A.V. SHUKAYEVA
BANKRTPUCY OF PENAL ENUERPRISES
А.В. ШУКАЕВА (Академия ФСИН России)
СПЕЦИФИКА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ УИС
Банкротство предприятий в условиях развитой рыночной экономики считается нормальным явлением. В условиях экономической трансформации процесс банкротства обладает специфическими особенностями, а социальные его последствия особенно опасны для общества. В таких условиях важно исследовать различные характеристики кризисного состояния предприятия, чтобы при правильной оценке, структурировании и анализе учитывать их в стратегических и тактических вопросах обеспечения жизнедеятельности компаний.
Предприятия УИС в силу своей специфики в большей степени подвержены экономическим спадам и подъемам, поэтому для своевременного принятия мер по недопущению надвигающегося банкротства необходим всесторонний контроль и анализ их хозяйственной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня (федеральный, субъекта Федерации, местный) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законом.
Нормативное регулирование процедуры и ана-лиза банкротства включает в себя большое количество правовых документов различных уровней: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Рос-
Уголовно-исполнительное право
сийской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»; Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»; Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа»; Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“» и др.
Для прогнозирования банкротства необходимо провести анализ финансового состояния с использованием системы показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность, финансовую устойчивость и рентабельность.
Для такого анализа нами были использованы формы бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу) за 2004-2005 гг. Государственных унитарных предприятий (ГУП) учреждений УЩ 349/13, УЩ 349/5, УЩ 349/6, ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области.
В ходе анализа было выявлено (табл. 1), что наиболее успешное финансовое положение у двух предприятий - это предприятия учреждений УЩ 349/13 и ЛИУ-51, у остальных - положение критическое, и они не смогут восстановить свою платежеспособность в течение полугодия, у них недостаточно средств для финансирования собственного капитала и собственных оборотных средств, они в большом объеме используют привлеченный капитал.
Таблица 1
Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий ГУФСИН России по Свердловской области (2005 г.)
Показатели Значения показателей
УЩ 349/5 УЩ 349/6 УЩ 349/13 ЛИУ-51
Коэффициент абсолютной ликвидности 0 0,085 0,064 0,053
Коэффициент быстрой ликвидности 0,024 0,184 0,377 0,821
Коэффициент текущей ликвидности 0,322 1,047 1,656 1,367
Чистый оборотный капитал -13 050 1 147 32 826 2 074
Коэффициент соотношения запасов и чистого оборотного капитала -0,213 18,22 1,886 1,334
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторскойзадолженности 0,024 0,101 0,35 0,767
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -2,101 0,269 0,388 0,269
Коэффициент восстановления платежеспособности 0,173 75 0,704 75 1,074 0,611 25
Коэффициент автоно мии -0,468 0,232 0,609 0,573
Коэффициент финансовой зависимости 1,468 0,768 0,391 0,427
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала -3,138 3,027 0,643 0,742
Коэффициент маневренности 2,126 0,143 0,467 0,273
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов 0,898 2,965 2,08 1,389
Индекс постоянного актива -1,126 1,086 0,533 0,731
Коэффициент имущества производственного назначения 0,62 0,344 0,885 0,371
Таблица 2
Рейтинговая сравнительная оценка финансового состояния предприятий ГУФСИН России по Свердловской области (2005 г.) по модели Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой
Показатель УЩ 349/5 УЩ 349/6 УЩ 349/7 ЛИУ-51
Уровень Баллы У ровень Баллы У ровень Баллы У ровень Баллы
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,0 0,0 0,085 6,5 0,064 4,0 0,053 4,0
Коэффициент быстрой ликвидности 0,024 0,0 0,184 0,0 0,377 0,0 0,821 12,0
Коэффициент текущей ликвидности 0,322 0,0 1,047 2,0 1,656 11,0 1,367 6,5
Коэффициент финансовой независимости -0,468 0,0 0,232 0,0 0,609 17,0 0,573 11,0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -2,101 0,0 0,269 8,4 0,388 11,0 0,269 8,4
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами -2,211 0,0 0,383 0,0 1,22 15,0 2,749 15,0
Всего - 0,0 - 16Для оценки вер<§яті юсти баї кротст:
А. В. Шукаева
зуются различные методы и модели как российских, так и зарубежных ученых. Результаты анализа показали, что из представленных моделей прогнозирования банкротства реальную ситуацию наиболее точно отражают модель У. Бивера и интегральная балльная оценка финансовой устойчивости Л.В. Донцовой и Н.А. Никифоровой (табл. 2).
В соответствии с планом мероприятий по реализации концепции реформирования ГУП ФСИН России предусматривает изменение существующей организационно-правовой формы государственных унитарных предприятий ФСИН России. Часть из них предполагается преобразовать в центры трудовой реабилитации (более 400 предприятий), другую - в лечебно- и учебнопроизводственные мастерские (около 100), остальные - в федеральные казенные предприятия. В последнюю категорию войдут те предприятия ФСИН России, которые обеспечивали безубыточную работу на протяжении ряда лет и чье финансовое состояние оценивается как стабильное (около 100).
