Научная статья на тему 'Специфика и особенности русской правовой культуры'

Специфика и особенности русской правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1398
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ КУЛЬТУР / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВОВАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / LAW CULTURAL TYPOLOGY / LAW CONSCIENCE / LEGAL SYSTEM / LEGAL VALUABLES / LEGAL EDUCATION / LEGAL JUSTICE / LEGAL MENTALITY / LEGAL PERSONALITY / LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каландаришвили Зураб Нодарович

В статье показано место русской правовой культуры в типологии правовых культур. Раскрыты специфика, особенности и своеобразие русской правовой культуры, феномен которой можно определить как «евразийская». Самобытность русской правовой культуры обусловлена, прежде всего, социальными, культурными и государственными основами жизни русского народа. В настоящее время русская правовая культура находится на дальнейшем этапе своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICATION AND FEATURES OF RUSSIAN LEGAL CULTURE

The place of the Russian legal culture in the typological legal system is shown in this article. The peculiarities and differences of the Russian legal culture are described and the phenomena of which can be defined as «eurasian». The originality of Russian legal culture are described first of all by the social, cultural and state bases of the life of Russian people. Today the Russian legal system is on a further level of its development.

Текст научной работы на тему «Специфика и особенности русской правовой культуры»

З.Н. Каландаришвили

СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье показано место русской правовой культуры в типологии правовых культур. Раскрыты специфика, особенности и своеобразие русской правовой культуры, феномен которой можно определить как «евразийская». Самобытность русской правовой культуры обусловлена, прежде всего, социальными, культурными и государственными основами жизни русского народа.

В настоящее время русская правовая культура находится на дальнейшем этапе своего развития.

Ключевые слова: русская правовая культура, типология правовых культур, правосознание, правовая система, правовые ценности, правовое воспитание, правовая справедливость, правовая ментальность, правовая личность, правовая активность.

В последнее время ученые разных гуманитарных направлений проявляют заметный интерес к исследованию такого малоизученного социоправового явления, как правовая культура.

По нашему мнению, исходя из социально-антропологического понимания этого феномена, под правовой культурой следует понимать всю существующую в обществе правовую реальность (знания, ценности, отношения, статусы в правовой сфере) и ее реализацию в правопорядке [1, с. 45].

Русская правовая культура в силу своего географического расположения (на стыке Запада и Востока), национальной и правовой ментальности имеет свои специфику и особенности.

Так, например, в дореволюционной России до Столыпинской реформы (а Россия того времени, будучи евразийской страной, все же больше тяготела к правовой культуре восточного типа) была велика роль общины, препятствовавшей выделению личности, развитию личного права и индивидуальной правовой культуры.

Особенности российского общества и правовой культуры того времени заключались в следующем: высокая приоритетная защита общих интересов, общего дела, духа соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам, составляющим смыслосодержательный корень, основание права и правовой культуры как таковых; слабость личного, и следовательно, правового начала в культуре вообще; широкое распространение неправовых регуляторов в обществе (моральных, религиозных, нормативных, патриархально-семейных, традиционных и т.д.); отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества, а тем самым к праву и правовой культуре в целом: русская философская религиозная мысль выражала отрицательное отношение православия к частной собственности, к капиталистической системе хозяйства как таковой, к проценту на капитал и, наоборот, отмечала положительное отношение к элементам социализма, свободному, аскетическому труду, к нестяжанию и добровольной бедности; православие объявляло труд правом и обязанностью одновременно (что и нашло отражение в советских конституциях); высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, господство официальной идеологии, подчинение права государству.

Все это привело к правовому регрессу в развитии правовой культуры. Коммунистический эксперимент, начатый в нашей стране в 1917 году, был направлен на строительство принципиально нового общества, которое, по мысли его организаторов, должно было основываться на всеобщем равенстве и братстве, на свободе человека и труда, всеобщем счастье и отсутствии эксплуатации человека человеком. Однако попытки насильственного и ускоренного внедрения этих идеалов в жизнь обернулись в итоге трагедией для России. Следует заметить, что наряду с регрессивными тенденциями советская правовая культура имела и заметный прогрессивный потенциал (развитие законодательства, науки, образования и т.д.), выступивший в конечном счете фундаментом для современного периода правового и социального развития [2, с. 230].

