Ч. 1 // Экономическая наука современной России. 2015а. № 3. С. 81-94.
Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А., Иониче-ва В.Н. Институционально-организационные проблемы таможенного регулирования экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов в Евразийском экономическом союзе. Ч. 2 // Экономическая наука современной России. 20156. № 4. С. 32-47.
Юлдашев Р. Транзитные грузоперевозки приобрели политический окрас // РЖД-Партнер. 2016. 8 февраля. URL: http://www.rzd-partner.ru/ interviews/mneniia/tranzitaye-grazoperevozki-priobreli-politicheskii-okras/ (дата обращения: 16.02.2016).
Рукопись поступила в редакцию 4.07.2016 г.
СПЕЦИФИКА
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОЦЕНКИ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ1
И.А. Миронова, Т.И. Тищенко
В статье исследуются особенности оценки экономической эффективности проектов, связанных с внедрением инноваций. Дается анализ факторов, которые необходимо учесть в методике расчета коммерческой, общественной эффективности инновационных проектов. Ключевые слова: инновация, общественная эффективность, внешний эффект, риски и неопределенность.
Понятия «инновация», «инновационный проект», «инновационная деятельность» определены в Федеральном законе от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ («О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"»). Согласно этому документу инновационный проект представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение экономического эффекта, осуществление инноваций, в том числе коммерциализацию научных и (или) научно-технических результатов. Инновация -введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике.
Инновационная деятельность законодательно определена как деятельность (включая
© Миронова И.А., Тищенко Т.И., 2016 г.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-06-00229).
научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры - организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы, инновационные и венчурные фонды и др.).
Ключевым моментом в определении инновационного проекта является доведение до рынка результатов инновационной деятельности. Теоретически инвестиционный проект, связанный с той или иной инновацией, должен описывать все стадии ее жизненного цикла: появление замысла, научные исследования, опытно-конструкторские разработки, опытное внедрение, производство, реализация потребителю, использование. На практике конкретная инновация может находиться на любой стадии жизненного цикла. Например, речь может идти о продукте, который уже разработан, и в рамках проекта выпускается опытный образец, а затем внедряется в серийное производство. Инвестиции в разработку идеи, научные исследования в данном случае в затраты проекта не включаются. Другой вариант - наличие только некоторой идеи, например нового технологического процесса производства известного продукта. В этом случае в проекте необходимо учитывать все затраты, начиная со стадии научных исследований и заканчивая производственным процессом, в который внедряется новая технология.
Таким образом, инновационный инвестиционный проект должен включать все стадии внедрения инновации, начиная с той, которая реально требует инвестиций в предстоящем периоде, и не включать стадии, которые уже были инвестированы в прошлом. Если рассматривать инвестиционный проект, связанный с реализацией какой-то одной или нескольких ступеней инновационного цикла,
то получить реальную оценку эффективности инновации не всегда возможно, в частности если речь идет о стадии замысла и научных исследований.
Под инновационным проектом будем понимать намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий, направленных на создание, производство и продвижение на рынок новых высокотехнологичных продуктов, новой техники, новых производственных технологий, новых организационных, социальных технологий с указанием исполнителей, ресурсов и их источников.
Инновационные проекты очень специфичны и требуют наряду с соблюдением всех основополагающих принципов расчета эффективности инвестиций в нестационарной экономике (Лившиц, Лившиц, 2011), учета ряда дополнительных факторов, связанных со следующими особенностями инновационной деятельности:
• повышенная степень неопределенности;
• наличие специфических и достаточно существенных рисков;
• многоэтапность, связанная со стадиями жизненного цикла инновации;
• ярко выраженная динамика производительности и затрат на протяжении сроков освоения и внедрения инновации;
• наличие многочисленных внешних эффектов;
• использование разных форм финансирования, включая специфические (бюджетное, венчурное и др.);
• наличие объектов интеллектуальной собственности в качестве предмета производства или покупки.
