Научная статья на тему 'Специфика и эволюция бытового жанра в испанской живописи XVII века'

Специфика и эволюция бытового жанра в испанской живописи XVII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТОВОЙ ЖАНР / ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII В / ЭВОЛЮЦИЯ / СПЕЦИФИКА / THE SPANISH PAINTING OF THE 17TH C / EVOLUTION / GENRE PAINTING / SPECIFIC FEATURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сонина Ирина Маратовна

Статья посвящена исследованию важной и малоизученной темы, связанной с выявлением и анализом специфики и эволюции бытового жанра в испанской живописи XVII в. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью всестороннего изучения искусства Испании, с другой стороны, - потребностью в исследовании жанра, рассмотренного в контексте теории и истории изобразительного искусства. Анализ творчества испанских художников XVII в. позволил составить целостную картину развития жанровых тенденций в их искусстве и проанализировать особенности бытового жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Features and Stages of Evolution of the Spanish Genre Painting in the 17th Century

The article is devoted to the study of important and poorly understood topic related to the identification and analysis of the specifics and the evolution of the genre in the Spanish 17th c. painting. The relevance of the research is due, on the one hand, the need for a comprehensive study of the Spanish art, on the other hand, the need of the study of the genre, analyzed in the context of theory and history of fine arts. Analysis of the creative works of Spanish artists of the 17th c. allowed to create an overall picture of the development of the genre trends in their art and to analyze the features of the genre painting.

Текст научной работы на тему «Специфика и эволюция бытового жанра в испанской живописи XVII века»

И.М. Сонина

(РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург)

Специфика и эволюция бытового жанра в испанской живописи XVII века

Бытовой жанр — один из самых древних жанров изобразительного искусства. Между тем в испанской живописи он получил развитие лишь в XVII в., чему немало способствовало обновление испанского общества, связанное с Реформацией, появление новых веяний в европейском изобразительном искусстве и знакомство испанских художников с жанровой живописью Италии, Голландии и Фландрии.

Искусство жанровой живописи всегда привлекало художников своим жизнеподоби-ем. Обратившись к бытовому жанру, испанские живописцы XVII столетия первое время находились под влиянием искусства Италии, Голландии и Фландрии и лишь со временем обрели собственный «голос», привнеся в искусство Испании новое видение, новые образы и новые художественно-выразительные приемы.

Искусство испанской живописи XVII в. не раз являлось предметом специальных научных исследований, однако отечественных и зарубежных ученых привлекали, главным образом, феномен искусства «золотого века» и творчество отдельных его представителей. Искусство же мастеров бытового жанра до сих пор изучено недостаточно. Так, до настоящего времени не исследована эволюция жанра в испанском искусстве, отсутствует его классификация. Все перечисленное свидетельствует о важности, актуальности и необходимости изучения этой значимой составляющей испанской живописи. Вместе с тем исследование эволюции и специфики бытового жанра в испанском искусстве XVII в. имеет немаловажное значение в контексте изучения теории изобразительного искусства.

Касаясь вопроса научной разработанности заявленной в названии темы, следует назвать в первую очередь труды зарубежных авторов. Это книга «Искусство живописи» Франсиско Пачеко [10], сочинение Антонио Паломино «Музей живописи и оптическая скала» [11], «Очерк по истории испанской живописи» Энрике Лафуэнте-Феррари [9], монография Элизабет Трапье «Веласкес» [13], словарь Сеан-Бермудеса, включающий биографии испанских художников XVII в. [7], а также труды Марианны Харасти-Такач, затрагивающие испанский бытовой жанр («Испанские мастера» (1966) [12], «Испанская жанровая живопись в семнадцатом веке» (1983) [8]).

Среди отечественных исследований выделяются монографии таких ученых, как К.М. Малицкая («Испания», 1935) [6], Т.П. Знамеровская («Рибера», 1981) [2], Т.П. Капте-рева («Веласкес», 1961) [4], Л.Л. Каганэ («Испанская живопись XVI-XVIII веков в Эрмитаже», 1977) [3], а также А.Н. Бенуа, автор «Истории живописи» [1].

