Следующий этап мастер-класса -проведение с «родителями» техники на запоминание с использованием мнемотаблицы. Это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти
последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать. Предложенные взаимосвязанные рисунки позволяют быстро и качественно запомнить стихотворение и воспроизвести его. За основу мы взяли стихотворение А. Усачева «Приветствия».
Для поднятия настроения в завершающем этапе мастер-класса флэшмоб «Скажем друг другу до свидания». Движения тела, приятная музыка, работа в группе способствует избавлению от эмоциональных зажимов, повышает мышечный тонус, поднимает настроение, а также способствует формированию положительного образа «Я». В
завершении работы участники подарят друг другу положительные эмоции и заряд энергии.
Организация и проведение мастер-класса по данной проблеме способствовала не только актуализации и систематизации опыта по данному вопросу, но и позволило студентке совершенствовать умение в целеполагании, планировании, организации и проведении игровой деятельности, владение аудиторией, совершенствовании умения техники речи, формы работы с родителями.
Участие в конкурсе WorldSkills предшествовала подготовительная работа по всем конкурсным заданиям, которая осуществлялась преподавателями
колледжа. Участие в конкурсе помогает развить профессиональные навыки и дает большой опыт, что является важным пунктом в нашей профессиональной сфере.
Список литературы
1. Чемпионат рабочих специальностей по стандартам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldskills.ru
2. World Skill Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа:- http://wsr.istu.ru
3. Подготовка и проведение региональных чемпионатов по стандартам WorldSkills обучающихся профессиональных образовательных организаций [Текст]: метод. рекомендации/авт.-сост.: А.Ю. Казаков, В.А. Овчинников.-Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2015.-122с.
УДК 159.923.2
СПЕЦИФИКА АУТОСИМПАТИИ УЧАЩИХСЯ-ПЕРФЕКЦИОНИСТОВ
НовгородоваЕ.Ф., 2016
Балтийский федеральный университет им. И.Канта, аспирант кафедры психологии, Калининград
Аннотация: В статье анализируются особенности взаимоотношений аутосимпатии и перфекционизма современной молодежи. Приводятся результаты эмпирического исследования на обширной выборке учащихся (п = 628). Данные подвергались корреляционному и регрессионному анализу. Обнаружены достоверные взаимосвязи между измеряемыми признаками. Проанализирован вклад объективных (половая принадлежность, возраст и уровень приобретаемого образования) и субъективных (параметры перфекционизма) переменных в предсказание аутосимпатии молодежи. Обсуждаются потенциальные возможности прикладного использования результатов исследования. Ключевые слова: перфекционизм, самопринятие, самообвинение, учащиеся, молодежь.
Постановка научной проблемы
Затянувшаяся пропаганда
конкурентных отношений в сфере образовательных услуг приводит к закономерному нарастанию перфекционизма учеников и их последующей дезадаптации (Н.Г. Гаранян, М.В. Москова, П.М. Тарханова, P. Hewitt, R. Frost, J. Stoeber и др.). Современные молодые люди, сталкиваясь с
проблемами идеологии, пытаются взять на себя обязательство «быть лучшими из лучших» (Б. Ericson, ^ ^г^у). Одним из возможных последствий этого стремления индивида соответствовать высшим стандартам является формирование негативного мнения о себе [1, 3, 5].
Замечено, что самоотношение активно защищается личностью, при этом наиболее
важным для человека является предохранение себя от антипатии [8]. Субъект может жертвовать истинностью образа Я, чтобы не допустить явной, сознаваемой неприязни к себе. Согласно концепции В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, аутосиматия имеет биполярную структуру, отражающую готовность индивида к дружественным или враждебным действиям по отношению к своему Я. Позитивный полюс содержит одобрение себя и доверие к своему внутреннему миру. Негативный антипод объединяет видение в себе преимущественно недостатков и вынесение самоприговоров. Авторы конкретизируют эти противоположно направленные тенденции как «самопринятие» и «самообвинение».