Первая и главная особенность любого инновационного проекта (независимо от стадии внедрения инновации) - объективно присущая инновационному процессу высокая степень неопределенности и риска.
Инновации не всегда оцениваются правильно и объективно. Авторы склонны пере-
оценивать практическую значимость своих нововведений. В этом смысле особенно рискованны проекты производства инновационного продукта, услуги, новой техники, которые выполняются не для конкретного заказчика, а с расчетом на формирование спроса на рынке.
Главными факторами рискованности инновационных проектов можно назвать:
• на стадии научных исследований -неверное направление исследований, ошибка в постановке задачи, ошибки расчетов, неправильная интерпретация результатов и (или) неверный выбор пути реализации фундаментальных исследований, невозможность реализовать результат фундаментальных исследований на современном уровне научно-технического развития и т.д.;
• на стадии внедрения результатов научных разработок в производство - недоработка технологии, использование в технологии или выработка экологически вредных веществ, ошибки в оценке ресурсов, сроков наладки производства инновации, нарушение стандартов и требований сертификации производства и т.д.;
• на стадии реализации инновационного продукта - наличие аналогов, неверные прогнозы продаж, неправильное определение цены, несовместимость с техническими регламентами, несоответствие требованиям потребителя, быстрое старение инновации и т.д.
Степень рискованности инновационного проекта зависит от стадии жизненного цикла инновации, на которой начинается проект. Если проект включает стадии поисковых исследований, разработки идеи, проведения научно-исследовательских работ, то существует риск неполучения или получения отрицательного результата, риск увеличения сроков исследований, риск неполучения патента, несвоевременного патентования, невостребованности полученной инновации. Для проекта, реализуемого со стадии внедрения инновации в производство, в качестве главного риска следует рассматривать маркетинговый, а именно неверные прогнозы продаж, неправильную установку цены и т.д.
Маркетинговые риски инновационных проектов могут быть связаны с появлением на рынке производителей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, экспансией на рынок зарубежных аналогов инновации. При разработке и внедрении новых товаров и услуг высокой стоимости существует риск неправильной сегментации рынка, неверного выделения группы потребителей, риск ошибочного выбора стратегии продаж, системы продвижения новшества к потребителю, риск проведения неэффективной рекламы. Это относится как к группе потребительских товаров и услуг, так и к инновациям в виде новой техники, новых материалов, используемых в производстве.
На рынке инноваций актуальны также риски утечки конфиденциальной информации, замедленного внедрения нововведений по сравнению с конкурентами, использования методов недобросовестной конкуренции. В этот же перечень следует включить риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных инноваций.
Высокая степень риска и неопределенности инновационных проектов предъявляет особые требования к учету этих факторов в расчетах их эффективности (Смоляк, 2002).
Инновационный проект выделяется среди прочих многочисленным составом участников. Это связано как с необходимостью рассмотрения всех предстоящих стадий разработки инновации, так и с особым порядком ее финансирования.
На разных стадиях жизненного цикла инновации среди непосредственных участников инновационного проекта (тех, кто осуществляет затраты в проект и получает от него доход) могут быть субъекты экономической деятельности разной природы (Полтеро-вич, 2008; Голиченко, 2006; Инновационная экономика, 2005), в частности:
• научно-исследовательские институты и организации, в том числе малого бизнеса;
• инновационные корпорации;
• финансовые институты (банки, кредитные организации и т.д.);
• венчурные фонды, бизнес-ангелы;
• инжиниринговые, внедренческие (венчурные) фирмы;
• предприятия - производители новой продукции (внедряющие новый продукт, технологию, форму организации труда или управления);
• маркетинговые структуры, распространяющие новый продукт или технологию;
• бизнес-инкубаторы, инкубаторы технологий, инновационно-технологические и учебно-деловые центры;
• технопарки и технополисы;
• государство (регион).