Перечисленные труды составляют весомый вклад в изучение испанской живописи и подсказывают пути дальнейших исследований. В их число должны входить вопросы изучения влияния, испытываемого испанским искусством, начиная с конца XVI столетия, а также вопросы восприятия испанским обществом окружающей действительности и отражения этого восприятия в живописи испанских мастеров. Сущностной проблемой, требующей специального научного рассмотрения, является проблема эволюции и специфики бытового жанра в искусстве Испании XVII столетия, определение места этого жанра в контексте искусства эпохи и жанровой живописи.

Исследователи, не раз поднимавшие вопрос о влиянии, испытанном испанскими живописцами XVII в., были единодушны в том, что в основе этого влияния лежал интерес художников к окружающей действительности, который был обусловлен их национальными особенностями. Вместе с тем повсеместное увлечение искусством знаменитого Микеланджело да Караваджо, живой интерес к произведениям Питера ван Лара, известного как Бамбоччо, и его последователей, а также широкое распространение гравюр Якоба Матама с картин Питера Артсена и Иоахима Бекелара не могли не найти отклик в искусстве Испании и не повлиять на образный и композиционно-колористический строй произведений испанских мастеров. Как представляется, определить степень этого влияния может позволить сравнительный анализ содержательных, образно-композиционных и художественно-выразительных особенностей произведений испанских художников и мастеров голландского, фламандского и итальянского искусства.

Духовность, присущая испанской живописи, во многом обусловлена связью испанской художественной литературы с бодегоном — новым жанром живописи, сочетавшим в себе элементы бытовых сцен с небольшим числом персонажей, и натюрморта. В отличие от искусства Италии, в котором, начиная со второй трети XVI в. первостепенное значение уделялось внешним и формальным задачам, испанских мастеров интересовало в первую очередь внутреннее содержание, причем непременно национально окрашенное и отличное от традиционных сюжетов. Решающее воздействие на испанское искусство оказывала реальная действительность.

Как известно, Тридентский вселенский собор 1545-1563 гг., ставший отправной точкой Контрреформации, призывал художников к расширению тематики их произведений, приданию им большей выразительности и доступности для зрителей. Во многом благодаря этому в изобразительном искусстве появились ранее не использовавшиеся сюжеты, а трактовка эпизодов священной истории приблизилась к реальности. На протяжении столетия происходила эволюция интерпретации содержания произведений живописи и формы их воплощения: от строгости и сдержанности — к открытости выражения чувств и внешней декоративности.

Наиболее значительные завоевания живописи испанского реализма относятся к первой половине XVII в., и связаны они с творчеством Эль Греко (1541-1614), с 1576 г. проживавшего в Толедо. Искусство этого мастера буквально разрушило скованность испанской живописи прежних лет. Его аллегорические полотна, такие как картина «Басня» (около 1580, Прадо), больше напоминают реальную действительность. При этом художника никак нельзя отнести к реалистам или натуралистам, он, скорее, является выразителем испанского мистицизма.

Спустя годы похожие тенденции проявились также в творчестве Хуана дель Майно и Педро Орренте, прозванного «испанским Бассано». В работах этих художников нашли выражение итальянские мотивы, но в традиционных произведениях каждого из мастеров появились пусть незначительные, но ярко характеризующие современный быт детали. Так, в образах пастухов, пришедших поклониться Младенцу Христу, в одноименной картине Майно легко узнать испанских крестьян со скромными дарами. И хотя картина «Поклонение пастухов» (1612-1613, Прадо) представляет собой пример религиозной живописи, в ней также присутствует отпечаток интереса нового поколения художников к окружающей действительности. По существу, автор заострил внимание на двух эпизодах из реальной жизни. Это мать, с бесконечной нежностью любующаяся своим ребенком, и двое пастухов в скромных одеждах, эмоционально реагирующие на чудо новой жизни.

В героях этого произведения легко узнаются деревенские мальчишки, типичные испанцы, призванные сделать изображаемую сцену доступнее для понимания простого народа.

Ряд произведений испанской жанровой живописи начала XVII столетия включает в композицию натюрморт. Это, например, «Сцена на рынке» Хуана Эстебана де Убеда (1606, Музей изобразительных искусств, Гранада), картина «Продавщица птицы» Алехандро де Лоарте (1626, Прадо), воссоздающая образ истинно испанской лавки и трактира, наконец, полотна Санчес Котана фра Хуана, создателя бодегона, сочетающего в себе элементы бытовой сцены и натюрморта. Даже его произведения на религиозную тематику могли носить жанрово-бытовой характер. Так, в картине «Богоматерь будит Младенца» (1603, Музей изобразительных искусств, Гранада) художник изобразил Марию в образе обычной женщины, встающей ночью к кроватке своего ребенка.

