Научная статья на тему 'Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии'

Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE FORMS OF LEARNING / ХИМИЧЕСКАЯ НАУКА / CHEMICAL SCIENCE / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ / COMPREHENSIVE DEVELOPMENT / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / THINKING SKILLS / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / COGNITIVE CULTURE / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / PRACTICAL SKILLS / НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / NON-STANDARD METHODS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиганшина Динара Мансуровна

В статье описывается роль химии в современной жизни и важность её изучения в общеобразовательной средней школе. Рассказывается о нестандартных формах обучения, активизирующих познавательный процесс школьников. Кратко описываются цели, которые ставятся перед обучающимися, и выделяются основные принципы формирования познавательной культуры старшеклассников на уроках химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиганшина Динара Мансуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии»

Зиганшина Д. М. Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186064.htm.

ART 186064 DOI 10.24422/MCITO.2018.V7.14882 УДК 372.854

Зиганшина Динара Мансуровна,

аспирант кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Ураль ский государственный гуманитарно-педагогический университет» г. Челябинск [email protected]

Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии

Аннотация. В статье описывается роль химии в современной жизни и важность её изучения в общеобразовательной средней школе. Рассказывается о нестандартных формах обучения, активизирующих познавательный процесс школьников. Кратко описываются цели, которые ставятся перед обучающимися, и выделяются основные принципы формирования познавательной культуры старшеклассников на уроках химии. Ключевые слова: познавательная культура, химическая наука, мыслительные способности, практические умения, всестороннее развитие, активные формы обучения, нестандартные методы обучения. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

В современной российской педагогике в настоящий момент существуют актуальные проблемы, такие как преподавание дисциплин естественных наук в средней школе, и в частности предмета химия в старших классах, формирование познавательной культуры. В связи с тем что в условиях российской школы в старших классах на первом плане у большинства обучающихся находится подготовка к обучению в высших учебных заведениях, их отношение к химии различается в зависимости от необходимости сдавать выпускной экзамен по данному предмету.

Химия в современной жизни играет ведущую роль, так как эта наука применяется буквально во всех жизненно важных отраслях: промышленной сфере, сельском хозяйстве, строительстве, фармакологии, медицине, строительстве, экологии и других сферах человеческой жизнедеятельности. В соответствии с вышесказанным перед учениками средней школы ставятся определенные задачи. В первую очередь это осознанное и глубокое изучение основных положений химической науки - ее базовых понятий, основных законов, учений и теорий, а также приобретение теоретических знаний и практических умений в области химии, таких как развитие познавательных и мыслительных способностей обучающихся. Перед учителем средней школы стоит задача научить старшеклассников овладевать знаниями самостоятельно, сформировать всестороннее понимание роли химической науки в обществе, ознакомить школьников с применением химии в различных отраслях промышленности, деятельности человека. Также важна роль учителя в подготовке старшеклассников средней школы к осознанному выбору будущей профессии с учетом индивидуальных способностей каждого из учеников [1].

Содержание курса преподавания химии в средней школе не только включает в себя знакомство учеников с основами этой науки, но и формирует у учащихся научную картину мира, способствует всестороннему развитию личности, вызывает интерес к предмету, закладывает основы бережного отношения к экологии. Самый необходимый минимум образовательной науки химия разработан с учетом современных тенденций развития этой науки. Изучение такой многогранной науки, как химия, в рамках общеобразовательной программы обеспечивает высокое интеллектуальное развитие выпускников средних школ.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиганшина Д. М. Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186064.htm.

Кратко рассмотрим цели, которые ставятся перед старшеклассниками при изучении химии в средней школе:

1. Овладение основными понятиями и символами науки, формирование начальной системы представлений о химических элементах, их взаимодействиях и применении на практике.

2. Формирование материальных представлений об окружающем мире, осознание необходимости химической науки.

