УДК 78.036 Бельтюков Алексей Олегович
старший преподаватель кафедры музыкально-компьютерных технологий, кино и телевидения Российского государственного профессионально-педагогического университета
СПЕЦИФИКА И ОСНОВАНИЯ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ XX В.
Beltyukov Alexey Olegovich Senior Lecturer,
Computer Music, Cinema and Television Department, Russian State Vocational Pedagogical University
THE SPECIFICS AND THE GROUNDS OF THE MASS MUSICAL CULTURE OF THE XX CENTURY
Аннотация:
Новизна статьи обусловлена целостным рассмотрением массовой музыкальной культуры ХХ в. как части масскульта и с учетом общего музыкального контекста столетия. Автор указывает на ряд признаков, характеризующих массовую музыкальную культуру как типичное образование масскульта. Параллельно делается вывод о присущем ей внутреннем стилевом единстве, проистекающем из опоры на традиционные и архаичные музыкальные пласты. В статье обосновывается необходимость использования стилевого подхода в дальнейшем изучении массовой музыкальной культуры.
Ключевые слова:
массовая культура, массовая музыкальная культура, джаз, рок-музыка, стиль, жанр, стилевые основания.
Summary:
The scientific relevance of the article is determined by the holistic consideration of the mass musical culture of the XX century as a part of the mass culture, and taking into account the overall context of the music of the century. The author considers a number of features describing the mass musical culture as a typical formation of the mass culture. Also, it is concluded that the musical culture has internal stylistic unity arising from the reliance on the traditional and archaic musical layers. The article substantiates the need for application of the stylistic approach to further study of the mass musical culture.
Keywords:
mass culture, mass music culture, jazz, rock music, style, genre, style grounds.
Несмотря на устойчивый интерес исследователей, массовая музыкальная культура XX в. изучена к настоящему времени сегментарно и поверхностно. Имеющиеся о ней сведения явно недостаточны, разрознены и не образуют стройной системы. При этом сама она нисколько не утратила своей актуальности, а только перешла на новый виток. Ее токи продолжают формировать современную фоносферу, сосуществуя и взаимодействуя внутри мозаичной музыкальной культуры XXI в. Коренные изменения, привнесенные массовой музыкой в область музыкальной эстетики, в уровень социальной значимости музыкального искусства, признаются многими композиторами, музыковедами и культурологами. Таким образом, наследие массовой музыкальной культуры ХХ столетия к настоящему времени далеко еще не изжило себя - оно продолжает осваиваться, разрабатываться, осмысляться.
Данная статья ставит своей целью обобщение имеющихся сведений о массовой музыкальной культуре XX в. и предсказание перспективных путей ее исследования.
Термином «массовая культура» принято обозначать самые различные формы культурной продукции - от кулинарии и косметических средств до кинематографа и музыки. Эта продукция создается на коммерческой основе, распространяется посредством современных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет), рассчитана на потребление максимально широкой аудиторией и обладает особым плюрализмом форм. Массовая культура имеет по большей части гедонистическую направленность. Но она является также мощным инструментом социальной регуляции, каналом трансляции культурных, традиционных ценностей и норм. Для нее характерно стремление транслировать универсальное актуальное знание, путем интеграции информации из области науки, религии, искусства, повседневного опыта и одновременно ее упрощения, перевода на язык обыденного восприятия [1, с. 21]. Отчасти именно следствием такого упрощения является пресловутая фантомность, симулятивность массовой культуры. Формальный уход от действительности связан здесь с созданием так называемой современной мифологии, в которой реальность как бы кодируется, редуцируется до набора архетипов. Новая мифология снабжает общество идеалами, ценностями, нормами поведения и, шире, служит созданию целостной картины мира [2, с. 128].
Интеграция информации из самых различных областей, поглощение и сплавление часто весьма далеких культурных традиций (в том числе элитарных) - органичное свойство массовой культуры. Она достаточно четко вписывается в эстетику постмодернизма с ее принципами игры,
дисконтинуальности, несамотождественности текста, отсутствия первосмысла, создания гиперреальности. В ней соединяются и переосмысляются различные культурные коды, тексты, исторические события, повседневность, научные знания, мифы. Наиболее показательной в этом отношении является массовая культура США - такие ее формы, как кинематограф Голливуда, искусство поп-арта и, конечно, джазовая и рок-музыка [3; 4, с. 110-118].
