УДК 82'41
специфика и содержание ключевых концептов осетинского религиозного дискурса
Диана Ахсаровна КОЧИЕВА,
аспирант кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, е-mail: [email protected]
В настоящей статье рассматриваются особенности содержания духовно-нравственных концептов, функционирующих в осетинских верованиях, и своеобразность осетинского религиозного дискурса. Автор анализирует ключевые концепты и разграничивает понятия «зэд» и дауаг/дуаг/бардуаг». Впервые проводится анализ, посредством которого выстраивается иерархия между зэдами и дауагами. Выявляется содержание данных концептов и специфика концептуализации. В качестве ведущего метода исследования используется концептологический анализ, позволивший представить исследованные концепты как многоуровневые и многомерные смысловые образования. Описывается этимологическая история концептов.
Ключевые слова: осетинский религиозный дискурс, системообразующие концепты, бог, душа, молитва, дзуар, зэд, дауаг, этимология, традиционные верования, культ семибожья.
Введение. Одной из главных задач современного языкознания и этнолингвистики является изучение проблемы взаимодействия языка и культуры. Возникновение понятия языковой картины мира в языкознании позволяет более глубоко решить проблему взаимоотношения языка и действительности. Важное место в создании языкового образа мира отводится и мифологическому знанию, а также религиозно-мифологическим концептам. Миф - это «коммуникативная система, сообщение». «Сущность мифа не определяется ни тем, о чем он повествует, ни его материальным носителем, так как любой предмет может быть произвольно наделен значением...» [5, http://royallib.com/book/rolan_bart/ mif_segodnya.html]. Миф непосредственно связан с языком: он и предшествует языку, и совпадает с ним и порождается языком. Современный уровень этнографического осетиноведения позволяет говорить о глубоких истоках религиозного мышления осетин и дать утвердительный ответ на вопрос о наличии в быту осетин реликтовых пережитков, связанных с древнейшими пластами духовной культуры народа [18, с. 8]. Вместе с тем «по многим архаическим чертам религиозные верования осетин представляют первостепенный интерес для восстановления древнейшего религиозного состояния кавказских горцев» [1, с. 111, 112]. Религиозное мировоззрение осетин, как и любого народа, формировалось на протяжении многих столетий. Оно имеет несколько различных пластов, возникших в разные эпохи и в разной этнической сфере.
Концептуальное пространство осетинского религиозного дискурса формируется как специфическими концептами, характерными для данного типа общения («Хуыцау» бог, «дин» вера, «уд» душа, «дзуар» святой, «дзжнжт» рай, «куывд» молитва), так и концептами, являющимися общими для религиозного дискурса с другими типами общения, но получающими специфическое преломление в данном дискурсе («фыджх» немилость, гнев, «хорзжх» милость, благодеяние, «азар» кара, «фждзжхст» благословение (Хуыцаужй фадзжхст у Будь благословен Богом), «арфж» благословение и др.). Осетинский религиозный дискурс оперирует своими собственными знаками. Системообразующими концептами осетинского религиозного дискурса являются концепты «Хуыцау», «зад», «даужг», «дзуар», «куывд» и «уд».
Следует отметить, что религиозный дискурс осетин своеобразен. Его содержание - это молитвенные тексты. Его участники - это не священнослужители и прихожане, а человек и Бог, либо человек и дзуар/зжд - осетины молятся Богу, не нуждаясь в посредниках. Его типичный хронотоп - святое место, для каждого ущелья, населенного пункта свое, что не мешает чтить святые места других ущелий.
Методы исследования. В настоящей статье впервые, на основе методов концептологического, этимологического и историко-культурного анализа, комплексно описаны содержание и структура основных концептов осетинского религиозного дискурса. Исследуемые концепты описаны в целостном лингвокультурологическом русле, раскрывающем их универсальные и уникальные смыслы. Актуаль-
д. А. КОЧИЕВА
ность поднятой проблемы мотивируется огромным количеством работ, исследующих концептуальное пространство религиозного дискурса [9; 6; 10; 4; 17].
В качестве материала исследования нами были использованы статьи «Историко-этимологического словаря осетинского языка». Из всех смежных наук этнолингвокультурологии наиболее близка фольклористика, особенно когда разрабатываются вопросы духовной культуры. Поэтому в настоящем исследовании использованы и материалы устного народного творчества.