3. Развитие способностей подвергать анализу и умения оценивать явления, которые связаны с химией, приобретение навыков обращения с веществами, которые используются в повседневной жизни, с целью их безопасного применения; умение организовать экологически безопасное поведение с целью сохранения собственного здоровья и окружающей среды.

4. Установление связей между химическими явлениями, которые наблюдаются на уроках, и процессами, происходящими в повседневной жизни, объяснение многообразия веществ: как зависят их свойства от их строения и состава, а также как применяются вещества в зависимости от их свойств.

5. Изучение веществ путем различных методов: наблюдения за их взаимодействиями и перехода из одного состояния в другое в процессе проведения различных химических экспериментов в лабораторных условиях с применением необходимого оборудования.

6. Формирование осознания огромного значения химии в промышленности и экологии, в решении проблем загрязнения окружающей среды, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Однако далеко не все старшеклассники, которые обучаются в общеобразовательной школе, осознают необходимость изучения предмета химии. Поэтому в результате такие ученики по окончании школы не могут обладать компетенциями, которые связаны с основными понятиями органической и неорганической химии. В связи с этим актуальной задачей современной педагогики является исследование специфики познавательной культуры учащихся по отношению к другим задачам педагогики и научных путей ее развития.

В современных образовательных условиях учитель химии должен не только владеть на высоком уровне знаниями по предмету, методиками преподавания и современными педагогическими технологиями, но и уметь применить на практике эти умения. Необходимо моделировать и комбинировать различные педагогические ситуации, чтобы постоянно провоцировать интерес обучающихся к получению новых знаний по предмету химия.

Нужно отметить, что в практической педагогике традиционные методы обучения уже в значительной мере утратили свою актуальность на современном этапе развития общества. Сейчас очень востребованы активные формы обучения в связи с их высокой эффективностью, именно они и выдвигаются на первый план. Основной задачей внедрения активных форм обучения является формирование конкурентоспособного, самостоятельного, творческого и всесторонне развитого человека. Поэтому в поисках новых путей совершенствования процесса обучения нужно учитывать не только методы передачи информации, но и модернизацию методов формирования у детей практических умений и навыков.

Активность учеников на уроках химии - это прямая реакция на то, какие педагогические методы и приемы применяет учитель в своей работе. Под активными методами обучения нужно понимать те, которые могут по максимуму повысить уровень познавательной активности старшеклассников и стимулируют их к получению все новых знаний по данному предмету.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиганшина Д. М. Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186064.htm.

В методической литературе по педагогике существуют стандартные и нестандартные методы обучения. Именно нестандартные формы проведения занятий способны сделать уроки химии интересными и увлекательными и привлечь интерес учеников к изучению этого предмета. К таким методам можно отнести проведение занятий в виде конференции, соревнований, конкурсов, викторин, диспутов, аукциона знаний, экскурсии, интервью, лекции, творческого отчета и др. [2]

Химия очень тесно связана с естественными, гуманитарными науками, так как обоснование некоторых химических явлений требует обращения к географии, физике, истории, биологии и другим дисциплинам.

Одним из главных принципов разработки образовательного процесса по химии является учет межпредметных связей. Но для их успешного применения у учителя должен быть очень высокий уровень личностного развития, широкий кругозор, чтобы свободно применять данный метод преподавания. В процессе обучения старшеклассников химии учитель опирается на подготовку обучающихся по другим учебным дисциплинам и формирует основу для дальнейшего изучения некоторых вопросов на уроках физики, биологии, географии. Правильная реализация межпредметных связей позволяет старшеклассникам проявить активность в изучении предмета химии и одновременно повышает мотивацию к расширению знаний по другим предметам. Акцентирование внимания на значении изучаемой темы по химии для знаний смежных предметов вызывает повышенный интерес у учеников, концентрирует внимание, развивает память и логическое мышление. Подготавливая проведение подобных уроков, нужно обязательно учитывать общий уровень подготовленности учеников, так как реализация межпредметных связей происходит на разных этапах познавательной деятельности. Любой учитель задается вопросом о мотивации обучения и развитии познавательного интереса учащихся к его предмету. В данном аспекте возможности не имеют границ - на уроках химии ученики проводят различные опыты, прогнозируют результаты, на практическом опыте проверяют теоретические знания. Учащиеся определяют массовые доли вещества в растворах, процентное соотношение смесей, выход продукта от теоретически возможного, но это невозможно без математических знаний. При изучении химических элементов и веществ возможно осуществить связь с географией, обратить внимание учеников на нахождение их в природе, при этом учитель работает с географической картой. Однако в осуществлении межпредметных связей могут быть некоторые затруднения: не всегда могут совпадать сроки изучения материала по химии с другими предметами, и в связи с этим не может быть использована некоторая информация при изучении определенной темы по химии [3].

