Mines in 1851-1852 / D. Shirley. - San Francisco : Thomas C. Russell Private Press, 1922. -350 p.
11. Stewart G. R. Bret Harte : Argonaut and Exile / G. R. Stewart. - Port Washington (N. Y.) : Kennikat Press, 1959. - 385 p.
12. Walker F. The San Francisco Literary Frontier / F. Walker. - Seattle ; L. : Univ. of Washington Press, 1970. - 400 p.
t
Поступила 15.06.09.
СПЕЦИФИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА В ПРОЗЕ И. МЕЙЛЕРА
Е. В. Чернецова
В статье рассматриваются особенности проблематики и поэтики биографического повествования в прозаических текстах Н. Мейлера. Определяя слияние документа и вымысла как основную тенденцию в творчестве писателя и пытаясь проследить развитие биографического метода в его работах, автор выстраивает ряд из произведений, в которых черты биографического используются как вспомогательный элемент в художественном повествовании и, напротив, художественность проявляется как неотъемлемая часть документального повествования.
Американский писатель Норман Мейлер, отображая настроения и противоречия жизни США и предлагая решение социально-политических и психологических проблем общества и человека, создал книги о разных странах, людях и временах. Многие его произведения являются в той или иной степени биографиями, например, «Мэрилин. Био-грфия» (Marilyn. Biography, 1973). Еще одна работа заявила о принадлежности к этому жанру уже в заглавии — «Портрет Пикассо в юности: версия биографии» (Potrait of Picasso as a Young Man: An Interpretive Biography, 1995). Созданная в один год с ней «История Освальда: американская тайна» (Oswald's Tale: an American Mystery, 1995), книга о человеке, обвиненном в убийстве президента Дж. Ф. Кеннеди, представляет собой повествование, приближенное к биографическому расследованию.
Центром документального романа «Песнь палача» (The Executioner's Song, 1989) оказывается личность приговоренного к смерти убийцы, Гари Гилмора. Масштабное полотно «Призрак проститутки» (Harlot's Ghost, 1991) автор называет «романом воспитания» (bildungsroman), углубленным рассказом о «воспитании и развитии молодого человека» [4, с. 100]. Это пове-
ствование о жизни Гарри Хаббарда, своего рода автобиография героя. «Евангелие от Сына Божия» (The Gospel According to the Son, 1997) излагает жизнь Иисуса Христа от его имени. Последний роман Н. Мейлера «Замок в лесу» (The Castle in the Forest, 2007) представляет собой рассказ о семье, детстве и юности Адольфа Гитлера, написанный слугой дьявола.
Кроме того, направленность и содержание творчества Н. Мейлера в значительной степени обусловлены тем, как он понимает роль творческой личности в обществе. По этой причине центральное место в сюжетно-композиционном пространстве многих его романов занимает личность отдельного героя, часто творца, описывающего свою или чужую жизнь.
При попытке проследить эволюцию стратегии биографического повествования можно заметить пристрастие Н. Мейлера к синтезу документа и вымысла, постепенное размывание границ между художественными и документальными жанрами в его творчестве и в итоге слияние жанров, создание более сложной образной комбинации, чем документ/вымысел. В романе «Замок в лесу», например, автор соединил факты с элементами фантастического.
© Е. В. Чернецова, 2011
«Финно-угроведение. Филологические науки»
В книге, посвященной Мэрилин Монро, Н. Мейлер описывает историю семьи и жизни актрисы, но не показывает читателю становление ее личности. Писатель рассматривает образ Мэрилин с точки зрения ее уникальности. Он приводит отрывки из других биографических описаний актрисы, из интервью с людьми, которым довелось с ней общаться или работать: «Меня часто спрашивают, как стать похожей на Мэрилин Монро, а я отвечаю: „Голубушки, найдись у вас хоть половина, хоть четверть той смекалки, какая была у той девчушки, вы тоже будете купаться в лучах славы. Но такой, как она, уже никогда не встретится"» (Эм-мелин Снивли) [3]. Автор постоянно напоминает, что, в сущности, особым талантом и умом Монро не отличалась, не играла особых ролей, не обладала единственной в своем роде красотой, но подчеркивает, что она — «самая яркая киноперсона, когда-либо представавшая перед объективом фотокамеры» [3].