В современной науке самообвинение постулируется как фактор,
дестабилизирующий развитие субъекта. Так профессиональная литература содержит анализы данного феномена как форму суицидального поведения (О.В. Бойко, И.А. Погодин) и депрессивного расстройства мышления (А.А. Дроздов, В.А. Жмуров, Г.К. Ушаков). Следовательно, болезненная самокритика, преувеличение значимости своих промахов и убежденность в неизбежности наказания за допущенные ошибки способны спровоцировать аутоагрессивное поведение и стойкие патологические заблуждения индивида.
Самопринятие же рассматривается мировым научным сообществом как мощный внутриличностный ресурс. Так иностранные психологи включают его в структуру самоактуализации (A. Maslow), оптимального функционирования (С. Rogers), зрелости (G. Allport), развития личности (E. Erickson), психологического благополучия (C. Ryff) и психического здоровья (M. Jahoda) [6]. Российские ученые ассоциируют принятие себя с саморазвитием (В.Г. Маралов), личностным ростом (С.Л. Братченко и М.Р. Миронова), готовностью к изменениям (С.В. Яремчук), механизмом разрешения психологических проблем (А.Б. Орлов), детерминантой эмпатии и принятия других (С.М. Колкова).
В то же время, существует мнение о том, что сам по себе высокий уровень самопринятия еще не обеспечивает успешное функционирование личности в социуме, он
Описательные статистики измеряемых п
должен одновременно сочетаться с выраженным стремлением к
самосовершенствованию [12]. Феномен принятия себя, рассматриваемый
изолированно, вне связи с идеей совершенствования себя, является
недостаточным для построения психологии зрелой личности [17]. Поэтому целесообразно анализировать самопринятие во
взаимодействии со стремлением к совершенствованию своего Я, которое концентрированно представлено в явлении перфекционизма личности [19].
Результаты исследовательских работ современных авторов содержат неоднозначные сведения о характере взаимоотношений этих феноменов. Если самопринятие россиян стабильно отталкивается и от высоких стандартов качества [15, 16], и от стремления соответствовать ожиданиям значимых лиц [11, 14, 18], то самообвинение коррелирует с Я-ориентированным перфекционизмом как прямо [9, 16], так и обратно [13]. Безусловно, обнаруженные противоречия задают перспективы для дальнейшей научной работы.
Методы исследования
Нами было проведено эмпирическое исследование на выборке из 628 респондентов в возрасте от 16 до 22 лет (средний возраст 18,1±1,8). Среди них 310 юношей и 318 девушек. Выборку составили: 134 старшеклассника, 268 учащихся техникумов и колледжей, а также 226 студентов университетов.
Диагностика перфекционных тенденций осуществлялась «Многомерной шкалой перфекционизма», позволяющей определять характер соотношения трёх его составляющих (ориентированного на себя, ориентированного на других и социально-предписанного перфекционизма) [10]. Измерение
аутосимпатии производилось посредством «Опросника самоотношения»,
предполагающего выявление двух его противоположных компонентов (самопринятие и самообвинение) [7].
Данные обрабатывались с
использованием пакета статистических программ IBM SPSS Statistics 19. Применялись корреляционный (^-критерий Спирмена) и регрессионный анализы данных.
Анализ результатов ов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Описательная статистика
Переменные Min Max M Sd
Самопринятие 0 7 5,02 1,44
Самообвинение 0 8 4,05 1,74
Перфекционизм, ориентированный на себя 18 105 67,59 14,99
Перфекционизм, ориентированный на других 15 93 54,11 10,98
Социально-предписанный перфекционизм 19 105 55,58 10,90
Поскольку вопрос о связи параметров перфекционизма и аутосимпатии остается спорным, эмпирические массивы данных были подвергнуты корреляционному анализу. Результаты (таблица 2) свидетельствуют об отсутствии сколь-нибудь значимых
взаимосвязей Я-ориентированного
перфекционизма как с самопринятием, так и с самообвинением. Следовательно,
взыскательная самодетерминация не сопряжена ни с предоставлением молодежью себе права быть собой, ни с их концентрацией на ошибках.