Инновационная инфраструктура включает множество субъектов экономической деятельности разной природы. Ее составляющие в инновационных проектах необходимо четко выделять и оценивать, включая в расчеты соответствующие потоки затрат и результатов.
Особую роль среди субъектов, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые структуры: бизнес-инкубаторы и инкубаторы технологий, инновационно-технологические и учебно-деловые центры, технопарки и технополисы. Их задача состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития наукоемких фирм-клиентов посредством предоставления специализированного набора услуг.
Технопарковые структуры значительно различаются по способу организации и объему услуг: от простейших, типа научных «отелей», которые размещаются в одном здании и оказывают два-три вида услуг, до технополисов, занимающих значительные территории и представляющих собой сложные региональные экономические комплексы с инновационной ориентацией. Создание технопарка предполагает выбор и приобретение земельного участка достаточного размера, его обустройство (разработку проекта, прокладку коммуникаций, строительство зданий и сооружений общего пользования и т.д.), проведение мероприятий, необходимых для привлечения потенциальных инвесторов.
Следует подчеркнуть, что инновационными проектами наряду с проектами разработки, производства и внедрения инноваций следует считать и проекты создания технопарков, бизнес-инкубаторов и технополисов, рассматривая их в двух ипостасях: как новую организационную форму реализации инноваций и как проекты реализации более одной конкретной инновации.
Перечень участников инновационного проекта замыкает государство, что не умаляет значение данного участника. Более того, участие государства в финансировании проекта в том или ином виде является важнейшей особенностью инновационного инвестиционного проекта.
Для появления, развития и реализации инноваций необходимы рыночная экономика и конкурентная среда. В стационарной рыночной экономике инновации реализуются прежде всего в интересах конкретного участника рынка, и потому именно коммерческий сектор, а не государство является главным производителем и потребителем инноваций. В развитых экономиках инновации внедряются в том числе, благодаря венчурному финансированию, которое осуществляется специализированными венчурными фондами путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата. Инвестиции предоставляются на длительный срок (5-7 лет) в обмен на долю акций компании, реализующей инновационный проект. Возмещение вклада венчурных инвесторов осуществляется при продаже их доли в поддержанном бизнесе (Никконен, 2000).
В условиях нестационарной, инвестиционно дефицитной экономики трудно найти средства для реализации инновационных проектов. На финансовом рынке страны доминируют «короткие» деньги, а вложение средств в долгосрочные инвестиционные проекты (не говоря уже об инновационных) является скорее исключением, чем правилом. Вложения в форме банковского кредитования невозможны без обеспечения возвратности основной
суммы и процентов по кредиту в форме залогов имущества, ценных бумаг и других активов, банковских гарантий, поручительств. Как правило, размеры инвестиций для потенциальных инновационных проектов превышают активы предприятий, желающих реализовать эти проекты, а залоговое покрытие оказывается невозможным.
Венчурное финансирование в нашей стране пока представлено лишь единичными примерами и не имеет сколь-нибудь определяющего влияния на развитие инновационных процессов в экономике.
Таким образом, поскольку финансирование инновационных проектов в силу их особой природы не обеспечивает гарантированные выгоды частному сектору экономики, бюджетное финансирование является важной составной частью финансового механизма развития инновационной деятельности. Государство в условиях нестационарной экономики не может стоять в стороне от инновационного процесса. Поэтому многие инновационные инвестиционные проекты включают государство в качестве одного из участников (Киселева и др., 2008).
