®
УДК 316.6 ББК 88.3
СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОСТИ - АСОЦИАЛЬНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 1
Шатыр Юлия Александровна
Кандидат биологических наук,
доцент кафедры биоинженерии и биоинформатики, Волгоградский государственный университет yuliashatyr@gmail.com, biobio@volsu. ги
просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация
Мулик Ирина Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры педагогики и методики профессионального обучения,
Волгоградский государственный аграрный университет
mulikig@mail.ru
просп. Университетский, 26, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Кудрявцева Галина Алексеевна
Кандидат биологических наук,
старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии, Волгоградский государственный университет g. a.kudryavtseva@mail.ru, natuгe@volsu. ги
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Мулик Александр Борисович
Доктор биологических наук, профессор, директор института естественных наук, Волгоградский государственный университет mulikab@mail.ru, nature@volsu.ru
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлен гендерный анализ факторов формирования просоциальности - асоциальности у человека. Определен набор показателей, отражающих качественную и количественную выраженность мотивационных предпосылок социального поведения. Выполнена оценка актуализированности потребностей, характеризующихся как центростремительным началом, так и ориентированных на вовлеченность индивида в социум. Сравнительный анализ акцентуаций и свойств личности определил преобладание у женщин циклотимичности, эмотивности и экзальтированности на фоне доминирования у мужчин реактивной агрессивности и маскулинизма. Оценка выраженности эмпатии выявила преимущество эмоционального и интуитивного каналов в группе женщин, относительно мужчин. Предпринятое исследование определило наличие специфических особенностей формирования просоци-ального поведения у женщин, где ключевым элементом является доминирование
© (N
W
<
<
1-ч'
сЗ «
(D
Я «
ч l-i К
W
<
5
6
13
©
эмоциональных факторов инициации социальных поступков, причем в режиме ситуативного, реактивного реагирования.
Ключевые слова: полоролевое поведение, просоциальное поведение, асоциальное поведение, сложные формы поведения, социальные потребности.
Введение
Современные представления о тендерных проявлениях просоциальности - асоци-альности базируются на укоренившихся постулатах диффиренцированности типичных форм «мужского» и «женского» поведения. В основополагающих исследованиях Д. Бас-са [8] выделяются социальные факторы в качестве базовых элементов формирования стереотипных форм гендерного поведения. Несомненно, целенаправленное полоролевое воспитание предлагает акцентирование социально-психологических контекстов отдельно для мальчиков и для девочек. В процессе воспитания формируются адекватные биологическому полу гендерные стереотипы не только в поведении, но и во внешности, одежде, сфере игровых и последующих профессиональных предпочтений, психосексуальной ориентации и стиле сексуальной активности, манере речи, стиле взаимоотношений в микро- и макросоциуме [4].
Наряду с социальными факторами формирования гендерного поведения существует ряд биологических предпосылок, реализованных, прежде всего, в нейрогуморальном статусе мужского и женского организмов. Отмечаются половые различия в эмоциональной сфере, сенсорно-перцептивных способностях, психомоторных качествах, реализации поведенческих стратегий [1]. В исследованиях ряда авторов анализируется мотивационная сфера мужчин и женщин [2; 7]. При этом особая роль отводится внутренне организованной мотивации как процессу формирования мотива, инициированному имеющейся у человека потребностью, без внешнего вмешательства в выбор цели и способа ее достижения. Выявлены гендерные различия в силе мотивов достижения по отдельным ценностным ори-ентациям [6]. Однако в доступной литературе отсутствует анализ гендерного проявления мотивационной сферы по классическому набору потребностей: физиологических, потреб-
ностей в безопасности, репродуктивных потребностей, социальных потребностей, потребностей в познании, потребностей в самореализации.
Ранее выполненные собственные исследования позволили разработать методику дифференцированной оценки степени актуализации и установки на успех достижения результата по классическому перечню потребностей человека [5]. В рамках представленных исследований отсутствует предметно выделенный комплекс гендерных предпосылок формирующих просоциальность - асоциальность поведения человека. Данное обстоятельство обусловливает целесообразность предметной оценки выраженности внутренне организованных мотиваций во взаимосвязи с показателями просоциальности - асоциальности.
Материалы и методы
В качестве объекта исследования были задействованы учащиеся средних и высших учебных заведений Волгоградской области и г. Волгограда в возрасте 16-19 лет, в количестве 235 человек (125 девушек и 110 юношей). Посредством анкетирования определяли выраженность ряда показателей просоциально-сти - асоциальности поведения [3]. Акцентуации личности оценивали по методу К. Леон-гарда, коммуникативные и организаторские способности - по тесту КОС-2, уровень эм-патии определяли по методу Ю.М. Орлова, свойства личности выявляли посредством многофакторного личностного опросника FPI. Степень актуализации потребностей оценивали методом А.Б. Мулика [5]. При этом в каждой группе позиций, предметно характеризующих выделенную потребность, предлагалось отразить по семибалльной шкале собственное мнение в отношении двух вопросов:
A. Насколько, по Вашему мнению, значима для человека данная потребность?
B. Насколько удовлетворена в настоящий момент данная потребность у Вас?
Предлагаемая типологизация позволяет дифференцировать основные виды потребностей по их отношению к внешнему миру на потребности первого порядка (физиологические, потребности в безопасности, репродуктивные), характеризующиеся центростремительным началом, и потребности второго порядка (социальные, потребности в познании, в самореализации), ориентированные на вовлеченность в социум.