В первой половине XVII в. испанская живопись вступила на путь реализма. Начало этому положило поколение живописцев, работавших в местных художественных центрах, вдали от придворного искусства, главным образом, в Севилье и Валенсии. Живописцы, к которым прежде всего следует отнести Франсиско Рибальту, Xуана де Роэласа и Франсиско Эрреру Старшего, в своем творчестве обращались к разным жанрам, но приоритетными для них были портрет и религиозные композиции. Именно они и явились проводниками натурализма в испанское искусство.

В целом же в начале XVII в. испанская живопись оставалась верной религиозной тематике, хотя интерес художников к передаче окружающей действительности вносил новые штрихи в создание традиционно канонических образов святых и способствовал проявлению индивидуальности авторов. Таким образом, в XVII в. основные достижения испанских живописцев состояли в трактовке религиозных сюжетов как реальных, происходивших на земле, среди людей и, что особенно важно, среди вполне узнаваемых народных типов (Илл. 157).

Интересом к душе человека и вместе с тем суровой религиозностью пронизано творчество испанского караваджиста Хосе де Риберы, воссоздавшего в своих произведениях национальную характерность образов, любовь к драматическим сценам, трактованным столь реалистично, сколь это было совместимо с религиозными сюжетами. Так, картина Риберы «Мученичество св. Филиппа» (по другой версии — св. Варфоломея) (1639, Пра-до) представляет собой воплощение на холсте жестокой жизненной правды. В образе же самого святого видны черты реальной модели.

Более многогранно Рибера характеризует человека в произведениях, стоящих вне религиозного сюжета, в изображениях так называемых философов. В них автор далек от аллегорической трактовки образов. В центре его внимания — конкретная натура, отдельно взятая личность, индивидуальность, которую он вводит в аллегорическую композицию. Следует отметить, что все образы «философов» не только индивидуальны, но и подчеркнуто простонародны. Для достижения этого эффекта свои «модели» Рибера находил среди типичных представителей народных низов — бродяг и нищих. В картине «Хромоножка» (1642, Лувр) — первом по-настоящему жанровом полотне в творчестве Риберы, сочетающем парадный портрет и жанровую сцену, мастеру удалось не только создать психологический портрет подростка-хромоножки, но и заострить внимание на социальных проблемах.

Рибера поставил целью изобразить в картине взятую с улицы натуру во всей ее непри-крашенности. Поиски жанрового решения темы привели его к созданию произведений реалистических по сути и связанных с народной идеологией, национальных по форме.

Все это дает основание считать творчество Хосе де Риберы началом «золотого века» испанской культуры.

Бытовой жанр как самостоятельный жанр изобразительного искусства ввел в испанскую живопись XVII в. Диего Родригес де Сильва Веласкес. Как представляется, именно с картины «Завтрак» (около 1617 - 1618, Государственный Эрмитаж) началась история подлинного бытового жанра в испанской живописи. За этой картиной последовали созданные в 1618-1620 гг. севильские бодегоны «Старая кухарка» (1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон), «Музыкальное трио» (около 1620, Картинная галерея, Берлин), «Продавец воды в Севилье» (1623, Музей Веллингтона, Лондон). К поиску нового, самостоятельного пути в искусстве Веласкес обратился в ранних своих произведениях. Апогей же развития творчества мастера связан с его жанровой живописью, перешагнувшей границы испанского искусства.

К европейской живописи XVI в. восходят полотна Веласкеса «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1618, Национальная галерея, Лондон) и «Кухонная сцена с ужином в Эммаусе» (около 1620, частное собрание), представляющие собой библейские сюжеты, трактованные с точки зрения бытовой и психологической составляющих.

В своих произведениях Веласкес — придворный живописец Филиппа IV — правдиво изображает и внешний облик, и быт испанцев XVII в. Более того, одинаково убедительной и вместе с тем выразительной предстает на полотнах мастера жизнь всех слоев населения испанского общества. В его произведениях получили отражение не только кухонные бодегоны и уличные сценки, но и жизнь королевского двора, имевшего собственный уклад. Это нашло отражение в деталях парадных портретов. В картине «Менины» (1656, Прадо), например, зритель может условно заглянуть за кулисы парадной обстановки и увидеть там характерную для двора сцену. В картине «Пряхи» (1657, Прадо) Веласкес изображает помещение мастерской по изготовлению шпалер, а также работниц, занятых приготовлением пряжи, и знатных дам, обозревающих готовые ковры.