Концепт Хуыцау является одним из ключевых в религиозной картине мира осетин. Он характеризуется высокой частотностью употребления в осетинских паремиях и фольклорных текстах, свидетельствующей о его культурной значимости. По мнению В. И. Абаева, идея единого бога вошла в духовный мир алан вместе с христианством. В дохристианском пантеоне алан фигура верховного бога не распознается. Были «божества», которых В. И. Абаев называет «отраслевыми», т. е. зэды и дауаги. Поскольку христианизация алан прошла на Кавказе (в X в.), именно здесь В. И. Абаев считает естественным искать праформу слова Хуыцау. В. И. Абаев обратился к лезгинскому, грузинскому, чеченскому языкам [3, с. 255]. В поисках праформы В. И. Абаев обратился и к арийским языкам сакского региона, т. к. сакский язык был наиболее близким к осетинскому из всех. По другой версии, в сакском языке действительно есть бог hutaw «хутау», «hu - благая», «taw - сила», но В. И. Абаев отметил, что hutaw не является «прародителем» осетинского теонима «xucau», оставив без внимания форму huthaw, из которой «xucau» (< hu-TH-aw) «получается вполне» [19, с. 38].
Религиозная иерархия небесных сил Осетии сохранилась со времен нартов. Во главе осетинского пантеона, без сомнений, стоит Хуыцау. «Хуыцау» не является именем собственным и обозначает понятие «бог». Вторым после Хуыцау осетины считают Уастырджи, покровителя путников. Зэды и дауаги/ дуаги/бардуаги занимают третью ступень в данной иерархии. Из ущелья в ущелье данные термины не меняются, небесных сил везде в Осетии называют зждтж 'мж дауджытж - зэды и дауаги. Зэды и дауаги отвечают за материальный мир, и именно у них осетины просят материального благополучия и мира в доме. Обращаются к ним в строгой очередности только после прославления Хуыцау и Уастырджи [11, http://fandag.ru/publ/6-1-0-25].
В «Мифологическом словаре» находим следующее определение: Зэды и дауаги, в осетинской мифологии низшие духи, покровители людей, зверей, лесов, вод и ветров. Они почти всегда упоминаются вместе, особенно в молитвах, но, как правило, дауаги вторыми [13, с. 222].
Однако данные нашего иерархического анализа свидетельствуют о том, что, в отличие от дауагов/ дуагов, зэды низшими духами не являются. Слово зжд означает «ангел», даужг же означает «дуг, покровитель» [15, с. 230, 207]. Пословицы и поговорки осетинского языка подтверждают данное утверждение: Зждтж бжрзжндты бадынц, дужгтж - ныллжджыты. Зэды обитают высоко, а дуаги в низинах. Хохжн - зждтж, быдыржн - дауджытж. У гор - зэды, у равнин - дауаги. Дополним наше утверждение тем, что слово зжд восходит к иранскому yazata - «божество» от yaz - приносить жертву (ya-zata -тот, кому приносят жертвы). Zad | izad в дохристианский период - «божество», в христианской традиции осетин в переводах церковных книг передает греч. ÁyyeXoq' «ангел». Ср. перс. Izad (чаще всего документируется форма мн. числа yazdan, которая лексикализировалась в значении бог). Осетинское сочетание zadta 'ma dawgyta сопоставимо с пехл. yazdan u xwatayan «gods and lords» [3, с. 290]. Даужг/дуаг же восходит к иранскому vi-tava-ka, от tava - «сила»; буквально «(небесные) силы». Dawag | idawag «божество», в дохристианский период общее наименование «небесных сил»; в христианскую эпоху перенесено на христианских святых; особенно употребительно было парное наименование zadta 'ma dawgyta «зэды и дауаги» [2, с. 348].
Слово дзуар (jwar/jivara) - означает «божество, дух, святой; оспа», а также «святилище, где осуществлялись жертвоприношения в честь божества, духа, святого». Дзуар-дух может являться людям в облике человека или животного. Функционально дзуар покровительствует и защищает местность, ущелье, селение, осетинский род и отдельного человека как ангел-хранитель [2, с. 401].
...зжд «ангел», идаужг «божество» и бардуаг (от бар - право, воля и дуаг - общее название небесных сил в осетинском языке) «божество, имеющее власть над определенной областью природы или животного мира», являются исконно иранскими словами, тогда как термин дзуар «божество», замещающий их в современном употреблении наименования семи богов, является относительно поздним
заимствованием, проникшим в осетинский язык вместе с христианством. Следовательно, в языке осетинского фольклора сохранились дохристианские наименования семи богов. Именно эти наименования употреблялись в говорах аланского языка в качестве обобщающих наименований семи богов. Эти же названия можно проецировать на скифский уровень [8, http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopi c=1300&mode=threaded&pid=41990]. Семеро из скифских богов занимали доминирующее положение и составляли культ семибожья, что зафиксировано Геродотом [7, IV, с. 26].
