СПЕЦИФИКА ДЕФИНИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОБЫДЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕРМИНОВ ИЗ ПОНЯТИЙНОЙ СФЕРЫ «ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ»)
А.Г. Балобанова
Ключевые слова: медицинские термины, профессиональная семантизация терминов, обыденная семантизация терминов, стратегия семантизации, дефиниционная стратегия. Keywords: medical terms, professional semantization of the terms, ordinary semantization of the terms, the strategy of semantization, definitional strategy.
В настоящее время в лингвистике большое внимание уделяется проблемам изучения языка науки, в том числе терминологии. Основной акцент при этом делается на совершенствование системы терминов как элементов научной коммуникации, замыкающейся внутри профессиональной сферы. В условиях усложнения интеллектуальной деятельности человека, быстро развивающихся технологий, такой подход приобретает особую актуальность, так как имеется профессиональная (внутринаучная) потребность в строго терминированных и логических стратегиях рефлектирования над значениями языковых знаков, достоверно отражающих главные информационные характеристики предметов, событий и процессов реального мира. Хорошо развитая, упорядоченная терминология является инструментом научной, практической и учебной сфер профессиональной деятельности.
Не вызывает сомнений и то, что проблема терминологической грамотности актуальна не только для специалистов, но и для самых широких слоев населения. Именно этим обусловлен интерес к медицине как системе научных знаний и практической деятельности, целями которой является укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение заболеваний. Главной задачей данной статьи является выявление и описание специфики функционирования терминов в обыденном и профессиональном сознании, а именно
- рассмотрение их семантизации непрофессионалами - абитуриентами и профессионалами - практикующими врачами.
В связи с такой постановкой проблемы отметим следующее. В современных лингвистических исследованиях понятие «семантиза-ция» охватывает широкий и разнообразный спектр языковых явлений, вследствие чего оно не определяется однозначно. В данной работе мы рассматриваем семантизацию как форму метаязыковой деятельности носителя языка, направленную на экспликацию мыслительного содержания, репрезентируемого словом в его (носителя) языковом сознании.
Под стратегией семантизации мы понимаем «закономерный способ мыслительного действия, в результате которого происходит осмысление и истолкование значений» [Ростова, 2000, с. 120]. Современные исследования позволяют говорить о следующих типах стратегий: дефиниционная, описательная, ассоциативная, контекстная, мотивационная и отсылочная. Предпочитаемый выбор стратегий обусловлен как свойствами лексических единиц - объекта толкования, так и ментальными особенностями «дефинирующего субъекта».
Конкретной задачей данного исследования, как было указано выше, является описание дефиниционной стратегии семантизации медицинских терминов, выявленной в результате лингвистического эксперимента, отражающего особенности реального функционирования медицинских терминов в сознании как рядовых носителей языка, находящихся на начальном уровне профессионализации, так и профессионалов.
В качестве испытуемых выступили 50 абитуриентов Новосибирского государственного медицинского университета и 50 слушателей курсов «Избранные главы терапии», которые проводились на кафедре терапии гематологии и трансфузиологии ФПК и ППВ на базе городской клинической больницы № 25 г. Новосибирска.
Анализу были подвергнуты медицинские термины из понятийной сферы «Внутренние болезни». Информантам было предложено дать определение следующим терминам: гастрит, пиелонефрит, тригонит, холангит, холецистит, цистит.
Выбор этот вполне обоснован не только потому, что наибольшее число людей страдают заболеваниями внутренних органов, но и потому, что одной из крупнейших отраслей теоретической и практической медицины является направление «Внутренние болезни».
Согласно выдвигаемому нами тезису, толкование узкоспециальной терминологической лексики осуществляется посредством
использования дефиниционной стратегии. Она позволяет обнаружить вариативность семантизирующего результата, проявляющегося в содержании толкования, а именно, в репрезентируемом денотате и наборе дифференциальных признаков.
При построении дефиниции информант стремится объяснить значение слова, оперируя признаками, на его взгляд, наиболее характерными для этого слова. Под дефиницией мы понимаем описание какого-либо понятия, содержащее наиболее существенные, значимые его признаки. Среди дефиниций широкое распространение получили классификационные, определяющие понятие через родовидовые отличия.
При толковании терминов, относящихся к денотативной области «Внутренние болезни», были получены определения, структура которых подчиняется логике построения дефиниций, предполагающей наличие двух компонентов (полные дефиниции) с указанием ближайшего рода (класса) и видового отличия.
В первую очередь информантами выделяется родовой компонент как признак родовой принадлежности предмета. Приведем примеры.
Врачи - участники эксперимента - отметили, что тригонит -это воспаление; заболевание. Гастрит - это заболевание; воспаление; процесс; поражение. Абитуриенты указали, что тригонит - это болезнь /заболевание; лекарство; воспаление. Гастрит - это заболевание / болезнь; воспаление; язва; поражение; нарушение; расстройство; вид заболевания. Как видно из примеров, на этапе соотнесенности с денотатом вариативность семантизирующего результата у врачей представлена в минимальной степени, а у абитуриентов с достаточно широкой степенью абстракции.