С целью дальнейшей детализации качественной оценки выделенных потребностей, а также перехода от абсолютных к относительным величинам изучаемых показателей рассчитывается степень актуализации потребностей (далее - САП). САП вычисляется как отношение потребности актуализированной (величина А) к потребности удовлетворенной (величина В): САП = потребность актуализированная / потребность удовлетворенная.
Расчет САП производится вначале по каждому пункту потребностей, затем полученные величины суммируются с учетом их принадлежности к целевым группам, и наконец, они делятся на потребности первого и второго порядка.
Статистический анализ данных выполняли методом Вилкоксона - Манна - Уитни и по /-критерию Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
Для предметной оценки особенностей влияния пола на качественную актуализацию потребностей был выполнен сравнительный
анализ выраженности показателя САП по выделенным позициям в абсолютных единицах (см. рис. 1).
Статистическая обработка полученных данных позволила определить преобладание САП у девушек в отношении физиологических, социальных и потребностей в самореализации (р <0,05), а у юношей - в отношении репродуктивных потребностей (р < 0,05) и потребностей в безопасности (р < 0,05). Потребности в познании были актуализированы в равной степени, и они доминировали относительно всех остальных потребностей по выраженности показателя А (5,74 балла при максимальных 7,0).
Полученные результаты позволяют констатировать, что актуализация социальных потребностей, непосредственно влияющих на просоциальность поведения, у юношей и девушек находится практически на одном уровне.
Сравнительный анализ выраженности акцентуаций (по К. Леонгарду), проведенный с учетом гендерной принадлежности испытуемых, выявил ряд отличий между группами юношей и девушек (см. рис. 2).
Среди представленных доминирующих показателей в группе девушек следует выделить эмотивность (р = 0,067 - тенденция к достоверности различий между группами), которая проявляется в повышенных переживаниях, гуманности и отзывчивости. Органичным дополнением эмотивности является экзальтированность (р < 0,003), придающая поведению порывистость, воодушев-
Рис. 1. Распределение выраженности степени актуализации потребностей в зависимости от пола испытуемых
ленность, эмоциональность. Присутствие циклотимичности (р < 0,03) наделяет поведение человека зависимостью от внешних событий. Имеющийся набор акцентуаций, преобладающих в группе девушек, обусловливает формирование у них более выраженной просоциальности.
Анализ свойств личности ^Р1) определил значимое преобладание показателей реактивной агрессивности (р < 0,05) и маскулинизма (р < 0,05) в группе юношей относительно девушек (см. рис. 3).
Данные результаты свидетельствуют о соответствии представителей выборочных совокупностей традиционному полоролевому поведению, характерному для мужского и женского типа.
Оценивая общую выраженность эмпа-тии (по Ю.М. Орлову) юношей и девушек, получили результат, свидетельствующий об отсутствии значимых различий между группами наблюдения (р = 0,076). При максимально возможном уровне суммарного показателя эмпатии в 36 баллов юноши продемонстрировали величину 15,7 ± 0,83 балла, а девушки - 17,6 ± 0,64 балла. Однако детализированная оценка отдельных каналов эмпатии выявила наличие значимого преобладания выраженности эмоционального (р < 0,05) и интуитивного (р < 0,005) компонентов, а также установки на реализацию эмпатии (р < 0,02) (см. рис. 4).
Представленные результаты свидетельствуют о более ярком проявлении у девушек
Экзальтированность
Эмотивность
Циклошмичиоаь
■
1
I Девушки Юноши
10 15 20
ед.
Рис. 2. Выраженность циклотимичности, эмотивности и экзальтрованности в зависимости от пола истытуемых
Рис. 3. Выраженность степеней реактивности агрессивности и маскулинизма в зависимости от пола испытуемых
Рис. 4. Тендерная выраженность некоторых каналов эмпатии
способностей входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать и соучаствовать, а также опираться на опыт, хранящийся в подсознании при реализации социального поведения. Кроме этого, девушки в большей степени стремятся к личным контактам, проявляют любопытство к другой личности и микросоциуму. В совокупности выделенные каналы и соответствующие характеристики наделяют девушек предрасположенностью и готовностью к ситуативному позитивному поведенческому реагированию на социальные стимулы.
Анализ проявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2) не выявил достоверность различий между группами наблюдения.