Рассмотрим процесс реформирования на примере предприятий учреждений ГУФСИН России по Свердловской области, анализ деятельности которых был проведен.
Первым этапом реализации концепции стало появление Постановления Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней».
Данным нормативным правовым актом регламентировано списание задолженности ГУП исправительных учреждений по налогам и сборам в бюджеты различных уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней.
Общий объем, подпадающий под списание задолженности, составит около 13 млрд руб. Предусматривается также приостановка обеспечительных мер по взысканию задолженности с предприятий ФСИН России со стороны налоговых органов.
С принятием названного Постановления Правительства РФ можно считать завершенным первый подготовительный этап реформирования промышленного сектора УИС.
Последующее реформирование предприятий ФСИН России в соответствии с одобренной в 2002 г. Экспертным советом при Правительстве РФ Концепцией реформирования промышленного сектора УИС путем ликвидации и организация на базе их имущественного комплекса внебюджетной производственной деятельности учреждений потребует от руководства территориальных органов ФСИН России и подведомственных подразделений принятия всех мер по избежанию процедур банкротства предприятий, сохранению их имущества для обеспечения непрерывности процесса трудовой адаптации осужденных. Одним из важнейших вопросов является сохранение кадрового потенциала при реформировании предприятий системы. Нельзя допустить утраты вольнонаемных кадров, являющихся, как прави-ло, высококвалифицированными специалистами в конкретной отрасли. В данном случае необходим индивидуальный, крайне бережный подход.
Списав задолженность по обязательным платежам, избавившись от непрофильных активов и излишних основных фондов, оптимизировав затраты и штатную численность, промышленный сектор УИС достаточно безболезненно может начинать организацию своей работы в виде внебюджетной деятельности исправительных учреждений в форме центров трудовой адаптации осужденных, лечебно-производственных или учебно-производственных мастерских.
При реорганизации ГУП ФГУ необходимо
Таблица 3
Размеры кредиторской задолженности, списанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы,
а также начисленных на нее пеней»
Вид кредиторской задолженности Предприятия ФСИН России по Свердловской области
УЩ 349/5 УЩ 349/6 УЩ 349/13 ЛИУ-51
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами, в том числе штрафы, пени, тыс. руб. 5 005 12 826 36 124 3 931
Задолженность по налогам и сборам, в том числе штрафы, пени 3 684 20 930 53 547 5 316
Всего 8 689 33 756 8 9671 9 247
составление следующих документов
- уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица;
- уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего);
- сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем;
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица;
- акт приема-передачи имущества ликвидируемого ФГУП;
- справка о сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ;
- уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица;
- ликвидационный баланс;
- акт об уничтожении печатей и штампов и др.
Перед реорганизацией ФГУП будет создана ликвидационная комиссия от ГУФСИН России по Свердловской области для проведения инвентаризации имущества и обязательств, которой должна предшествовать инвентаризация, осуществляемая силами сотрудников реорганизуемого предприятия.
Комиссия полномочна принимать решение о списании безнадежной к взысканию внутрисистемной кредиторской задолженности, в ее компетенцию входит также распределение основных средств, принадлежащих предприятию. Основные средства будут передаваться на баланс учреждения, на внебюджетную деятельность, а также другим ФГУ ГУФСИН России по области. При передаче части основных средств с баланса ФГУП исправительного учреждения на баланс исправительного учреждения убыток от их выбытия может быть отнесен за счет средств добавочного капитала.
Согласно Налоговому кодексу РФ передача
имущества с баланса ФГУП исправительного учреждения на баланс исправительного учреждения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль не облагается.
ФГУП исправительных учреждений, чьи активы не обеспечивают погашение кредиторской задолженности, подлежат ликвидации через процедуру банкротства.
Центр трудовой адаптации осужденных (далее - Центр), или учебно-производственная (трудовая) мастерская, является самостоятельным структурным подразделением учреждения, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляющим реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства.
Структура и штаты Центра (мастерской) утверждаются начальником территориального органа ФСИН России по представлению начальника учреждения в соответствии с установленными нормативами, структурами и штатами. Центр (мастерскую) возглавляет директор, который непосредственно подчиняется начальнику учреждения и является его заместителем. Реформирование предприятий ИУ не предусматривает оставления в штатах аттестованных сотрудников, содержащихся за счет средств производства. Численность аттестованного персонала Центра должна быть приведена в соответствие с согласованными лимитами численности, установленными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы». При переводе вольнонаемных сотрудников в Центры с особыми условиями хозяйственной деятельности повышающий коэффициент к их заработной плате устанавливается в размере 1, 4.
Учреждение, организуя работу Центра (мастерской), осуществляет самостоятельную предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации и целям и задачам учреждения. Учетная политика по внебюджетной деятельности Центра разрабатывается и утверждается начальниками ИУ в соответствии с ПБУ 1/98. Бухгалтерская отчетность ведется в соответствии с действующим законодательством.