. Lukina. Moscow: Aspect-Press. 348 p. (In Rus.).
Kolodkin B.V. (2010). Manipulation of mass consciousness: socio-philosophical analysis / B.V. Kolodkin // Sotsialna filosofiya i filosofiya istori: Visnik SevNTU, Vip. 103: Filosofiya: zb. nauk. ave. - Sevastopol: Vid-in SevNTU, pp. 24-26. (In Rus.).
Kornilov E.A. (1999). Journalism at the turn of the Millennium: a scientific publication / E.A. Kornilov. Text: direct // Rostov-on-Don: Don Publishing House, 224 p. (In Rus.).
Lazutkina E.V. (2014). Runet news resources: copying of information and basic methods of publication protection / E.V. Lazutkina. // Bulletin of Volgograd State University. Ser. 8, Literary studies. Journalism. No. 1 (13)., pp. 69-76. (In Rus.).
Lukina M.M., Fomicheva I.D. (2005). Mass media in the Internet space / MM. Lukina, I.D. Fomicheva. M.: Publishing house. fac. journalism of Moscow State University. 87 p. (In Rus.).
McLuhan M. (2003). Understanding Media: External extensions of a person / trans. from ang. V. Nikolaev; zakl. art. M. Vavilova. M.: Zhukovsky: CANON-press-C, «Kuchkovo field».464 p. (In Rus.).
Medeacracy: modern theories and practices. (2013). / edited by A. S. Puyu, S. S. Bordunova. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University. 352 p. (In Rus.).
Nikonova E.A. (2019). The genre of «Analytical article» (on the example of texts of the English-language quality press) / E.A. Nikonova. - Text: direct // Philological sciences. Questions of theory and practice. Vol. 12 No. 2, pp. 43-47. (In Rus.).
Razladkina M.K. (2002). The online press as an object of communicative research / M.K. Razladkina. - Text: direct// Collection of scientific papers «Theory of communication & applied communication». Bulletin of the Russian Communication Association / Under the general editorship of I.N. Rozina. Rostov-on-Don: IUBiP, Vol.1, pp. 128-133. (In Rus.).
Ryabchenko N.A., Katerina V.V., Gnedash A.A., Malysheva O.P. (2018). Political content of social movements in the online space of modern states: methodology of analysis and research practice / N.A. Ryabchenko, V.V. Katermina, A.A. Gnedash, O.P. Malysheva // South Russian Journal of Social Sciences. Vol. 19. No. 3, pp. 139-162. (In Rus.).
Salemgareeva L.C. (2016). Mass media and public consciousness: influence, problems, manipulation technologies /L.C. Salemgareeva. M.: Young Scientist Publishing House. pp. 165-167. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2015). Information and communication paradigm of the development of Russian statehood // Islam in the modern world. 11(3):175-182. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2022). Theory and practice of mass information as a fundamental direction of communicology: monograph / F.I. Sharkov, V.V. Silkin; under the general editorship of F.I. Sharkov. 5th ed. Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and Co», 302 p. (In Rus.).
Sharkov F.I., Silkin V.V., Kireeva O.F. (2022). Nonverbal signs of personality image: communicative meanings of facial expressions// Bulletin of the RUDN: Sociology series. Volume 22, No. 2 (2022), pp. 387-403. (In Rus.).
Sociology: Textbook for universities. (2002). / V.N. Lavrinenko, N.A. Nartov, O.A. Shabanova, G.S. Lukashova; Edited by Prof. V.N. Lavrinenko. 2nd ed., reprint. and additional M.: Unity-Dana. 407 p. (In Rus.).
Spout A. (2002). Mass media of the Russian Internet: theory and practice // The World of the Internet. Apr. No. 67. (In Rus.).
Voroshilov V.V. (2000). Journalism: Textbook, 2nd ed. / V.V. Voroshilov. St. Petersburg: Publishing House of V.A. Mikhailov. 336 p. (In Rus.).
Zelinsky S.A. (2008). Informational and psychological impact on mass consciousness. Mass communication, information and propaganda - as a conductor of manipulative methods
of influencing the subconscious and modeling the actions of the individual and the masses. / S.A. Zelinsky. St. Petersburg: Publishing and Trading House «SCYTHIA». 280 p. (In Rus.).