Из вышеприведенной информации следует, что применение межпредметных связей дает высокую результативность. Ученики старших классов формируют свою активную жизненную позицию, стремятся применять полученные знания на уроках химии на практике. Повышается интерес к изучаемой науке, мотивация к обучению, активизируется мыслительная деятельность учащихся.

За последнее десятилетие в современной педагогике в средней общеобразовательной школе уже заметно развитие новых тенденций, направленных на усиление личностного развития. К этим тенденциям можно отнести индивидуальный подход в обучении, творческую направленность среднего образования и применение современных технологий в процессе обучения. В педагогической деятельности все чаще применяются понятия «исследование» и «исследовательская деятельность», однако при этом нет их четких определений. Исследовательские способности учащихся старших классов средней школы представляют собой некоторые умения: видеть проблему, вырабатывать гипотезу, наблюдать, проводить эксперимент, давать определение понятиям и многие другие.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиганшина Д. М. Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186064.htm.

В настоящий момент существует разделение на школы или на классы гуманитарной направленности и технического профиля. В связи с этим преподавание химии тоже имеет свои специфические особенности и направления.

В классах гуманитарного профиля курс преподавания химии рассчитан на то, чтобы выпускник средней школы усвоил только основы химических знаний. Это необходимо для ориентации в общественно значимых ситуациях, которые связаны с химией. Курс химии для средних школ гуманитарной направленности профиля должен быть в значительной мере культурологическим, который раскрывает роль химии в качестве элемента человеческой культуры.

В содержании преподавания курса химии для средних учебных заведений и классов технического профиля должны раскрываться основные направления, в которых химия используется в разнообразных сферах производственной деятельности, таких как строительство, машиностроение, сельское хозяйство и др. Так как разнообразие специальностей, которые требуют знания химии, очень большое, проблематика может варьироваться в зависимости от производственного окружения населенного пункта и технических возможностей самой школы. Эти факторы определяются самим педагогом.

Если рассматривать позиции, по которым определяются принципы формирования познавательной культуры, то в таком случае учитывается, что разные типы познавательных культур определяются концепцией истины, которая принята за основу определенным социумом. Говоря о старших школьниках, нужно обязательно брать во внимание, что данная социальная группа состоит из подростков, истиной для которых является знание, полученное в значительной мере эмпирическим путем, так как в настоящее время авторитеты родителей и учителей имеют меньшее значение.

Современные исследования в области преподавания химии указывают на то, что ключевой является активизация познавательного процесса, которая осуществляется при условии активного взаимодействия школьников с дидактическим составляющим предмета [4].

Таким образом, можно выделить главные принципы формирования познавательной культуры старшеклассников, ими должны стать следующие положения:

- организация учебного процесса, который благоприятен для свободного выражения мнения при обсуждении вопросов относительно некоторых положений химии;

- в приоритете деятельное познание законов химии посредством экспериментальной деятельности;

- определение границ химической науки современности, наличие уже имеющихся постулатов и новых направлений развития;

- предложение способов и методов реализации процесса обучения, которые позволяли бы учитывать этнокультурные и религиозные особенности учеников.