В современной российской правовой культуре, занимающей в типологии правовых культур особое, специфическое место, совмещаются как западные, так и восточные корни. Ее системообразующими элементами являются: этатизм, «имперское» мышление, коллективизм и отсутствие традиций индивидуализма и гражданской ответственности, неприятие частной собственности как основной формы собственности, укоренившиеся в моральных и религиозных установках [3, с. 48].

Русская культура, в том числе и русская правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет собой достаточно сложное и противоречивое явление, интерпретация которого - серьезная научная проблема. Именно здесь ученые сталкиваются не только со всеобщим, но и с уникальным и единичным.

Чаще всего для обозначения феномена русской культуры исследователи используют термин «евразийская» культура.

Своеобразие русской культуры заключается в том, что через православие и Византию она является прямой наследницей культуры античной. В русской правовой культуре мы находим действующими ее основные принципы, прошедшие уже через горнило последующих философско-правовых школ и традиций и преображенные в свете исторического опыта христианства [3, с. 80].

Н.А. Бердяев так изображает условия формирования и особенности русской культуры: «Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории. Не так было у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям... Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт. Но никогда русское царство не было буржуазным» [4, с. 44-45].

Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правовой культуры, в частности, на протяжении веков являлся этикоцентризм, т.е. подчинение права более высоким, нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества, начиная с X в., в связи с принятием христианства и православного обряда.

Для православного сознания право не имеет значения самодовлеющей ценности, а является лишь одним из средств достижения религиозно-нравственных целей. Поэтому западноевропейский индивидуалистический идеал правового государства никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С последним скорее связывались представления о царстве «правды», чем права. Соборный, надындивидуальный характер этой «правды» также являлся отличительной чертой правовой культуры российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, столь характерного для западноевропейской правовой мысли, как и связанного с ним культурного отношения к славе (цель личного самоутверждения) и богатству. Сказанное не означает, что в России отсутствовали другие идеологические и культурные течения. Определенное влияние оказывали и либеральная, и радикальная идеологии, но определяющей в общенациональном коммуникативном пространстве являлась идеология консервативнопатриархальная, укорененная в традициях православной культуры.

Российские политические катаклизмы XX в. привели к возникновению архетипически сходной модели пролетарского государства, имеющего «священную» миссию освобождения мирового пролетариата и устройства своеобразного «Царства Божьего» на Земле.

В силу этих особенностей русского менталитета индивидуалистическое правовое государство, принципиально отсекающее от себя все возможности служения идее, выходящей за рамки охраны прав человека и гражданина, не может удовлетворить подсознательные ожидания и запросы российского общества. Коллективный невроз российского общественного сознания обусловлен болезненным состоянием нашего подсознания, которое в отсутствие оправданности социального существования испытывает ощущение катастрофы и одновременно вседозволенности. Тем самым провоцируется ситуация своеобразной социальной аномии. При этом, например, воровство предстает как «оправданная» жизненная позиция, с которой невозможно бороться лишь правовыми средствами, поскольку, если мораль отменена, то все позволено. С этим связаны и непрекращающиеся разговоры о «твердой руке» и объединяющей «национальной идее» как о средствах национального спасения, которые в отсутствие адекватной самоидентификации способны при их реализации вызвать лишь очередную социальную мутацию [5, с. 35-36].

Если рассмотреть в этой связи российскую правовую культуру в зависимости от критериев политико-правовой идеологии, где большинство ученых традиционно выделяют консервативный, тоталитарный, социал-демократический и либеральный типы, то следует согласиться с С.А. Ковалевым, который отмечает, что «для современного российского общества характерен переход от либеральной идеологии (как типа правовой культуры и правового поведения), ставшей

господствующей в начале 90-х гг. ХХ в., к консервативной идеологии в симбиозе с социал-демократической» [6, с. 121].

Согласно концепции В.П. Малахова, к доминантам духовности и системообразующим идеям российской правовой культуры относятся:

1) религиозность, характеризующаяся высокой этико-эмоциональной настроенностью, склонностью к экстатической сосредоточенности на веровании и самоотверженности. Эта установка была синтезирована в идею соборности;

2) моральность, смысл которой заключен в смиренности и терпимости, негативном отношении к рационально-практическому образу жизни и одухотворенности;

3) идея правовой справедливости, предстающей не равной мерой воздаяния за одинаковые деяния, а такой оценкой, в которой выражены и утверждены индивидуальность человека и его деяния;

4) идея милости, воспроизводящаяся в контексте чисто российского комплекса сервильности, ненавидящего раболепия перед властью, привычной приниженности, распластанности перед ней. Но одновременно грань дозволенного, пренебрежение законом и предписанием;

5) идея служения, фиксирующая ценность подчинения человека общественному целому, призвание человека воспроизвести в своем единичном бытии его гармонию;

6) идея мучения, которая должна компенсировать правовой произвол, придать ему смысл душеспасения. Правовая сфера именно в силу нравственной неполноценности воспринимается как сфера насилия и страдания [7, с. 411-412].

