© O.A. Фомина, A.B. Кияшко, 2013
УДК 33
О.А. Фомина, A.B. Кияшко
СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР
Исследованы основные методы государственного регулирования деятельности холдингов. Проведен анализ зарубежного опыта введения в налоговое законодательство системы консолидированного налогообложения. Разработаны рекомендации о совершенствовании российского законодательства по регулированию деятельности холдинговых структур.
Ключевые слова: холдинг, вертикальная интеграция, система консолидированного налогообложения.
Одним из методов повышения эффективности деятельности компаний является объединение групп компаний в холдинги. В международном масштабе в настоящее время холдинговые структуры являются стандартным инструментом владения и управления крупными активами.
Таблица 1
Анализ определения понятия холдинга
Исследованию вопросов функционирования холдингов посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых [1—6]. Однако до настоящего времени нет единого определения холдинга.
В каждой работе ученого дается свое понятие холдинга, некоторые из них представлены в табл. 1.
На основе анализа содержания понятия холдинга, предлагаемого в научной литературе, можно предложить сле дующие определение холдинга: холдинг — это группа юридических
лип, включающая в себя управляющую компанию и другие хозяйственные общества, в отношении которых управляющая компания, в силу преобладающего участия в уставном капитале, имеет возможность прямо или
В.Н. Петухов Холдинг — это сложная хозяйственная структура типа корпорации [2].
В.А. Лаптев Холдинг — это совокупность взаимосвязанных участников, осуществляющих совместную деятельность [1].
Е.Н. Кравченко Холдинг — это структурированная организация юридических лиц, одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решение остальных участников холдинга (дочерних компаний) [3].
И.С. Шиткина Холдингом — является основное (преобладающие) общество, способное определять решения дочерних и зависимых обществ [4].
К.Я. Портной Холдинг — это группа лиц, которая включает головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими [5].
косвенно определять решения принимаемые участниками холдинга (дочерними компаниями).
Следует также отметить, что первые холдинговые компании, ориентированные на управление и господство над дочерними обществами посредством большинства долей участия, создавались в США.
В целом же при исследовании вопроса о возникновении холдингов, можно выделить две основные позиции:
1. Первая основывается на том, что местом рождения холдинга является США 1870—1890 гг. Развитие экономики США с 1850—1873 гг., совпадает с основанием первых холдинговых структур. В это время холдинги были распространены в нефтеперерабатывающей и сталелитейной промышленности. В этих отраслях были созданы компании, целью которых было исключительное владение долями участия и единое руководство зависимыми хозяйственными обществами.
2. Согласно второй — родиной холдинга признается континентальная Европа. Даты основания первых холдингов попадают на период 1822— 1890 гг. Холдинговые компании в Европе были ориентированы исключительно на вложение капитала и представлены в виде финансовых учреждений, таких как: «Societe Generale de Credit mobiler», «Societe Generale de Belgique», «Банк восточных железных дорог», «Швейцарский железнодорожный банк» и «The Nobel Dynamit trust company».
В зависимости от экономико-производственных отношений между участниками холдинга и способа организации холдингов, различают горизонтально и вертикально-интегрированные холдинги.
В мировой практике наиболее распространена вертикально-интегрированная структура холдинга, которая представляет собой — объединение предприятий по одной производственной цепочке (добыча сырья — переработка — выпуск готовой продукции — продажа готовой продукции).
Основными экономическими преимуществами вертикальной интеграции являются:
• высокая конкурентоспособность группы (в особенности на международном рынке);
• отсутствие транзакционных издержек между предприятиями входящими в структуру холдинга;
• рост экономической эффективности группы в целом за счет проведения единой политики (инвестиционной, производственно-хозяйственной, научно-технической).
В современных условиях глобализации экономики в развитии и поддержании деятельности холдинговых структур заинтересовано и государство. Для этого создаются ряд инструментов, поддерживающих деятельность холдингов. Одним из таких инструментов является налогообложение.
В мировой практике хозяйствования известны три типа взаимодействия предпринимательских объединений и государственной налоговой системы [6]:
1. Тип — Входящие в холдинговую группу предприятия рассматриваются, как отдельные налогоплательщики и самостоятельно исполняют свои налоговые обязательства. При этом результат сделок между членами группы учитывается в полном объеме, как если бы эти предприятия не состояли бы в холдинговой структуре.