Таким образом, предпринятое исследование позволяет констатировать наличие совокупности внутренне организованных мотиваций к просоциальности поведения в большей степени у женщин, нежели у мужчин. Специфической особенностью женской просоци-альности поведения, на фоне отсутствия ярко выраженной актуализации социальных потребностей, является доминирование эмоциональных факторов инициации социальных поступков, причем в режиме ситуативного, реактивного реагирования.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Волгоградской области в рамках научного проекта №2 14-06-96504.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 544 с.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
3. Крылова, Н. В. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Н. В. Крылова, С. А. Маничев. - СПб. : Питер, 2000. - 560 с.
4. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. - М. : Смысл, 1999. - 533 с.
5. Мулик, А. Б. Уровень общей неспецифической реактивности организма человека / А. Б. Мулик, М. В. Постнова, Ю. А. Мулик. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2009. - 224 с.
6. Пономарева, Р. А. Психологические особенности ценностных ориентаций молодых рабочих на трудовую деятельность / Р. А. Пономарева // Вопросы психологии. - 1985. - №№ 5. - С. 91-92.
7. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - СПб. : Питер, 2003. - 860 с.
8. Buss, D. M. Psychological Sex Differences : Original Through Sexual Selection / D. M. Buss // American Psychologist. - 1995. - №> 50. - Р. 164-168.
REFERENCES
1. Ilyin E.P. Differentsialnayapsikhologiya muzh-chiny i zhenshchiny [Differential Psychology of Men and Women]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2003. 544 р.
2. Ilyin E.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and Motives]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 512 р.
3. Krylova N.V., Manichev S.A. Praktikum po obshchey, eksperimentalnoy i prikladnoy psikhologii
[Practicum in General, Experimental and Applied Psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 560 p.
4. Libin A.V Differentsialnayapsikhologiya: na peresechenii evropeyskikh, rossiyskikh i amerikanskikh traditsiy [Differential Psychology: at the Crossroads of European, Russian and American Traditions]. Moscow, Smysl Publ., 1999. 533 p.
5. Mulik A.B., Postnova M.V, Mulik Yu.A. Uroven obshchey nespetsificheskoy reaktivnosti organizma cheloveka [The Total Level of Non-Specific Reactivity of the Human Body]. Volgograd, Volgogradskoe nauchnoe izdatelstvo, 2009. 224 p.
6. Ponomareva R.A. Psikhologicheskie osobennosti tsennostnykh orientatsiy molodykh rabochikh na trudovuyu deyatelnosty [Psychological Features of Valuable Orientations of Young Workers to Labor Activity]. Voprosy psikhologii, 1985, no. 5, pp. 91-92.
7. Hekhauzen H. Motivatsiya i deyatelnost [Motivation and Activity]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2003. 860 p.
8. Buss D. M. Psychological Sex Differences: Original Through Sexual Selection. American Psychologist, 1995, no. 50, pp. 164-168.
SPECIFICS OF GENDER MANIFESTATION OF PROSOCIAL AND ANTISOCIAL FEATURES IN HUMAN BEHAVIOR
Shatyr Yuliya Aleksandrovna
Ph.D. in Biology, Associate Professor,
Department of Bioengineering and Bioinformatics,
Volgograd State University
yuliashatyr@gmail.com, biobio@volsu. ru
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Mulik Irina Gennadyevna
Assistant Professor,
Department of Pedagogy and Methodology of Vocational Training,
Volgograd State Agrarian University
mulikig@mail.ru
Prosp. Universitetsky, 26, 40002 Volgograd, Russian Federation
Kudryavtseva Galina Alekseevna
Ph.D. in Biology, Senior Researcher,
Laboratory of Psychophysiology,
Volgograd State University
g. a.kudryavtseva@mail.ru, nature@volsu. ru
Prosp. Universitetsky, 100, 400062, Volgograd, Russian Federation
Mulik Aleksander Borisovich
MD, Professor,
Director of the Institute of Natural Sciences, Volgograd State University mulikab@mail.ru, nature@volsu.ru
Prosp. Universitetsky, 100, 400062, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The paper presents an analysis of the gender factors in the formation of prosociality - asociality in humans. A set of indicators reflecting the quantitative and qualitative terms motivational prerequisites of social behavior is presented. The estimation actualization needs are characterized as the beginning of the centripetal and focused on the involvement of the individual in society. Comparative analysis and accentuation of
personality traits identified predominance of cycles, emotive and exaltation on the background of male domination of reactive aggression and masculinity. Assessment of the severity of empathy revealed the advantage of emotional and intuitive channels in the group of women relative to men. Undertaken study allowed to determine the presence of specific features of the formation of prosocial behavior of women, where the key element is the dominance of emotional factors initiation of social behavior, and situational mode, reactive response.
Key words: sex-role behavior, prosocial behavior, antisocial behavior, complex forms of behavior, social needs.