Второй этап семантизации предполагает процесс дифференцирования, основанный на выделении существенных, уникальных свойств и качеств объекта.
Подавляющее большинство испытуемых, как врачей, так и абитуриентов, в первую очередь указали на локализацию.
Врачи дают следующее определение: гастрит - это воспаление желудка; слизистой оболочки желудка. Пиелонефрит - это воспаление почечных лоханок; чашечно-лоханочного аппарата почек; лоханочной системы почек. Тригонит - воспаление мочепузыр-ного треугольника; треугольника мочевого пузыря. Холангит - воспаление желчных протоков; желчевыводящих путей. Холецистит -воспаление желчного пузыря; слизистой желчного пузыря. Цистит
- воспаление мочевого пузыря; слизистой оболочки мочевого пузыря.
Абитуриенты определили, что гастрит - это заболевание желудка; кишечника; ЖКТ; нарушение в пищеварительной системе. Пиелонефрит - болезнь почек; воспаление почечных чашек. Триго-нит - болезнь легких; воспаление мочевого треугольника; заболевание гортани. Холангит - воспаление нижних дыхательных путей; желчных протоков; хрящевой ткани; желчевыводящих путей; носоглотки. Холецистит - воспаление печени; желчного пузыря; моче-выводящих путей; желчевыводящих путей; заболевание печени; мочевой системы; железы. Цистит - болезнь печени; мочеиспускательных каналов; воспаление желчного пузыря; мочеполовой системы.
Приведенные примеры показывают, что наличие специальных знаний в области медицины позволило врачам точно указать на пораженный заболеванием орган / участок органа, в то время как абитуриенты из-за отсутствия необходимой подготовки при определении локализации не были едины в своем выборе.
В процессе анализа дефиниций было выявлено, что определение термина может быть этим исчерпано либо дополнено еще одним или несколькими существенными видовыми признаками.
Локализация болезни, которая может осуществляться на различных участках организма и изменяться в зависимости от течения болезни, объясняет разнообразие симптоматики. Поэтому она является следующим важным дифференцирующим признаком в ответах врачей. Например, гастрит проявляется болями, диспепсическими расстройствами, изжогой и др. Для пиелонефрита характерно то, что он сопровождается /о, тяжестью в области почек, повышением количества Ь, белка, бактерий в моче; основной симптом - изменение мочевого осадка.
Стабильным оказался компонент симптоматики и у абитуриентов. В ответах информантов гастрит - это заболевание, характеризующееся повышенным уровнем кислотности; заболевание, при котором наблюдаются острые боли желудка. При цистите возникает боль в мочеиспускательном канале.
Ответы врачей показали, что клиническое мышление предполагает овладение различными категориями, прежде всего связанными с симптомами и синдромами. Представление о симптомах и синдромах внутренних болезней необходимо, чтобы поставить правильный диагноз и назначить эффективное лечение.
У абитуриентов представление о том, как выражается и проявляется заболевание, складывается, прежде всего, на основе жалоб больного.
Следующим по значимости видовым признаком для всех заболеваний в определениях врачей является патогенез.
У гастрита они указывают на воспалительный процесс; воспалительное заболевание; заболевание воспалительного характера. В определениях пиелонефрита клиницисты отметили, что это - воспалительное заболевание / процесс. Холангит - воспалительный процесс / заболевание. Холецистит - воспалительный процесс. Цистит - воспалительный процесс / заболевание.
Теперь обратимся к ответам абитуриентов. В определениях гастрита они отметили, что это заболевание, при котором происходит разрушение его слизистой ; воспалительное заболевание. При холецистите поджелудочная железа недостаточно вырабатывает ферменты; воспалительное заболевание. Цистит - паразитическое заболевание.
Знания в области патологической физиологии, патологической анатомии, знания типовых патогенетических реакций, их течение и взаимодействие между собой позволили врачам дать описание патогенетическим процессам в вышеуказанных заболеваниях. У абитуриентов этот компонент несет в себе недостоверную информацию и встречается только в определениях гастрита, холецистита и цистита.
Следующим существенным признаком в ответах как врачей, так и абитуриентов является этиология. Врачи указали, что гастрит - это заболевание, вызванное бактериями helicobakter pilori (прав. Pylori); заболевание, возникающее при злоупотреблении жирной пищей; вызываемое многими факторами (алиментарными, средовыми, наследственными), в том числе, инфекционными (H. Pylori); заболевание, связанное с нарушениями диеты, стрессовыми ситуациями. Пиелонефрит - это заболевание, вызванное стрептококком. Тригонит - воспаление, вызванное гонококком и трихомонадой.