Таблица 2
Значимые корреляции показателей перфекционизма и аутосимпатии учащихся
Переменные Самопринятие Самообвинение
Перфекционизм, ориентированный на себя
Перфекционизм, ориентированный на других -0,088*
Социально-предписанный перфекционизм -0,252** 0,195**
Корреляции значимы при: * p<0,05, ** p< 0,01
Также были найдены статистически достоверные прямые взаимосвязи
самообвинения с социально-предписанной формой целеполагания (значимо при p< 0,01). Следовательно, убежденность индивида в предвзятости окружающих прямо
пропорциональна их уничижительной самокритике.
Самопринятие респондентов
отталкивается от ориентированного на других (значимо при p< 0,05) и социально-предписанного (значимо при p< 0,01) перфекционизма. Это позволяет рассуждать о том, что претензии к другим людям или ожидание предвзятого отношения со стороны окружающих способны значительно снизить уровень признания своей истинной сущности. Возможен и обратный, более оптимистичный алгоритм - принятие себя позволит реалистичней и позитивней воспринимать посторонних лиц.
Итак, наиболее тесная связь выявлена между обследованными аспектами
аутосимпатии и восприятием ожиданий
окружающих как завышенных (обе связи значимы при p< 0,01), что характеризует социально-предписанную форму
перфекционизма как наиболее
разрушительную для отношения к собственному Я.
Хотя корреляционный анализ данных убедительно демонстрирует согласованность измеряемых признаков, остается не очевидной роль перфекционизма в прогнозировании самопринятия и самообвинения испытуемых. Поскольку мы предполагаем, что аутосимпатия не только связана, но и зависит от перфекционизма личности, далее был проведен множественный регрессионный анализ для определения степени детерминированности переменных. В итоге были высчитаны значимые (р<0,000) и информативные регрессионные модели: они объясняют более 30% вариативности каждого из аспектов аутосимпатии учащейся молодежи (таблица 3).
Таблица 3
Детерминанты аутосимпатии учащихся
Константа Предикторы ß p Статистика модели
Самопринятие Пол -0,063 0,104 R2 = 0,311
Возраст 0,113 0,034 p = 0,000
Образовательный уровень -0,119 0,026
Перфекционизм, ориентированный на себя 0,158 0,000
Перфекционизм, ориентированный на других -0,047 0,263
Социально-предписанный перфекционизм -0,287 0,000
Самообвинение Пол 0,235 0,000 R2 = 0,319 p = 0,000
Возраст 0,013 0,807
Образовательный уровень 0,003 0,962
Перфекционизм, ориентированный на себя -0,044 0,285
Перфекционизм, ориентированный на других -0,081 0,052
Социально-предписанный перфекционизм 0,261 0,000
Кодирование пола: 1 - мужской, 2 - женский.
Итоги проведенного анализа демонстрируют, что самопринятие
респондентов позволяют спрогнозировать: старший возраст (в = 0,113, значимо при р < 0,034), низкий образовательный уровень учащихся (в = -0,119, значимо при р < 0,026), высокие стандарты деятельности (в = 0,158, значимо при р < 0,000) и отказ от необходимости отвечать внешним ожиданиям (в = -0,287, значимо при р < 0,000). При этом именно перфекционное мышление оказывает наиболее значительное влияние (р < 0,000) на отношение молодежи к собственному Я. В то время как самообвинение оптантов предсказывают принадлежность к женскому полу (в = 0,235, значимо при р < 0,000) и стремление соответствовать стандартам других людей (в = 0,261, значимо при р < 0,000).
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:
- Способность принимать себя такими, такие они есть, молодые люди обретают по мере взросления и при следовании значительным эталонам в жизнедеятельности;
- Снижаются возможности индивида к принятию образа Я с повышением академических стандартов и стремления отвечать требованиям внешнего окружения;
- Обвинениям в адрес собственного Я подвержены девушки и люди, убежденные в значимости соответствия ожиданиям референтных лиц.