Особое место в тексте отведено роли повествователя, биографа, «в обязанность которого входит выявить истоки ее исключительности» [3], и романиста в одном лице. Комментируя художественный метод и обосновывая написанное, Н. Мейлер не скупится на отступления вроде: «И тут, думается, романисту самое время воспользоваться своим правом на домысел, сочинив диалог вроде нижеследующего...» [3]. Автор постоянно размышляет в книге, прорисовывая образ героини до мельчайших подробностей с лаконичностью, присущей романисту: «Все мы пребываем в убеждении, что у одиноких, ушедших в себя людей — богатый внутренний мир. Порою не замечая, что последние обнаруживают тенденцию замкнуться в мире своих фантазий, склонность к нарциссизму. Однако „нарциссизм" — не совсем точное определение, из него, в частности, не вытекает внутренняя безысходность такого романа с самим собой, мучительное ощущение неспособности любить кого-либо другого иначе как данника собственных волшебных грез» [3]. При этом он старается писать с точностью и представлением порой противоречивых фактов, присущими документалисту. Говоря о смерти актрисы, писатель всерьез рассматривает версию об убийстве и считает, что у ФБР или ЦРУ имелось более чем достаточно оснований устроить Роберту Кеннеди скандал. С образом Мэрилин Монро у Мейлера связана тема судьбы творческой личности в Америке, которая, как он не раз подчеркивал, жестоко обращается со своими талантами.
144
Тема творческой личности продолжается и в работе «Портрет Пикассо в юности: версия биографии». Автор определяет ее жанр как «истолковывающее жизнеописание» [2, с. 6]. В заглавии четко просматривается аллюзия на «Портрет художника в юности» Джеймса Джойса. Как отмечает Александр Генис, «модернизм — ведущая художественная идея столетия — выразил себя в творчестве равно великих и равно непохожих гениев» [1] — и Пикассо, и Джойса. Особенно явно черты модернизма проявились в раннем творчестве художника. Но автор здесь не излагает особенности стиля героя, а пишет о его жизни и творчестве. Н. Мейлер «старался, чтобы эта книга обладала, прежде всего, достоинствами произведения литературного, и стремился сделать Пикассо не менее реальным, чем любой персонаж жизни или искусства» [2, с. 6].
«История Освальда: американская тайна» — биография Ли Харви Освальда, которая переплетается с романами «Песнь палача», продолжая тему убийцы, и романом «Призрак проститутки», продолжая тему спецслужб. Действие книг, созданных в 1990-е гг., развернуто в недрах ФБР и ЦРУ. Автор постарался встретиться в Москве и Минске со всеми, с кем когда-то общался Освальд, — девушками, включая бывшую жену Марину, врачами психбольницы, куда этот «тихий американец» попал после попытки самоубийства, его кураторами из КГБ, товарищами по работе на Минском радиозаводе и т. д. В центре произведения, как и положено, странный персонаж, неврастеник Освальд, гипотетический убийца Кеннеди.
Мы предполагаем, что «Освальд», стилистически похожий на «Мэрилин» и, главное, на «Песнь палача», может рассматриваться как документальный роман, поскольку образность, характерная для этого жанра, присутствует уже в заглавии произведения. Необходимо учитывать, что слово tale имеет также значение «сказка», «басня», «рассказ», не обязательно правдивый. В книге действительно масса рассказов простых людей об Освальде. Находясь в преклонном возрасте в момент общения с автором книги, они повествуют, главным образом, о своей жизни, в которой промелькнул убийца Кеннеди, так и оставшийся загадкой. Эта тема также обозначена в заглавии: An American Mystery. На основе этого у Н. Мейлера складывается собственный взгляд, который также выражен на страницах романа. Писатель объясняет намерения «понять Освальда и ответить на вопрос, действительно ли он убил
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | N» 1
президента, и если убил, совершил ли он это по собственной воле или как часть тайного замысла» [5].