Проведенное исследование показало, что процесс эволюции испанской жанровой живописи в XVII в. и процесс эволюции творчества Диего Веласкеса можно разделить на три основных этапа. Для первого характерен перелом в миропонимании художников и создание ими жанровых полотен, в основе имеющих библейские, мифологические или аллегорические сюжеты. Второй этап отличается тем, что художники изображают человека во взаимосвязи с окружающим миром, во всей широте своего значения. На третьем этапе жанровый образ становится исходным пунктом формирования замыслов более высокого, нежели прежде, содержательного уровня. На этом этапе и появляются высочайшие достижения искусства Диего Веласкеса.

Определить степень влияния самого Веласкеса на современников довольно сложно. Несмотря на то что он был придворным художником, он так и не создал вокруг себя подлинной школы, которая бы продолжила его поиски, интерес к сюжетам из жизни. Однако некоторые живописцы, обучавшиеся у Веласкеса, — Хуан Баутиста Мартинеса дель Масо, Антонио Пугу и отчасти Антонио Переду, — работая рядом с мастером в его мастерской, также нашли себя в жанровой живописи.

Художники-наследники Веласкеса сделали все что могли для сохранения творческого метода мастера, его манеры и в некотором смысле его идей, но на фоне глубочайшего кризиса, в котором оказалась Испания во второй половине XVII в., в изобразительном искусстве страны наряду с продолжавшими существовать реалистическими традициями шел поиск внешней декоративности и живописных эффектов.

Одним из самых последовательных испанских живописцев, сохранявших традиции реализма и остававшихся верными жанровой тематике, был Бартоломе Эстебан Мури-льо — автор жанровых картин, не лишенных сентиментальности и изображающих нищих ребятишек севильских улиц. В его полотнах появились новые для испанской живописи интонации, передающие живую непосредственность персонажей, их искренность. В творчестве же мастера нашло отражение еще одно любопытное ответвление: чистый жанровый портрет.

Моделями для Мурильо, как и для всех его современников, служили люди с улицы, представители социальных низов. Среди них преобладали яркие и подвижные маленькие бродяги, цыгане, нищие, одетые в лохмотья, но никогда не терявшие своей веселости и непосредственности. Так, герой композиции «Мальчик с собакой» (около 1650, Государственный Эрмитаж) сочетает в своем образе и национально-типические, и индивидуальные черты. Художник изобразил типичную жанровую сцену с элементами портрета, привлекающего не тонкостью и изяществом живописного исполнения, а непосредственностью образа. Позднее Мурильо откажется от камерного подхода к сюжету, и это приведет к созданию впечатления эффектного зрелища и декоративной красоты. Тенденции к театрализации, характерные для живописи второй половины XVII в., нашли свое выражение в таких картинах художника, как «Едоки дыни и винограда» (1645-1646), «Маленькие продавцы фруктов» (1670-1675), «Игроки в кости» (1675, все — Старая Пинакотека, Мюнхен) (Илл. 158).

Следуя традициям живописи «золотого века», Мурильо создавал небольшие по размерам полотна с религиозными сюжетами, насыщенными жанровыми мотивами. В большинстве своем они были связаны с иконографией Богоматери или Святого Семейства. Широкой известностью и любовью зрителей пользуется картина Мурильо «Святое семейство с птичкой» (1650, Прадо), в которой Святое Семейство предстает в виде семьи простого испанского ремесленника, при этом бытовые детали не лишили картину сдержанного, проникнутого глубоким религиозным чувством настроения. Мурильо в своих произведениях никогда не ставил святых на землю, как это делали Рибера и Сурбаран, а напротив, возносил к небу простых людей.

Таким образом, основой, на которой развивалось испанское искусство XVI-XVII вв., явилось наблюдение художниками за окружающей действительностью, что определило новизну и особую свежесть их художественных приемов, яркую индивидуализацию характеров персонажей и выраженную национальную окраску произведений.