При разработке инновационных проектов могут быть использованы разные формы государственной финансовой поддержки, требующей соответствующих затрат бюджета в том или ином виде, такие как:
• прямое бюджетное финансирование отдельных работ, предусмотренных инновационным проектом;
• компенсация части процентной ставки по кредитам (займам) кредитных организаций;
• финансовая поддержка лизинга, оплата части лизинговых платежей предприятия, осуществляющего проект, на начальном этапе реализации проекта;
• предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
• долевое участие государства в виде предоставления земельного участка для реализации проекта либо объекта недвижимости, объекта незавершенного строительства;
• взнос в уставный капитал создаваемого предприятия (акционерной компании);
• концессионные договоры с компанией, осуществляющей инновационный проект;
• предоставление иностранным и российским кредиторам инновационных проектов государственных гарантий;
• предоставление гарантий на закупку определенного объема проектной продукции для государственных нужд и др.
В настоящее время поддержка инновационной деятельности из средств государственного бюджета с разной степенью эффективности осуществляется в виде поддержки спроса на инновации в рамках государственных закупок, развития инфраструктуры инноваций, а также поддержки развития наукоемких, высокотехнологичных отраслей и компаний. Объем финансирования государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316) за счет федерального бюджета в 2013-2020 гг. должен составить 929,3 млн р.
Налоговое стимулирование является одним из основных инструментов воздействия государства на инновационный сектор экономики. Установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Нулевая налоговая ставка применяется к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями, облигациями российских организаций, инвестиционными паями, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (ст. 284.2 НК РФ).
Мировой опыт доказал эффективность схемы государственного соинвестирования в венчурные фонды.
Многочисленность возможных участников инновационного проекта вносит допол-
нительные сложности в расчеты экономической эффективности: необходимо оценивать коммерческую эффективность для каждого и учитывать их затраты и результаты в расчетах общественной эффективности проекта. Участие государственных инвестиций требует расчета бюджетной эффективности проекта наряду с коммерческой.
Перечисленные выше особенности инновационных проектов не отменяют необходимости и важности соблюдения одного из основных постулатов теории эффективности - для крупномасштабных инновационных проектов в первую очередь оценивается их общественная эффективность. В случае отрицательного результата дальнейшее рассмотрение проекта полностью теряет смысл, и соответственно не считается ни коммерческая, ни бюджетная эффективность проекта (Виленский, Лившиц, Смоляк, 2015).
Следующей важнейшей особенностью инновационных инвестиционных проектов является наличие значимых внешних эффектов от их реализации и необходимость их оценки и включения в расчеты эффективности проекта (Миронова, 2013).
Внешние эффекты представляют собой результаты реализации проекта, не влияющие на стоимостные показатели экономической деятельности участников проекта и соответственно не находящие отражения в их затратах и результатах.
Очевидно, что методика оценки эффективности инноваций каждого из перечисленных выше типов - нового продукта (услуги), технологии производства, формы организации и управления - имеет свою специфику оценки затрат и результатов участников проекта. Однако задача количественной оценки внутренних денежных потоков участников инновационного проекта не может вызвать особых трудностей.
В частности, наиболее ожидаемым эффектом от освоения продуктовых инноваций является рост показателей валового дохода (выручки), чистого дохода (прибыли от продаж) у производителя инновации. Если го-
ворить о проекте, использующем более прогрессивную технологию производства, то основной эффект инновационной деятельности, как правило, проявляется либо в повышении производительности технологического оборудования или труда (в зависимости от рассматриваемого фактора производства), либо в сокращении материало- и (или) энергоемкости выпускаемой продукции. И тот, и другой эффекты находят свое выражение в снижении себестоимости продукции на предприятии, внедряющем новую технологию.
Не вызывает трудностей и задача выявления ожидаемых эффектов организационно-управленческих инноваций. В преобладающем большинстве случаев это сокращение числа уровней и времени согласования и утверждения документации, исключение дублирующих функций в управлении, увеличение скорости протекания бизнес-процессов посредством их автоматизации. Стоимостный эффект организационно-управленческих инноваций может быть представлен величиной экономии трансакционных издержек меж- и внутрифирменных взаимодействий.