Таблица 2
Характерные элементы СКН
Страны Порядок создания Субъекты КГН Степень консолидации Доля участия Налоговый статус
Австралия Головная компания подает заявление в налоговые органы о создании КГН не позднее срока подачи первой налоговой декларации в качестве консолидированной группы. КГН должна состоять из головной компании — резидента Австралии и хотя бы одной резидентной дочерней компании, холдинга. К консолидации применяется принцип: «one in, all in» 100% Единый налогоплательщик
Япония Заявление о создании группы должно быть подано не менее чем за 6 месяцев до начала отчетного года головной организации. Все виды японских корпораций. В группу обязаны войти все компании, полностью зависимые от головной. 100% Единый налогоплательщик
Нидерланды Заявление о создании КГН подается головной и дочерней компаниями. При этом группа может быть создана только по истечении 3 месяцев со дня подачи заявления. Участники КГН либо являются резидентами Нидерландов, либо имеют постоянные представительства на территории Нидерландов и соответствуют дополнительным требованиям. 95% Единый налогоплательщик
На современном этапе такой тип взаимодействия государства и холдингов практически не используется.
2. Тип — Налоговое право признает факт взаимосвязи между участниками холдинга, но при этом государство разрабатывает различные формы противодействия трансфертному ценообразованию и иным
формам обхода налогов, внутри группы. С другой стороны государство, частично или полностью освобождает от налогообложения хозяйственных операций между взаимосвязанными лицами.
Подобный тип взаимодействия является наиболее распространенным на сегодняшний день и используется в
различных вариациях в налоговом законодательстве большинства стран.
3. Тип — Государство вводит в налоговое право систему консолидированного налогообложения, особенностями которой являются:
• группа взаимосвязанных предприятий рассматриваются, как единый налогоплательщик;
• исполнение обязанностей по уплате налогов от имени всех участников холдинга, осуществляет головная компания;
• по налоговым обязательствам группы заполняется единая налоговая декларация;
• внутригрупповые операции освобождены от налогообложения;
• доходы и убытки группы, возникшие после консолидации, объединяются с возможностью взаимозачета.
Согласно мировые тенденциям развития налогообложения все большее распространение получает 3-й тип взаимодействия объединений и государственной налоговой системы. Такие страны-участницы Организации экономического сотрудничества и развития как Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, США, Финляндия, Франция, Япония ввели СКН в полном объеме (таблица 2).
В российском законодательстве понятиям «холдинг» и «холдинговая компания» уделено мало внимания.
Впервые термин «холдинговая компания» встречается в законе РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», однако что законодатель понимает под «холдинговой компанией» конкретно не уточняется: «На основании предприятий, входящих в
объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящие к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг». Процесс создания холдингов регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г.: № 1392 — «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий».
Российскими законодателями неоднократно предпринимались попытки узаконить холдинги, но все они были безуспешны.
Так в 1999 году, рассматривался закон «О холдингах», обязывающий регистрировать образовывающиеся холдинги, вести консолидированный отчет, в том числе и для налоговых целей, однако он был отклонен с формулировкой: «Холдинги ущемят интересы регионов» (в основном головные компании зарегистрированы в Московской области, а преобладающие количество производственных бизнес-единиц рассредоточены по всей стране, введя закон о холдингах, большая часть налоговых поступлений перенаправлялась бы в Москву).
Немаловажной спецификой российского государственного регулирования холдингов является налого-
Таблица 3
Основные преимущества СКН
Предприятия Государство
1. Упрощает ведение бизнеса, повышает его эффективность 2. СКН стимулирует развитие интегрированных структур 3. СКН способствует снижению налогового бремени СКН способствует унификации налоговой системы, а также упрощению налогового контроля за взаимосвязанными группами предприятий за счет: а) создания таких условий ведения предпринимательской деятельности, при которых слишком сложные консолидированные структуры перестают быть необходимыми; б) снятия необходимости осуществления контроля за применением трансфертных цен взаимозависимыми организациями.