Данные принципы должны стать основой для разработки критериев для выбора инструментов методического сопровождения образовательного процесса [5].

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Как видно из практики, использование нестандартных форм уроков носит систематический характер, при подобной педагогической деятельности ученики значительно легче и быстрей будут воспринимать как теоретический материал, так и способы его практического применения. Такие формы проведения занятий выполняют функции одновременно познавательные и воспитательные. На подобных уроках старшеклассники могут применить приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, также привлекаются к активной работе более слабые учащиеся. Такая работа развивает логическое мышление, развивает смысловую и образную память. Все эти факторы разносторонне развивают личность обучающихся, учат аргументированно доказывать

Зиганшина Д. М. Специфика формирования познавательной культуры обучающихся старших классов на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V7. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/186064.htm.

свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивают чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формируют осознанные нормы поведения, учат внимательности, терпимости и самообладанию, сообразительности и скорости мышления. При соблюдении всех вышеперечисленных условий ученики с огромным удовольствием изучают химию и показывают свои знания и умения, а также могут применять их на практике.

Ссылки на источники

1. Исаев Д. С., Соболев А. Е. Региональная ассоциация учителей и преподавателей химии: опыт решения тактических задач // Химия в школе. - 2017. - № 3. - С. 2-5.

2. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Как формировать естественнонаучную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // Теоретические и методологические проблемы современного образования. - М., 2016. - С. 31-36.

3. Худякова С. Н. Межпредметные связи как метод повышения мотивации обучение учащихся на уроках химии // Вестник научных конференций. - Тамбов, 2016. - № 5. - С. 109-110.

4. Общая методика обучения химии. Учебно-воспитательные вопросы: пособие для учителей / Т. В. Смирнова, М. В. Зуева, Т. З. Савич и др.; под ред. Л. А. Цветкова. - М.: Просвещение, 1982. С. 223.

5. Сурин О. В. Методика проблемно-развивающего обучения химии в средней школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2011. - № 2. - С. 135-139.

ISSN 2304-120Х

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

Dinara Ziganshina,

Post-graduate Student, Pedagogy and Psychology Chair, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

Specific character of high school senior grades students' cognitive culture formation at chemistry lessons

Abstract. The article describes the role of chemistry science in modern life and the importance of its study in secondary school. Non-standard forms of learning, which activate cognitive process of students, are noted. The author briefly describes the goals that are set before students and highlights the basic principles of high school students' cognitive culture formation at chemistry lessons.

Key words: cognitive culture, chemical science, thinking skills, practical skills, comprehensive development,

active forms of learning, non-standard methods of learning.

References

1. Isaev, D. S. & Sobolev, A. E. (2017). "Regional'naya associaciya uchitelej i prepodavatelej himii: opyt resheniya takticheskih zadach", Himiya v shkole, № 3, pp. 2-5 (in Russian).

2. Zagranichnaya, N. A. & Parshutina, L. A. (2016). "Kak formirovat' estestvennonauchnuyu gramotnost' uchashchihsya pri izuchenii himii i biologii", Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya, Moscow, pp. 31-36 (in Russian).

3. Hudyakova, S. N. (2016). "Mezhpredmetnye svyazi kak metod povysheniya motivacii obuchenie uchashchihsya na urokah himii", Vestnik nauchnyh konferencij, Tambov, № 5, pp. 109-110 (in Russian).

4. Cvetkov, L. A. (ed.) (1982). Obshchaya metodika obucheniya himii. Uchebno-vospitatel'nye voprosy: posobie dlya uchitelej, Prosveshchenie, Moscow, p. 223 (in Russian).

5. Surin, O. V. (2011). "Metodika problemno-razvivayushchego obucheniya himii v srednej shkole", Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika, № 2, pp. 135-139 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 03.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.05.18

Принята к публикации Accepted for publication 18.05.18 Опубликована Published 31.07.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Зиганшина Д. М., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.