Совсем другое дело - внешние эффекты инновационного проекта, не связанные с результатами и затратами его участников и никак не отражающиеся во внутренних денежных потоках проекта. Более того, при расчете коммерческой эффективности проекта для каждого из его участников внешние эффекты по определению не должны никого интересовать. Исключением является только один потенциальный участник проекта -государственная структура, управляющая бюджетными средствами, инвестируемыми в проект. При оценке бюджетной эффективности инновационного проекта необходимо учитывать не только расходы и доходы бюджета (федерального, регионального, консолидированного), связанные с деятельностью непосредственных участников проекта, но и все прочие потоки бюджетных средств, обусловленные проектом.
Оценивать внешние эффекты и включать их в расчеты следует при оценке обще-
ственной (региональной) эффективности инновационного инвестиционного проекта.
Крупные инновационные проекты неизбежно влекут за собой издержки или выгоды для экономических субъектов (включая население, предприятия, организации), не являющихся непосредственными участниками этих проектов. Соответственно такого рода результаты не могут быть учтены в денежных потоках проекта: затратах, доходах, прибыли и т.д. Недооценка издержек и выгод третьих лиц приводит к завышению либо занижению общественной эффективности рассматриваемого проекта.
В самом общем виде возможное влияние реализации инновационного инвестиционного проекта на деятельность сторонних предприятий и населения может быть описано следующей совокупностью факторов:
• изменение уровня оптовых и розничных цен на отдельные товары и услуги, обусловленное реализацией проекта;
• изменение объемов производства продукции (работ, услуг) и затрат сторонних для проекта организаций;
• изменение рыночной стоимости имущества граждан и юридических лиц (жилья, коммерческой недвижимости, земельных участков различного назначения и др.), обусловленное реализацией проекта;
• воздействие реализации проекта на уровень жизни населения (доходы, уровень здравоохранения и образования, транспортного обслуживания, бытовые условия и др.);
• воздействие реализации проекта на экологию;
• изменение доходов и расходов бюджетов всех уровней, связанное с реализацией проекта.
Прежде чем выявлять и оценивать внешние эффекты инновационного проекта, необходимо четко обозначить его экономические границы - выделить круг экономических субъектов, которые следует считать участниками проекта, соответственно их результаты и затраты - внутренние потоки проекта. Это замечание особенно актуально
для проектов создания технопарков и бизнес-инкубаторов.
Особое значение оценки внешнего эффекта в инновационных проектах связано с тем, что в большинстве случаев потребитель инновации находится за рамками проекта. Однако независимо от того, является он участником проекта или нет, положительный или отрицательный эффект у потребителя инновации должен быть учтен в расчетах общественной эффективности инновационного инвестиционного проекта.
Если инновационный проект характеризуется выпуском новой потребительской продукции (например, продукт питания, моющее средство, косметика, электронный прибор и т.п.), то в качестве внешнего эффекта в расчеты эффективности следует включать оценку экономии или дополнительных расходов населения, использующего данный продукт. Если новый продукт является сырьем или материалом для каких-то производств, то внешний эффект проявляется в виде экономии затрат на этих производствах. Если инновация представляет собой новую технику, то в качестве внешнего эффекта следует оценивать экономию расходов на производствах, где эта техника применяется.
Внеший эффект рассчитывается как экономия затрат потребителя при замене старого продукта (потребительского товара, техники, сырья, материла и т.д.) новым в том случае, если рассматриваемая потребность (производственная или потребительская) уже каким-то образом удовлетворялась. В качестве примера такого продукта, удовлетворяющего производственную потребность, можно привести новый вид топлива для коммунального транспорта, новый реагент для очистки города от снега и льда, усовершенствованное оборудование для традиционой диагностики в медицине, новую конструкцию светофоров и т.п. Если речь идет о населении, это может быть новое поколение телевизоров, новые виды напольных покрытий, новые конструкции осветительных приборов и т.п. Реже в связи с инновацией возникает ситуация про-
изводства совершенно нового продукта, удовлетворяющего новую потребность. В случае совершенно нового продукта эффект у потребителя рассчитать сложно. Тем не менее эта задача стоит, и она должна решаться, например, с помощью экспертных опросов.
