Научная статья на тему 'Специфичность информации, необходимой для розыска транспортных средств и подозреваемых лиц при расследовании отдельных видов и групп преступлений'

Специфичность информации, необходимой для розыска транспортных средств и подозреваемых лиц при расследовании отдельных видов и групп преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришин Олег Анатольевич, Гумеров Камиль Ренатович

Статья посвящена проблемным особенностям закономерностей процесса расследования преступлений, связан-ных с необходимостью розыска транспортных средств (ТС) и установления личности подозреваемых лиц, а также специфичности данной группы преступлений обусловленной их латентностью и повышением эффективности работы по выполнению задач расследования и раскрытию подобных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришин Олег Анатольевич, Гумеров Камиль Ренатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфичность информации, необходимой для розыска транспортных средств и подозреваемых лиц при расследовании отдельных видов и групп преступлений»

O.A. Гришин, K.P. Гумеров*

СПЕЦИФИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ РОЗЫСКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ЛИЦ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ И ГРУПП ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Статья посвящена проблемным особенностям закономерностей процесса расследования преступлений, связан-ныгх с необходимостью розыска транспортных средств (ТС) и установления личности подозреваемых лиц, а также специфичности данной группы преступлений обусловленной их латентностью и повышением эффективности работы по выполнению задач расследования и раскрытию подобных преступлений.

В числе основных задач, возлагаемых на органы внутренних дел согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. №1039, являются разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов движимого и недвижимого имущества независимо от форм собственности.

Борьба с преступными посягательствами на транспортные средства (ТС) и хищениями из них в настоящее время приобрела актуальный характер и является одной из трудноразрешимых проблем. В течение последних десяти лет, как показывает анализ статистических данных, количество противоправных посягательств только на автотранспортные средства в России увеличивается с каждым годом примерно в 2,5 раза. Вместе с тем наблюдается крайне низкий уровень их возврата владельцам — в среднем в пределах 20%.

В настоящее время, наряду со «старыми» способами неправомерного завладения ТС и проникновения в него, широко используются достижения высоких технологий, берутся на вооружение научные знания психологии поведения человека. В связи с тем, что в настоящее время даже автотранспортные средства по своей конструкции, техническому и компьютерному оснащению становятся сродни авиалайнерам и на них применяют инжекторные двигатели с впрыском топлива и использованием бортовых компьютеров управления двигателем, навигационных компьютеров и других систем управления автомобилем, а также современных систем сигнализации, охранных систем, противоугонных средств, то и преступники для завладения подобным ТС должны обладать соответствующими знаниями и умениями. Это обусловли-

* © Гришин O.A., Гумеров K.P., 2007

Гришин Олег Анатольевич — кафедра криминалистики Самарского филиала Саратовского юридического института МВД России

Гумеров Камиль Ренатович — кафедра физического воспитания и спорта Самарского филиала Саратовского юридического института МВД России

вает рост образовательного уровня преступников (от «примитивных» до квалифицированных, с высшем образованием и специальными знаниями в различных областях науки и техники). Преступники в своей незаконной деятельности для установления контакта и доброжелательных отношений с будущим потерпевшим, для вхождения в доверие, а также с целью оказания влияния на его поведение используют и так называемый «цыганский» гипноз, и нейролингвистическое программирование, и другие возможности наук, тем или иным образом связанные с психологией.

Специалистами прогнозируется рост преступлений, связанных с неправомерным завладением автотранспортными средствами, в связи с огромной, неудовлетворенной потребностью внутреннего рынка в автомашинах престижных марок импортного производства. И это с учетом того, что в настоящее время в различных городах на территории России наблюдается активный рост промышленных мощностей по производству автомобилей как российского, так и импортного модельного ряда. Так, в 2004 году в России было произведено свыше 1000000 легковых автомобилей, причем свыше 700000 на АвтоВАЗе, около 30000 «Фордов» во Всеволжске, свыше 15000 автомобилей К1А и т.д. За первое полугодие 2006 года было продано 853786 легковых автомобилей. В городах находится огромное количество транспортных средств. Так, например, в Москве в 2004 году на учете стояло около 3000000 легковых автомобилей, и это не считая других видов транспорта. Наличие такого количества автомобилей и расширяющегося прогресса в автомобильной промышленности показывает необходимость совершенствования как предупредительных мер неправомерного завладения автотранспортными средствами, так и процесса расследования преступлений.