Многочисленные ученики и последователи Мурильо испытали влияние искусства мастера. Особенно сказалось оно в жанровых полотнах Педро де Вильявисенсио с его живыми и любопытными мальчишками и Игнасио Ириарте, Антонио дель Кастильо с их крестьянскими пасторалями.

История европейского искусства свидетельствует о том, что исследователи творчества выдающихся мастеров XVII в. сосредоточили основное внимание на пяти странах, в жанровой живописи которых новаторские тенденции проявились наиболее ярко. Это Италия, Испания, Фландрия, Голландия и Франция. Все они обладали собственными национальными художественными школами, и тем не менее произведения их представителей объединяли общая тематика, интерес авторов к жанровому портрету и их любование окружающими предметами.

Но, в отличие от размаха фламандской живописи, интимности и детализации или же, напротив, гротескности голландской картины, итальянских сцен музицирования и игры

в карты, а также французских семейных сценок с популярными сюжетами, в испанском искусстве на первом месте стояло изображение человека, исполненного характерного для всех слоев испанского общества чувства собственного достоинства.

Живописцы Испании XVII в. ввели в церковную живопись бытовые детали не столько ради придания увлекательности сюжетам, сколько ради сближения религиозных событий и современной жизни, дабы сделать их реальными и понятными широкому зрителю. Для испанской живописи характерно также ощущение единства человека с окружающим его миром, уважительное и любовное отношение к второстепенным деталям. В целом же, исходя из проведенного анализа, можно выявить характерные черты испанской жанровой живописи, объединяющие ее с другими европейскими школами и характеризующие ее неповторимость. К специфическим чертам испанской жанровой живописи XVII столетия следует отнести обращение художников к бодегону с его нетрадиционными сюжетами — сценами в дешевых трактирах или харчевнях и особую трактовку распространенных в то время тем трапезы, рынка, крестьянского труда.

Расцвет бытового жанра в испанской живописи первой половины XVII в. сменило стремление испанских художников угодить вкусам заказчиков, присущее искусству второй половины этого столетия. Пожалуй, никому не удавалось так умело соединять религиозные и бытовые сюжеты, как это делали в своем творчестве испанские живописцы первой половины XVII в. Их умение передавать в своих произведениях индивидуальный характер персонажа, его национальный тип относится к наиболее характерным чертам искусства Испании рассматриваемого периода.

Ценности испанского общества XVII столетия нашли выражение в изображении жизнелюбивых и мудрых героев, уважающих себя и своих собратьев, изображенных в окружении близкого им и понятного каждому испанцу мира вещей. Таким образом, непреходящая ценность произведений бытового жанра в испанской живописи XVII в. заключается не только в их художественно-выразительных, но и в общечеловеческих ценностях.

Литература

1. Бенуа А.Н. История живописи: В 4 т. - СПб.: Шиповник, 1912-1915. - Т. 3. - 512 с.

2. Знаменовская Т.П. Рибера. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 238 с.

3. Каганэ Л.Л. Испанская живопись XVI-XVIII веков в Эрмитаже: очерк-путеводитель. - Л.: Аврора, 1977. -111 с.

4. Каптерева Т.П. Веласкес. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 172 с.

5. Лившиц Н.А., Каганэ Л.Л., Прийменко Н.С. Искусство XVII века: исторические очерки. - М.: Искусство, 1964. - 408 с.

6. Малицкая К.М. Испания. - М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. - 116 с.

7. Cean Bermudez J.A. Diccionario historico de los mas ilustres profesores de las bellas artes en España. - V. 1-6. -Madrid, 1800 (Reedición facsimil: Madrid, 1965).

8. Harasti-TakacsM. Spanish Genre Painting in Seventeenth Century. - Budapest: Corvina, 1983. - 286 p.

9. Lafuente F.E. Breve historia de la pintura espanola. - Madrid: Centro De Estudios Historicos, 1936. - 202 p.

10. Pacheco F. Arte de la pintura. - Madrid: Cátedra, 1995. - 432 p.

11. Palomino A. El Museo Pictorico у Escala optica. - Мadrid: Aguilar, 1947. - V. 3. - 466 p.

12. Takacs M. Metres espagnols. - Budapest: Corvina, 1966. - 72 p.

13. Trapier E. Velasquez. - New York: Hispanic Society of America, 1948. - 434 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.