В качестве внешних эффектов проектов создания инновационной инфраструктуры можно рассматривать:
• экономию бюджетных средств на создание новых рабочих мест;
• прибыль новых предприятий и организаций, которые размещаются в создаваемых технопарке, бизнес-инкубаторе;
• рост прибыли предприятий и организаций, уже функционировавших ранее на других территориях и размещаемых в создаваемом технопарке, за счет освоения новых технологий, экономии на транспортных расходах, более глубокого освоения прежде труднодоступных рынков, более высокой отдачи от рекламных мероприятий в новых выставочных зонах, меньших затрат на основные услуги и т.д.;
• сокращение (прирост) рыночной стоимости земельных участков, окружающей коммерческой недвижимости независимо от их собственников в районе создания технопарка;
• увеличение издержек предприятий и организаций, расположенных на соседних территориях, в связи с ростом транспортной напряженности в районе создания технопарка, с необходимостью сглаживания пиковых нагрузок энергосетей и др.
Инновация может быть эксклюзивной, используемой как один из элементов в одном или нескольких конкретных проектах, или тиражируемой, применяемой постоянно (в течение определенного срока) в одной или нескольких сферах взамен существующей, причем масштабы ее применения меняются во времени. Примерами эксклюзивной инновации могут быть новые конструкции для строительства одного или нескольких конкретных зданий, новая технология для увеличения нефтеотдачи конкретного месторождения, но-
вая система взаимоотношений предприятий или подразделений одного предприятия и т.п., примерами тиражируемой - новая технология изготовления упаковки для молока, творога и т.п., производство новых поколений телевизоров и т.д.
В ситуации тиражируемой инновации наиболее важным элементом исходной информации становится объем ее внедрения. Чтобы получить соответствующую информацию для расчетов общественной эффективности, требуется проведение маркетинговых исследований.
При оценке денежных потоков инновационного инвестиционного проекта одной из существенных составляющих затрат, как уже было сказано выше, является стоимость интеллектуального продукта, на базе которого построен проект. Эти расходы могут составлять довольно существенную долю от общих инвестиционных расходов проекта и соответственно кардинально влиять на результаты расчетов.
Проблема оценки интеллектуальной собственности в связи с расчетом эффективности инновационного проекта возникает как в ситуациях, когда автор инновации не входит в число участников рассматриваемого инвестиционного проекта, так и в ситуациях, когда инновация является вкладом автора в проект.
Интеллектуальная собственность - одна из важнейших составляющих современной экономической жизни. Согласно Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятой в Стокгольме в 1967 г., объектами интеллектуальной собственности среди прочих признаются изобретения, научные открытия, промышленные образцы.
Интеллектуальная собственность может выступать как товар - права на объекты интеллектуальной собственности могут продаваться и покупаться. При этом оценивается не собственность как таковая, а определенный набор прав на ее использование: исключительных, неисключительных, ограниченных по территориальному, временному или иному
признаку и, наоборот, ничем не ограниченных. Соответственно меняется цена интеллектуальной собственности.
Существуют различные способы приобретения инновации. Наиболее распространенными являются заключение лицензионного соглашения, покупка инновации с безотлагательной уплатой стоимости, создание совместного предприятия, предусматривающего участие владельца инновации.
Приобретение инновации на условиях покупки с безотлагательной уплатой применяется, когда маловероятны последующие усовершенствования инновации или обращения за помощью в отношении использования инновации к ее владельцу. Стоимость инновации определяется в ходе переговоров участников проекта с собственником инновации.