О необходимости скорейшей разработки и принятия предупредительных мер доказывают глобальные последствия терроризма с использованием различных видов транспортных средств, что подтверждается трагедиями в различных частях света.

Проведенный нами анализ уголовных дел и информация, полученная из результатов анкетирования в десяти регионах практических работников (следователей, работников дознания, экспертов), связанных с установлением транспортных средств и личностей их владельцев, а также подозреваемых в совершении отдельных видов и групп преступлений, позволили установить некоторые закономерности проблем процесса расследования преступлений с целью розыска ТС.

Специфичность данной группы преступлений обуславливает и причины их латентности.

- Подавляющее большинство краж автотранспорта совершаются постоянными группами преступников. Однако доказательство преступной деятельности всей иерархической цепочки преступной группы установить не удается, и в суд направляются уголовные дела по обвинению лишь одного члена группы, в то время как остальные участники продолжают свою преступную деятельность и в некоторых случаях осуществляют возврат похищенного автотранспорта потерпевшим за денежное вознаграждение (примерно 30 % от

основной стоимости). При возвращении ТС ущерб, причиненный преступлением, компенсируется, и работа по установлению лиц, причастных к совершенному преступлению, прекращается.

- Транснациональный и этнический характер криминального автобизнеса, причем поставленный на профессиональный уровень с научно-технической подготовкой в специально оборудованных подпольных школах, а также взаимодействие между транснациональными, этническими преступными группами на разных стадиях различных преступлений, каким-либо образом связанных с транспортными средствами.

- Возможность преступников нейтрализовать любые противоугонные средства и сигнализации.

- Множество вариантов сбыта похищенного транспорта, например, реализация на рынках по поддельным документам, и после перебивки номеров узлов и агрегатов; продажа запчастей после предварительной разборки; переоборудование узлов номерных агрегатов ТС и его кузова на легальные номера.

- Появление нетрадиционных целей противоправных завладений ТС, например его разукомплектования с целью восстановления запчастей и их контрафактной реализации с использованием поддельных упаковок [1. С.18] или разукомплектования, для налаживания технологических процессов для непосредственного подпольного производства контрафактных запчастей, не отличающихся надежностью и безопасностью в эксплуатации, что подтверждается крушениями с многочисленными жертвами и их последующей реализации с незаконным использованием товарного знака, знака обслуживания [2. С.68] и т.д.

- Устойчивая тенденция перегона похищенного автотранспорта в страны ближнего зарубежья.

- Неэффективность систем проверки ввозимого и вывозимого (въезжающего и выезжающего) автотранспорта на таможне и отсутствие в некоторых случаях его регистрации.

- В связи с появлением на территории России сборочного производства многих европейских, японских, китайских, корейских и других иномарок появляются новые и усовершенствуются старые способы легализации транспортных средств. Такие, например, как возможность оформить на пригнанный из заграницы автомобиль документы непригодного для эксплуатации или продажи автомобиля российской сборки с установкой номеров с соответствующих агрегатов и кузова, что обнаружить практически невозможно.

- Одной из негативных причин, затрудняющих ход раскрытия преступных завладений ТС, является продолжительный период времени между совершением преступления и временем реагирования на совершенное деяние.

- Неполное, формальное проведение первоначальных следственно-оперативных мероприятий.

- В большинстве случаев меры по установлению очевидцев происшедшего не принимаются, направление движения ТС не устанавливается, следы преступления, в том числе и детали транспортных средств [6. С. 288], не фиксируются и не изымаются, в результате утрачивается доказательственная база.

- Отмечается недостаточная внимательность нарядов ДПС.

- Статистика показывает, что похищенные ТС сразу же укрывается недалеко от места преступления в отстойнике (в гаражных массивах, станциях технического обслуживания и т.д.), при этом они осматриваются недостаточно полно, а в некоторых случаях не осматриваются совсем.

- Недостаточная организация обмена информацией между службами, осуществляющими поиск ТС.

- Недостаточно выявляются гаражи, сдаваемые в аренду, гаражи, в которых производятся ремонтные работы ТС, и лица, осуществляющие их.

- Мошенничество в сфере автострахования (например, инсценировка угона собственного автомобиля; поджог автомобиля; инсценировка повреждений (например, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) или форс-мажорных обстоятельств); заключение договора страхования «задним числом», т. е. после совершения страхового случая; провокация ДТП с застрахованными ТС; преувеличение ущерба причиненного ТС в результате страхового случая; преувеличение стоимости ТС при заключении договора страхования; страхование в нескольких страховых компаниях, причем включая ближнее и дальнее зарубежье; наличие договора страхования ТС в одной страховой компании, тогда как страховой случай происходит в отношении постороннего ТС с участием застрахованного и т.д.