Дзуар же, являясь генерализованным, обобщающим понятием, в современном употреблении вмещает в себя зэдов и дуагов/бардуагов, и в современном осетинском сознании означает ангелов, а не низших духов. Дзуар тжхгж-иу чи федта, уый йжхаджг джр дзуары хуызжн лжг уыдис «Тот, кому доводилось видеть летящего ангела, сам бывал ангелоподобным». Однако в культ Авд Дзуары (семибожья) входят и зэды, и дауаги, из чего заключаем, что Авд Дзуары состоит из ангелов и низших духов. Авд Дзуары (букв. «семь святых, богов»), в осетинской мифологии божество, сочетающее в себе семь общих (напр. Аларды, Уастырджи, Уацилла, Тутыр) и местных божеств. Воспринято от аланов, в мифологии которых играло большую роль. Авд Дзуары живет на небе, иногда появляется на земле в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями, освещающей путь. От Авд Дзуары зависит урожай хлебных злаков, увеличение поголовья домашнего скота, избавление людей и животных от болезней [14, I, с. 25].
Культ семи богов у осетин впервые отмечен В. Ф. Миллером - это святилище Авд Дзуары «семь божеств» близ селения Галиат Ирафского района Северной Осетии, именуемое также Узи-дзуар. Сопоставив весь этот материал с семью амшаспандами зороастрийской (авестийской) традиции, а также с семью адитьями древнеиндийской мифологии, В. И. Абаев пришел к выводу, что «семибожный пантеон был древним общеарийским трафаретом, который независимо был унаследован» индоиранскими народами, каждый из которых заполнил его «своим содержанием, соответствующим уровню его хозяйственного, социального и культурного развития» [12, http://osinform.org/46805-vs-millerreligioznye-verovaniya-osetin.html].
Культ семи богов известен не только в селении Галиат. Культ Авд Дзуары почитаем всей Осетией. [Семь богов и семь миров в осетинской мифологии].
Вместе с тем осетины верят в существование души - уд [16, http://www.liveinternet.ru/users/gobo/ post326153775]. У осетин вера в существование души тесно связана с верой в потусторонний мир. Не случайно слово удхжссжг (букв. тот, кто забирает душу, от уд - душа, хжссжг - забирающий) - ангел смерти произошло от слова уд - душа (ср. афг. uda дыхание и согд. wat - душа). Концепт уд (иронское ud / дигорское od) этимологически связан с wad ветер. Развитие значения дуновение ^ дыхание ^ дух [3, с. 6]. С анимизмом в осетинском языке связано большое количество ФЕ, пословиц и поговорок. Уд -жрдзжй равзаржггаг, амонд - фарнжй. Душа дается природой, а счастье - благодатью. Уд - ингжнжй хъодыгонду, буарыхатт - нывондаг. В могилу уходит не душа, а тело. Душа бессмертна, а тело тленно. Удхжссжг - Барастыры уджнцой. Ангел смерти - помощник Барастыра (Барастыр в осет. миф. владыка царства мертвых). Удхжссжгмжгуыртжм жмхицджру. Ангел смерти чаще посещает бедных. Уды тжригъжд - нжй йын тайжн. Кара за душегубство неминуема.
Основным выражением почтения к высшим силам у осетин является молитвенная трапеза - куывд «молитва, пир, пиршество». Древние сакральные знания лежат в основе традиционной осетинской молитвы - куывд и в исполнении завещанных предками обычаев и ритуалов. Куывд восходит к вед. kubh- «выполнять общественный ритуал» обрядовое пиршество, начинавшееся с молитвы старейшего [2, с. 614]: ДжкуывдХуыцаумжфехъуысжд! Да услышит Бог твою молитву! Кувжн ныхжстж-уджнцойтж. - Молитвенные речи - душевный покой. Кувынжй раууат - дзжнжтжй жнжхай. - Тому, кто не молится (кто не возносит куывд), тому нет места в раю. Кувжджы дзыхы - фарн. - В словах молящегося - благодать.