К первой форме массовой музыки следует отнести джаз - а именно ту его разновидность, которая получила распространение во второй половине 30-х гг. под именем свинга. Различные направления джаза до свинга не были подлинно массовыми. Джазовая музыка считалась тогда прерогативой афроамериканской культуры, и ее аудитория по большей части была черной. С появлением свинга расовые барьеры начинают ломаться, а джазовая музыка приобретает огромную популярность как среди афроамериканцев, так и среди белой публики. За два года свинг превратился в явление общенационального масштаба, затем он распространился за пределы США и стал, по сути, первым интернациональным музыкальным явлением. Важную роль в распространении свинга сыграли средства массовой коммуникации - радио, индустрия грамзаписи и отчасти кинематограф.
Вслед за свингом, популярность которого стала постепенно уменьшаться со второй половины 40-х гг., внимание слушательских масс захватывает рок-н-ролл. Импульс, данный такими исполнителями, как Элвис Пресли, Билл Хэйли, Литл Ричард, Чак Бэрри, вызвал к жизни широкое стилевое направление - рок-музыку. Как и свинг, рок-н-ролл стал интернациональным явлением, но особенно сильно он повлиял на становление массовой музыки Великобритании в 60-е гг. -биг-бита, блюз-рока, арт-рока. Творчество ансамблей «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Пинк Флоид», «Лед Зеппелин», «Кинг Кримсон» и многих других относится к высшим достижениям рок-музыки, является значимым вкладом в мировую музыкальную культуру.
В конце 60-х - начале 70-х помимо Великобритании и США в этот процесс включаются страны Западной Европы, Мексика, Ямайка. Затем стилевые элементы блюза, джаза, рока проникают в популярную музыку стран Восточной Европы, СССР, Японии, Южной Кореи, порождая зачастую самобытные национальные ответвления, которые тем не менее редко выходят на интернациональный уровень.
70-е - 80-е гг. явились периодом интенсивного развития и дальнейшего стилевого расслоения массовой музыки. Начиная с опытов арт-рока, становится распространенной практика ассимиляции не только собственной национальной музыкальной культуры, но и отдаленных, часто весьма экзотических традиций - музыки стран Востока, Южной Америки, европейской музыки эпохи Средневековья, барокко. Осваиваются элементы музыкального романтизма, экспрессионизма, авангарда. Параллельно с этим происходит также упрощение музыкального языка, сведение его к репетитивной технике, базирующейся на простейших мелодико-ритмических формулах. Массовая музыка распадается на две сферы - развлекательную, танцевальную музыку (диско, рэйв, R&B, нью-эйдж) и «серьезную» концертную эмоционально насыщенную музыку (значительная часть джаза, блюза, рока).
Одним из важных отличий массовой музыки от академической классики является присутствие в ней доступного для восприятия неподготовленного слушателя уровня воздействия -определенного комплекса выразительных средств. Наличие такого простейшего комплекса еще не означает отсутствие других, более сложных. Об этом пишет В.Н. Сыров, характеризуя творчество King Crimson: «музыка King Crimson предлагает «информацию» достаточно широкополосную, способную заинтересовать и искушенного меломана, и простого слушателя. То есть имеется несколько уровней воздействия, от самого элементарного (динамика, ритм) до самого сложного (изощренная гармония, искусственные лады, мотивная разработка, композиционная структура и многое другое)» [5, с. 79].
Массовую музыку отличает также значительное стилевое расслоение - только джазовых стилей существует около тридцати, а общее количество стилей массовой музыки приближается к ста. Такое многообразие объяснимо не только панкультурными устремлениями постмодерна, но и требованием масскульта удовлетворить любые запросы, заполнить все ниши культурного потребления.
Еще одной важной чертой массовой музыки является ее тесная связь с современной действительностью и даже злободневность. Думается, что данная особенность связана с отмеченным выше стремлением массовой культуры быть транслятором всеобщего знания.
Благодаря опоре на словесный текст, наличию доступных выразительных средств, высокому эмоциональному тонусу, массовая музыка стала непосредственным выразителем умонастроений и мироощущения миллионов людей по всему миру. Ее содержание понятно и общече-ловечно - это христианские идеи любви и всепрощения, идеи восточной философии о ненасилии
и недеянии, характерные для XX в. темы одиночества, свободы, мира, сексуального раскрепощения. Характерно, что при наличии идейной направленности массовая музыка может восприниматься и только в гедонистическом ключе, поскольку многие ее образцы допускают широкую интерпретацию изначально заложенного в них образа.