Как верно отмечает В.Е. Синюков: «Самобытность российской правовой системы и правовой культуры, в частности, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни русского народа» [8, с. 176].

Русская правовая культура при всем постоянстве ее духовного смысла не может базироваться лишь на «священных останках русской народности»; она не может быть одной и той же во все времена. В рамках русской правовой системы много создано, много ассимилировано, но много изжито. Ее устремленность в будущее зависит не только от умения сохранить старое, но и способности к созданию принципиально нового, непохожего на исходные социальные и юридические святыни.

Итак, российская правовая культура - это понятие не этнографическое, в чем заключается основная трудность ее культурного отождествления. Она - сложное духовное, этическое, политико-правовое явление, в котором переплетены источники самого различного содержания.

Принцип отсутствия этнографичности в идентификации российской правовой культуры должен применяться «для обеих сторон». Одна такая сторона состоит в том, что российское право не определяется этнической принадлежностью законодателя. Это - элемент русской культуры. Однако по этой же причине не могут механически нарекаться феноменами российского права явления, хотя и созданные в России, например, ее правительством, но по духу и историко-культурному смыслу вдохновленные иной национальной, религиозной и политической традицией. Многие акты, нормы и структуры Российского государства, существовавшие в рамках его истории, фактически находятся за пределами российской культурной традиции. Разумеется, эти явления невозможно отделить, противопоставить и тем более «отлучить» от России, ее права, правовой культуры и истории. Необходимо в то же время видеть специфику функций, которые они осуществляют в правовой культуре. Эти функции скорее просветительские, ретрансляторские, кумулятивные, нежели творческие и эвристические. Однако без существования этого правокультурного слоя невозможны оригинальная национальная традиция, ее апробация и совместимость с иными правовыми цивилизациями. Отечественная правовая культура обладает способностью как к ассимиляции, так и отражению, даже «отбрасыванию» чуждого ей юридического материала, введенные чрезмерные дозы которого могут дезорганизовать и дестабилизировать правопорядок [8, с. 384].

Таким образом, вычленяя специфику и особенности русской правовой культуры, которую можно обозначить как особую «евразийскую», следует подытожить, что русская правовая культура является самобытной и специфической (включающей элементы Запада, Востока и местного своеобразия) и находится в настоящее время в состоянии поиска собственной целостности и на дальнейшем этапе своей эволюции. Она уже пережила диаметральные по смыслу периоды своей истории, включая расколы и дифференциации, и теперь нуждается в системной идентификации с отечественной духовной и культурной жизнью общества, в сопряжении со всем контекстом жизнедеятельности российского общества. На основании вышеизложенного мы считаем, что формирование правовой культуры современного российского общества требует сегодня должного переосмысления сложившейся современной системы ценностей и нравственно-правовых идеалов, которыми традиционно всегда была так богата русская правовая культура.

Литература

1. Каландаришвили З.Н. Правовая культура современного общества: Учеб. пособие. СПб., 2008.

2. Каландаришвили З.Н. Особенности правовой культуры в российском социоправовом пространстве // Проблемы управления качеством образования в Гуманитарном вузе: Матер. 10 междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2005.

3. Чайка В.Н. Образ государства: традиции, коллективное бессознательное // Образ государства в современном правосознании. Восьмые спиридоновские научные чтения. СПб., 2008.

4. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990.

5. Тимошина Е.В. Правовая культура: понятие, структура, функции // Кодекс - info: Правовой научно-практический журнал. 2000. № 2.

6. Ковалев С.А. Образ государства и правовое поведение // Образ государства в современном правосознании. Восьмые спиридоновские научные чтения. СПб., 2008.

7. Малахов В.П. Философия права: Учеб. пособие. М., 2002.

8. Синюков В.Н. Российская правовая система: Монография. Саратов, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.