Лицензирование является весьма эффективным механизмом в сфере распространения инноваций. Лицензия дает право на использование запатентованной инновации и предусматривает передачу связанного с ней ноу-хау на взаимно согласованных условиях. На практике используют несколько видов расчетов за лицензии - лицензионных вознаграждений:
• периодические процентные отчисления от стоимости продукции, производимой по лицензионной технологии (роялти);
• одноразовые вознаграждения - определенная, твердо зафиксированная в соглашениях сумма лицензионного вознаграждения, устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии (паушальный платеж);
• комбинированная форма вознаграждения и др.
В международной практике размер роялти определяют эмпирически - путем установленных для различных отраслей промышленности неких усредненных (так называемых стандартных) роялти. В отечественной практике достоверной статистики на этот счет не существует. В действующих законодательных актах Российской Федерации от-
сутствуют обязательные к применению специальные методики оценки и рекомендации по ценообразованию при коммерциализации интеллектуальной собственности и расчету размера ущерба (упущенной выгоды) от ее противоправного использования.
В заключение - несколько основных тезисов, подводящих итог вышесказанному.
1. Важность и практическая безаль-тернативность инновационного развития экономики страны сегодня пришла в серьезное противоречие с дефицитом инвестиционных средств и нежеланием инвесторов рисковать в условиях нестационарной отечественной экономики и нестабильной политической ситуации, сложившейся в силу общеизвестных событий в стране и мире.
2. Невозможно рассчитать эффективность инновации (независимо от ее природы), если она не оформлена в виде инновационного инвестиционного проекта, в составе мероприятий которого обязательно присутствует стадия внедрения инновации (использования ее в производстве, конечном потреблении и т.д.).
3. Если инновационный проект не может быть в полной мере профинансирован частными инвесторами и нуждается в помощи государства, необходимо рассчитать его общественную эффективность с учетом всех перечисленных выше особенностей таких проектов, по результатам расчета следует ставить вопрос об участии государства в его реализации. Конкретное распределение затрат между потенциальными инвесторами и долю государственного финансирования общественно эффективного инновационного проекта можно связать с условием прибыльности проекта для потенциальных частных инвесторов.
Литература
Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. 5-е изд. М.: ПолиПринт-Сервис, 2015.
Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
Инновационная экономика / под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2005.
Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Системный анализ нестационарной экономики России (1992-2010): рыночные реформы, кризис, инвестиционная политика. М.: Маросейка, 2011.
Миронова И.А. Оценка внешних эффектов в расчетах общественной эффективности крупных инвестиционных проектов строительства и реконструкции участков железной дороги // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 4. С. 200-217.
Никконен А. Венчурная индустрия в России. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. М.: Экономика, 2000.
Полтерович В. Принципы формирования национальной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 11.
Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (теория ожидаемого эффекта). М.: Наука, 2002.
Рукопись поступила в редакцию 5.05.2016 г.
РОССИЙСКИЕ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ1
Е.М. Васильева, В.Б. Васильев
В рамках развития законодательной базы реформ российских естественных монополий представлен дискуссионный вопрос о соотношении двух федеральных законов: Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции. С позиций междисциплинарного подхода (на стыке экономических и юридических наук) рассмотрены понятия естественной монополии и конкуренции, характеристика доминирующего положения хозяйствующего субъекта, методы формирования реестра естественных монополий, их нормативной и поведенческой идентификации.
Ключевые слова: естественные монополии, субаддитивность совокупных издержек, конкуренция и конкурентоспособные рынки, доминирующее положение, экономическая концентрация, нормативная и поведенческая идентификация.
ВВЕДЕНИЕ
Судя по научным публикациям и обсуждениям, а также дискуссиям в СМИ, вопросы анализа современных реформ российских естественных монополий не теряют актуальности. Нетрудно заметить, что акценты подобного анализа смещаются прежде всего в сторону реформы законодательства в рассматриваемой сфере как институциональной основы деятельности указанных экономических
© Васильева Е.М., Васильев В.Б., 2016 г.
1 Работа выполнена частично при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-06-00229).