Еще одной важной особенностью массовой музыкальной культуры являются частые трансформации стиля в жанр. Здесь имеет место ситуация, когда наиболее существенные и своеобразные черты какого-либо музыкального стиля становятся образцом, матрицей в процессе производства вторичной продукции. В дальнейшем, постепенно абстрагируясь от стиля-первоисточника, эти черты становятся уже жанром внутри другого более современного стиля. Примерами перевоплощения являются жанры: регтайм, рок-н-ролл, блюз, метал. Но возможен также обратный процесс, когда жанр прорастает в целое стилевое направление - например, блюз в блюз-рок.
Таким образом, для массовой музыкальной культуры характерны большое стилевое расслоение, жанрово-стилевые трансформации, доступность, эмоциональная выразительность, воплощение немногих универсальных идей и образов. В связи с последней особенностью возникает предположение, что множественность стилей массовой музыки является отчасти мнимой и что данная культура базируется на немногих стилевых основаниях, связанных с определенными идейно-образными сферами.
Вопросы генезиса и генетических связей массовой музыкальной культуры являются сегодня наименее разработанными. Зачастую в исследованиях массовой музыки под анализ подпадают только некоторые формальные признаки ее образцов, а целостная стилевая система не учитывается. Либо учитываются те признаки, которые сами по себе не имеют отношения к музыкальной специфике - исторический период, географический регион, национальность представителей, социальное значение и другие. Недостаточное внимание к системе стиля, а также опора на внешние приметы приводит к ошибочной атрибуции стилей - к образованию неопределенных, расплывчатых, дублирующих понятий (рок западного побережья, поп-рок, новая волна), запутанной и перенасыщенной классификации.
Мы полагаем, что стилевые основания массовой музыкальной культуры должны определяться музыкальной спецификой стилей - то есть особенностями системы выразительных средств, связанной с идейным, образным содержанием музыки. Работ, в которых этот принцип соблюдается, совсем немного. Это исследования Ю.Г. Кинуса, В.Н. Сырова, П.Л. Живайкина и некоторых других авторов [6; 7]. Но, даже исходя из имеющихся в этих работах сведений, можно указать на некоторые важнейшие стилевые основания массовой музыкальной культуры XX в. К ним, безусловно, относятся: афроамериканский фольклор (прежде всего блюз), англо-кельтская баллада, элементы европейской профессиональной традиции (протестантский хорал, военная, танцевальная музыка XIX в., романтизм, импрессионизм), латиноамериканская музыка.
В заключение резюмируем основные положения статьи.
1. Как явление масскульта массовая музыка характеризуется: коммерческим статусом, наличием широкой интернациональной аудитории, опорой на средства массовой коммуникации, высоким плюрализмом образцов (стилей и жанров), гедонистической функцией, функцией трансляции всеобщего универсального знания.
2. Массовая музыкальная культура тесно связана с современностью, она выражает глобальные умонастроения и актуальные ценности. Эти ценности отчасти традиционны для европейской культуры, отчасти заимствованы в культуре стран Востока, отчасти являются порождениями новейшего времени. При этом идеологическая ангажированность массовой музыки не противоречит ее гедонистической функции, допуская интертекстуальную «деконструкцию» артефактов в духе постмодернизма. Во многом этому способствует наличие в ней нескольких уровней воздействия на слушателя.
3. Массовой музыке свойственны большое стилевое расслоение, жанрово-стилевые трансформации, ассимиляция разнообразных музыкальных традиций. Ей присущи контакты с музыкой стран Востока, Южной Америки, средневековой и современной Европы, интерес к разработке этнических пластов - кельтского, африканского, афроамериканского, индийского.
4. Все многообразие стилей массовой музыки базируется на нескольких стилевых основаниях, но в результате слабого внимания к ее музыкально-стилевой специфике она чаще всего предстает как конгломерат несвязанных направлений. Это порождает проблемы атрибуции стилей, их классификации и исторической оценки.
5. Стилевые основания массовой музыкальной культуры должны определяться только стилевой спецификой - то есть особенностями системы музыкально-выразительных средств. Установление стилевых оснований по данному принципу во многом позволит решить названные выше проблемы.
6. Значимыми стилевыми основаниями массовой музыкальной культуры являются афро-американский фольклор, англо-кельтская баллада, элементы европейской профессиональной традиции, латиноамериканская музыка.
Ссылки:
1. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2.
2. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2013.
3. Разлогов К.Э. По ту сторону наслаждения // Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994. С. 21-33.
4. Маньковская Н.Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995.
5. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. СПб., 2008.
6. Кинус Ю.Г. Джаз: истоки и развитие. Ростов н/Д., 2011.
7. Живайкин П.Л. Стили популярной музыки // Звукорежиссер. 2002. № 10. С. 55-61.