С целью повышения эффективности работы и выполнения задач расследования, по нашему мнению, необходимо провести следующие мероприятия.

- Обеспечить четкое взаимодействие всех служб и подразделений ОВД в осуществлении оперативно-розыскной деятельности по предупреждению, раскрытию и расследованию преступных посягательств на автотранспортные средства.

- В некоторых случаях обстановка на месте происшествия, зафиксированная в протоколе, является единственным источником первоначальных сведений, необходимых для выдвижения версий и их проверки [5. С. 10], в связи с чем с целью повышения эффективности расследования необходимы своевременный выезд и осмотр места происшествия (как основной, так и дополнительный, повторный [4. С. 16]), расследование по «горячим следам», своевременная информация о совершенных преступлениях и приметах преступников.

- Учет следов транспортных средств согласно их классификации по месту локализации [3. С. 12].

- В борьбе с мошенничеством в области автострахования необходимо активно внедрять инженерно-техническую прочностную экспертизу, позволяющую воссоздать первоначальную обстановку ДТП по остаточным деформациям ТС, полученным в результате происшествия.

- Использование генетических исследований следов биологического происхождения (следы вещества, микрообъекты, например кровь, слюна, волосы и т.д.), содержащих ДНК человека, позволяющее идентифицировать человека практически со 100 % вероятностью, что часто бывает единственной возможностью установить личность преступника и доказать его причаст-

ность к преступлению. Успешная работа следователя невозможна без специального информационного обеспечения [7. С. 136], в связи с чем назрела необходимость формирования банка генетических учетов и создания массива данных ДНК-следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, а также раскрытых преступлений и установленных личностей преступников.

- Предоставлять с заводов-изготовителей масштабные изображения автотранспортных средств (в оцифрованном виде) и их модификации, а также данные по фарам и светоотражательным стеклам, по дискам и шинам колес, тюнинговым фирмам в экспертные центры. К тому же речь идет об издании специализированного журнала, в котором периодически будут публиковаться своевременная информация о новых моделях ТС, видах протекторов, фарных рассеивателей, а также масштабные изображения автомобилей. Например, в Германии регулярно публиковали в журнале «Verkehrsunfall und Fahrzeugtechnik» ТС в различных масштабах.

- Необходимо регистрировать все транспортные средства, прибывающие на территорию России, независимо от времени нахождения.

- Откатка протекторов шин колес автотранспортных средств при техосмотрах и аккумулирование информации в экспертных центрах для своевременного раскрытия преступлений, совершенных с использованием транспортных средств, для розыска похищенных ТС или скрывшихся с места происшествия (например, ДТП), для установления места регистрации и места нахождения транспортного средства, используемого, например, для совершения хищения нефтепродуктов, а также для решения одной из важнейших задач расследования — установления информации о личности возможного подозреваемого и владельца ТС с последующим их розыском.

- Необходимо создание Единой базы данных по транспортным средствам, находящимся на территории России (выпущенных на предприятиях, похищенных, зарегистрированных, включая ввозимый и въезжающий автотранспорт, а также утилизированный). По информации из этой базы данных, например, появляется возможность в числе зарегистрированных автотранспортных средств выявлять те, которые не выпускались заводами-изготовителями, т.е. с большой степенью вероятности имеющие криминально измененные номера агрегатов.

- Создание в рамках Единой базы данных транспортных средств информации по совокупности установленных номерных агрегатов на ТС различных марок, что даст возможность установить ТС с перебитыми номерами агрегатов или кузова.

- Создание международной Единой базы данных по транспортным средствам, совокупности номерных агрегатов, а также данным владельцев с лицами, имеющими доверительное управление, страховых компаний и т.д.

- Установить обязательный контроль за уничтожением документов на утилизированный автотранспорт и обязательной утилизацией автотранспорта, не пригодного для эксплуатации. Урегулировать данное направление на законодательном уровне.

- Вносить в базы данных информацию не только о владельце, но и лицах, которым выдается доверенность на правоуправление данным ТС.