Абитуриенты отметили, что гастрит - это болезнь, возникающая из-за неправильного питания; возникает при плохом питании; вызванное бактериями; вызванное неправильным режимом и качеством питания. Пиелонефрит - это простудное заболевание. Цистит - заболевание мочеиспускательной системы из-за (простуды) охлаждения органов. Холецистит - простудное заболевание.
Ответы специалистов показали, что раскрытие этиологии болезни имеет важное практическое значение для врача т. к. позволяет целенаправленно воздействовать лечебными средствами на причинный фактор болезни. Элементарные знания в области рациональной профилактики также позволили некоторым абитуриентам частично раскрыть причину внутренних заболеваний.
К перечисленным выше признакам информантами было еще добавлено течение заболевания.
Специалисты указали, что гастрит - это острое или хроническое воспаление. Пиелонефрит - острое воспаление; хроническое заболевание. Абитуриенты отметили, что холецистит - острое воспаление; хроническое заболевание.
К наиболее редким признакам в ответах информантах относятся - прогноз и лечение. Вызывает интерес тот факт, что в определениях врачей полностью отсутствует такой компонент, как лечение заболевания, тогда как у абитуриентов такие случаи были отмечены. Испытуемые-абитуриенты указали, что при гастрите в период лечения из рациона исключается острая, соленая, жареная, жирная и т.п. пища. В свою очередь, в определениях специалистов встретился прогноз: по поводу гастрита было указано, что это заболевание, в целом, с неблагоприятным исходом.
Сравнивая набор признаков, составляющих ответы врачей, с набором признаков, входящих в определения абитуриентов, можно обнаружить в них определенную общность. Самыми значимыми дифференцируемыми признаками заболеваний оказались локализация, этиология, симптоматика, патогенез, течение заболевания.
Представляется, что минимализм дифференцирующих признаков в определениях испытуемых объясняется уровнем их подготовки. Вполне понятно, что у абитуриентов это связано с отсутствием необходимой информации, а в сознании врачей, напротив, опознавательные признаки заболевания редуцируются, остается только основная, необходимая информация, которая и образует минимум дифференциальных признаков, вполне достаточный для узнавания заболевания и отличия его от других.
Также в результате эксперимента были получены определения, состоящие из одного компонента (неполные дефиниции), где указывался либо только родовой, либо видовой компонент.
Так, у абитуриентов указание только на родовой компонент встречается гораздо чаще, чем у врачей. Например, у пиелонефрита
- 5 (10%); тригонита - 7 (14%), холангита - 7 (14%), холецистита
- 4 (8%), цистита - 2 (4%). А в определениях врачей указание на
видовой признак встречается чаще, чем у абитуриентов. Гастрит -2 (4%), пиелонефрит - 2 (4%).
На наш взгляд, это вполне закономерно, потому что на начальном уровне профессионализации многие абитуриенты способны лишь отнести данный объект к какому-то определенному классу. Родовым компонентом в их определениях зачастую выступает дисциплинарная категория (заболевание, воспаление, болезнь), а врачи, напротив, не включают в дефиниции родовой признак, считая его несущественным, делая акцент на видовых признаках (симптоматику и локализацию).
Данные статистического анализа показали, что 100% абитуриентов дали толкование только одному термину - гастрит, в то время как врачи, кроме этого термина, дали 100% описание циститу, холециститу и пиелонефриту. 98% врачей дали определение холан-гиту и 50% описали термин тригонит. 86% абитуриентов справились с термином цистит, 74% дали определение холециститу, 70% испытуемых описали термин пиелонефрит. И только 34% опрошенных абитуриентов дали толкование терминам тригонит и холангит.
Полученные результаты позволяют говорить о существовании закономерностей осознания и дефинирования медицинских терминов. Информанты (как врачи, так и абитуриенты) стремились к логически выстроенному дефинированию обозначаемого словом понятия. В процессе толкования медицинских терминов врачи актуализировали профессиональную когнитивную систему, которая позволила им точно определить денотат и выявить существенные его признаки. Выбор дефиниционной стратегии абитуриентов также продемонстрировал наличие общей, достаточно известной рядовым носителям языка информации о денотате, благодаря чему они определили денотат как элемент общего класса и выделили дифференциальные признаки в структуре дефиниции.
Литература
Балобанова А.Г. Реальная семантика медицинских терминов (на материале толкований практикующих врачей). [Электронный ресурс]. http://ngmu .ru/cozo/mos/article/text_full. php?id=1363
Балобанова А.Г. О дефиниционной стратегии семантизации медицинских терминов (на материале определений студентами терминов из понятийной сферы «Инфекционные болезни») // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4 (60)Т. 3.
Голев Н.Д. Обыденное и профессиональное лексикографирование: аспекты и оппозиции; Общий очерк концепции в «Словаре обыденных толкований русских слов» //
Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Кемерово, 2010.
Ростова А.Н. Стратегия толкования значения слов говорящими: обусловленность языковыми факторами и когнитивными способностями // Актуальные проблемы русистики. Томск, 2000.