Заключение
Результаты проведенной научно-исследовательской работы обладают обширным прикладным потенциалом в связи с
открывающимися возможностями к саморазвитию современной личности путем содействия ее самопринятию [20]. Идея о том, что ключом к оптимизации перфекционизма является принятие себя, не раз обсуждалась мировым научным сообществом. Так шведский ученый Lars-Gunnar Lundh утверждает, что все человеческие мотивы пронизаны более или менее перфекционными стремлениями и работа по развитию принятия себя и других является более чем актуальной, позволяющей повысить качество жизни и обеспечит доступ к позитивным эмоциям [4]. Мировой лидер в научной разработке проблем перфекционизма Paul Hewitt уделяет преимущественное внимание
предшественнику данного стиля мышления -желанию принятия, поскольку считает, что именно эта межличностная потребность движет поведением перфекционистов [2]. Ann Smith также считает, что для устранения корня перфекционных проблем необходимо выявить и принять свою сущность. Автор полагает, что чувство достоинства современников напрямую зависимо от достигнутых успехов и рассматривает перфекционизм как компенсаторную попытку преодолеть болезненные переживания из-за отсутствия любви и уважения к себе [5]. Итак, принятие своего не совершенства позволит учащимся-перфекционистам толерантно относиться к своим и чужим изъянам, отказаться от необходимости отвечать ожиданиям других людей, эффективно выстраивать
межличностные отношения, а также предоставить себе право быть самим собой.
Список литературы:
1. Antony M.M., Swinson R.P. When Perfect Isn't Good Enough: Strategies for Coping with Perfectionism. Oakland: New Hurbinger Publications, 2009.
2. Benson E. The many Faces of Perfectionism // Monitor of Psychology. - 2003. - V. 34. - № 10. -P. 18-20.
3. Lowdon R. Perfectionism and Acceptance: Perspective Taking and Implicit Beliefs. PhD dissertation. Edinburgh, 2011.
4. Lundh L.-G. Perfectionism and Acceptance // Journal of Rational-Emotive & Cognitive Behavior Therapy, 2004. V. 22. №. 4. P. 255-269.
5. Smith A. W. Overcoming Perfectionism: Finding the Key to Balance and Self-Acceptance. -Health Communications, Inc. - 2013. - 240 p.
6. Williams J.S., Lynn S.J. Acceptance: an Historical and Conceptual Review // Imagination, cognition and personality. 2011. V. 30. № 1. P. 5-56.
7. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2009.
8. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
9. Бородина В.Н., Ашрафбекова А.Х. Взаимосвязь перфекционизма и самоотношения одаренных старшеклассников // Вестник педагогических инноваций. 2016. №1. С. 84-89.
10. Грачёва И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. №6. С. 73-81.
11. Жебрун Я.О. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму // Вестник Бурятского университета. 2010. №5. С. 36-38.
12. Киселёва Е.П. Самопринятие и стремление к самосовершенствованию субъектов образовательного процесса как фактор детерминации направленности учебной мотивации студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2008.
13. Комиссарова Л.Г. Особенности самоотношени студентов с Я-ориентированным перфекционизмом // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. №5. С. 46-51.
14. Ларских М.В. Особенности структуры самоактуализации у лиц с конструктивными и деструктивными типами перфекционизма // Практическая медицина. 2014. №2. С. 74-78.
15. Малкина-Пых И.Г. Исследование самоактуализации и перфекционизма в структуре личности // Мир психологии. 2010. № 1. С. 208-217.
16. Новгородова Е.Ф. Взаимосвязь отношения к себе и стремления к самосовершенствованию студентов высшей школы // Высшее образование сегодня. 2014. №7. С. 55-59.
17. Рогожникова С.М. Взаимодействие самопринятия и тенденции к самосовершенствованию как фактор развития коммуникативной компетентности педагога: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2002.
18. Сибиряков Е.С. Эмпирические корреляты перфекционизма // Мерлинские чтения. Индивидуальность человека: взгляд молодых ученых. Отв. ред Ф.В. Дериш. 2014. С. 45-47.
19. Талаш Е.Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. - 2012. - №11. С. 79-87.
20. Яремчук С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи: монография. - М.: Научная мысль, 2015. 142 с.