- При использовании КПК, смартфонов и методов одновременной проверки различного вида информации по Единой базе данных значительно повысится возможность обнаружения похищенного автотранспорта, например, при проверке автомобиля, остановленного на посту инспекторами ГАИ либо экипажем ГИБДД на автомобиле, оборудованном ноутбуком с соответствующим программным обеспечением.

- Оснащение автомобиля «черным ящиком», регистрирующим характеристики движения (скорость перемещения, обороты, расход топлива и др.), а также фиксирующим траекторию и маршрут движения ТС (например, при дорожно-транспортных происшествиях или при необходимости обнаружения похищенного ТС и т.д.) с помощью GPS . В настоящее время отмечается заметное увеличение мошенничества в сфере автострахования. Например, когда автомобиль вначале продается, а затем, когда он уже пересек границу России, недобросовестный продавец заявляет об угоне с целью получения страховой суммы. Профилактика и раскрытие подобных преступлений возможны с помощью установления «черных ящиков» на ТС с помощью разработанной российскими учеными космической системы автономного и независимого функционирования — «Глонас». Статистика показывает, что за 7 месяцев 2004 года в Москве и Московской области совершен 151 угон, из них возвращен 141 автомобиль, оборудованный радиопоисковыми и спутниковыми системами слежения и обнаружения.

- Одной из причин большого количества похищаемого автотранспорта является несовершенство законодательной базы. Для сравнения, например, в Узбекистане за угон ТС преступник может получить наказание в виде пятнадцати лет лишения свободы, у нас же до двух лет, причем, как часто бывает, дело не доходит до суда или наказание не связано с лишением свободы. За совершение аналогичных преступлений на территории других стран преступники подвергаются судами более суровым наказаниям. К примеру, в США члены преступных группировок были бы осуждены по принципу сложения наказаний к нескольким десяткам лет лишения свободы. Статистика показывает, что строгое наказание в Казахстане сократило число угонов до 70 автомашин в год, тогда как на территории России ежедневно совершается до 400 краж только автомобильного транспорта и в настоящий момент в розыске числится более 200000 автомашин.

Надеемся, что совершенствование нормативно-правовых актов действующего законодательства, улучшение материального и социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов, тесное взаимодействие с другими правоохранительными органами и заинтересованными государственными учреждениями России и других стран приведет к сокращению преступных посягательств на транспортные средства.

GPS — это радиосистема, которая определяет местоположение ТС с помощью навигационных спутников. Данные системы обеспечивают круглосуточную информацию о трехмерном положении, скорости и времени для пользователей, обладающих соответствующим оборудованием и находящихся на или вблизи земной поверхности.

Библиографический список

1. Гришин, O.A. Некоторые особенности выявления и предупреждения неправомерных завладений транспортными средствами / O.A. Гришин // Законодательство России : проблемы теории и практики применения : сб. науч. статей. — Вып. 3. — Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2006.

2. Гришин, O.A. Методика расследования незаконного использования товарного знака / O.A. Гришин // Общество и безопасность. — 2006. — №6(45). — С. 67 — 70.

3. Гришин, O.A. Следы транспортных средств как источник информации для розыска и установления транспортных средств, используемых при хищении энергоносителей / O.A. Гришин // Новое в законодательстве России : проблемы теории и практики применения : сб. науч. статей. — Вып. 2. — Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2005.

4. Дворкин, A. И. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под ред. A.^ Дворкина. — М.: Экзамен, 2006. — 637 с.

5. Иванов, ЛА. Следственный осмотр при расследовании транспортных происшествий / Л. A. Иванов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — 155 с.

6. Колдин, В. Я. Вещественные доказательства: Информационные технологии процессуального доказывания / под общ. ред. В.Я. Колдина. — М.: НOPМA, 2002. — 768 с.

7. Мозяков, В. В. Руководство для следователей / под общ. ред. В.В. Мозякова. — М.: Экзамен, 2005. - 912 с.

Статья принята в печать в окончательном варианте 13.12.2006 г.

O.A. Grishin, K.R. Gumerov

THE SPECIFIC INFORMATION NECESSARY FOR LOCATING MEANS OF TRANSPORT AND SUSPECTED PERSONS IN THE INVESTIGATION OF SOME KINDS AND GROUPS OF CRIMES

This paper is devoted to the specific conformity with laws in the process of investigating crimes connected with the necessity of locating means of transport and identifying suspects as well as the specific characteristics of this group of crimes caused by their latentness and rising effectiveness of work directing at solving and investigating such kind of crimes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.