Заключение. Рассмотрев все вышеназванные концепты по модели концептологического и этимологического анализа, на духовно-мировоззренческом, культурно-историческом и лингвистическом уровнях, мы можем сделать вывод, что религиозная концептосфера каждой культуры, репрезентируя этническую систему вероисповеданий, характеризуется как универсальными признаками, так и национальным своеобразием. Народные осетинские верования коренятся в древнеосетинской мифологии -сложной иерархической системе мировоззрения и культов, в соответствии с которой осетины верят в Бога (Хуыцау) и пантеон подчиненных ему ангелов и духов. Пантеон осетинского культа составляют
Д. А. КОЧИЕВА
святые-покровители Дзуары: небесные ангелы и земные духи - зэды и дауаги. Зэды относятся к существам высшим, а дауаги - низшим. Из этого следует, что культ Авд Дзуары состоит как из высших, так и из низших духов. Концепт Дзуар имеет множество духовных смыслов.
Анимистические верования довольно весомым пластом отложились в традиционных верованиях осетин. Представления о духах и душе, о существах низшей и высшей демонологии и др. сохранились главным образом в народных верованиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. - Владикавказ: Ир, 1990. - Т. I. -640 с.
2. Абаев В. И. ИЭСОЯ. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1973. - Т. 1. - 654 с.
3. Абаев В. И. ИЭСОЯ. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1973. - Т. 4. - 326 с.
4. Баймуратова У. С. Элементы религиозного дискурса в художественной картине мира: лексический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Оренбург, 2009. - 226 с.
5. Барт Р. Миф сегодня. URL: http://royallib.com/book/rolan_bart/mif_segodnya.html.
6. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: на материале православного вероучения: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2007. - 465 с.
7. Геродот. История в девяти книгах. Книга четвертая. Мельпомена. - Владикавказ, 1991. - 80 с.
8. Дзиццойты Ю. А. Семь богов и семь миров в осетинской мифологии. URL: http://www.rodstvo.ru/ forum/index.php?showtopic=1300&mode=threaded&pid=41990.
9. Карасик В. И. Языковой круг. Личность, концепты, дискурс. URL: http://www.studfiles.ru/pre-view/1806336.
10. Кожемякин Е. А. Религиозный дискурс: методология исследования. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/religioznym-diskurs-metodologiya-issledovaniya.
11. Макеев Д. Б. Асата. URL: http://fandag.ru/publ/6-1-0-25.
12. Миллер В. Ф. Религиозные верования осетин. URL: http://osinform.org/46805-vs-millerreligioznye-verovaniya-osetin.html.
13. Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
14. Мифы народов мира. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 671 с.
15. Осетинско-русский словарь. 5-е издание. - Владикавказ: Алания, 2004. - 540 с.
16. Темирханов С. Народная религия осетин. URL: www.liveinternet.ru/users/gobo/post326153775.
17. Сайко О. А. Эмоциональный концепт «JOY» и способы его объективации в художественном и религиозном дискурсах на материале английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск: 2008. - 173 с.
18. Чибиров Л. А. Традиционная духовная культура осетин. - М.: РОССПЭН, 2008. - 712 с.
19. Чочиев А. Р. Ир-Ас-Аланское единобожие: теология; теософия. - Цхинвал, 2009. - 100 с.
20. Айларты И., Гаджынаты Р., Кцойты Р. Ирон диссжгтж жмж жмбисжндтж. - Дзжуджыхьжу: Ир, 2006. - 712 с.
21. Кобылты Ч. Хжзнадон. ^мбисжндтж. - Дзжуджыхьжу, 2008. - 616 с.
22. Электронная библиотека RoyalLib. URL: http://royallib.com/book/rolan_bart/mif_segodnya.html (дата обращения: 11.02.2017).
23. Библиотека - Rodstvo.ru. URL: http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=1300&mode=thr eaded&pid=41990 (дата обращения: 21.10.2016).
24. Stud Files. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1806336 (дата обращения: 14.12.2016)
25. Киберленинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznym-diskurs-metodologiya-issledovaniya (дата обращения: 29.01.2017).
26. Fandag. URL: http://fandag.ru/publ/6-1-0-25 (дата обращения: 29.012017).
27. Liveinternet. URL: www.liveinternet.ru/users/gobo/post326153775 (дата обращения: 24.01.2017).
28. Osinform. URL: http://osinform.org/46805-vs-millerreligioznye-verovaniya-osetin.html (дата обращения: 24.01.2017).