обложение. Российское налоговое законодательство не признает взаимосвязанных юридических лиц как единого налогоплательщика. Из-за этого многие компании, имеющие вертикально-интегрированную структуру, часто используют налоговые схемы оптимизации и трансфертное ценообразование внутри холдинговой группы, что отрицательно сказывается на пополнении государственного бюджета налоговыми доходами.
В настоящее время Министерство Финансов Российской Федерации подготовило следующие законопроекты:
• «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». — По замыслу Минфина это позволит решить три задачи: сделает бессмысленным перемещение холдингами центров прибыли между регионами ради налоговой минимизации, упростит администрирование и позволит бизнесу без налогообложения перемещать денежные и материальные ресурсы внутри группы. Консолидация будет возможна, если доля участия основного общества в дочерних компаниях составляет не менее 90%. При этом общая сумма начисле-
ний федеральных налогов за год у консолидирующихся компаний должна превышать 15 млрд руб., суммарная выручка — 100 млрд руб., а активы — 1 трлн руб.;
• «об ужесточении правил борьбы с занижением налогов с помощью трансфертных цен». — Согласно нему, на внутреннем рынке под отчетность Федеральной налоговой службы (ФНС) попадут сделки взаимозависимых лиц годовым объемом более 1 млрд руб., а также на меньшую сумму в случае, если одна из сторон применяет налоговый специальный режим или же речь идет о сделках с сырьем. Внешнеторговые сделки будут контролироваться в случае, если они совершаются с биржевыми товарами (нефть, металлы) или заключаются с резидентами офшоров. Организации будут обязаны сохранять документы по таким сделкам и раз в год представлять их в ФНС. Если документов не будет и налоги будут уплачены с цены, признанной нерыночной, их ждут доначисления и штраф в размере 40% утаенной суммы.
Введение в действие данных законопроектов подтверждает факт того, что государство лишь старается ограничить появление новых холдинговых структур, при введении СКН, дейст-
вие второго законопроекта, относящегося к борьбе с трансфертными ценами, будет иметь обременительный характер для всей группы.
В связи с этим необходимо осуществлять постоянное изучение зарубежного опыта внедрения и функционирования СКН по следующим направлениям:
• изучение законодательства различных государств по СКН;
• изучение практического опыта функционирования СКН;
• выявление недостатков СКН в различных государствах и изучение опыта их решения.
• расчет экономической эффективности и потерь, связанных с введением СКН (параметры: снижение налоговых поступлений; их возможная компенсация за счет экономического роста; экономия или издержки, связанные с изменениями в системе налогового администрирования).
Преимущества внедрения СКН в российскую практику хозяйствования
1. Лаптев В. В. Холдинг как субъект предпринимательского права // Юридический мир. 2002. № 4.
2. Петухов В.Н. Корпорации в российской промышлености: законодательство и практика. М., 1999.
3. Кравченко Е.Н. Такие разные холдинги // Учет. Налоги. Право. 2000 № 17.
даст положительный эффект как для предприятий, так и для государства (табл. 3).
При введении СКН возможно снижение налоговых поступлений в бюджет, однако данный недостаток может быть компенсирован за счет:
1. Улучшения экономического положения групп предприятий и, как следствие, увеличения налоговых поступлений;
2. Стимулирования «вывода из тени» значительной части доходов предприятий, поскольку введение СКН предполагает игнорирование для целей налогообложения внутри-группового трансфертного ценообразования.
Таким образом, сложившиеся отношения между государством и холдинговыми структурами указывают на необходимость проведения реформ в налоговом законодательстве РФ, связанных с СКН, результатом которых должно стать устойчивое развитие экономики страны.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4. Шиткина И. С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие. М., 2001.
5. Портной К. Правовое положение холдингов в России / Научно-практическое пособие. — М.: Волтерс Клувер. 2010. — 304 с.
6. Иконникова O.A. Обзор по теме «консолидированная группа налогоплательщиков» — «Ремида Аудит>. 2003. ШИЗ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Фомина Ольга Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры, [email protected]
Кияшко Артем Вадимович — аспирант кафедры ФинГП, [email protected] Московский государственный горный университет.
А_.