Таким образом, работы Н. Мейлера, заявившие себя как биографии, проявляют существенные признаки художественного произведения. Более сложную структуру представляют собой романы писателя, в которых присутствует отчетливое биографическое начало.
Как уже указывалось, роман «Призрак проститутки» изображает становление личности героя, но не это является первостепенной задачей автора, а стремление изобразить американскую действительность 1960-х гг. События в романе переданы, главным образом, через призму восприятия основного рассказчика, Гарри Хаббарда, с которым также связана тема художника. Именно он посредством написания книги определяет место того или иного события, письма или разговора в структуре романа. Образ Гарри Хаббарда занимает центральное место в произведении. В нем воплотилась актуальная для современной жизни проблема отчуждения, потери традиционных ориентиров, индивидуальной свободы и ответственности личности за свои деяния. В итоге биографическое, а точнее, автобиографическое повествование используется писателем как вспомогательный элемент в фактографическом изображении действительности.
В 1997 г. вышел в свет роман «Евангелие от Сына Божия», в котором Норман Мейлер ведет повествование от лица Иисуса. Это один из первых апокрифических текстов в современной литературе, где главное действующее лицо является рассказчиком, так называемое «Евангелие-автобиография» [6, с. 4]. На наш взгляд, подобное сочетание было выбрано автором, поскольку портрет центрального персонажа отличается от описанного в канонических Евангелиях. Образ Христа у Н. Мейлера достаточ-
но натуралистичен и даже физиологичен, поэтому божественный характер Евангелия сменяется романом, имеющим черты биогра-физма и принимающим форму мнимой автобиографии.
Последнее художественное произведение Н. Мейлера максимально приближено к жанру биографии по замыслу. Рассказчиком является демон средней категории, который, в традициях И. В. Гете и Т. Манна, под началом Сатаны ведет фюрера, задолго до его | рождения, к власти и повествует о самых \ страшных предпосылках создания им нацис- | тской теории. Работая с маленьким Адольфом, бес насыщает его жизнь событиями, искажающими сознание, вторгается в его сны, внушает ему чувство исключительности, всевозможные амбиции и жажду власти. Вся эта банальность зла, по мнению автора, объясняет природу такого человека, как Гитлер. Создав своеобразную пародию на исторический роман, хронику и беллетризован-ную биографию, писатель изображает в этой работе гротескную и фантастическую картину бытия.
Таким образом, можно сделать вывод, что Норман Мейлер всегда использовал особый художественный метод, преображая различные формы повествования. Приверженность писателя жанру романа как более актуального способа изображения действительности и возможности использовать для этого писательский вымысел, а чаще домысел отразилась на всех его работах. Использование в разных целях документальных жанров, в частности биографии, подтверждает интерес писателя к человеческой индивидуальности. Этот принцип зародился у него еще в 1960-е гг., когда он написал «Армии ночи. Роман как история, история как роман» — образец так называемого «нового журнализма», положив начало важной тен-денции в развитии американской литературы XX в. в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Генис А. Модернизм как стиль XX века / А. Генис // Звезда. - 2000. - № 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.infoart.udm.ru/magazine/zvezda/nll-20/genis.htm. —
Загл. с экрана.
2. Мейлер Н. Портрет Пикассо в юности / Н. Мейлер. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. -
368 с.
3. Мейлер Н. Мэрилин. Биография / Н. Мейлер // Киноарт. - 2001 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.kinoart.ru/magazine/. — Загл. с экрана.
4. Мейлер Н. Призрак проститутки / Н. Мейлер. - М. : ACT, 2004. - 1104 с.
5. Kakutani М. Books of the Times ; Oswald and Mailer : The Eternal Basic Questions / M. Ka-kutani // New York Times. - 1995. - April, 25 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.query.nytimes.com/gst/fullpage.html. — Загл. с экрана.
6. Kermode F. Advertisements for Himself / F. Kermode // The New York Times Book Review. -
1997. - May, 15. - P. 4, 6-8. Поступила 25-09.09.
«Финно-угроведение. Филологические науки»
145